Доисторическое население Восточной Европы и его культура

/>/>/>/>/> 
Реферат на тему
Доисторическое население ВосточнойЕвропы и его культура
ПЛАН1. Ледниковый период в восточной Европе и первые следычеловека.2. Культура палеолитической эпохи. 3. Культура неолитической эпохи. 4. Трипольская культура. 5. Начала металлической культуры; медь и бронза. 6. Железная культура. 7. Вопрос об этнографической принадлежности доисторическихкультур восточной Европы.

/>/>/>/>/>1. Ледниковый период в восточной Европеи первые следы человека.
Территория восточной Европы, на которой родился и вырос русский народ,является давнишним жилищем людей. Наши предки — славяне — расселялись по земле,содержащей в недрах своих человеческие останки и предметы быта многихтысячелетий.
Древнейшие следы пребывания человека в восточной Европе найдены в такназываемых диллювиальных пластах, образовавшихся в отдаленную от нашего времении современных климатических условий геологическую эпоху. В эту эпоху громадныеледники покрывали среднюю и восточную Европу и, двигаясь к морям, отрывали иперетирали залегавшие под ними каменные породы и, подтаивая, образовывалимощные потоки, которые сносили к морям и перемывали продукты разрушения камней— лёсс, глину, песок, валуны и т. д. Глубокие и широкие речные долины нынешнейЕвропейской России — следы этих мощных потоков, устремлявшихся к морям. Человекжил в это время к югу от ледников, в окружении исчезнувших теперь и отчастисуществующих животных, на которых он охотился, — мамонтов, носорогов, пещерныхмедведей, львов, гиен, волка-собаки, северных оленей. Кости этих животныхвместе с костями человека, грубо обтесанными каменными орудиями, костянымиподелками и кусочками угля найдены в некоторых местностях южной России. Этиместонахождения считаются археологами стоянками первобытных людей. Самаязамечательная из них Кирилловская стоянка в Киеве. Она залегает под толстымнаносом лесса, в слое песка, на глубине 13-20 метров под поверхностью иявляется древнейшим свидетельством человеческой жизни в восточной Европе.Остатки человеческой жизни занимают здесь значительное пространство (околодесятины) и содержатся в большом количестве; видно, что они накоплялись здесь втечение продолжительного времени. Моложе этой стоянки по времени — Мизинскаястоянка (около села Мизыня) над Десной в Черниговской губернии. Она открытабыла под довольно толстым слоем лёсса, но не таким все-таки, как Кирилловскаястоянка, в слое выветрившегося ледникового щебня, который лежит над слоем лёссатолщиной в метр. Такое местонахождение указывает на значительно позднейшее еепроисхождение, по сравнению с Кирилловской стоянкой. На это указывает также инахождение здесь наряду с остатками мамонта и носорога костей лося и северногооленя. Еще более молодой является стоянка Гонецкая, близ села Гонцов на р. Удаев Полтавской губернии. Эта стоянка расположена уже выше слоя лёсса,следовательно относится уже к послеледниковому периоду. Кроме указанных трехстоянок подобные же следы первобытного чело­века найдены и в других местахюжной России — в Киевской, Черниговской, Волынской, Подольской,Екатеринославской (близ Кривого Рога) губерниях, в пещерах Крыма, на Висле близПулав (Новая Александрия), в селе Костенках Воронежской губернии, близ селаКарачарова на р. Оке в Муромском уезде. Вероятно, с течением времени найденыбудут и другие такие же стоянки.
/>/>/>/>/>2. Культурапалеолитической эпохи.
Предметы, найденные в этих стоянках, т. е. грубо обтесанные каменныеорудия — скребки, ножи, наконечники, молоты, и костяные поделки(орнаментированные бивни мамонта), имеют большое сходство с такими же вещамипервобытного человека, найденными в той же обстановке и в западной Европе.Значит, эта эпоха первобытной культуры была когда-то общая для всей Европы.Эпоху эту по преобладанию грубо обтесанных каменных орудий принято называтьпалеолитической, или древнекаменной. Археологами она делится на несколько периодов,на несколько последовательных культур, причем восточноевропейскаяпалеолитическая культура относится к культурам типа Солютре и Маделен, т. е.средней и поздней палеолитической эпохи.
Соображая по находимым остаткам, о быте человека в эту эпоху можнозаключать, что он был зверолов и рыболов. Небольших животных он поражалкремневым копьем или стрелой и молотом; на крупных — мамонтов, носорогов,оленей — он устраивал, вероятно, облаву, старался загнать их в яму, болото,озеро и здесь убивал. Домашних животных, если не считать волка-собаки, упервобытного человека рассматриваемой эпохи еще не было. Пищей для него служиломясо убиваемых на охоте животных и рыба. Мясо он потреблял в сыром виде,соскабливая его с костей скребками и разрезая каменными резцами. Впрочем,попадающиеся обожженные кости свидетельствуют, что первобытный человекпалеолитической эпохи умел уже пользоваться и огнем — этим великим культурнымприобретением че­ловечества. Одеждой человека в это время служили, по всейвероятности, шкуры убиваемых им животных. Кроме того, от холода и непогоды онукрывался в естественных углублениях и пещерах, где они были, например вПоднестровье и Крыму. В некоторых из них найдены были очаги, каменные орудия,расколотые кости — весь аксессуар палеолитической культуры. Каменные орудияприготовлялись из кремня, который при своей крепости и прочности легкоподдавался обработке при помощи ряда ловких ударов. Но в общем орудия эти ещеочень примитивны, сделаны при помощи простого отбивания, несколькими ударами,без мелкой обивки, без сверленых отверстий. При помощи этих орудийпалеолитический человек обрабатывал дерево и кости, и в раскопках на Десне иУдае найдены костяные стрелы и шила. Глиняной посуды в эту эпоху человек еще неумел делать. При всей дикости человеку палеолитической эпохи присуще было,однако, чувство изящного, стремление к украшению своего тела и обстановки. Дляцелей украшения служили привески из просверленных зубов пещерных медведей,костяные бусы в виде столбиков и т. п. Больших, сравнительно, успехов достигпалеолитический человек в резьбе по кости. В Кирилловской стоянке найденбольшой бивень мамонта, украшенный линейным рисунком, впрочем, очень грубым; вМизынской стоянке найдено много предметов, вырезанных из мамонтовой кости иорнаментированных. Некоторые изображения, особенно животных, прямо поражаютсвоей художественностью. Но при наличии эстетического чувства у первобытногочеловека не заметно еще чувства и сознания религиозного. Нет никаких признаковтого, чтобы в палеолитическую эпоху были какие-либо погребальные обряды:умершего человека, по-видимому, постигала та же самая участь, как и умершееживотное.
/>/>/>/>/>3. Культуранеолитической эпохи.
Наряду с описанными древнейшими остатками человеческой жизни натерритории Европейской России, частью в диллювиальных слоях, а частью валлювиальных, найдены были остатки, характеризующие дальнейшее развитие этойжизни, — переход к более совершенным формам быта. В 1876 году профессоромАнтоновичем были открыты в лёссе около Кирилловского монастыря и затем в другихместах по течению Днепра вниз от Киева искусственные пещеры, представляющиесобой длинные, сводообразные коридоры в метр шириной и в два метра высотой. Надне этих пещер были найдены остатки пищи в виде раковин речных улиток и костейживотных и рыб. Животные эти были уже те самые, которые ныне являютсядомашними: лошади, коровы, свиньи. Прогресс быта обнаруживается и в найденныхздесь каменных орудиях, которые по отделке являются более совершенными, чемпалеолиты, и в осколках глиняной посуды, правда, сделанной от руки и плохообожженной. В 1878-1882 годах при устройстве Сясьского канала на побережьеЛадожского озера профессором Иностранцевым обнаружены были также следычеловека, характеризующие переход от палеолитической культуры к новой, болеесовершенной. В торфяном слое были найдены кости человека и животных — тюленя,северного оленя, лося, кабана, зубра, медведя и домашней собаки, и каменныеорудия — скребки, наконечники стрел, долота, рубила, точила частью отбивные, ачастью уже отшлифованные, найдено также громадное количество костяных и роговыхизделий — кости с различными заострениями с одной или обеих сторон, ножи,скребки, иглы, шила, дротики, гарпуны, крючки для ловли рыбы, лопаты и т. п.;затем — осколки больших глиняных сосудов, плохо обожженных, украшенных точечныморнаментом. Шлифованные каменные орудия приготовлены из более мягких, чемкремень, пород (большей частью из сланцев), сверление в них слабо развито, иотверстия сделаны путем долбления кремнем; заметны следы пиления камней. Нанекоторых костяных предметах видны изображения тюленя и собаки.
Культура, вырисовывающаяся по этим находкам, является преддверием кболее высокой культуре, так называемой неолитической эпохи, характеризующейсяпреобладанием шлифованных каменных орудий. Следы этой культуры сохранились востатках поселений, мастерских и могильников, рассеянных уже по всейЕвропейской
России, но более всего на юге. Раскопки обнаружили, что в эту эпохучеловек перестал уже удовлетворяться естественными убежищами, а устраивал себеискусственные жилища — пещеры и землянки, или так называемый культурные ямы,крытые сверху. В этих ямах, по всей видимости, человек жил зимой, проживаялетом в шалашах или хижинах. В настоящее время эти ямы, конечно, засыпаныземлей, пеплом и завалены кухонными отбросами; иногда в них попадаютсячеловеческие кости и даже целые скелеты. В некоторых местах были открыты группытаких жилищ, которые образовывали поселки неолитической эпохи, причем некоторыеокружены валом из земли и камней, являясь, таким образом, остатками городовэтой эпохи — городищами. Из городищ неолитической эпохи можно указать наДьяковское близ подмосковного села Коломенского; наибольшее число городищ состатками неолитической культуры сосредоточено в южной Волыни. По находимым вэтих жилищах костям животных видно, что прежние крупные животныепалеолитической эпохи: мамонты, носороги, пещерные медведи, львы — исчезли иоставались толь­ко северные олени, зубры и туры. Видно затем, что охота задикими животными все более и более заменялась скотоводством, разведениемприрученных животных — собак, овец, коз, быков и свиней. Кости этих животных вбольшом количестве содержатся в кухонных остатках неолитической эпохи.Зернотерки, т.е. углубленные камни с другим круглым камнем для рас­тираниязерен, — прототипы ручных жерновов, находимые в неолитических поселенияхПоднепровья и Поднестровья, свидетельствуют о начавшемся сборе и разведениихлебных зерен. По некоторым признакам можно заключать о начавшемся употреблениии, быть может, разведении волокнистых веществ. На некоторых глиняных сосудахорнаменты сделаны путем наложения на их сырые стенки нитей, плетений и тканей;среди каменных вещей находятся глиняные пряслицы.
Великие успехи были достигнуты в эту эпоху в обработке камня, кости иглины. Отбитое хорошо рассчитанным ударом каменное орудие обтесывается затемлегкими ударами, и ему придается уже более правильная и целесообразная форма.Некоторые орудия — молоты, топоры, долота, клинья — искусно полируются иполучают изящную, иногда прямо художественную форму. В топорах, молотах,булавах для насаживания на ручку продалбливаются или просверливаются правильныеотверстия. Некоторые орудия украшены особыми изваяниями. Самые орудиястановятся более разнообразными; появляются новые формы их, которые не зналапалео­литическая эпоха, — булавы, кинжалы, длинные копья, долота, мотыги,зернотерки. Большое и разнообразное применение находят также изделия из рога икости — узкие и широкие полированные топоры, долота, спицы, шила и т. п. Чтокасается обработки глины, то здесь на первый план выдвигается производствоглиняной посуды — корчаг, горшков, чаш, тарелок, кружек, бездонных сосудов и т.д. Вся эта посуда приготовлялась еще без гончарного станка, от руки, но в общемдовольно искусно. Для нанесения орнамента служили нити, веревочки, тесьмы,рогожки, сетки, заостренные кости. Посуда обжигалась в особых горнах,выкопанных в земле, обтыканных палочками и обмазанных глиной. Кроме сосудов изглины приготовлялись пряслица и ткацкие грузики, свистки и различные статуэткилюдей и животных, указывающие на начало ваяния.
Раскопки обнаружили возникновение в неолитическую эпоху погребальногообряда, что в свою очередь указывает на зачатки верований, на проблескирелигиозного сознания. Древнейшим обрядом является погре­бение покойника в ямес поджатыми ногами и с прижатыми к лицу руками; впрочем нередки случаи похоронпокойника и в выпрямленном положении. Яма иногда имеет следы деревянного срубаили выложена камнями; следовательно, для покойника готовили своего рода дом. Вяме встречаются каменные орудия и глиняная посуда; следовательно, покойникснабжался нужными предметами для загробной жизни. Над могилой насыпался курган,иногда довольно высокий. В Галиции и Волыни открыты были погребения в каменныхящиках (кистах), сложенных из тщательно притесанных каменных плит; вместе скостяками в этих кистах найдена была глиняная посуда и каменные орудия. Внекоторых каменных ящиках вместо костяков найдены урны с пеплом и полированныекаменные топоры; значит, появился уже обряд сожжения покойников. Найдены были идругие вариации погребения. Так, близ села Волосова Муромского уезда графомУваровым раскопаны пять человеческих скелетов, положенных в направлении ссевера на юг, с рукой, подложенной под голову. Над головами скелетов в слоеугля найдены сосуды с пеплом, костями зверей и кремневым наконечником изящнойотделки. Наконец, в курганах степной полосы найдены были костяки, выкрашенныекрасной краской (охрой). По-видимому, трупы при положении их в могилупосыпались или обмазывались красной краской, которая потом с распадением телаоседала на костях. Интересно, что такие же окрашенные костяки встречаются и вдругих странах — в Италии, северной Африке, Аме­рике и Океании. Встречается итакой вариант погребений: покойника клали на дно могилы, подсыпая ему подголову свежей глины; сделанные из этой же глины валики клались на труп; крометого, с покойником закапывались каменные орудия и глиняные сосуды.
/>/>/>/>/>4. Трипольскаякультура.
Высшего развития своего культура неолитической эпохи достигла вкультуре глиняных мазанок и раскрашенной посуды, открытой впервые покойным В.В. Хвойко в бассейне р. Стугны и Красной, в окрестностях села Триполья иназванной поэтому триполъской культурой. Культура эта имела обширноераспространение. Следы ее находят в области Десны в Черниговской губернии, вобласти Днепра в Киевской и в смежных частях Херсонской губернии, в Подольской,в Галиции, Бессарабии, Румынии и далее в славянских землях Балканскогополуострова. Раскопки обнаружили, что в это время люди жили в землянках,надстроен­ных сверху деревом, от 3 до 5 метров в длину и ширину. Стены этихжилищ устраивались из плетня или частокола и обмазывались глиной с примесьюсоломы или зерновой шелухи. В середине землянок находилась яма, в которойустраивался очаг. Эти ямы кроме золы наполнены теперь остатками пищи в видерастворчатых раковин, костей оленя, дикой козы, свиньи, коровы, овцы, лошади,рыб и птиц, обуглившихся зерен пшеницы, проса, ячменя и конопли, а такжечерепками битой посуды и обломками орудий из камня, кости и рога. Рядом с этимиземлянками открываются сооружения особого рода — глиняные площадки. Они так же,как и землянки, обведены были стенками из кольев, бревен и прутьев, обмазаннымиглиной и иногда окрашенными. Но здесь нет центральных ям и очагов, нет икухонных остатков. На полу, обмазанном глиной, стоят пирамидально сложенныекамни, глиняные столбы, в виде усе­ченного конуса, чашеобразные каменные плитыи огромное количество сосудов, наполненных пережженными человеческими костями:черепа и скелеты лежат и прямо на полу. По-видимому, таким образом, этиглиняные площадки не что иное, как дома мертвых. Находимые в них сосуды самойразнообразной формы: двойные биноклеобразные, украшенные бороздчатыморнаментом, шарообразные, плошкообразные, покрытые коричневой краской,грушевидные с небольшим отверстием наверху, украшенные спиральным орнаментом.Оригинальной особенностью трипольской культуры являются глиняные статуэтки, свидетельствующиео больших успехах художественного вкуса и техники. Одна из этих статуэток изтемно-красной глины изображает, например, женщину, с лицом, очень похожим насовиное, другая, покрытая коричневой краской, — женщину в сидячем положении свытянутыми горизонтально ногами и сложенными руками и т. д. Интересны глиняныеплощад­ки, открытые профессором фон Штерном в местечке Петренах, Бессарабскойгубернии. Здесь кроме урн с человеческими костями находились маленькие сосуды сзолой, костями животных или просом; вокруг на земле попадались каменные молоткии топоры, ножи, пилы из кремня и другие предметы. Среди найденных здесь сосудовбольшая часть расписана красной, черной или фиолетово-коричневой краской, реже— двумя красками — черной и красной. На некоторых сосудах, на местах,оставшихся свободными от геометрического орнамента, изображены люди (невполнеудачно) и животные — лошади, ослы, козы, собаки. Наряду с памятниками живописиздесь находятся и памятники глиняной пластики в виде человеческих фигур и быковс длинными расходящимися рогами. Судя по большому совершенству изделий,найденных в Петренах, археологи склонны видеть в пет-ренской культуре болеепоздний фазис развития той же самой трипольской культуры.
По вопросу о происхождения этой трипольской культуры высказывалосьмнение, что в ней следует видеть отражение микенской культуры, распространеннойна берегах и островах Эгейского моря и предшествовавшей эллинской культуре. Этакультура, распространившись среди варваров, населявших восточную Европу, понизиласькачественно, подобно тому, как произошло это впоследствии с эллинскойкультурой, распространившейся среди скифов и сарматов. Однако тообстоятельство, что население, строившее вышеописанные землянки и площадки, незнало еще бронзы, известной носителям и творцам микенской культуры, и всеорудия приготовляли из камня и кости, заставляет видеть в трипольской культуресамостоятельную культуру, предшествовавшую эгейской. По мнению проф. фонШтерна, индоевропейское население, создавшее трипольскую культуру, добровольноили под напором других племен, покинуло свое первоначальное местожительство,подалось на юг и заселило берега малой Азии, Эгейских островов и Греции. Здесьоно продолжало развивать свою культуру, которая и достигла пышного расцвета вкритско-микенской (эгейской) культуре. Этим переселением объясняется тот факт,что в переходную от каменных орудий к металлическим эпоху исчезла в нашейстране художественная керамика не существовала в бронзовом веке и вновьвозродилась уже на греческой почве нашего юга, куда она перешла вместе снаселением, ее создававшим.
К неолитической эпохе относятся еще так называемые мегалитическиесооружения, хорошо известные в Западной Европе под именем менгиров, кромлехов идолменов. Менгиры — это большие глыбы камней, вод­руженные в виде обелисков ввертикальном положении. Сооружения из камней, расположенных в виде круга,называются кромлехами. Долмены представляют собой искусственные камеры из грубообтесанных каменных плит. Менгиры находятся у нас в Волынской, Подольской иХерсонской губерниях; долмены — на Кавказе, в Кры­му и кое-где в Польше.По-видимому, это гигантские вариации тех же глиняных столбов и сосудов, которыенаходятся на глиняных площадках.
/>/>/>/>/>5. Началаметаллической культуры; медь и бронза.
Неолитическая культура в восточной Европе так же, как и в западной,исподволь перешла в металлическую. На это указывает нахождение в обстановкенеолитической культуры изделий из чистой меди и бронзы. Так, в некоторыхглиняных мазанках в окрестностях Триполья найдены при урнах медные топорики; вкурганах Воронежской и Подольской губерний рядом с каменными фигурируют также имедные предметы; то же самое встречается и в курганах с окрашенными скелетами вХарьковской губернии. Самые формы этих медных предметов сильно напоминаюткаменные орудия. Медные изделия явились раньше всех других металлических, потому,что медь самый доступный, самый легкий для примитивной обработки металл.Возможно, что начало этой обработки положено было на стороне, например наУрале. Медные вещи, грубо сделанные, — боевые и рабочие топоры, кирки, мотыги,долота, серпы, наконечники стрел и копий — во множестве найдены в такназываемых «чудских» курганах Приуралья и западной Сибири. Медь для нихдобывалась в «чудских» копях южного Урала и Алтая и тут же превращалась визделия, о чем свидетельствует нахождение в этих копях глиняных форм,плавильных горшков для отливки предметов. Но впоследствии медь разрабатываласьи в Европейской России. Следы древней разработки и плавления меди найдены такжев Бахмутском и Славяносербском уездах Екатеринославской губернии. Что касаетсяброн­зовых изделий, то они, несомненно, стали приготов­ляться и вошли вупотребление гораздо позднее медных, ибо для выработки их необходимо знакомствоуже с двумя металлами — медью и оловом — и их свойствами. Бронзовые изделиянайдены в курганах Прикарпатья, Херсонской и Екатеринославской губерний, наПодонье, в Вятской губернии (Ананьевский могильник близ Елабуги) и на северномКавказе (Кобанский могильник), в общем — в незначительном, впрочем, количестве.Эти бронзовые изделия — кельты, наконечники копий и стрел, серпы, ножи, кинжалы,мечи, топоры, фибулы и разные другие украшения имеют более совер­шенные, болееизящные формы, чем медные. Топоры, рукоятки мечей украшены геометрическиморнаментом или изображениями оленей, лошадей, барсов, рыб и т. п. Фибулы, илизастежки, имеют форму лука с натянутой тетивой и также обычно украшеныгеометрическим орнаментом. Нахождение форм для отлития бронзовых вещей и кусковбронзового сплава указывает на то, что бронзовые изделия готовились и в нашейстране. Но есть признаки, указывающие и на привоз этих вещей со стороны:некоторые из них носят на себе заметные следы греческого влияния. Медные ибронзовые изделия не заменяли собой полностью изделий из камня и кости. Этипоследние сохраняли свое значение в житейском обиходе долгое время послепоявления медных и бронзовых изделий, а в некоторых местах каменные орудиядождались железных. Такое явление наблюдается в курганах сел Гатного и Янковичоколо Киева, где железные изделия оказались при покойниках наряду с каменнымиорудиями и примитивной посудой.
/>/>/>/>/>6. Железнаякультура.
Последняя стадия доисторической культуры в нашей стране характеризуетсяжелезными изделиями, найденными при раскопках полей погребения на юге России.Поля погребения — это обширные могильники без насыпей, расположенные навозвышенных плато или на склонах. На них, на известной глубине находятсякостяки или урны с пережженными костями, а вокруг разбросаны стеклянные бусы,подвески из морских раковин с продетыми бронзовыми кольцами бронзовые фибулы,пряжки, пластинки, шила, кольца, железные ножи и серпы, глиняные, а иногда истеклянные сосуды, серебряные и золотые украшения. По своему типу эти вещинапоминают иногда вещи ранней железной культуры Запада (так называемойГальштадской). Но наряду с этим много находок этой культуры, относящихся кболее поздним, историческим временам, которые подлежат изучению на основанииписьменных памятников. Железная культура со­единяет, таким образом,доисторические времена с историческими.
/>/>/>/>/>7. Вопрос обэтнографической принадлежности доисторических культур восточной Европы.
Итак, в нашей стране, как и в других странах, происходила вдоисторические времена последовательная смена культур. Естественно возникаетвопрос: была ли эта смена результатом эволюции жизни одного и того женаселения, или же она стояла в связи со сменой самого населения? Антропологиуказали, что палеолитическая и неолитическая культуры принадлежат населению,преимущественно длинноголовому, тогда как погребения, относящиеся ко времениметаллической культуры, открывают перед нами существование в нашей страненового короткоголового типа наряду с прежним длинноголовым. На этом основанииученые сначала склонны были предполагать, что каменная культура принадлежалаособой, теперь исчезнувшей первобытной расе, тогда как металлическая культурапринадлежала короткоголовым арийцам, прибывшим позднее в восточную Европу иоттеснившим прежнюю первобытную расу. Но в настоящее время против этогопредположения выдвинуты разные соображения. Во-первых, короткоголовость неявляется устойчивым антропологическим признаком арийцев. Народы индоевропейскойсемьи имеют смешанный тип, и это смешение встречается у одного и того женарода; так, например, северные германцы — длинноголовые; южные —короткоголовые; южные итальянцы — длинноголовые, северные — короткоголовые;такие же различия наблюдаются и среди славян. Ученые думают поэтому, чтоиндоевропейские народы еще перед расселением на своей прародине не представляличистого типа, однородной антропологической расы, что этнический типиндоевропейца уже до расселения мог быть результатом смешения, метизации рас. Сдругой стороны, и теория переселения в Европу арийцев из Азии в настоящее времяуже не встречает признания со стороны ученых, а наоборот — все более и болеевыдвигается теория, помещающая индоевропейскую прародину именно в Европе. Точнотак же не встречает признания и мнение, что индоевропейцы расселялись в Европес уже развитой металлической культурой. Новейшие исследователи, опираясь наданные сравнительного языкознания и археологии, считают возможным утверждать,что индоевропейцы до расселения знакомы были лишь с медью, но употребляли еемало, так что во времена своего расселения они находились собственно на стадиинеолитической культуры и уже после расселения переходили к металлическойкультуре. Затем, до расселения своего индоевропейцы были народомпреимущественно пастушеским, кочевым и, хотя и были знакомы с начаткамиземледелия, но все же преимущественное значение оно получило в их быту ужепосле их расселения. Все эти соображения, разрушая прежние аргументы о сменекультур в зависимости от смены населения, однако не дают возможностиустановить, что смена культур восточной Европы была только эволюцией жизниодного и того же населения. Дело в том, что как только проясняется мрак времен,доисторические времена сменяются историческими, восточная Европа оказываетсянаселенной народами все-таки разных рас. При таких условиях приходится покаотказываться от этнографических приурочений доисторических культур, отустановления последовательной связи между доисторическими культурами ипозднейшими историческими. В рамки исторического изложения пока еще нельзявдвинуть и расположить на своих местах те данные, которые полученыдоисторической археологией. Историческое изложение приходится все-таки начинатьс определенных свидетельств о народностях, населявших восточную Европу и об ихжитье-бытье.

Литература
1.        М.Грушевский. Киевская Русь. Т. 1. СПб., 1911.
2.        Д.И. Багалей. Русская история. Т. 1. М., 1914.
3.        Н.Д. Полонская. Историко-культурный атлас по русской истории с объяснительнымтекстом / Под ред. М. В. Довнар-Запольского, Вып 1. Киев, 1913.
4.        И.Н. Бороздин. Некоторые итоги русских археологических иссле­дований последних лет// Древности. Труды Имп. Моск. Археол. Общ. Т. 23. Вып. 1.