Древнейшие государства, существование на территории нашей страны. Вероисповедание и быт древних

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФИЛИАЛ Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» В ГОРОДЕ ТВЕРИ Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплина: «Отечественная история» ВАРИАНТ II Студент(ки) 3 курса гр. ГМУ 71 специальности «Государственное и муниципальное управление» Столярова Наталья Николаевна Научный руководитель: Кандидат Исторических наук, старший преподаватель Потапова Елена Владимировна Дата сдачи: 17.12.2007 Оценка:________________________ Подпись руководителя:___________ ТВЕРЬ 2007 г. Оглавление ВВЕДЕНИЕ .…………………………………………………………………….……..3 1 вопрос. древнейшие государства, существовавшие на территории нашей страны (в границых бывшего ссср)…….4 2 вопрос. верования и быт древних славян……………………………….7 2.1. История развития верований ………………………………………………7 2.2. Боги древних славян…………………………………………………………8 2.3. Служители языческих богов………….…………………………………….9 2.4. Занятия славян ………………………………………………………..……10 2.5. Община…………………………………………………………………..…10 2.6. Город………………………………………………………………………..11 2.7. Общественный строй……………………..……….……………………….12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………13 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………..14 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………15 Карта древнейших государств Закавказья, Средней Азии и Северного Причерноморья………………………………………………………………………..15 ВВЕДЕНИЕ Мы имеем довольно разнообразные и разносторонни сведения о первых веках нашей истории. Современная наука пришла к выводу, что многообразие нынешних космических объектов образовалось от 10 до 20 млрд лет назад. Наша Земля – рядовая планета Солнечной системы – имеет возраст 4, 6 млрд лет. Человек современного вида появился на территории нашей страны примерно 30 тыс. лет назад. Вопросы исторического познания волновали человека с самых первых шагов. Проблемы происхождения народов и образования древнейших государств на территории нашей страны связано с отдаленными эпохами, когда еще не появилась письменность. Известно, что главным отличием одной этнической общности от другой является язык, быт и верование. В этой контрольной работе, мне бы хотелось более глубже раскрыть выбранную тему. 1 вопрос. древнейшие государства, существовавшие на территории нашей страны (в границых бывшего ссср) К V тысячелетию до н.э. люди проникли до верховьев Волги и на территорию современных Прибалтики и Карелии, а в III – II тысячелетии до н.э. – до Баренцева моря и в Южные области Сибири (до Байкала), после чего стали постепенно продвигаться и к северу азиатской части страны. Южные области, в силу благоприятных природных условий, значительно опережали в своём развитии другие части европейской и азиатской территории. На рубеже III и II тысячелетий до н.э. возникли рабовладельческие государства в Закавказье, Средней Азии и Причерноморье. В IХ в. до н.э. в Закавказье, вокруг озера Ван (теперь в Турции), из нескольких десятков армянских племён сложилось государство Урарту. К западу от него из грузинских и абхазских племён образовалось Колхидское царство, а к северу – грузинское царство Картли (Иберия). Несколько позже – в IV в до н.э. – на территории северного Азербайджана возникло государство Албания. В середине I тысячелетия до н.э. в Средней Азии возникло три государства: Согдиана (бассейн Зеравшана), Бактрия (южные части современных Таджикистана и Узбекистана) и Хорезм (в нижнем течении Амударьи). В Средней Азии после распада Арабского халифата возникло несколько государств (Саманидов, Караханидов и др.), крупнейшим среди которых стал Хорезм. Скифы. К северу от греческих крымских поселений жили многочисленные кочевые племена скифов. Они создали яркую и своеобразную культуру, которая оставила глубокий след в истории народов южной части Восточной Европы и районов Передней и Средней Азии. Наиболее ранние упоминания о скифах содержатся в письменных источниках. "Отец истории" греческий историк Геродот (V в.) посвятил им IV книгу свой истории. Скифами он называл ираноязычные племёна, занимавшие пространство от устья Дуная, Нижнего Буга, Днепра до Азовского моря и Дона. В этот период у скифов шёл процесс разложения первобытно – общинного строя, и складывалось классовое общество. На территории бывшего СССР скифы одними из первых создали своё государство. По примеру Геродота по способу ведения хозяйства скифов принято разделять на скифов-кочевников и скифов-пахарей. Скифы-кочевники кочевали в Нижнем Приднепровье, Крыму, Приазовье. На правобережье Нижнего Днепра жили скифы – пахари. Они жили в полуземлянках, глубина которых не превышала 1 м. Скифы – пахари возделывали пшеницу, лён, коноплю, разводили коров, овец, коз, свиней. Зерно из Скифии вывозилось в Грецию. Занимались различными ремёслами, важнейшим из которых была металлургия. Скифы-пахари занимались также резьбой по кости, ткачеством, гончарным делом. Скифы-кочевники были скотоводами. Они оставили наиболее знаменитые клады и захоронения, которые позволяют судить об уровне их развития. Коневодство у скифов играло главную роль. Лошадь была любимым и главным животным, и её изображение было излюбленным и неотъемлемым украшением многих изделий скифов. Так как скифы постоянно меняли стойбища, то у них выработался особый тип жилища – войлочная юрта, поставленная на кибитку. В VI – IV вв. до н. э. скифы объединились в мощный племенной союз. В III в. до н.э. на его базе сложилось сильное скифское государство со столицей в Неаполе Скифском (район Симферополя). С точки зрения политического устройства скифы представляли военную демократию. Власть принадлежала военному собранию. Во главе племени стоял вождь – царь, он считался верховным военачальником. Племенная знать скифов была баснословно богата, владела огромным количеством рабов и обладала сильной властью. Рабовладение у скифов достигло значительных размеров. Рабами становились не только военнопленные, но и свободные люди из подчинённых племён. В случае смерти царя умерщвлялся и царский конвой, чтобы служить господину и в потустороннем мире. Скифы переняли у греков – аристократов страсть к накоплению золота и обязательному его помещению с умершим. К III в. до н. э. общее положение в районе Северного Причерноморья значительно изменилось. Войска Александра Македонского нанесли скифам сокрушительный удар. Территория скифов сильно сокращается и ограничивается лишь Крымским полуостровом. Отношения между греческими городами – государствами и скифами ухудшаются. С востока скифов начинают теснить сарматы. В начале III в. н.э. в район Северного Причерноморья пришли готы. Они разрушили скифские города. Окончательный разгром скифского государства произвели гунны, появившиеся на Крымском полуострове в 70-е гг. IV в. н.э. 2 вопрос. верования и быт древних славян 2.1. История развития верований В XII в. были со­ставлены интересные заметки о развитии языческих верова­ний у древних славян: «Слово о том, как языческие народы поклонялись идолам и приносили им жертвы». Его автор раз­делил историю славянских верований на три периода. Снача­ла славяне приносили жертвы упырям и берегиням. Затем они начали «трапезу ставити» Роду и рожаницам. Наконец, в поздний период язычества они стали молиться Перуну. Упыри и берегини — это злые и добрые местные боги. Упыри — это вампиры, оборотни, русалки, лешие. Обычно это бывшие люди, умершие не своей смертью, не погребен­ные и мстящие за это живым. С ними можно бороться, зная охранительные обряды. Особенно часто упыри населя­ли отдаленные, малопосещаемые места: леса и реки. В де­ревнях их искали в колодцах. Христианские священники долго еще обвиняли крестьян, что они «молятся бесам и болотам и колодезям». Берегини были добрыми божества­ми. До наших дней дошло, например, представление о до­мовом. Культ Рода и рожаниц, божеств плодородия, связан с раз­витием родового строя и сельского хозяйства у славян. В Роде одновременно олицетворялись силы плодородия земли и един­ство поколений людей. Ведь плодородие земли, по верованиям славян, обеспечивают предки, и если земля не плодоносит, то жертву надо приносить именно им. Языческое представление о единстве мира проявлялось и в том, что способность челове­ка производить потомство считалась стимулирующей творче­ские силы природы. Поэтому весенние праздники в честь Ро­да и рожаниц сопровождались всеобщим пьянством и непристойностями. На этой стадии разви­тия языческих верований появляются попытки изобразить богов в человекоподобном виде. Показательно, что уже после принятия христианства крестьянки молились рожаницам на­равне с христианской Богородицей. С именем князя Владимира (980—1015) связана попытка утвердить языческую религию в качестве го­сударственной идеологии. Придя к власти в Киеве, он водрузил рядом со своими теремами на холме деревянные идолы шести богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. 2.2. Боги древних славян Богом Неба у славян был Сварог. Сварог – отец ряда богов (Перун, Даждьбог, Семаргл); бог огненной стихии, творец. Сварог связан с небесным огнем и небесной сферой. Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. Славянским громовержцем был Перун. Его культ является одним из древнейших и восходит еще к 3 тысячелетию до н. э. Перуна называли "княжьим богом", поскольку он был покровителем князей, символизировал их власть. Богом плодородия, связанным с нижним миром, был Велес (Волос). Велес – одновременно бог мудрости и поэзии. Это он благословляет путешественника и помогает ему в дороге. Именно Велес открывает тайны ремесла и медицины. Славяне почитали Велеса как бога богатства. Культ Велеса был очень широко распространен на Руси. Несколько столетий одним из почитаемых на Руси богов был Даждьбог – бог солнечного света, тепла, и плодородия вообще. Русские люди почитали Даждьбога как своего защитника, называя себя его внуками. Даждьбог был богом солнечного света, но отнюдь не самого светила. Ярила – сын Велеса, он бог весеннего солнца, погибающий и возрождающийся. Ярила был у древних славян так же богом плодородия, размножения и физической любви. Его представляли себе юным, красивым мужчиной, пылким влюбленным женихом. У Ярилы просили хорошего урожая, когда появлялись первые всходы яровых. Хорс воплощает в себе движущееся по небу светило. Хорc – божество солнечного светила, но не солнечного света и тепла, он представлял собою некое дополнение к образу Даждьбога-солнца, подателя земных благ. Семаргл – бог огня и огненых стихий, посредник между людьми и небесными богами. Был спутником богов солнца и плодородия. По одной из версий, Стрибог является верховным царем ветров. Его почитали и как истребителя всяческих злодеяний, разрушителя злоумышлений. Во многом схожа с Велесом, Марена – богиня Зимы, мира мертвых и плодородия земли. К древнейшему земледельческому культу Матери-земли восходит общеславянское почитание Макоши – богини земли, урожая, женской судьбы, великой матери всего живого. Макошь-Земля – олицетворяет собой женское начало природы. Макошь была также богиней женских работ, чудесной пряхой. Лада – богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. Лада связывалась славянами с периодами летнего плодородия, когда созревает и тяжелеет урожай. Леля – дочь Лады, младшая Роженица. Богиня весны, первой зелени и первых цветов, юной женственности и нежности. Культ Рожаниц связывался как с плодородием и земледелием, так и с понятиями брака, любви и деторождения. 2.3. Служители языческих богов Всякая народная вера предполагает обряды, совершение которых поручается избранным людям, уважаемым за их добродетели и мудрость. Это посредники между народом и духом или божеством. Такие люди назывались волхвами, жрецами, ведунами и ведуньями. Не только в капищах, но и при всяком освященном древе, при всяком святом источнике находились хранители, которые жили подле, в маленьких хижинах, и питались остатками жертв, приносимых божествам. Жрецы – руководили обрядами языческого богослужения, приносили жертвы от имени всего народа, составляли мудрые календари, хранили в памяти историю племен и стародавние предания, мифы. Были волхвы – целители, лечившие людей средствами народной медицины; позднейшие церковники признавали их врачебные успехи, но считали грешным обращаться к ним. Существовали волхвы – хранители, которые изготовляли различные амулеты – обереги и изображения богов. Волхвы – кощунники – так назывались сказители "кощун", древних преданий и эпических сказаний. Кроме волхвов существовали и женщины – колдуньи, ведьмы, чаровницы. 2.4. Занятия славян Основным занятием древних славян было земледелие. Человек в те времена ото­жествлял жизнь с пашней и хлебом. Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные. Это объяснялось и более плодородными почвами на юге, и древними земледельчес­кими традициями. С природно-климатическими условиями тесно связаны основ­ные системы земледелия древних славян. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами соби­рали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами. С земледельческим занятием было тесно связано скотовод­ство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе – лошадей.Из других занятий славян следует назвать ры­боловство, охоту, бортничество, имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля). 2.5. Община Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределе­нием и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община – мир, вервь. К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло прежде всего не род­ство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на обще­ственные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились земля, луга, леса, водоемы, промысло­вые угодья и т.п. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями. Постепенно складывались феодальные отношения. В ре­зультате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. Другим пу­тем подчинения соседских общин феодалам был захват их дру­жинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников пре­вращалась старая родоплеменная знать, подчинявшая себе об­щинников. Общины, не попавшие под власть феодалов, позднее обязаны были платить подати государству. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов. 2.6. Город Город, как правило, возникал на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надежную за­щиту от нападения врагов. Центральная часть города, защищен­ная валом, вокруг которой возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов, храмы, позднее и монасты­ри. С двух сторон кремль защищала естественная водная прегра­да. Со стороны основания кремлевского треугольника выкапыва­ли ров с водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремес­ленников. Ремесленная часть города называлась посад, а отдель­ные ее районы, населенные ремесленниками опре­деленной специальности, – слободами. В большинстве случаев города строились на торговых путях. Одним из важнейших путей того времени был великий водный торговый путь "из варяг в греки", связывавший Северную и Южную Европу. Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась также по сухопутным дорогам. К моменту возникновения Древнерусского государства на его территории было уже несколько больших городов. Среди них Киев, Новгород, Черни­гов, Переяславль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром и др. По подсчетам историков, уже в IX в. на Руси было не менее 24 круп­ных городов, имевших крепостные укрепления. 2.7. Общественный строй Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати. Их окружала бывшая родовая верхушка— "нарочитые люди", "лучшие мужи". Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях—вечевых сходах. Существо­вало ополчение ("полк", "тысяча", разделенная на "сотни"). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. При переходе к классовому обществу возникла особая военная организация—дружина. Дружина делилась на старшую, из кото­рой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани называ­лись "полюдье". Сбор дани обычно проходил в ноябре-апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвраща­лись в Киев. Единицей обложения данью были крестьянский двор или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором. Как и все народы, находившиеся на стадии разложения первобытнообщинного строя, славяне были язычниками. Языческая культура восточных славян была богатой и разнооб­разной. В ее недрах накапливались первые знания наших предков о природе и человеке. Зачатки астрономических, медицинских, биологических, технических, географических знаний заключались в языческих представлениях. Они лежали в основе всей жизнеде­ятельности людей, ими определялись циклы работ, формы строи­тельства жилья, обычаи, обряды и т.д. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом вырисовывается следующая картина. Все государства существовавшие на территории нашей страны жили сначала самостоятельной, независимой друг от друга жизнью. Но затем по мере потепления климата и таяния ледников древние славяне стали постепенно продвигаться у этих государств не было контактов с западными и центральными областями европейской части России. А с первых веков нашей эры степи стали основным путем проникновения из Азии в Европу больших кочевых орд. Важно отметить что общие события их истории были обусловлены чаще всего вторжением завоевателей. Быт и верование древних славян отличалось разнообразием и глубокой осмысленностью. Много из того, что было подмечено нашими древними предками до сих пор остается ценным в современной культуре. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ История России (Россия в мировой цивилизации): учеб. пособие / А.А.Радугин ; под ред. А.А.Радугина. – Москва: Центр, 1998. – 352с. История России 2-ое издание: учеб. пособие А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; под ред. А.С. Орлов. – Москва: Проспект, 2004. – 520 с. История России древнейших времен до конца 17 века: учеб. пособие / А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров; под ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев – АСТ-ЛТД, 1999. – 388 с. ПРИЛОЖЕНИЕ Карта древнейших государств Закавказья, Средней Азии и Северного Причерноморья