М. Е.
Салтыков-Щедрин — сатирик
В России каждый
писатель воистину и резко индивидуален.
М. Горький
Каждый из
великих писателей национальной литературы занимает в ней свое особое, только
ему принадлежащее место. Главное своеобразие М. Е. Салтыкова-Щедрина в русской
литературе заключается в том, что он был и остается в ней крупнейшим
представителем социальной критики и обличения. Островский называл Щедрина
“пророком” и ощущал в нем “страшную поэтическую силу”.
Салтыков-Щедрин
выбрал, как мне кажется, самый сложный жанр литературы — сатиру. Ведь сатира —
это вид комического, наиболее беспощадно высмеивающий действительность и, в
отличие от юмора, не дающий шанса на исправление.
Писатель
обладал даром чутко улавливать самые острые конфликты, назревающие в России, и
выставлять их напоказ перед всем русским обществом в своих произведениях.
Труден и
тернист был творческий путь сатирика. С ранних лет вошли в его душу жизненные
противоречия, из которых впоследствии и выросло могучее дерево щедринской
сатиры. И я думаю, что пушкинские строки “сатиры смелый властелин”, сказанные в
“Евгении Онегине” о Фонвизине, можно смело переадресовать Салтыкову-Щедрину.
Наиболее
пристально Щедрин исследовал политическую жизнь России: взаимоотношения между
различными классами, угнетение крестьянства высшими слоями общества.
Беззаконие
царской администрации, ее расправы, чинимые над народом, прекрасно отражены в
романе “История одного города”. В нем Салтыков-Щедрин предсказал гибель русского
самодержавия, ощутимо передал нарастание народного гнева: “Север потемнел и
покрылся тучами; из этих туч нечто неслось на город: не то ливень, не то
смерч”.
Неизбежное
падение царского режима, процесс разрушения не только политических, но и
моральных его устоев наглядно изображены в романе “Господа Головлевы”. Здесь мы
видим историю трех поколений дворян Головлевых, а также яркую картину
разложения и вырождения целого дворянского сословия. В образе Иудушки Головлева
воплощены все язвы и пороки как семьи, так и всего класса собственников.
Особенно меня поражает речь Иудушки-человеконенавистника и блудо-слова. Вся она
состоит из вздохов, лицемерных обращений к богу, беспрерывных повторений: “Ан
бог-то — вот он-он. И там, и тут, и вот с нами, покуда мы с тобой говорим —
везде он! И все он видит, все слышит, только делает вид, будто не замечает”.
Пустословие и
лицемерие помогали ему скрывать истинную сущность его натуры — стремление
“вымучить, разорить, обездолить, пососать кровь”. Имя Иудушки сделалось нарицательным
для всякого эксплуататора, тунеядца. Силой своего таланта Салтыков-Щедрин
создал яркий, типический, незабываемый образ, беспощадно изобличающий
политическое предательство, алчность, ханжество. Мне кажется, что здесь уместно
привести слова Михайловского, сказавшего о “Господах Головлевых”, что это
“критическая энциклопедия русской жизни”.
Писатель
проявил себя во многих жанрах литературы. Из-под его пера вышли романы,
хроники, повести, рассказы, очерки, пьесы. Но наиболее ярко художественный
талант Салтыкова-Щедрина выражен в его знаменитых “Сказках”. Сам писатель
определил их так: “Сказки для детей изрядного возраста”. Они сочетают в себе
элементы фольклора и авторской литературы: сказки и басни. В них наиболее полно
отражены жизненный опыт и мудрость сатирика. Несмотря на злободневные
политические мотивы, сказки все равно сохраняют все обаяние народного
творчества: “В некотором царстве Богатырь родился. Баба-Яга его родила,
вспоила, вскормила…” (“Богатырь”).
Многие сказки
Салтыков-Щедрин создал путем использования приема иносказания. Эту свою манеру
письма автор назвал эзоповским языком по имени древнегреческого баснописца
Эзопа, который в давние времена пользовался таким же приемом в своих баснях.
Эзопов язык был одним из средств защиты щедринских произведений от терзавшей их
царской цензуры.
В некоторых
сказках сатирика персонажами являются животные. Их образы наделены уже готовыми
характерами: волк жаден и зол, медведь простоват, лиса коварна, заяц труслив и
хвастлив, а осел беспросветно глуп. Например, в сказке “Самоотверженный заяц”
волк наслаждается положением властителя, деспота: “…Вот тебе [заяц] мое
решение: приговариваю я тебя к лишению живота посредством растерзания… А
может быть… ха-ха… я тебя номилую”. Однако у автора вовсе не вызывает
сочувствия заяц — ведь он тоже живет по волчьим законам, безропотно
отправляется волку в пасть! Щедринский заяц не просто труслив и беспомощен, он
малодушен, он заранее отказывается от сопротивления, облегчая волку решение
“продовольственной проблемы”. И здесь авторская ирония переходит в едкий
сарказм, в глубокое презрение к психологии раба.
Вообще, все
сказки Салтыкова-Щедрина условно можно разделить на три основные группы:
сказки, бичующие самодержавие и эксплуататорские классы; сказки, разоблачающие
трусость современной писателю либеральной интеллигенции и конечно же сказки о
народе.
К первой группе
можно отнести сказку “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.
В этой сказке Щедрин осуждает невежество и паразитизм правящих классов, а также
рабскую покорность крестьянства. Тупые генералы, случайно попавшие на
необитаемый остров, изобилующий,рыбой, дичью и плодами, едва не погибают от
голода, так к4к сами ничего не умеют делать.
Писатель
высмеивает глупость и никчемность генералов, вкладывая в уста одного из них
такие слова: “Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища
в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет?”
Генералов
спасает от смерти мужик, которого они заставляют работать на себя. Мужик —
“громаднейший мужчина” — значительно сильнее и умнее генералов. Однако он,
вследствие рабской покорности, привычки, беспрекословно подчиняется генералам и
выполняет все их требования. Он заботится только о том, “как бы ему своих
генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его
трудом не гнушалися”. Покорность мужика доходит до того, что он сам свил
веревку, которой генералы привязали его к дереву, “чтоб не убег”.
Беспримерная
сатира на русскую либеральную интеллигенцию развернута у Салтыкова-Щедрина в
сказках о рыбах и зайцах. Такова сказка “Премудрый пискарь”. В образе
“пис-каря” сатирик показал жалкого обывателя, смыслом жизни которого стала идея
самосохранения. Щедрин показал, как скучна и бесполезна жизнь людей, которые общественной
борьбе предпочитают свои мелкие личные интересы. Вся биография таких людей
сводится к одной фразе: “Жил — дрожал, и умирал — дрожал”.
К сказкам о
народе примыкает “Коняга”. Название сказки говорит само за себя. Загнанная
крестьянская кляча — символ народной жизни. “Нет конца работе! Работой
исчерпывается весь смысл его существования: для нее он зачат и рожден…”.
В сказке
ставится вопрос: “Где же выход?” И дается ответ: “Выход в самом Коняге”.
На мой взгляд,
в сказках о народе щедринские ирония и сарказм сменяются жалостью и горечью.
Язык писателя
глубоко народен, близок к русскому фольклору. В сказках Щедрин широко
использует пословицы, поговорки, присказки: “Двум- смертям не бывать, одной не
миновать”, “Моя изба с краю”, “Жили-были…”, “В некотором царстве, в некотором
государстве…”. “Сказки” Салтыкова-Щедрина будили политическое сознание
народа, звали к борьбе, к протесту. Несмотря на то что с тех пор, как сатирик
написал свои знаменитые произведения, прошло много лет, все они актуальны и
сейчас. К сожалению, общество не избавилось от пороков, которые обличал
писатель в своем творчестве. Не случайно многие драматурги нашего времени
обращаются к его произведениям, чтобы показать несовершенство современного
общества. Ведь та бюрократическая система, которую бичевал Салтыков-Щедрин,
по-моему, не только не изжила себя, но и процветает. А разве мало сегодня
иудушек, которые за свое материальное благополучие готовы продать даже родную
мать? Очень злободневна для современности и тема интеллигентов-обывателей,
которые сидят в своих квартирах, как в норах, и дальше собственной двери ничего
не хотят видеть.
Сатира Щедрина
— особое явление в русской литературе. Его индивидуальность заключается в том,
что он ставит перед собой принципиальную творческую задачу: выследить,
разоблачить и уничтожить.
Если юмор в
творчестве Н. В. Гоголя, как писал В. Г. Белинский, “…спокойный в своем
негодовании, добродушный в своем лукавстве”, то в творчестве Щедрина он
“…грозный и открытый, желчный, ядовитый, беспощадный”.
И. С. Тургенев
писал: “Я видел, как слушатели корчились от смеха при чтении некоторых очерков
Салтыкова. Было что-то страшное в этом смехе. Публика смеясь в то же время
чувствовала, как бич хлещет ее самое”.
Литературное
наследство писателя принадлежит не только прошлому, но и настоящему, и
будущему. Щедрина надо знать и читать! Он вводит понимание социальных глубин и
закономерностей жизни, высоко возносит духовность человека и нравственно
очищает его. Я думаю, что творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина своей
актуальностью близко каждому современному человеку.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/