Введение
В истории всякой страны есть незабываемые памятные даты. Проходят годы,меняются поколения, новые и новые люди выходят на историческую арену, меняютсябыт, уклад, общественное мировоззрение, но остается память о тех событиях, безкоторых немыслимо национальное самосознание. Декабрь 1825 года – явление такогопорядка, «Сенатская площадь» и «Черниговский полк» давно сталиисторико-культурными символами. Достаточно произнести эти словосочетания, ииспытываешь смешанные чувства – гордость и грусть: первое сознательноевыступление за свободу – первое трагическое поражение.
Наследие декабристов всегда привлекало исследователей, ведь они оставилимножество произведений, среди которых можно найти и работы политико-правовогохарактера. И содержание этих работ по-прежнему остается актуальным для России.Так, например, решение вопроса об административно-территориальном делениивсегда будет оставаться важным для России из-за огромной размеров ее территориии большого количества народов, населяющих ее. Для истории государства и праванаиболее интересны, как мне кажется, конституционные проекты декабристов,которые по своему реформаторскому потенциалу опередили историческое развитиеРоссии почти на столетие.
Но эти проекты не возникли на пустом месте. И основными идеями,положенными в основу этих проектов, были идеи, разработанные философамиПросвещения, которые, конечно же, трансформировались определенным образом сучетом специфики России.
Таким образом, во-первых, мы рассмотрим Великую Французскую революцию изападноевропейскую философия как источник формирования политико-правовыхвзглядов декабристов, и, прежде всего, двух значительных политико-правовоймысли декабристов: конституционные проекты Пестеля и Муравьева (“РусскаяПравда” и ”Конституция”) и покажем то философское основание в соответствии с которым были написаны данныедокументы, да и на которых строилась декабристская идеология в целом (при этом,конечно, не следует забывать и других источников: деятельность русскихпросветителей XVIII века, Отечественная война 1812 года и самодержавно-крепостническаядействительность России первой четверти XIX века).
Во-вторых, сравним “Русскую Правду” и”Конституцию”, а также проанализируем те социально-экономические,политико-правовые преобразования, которые декабристы собирались провести всфере государственного устройства, управления и судоустройства;административно-территориального деления; решения национального и аграрноговопросов, а также изменений правового статуса личности в Российской империи(отмена сословного деления, признание конституционных прав граждан и такдалее).
1.ВЛИЯНИЕ ЗАПОДНОЕВРОПЕЙСКИХ ИДЕЙ НА МИРОВОЗЗРЕНИЕДЕКАБРИСТОВ
1.1. Французскаяреволюция как источник формирования декабристкой идеологии и ее оценкадекабристами
Формирование декабристкой идеологии — необходимое условие возникновения и деятельности тайных декабристскихорганизаций, разработки ими программных политических документов, а такжереволюционной практики и планов восстания. Большое влияние на этот процесс формирования оказали передовыезападноевропейские идеи.
Процесс воздействие этих идей на декабристов можно разделить на дваэтапа:
1) период до Отечественной войны 1812 года, характеризующийся влияниемидей Просвещения и Великой Французской революции (с учетом как положительных,так и негативных моментов),
2) период Отечественной войны 1812 года, заграничных походов 1813-1814года, пребывание русского оккупационного корпуса графа Воронцова воФранции в 1815-1818 годах.
Общественное движение в России в начале XIX века было связано с общимподъемом освободительного движения в Европе. “Французская революция концаXVIII века сделала так много, что весь XIX век, тот век, который дал всемучеловечеству цивилизацию и культуру, прошел под знаменем Французскойреволюции,” –вот примерно так писал Ленин[1]. И поэтому великоеобщественное движение во Франции конца XVIII века оказало влияние наразвертывание революционного движения во всех концах мира, в том числе и вРоссии.
Должен заметить, что декабристы относились к ней неоднозначно. Они всвоем большинстве приветствовали начало революции, одобряли ее принципы,провозглашенные в “Декларации прав” 1789 года.
И все же, несмотря на отрицательные стороны революции, как представлялиих себе декабристы (“власть толпы”, якобинский террор, завершившийсятермидором и затем утверждение диктатуры Наполеона), а также и на реставрациюпосле 1815 года в Европе абсолютистских режимов, наиболее проницательныепредставители декабристского круга не могли не усмотреть и конечных положительных последствий революции. П. И.Пестель, например, показывал: ”Возвращение бурбонского дома нафранцузский престол и мои соображения о сем происшествия могу я назвать эпохоюв моих политических мнениях, понятиях и образе мыслей, ибо начал рассуждать,что большая часть коренных постановлений, введенных революциею, были при монархиисохранены и за благие вещи признаны, между тем как все восставали противреволюции и я сам против нее всегда восставал. От сего суждения породиласьмысль, что революция, видно, не так дурна, как говорят, и что может бытьвесьма полезна, в какой мысли яукреплялся тем другим еще суждением, что те государства, в коих не былореволюции, продолжали быть лишенные подобных преимуществ и учреждений”[2].Таким образом, осуждение “ужасов французской революции” не мешало виднымидеологам декабризма осознавать, что, говоря словами М. Ф. Орлова, “эпохафранцузской революции — великая эпоха, что эпоха человека и разума”[3]. Критика“крайностей” французской революции у декабристов согласовывалась с признанием положительных,в конечном счете, результатов.
1.2. Распространение в России вначалеXIXвека идей французских просветителей
Французскаяфилософия и общественно-политические теории XVIII века, явившаяся идеологическойподготовкой буржуазной революции, дали сокрушительную критику отжившегофеодального порядка Франции. Эта революционная идеология находила живой отклик иу передовых людей России, видевших отсталость самодержавно-крепостническихпорядков. Их читали в подлиннике: а почему бы и не почитать запретный плод, ктому же знание французского языка являлось обязательным для каждогообразованного человека в России. Идеи передовых мыслителей Западной Европы былихорошо знакомы образованному русскому обществу, особенное распространение в России получили произведения французскихпросветителей и философов XVIII века. Эти произведения переводились и на русскийязык, издавались полностью или в отрывках, и даже делались попытки напечататьсобрание сочинений. Кроме того, многие произведения идеологов буржуазнойреволюции переводились и распространялись в списках.
ВлияниеФранцузских просветителей, литературы французских и английских публицистовнеоспоримо — оно чрезвычайно велико и все декабристы говорят об этом. Судя поответам, изучение английской конституции и конституции Северо-АмериканскихШтатов оказало большое влияние на формирование мировоззрения декабристов, наполитическую ориентацию. При ответах на источники формирования вольнолюбивыхвзглядов многие декабристы указывают своих учителей и воспитателей. Вот что наследствии говорил А. М. Муравьев: “Уже в детстве внушал мне свободный образмыслей мой тогда бывший дядька –швейцарец Бидо, который возвратился потом всвою родину”[4]. А вот, что позднее писалдекабрист Роден в воспоминаниях: ”Французская революция 1789 годавыгнала к нам тысячи выходцев, между ними людей весьма образованных из высшихклассов, много умных аббатов и всяких учителей по случаю вперемежку с аббатамизаняли места воспитателей, и, сами убежав от революции, посеяли в русскомдворянском юношестве первые семена революции”[5].
В политических и философских сочиненияхзападноевропейских и русских мыслителей, в изучении политэкономии, древней иновой истории, конституционного устройства некоторых стран Европы,Северо-Американских Соединенных Штатов пытались они найти ответы на волнующиеих вопросы о причинах бедственного положения России, уяснить себе возможныепути и средства необходимых преобразований, которые могли бы ”спасти”Россию и обеспечить ей благоденствие.
1.3. Роль военных походов в образование в России революционногодвижения
Широкомузнакомству с идеями французской революции и ее практическими результатамиспособствовали походы русских войск в Западную Европу и их пребывание заграницей. Заграничные походы послужили важным пропагандирующим фактором, воздействующем на всю армию — от генерала до солдата, которыеневольно сравнивали увиденные ”порядки” в западноевропейских странах с”порядками” в России. Отсюда неизбежно возникал вопрос о причинах ”неустройств”в России. ”Войска от генералов до солдат, — писал А. А. Бестужев, -пришедшиназад, только и толковали: «Как хорошо в чужих землях». Сравнение сосвоим, естественно, произвело вопрос: почему же не так у нас?”[6]
Многие из будущихдекабристов, находясь в Париже, встречались с передовыми политическимидеятелями Франции, слушали лекции французских ученых по политическим вопросам.Ленин отмечал, что передовые дворянские офицеры ”были зараженысоприкосновением с демократическими идеями Европы во время наполеоновских войн”[7]. После окончаниявойны, когда были созданы тайные общества и перед ними встала задачапрактической подготовки революционного переворота в России, они внимательноследили за достижением революционной мысли в Западной Европе.
1.4 Идеи французских и английскихфилософов и их влияние на конституционные проекты декабристов
В основу декабристских проектов политического и социальногопереустройства России были положены принципы естественного права, выработанныемыслителями века Просвещения: Локком, Руссо, Монтескье, Дидро, Гольбахом,с произведениями которых авторы были хорошо знакомы. Под “естественнымиправами” понимались личная свобода человека, равенство всех перед законом,непризнание сословных различий, а также создание представительного образаправления при разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную,при независимости судебной власти и ответственности исполнительной передзаконодательной. Эти положения своим острием были направлены противфеодально-абсолютистских порядков и содержали большой для того времениреволюционный заряд. Они декларировали и основы буржуазно-правовогогосударства. При разработке своих проектов Пестель и Муравьев опиралисьтакже на конституционный опыт других государств — Северо-АмериканскихСоединенных Штатов и некоторых других стран Западной Европы.
Вот так плавно мы переходим к рассмотрению двух политического характератрудов: “Русской Правды” Пестеля и “Конституции” Муравьева.
2.“РУССКАЯПРАВДА” ПЕСТЕЛЯ
2.1.Форма государства по “РусскойПравде” и Временное революционное правительство в понимании декабристов
Решение национального вопроса,первые наброски конституционного проекта были сделаны Пестелем, по-видимому,уже в 1821 году. Основные положения этого документа обсуждались на первомсъезде в январе 1923 году. Здесь было решено предоставить всем членаморганизации годичный срок для обдумывания предложений Пестеля. На следующем съезде в январе 1823 года Пестельсделал более обстоятельный доклад о своем проекте, который был обсужден по всемпунктам и принят голосованием. Таким образом, конституционный проект Пестеляхотя и носил авторский индивидуальный характер, но все же являлся программнымдокументом всего Южного общества.
Полное название конституционного проекта Пестеля — «РусскаяПравда или Заповедная государственная дарственная Грамота великого народароссийского, служащая Заветом для государственногоустройства России и содержащая верный Наказ как для народа, так и для Временного верховного правления».Как следует из названия, этот документ должен был служить «наказом»Временному революционному правительству. Члены Южного общества- сторонники Пестеля- придавали длительной диктатуре временного правительства решающее значение в деле осуществленияреволюционных преобразования. По мысли Пестеля, объявленное Сенатом послепереворота временное правительство должно было состоять в основном из членов тайного общества.Обладая диктаторской властью правительство после принесения ему присяги от Синода,Сената и всей России, «раздав Министерства, армии, корпуса и прочие начальствачленам общества, мало-помалу в продолжение нескольких лет будут вводить новоеобразование»[8]. Пестельуказывал, что преобразования не могли быть проведены сразу — необходим былименно этот десятилетний срок переходный период. «Все происшествия вЕвропе в предыдущем полу столетие случившиеся, -указывал он, -доказывает,что народы, возмечтавшие о возможности внезапных действий и отвергнувшиепостепенность в ходе государственного преобразования, впали в ужаснейшиебедствия и беззакония». Но “постепенность” в ходегосударственного преобразования понималась Пестелем «не какпостепенность ликвидации старого порядка, а как постепенность введенияпредставительных учреждений, которые должны находиться во главе управленияРоссией»[9].Отсюда и необходимость, по мысли Пестеля, на этот переходный периоднаделения Временного революционного правительства до установления в государствепрочного революционного порядка диктаторскими полномочиями.
«Русскую Правду» декабристы предлагали обнародоватьодновременно с «Манифестом к русскому народу», провозглашающимсвержение старого режима и установление революционной власти. «РусскаяПравда» должна была показать народу, какие права он получил, аправительству — обязанности на него возложенные.
Исходя из принципа верховенства не власти над народом, а народа надвластью, право народа избирать свои органы власти и обязанность власти выражать волю народа, Пестель торжественнопровозглашал: «народ российский не есть принадлежность какого-либо лицаили семейства. Напротив того, правительство есть принадлежность и оно учрежденодля блага народного, а не народ для блага правительства»[10]. П. И. Пестельпервоначально разделял идею конституционной монархии. В самом начале 1820 года Пестельпроделал довольно быструю эволюцию взглядов от монархических к республиканским.В своих показаниях на следствии он подробно изложил причины такого перехода.Особенно он подчеркивал влияние книги французского мыслителя Дето де Трасси«Замечание на „Дух законов“ Монтескье”. “Сочинение Дето деТрасси на французском языке очень сильно подействовало на меня. — показывалПестель, -он доказывает, что всякое правление, где главой государства есть однолицо, особенно ежели сей сан наследственный, неминуемо кончитьсядеспотизмом»[11]. Пестель виделположительный опыт в современной ему исторических примерах «благодеятельности»именно республиканского образа правления. «Все газеты и политическиесочинения так сильно прославляют возрастания в Северных АмериканскихСоединенных Штатах, приписывая сие государственному их устройству, что сие мнеказалось ясным доказательством в превосходстве республиканского правления”,показывал далее Пестель[12]. К тому же он«находил неоспоримые доказательства в непрочности монархических конституций и полныедостаточные причины и недоверчивости кистинному согласию монархов на конституцию»[13].
Поэтому, будучи убежденным республиканцем, Пестель требовал нетолько ликвидации самодержавия, но в любой монархии, даже ограниченнойконституцией. Более того, чтобы гарантировать будущую Российскую республику отреставрации монархии, Пестель выступал не только за цареубийство, но ивообще за «истребление всей императорской фамилии», то есть зафизическое уничтожение всех возможных претендентов на российский престол.
Будущая Российская республика объявлялась строго централизованным или,как выражался Пестель, «неразделимым» государством. Любаяформа федеративного устройства им решительно отвергалась. В федерации областныеинтересы неизбежно будут брать верх над общегосударственными. Особый образправления и особые законы в областях приведут к ослаблению связей между ними, атакже к осознанию ненужности верховной власти, следовательно, к распадугосударственной организации. ”Каждая область, составляя в федеративномгосударстве, так сказать, маленькое отдельное государство, слабо к целомупривязана будет и даже во время войны будет действовать без усердия к общемусоставу государства, особенно если лукавый неприятель будет уметь прельстить ееобещаниями о каких-нибудь особенных для нее выгодах и преимуществах. Особеннопагубным для нее выгодах и преимуществах”[14]. Особеннопагубным федеративное устройство будет, по мнению Пестеля, для России,состоящей из «разнородных частей», отличающихся по своемуисторическому прошлому, языку, вере, обычаям, «и потому, ежели сиюразнородность еще более усилить чрез федеративное образование государства, толегко предвидеть можно, что сии разнородные области скоро от коренной Россиитогда отложатся, и она скоро потеряет тогда не только могущество, величие исилу, но даже, может быть, и бытие свое между большими и главнымигосударствами”[15].Согласно проекту Пестеля, Россия подразделяется на десять областей и дваудела, каждая область состоит из пяти округов (или губерний), губернии в своюочередь делятся на уезды, уезды на волости. Пестель составил и карту новогоадминистративного деления России. Столицей России Пестель определил НижнийНовгород, исходя из следующих соображений: этот город находился в центре государства,на выгодных речных путях (Оке и Волге), здесь ежегодно собиралась Макарьевская(с 1817 года — Нижегородская) ярмарка — важный центр торговли Европы с Азией. Городпо замыслу Пестеля надлежало переименовать во Владимир — ”в память великогомужа, введшего Россию в христианский закон”[16], а прежний городВладимир в Клязмин (ибо расположен на реке Клязьме). Предусматривалось необходимыеассигнования для устройства (возведения правительственных зданий и прочее).
Управление страной должно строиться по принципы разграничения функцийвластей. Высший законодательный орган власти — Народное вече. ”Народное вечеесть одно целое и на камеры не разделяется. Вся законодательная власть в немобретается”[17](принцип двухпалатной системы Пестель почему-то не признавал). Народноевече объявляет войну, заключает мир, обсуждает и принимает все законы, кромеконституционных.
Высшая исполнительная власть сосредотачивается в Державной думе,избираемой на 5 лет Народным вечем из числа кандидатов, представленныхокружными наместными собраниями. Державная дума состоит из пяти человек и ведетпереговоры с иностранными государствами, руководит военными действиями во времявойны, но не имеет права ни объявлять войну, ни заключать мирные договоры ипрочие трактаты. Она имеет свою канцелярию. ”Все министерства и вообщеправительствующие места состоят под ведомством и начальством Державной думы”[18].
Дабы законодательная и исполнительная власть ”не выходили из своихпределов”, учреждается высший контрольный орган — Верховный собор из 120членов, избираемых пожизненно Народным вече из числа кандидатов, выдвигаемых окружныминаместными собраниями. На рассмотрение Верховного собора представляются все законы,принятые Народным вече, и ни один из них не может вступить в силу без санкцииэтого контрольного органа. Однако лишь Верховный собор рассматриваетпредоставленные ему законы лишь с точки зрения их соответствия конституции, невникая в содержание. Он посылает своих полномочных представителей вминистерства и области. Предусматривалось, что в этот орган избирались наиболеезаслуженные и авторитетные граждане страны.
По проекту предлагалось также, что распорядительную власть на местахбудут осуществлять окружные, уездные и волостные наместные собрания, аисполнительную — окружные уездные и волостные правления. Компетенция волостныхсобраний была довольно широкой: они выслушивали исполнительных органов власти вволости, уезде, губернии — в волостных, уездных и земских правлениях, принималии рассматривали жалобы на местное начальство, выбирали новых чиновников местного управления и утверждалипрежних, и вообще занимались всеми делами местного значения. Местные органывласти согласно ”Русской Правде”, избираются сроком на один год. Краткихсрок полномочий местных выборных органов власти рассматривались Пестелем какгарантия против узурпации власти.
Все граждане мужского пола, достигшие двадцатилетнего возраста, получалиизбирательные права. В конституционном проекте Пестеля отсутствовализбирательный ценз. Чтобы избирать и быть избранным, надо было быть лишь совершеннолетнимгражданином Российской республики. Пестель предполагал, что избиратели отдадутпредпочтение более просвещенным людям, но ценза грамотности у него вконституции не было: и грамотный и неграмотный имели одинаковое право голосования. ”Каждый гражданин имеет право назанятие всех мест и должностей по государственной службе, — говориться в “РусскойПравде”. — Одни дарования, способности, познания и услуги служат поводом и причиноюк прохождению службы”.
2.2 Демократические преобразования всфере прав человека
В ”Русской Правде” намечена иширокая программа других демократических преобразований, в центре которыхнаходиться охрана личности и частной собственности.
”Личная свобода есть первое и важнейшее право каждого гражданина исвященная обязанность каждого правительства, — говориться в ”РусскойПравде”. — На ней основано все сооружение государственного здания и без нее нетни спокойствия, ни благоденствия”[19]. Провозглашаетсянеприкосновенность личности жилища граждан: ”Никто из граждан не должен бытьлишен и под стражу посажен иначе как законным порядком и законным образом.Всякое действие, сему противное, наводит строжайшую ответственность на нарушителей.В дом гражданина никто войти не может без его согласия”[20].
”Священным” и ”неприкосновенным” ”Русская Правда” объявлялаправо собственности; определены гарантии защиты этого права. Категорическизапрещается конфискация имущества в казну. В случае лишения какого-либо лицавсех прав состояния за тяжкое преступление имущество следует отдавать егонаследникам, а не конфисковать. Допускается изъятие части имущество для уплатыдолгов и ”пеней”.
Провозглашается всеобщее равенство перед законом: все граждане имеютодинаковые права и несут одинаковые обязанности. Ликвидируется сословный строй,основанный на привилегиях одних сословий и бесправии остальных. Все сословные различия упраздняются, и прежниесословия (дворянство, духовенство, купечество, мещане, однодворцы, крестьяне)сливались в “единое сословие — гражданское”. Все граждане впредь должныименоваться ”благородными”.
2.3.Решениеаграрно-крестьянского вопроса
Объявляется полная и безусловная отмена крепостного права. И в первом, иво втором варианте проекта предполагалось, что освобождение от крепостнойневоли будет сопровождаться обязательным наделением их землей. Безземельноеосвобождение по ”остзейскому образцу” (проведенное в 1816-1819 годах вЭстонии и Латвии) Пестель именовал ”мнимой свободой”. Поэтомуосвобождение крестьян от крепостной неволи связывалось им с решением аграрноговопроса, которому Пестель уделял особенно большое внимание. При этом онисходил из противоречащих друг другу соображений: во-первых, Пестель считалземлю безусловно общественным достоянием, из которого каждый гражданин имеетправо на земельный надел, необходимый для обеспечения его жизненныхпотребностей, во-вторых, он признавал справедливым и существование частнойсобственности на землю, ибо ”труды и работы суть источники собственности, итот, который землю удобрил и оную способной сделал к произведению разныхпроизростаний, исключительно должен на ту землю иметь право обладания”, ктому же, ”дабы хлебопашество могло процветать, нужно много издержек, которыйтот только сделать согласиться, который в полной своей собственности землюиметь будет”, ”неуверенность в сей собственности, сопряженная с частнымпереходом земли из рук в руки, никогда не допустит земледелия к усовершенствованию”[21].
2.4. Преобразования, предусмотренные“Русской Правдой”, в просвещения, судопроизводства и военном деле
“Русская Правда” содержала обширную программу преобразований в областисуда, просвещения и печати, свободы совести и взаимоотношений государства сцерковью, в военном деле, в сфере правовых вопросов брака и семьи, внациональном вопросе. Судебно-процессуальная система строилась в проекте Пестеляна принципах строго соблюдения законности и всеобщего равенства перед законом.Взятие под стражу и вообще лишение свободы за преступления, указывалось в “РусскойПравде”, возможно только при условии соблюдения точных законных правил:взять под стражу может только полицейское ведомство при наличии письменногопредписания о причине ареста, а в случае необходимости арестованному должно втечение 24 часов должно быть предъявлено такое “предписание”, впротивном случае по истечение этого срока он ”должен быть немедленноосвобожден”. Предполагалось, что арестованные будут находиться в специальных“стражных домах, от правительстваназначенных”, и с ними следует поступать ”законным образом под опасениемстрожайшей ответственности”, которая должна гарантировать от произвола. ”Содержащийсяпод стражей может принимать посещения от кого желает”. Власти могутотказать в “посещениях” лишь “в важнейших только случаях” и обязательно”с письменным объявлением о причинах”[22].Находящегося в заключении всегда взять на поруки. ”Никто не может быть судиминым порядком, как обыкновенным законом судебным, и в том именно месте, котороезаконом определено и назначено; посему никогда не должны никакие чрезвычайныесудебные комиссии и чрезвычайные суды быть учреждаемы”, -говориться в “РусскойПравде”. Пестель указывал, что необходимо строго соблюдать правило, чтобыобвиняемый судился по законам, изданным ”прежде преступления в коемобвиняется”, причем признавался виновным только тогда, ”когда егопреступление совершенно доказано”. Отменяется смертная казнь. В случаекаких-либо нарушений в судебном процессе волостное правление и наместныесобрания ”имеют право заступиться за членов своих волостей”. Обучениедетей, согласно проекту Пестеля, должно проводиться преимущественно вправительственных учебных заведениях; допускается и домашнее образование,правда под надзором правительства. Частным лицам категорически запрещалось ”заводитьпансионы и другие учебные заведения”. Этот запрет Пестельмотивировал невозможностью контролировать частные учебные заведения со стороныправительства. Он придавал исключительно важное значение направлениювоспитания: ”ничто столь сильно не действует на благоденствие царств инародов, как воспитание”. “Русская Правда” объявляла широкую свободу”книгопечатания”. Каждый гражданин, согласно проекту, имел право заводитьсобственную типографию, однако об этом необходимо известить правительство.Требовалось, также чтобы ”на каждой печатанной вещи находилось имя хозяинатипографии”. Запрещалось публикация сочинений, ”проповедующих правила,противные законам и чистой нравственности”. В “Русской Правде”провозглашалось свобода совести. Православие объявлялось ”господствующейверой великого государства Российского”, однако предоставлялась свобода идругим вероисповеданиям, ”если только не противны они российским законам, духовными политическим, правилам чистой нравственности и не нарушают естественныхобязанностей человека”.
Своеобразно решался Пестелем вопрос оположении священнослужителей в будущей Российской республики: ”духовенствоне есть особое сословие, но есть особое звание, исполняющее особые должности”.Согласно проекту, монастыри сохранялись, но в монашество разрешалосьпостригаться лицам не моложе 60 лет. Черному (монашествующему) духовенствузапрещается занимать какие-либо должности в церковном управлении. Пестельпредъявлял строгие требования к нравственному и образовательному уровнюдуховенства. Он указывал, что в “духовное звание” мог поступить любойгражданин, но с условием, чтобы он был безупречной нравственности и получилспециально образование в духовных учебных заведениях. Каждому духовному лицупредоставлялось право выйти из духовного звания, если он этого пожелает.Временное правление должно было назначить духовным лицам ”приличноесодержание”, избавляющее их от необходимости прибегать к другим занятиям(например, земледелию) и от требованияплаты за требы от прихожан. Большое внимание в проекте Пестеля уделяетсяпреобразования в армии. Ликвидируется старая рекрутская система еекомплектования. Вводиться всеобщая воинская повинность, которую отбывали мужчины,достигшие 20- летнего возраста. Срок воинской службы устанавливался не более 15лет. Допускается и добровольное поступление на военную службу в качестве ”вольноопределяющихся”.Немедленно ликвидируются аракчеевские военные поселения, как учреждения ”бесчеловечное”и невыгодное с финансовой точки зрения. В “Русской Правде” детальноразработаны гражданские и семейно — правовые отношения. Возрастомсовершеннолетия предлагалось считать 15 лет. С этого возраста девушки получаютправо вступать в брак, юноши же получаюттаковое право только по достижении 20-летнего возраста. Над несовершеннолетнимидетьми родители имели полную власть, но и несут полную ответственность за ихвоспитание и поступки. ”Дети обязаны родителей своих в старости покоить ипропитывать, обращаясь, когда нужно, к общественным вспоможеваниям”. Бракпризнается официально зарегистрированным послецерковного об венчания. ”Телесные недуги”, ”прелюбодеяния одногоиз супругов”, ”несходство нравов” служат каждый в отдельности достаточнымоснованием для развода. Если у расторгающих брак имеются дети, то им выделяетсяполовина имущества родителей.
2.5 Решение национального вопроса
Своеобразны предложения Пестеля по решению национальноговопроса в будущей многонациональной Российской республики. Они отличаютсяпротиворечивостью и непоследовательностью. Пестель исходил из двух плохосогласующихся друг с другом принципов: ”право народности ” и ”правоблагоудобства”. Суть их заключалась в следующем. ”Народы, подвластныебольшому государству, — писал Пестель, — и происходящие не от господствующего в оном, но от других племен,желают всегда себе независимости и отдельного политического существования,утверждаясь на праве составлять особые государства и называя оное правом народности(то есть правом на самоопределение). С другой же стороны, стремиться всякоебольшое государство к установлению границ, крепких местным положением и сильныхестественными оплотами, а вместе с тем стремиться и к тому, чтобы силымаленьких народов, его окружающих, умножали силы собственные его, а не силыкакого-либо соседственного большого государства, основывая свое стремление истарание на праве безопасности и называя оное правом благоудобства”. Обаправа Пестель называл одинаково законными и справедливыми, однако, поего мнению, право на самоопределение реально можно представить только темнародам, которые имеют силы и возможности “ оное сохранить”, в противномслучае они не смогут ”по слабости своей пользоваться самостоятельнополитической независимостью” и неизбежно подпадут под власть ”котороголибо из больших соседственных государств”. Исходя из этих посылок,Пестель считал, что по отношению к народам населяющим Россию, должно действовать“право благоудобства”. Отдавая явный приоритет ”праву благоудобства”,Пестель указывал, что в перспективе ”не должно противиться враждебнымчувствами и действиями правильному отдельному существованию народов, могущихпользоваться полной политической независимостью”.
Разрабатывая план реализации ”планаблагоу