История еврейского народа от катастрофы до укрепления государства Израиль (1976г.)
Накануне Второй Мировой войны нацистское правительство Германии осуществляло планомерную кампанию преследований евреев. В 1935 г. были приняты так называемые “Нюрнбергские законы”*, в 1938 произошла “Хрустальная ночь”*. В других европейских государствах нарастает антисемитизм, увеличивается дискриминация евреев. Еврейские беженцы становятся неразрешимой международной проблемой. Их не желает принимать ни одна страна – за исключением Доминиканской республики, которая на Эвианской конференции (Франция, 1938 г.) выступила с гуманной, но неосуществимой инициативой: предоставить им убежище. (Эвианская конференция по проблемам беженцев была собрана по инициативе Рузвельта, под давлением общественного мнения в странах Запада).
В это самое время небольшой еврейский ишув в Стране Израиля – полмиллиона евреев из 17 миллионов, составлявших в 1939 г. еврейское население мира, – поднимает восстание против мандатных властей, которые все более явно ведут проарабскую политику, мотивируя это тем, что следует заручиться поддержкой арабов на случай войны. Еврейский ишув возмущен антисионистскими действиями английской администрации: ведь публикация “Белой Книги” 1939 г., по сути дела, сводила на нет все достижения “политического сионизма” и саму Декларацию Бальфура, в которой говорилось о создании “национального дома для еврейского народа”.
Восстание против английского господства
Начало восстания было положено независимыми действиями “Иргун Цваи Леуми” – “Эцель”, который в 1937 г. приступил к серии ответных акций против арабского террора, что, в свою очередь, вызывало реакцию английских властей. Деятельность “Эцсля” шла вразрез с тактикой “гавлага” – “сдержанности” – которая, с одной стороны, вполне соответствовала традиционным религиозным нормам еврейской этики, а с другой стороны диктовалась политикой официального руководства еврейского ишува – Сохнута* и Национального Совета, которые полагали, что развитие “национального дома для еврейского народа” зависит от английской помощи, и были уверены, что со временем англичане изменят свою проарабскую позицию. Еще один аспект еврейского восстания против английских властей, угрожавших, по мнению членов “Эцеля”, осуществлению сионистской мечты – то есть “сбору изгнанников” и заселению Страны Израиля – “Алия Бет”, подпольная нелегальная алия из Центральной и Восточной Европы (см. карту И, с. 182).
После опубликования “Белой книги” руководство ишува и “Гагана”, находившаяся под его руководством, прекратили сотрудничество с мандатными властями. Участие ‘Таганы” в организации нелегальной эмиграции из Европы вело к прямым столкновениям с английской армией. Английские военные суда останавливали транспорты с нелегальными иммигрантами прямо в море; тех же, кому удавалось добраться до места, англичане бросали в специально организованные лагеря. Англичане повсюду устраивали обыски, разыскивали оружие, вводили военное положение в поселениях, связанных с “Гаганой”. В отличие от ‘Таганы”, “Эцель”, сосредоточил свои усилия на террористической деятельности против английской администрации. “Арабское восстание” к тому времени уже начало выдыхаться -отчасти благодаря противодействию евреев и англичан, отчасти из-за того, что большинство арабского населения отказалось оказывать террористическим бандам экономическую поддержку.
В сентябре 1939 г. началась Вторая мировая война. Руководство ишува было охвачено тревогой за судьбу ишува и всего сионистского дела, за само будущее еврейского народа. В случае успеха нацистских Германии и Италии евреям Страны Израиля угрожало бы новое арабское восстание, которое, скорее всего, было бы поддержано миллионами арабов из соседних стран. Вот почему в борьбе между евреями и мандатными властями началась “передышка”, продолжавшаяся до тех пор, пока армия Роммеля* не отступила из Египта в октябре 1942 г. Вначале английское правительство не было заинтересовано в организации еврейских боевых частей. Но когда возникла реальная угроза со стороны стран “оси” (правительство Виши*, овладело Сирией) и поддерживавших их арабов, английское правительство решило использовать евреев в военных операциях. В Сирии действовал “Палмах”* (сокращение от “Плугот Ма-хац” [“Ударные отряды”] – боевые части Гаганы*); в Ираке действовали отряды “Эцеля”*; тысячи еврейских юношей и девушек вступили в английскую армию и воевали в Египте.
Но по мере того, как фронт военных действий отдалялся от Страны Израиля, укрепление военных сил еврейского ишува внушало все больше беспокойства английскому правительству. Руководство ишува все более открыто заявляло о стремлении к политической независимости. В мае 1942 г. в Нью-Йорке была принята так называемая “Балтиморская программа”*, в которой содержались следующие требования: “Открыть свободный въезд в Страну Израиля; передать посланцам Со-хнута* руководство алией и необходимые полномочия по развитию страны, по освоение пустынных и заболоченных земель; Страна Израиля при этом рассматривается как единая республика (обратим внимание на эту осторожную формулировку: еще не говорится о независимом еврейском государстве – Н.А.), которая станет частью нового демократического мира”. Мандатные власти в Стране Израиля возобновляют обыски, аресты и военные трибуналы, стремясь нанести ущерб всем учреждениям ишува, и в особенности ‘Тагане”, равно как и отколовшимся от нее организациям. Кроме того, английские власти ужесточили свою политику по отношению к евреям, которым удалось бежать из Европы: Страна Израиля была для них окончательно закрыта. Это жестокое решение было лишь проявлением общей политики Англии и союзных с ней государств, которые не сделали ничего для спасения еврейского народа, планомерно уничтожавшегося в Европе. (См. приложение 5: с.151)
Антианглийские настроения, распространившиеся среди евреев в ишуве, способствовали поддержке “восстания против британских захватчиков” в 1943 г. Возглавил восстание Менахем Бегин*, новый руководитель “Эцеля”. В то же время члены организации “Лехи” начали кампанию индивидуального террора. В августе 1944 г. они пытались организовать покушение на жизнь верховного комиссара Палестины. В Египте был убит лорд Мойн, британский статс-секретарь по Ближнему Востоку. Непосредственно вслед за тем началась операция “Сезон”: разведка ‘Таганы” и “Палмаха” поймала и передала в руки английской военной полиции около ста бойцов “Эцеля”. Моральная сторона этой акции была по меньшей мере неоднозначна и вызвала растерянность и угрызения совести среди евреев ишува и самих бойцов “Палмаха”.
Евреев Страны Израиля не покидала тревога за судьбу ишува: вначале из-за вторжения армии Роммеля*, подступавшего совсем близко к границам Палестины, затем из-за развернувшейся с 1943 г. борьбы с мандатными властями. Нужно представить себе это настроение тревоги, чтобы понять явление, ставшее его следствием: евреи Страны Израиля утратили ощущение общности своей судьбы с трагедией еврейского народа в Европе. Эта утрата чувства национальной и исторической связи с “галутными” евреями стран рассеяния была также следствием подчеркнуто нерелигиозного воспитания, которое получили “новые евреи” – молодежь Страны Израиля. Эта особенность “ментальности” ишува проявилась, как только в 1942-1943 стали просачиваться слухи о том, что происходит в гетто, а позже – и о лагерях смерти в Восточной Европе. Масштаб Катастрофы* европейского еврейства просто не доходил до сознания жителей ишува. Вот почему еврейский ишув практически не пытался оказать помощь истребляемому европейскому еврейству – исключая, конечно, попытки руководителей всемирных еврейских организаций оказать моральное давление на союзников – и в особенности на Англию – и убедить их сделать хоть что-нибудь для спасения евреев. Результат был невелик: тридцать два еврейских парашютиста были посланы в Восточную Европу в конце 1943 и в 1944 г. Только в конце 1944 г. под покровительством Англии, как бы в качестве компенсации за отказ Гаганы от террористической деятельности против мандатных властей, была организована самостоятельная еврейская бригада “Хаиль”* (сокращение от “Хаяль Йегуди лохем” [“Сражающийся еврейский солдат”]), которая смогла встретиться с еврейскими беженцами в Европе спасти их и провезти в Страну в рамках нелегальной алии. “Хаиль” насчитывал около 25.000 бойцов, вступивших в английскую армию. Когда в начале Войны за Независимость был организован Цагаль* (сокращение от “Цава Гагана ле-Исраэль” [“Армия Обороны Израиля”], “Хаиль” слился с Цагаль.
В конце войны многим европейским евреям, которым удалось уцелеть в Катастрофе* и вернуться в конце войны в родные места, вскоре снова пришлось бежать, спасаясь от ненависти своих соседей, и они вновь очутились в лагерях – на этот раз в лагерях беженцев. Тех, кто пытался нелегально пробраться в Страну Израиля, мандатные власти высылали на кораблях английского флота в лагеря беженцев на Кипре и обратно в Европу. (Особенно большую известность получила история судна “Эксодус”*). Эти беженцы сыграли большую роль в образовании еврейского государства, несмотря на противодействие англичан, делавших все возможное, чтобы не допустить этого.
Так Катастрофа*, в конечном счете, снова связала судьбу евреев Страны Израиля с судьбой их братьев в странах рассеяния. Есть такая еврейская поговорка: Всевышний готовит излечение прежде удара. К концу войны стало ясно, что деятельность сионистов в Стране Израиля была “лекарством”, которое Провидение уготовило для страшного удара, обрушившегося на евреев, которые остались – кто по инерции, кто из извечного еврейского оптимизма – в Западной и Восточной Европе и до последней минуты не верили, что “решение еврейского вопроса”, осуществлявшееся Гитлером и его пособниками, – и в самом деле было “окончательным”. С другой стороны, христианскому миру после войны некоторое время был присущ некий комплекс вины по отношению к еврейскому народу, треть которого погибла на территории Европы – в том числе около миллиона детей. Это желание загладить вину перед евреями удивительным образом соединилось с другими историческими и психологическими обстоятельствами и способствовало ускорению политических процессов, которые привели к образованию независимого еврейского государства, которое могло бы решить проблему беженцев в Европе. События развивались гораздо быстрее, чем могли себе представить даже сами лидеры ишува, которым эти политические тенденции в тот момент казались еще далекими от осуществления.
В 1945 г. внезапно умер президент США Франклин Рузвельт*, который вначале поддерживал идею создания “свободной и демократической еврейской республики”, но потом изменил свое мнение под давлением арабского короля ибн-Сауда. Президентом США стал Гарри Трумен*. В середине августа 1945 г. он заявил, что поддерживает право евреев на свободную алию в Эрец Исраэль, и потребовал от Этли*, нового главы правительства Англии, чтобы тот разрешил въезд в страну 100.000 еврейских беженцев. Лейбористское правительство Англии вначале пыталось уклониться от ответа на обращение Трумена, а затем опубликовало заявление, содержавшее окончательный отказ от принятых ранее решений. В заявлении говорилось: “В образовании “национального дома еврейского народа” не будет ни смысла, ни шансов на успех, если только мы не разрешим евреям, если Вы настаиваете на этом, прибыть в страну в количестве, которое позволило бы им стать большинством… Есть убедительные доводы в пользу того, что из соображений гуманности в таком случае следует поддержать поселение на постоянное жительство в стране, с одной стороны, и переселение жителей из страны – с другой стороны. Следует побудить арабов уйти из страны, а евреев – прибыть в нее. В настоящий момент арабы занимают большую территорию, чем евреи”. И все же, поскольку в послевоенной ситуации Англия сильно зависела от экономической поддержки США, лейбористскому правительству в конце 1945 г. пришлось согласиться на создание совместной англо-американской комиссии по этому вопросу.
Комиссия посетила лагеря еврейских беженцев в Европе и воочию убедилась, что их положение невыносимо. Английское правительство намеревалось разрешить въезд в страну 1500 беженцам в месяц, но арабы решительно выступили против этого предложения: они понимали, что оно знаменует начало отхода англичан от прежнего проарабского курса. Посетив Страну Израиля, комиссия увидела, что повстанческое движение евреев ишува, вызванное разочарованием в политике Этли-Бевина*, принимает все более серьезные масштабы. “Еврейское повстанческое движение” [“Тнуат га-Мери га-Иври”], объединившее все существовавшие до того военные группы, принадлежавшие к “Гагане”, “Эцелю” и “Лехи”, развернуло деятельность против военных и гражданских объектов, принадлежавших мандатной администрации, чтобы показать англичанам, что им не удастся сохранить власть в стране против желания ее жителей. Приняв во внимание все эти факты, комиссия пришла к следующим выводам: политика “Белой книги” находится в противоречии с мандатом; следует немедленно разрешить 100.000 евреям въезд в страну; следует разоружить Гагану и другие еврейские вооруженные силы.
Но английское правительство не приняло предложений комиссии. Это еще более обострило положение в Стране Израиля. Последовали так называемые “Ночь мостов”* и “Черная суббота”*, в ходе которой были арестованы тысячи деятелей ишува и бойцов Гаганы. В ответ на это члены “Эцеля” взорвали здание иерусалимской гостиницы “Царь Давид”, в котором располагалась английская администрация. Члены “Эцеля” и “Лехи” нападали на военные и стратегические объекты, стреляли в британских солдат и полицейских и даже организовали похищение заложников, чтобы освободить своих товарищей, которые были схвачены и приговорены к смерти. Мандатным властям было известно, что “организованный” ишув не поддерживает террористическую тактику “отколовшихся” организаций. Тем не менее англичане ввели военное положение во всех городах и поселках Страны Израиля. Один за другим выносились смертные приговоры, их было все больше.
Но англичанам не удалось запугать жителей ишува; более того, создавшееся положение вызывало все более широкий отклик и в самой Стране, и во всем мире. В борьбу вступило и общественное мнение в самой Англии, которое все настойчивее требовало от своего правительства уйти из Палестины – ведь под угрозой гибели оказались английские солдаты и офицеры.
В конце концов английскому правительству, как оно ни сопротивлялось, все же пришлось передать вопрос на рассмотрение в Организацию Объединенных Наций. К удивлению англичан, на Чрезвычайном заседании ООН в апреле 1947 г. произошло “дипломатическое чудо”: не только представители США, стран Западной Европы и Латинской Америки поддержали позицию евреев – но даже представитель СССР выразил поддержку “стремлению еврейского народа создать свое государство” и заявил, что “было бы несправедливо не посчитаться с этим и отрицать право еврейского народа на осуществление этого стремления”.
В конце августа 1947 г. “Чрезвычайная комиссия ООН в Палестине”, состоявшая из представителей десяти небольших государств, избранная на Чрезвычайном заседании, представила свои выводы в ООН. Большинство ее членов полагали, что Страна Израиля должна быть разделена. На ее территории должны были быть образованы еврейское государство, которое бы занимало 62% ее площади, без Иерусалима, Западной и Центральной Галилеи, без гор Шомрона и Иудеи (см. карту 15, с. 186), арабское государство и международная территория в окрестностях Иерусалима под наблюдением ООН. Меньшинство членов комиссии пришли к выводу, что в Стране Израиля должно быть образовано федеративное двунациональное государство.
Во время обсуждения выводов комиссии в ООН, к крайнему изумлению англичан, представитель СССР -а вслед за ним, соответственно, представители стран коммунистического лагеря – поддержали предложение о создании еврейского государства. (Разумеется, у СССР были свои причины так поступить: среди них немалую роль играло стремление уменьшить английское присутствие на Ближнем Востоке). Министерство иностранных дел США склонялось к тому, чтобы принять мнение меньшинства комиссии, но решающим оказалось личное вмешательство президента Трумена, который, вопреки мнению своего министра, высказался за раздел Страны Израиля на два государства. И вот 29 ноября 1947 г. на заседание ООН большинством 33 против 13 членов было принято решение о разделе Палестины.
Руководители ишува восприняли это решение со смешанными чувствами. Они заявили, что раздел Страны Израиля противоречит историческому праву еврейского народа на возвращение на свою родину; но что тем не менее, желая установить мир с арабами, они подчиняются, как это ни горько, решению ООН. Арабы, в свою очередь, заявили – и во время обсуждения вопроса в ООН, и после принятия решения – что они категорически протестуют против раздела Палестины и образования еврейского государства и будут сопротивляться осуществлению решения ООН всеми средствами – включая войну.
Война за независимость
Народы мира признали право народа Израиля на политическую и национальную независимость на части территории исторической Страны Израиля. Но какой дорогой ценой далось это право! Гибель миллионов евреев, утрата тысячелетних культурных центров европейского еврейства – это было еще не все, этого было недостаточно для того, чтобы обеспечить существование еврейского государства. На следующий же день после принятия решения ООН – 30 ноября 1947 г., 17 кислева по еврейскому календарю – началась открытая война с арабами. Это было начало Войны за Независимость, которая, в сущности, продолжается по сей день.
Уже в самом начале этой войны – в 1947-1948 гг. – еврейский ишув понес тяжелейшие жертвы. Из 600.000 жителей ишува погибли 6000. Это была в основном молодежь, дети поселенцев, первое поколение тех, кто родился в Стране Израиля, элита и надежда страны – те, с кем были связаны мечты о будущем народа. Они погибли на войне, в которой все преимущества – военные, политические и экономические – были на стороне врага.
На первом этапе Войны за Независимость – с момента опубликования решения ООН (29 ноября 1947 г.) до провозглашения независимости Израиля (14 мая 1948 г.) – война велась между евреями и арабами – жителями Страны Израиля, которых поддерживали банды, вторгавшиеся в Страну Израиля из соседних стран с согласия британских мандатных властей, делавших все возможное, чтобы повредить еще официально не существовавшему еврейскому государству. Уже тогда обнаружилась принципиальная разница между еврейскими солдатами, отчаянно сражавшимися за родину, и палестинскими арабами, которые полагались на то, что сионистское государство в конце концов будет уничтожено силами соседних арабских стран.
Таковы истоки “военного чуда” 1948-1949 гг: немногочисленные и плохо вооруженные силы евреев, в руках которых в тот момент было 15.000 винтовок и 1000 автоматов, смогли победить арабов и удержать большинство районов, населенных евреями. (Для справки: за один день – 11 тишри, 6 октября 1946 г., в Негеве было основано 11 новых поселений, чтобы обеспечить включение этого района в границы будущего еврейского государства.) Одновременно произошло так называемое “демографическое чудо”: послушавшись своих предводителей, обещавших им, что они вскоре смогут вернуться в свои города и села вместе с армией победителей, арабы тысячами бежали из мест, населенных евреями – несмотря на то, что те призывали не делать этого. Некоторые из этих “беженцев” остались в границах иорданского завоевания, часть сгрудилась в полосе Газа, принадлежавшей Египту, другие поселились в Ливане, Сирии и других арабских странах – но все они до сего дня остаются на положении “беженцев” среди своих арабских братьев. Государство Израиль, столкнувшись с той же самой проблемой, успешно решило ее, за короткое время приняв тысячи беженцев из Европы и арабских стран и сделав все для того, чтобы они “абсорбировались” в государстве и стали его полноправными гражданами – в отличие от арабских беженцев, превратившихся в козырную карту в игре арабских стран, по сей день мечтающих убрать евреев из Страны Израиля. Бегство арабов (было именно бегство, а не изгнание) с территории еврейского ишува, где должно было возникнуть еврейское государство, привело к тому, что в момент образования государства 5 ияра – 14 мая 1948 г. -эти районы были населены в основном евреями. В 1949 г. на западе Страны Израиля жили миллион евреев и миллион арабов – из них 160.000 в границах еврейского государства (см. приложение 3: с. 149).
Американцы и англичане строили самые мрачные прогнозы о том, что произойдет в Стране Израиля, как только прекратится действие мандата. Но вопреки этим прогнозам, жители ишува, вдохновленные успехами первого этапа войны, старались сделать все возможное, чтобы как можно скорее провозгласить независимость государства Израиль. В апреле 1948 г. представители всех сионистских и несионистских течений и политических партий ишува образовали “Народный Совет” [“Моэцет га-Ам”], из членов которого было избрано правительство. В канун субботы 5 ияра – 14 мая 1848 г., – через несколько часов после того, как истек срок действия британского мандата, собравшийся в Тель-Авиве “Моэцет га-Ам” объявил о создании еврейского государства под названием “Государство Израиль”.
Накануне второго и решающего этапа в развитии арабо-еврейского конфликта представители еврейского ишува и всего сионистского движения приняли “Декларацию Независимости”, в которой провозглашалось историческое право еврейского народа на родину и страну – право, признанное также народами мира: “Еврейский народ, как и всякий другой, обладает естественным правом жить независимо в своем суверенном государстве”. В “Декларации Независимости” содержался также призыв к “сынам арабского народа, проживающим в Государстве Израиль” – “даже в эти дни кровавой агрессии, продолжающейся уже месяцы и направленной против нас – стремиться к миру и хранить его, принять участие в строительстве государства на основе полного гражданского равноправия и представительства во всех государственных учреждениях, как временных, так и постоянных”.
В заключение Декларации Независимости говорилось:
“Уповая на Твердыню Израиля, мы скрепляем нашими подписями сказанное в настоящей Декларации на заседании Временного Народного Совета на родной земле, в городе Тель-Авиве, в сей день, канун субботы, 5 дня месяца ияра года 5708,14 мая 1948 г.”
И “Твердыня Израиля” – Всевышний, Благословен Он, – не замедлил совершить новое чудо, когда вслед за признанием нового государства Советским Союзом, из Чехословакии потек поток оружия, без которого организованная в это же время “Армия Обороны Израиля” – Цагаль [“Цава Гагана ле-Исраэль”] – не смогла бы остановить наступление арабских полчищ.
Наутро после провозглашения Декларации Независимости, 15 мая 1948 г., египетские армии двинулись в Страну Израиля “с тем, чтобы обеспечить безопасность и порядок”. Еврейские поселения героически противостояли им по всей линии фронта, и до первого прекращения огня 11 июня 1948 г, арабы смогли добиться лишь частичных успехов. Наиболее напряженная борьба велась за Иерусалим. После второго прекращения огня открылась дорога на Негев; в дальнейшем Цагаль продвинулся до Эль-Ариша. В это время была также освобождена Галилея.
Под давлением Англии и вследствие прямого предостережения американского президента Цагаль отступил из Синая. И все же линия перемирия 1949 г. (см. карту 16, с. 187) и в географическом, и в стратегическом отношении предоставляла Государству Израиль лучшее положение, чем границы, отведенные ему в результате “раздела Палестины”. Эта линия перемирия и стала дефакто границей Страны Израиля, признанной практически всеми государствами.
Границы были признаны, но это еще отнюдь не сделало их безопасными. Государству Израиль еще не раз придется воевать со своими соседями, чтобы обеспечить безопасность своих границ. В ходе этих войн Государство Израиль овладело территориями, предназначенными для палестинского государства, поскольку в ходе войны 1948-1949 гг. эти районы были захвачены соседними арабскими странами: Западный берег реки Иордан – Иорданией, полоса Газы – Египтом. Арабские страны не стали образовывать на этих землях независимое палестинское государство. Оно так и не возникло – ни тогда, ни позже.
Государство Израиль
Государство Израиль продолжало войну с арабскими странами и с террористами, которых они засылали на территорию Страны Израиля. Это была борьба за существование в настоящем. Но не менее важной была борьба за будущее: стране предстояло принять беженцев из Европы и арабских стран, которые начали прибывать массами уже в первые годы существования государства (см. приложение 6: с. 152). Всего за три с половиной года после образования Государства Израиль в страну прибыли 685.000 беженцев, из них 304.000 из Восточной Европы. За эти годы еврейское население государства удвоилось .
Итак, перед Государством Израиль стояли две судьбоносные задачи. Первая – это борьба с соседними арабскими государствами, не переставшими вынашивать планы уничтожения еврейского государства (см. карту 16, с. 187). Вторая – “сбор изгнанников” [“мизуг галуйот”], прием массовой алии (см. карту 17, с. 188), которая по образу жизни и системе ценностей отличалась от израильского общества, сионистского и нерелигиозного. Эти две задачи определили пути развития израильского общества вплоть до Шестидневной войны: непрекращающееся военное напряжение, потребовавшее вложить большие средства в развитие Цагаля, ставшего самой мощной армией на Ближнем Востоке и породившее постоянное ощущение “осадного положения” во всех сферах – военной, экономической, географической. Это ощущение подчеркивало общность судьбы всего еврейского народа, где бы он ни обитал. Евреи Страны Израиля всегда чувствовали поддержку своих братьев в странах рассеяния – в особенности в Соединенных Штатах. Для израильского общества тех лет была характерна готовность личности идти на уступки во имя общего дела. Это помогло снизить классовую и экономическую напряженность между различными слоями израильского общества (“Второй Израиль”*), возникшую с прибытием алии из мусульманских стран. С 1955 по 1957 г. в Государство Израиль прибыли 160.000 евреев (см. приложение 6: с. 152), большинство – из стран Северной Африки, где набирал силу арабский национализм.
Как в эпоху “государства в пути”*, так и после провозглашения государства, было ясно, что будущее государства Израиль и его безопасность зависят от алии. Если не будет алии, Израилю не удастся справиться с “демографической проблемой”: евреи могут остаться в меньшинстве по сравнению с быстро увеличивающимся арабским населением государства. Но дело не только в этом. Без алии само существование еврейского государства лишено морального оправдания: ведь оно и было задумано как “надежное убежище для еврейского народа в Стране Израиля”.
Поэтому тревожным симптомом стал спад алии после массовой репатриации евреев Северной Африки в начале пятидесятых годов. Некоторый всплеск алии отмечен в 1961-1964 гг., когда в Израиль прибывает волна репатриантов из стран Восточной Европы. Однако в те же годы алжирские евреи, обеспокоенные своим будущим после провозглашения независимости Алжира, в подавляющем большинстве предпочли переселиться во Францию, а не в Израиль. И это несмотря на то, что государство Израиль – сбывшаяся мечта “политического сионизма” – становилось все более “обычным”, “нормальным” государством: у него были постоянные границы, сильная армия, развитая экономика, превосходная система образования и научные учреждения, высокий уровень жизни, – короче говоря, несмотря на то, что Израиль приближался к среднему уровню западной демократической страны. Накануне Шестидневной войны, в 1965 г., с началом экономического застоя, алия сокращается еще больше – около 25.000 в год (см. приложение 6: с. 152).
Важную роль в развитии израильского общества сыграла Шестидневная война 1967 г. Концепция сионизма, постепенно терявшая свое значение для молодежи -уроженцев страны, воспитанных в нерелигиозной системе ценностей, – возродилась после Шестидневной войны, причем именно в своем религиозно-мессианском аспекте.
Характерно, что такого патриотического подъема не произошло во время предыдущей войны, в 1956 г. Во время “Операции Кадеш”, начатой Израилем во время “Суэцкого кризиса”, Цагаль занял Синайский полуостров, но под давлением США и СССР вынужден был отступить оттуда в обмен на обещание, что Чрезвычайные силы ООН будут обеспечивать свободу мореплавания в Тиранском проливе и предотвратят проникновение террористов в границы Израиля. В войне 1956 г. Израилю пришлось положиться на обещание других народов – в особенности американцев – обеспечить безопасность страны.
Во время “эпохи ожидания” начались глубокие изменения в отношении нерелигиозных израильтян к евреям “галута”*. Сдвиги в израильском общественном сознании нашли свое выражение в изменении отношения к Катастрофе* европейского еврейства после процесса Эйхмана в 1961 г. Впервые перед израильтянами предстал во всей полноте весь ужас злодеяний, совершенных нацистами. Впервые израильтяне узнали во всех подробностях о том, как кровавый механизм, разработанный нацистами, последовательно и неуклонно стремился сломить способность евреев к сопротивлению -физическому и духовному – и как, вопреки всему, евреи поднимали восстания даже в лагерях смерти. На смену пренебрежению (“они шли как овцы на убой”) пришло чувство единой исторической судьбы. Оно поддерживалось также постоянным ощущением угрозы со стороны арабских стран – угрозы, не дававшей забыть, что то, что случилось в Европе, может повториться на Ближнем Востоке.
Израильтянам раскрылось их одиночество в мире -на фоне равнодушия народов мира к судьбе Израиля. Выше мы говорили, что после Второй мировой войны христианский мир некоторое время был доступен угрызениям совести по поводу того, что произошло с евреями. Но эти чувства быстро рассеивались по мере того, как возникало, крепло и набирало силу еврейское государство: на смену им явился антисемитизм под новой маской защиты прав “палестинского народа”. Еврейское государство могло искать помощи и поддержки только у еврейского народа. В сущности, это был исторический и культурный парадокс: реальная тревога за судьбу Израиля воскресила древнее чувство “ненормальности”, исключительности еврейского народа и еврейского государства по сравнению с “нормальными” народами и государствами – хотя в самом Израиле со времен Второй алии государственная система образования строилась на стремлении искоренить в молодежи это чувство.
Во время войны 1967 года Израиль за шесть дней добился блестящей молниеносной победы. Арабские армии были отброшены от границ страны; солдаты Цагала оказались у Суэцкого канала и на подступах к Дамаску (см. карту 16, с. 187). Одним из главных чудес этих шести дней было неожиданное вступление в войну Иордании. Как только начались бои на юге страны, глава правительства Израиля Леви Эшколь предостерег короля Иордании Хуссейна от враждебных действий против Израиля, обещая сохранять спокойствие на восточной границе, если оно не будет нарушено Иорданией. Однако несмотря на все предупреждения, король Хуссейн отдал приказ об обстреле еврейской части Иерусалима. В ответ израильская армия перешла в контрнаступление. В течение шести дней Цагал овладел Иудеей и Самарией и освободил Старый Город Иерусалима. 25 ийяра [7 июня] 1967 г. Иерусалим был освобожден и воссоединен.
Победа привела к созданию новой геополитической ситуации на Ближнем Востоке. Ни США, ни СССР не удалось вынудить Израиль отступить с завоеванных территорий, кроме как “в обмен на мир”, как было сказано в решении ООН за номером 242. Позиция арабов оставалось все такой же бескомпромиссной: “не признавать Израиль, не вступать с ним в переговоры, не заключать мира”.
С тех пор, как Иорданский Легион овладел Старым Городом Иерусалима, евреям не было доступа к главной еврейской святыне – Стене Плача (несмотря на договоренность, достигнутую при соглашении о прекращении огня в 1949 г.). Сразу же после освобождения Иерусалима тысячи евреев хлынули к Стене Плача. Впервые после многих лет стали доступны для евреев библейские места Иудеи и Шомрона, что привлекло в Израиль толпы туристов, многие из которых решили навсегда остаться в стране.
Все это создало в Израиле особую атмосферу – мистически-мессианское ожидание “близкого Избавления”. Характерно, что в это время увеличивается алия -на этот раз из стран с высоким уровнем жизни – США и Западной Европы. В СССР в это время происходит подъем еврейского движения среди молодежи, которая, казалось бы, после стольких поколений, оторванных от еврейской культуры, была безнадежно потеряна для еврейства. Национальные чувства советских евреев находили себе в тот период в значительной степени религиозное выражение. В 60-е годы трудно было надеяться, что советский режим позволит им совершить алию. И, однако, в начале 70-х годов мечта советских сионистов 60-х годов неожиданно осуществилась. Пик ее пришелся на 1973 г. В самой Стране Израиля тысячи евреев, вдохновляемых сионистскими и религиозными идеалами, возобновили древнюю традицию поселенчества, заселяя освобожденные территории.
И после Шестидневной войны, несмотря на прекращение военных действий, египтяне вели против Израиля “войну на истощение”. Усилилась террористическая деятельность, которую вела ООП с территории Ливана. СССР поставлял Сирии и Египту оружие в огромных количествах, подталкивая их к войне. Она началась в октябре 1973 и получила название “войны Судного Дня” [“Йом Кипур”]. Начало войны застало Израиль врасплох, в результате чего в первые дни войны израильская армия понесла большие потери. Однако, оправившись от неожиданности, Цагаль достиг Дамаска и был на расстоянии 101 км от Каира.
Военные победы Израиля, несмотря на неудачное начало войны, заставили президента Египта Садата пойти на мирные переговоры. Соглашение, посредником при котором выступили Соединенные Штаты, подписали Менахем Бегин, Анвар Садат и президент США в марте 1979 г.
Арабские государства, а также террористические организации, были весьма недовольны результатами соглашения. Усилилась террористическая деятельность в самом Израиле и за границей. Военная операция “Мир Галилее”, начавшаяся в июне 1982 г., должна была обеспечить безопасность поселений на севере Израиля от нападений террористов, базировавшихся на территории Ливана.
Продолжалась поселенческая деятельность в Иудее, Самарии и Газе. Арабское население начало понимать, что положение становится все более необратимым. В 1989 г. началась “Интифада” – восстание палестинских арабов против израильских властей. Противостоя захлестывающим волнам террора, Израиль продолжал принимать большие волны алии из России.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.judaicaru.