ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПОВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Московский государственный институт электроники и математики
(Техническийуниверситет)
Кафедраистории и политологии
ДРЕВНЕВОСТОЧНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
УЧЕБНО — МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ
“РОССИЯ ВМИРОВОЙ ИСТОРИИ”
МОСКВа 1998
Составитель канд. ист. наукЛарионова И.Л.
Древневосточные цивилизации:учебно-методическое пособие по курсу “Россия в мировой истории” / Московскийгосударственный институт электроники и математики; Сост. Ларионова И.Л.М.,1998.
В учебно-методическомпособие даются рекомендации по изучению источников и исторической литературы по теме, раскрываются основные особенностицивилизаций Древнего Востока, предлагаютсявопросы для самоконтроля. Пособие может быть использовано студентами технических ВУЗов, изучающими курс“Россия в мировой истории” для подготовки к семинарским занятиям, контрольнымработам, зачетам и экзаменам.
Древние цивилизации Востока
В ходеизучения темы рекомендуется внимательнопрочитать документы, помещенные всоответствующем разделе хрестоматии, подготовленной коллективом кафедры истории и политологии МГИЭМ.
Материалы хрестоматиипозволяют составить более конкретное представление об общественном строе странДревнего Востока (док. №1), об их государственно-политическом устройстве (док.№ 2), об одной из причин периодического распада и восстановления государств(док. №3), о культуре и культурно-исторических контактах стран Древнего Востока(док. №14).
Понимание специфики древневосточных цивилизаций невозможно безознакомления с работами ведущихисториков, в которых дается общаяхарактеристика стран Древнего Востока,рассматриваются отдельные аспекты общества и государства, ведутся споры оместе древнейших цивилизаций в мировой истории.
Л.И. Семенникова1рассматривает всемирную историю с точки зрения цивилизационного подхода. Онавыделяет три типа цивилизации, для каждого из которых характерен свойсобственный тип исторического развития. Первый тип цивилизации — аборигеныАвстралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири и СевераЕвропы. Для них характерна непрогрессивная форма существования, то естьразвитие отсутствует. Второй тип цивилизации — это страны Востока. Ониразвиваются циклически, как бы по спирали. Один цикл минимально отличается отдругого, поэтому изменения во всех сферах общественной жизни происходят крайнемедленно: несколько поколений людей живут практически в одних и тех жеусловиях. Третий тип цивилизации — тип прогрессивного развития — представленантичной цивилизацией (Древняя Греция и Древний Рим) и современной европейскойцивилизацией. США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и некоторые другие страныотносятся к этому же типу развития. Он был привнесен на новые территории изЕвропы большими массами эмигрантов. В параграфе «Феномен Востока»охарактеризованы основные черты восточных государств, позволившие отнести их кциклическому типу развития. Прежде всего автор раскрывает своеобразие общественного сознания, сформировавшегосяна Древнем Востоке. Характеристика восточного типа цивилизации не случайноначинается с выявления особенностейменталитета. Согласно современным представлениям общество, не может перейтина качественно новую ступень развития без соответствующего изменения социальнойпсихологии большей части населения. Между тем отмеченные в статье чертыобщественного сознания воспроизводились из поколения в поколение ипрепятствовали появлению стремления к новизне, поскольку освящалисьрелигиозно-мифологическим мировоззрением, санкционировавшем неизменность бытия.Далее охарактеризован общественный строй: прочность общины, обусловленная духомколлективности, явившемся результатом хозяйственной необходимости, привела ктому, что на принципах коллективизма было построено все общество: личностноеначало было развито слабо. Это способствовало жесткому сословному делениюдревневосточных обществ, что крайне затрудняло формирование классовойструктуры. Богатые и бедные члены общины чувствовали себя принадлежащими кодной общности, одному сословию. Лишенные собственности работники царских ихрамовых хозяйств также причисляли себя к одной категории людей, хотя ихимущественное положение могло различаться еще сильнее. Еще одним следствиемсуществования общины было отсутствие частной собственности в полном смыслеэтого слова. Свободные общинники могли в ряде стран Древнего Востока покупать ипродавать землю, но верховным собственником земли выступало государство, эксплуатировавшееобщинников через систему налогов. Лишенные собственности работникигосударственного сектора могли распоряжаться огромными хозяйствами, еслизанимали высокую должность, и получать с них доход, но эта земля принадлежалагосударству. Еще одна особенность общественного строя на Востоке — наличиетолько вертикальных связей, отсутствие связей между общинами. Существованиевертикальных связей было обусловлено структурой государственного управления:оно осуществлялось при помощи огромного бюрократического аппарата, имевшегоиерархическую структуру. Самодостаточность общины приводила к тому, что внешние связи былисведены до миниума. Колоссальную роль в таком обществе играет государство,приобретая форму восточной деспотии. Условием существования такой власти является господство государственной и общественнойна землю, атакже зависимое положение человека поотношению к системе власти.
Л.И. Семенникова обращает внимание наудивительный на первый взгляд расцвет культуры на Востоке в условиях полного подавления индивида.Главную причину этого феномена автор видит в том, что сосредоточенностьобщества на высших духовных ценностях выполняла роль компенсаторногомеханизма, позволявшего жить в условиях полного отсутствия свободы.
И.М. Дьяконов1 — сторонник единства всемирноисторического процесса. По его мнению, все человечество проходит в своемразвитии ряд сменяющих друг друга стадий, причем автор выявляет одни и те жестадии и для восточных и для западных обществ. Относительно народов, не обнаруживающихтенденции к развитию, И.М. Дьяконов полагает, что они просто задерживаются народовой стадии из-за особенностей окружающей среды, но поскольку эпохаклассовых обществ составляет всего 1-2% от продолжительности существованиячеловека, это отставание незначительно. Для Древнего мира автор выделяет двестадии (по терминологии Дьяконова – фазы) общественного развития. Это ранняядревность (по преимуществу эпоха меди и бронзы), для которой характерносуществование непрочных относительно крупных государств, представляющих собойобъединение ряда мелких государственных образований (город и прилежащаяокруга) под началом наиболее сильного из них. Примеры: государство Шемера иАккада, Хеттское царство (хеттам было известно железо, но не сталь). Крайне примитивноеоружие не давало возможности широко применять труд рабов: мужчина о лопатоймог быть опасен. Поэтому в рабском состоянии находились в основном женщины идети, а положение взрослых мужчин мало чем отличалось от образа жизни свободныхобщинников или работников государственного сектора. То есть рабство носилопатриархальный характер: рабы работали в доме наравне с членами семьи, а вгосударственном секторе — наравне с местными работниками, лишеннымисобственности на средства производства (исключение составляли женщины иподростки в царских и храмовых хозяйствах, которые действительноэксплуатировались как рабы). Прочные государства возникали лишь там, где этовызывалось хозяйственной необходимостью, как в Древнем Египте. Вторая стадия — имперская древность. Переход к этой стадии происходил в результате изобретениястали, что сделало возможным ведение широкомасштабных войн и образованиеимперий, а также создало возможность для «классической» эксплуатациирабов, В государствам этого типа Дьяконов относит Ново-Ассирийскую державу,Ново-Вавилонскую, Персидскую и ряд других стран. Но, несмотря на существенноеувеличение численности рабов, классической их эксплуатация была только вРимской империи.
В статье С.М. Стама1 рассматривается вопрос о соотношениигорода и государства в древних и средневековых обществах. Автор отмечает дваварианта понимания феномена города. В первом случае под городом подразумеваетсянаселенный пункт, возникший вследствие отделения от сельского хозяйства такихобщественных функций как сакральные (жреческие), оборонительные, административные.Образование городов в этом понимании на Древнем Востоке шло параллельнопроцессу создания государства и являлось одной из основных форм этогопроцесса. Другой важной формой было формирование постоянной дружины будущихцарей. Город как центр ремесла и торговли возник позже вследствие отделенияремесла от земледелия, но на Древнем Востоке этот процесс имел свою специфику.Здесь город как центр сакральных, военных и административных функций частостановился центром ремесла и торговли по инициативе формирующейся царскойвласти, поскольку умелые ремесленники были нужны для обслуживания царских ихрамовых хозяйств, а международная торговля часто велась специальными государственнымиагентами. Стам С.М. обращает внимание также на отличие между древневосточным иантичным городом. Античный город выступает как центр поселения землевладельцев,имеющих земельную собственность за пределами города (однако в границахполиса), но занимающихся по преимуществу ремеслом и торговлей. Город наДревнем Востоке — это место поселения лиц, лишенных земельной собственности гдебы то ни было, так как города относились к государственному сектору и жили внем люди (царская военная и управленческая администрация, жречество,ремесленники и торговцы), оторвавшиеся от общины, а также рабы (частных лиц,государственные и храмовые). На Востоке город был опорой государственной(царской) власти. В античном мире понятия город и государство объединялисьтермином полис. Государство возникает в результате общественного разделениятруда и образования на этой основе общественного неравенства, Древневосточноеобщество было не классовым, а сословным и решающую роль в процессе образованиягосударства сыграло отделение от сельского хозяйства управленческих и жреческихфункций (военные функции отделились лишь частично — в лице военнойадминистрации. Свободные общинники в древних обществах одновременно являлисьвоинами).
Подведем некоторые итоги.История Древнего Востока имеет большую протяженность во времени. Мы начинаем ееизучение с появления первых государственных образований в долинах Нила иЕвфрата во второй половине IV тысячелетия до н.э. изаканчиваем для Ближнего Востока30-20-ми гг. IV в. до н.э., когда греко-македонскиевойска под руководством Александра Македонского захватили весь Ближний Восток,Иранское нагорье, южную часть Средней азиии северо-западную часть Индии. Что касается Средней Азии, Индии иДальнего Востока, то древняя история этих стран изучается до III-V ввн.э. Эта граница является условной и определяется тем, что в Европе в конце V в.н.э. пала Западная Римская империя и народы европейского континента вступили впериод средневековья. Географически территория, называемая Древним Востоком,простирается с запада на восток от современного Туниса, где располагалось одноиз древнейших государств — Карфаген, до современных Китая, Японии и Индонезии,а с юга на север — от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных береговАральского моря. В этой обширной географической зоне существовалимногочисленные государства, оставившие яркий след в истории: великоеДревнеегипетское царство, Вавилонское государство, Хеттская держава, огромнаяАссирийская империя, государство Урарту, мелкие государственные образования натерритории Финикии, Сирии и Палестины, Троянское, Фригийское и Лидийскоецарства, государства Иранского нагорья, в том числе, мировая Персидскаямонархия, в состав которой входили территории почти всего Ближнего и частичноСреднего Востока, государственные образования Средней Азии, государства натерритории Индостана, Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии.
По природным условиям разныетерритории Древнего Востока имеют свои особенности, хотя им присущи и общиечерты: это районы в основном субтропического климата с очень жарким сухимлетом, мягкой зимой; бассейны рек с их плодородными аллювиальными (образованнымиотложениями рек) долинами перемежаются с каменистыми пустынями, обширнымиплоскогорьями и горными хребтами. Особенно большую роль в исторических судьбахнародов Древнего Востока играли великие реки: Нил (длина ок.2700 км), Евфрат(длина ок.2700 км) и Тигр (длина ок.1900 км), Инд (длина ок.3180 км), Ганг(длина ок.2700 км), Хуанхэ (длина ок.4850 км), Янцзы (длина ок.5800 км), Меконг(длина ок.4500 км). Эти реки, относящиеся к числу самых крупных на земном шаре,образуют обширные бассейны с плодородной, хорошо орошаемой аллювиальнойпочвой, и им присуще одно свойство, имевшее очень большое значение дляисторического развития этих регионов: здесь можно было жить и вестихозяйственную деятельность при условии постоянного регулирования режимов рек,хранения воды в водоемах и водохранилищах с последующим орошением земель черезсистему искусственных каналов, как в долинах Нила, Евфрата, или отвода лишнейвлаги и мелиорации земель, борьбы с наводнениями, как в долинах Ганга, Хуанхэ,Меконга. Обильное естественное питание великих рек приводит к сильному подъемууровня воды во время паводка (уровень Нила поднимается в другое время года),грозит страшными наводнениями, которые вызывают необходимость укрепленияберегов с помощью дамб, плотин и других сооружений. В реках водилась рыба,которая служила подспорьем в питании населения. В предгорьях, окружающих долиныЕвфрата и Тигра, на Абиссинском нагорье, расположенном близ долины Нила, вдолине Меконге в диком виде росли многие злаковые растения. Они былиокультурены и положили начало ячменю, пшенице, просу, рису и другим зерновымкультурам. Существование богатого животного мира в предгорьях позволило приручитьряд животных и перейти к культурному скотоводству.
Вместе с тем в аллювиальныхдолинах, как правило, было мало камня, строительного дерева, металлов (меди,олова, золота, серебра), совершенно необходимых для организации нормальнойхозяйственной деятельности. Эти виды сырья, напротив, имелись в горныхрайонах, пустынях и нагорьях, соседствующих с долинами крупных рек. В связи сэтим довольно рано, уже с IV тысячелетия до н.э., былиустановлены необходимые контакты жителей аллювиальных долин (Нила, Тигра иЕвфрата) с населением горных районов и пустынь (с Нубией и Синаем, Армянскимнагорьем, Тавром и др.), налажен обмен продуктами и сырьевыми запасами. При невысокомуровне производства и торговли эти контакты обычно выливались в формуграбительских войн, результатом которых было насильственное изъятие сырьевыхресурсов и продуктов завоевателями у завоеванных народов или включение ихтерриторий с источниками сырья в состав государства завоевателей и созданиекрупных военных держав, охватывающих кроме бассейнов великих рек также территория пустынь инагорий.
Наличие благоприятныхвозможностей для жизни человека в бассейнах великих рек, контакты с жителямигорных районов и плоскогорий привели к развитию производительных сил. Возникаютдовольно крупные поселения. В отдельных поселениях сосредоточивается большоечисло людей, здесь (уже в III тысячелетии до н.э.)создаются внушительные по размерам общественные сооружения, появляютсяоборонительные стены для защиты от нападений врагов, то есть возникают города.Город — принципиально новое явление в истории того времени. Он становитсясредоточием управления и религиозного культа, в нем концентрируется развитоеремесленное производство, обслуживающее нужды правителя и его администрации,служителей культа, а также работающее на соседнюю сельскохозяйственную округу.Создание производящей экономики, земледелия и скотоводства, освоение металлов(меди, бронзы) для изготовления орудий труда, оружия и предметов быта,появление первых городов привело к разложению родового строя. Усложниласьсоциальная структура общества, появились различия по богатству, знатности,роду занятий, степени влияния на соплеменников. Сформировались основныесословия древневосточного общества. Одно изсословий составляли свободные общинники, участвовавшие в общиннойсобственности на землю и обладавшие правом общинного самоуправления, апервоначально и правом участия в выборах вождя-правителя. Другое сословие было представлено членамиперсонала храмовых и правительственных хозяйств, лишенными собственности насредства производства. Они владели землей с условием службы или работы, а вряде случаев получали продовольственный паек. Среди них могли быть как крупныеадминистраторы, так и зависимые работники, положение которых представляло собой нечто среднее между положениемсвободных и рабов. Отдельным сословием было жречество. Кроме того, были рабы,которые по существу также представляли собой особое бесправное сословие.Институт рабства был слабо известен в родовом обществе. Рабство стало возможнымна той стадии развития человеческого общества и его производительных сил, когдаотдельный индивидуум мог в процессе труда дать не только необходимый, но и прибавочныйпродукт, таким образом использование его в процессе труда становилосьвыгодным. Но примитивность оружия той эпохи (короткий медный кинжал, копье смедным наконечником, несовершенный лук) делали невозможным использованиебольших масс мужчин-рабов не только в хозяйстве свободных общинников, но даже вхрамовых и правительственных хозяйствах: мужчина, находящийся в положении рабаи вооруженный медной лопатой мог быть опасен. Поэтому как рабыэксплуатировались в основном женщины и подростки. Положение взрослого взятого вплен мужчины мало чем отличалось от образа жизни зависимых работников храмовыхи правительственных хозяйств. С переходом к стальному оружию и образованиемимперий количество рабов возросло, их эксплуатация стала носить болееорганизованный характер, но никогда на Древнем Востоке рабы не были основойпроизводства. Главными производителями на всем протяжении древневосточнойистории являлись формально свободные общинники, которые с оформлением сильнойгосударственной (царской) власти стали эксплуатироваться посредством взиманияналогов со стороны государства, которое постепенно стало считаться верховнымсобственником земли.
Важнейшей особенностьюобщественного устройства на Древнем Востоке является существование общины,которая была основной социальной и территориальной единицей. Любоедревневосточное государство, за исключением немногих городов, храмовых ицарских хозяйств (государственный сектор), состояло из множества сельскихобщин, каждая из которых имела свою организацию и представляла собой замкнутыймирок. Горизонтальные связи, то есть связи между отдельными общинамиотсутствовали. Общины в странах Древнего Востока по происхождению восходят кродовым общинам, однако по своему содержанию, характеру и внутренней структуреони уже были новым явлением. Община постепенно утратила родовой характер истала организацией соседей, живущих на определенной территории и связанныхправами и обязанностями по отношению друг к другу и, что очень важно, кгосударству. Руководство общины являлось низшим звеном в огромной бюрократическойсистеме управления древневосточных государств. Сама территориальная общинасостояла из ряда отдельных домохозяйств, которые представляли собой большиесемьи или семейные общины. Внутри общины существовала имущественная исоциальная дифференциация, выделилась богатая и знатная верхушка и бедняки,арендаторы чужой земли. Состоятельные общинники имели в своем распоряжениирабов, хотя рабство в общине носило патриархальный характер, то есть рабы(женщины и подростки) участвовали в производственном процессе наряду схозяевами, выполняя наиболее трудоемкие работы (например, мололи зерно междудвумя камнями). Исключение составляли немногочисленные хозяйства знатных ибогатых общинников, эксплуатация рабов в которых была аналогичной ихиспользованию в храмовых и царских хозяйствах. Несмотря на существеннуювнутреннюю дифференциацию, община сохраняла коллективистские формы жизни ипроизводства, что препятствовало развитию частнособственнических отношений:древневосточное общество не знало полной частной собственности. Историческипервой причиной устойчивости общинной организации было наличиеземледельческого хозяйства, функционирование которого требовало проведениясовместных работ по регулированию режима великих рек: отдельная семья,небольшая община не могли справиться с могучей речной стихией. Но затемпоявились и другие причины: ярко выраженная сословность древневосточногообщества, неразвитость классовой структуры, отсутствие частной собственности,слабое развитие товарно-денежных отношений, роль государства в жизни общества,особенности общественного сознания — все эти факторы, обусловленные прочностьюобщины, в свою очередь содействовали ее устойчивости. Следствие превращалось впричину и не было выхода из замкнутого круга.
Необходимость объединения икоординации усилий многочисленных общин привела к возрастанию ролигосударственной власти в странах Древнего Востока. Требовалось объединениеусилий многих общин, руководимых единой государственной администрацией, чтобысоздать систему каналов, водохранилищ, дамб и плотин, которые моглипротивостоять капризам великих рек. Возвышению государственной властиспособствовали также прочность общины, неразвитость классовой структурыобщества и главное — отсутствие частной собственности на землю. В структуредревневосточных обществ не было собственников, то есть такой категориинаселения, которая была бы в состоянии противопоставить себя государству всилу своей независимости от него и влиятельности. Все это привело к тому, чтогосударственная власть утвердилась на Древнем Востоке в специфической форме«восточной деспотии». Восточная деспотия — это неограниченнаямонархия, не связанная в своих действиях никакими законами, которая осуществляет управление государством при помощи огромного, иерархическипостроенного аппарата чиновников. Причинойпоявления этого аппарата было активное вмешательство государства вхозяйственную жизнь, прежде всего, организация системы искусственногоорошения. Поскольку древневосточный правитель и его бюрократический аппаратвыступали в роли организатора системы искусственного орошения, а в конечномсчете — всего земледелия и другого производства (ремесленники обслуживалипрежде всего, дворцы и храмы), государство сталорассматривать орошаемую землю в качестве собственной: государственной илицарской земли. Фактически земля в древневосточных государствах делилась на двасектора. Государственный сектор, где располагались хозяйства, принадлежавшиенепосредственно деспоту и зависимому от него, как правило, жречеству. На этихземлях работали арендаторы, персонал, получавший паек за работу, и рабы. Первыедве категории относились к наиболее эксплуатируемым группам населения, несчитая рабов. Второй сектор — общинно-частный. Земля находилась внаследственном владении многочисленных общин, которые платили поземельный налогв пользу государства. Но после выплаты налога и выполнения натуральныхповинностей владельцы могли распоряжаться землей вплоть до ее продажи .
Важной особенностьюдревневосточной деспотии являлось особое положение главы государства — правителя-деспота. В условиях развитого деспотизма правитель считался не тольконосителем всей полноты власти: законодательной, исполнительной и судебной, — новместе с тем признавался сверхчеловеком, ставленником богов. Обожествление личностицаря-деспота — важная особенность древневосточной деспотии. Однако в разныхстранах Древнего Востока степень деспотизма была то наиболее полной, какдеспотия в Древнем Египте, то весьма ограниченной, как, например, власть царяхеттов. Форма деспотии была наиболее распространенной в странах ДревнегоВостока, однако там существовали и немонархические формы правления, своего родаолигархические республики, например, в ряде государственных образованийСеверной Индии, в некоторых городах Финикии.
Сознание древневосточногочеловека было ориентировано на духовные поиски, постижение смысла жизни,который виделся в потустороннем мире, где располагались истинные причины ицели всего существующего. Прошлое, настоящее и будущее существовалиодновременно: души умерших предков находятся рядом с живыми людьми и здесь жеобитают души еще не родившихся потомков. Поэтому господствовавшее в странахДревнего Востока религиозно-мифологическое мировоззрение освящало неизменностьбытия и тем самым парализовывало всякое стремление к переменам.
В силу отмеченных вышеособенностей древневосточных обществ- прочность общины, сословной структуры, неразвитость классовойструктуры и товарно-денежных отношений, отсутствие частной собственности,необычайная мощь государства, обожествление правителя-деспота исанкционирование религиозно-мифологическим сознанием неизменности бытия — развитие в государствах Древнего Востока протекало крайне медленно и носилоциклический характер. На примере истории Китая можно выделить следующие стадии,составляющие один цикл развития: 1.Укрепление централизованной власти в борьбепротив децентрализации, усиление государства. 2. Кризис власти, отступлениеперед центробежными силами. 3. Упадок власти, ослабление государства. 4.Социальная катастрофа: бунт народа, нашествие иноземцев, привлеченных слабостьюгосударства и легкостью победы.
Тип исторического развитияопределил особенности массовых движений на Древнем Востоке. Они не былинаправлены против системы. Их главная причина — произвол власти, нарушениепринципов социальной справедливости, признанных в обществе нормой. Мечтавосставших — ликвидировать возникшее нарушение (присвоение общинной землибогачами, гнет и непомерные поборы чиновников и т.п.) и вернуть утраченнуюнорму. Эти движения не вели общество вперед. Они лишь показатель сбоев всистеме, которая после кризиса восстанавливалась с небольшими изменениями. Настадии социальной катастрофы происходила смена правления, осуществлялись некоторыеизменения, ситуация стабилизировалась, и общество выходило на новый виток.Наиболее существенные перемены происходили на стадии социальной катастрофы,когда государственная организация слабела. В условиях стабильности обществотяготело к застою, к неизменности.
На обширных территорияхДревнего Востока проживало пестрое население, принадлежащее к разным расам иболее мелким общностям, на которые распадаются большие расовые группы:различные племена и народности европеоидной, негро-австралоидной расы (частьнаселения древних царств Напата и Мероэ — современный Судан), монголоидной расы(на Дальнем Востоке). В свою очередь, европеоидная раса делилась на многочисленныенародности, племена и этнические группы, принадлежащие к различным языковымобщностям. В ряде географических регионов сложились крупные языковые семьи,которые делились на ветви и группы. На территории Передней Азии жилинародности и племена многочисленной семито-хамитской языковой семьи, котораявключала семитскую ветвь, египетскую или хамитскую и ряд других. К племенам инародностям, говорившим на семитских языках, относились аккадцы, амореи,ассирийцы, евреи, арабы и некоторые другие племена. Семитоязычные племеназанимали в основном территорию Месопотамии и Восточного побережья Средиземногоморя, Сирийско-Месопотамской степи и Аравийского полуострова.
Египетская или хамитскаяветвь была представлена населением Древнего Египта.
Племена и народностииндоевропейской языковой семьи делились на анатолийскую и индоиранскую ветви.На языках первой говорили хеттские племена, лидийцы и другие более мелкиеплемена Малой Азии. Языки индоиранской ветви бытовали у мидийцев и персов,парфян, скифов, ариев Древней Индии.
Особняком стоялахуррито-урартская языковая семья, на языках которой говорили племена урартов,а также предшественники хеттов. Население древнейшей Индии (до прихода ариев)относят к дравидической языковой семье, древнекитайские племена говорили наязыках тибетско-китайской языковой семьи. Вместе с тем известны некоторые языки,например, шумеров (древних жителей южной части Месопотамии), касситов, живших вгорах Загроса и др., которые не могут быть отнесены к какой-либо языковойобщности и стоят особняком.
Обращает на себя вниманиенесинхронность возникновения государств у разных народов Древнего Востока. ВМесопотамии и Египте они возникли раньше, в Китае — позже. В IV–III тысячелетияхдо н.э. многие регионы Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Индия)развивались изолированно, но к середине II тысячелетия до н.э. между различнымиобластями Ближнего Востока установились экономические, политические икультурные контакты, а в I тысячелетии сложилосьизвестное единство всего древневосточного мира, что тем более дает основаниерассматривать Древний Восток как качественно своеобразный феномен в истории человечества.
Завершив изучение ДревнегоВостока вы должны уметь ответить на вопрос: Древневосточные цивилизации:особая стадия или особый тип исторического развития? Готовя ответ, следуетиметь в виду следующее:
1. Как вы могли убедиться, висторической науке существуют обе обозначенные точки зрения, поэтому вы можетевыбрать любую из них, самостоятельно обосновав соответствующими аргументами.
2. Цивилизационный истадиальный подходы к истории человечества не находятся в абсолютной оппозициидруг к другу. Цивилизационный подход предполагает возможность выделенияопределенных стадий для каждого типа цивилизационного развития. Стадиальныйподход не исключает учета регионального своеобразия. В том случае, если вы захотитепопытаться совместить оба подхода, необходимо уточнить, в каком аспекте вырассматриваете Древневосточные цивилизации как особую стадию историческогоразвития, а в каком — как особый тип.
1 СеменниковаЛ.И. Феномен Востока // Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществецивилизаций. Брянск, 1995.
1 ДьяконовИ.М. Пути истории. М.,1994.
1 С.М. Стам Кпроблеме города и государства в раннеклассовом и феодальном обществе// Город игосударство в древних обществах. М.,1982.