Древневосточные цивилизации (по курсу "Россия в мировой истории")

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПОВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Московский  государственный  институт электроники и математики
(Техническийуниверситет)
Кафедраистории и политологии
ДРЕВНЕВОСТОЧНЫЕ  ЦИВИЛИЗАЦИИ
УЧЕБНО — МЕТОДИЧЕСКОЕ  ПОСОБИЕ  ПО КУРСУ
“РОССИЯ ВМИРОВОЙ  ИСТОРИИ”
МОСКВа  1998

Составитель канд. ист. наукЛарионова И.Л.
Древневосточные цивилизации:учебно-методическое пособие по курсу “Россия в мировой истории” / Московскийгосударственный институт электроники и математики; Сост. Ларионова И.Л.М.,1998.
В учебно-методическомпособие  даются  рекомендации по изучению источников и исторической литературы  по теме, раскрываются основные особенностицивилизаций  Древнего Востока, предлагаютсявопросы для самоконтроля. Пособие может быть использовано  студентами технических ВУЗов, изучающими курс“Россия в мировой истории” для подготовки к семинарским занятиям, контрольнымработам, зачетам и экзаменам.
Древние цивилизации Востока
В  ходеизучения темы рекомендуется  внимательнопрочитать  документы, помещенные всоответствующем разделе хрестоматии, подготовленной коллективом кафедры истории и политологии  МГИЭМ.
Материалы хрестоматиипозволяют составить бо­лее конкретное представление об общественном строе странДревнего Востока (док. №1), об их государственно-политическом устройст­ве (док.№ 2), об одной из причин периодического распада и восстановле­ния государств(док. №3), о культуре и культурно-исторических контактах стран Древнего Востока(док. №14).
Понимание специфики  древневосточных цивилизаций невозможно безознакомления  с работами ведущихисториков, в которых  дается общаяхарактеристика  стран Древнего Востока,рассматриваются отдельные аспекты общества и государства, ведутся споры  оместе древнейших цивилизаций в мировой истории.
 Л.И. Семенникова1рассматривает всемирную историю с точки зрения цивилизационного подхода. Онавыделяет три типа цивилизации, для каждого из которых ха­рактерен свойсобственный тип исторического развития. Первый тип циви­лизации — аборигеныАвстралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири и СевераЕвропы. Для них характерна непрогрессивная форма существования, то естьразвитие отсутствует. Второй тип цивили­зации — это страны Востока. Ониразвиваются циклически, как бы по спирали. Один цикл минимально отличается отдругого, поэтому изменения во всех сферах общественной жизни происходят крайнемедленно: несколь­ко поколений людей живут практически в одних и тех жеусловиях. Третий тип цивилизации — тип прогрессивного развития — представленантичной цивилизацией (Древняя Греция и Древний Рим) и современной европейскойцивилизацией. США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и некоторые другие страныотносятся к этому же типу развития. Он был привнесен на новые территории изЕвропы большими массами эмигрантов. В параграфе «Феномен Востока»охарактеризованы основные черты восточных госу­дарств, позволившие отнести их кциклическому типу развития. Прежде всего автор раскрывает своеобразие общественного созна­ния, сформировавшегосяна Древнем Востоке. Характеристика восточного типа цивилизации не случайноначинается с выяв­ления  особенностейменталитета. Согласно современным представ­лениям общество, не может перейтина качественно новую ступень развития без соответствующего изменения социальнойпсихологии большей части населения. Между тем отмеченные в статье чертыобщественного сознания воспроизводились из поколения в поколение ипрепятствовали появлению стремления к новизне, поскольку освящалисьрелигиозно-мифологическим мировоззрением, санкционировавшем неизменность бытия.Далее охарактеризован общественный строй: прочность общины, обусловленная духомколлективности, явившемся результатом хозяйственной необходимости, привела ктому, что на принципах коллективизма было построено все об­щество: личностноеначало было развито слабо. Это способствовало жест­кому сословному делениюдревневосточных обществ, что крайне затрудняло формирование классовойструктуры. Богатые и бедные члены общины чувст­вовали себя принадлежащими кодной общности, одному сословию. Лишенные собственности работники царских ихрамовых хозяйств также причисляли себя к одной категории людей, хотя ихимущественное положение могло различаться еще сильнее. Еще одним следствиемсуществования общины было отсутствие частной собственности в полном смыслеэтого слова. Свободные общинники могли в ряде стран Древнего Востока покупать ипродавать землю, но верховным собственником земли выступало государство, эксплуатировавшееобщинников через систему на­логов. Лишенные собственности работникигосударственного сектора могли распоряжаться огромными хозяйствами, еслизанимали высокую должность, и получать с них доход, но эта земля принадлежалагосударству. Еще од­на особенность общественного строя на Востоке — наличиетолько верти­кальных связей, отсутствие связей между общинами. Существованиевертикаль­ных связей было обусловлено структурой государственного управления:оно осуществлялось при помощи огромного бюрократическо­го аппарата, имевшегоиерархическую структуру. Самодостаточность общины  приводила к тому, что внешние связи былисведены до миниума. Колоссальную роль в таком обществе играет государство,приобретая форму восточной деспотии. Условием существования такой власти  является господство  государственной и общественнойна землю, атакже  зависимое положение человека поотношению к системе власти.
 Л.И. Семенникова обращает внимание наудивительный на первый взгляд расцвет культуры на Востоке  в условиях полного подавления индивида.Главную причину этого феномена автор видит в том, что сосредоточенностьобщества на высших духовных ценнос­тях выполняла роль компенсаторногомеханизма, позволявшего жить в усло­виях полного отсутствия свободы.
И.М. Дьяконов1 — сторонник единства всемирноисторического процесса. По его мнению, все человечество проходит в своемразвитии ряд сменяющих друг друга стадий, причем автор выявляет одни и те жестадии и для восточных и для западных обществ. Относительно народов, не обнаруживающихтенден­ции к развитию, И.М. Дьяконов полагает, что они просто задерживаются народовой стадии из-за особенностей окружающей среды, но поскольку эпохаклассовых обществ составляет всего 1-2% от продолжи­тельности существованиячеловека, это отставание незначительно. Для Древнего мира автор выделяет двестадии (по терминологии Дьяконова – фазы) общественного развития. Это ранняядревность (по преимуществу эпо­ха меди и бронзы), для которой характерносуществование непрочных отно­сительно крупных государств, представляющих собойобъединение ряда мел­ких государственных образований (город и прилежащаяокруга) под началом наиболее сильного из них. Примеры: государство Шемера иАккада, Хеттское царство (хеттам было известно железо, но не сталь). Крайне примитивноеоружие не давало возможности широко применять труд рабов: мужчина о ло­патоймог быть опасен. Поэтому в рабском состоянии находились в основ­ном женщины идети, а положение взрослых мужчин мало чем отличалось от образа жизни свободныхобщинников или работников государственного сектора. То есть рабство носилопатриархальный характер: рабы работали в доме наравне с членами семьи, а вгосударственном секторе — наравне с местными работниками, лишеннымисобственности на средства производст­ва (исключение составляли женщины иподростки в царских и храмовых хозяйствах, которые действительноэксплуатировались как рабы). Прочные государства возникали лишь там, где этовызывалось хозяйственной необ­ходимостью, как в Древнем Египте. Вторая стадия — имперская древность. Переход к этой стадии происходил в результате изобретениястали, что сде­лало возможным ведение широкомасштабных войн и образованиеимперий, а также создало возможность для «классической» эксплуатациирабов, В государствам этого типа Дьяконов относит Ново-Ассирийскую державу,Ново-Вавилонскую, Персидскую и ряд других стран. Но, несмотря на существен­ноеувеличение численности рабов, классической их эксплуатация была только вРимской империи.
В статье С.М. Стама1 рассматривается вопрос о соотношениигорода  и государства в древних  и средневековых обществах. Автор отмечает дваварианта понимания феномена города. В первом случае под городом подразумеваетсянаселен­ный пункт, возникший вследствие отделения от сельского хозяйства такихобщественных функций как сакральные (жреческие), оборонительные, админи­стративные.Образование городов в этом понимании на Древнем Востоке шло параллельнопроцессу создания государства и являлось одной из ос­новных форм этогопроцесса. Другой важной формой было формирование пос­тоянной дружины будущихцарей. Город как центр ремесла и торговли воз­ник позже вследствие отделенияремесла от земледелия, но на Древнем Востоке этот процесс имел свою специфику.Здесь город как центр сак­ральных, военных и административных функций частостановился центром ремесла и торговли по инициативе формирующейся царскойвласти, пос­кольку умелые ремесленники были нужны для обслуживания царских ихрамо­вых хозяйств, а международная торговля часто велась специальными госу­дарственнымиагентами. Стам С.М. обращает внимание также на отличие меж­ду древневосточным иантичным городом. Античный город выступает как центр поселения землевладельцев,имеющих земельную соб­ственность за пределами города (однако в границахполиса), но занимающихся по преимуществу ремес­лом и торговлей. Город наДревнем Востоке — это место поселения лиц, лишенных земельной собственности гдебы то ни было, так как города отно­сились к государственному сектору и жили внем люди (царская военная и управленческая администрация, жречество,ремесленники и торговцы), оторвавшиеся от общины, а также рабы (частных лиц,государственные и храмовые). На Востоке город был опорой государственной(царской) власти. В античном мире понятия город и государство объединялисьтермином по­лис. Государство возникает в результате обществен­ного разделениятруда и образования на этой основе общественного нера­венства, Древневосточноеобщество было не классовым, а сословным и ре­шающую роль в процессе образованиягосударства сыграло отделение от сельского хозяйства управленческих и жреческихфункций (военные функ­ции отделились лишь частично — в лице военнойадминистрации. Свободные общинники в древних обществах одновременно являлисьвоинами).
Подведем некоторые итоги.История Древнего Востока имеет большую протяженность во времени. Мы начинаем ееизучение с появления первых государственных образований в долинах Нила иЕвфрата во второй полови­не IV тысячелетия до н.э. изаканчиваем  для Ближнего Востока30-20-ми гг. IV в. до н.э., когда греко-македонскиевойска под руководст­вом Александра Македонского захватили весь Ближний Восток,Иранское нагорье, южную часть Средней азиии северо-западную часть Индии. Что касается Средней Азии, Индии иДальнего Востока, то древняя история этих стран изучается до III-V ввн.э. Эта граница является условной и определяется тем, что в Европе в конце V в.н.э. пала Западная Римская империя и народы европейского континента вступили впериод средневе­ковья. Географически территория, называемая Древним Востоком,прости­рается с запада на восток от современного Туниса, где располагалось одноиз древнейших государств — Карфаген, до современных Китая, Японии и Индонезии,а с юга на север — от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных береговАральского моря. В этой обширной географической зоне существовалимногочисленные государства, оставившие яркий след в истории: великоеДревнеегипетское царство, Вавилон­ское государство, Хеттская держава, огромнаяАссирийская империя, госу­дарство Урарту, мелкие государственные образования натерритории Финикии, Сирии и Палестины, Троянское, Фригийское и Лидийскоецарства, го­сударства Иранского нагорья, в том числе, мировая Персидскаямонархия, в состав которой входили территории почти всего Ближнего и частичноСреднего Востока, государственные образования Средней Азии, государст­ва натерритории Индостана, Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии.
По природным условиям разныетерритории Древнего Востока имеют свои особенности, хотя им присущи и общиечерты: это районы в основном субтропического климата с очень жарким сухимлетом, мягкой зимой; бассейны рек с их плодородными аллювиальными (образованнымиотложениями рек) долинами перемежаются с каменистыми пустынями, обширнымиплоскогорьями и горными хребтами. Особенно большую роль в исторических судьбахнаро­дов Древнего Востока играли великие реки: Нил (длина ок.2700 км), Евф­рат(длина ок.2700 км) и Тигр (длина ок.1900 км), Инд (длина ок.3180 км), Ганг(длина ок.2700 км), Хуанхэ (длина ок.4850 км), Янцзы (длина ок.5800 км), Меконг(длина ок.4500 км). Эти реки, относящиеся к числу самых крупных на земном шаре,обра­зуют обширные бассейны с плодородной, хорошо орошаемой аллювиальнойпочвой, и им присуще одно свойство, имевшее очень большое значение дляисторического развития этих регионов: здесь можно было жить и вестихозяйственную деятельность при условии постоянного регулирования режимов рек,хранения воды в водоемах и водохранилищах с последующим орошением земель черезсис­тему искусственных каналов, как в долинах Нила, Евфрата, или отвода лишнейвлаги и мелиорации земель, борьбы с наводнениями, как в долинах Ганга, Хуанхэ,Меконга. Обильное естественное питание великих рек при­водит к сильному подъемууровня воды во время паводка (уровень Нила поднимается в другое время года),грозит страшными наводнениями, кото­рые вызывают необходимость укрепленияберегов с помощью дамб, плотин и других сооружений. В реках водилась рыба,которая служила подспорьем в питании населения. В предгорьях, окружающих долиныЕвфрата и Тигра, на Абиссинском нагорье, расположенном близ долины Нила, вдолине Меконге в диком виде росли многие злаковые растения. Они былиокультурены и по­ложили начало ячменю, пшенице, просу, рису и другим зерновымкульту­рам. Существование богатого животного мира в предгорьях поз­волило приручитьряд животных и перейти к культурному скотоводству.
Вместе с тем в аллювиальныхдолинах, как правило, было мало камня, строительного дерева, металлов (меди,олова, золота, серебра), совер­шенно необходимых для организации нормальнойхозяйственной деятель­ности. Эти виды сырья, напротив, имелись в горныхрайонах, пустынях и нагорьях, соседствующих с долинами крупных рек. В связи сэтим доволь­но рано, уже с IV тысячелетия до н.э., былиустановлены необходимые контакты жителей аллювиальных долин (Нила, Тигра иЕвфрата) с населе­нием горных районов и пустынь (с Нубией и Синаем, Армянскимнагорьем, Тавром и др.), налажен обмен продуктами и сырьевыми запасами. При не­высокомуровне производства и торговли эти контакты обычно выливались в формуграбительских войн, результатом которых было насильственное изъятие сырьевыхресурсов и продуктов завоевателями у завоеванных на­родов или включение ихтерриторий с источниками сырья в состав госу­дарства завоевателей и созданиекрупных военных держав, охватывающих кроме бассейнов  великих рек также территория пустынь инагорий.
Наличие благоприятныхвозможностей для жизни человека в бассейнах великих рек, контакты с жителямигорных районов и плоскогорий привели к развитию производительных сил. Возникаютдовольно крупные поселения. В отдельных поселениях сосредоточивается большоечисло людей, здесь (уже в III тысячелетии до н.э.)создаются внушительные по размерам об­щественные сооружения, появляютсяоборонительные стены для защиты от нападений врагов, то есть возникают города.Город — принципиально но­вое явление в истории того времени. Он становитсясредоточием управле­ния и религиозного культа, в нем концентрируется развитоеремесленное производство, обслуживающее нужды правителя и его администрации,служителей культа, а также работающее на соседнюю сельскохозяйственную ок­ругу.Создание производящей экономики, земледелия и скотоводства, осво­ение металлов(меди, бронзы) для изготовления орудий труда, оружия и предметов быта,появление первых городов привело к разложению родово­го строя. Усложниласьсоциальная структура общества, появились разли­чия по богатству, знатности,роду занятий, степени влияния на сопле­менников. Сформировались основныесословия древневосточного общества.                                        Одно изсословий сос­тавляли свободные общинники, участвовавшие в общиннойсобственности на землю и обладавшие правом общинного самоуправления, апервоначально и правом участия в выборах вождя-правителя. Другое сословие было представлено членамиперсонала храмовых и правительственных хозяйств, лишенными собственности насредства производства. Они владели землей с условием службы или работы, а вряде случаев получали продовольст­венный паек. Среди них могли быть как крупныеадминистраторы, так и зависимые работники, положение которых представляло собой нечто сред­нее между положениемсвободных и рабов. Отдельным сословием было жре­чество. Кроме того, были рабы,которые по существу также представляли собой особое бесправное сословие.Институт рабства был слабо известен в родовом обществе. Рабство стало возможнымна той стадии развития человеческого общества и его производительных сил, когдаотдельный индивидуум мог в процессе труда дать не только необходимый, но и при­бавочныйпродукт, таким образом использование его в процессе труда ста­новилосьвыгодным. Но примитивность оружия той эпохи (короткий медный кинжал, копье смедным наконечником, несовершенный лук) делали невоз­можным использованиебольших масс мужчин-рабов не только в хозяйстве свободных общинников, но даже вхрамовых и правительственных хозяйст­вах: мужчина, находящийся в положении рабаи вооруженный медной лопа­той мог быть опасен. Поэтому как рабыэксплуатировались в основном женщины и подростки. Положение взрослого взятого вплен мужчины мало чем отличалось от образа жизни зависимых работников храмовыхи прави­тельственных хозяйств. С переходом к стальному оружию и образованиемимперий количество рабов возросло, их эксплуатация стала носить болееорганизованный характер, но никогда на Древнем Востоке рабы не были ос­новойпроизводства. Главными производителями на всем протяжении древ­невосточнойистории являлись формально свободные общинники, которые с оформлением сильнойгосударственной (царской) власти стали эксплуа­тироваться посредством взиманияналогов со стороны госу­дарства, которое постепенно стало считаться верховнымсобственником земли.
Важнейшей особенностьюобщественного устройства на Древнем Востоке является существование общины,которая была основной социальной и тер­риториальной единицей. Любоедревневосточное государство, за исключе­нием немногих городов, храмовых ицарских хозяйств (государственный сектор), состояло из множества сельскихобщин, каждая из которых име­ла свою организацию и представляла собой замкнутыймирок. Горизонтальные связи, то есть связи между отдельными общинамиотсутствовали. Общи­ны в странах Древнего Востока по происхождению восходят кродовым общи­нам, однако по своему содержанию, характеру и внутренней структуреони уже были новым явлением. Община постепенно утратила родовой характер истала организацией соседей, живущих на определенной территории и связанныхправами и обязанностями по отношению друг к другу и, что очень важно, кгосударству. Руководство общины являлось низшим звеном в огромной бюрократическойсистеме управления древневосточных госу­дарств. Сама территориальная общинасостояла из ряда отдельных домо­хозяйств, которые представляли собой большиесемьи или семейные общи­ны. Внутри общины существовала имущественная исоциальная дифферен­циация, выделилась богатая и знатная верхушка и бедняки,арендаторы чужой земли. Состоятельные общинники имели в своем распоряжениирабов, хотя рабство в общине носило патриархальный характер, то есть рабы(женщины и подростки) участвовали в производственном процессе наряду схозяевами, выполняя наиболее трудоемкие работы (например, мо­лоли зерно междудвумя камнями). Исключение составляли немногочислен­ные хозяйства знатных ибогатых общинников, эксплуатация рабов в кото­рых была аналогичной ихиспользованию в храмовых и царских хозяйствах. Несмотря на существеннуювнутреннюю дифференциацию, община сохраняла коллективистские формы жизни ипроизводства, что препятствовало разви­тию частнособственнических отношений:древневосточное общество не зна­ло полной частной собственности. Историческипервой причиной устойчи­вости общинной организации было наличиеземледельческого хозяйства, функционирование которого требовало проведениясовместных работ по ре­гулированию режима великих рек: отдельная семья,небольшая община не могли справиться с могучей речной стихией. Но затемпоявились и другие причины: ярко выраженная сословность древневосточногообщества, нераз­витость классовой структуры, отсутствие частной собственности,слабое развитие товарно-денежных от­ношений, роль государства в жизни общества,особенности общественного сознания — все эти факторы, обусловленные прочностьюобщины, в свою очередь содействовали ее устойчивости. Следствие превращалось впричину и не было выхода из замкнутого круга.
Необходимость объединения икоординации усилий многочисленных об­щин привела к возрастанию ролигосударственной власти в странах Древне­го Востока. Требовалось объединениеусилий многих общин, руководимых единой государственной администрацией, чтобысоздать систему каналов, водохранилищ, дамб и плотин, которые моглипротивостоять капризам ве­ликих рек. Возвышению государственной властиспособствовали также прочность общины, неразвитость классовой структурыобщества и главное — отсутствие частной собственности на зем­лю. В структуредревневосточных обществ не было собственников, то есть такой категориинаселения, которая была бы в состоянии противопоста­вить себя государству всилу своей независимости от него и влиятель­ности. Все это привело к тому, чтогосударственная власть утвердилась на Древнем Востоке в специфической форме«восточной деспотии». Восточ­ная деспотия — это неограниченнаямонархия, не связанная в своих дейст­виях никакими законами, которая осуществляет управление государством при помощи огромного, иерархическипостроенного аппарата чиновников. Причинойпоявления этого аппарата было актив­ное вмешательство государства вхозяйственную жизнь, прежде всего, ор­ганизация системы искусственногоорошения. Поскольку древневосточный правитель и его бюрократический аппаратвыступали в роли организатора системы искусственного орошения, а в конечномсчете — всего земледелия и другого производства (ремесленники обслуживалипрежде всего, двор­цы и храмы), государство сталорассматривать орошаемую землю в качест­ве собственной: государственной илицарской земли. Фактически земля в древневосточных государствах делилась на двасектора. Государственный сектор, где располагались хозяйства, принадлежавшиенепосредственно деспоту и зависимому от него, как правило, жречеству. На этихземлях работали арендаторы, персонал, получавший паек за работу, и рабы. Первыедве категории относились к наиболее эксплуатируемым группам населения, несчитая рабов. Второй сектор — общинно-частный. Земля на­ходилась внаследственном владении многочисленных общин, которые платили поземельный налогв пользу государства. Но после выплаты налога и выполнения натуральныхповинностей владельцы могли распоряжаться землей вплоть до ее продажи .
Важной особенностьюдревневосточной деспотии являлось особое по­ложение главы государства — правителя-деспота. В условиях развитого деспотизма правитель считался не тольконосителем всей полноты власти: законодательной, исполнительной и судебной, — новместе с тем призна­вался сверхчеловеком, ставленником богов. Обожествление личностицаря-деспота — важная особенность древневосточной деспотии. Однако в разныхстранах Древнего Востока степень деспотизма была то наиболее полной, какдеспотия в Древнем Египте, то весьма ограниченной, как, например, власть царяхеттов. Форма деспотии была наиболее распространенной в странах ДревнегоВостока, однако там существовали и немонархические формы правления, своего родаолигархические республики, например, в ряде государственных образованийСеверной Индии, в некоторых городах Финикии.                                           
Сознание древневосточногочеловека было ориентировано на духов­ные поиски, постижение смысла жизни,который виделся в потусторон­нем мире, где располагались истинные причины ицели всего существующе­го. Прошлое, настоящее и будущее существовалиодновременно: души умер­ших предков находятся рядом с живыми людьми и здесь жеобитают души еще не родившихся потомков. Поэтому господствовавшее в странахДрев­него Востока религиозно-мифологическое мировоззрение освящало неизмен­ностьбытия и тем самым парализовывало всякое стремление к переменам.
В силу отмеченных вышеособенностей древневосточных обществ- прочность общины, сословной структуры, неразвитость клас­совойструктуры и товарно-денежных отношений, отсутствие частной собст­венности,необычайная мощь государства, обожествление правителя-деспота исанкционирование религиозно-мифологическим сознанием неизменности бытия — развитие в государствах Древнего Востока протекало крайне медлен­но и носилоциклический характер. На примере истории Китая можно выделить следующие стадии,составляющие один цикл развития: 1.Укрепление централизованной власти в борьбепротив децентрализации, усиление го­сударства. 2. Кризис власти, отступлениеперед центробежными силами. 3. Упадок власти, ослабление государства. 4.Социальная катастрофа: бунт народа, нашествие иноземцев, привлеченных слабостьюгосударства и легкостью победы.
Тип исторического развитияопределил особен­ности массовых движений на Древнем Востоке. Они не былинаправлены про­тив системы. Их главная причина — произвол власти, нарушениепринципов социальной справедливости, признанных в обществе нормой. Мечтавосстав­ших — ликвидировать возникшее нарушение (присвоение общинной землибогачами, гнет и непомерные поборы чиновников и т.п.) и вернуть утрачен­нуюнорму. Эти движения не вели общество вперед. Они лишь показатель сбоев всистеме, которая после кризиса восстанавливалась с небольши­ми изменениями. Настадии социальной катастрофы происходила смена прав­ления, осуществлялись некоторыеизменения, ситуация стабилизировалась, и общество выходило на новый виток.Наиболее существенные перемены происходили на стадии социальной катастрофы,когда государственная организация слабела. В условиях стабильности обществотяготело к зас­тою, к неизменности.
На обширных территорияхДревнего Востока проживало пестрое насе­ление, принадлежащее к разным расам иболее мелким общностям, на кото­рые распадаются большие расовые группы:различные племена и народности европеоидной, негро-австралоидной расы (частьнаселения древних царств Напата и Мероэ — современный Судан), монголоидной расы(на Дальнем Востоке). В свою очередь, европеоидная раса делилась на многочислен­ныенародности, племена и этнические группы, принадлежащие к различным языковымобщностям. В ряде географических регионов сложились крупные языковые семьи,которые делились на ветви и группы. На территории Пе­редней Азии жилинародности и племена многочисленной семито-хамитской языковой семьи, котораявключала семитскую ветвь, египетскую или хамит­скую и ряд других. К племенам инародностям, говорившим на семитских языках, относились аккадцы, амореи,ассирийцы, евреи, арабы и некото­рые другие племена. Семитоязычные племеназанимали в основном терри­торию Месопотамии и Восточного побережья Средиземногоморя, Сирийско-Месопотамской степи и Аравийского полуострова.
Египетская или хамитскаяветвь была представлена населением Древнего Египта.
Племена и народностииндоевропейской языковой семьи делились на анатолийскую и индоиранскую ветви.На языках первой говорили хеттские племена, лидийцы и другие более мелкиеплемена Малой Азии. Языки индо­иранской ветви бытовали у мидийцев и персов,парфян, скифов, ариев Древней Индии.
Особняком стоялахуррито-урартская языковая семья, на языках ко­торой говорили племена урартов,а также предшественники хеттов. Насе­ление древнейшей Индии (до прихода ариев)относят к дравидической языковой семье, древнекитайские племена говорили наязыках тибетско-китайской языковой семьи. Вместе с тем известны некоторые языки,например, шумеров (древних жителей южной части Месопотамии), касситов, живших вгорах Загроса и др., которые не могут быть отнесены к какой-либо языковойобщности и стоят особняком.
Обращает на себя вниманиенесинхронность возникновения государств у разных народов Древнего Востока. ВМесопотамии и Египте они воз­никли раньше, в Китае — позже. В IV–III тысячелетияхдо н.э. мно­гие регионы Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Индия)развивались изолированно, но к середине II тысячелетия до н.э. между различнымиобластями Ближнего Востока установились экономические, политические икультурные контакты, а в I тысячелетии сложилосьизвестное единство всего древневосточного мира, что тем более дает основаниерассматри­вать Древний Восток как качественно своеобразный феномен в истории человечества.
Завершив изучение ДревнегоВостока вы должны уметь ответить на воп­рос: Древневосточные цивилизации:особая стадия или особый тип исторического развития? Готовя ответ, следуетиметь в виду следующее:
1. Как вы могли убедиться, висторической науке существуют обе обозначенные точки зрения, поэтому вы можетевыбрать любую из них, самостоятельно обосновав соответствующими аргументами.
2. Цивилизационный истадиальный подходы к истории человечества не на­ходятся в абсолютной оппозициидруг к другу. Цивилизационный подход предполагает возможность выделенияопределенных стадий для каждого типа цивилизационного развития. Стадиальныйподход не исключает учета регионального своеобразия. В том случае, если вы захо­титепопытаться совместить оба подхода, необходимо уточнить, в ка­ком аспекте вырассматриваете Древневосточные цивилизации как особую стадию историческогоразвития, а в каком — как особый тип.

1 СеменниковаЛ.И. Феномен Востока // Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществецивилизаций. Брянск, 1995.
1 ДьяконовИ.М. Пути истории. М.,1994.
1 С.М. Стам Кпроблеме города и государства в раннеклассовом и феодальном обществе// Город игосударство в древних обществах. М.,1982.