Эфиопия. XVI—XIX вв.
План
1. Становлениегосударства до XVI в.
2. Тридцатилетняя война (1529—1559)
3. Эфиопия в XVIII веке
4. Эфиопия в конце XVIII— первой половине XIX вв. Эпоха князей
5. Эфиопия на этапах политическойцентрализации. XIX в.
6. Эфиопо-итальянские отношения
7. Итало-эфиопская война и битва при Адуа
1. Становлениегосударства до XVIв.
Сдревних времен Эфиопское нагорье населяли кушитские племена, главным занятиемкоторых было скотоводство. Но знали они и земледелие, местами с террасированиемгорных склонов и искусственным орошением полей. С V в. до н. э. на нагорье стали переселяться жители ЮжнойАравии, в том числе Сабейского царства. Южноаравийские переселенцы принесли вЭфиопию семитский язык (от которого происходят языки геэз, тиграй, тигре,амхарский и др.), письмо, бронзовое литье, плужное земледелие, многиеособенности родоплеменного раннегосударственного строя. Смешавшись с местнымкушитским населением, они образовали другой — эфиопский этнос1.Усиление обмена между различными эфиопскими племенами в области материальной идуховной культуры привело постепенно к складыванию своеобразногоэтнокультурного симбиоза — эфиопской цивилизации.
В первыевека н. э. на севере Эфиопии возникло ранне-феодальное Аксумское царство, расцветкоторого приходится на IV—VI вв. Правители Аксума («нагастнагаст», т. е. «цари царей») обращаются к христианству и поощряют егораспространение среди своих подданных. С IV в. христианство монофиситского толка становится государственнойрелигией, заменив собой прежний политэизм.
Аксумскоецарство пало в IX в., аксумскаянародность дезинтегрировалась. Но наследие аксумской цивилизации не исчезло.Политический и культурный центр стал перемещаться с севера все дальше на юг, внекогда вассальные княжества, в области средней Эфиопии с семитоязычнымнаселением (амхара и др.)- С XIIIв. на карте Африкипоявляется название нового государства — Эфиопия.
Эфиопскоегосударство было сильно своей развитой военно-феодальной и церковной организацией,сравнительно высокой культурой и связями с передовыми странами тогдашнего мира.В первой половине XIV в. царь «оломонид»Амдэ-Цый-он I подчинил своей власти всехристианские, иудаистские и мусульманские государства Эфиопского нагорья исоздал феодальную империю.
Социально-экономическоеи политическое развитие Эфиопии в XV в. протекало в условиях, когда она была наглухо отгорожена от Европы иот мировой торговли мусульманским барьером. Он на несколько веков исключилвозможность участия Эфиопии во внешних экономических связях, превратив ее визолированный «христианский остров».
Преобладающимв этот и последующие периоды было господство в государстве светских и духовныхфеодалов. Земля принадлежала помещикам и монастырям. Монастырская колонизация ещес начала XIV в. охватила северо-западные,юго-западные и южные территории страны. Христианские обители владели большимколичеством земли и играли крупную роль в политической жизни. Церковь являласьподлинным феодальным «государством в государстве», подчиненным императору и вменьшей степени правителям отдельных княжеств. Духовное сословие составляломестами до 20—30% населения округов. Церковь поддерживала в народе идеюобщеэфиопского единства под эгидой императорской власти. Император являлся нетолько верховным правителем государства, но и главой всех христиан, правомочным
Эфиопия(Айтьопия) происходит отгреческого слова. Древнегреческие географы различали две Эфиопии: восточную, т.е. Индию; и западную — страну к югу от Египта. Вплоть до XIII в. европейские географы этим именемобозначали всю Африку южнее Сахары, включая и собственно Эфиопию.
Соломоновадинастия берет своеначало в 1270 г., когда на престол взошел царь Йикуяо Ам л ак. Под перомцерковных летописцев династический переворот приобрел вид «восстановления»древней законной династии потомков библейского царя Соломона и царицы Савской,и которым якобы принадлежали еще аксумские цари, чья власть была «узурпирована»династией Загуэ, а затем восстановлена «соломонидом» Йикуно Ам лаком.
вмешиватьсяв чисто церковные дела, в том числе в вопросы богословия.
Столпамиэфиопской государственности были община, армия и церковь. Общины в Эфиопииносили соседско-родовой и в то же время кастовый и отчасти храмовый характер.Максимальная община — волость — обычно составляла церковный приход. Населениетакой общины делилось на три или четыре категории: духовенство, крестьянство,низшее сословие — касты ремесленников, охотников и певцов, а также иногдавоенное сословие. Армия делилась на две части — дружины феодалов (гвардия) иполки военных поселенцев. Дружинники жили при дворах своих начальников, военныепоселенцы — отдельными деревнями, преимущественно в пограничных областях илинедавно присоединенных провинциях.
Крестьянеобязаны были выполнять разного рода барщинные и натуральные повинности,участвовать в походах своих феодальных владык. Рабовладение, составлявшееоснову Ак-сумского царства, сохранялось и имело существенное значение вэкономической и политической жизни Эфиопии. Подавляющее большинство в духовномсословии составляли бедные монахи, работавшие на богатых монахов, а бедныесвященники сами пахали землю.
ИмператорЗэра-Яыкобе (1434—1468) предпринял попытку создания централизованногогосударства. Он сместил вассальных князей, заменив их императорскиминаместниками, в роли которых выступали его сыновья и дочери. Позднее началуправлять провинциями через назначаемых чиновников. Упорядочив систему военныхпоселений, он распространил ее затем на всю территорию страны. Провел он и рядцерковных реформ в стремлении объединить враждующие толки эфиопской церкви.
Впервыепосле падения Аксумского царства Зэра-Яыкобе предпринял попытку учредитьпостоянную столицу государства. Особенность христианской Эфиопии того временизаключалась в том, что в стране отсутствовали города. Не города, а феодальныепоместья и монастыри были культурными и политическими центрами. Поэтому и Дэбрэ-Бырхан,где император намеревался создать столицу, был не городом, а разросшейсяцарской резиденцией. После его смерти, как и прежде, в Эфиопии не было столицы.
В каждомконкретном случае центром государства становилось то место, где размещалсямонарх, его двор и войско. Постоянное перемещение царского двора по стране в товремя имело смысл. Удавалось обеспечивать надежный контроль и управление надразнородными в этническом, экономическом и культурном отношениях территориями,взимать дань с подвластных феодалов.
Доходыэфиопских царей складывались как за счет поступлений из их личного домена,податей с феодалов-вассалов, так и таможенных сборов от торговли и присвоениядвижимого имущества в ходе завоевательных походов. В этих походах захватывали ирабы, значительная часть которых шла на продажу.
ИсторияЭфиопии XV в. заполнена бесконечнымивнутренними войнами. Лишенная городов и развитого внутреннего рынка, онапереживала периоды многочисленных междоусобиц феодалов. При царских дворахсоперничали придворные клики, связанные с монашескими орденами. Гнет светских идуховных феодалов, опустошительные межфеодальные войны вызывали чередукрестьянских восстаний. Ответные массовые репрессии вынуждали крестьян уходитьс обжитых мест на окраины империи, в мусульманские и другие иноверческиеобласти. Не случайно на юго-востоке империи через несколько десятилетий послесмерти Зэра-Яыкобы в 1468 г. оказалось множество «маласаев» — эфиопов,перешедших в ислам. Они вместе с мусульманскими беглецами из других районовосновали Харэр — новый центр ислама в Эфиопии.
Этотпериод вошел в историю Северо-Восточной Африки как время заметного упадкаторговли, земледелия, государственности. Важными факторами ухудшения общейситуации в регионе являлись противоборство с арабами, захватившими всепобережье Красного моря, противодействие турецкой экспансии, нацеленной навытеснение арабов и захват Эфиопии, вмешательство европейцев, прежде всегопортугальцев, братоубийственная война между христианской Эфиопией имусульманским Адалем (Огаденом).
Послезахвата Египта в 1517 г. турки появились и на побережье Красного моря. Онизахватили Суакин и Зейлу, поставили под свой контроль Адал и начали наступатьна Эфиопию. Турецкие войска, вооруженные огнестрельным оружием, имелипревосходство над эфиопами, сражавшимися копьями и мечами. Но, тем не менее,страна выстояла, продвижение турок приостановилось, хотя они и захватили землиЭфиопии на побережье Красного моря.
Современи Великих географических открытий началось постепенное втягивание Эфиопиив политические отношения с Европой. Правители Эфиопии, начиная с Феодора I (1411— 1414), пытались установить связи с христианскиммиром и заручиться европейской поддержкой для борьбы с арабами. Зэра-Яыкобобращался в свое время к римскому папе, предлагая объединить эфиопскую церковьс римской. В Европу проникали слухи о христианской стране на востоке Африки,управляемой якобы «пересвитером Иоанном», богатой пряностями, золотом и пр.Португальцы первыми попытались найти эту страну. В 1490 г. в Эфиопии появился португалец Педро да Ковильям, дружески принятый негусом. Он стал егосоветником. В 1520 г. в Эфиопию прибыло португальское посольство. Когданачалось война с турками, Эфиопия обратилась к Португалии за военной помощью. В 1541 г. в Красное море вошел португальский флот под командованием Христофорада Гама, внука мореплавателя Васко да Гама. На этот раз португальцы помоглиэфиопскому негусу отразить нашествие со стороны мусульман-галла Адала.
эфиопияимператорская власть политическая
2. Тридцатилетняявойна (1529—1559)
До XVI в. Адал является торговой периферией Эфиопии.Благосостояние многих кочевых племен Адала зависело от караванной торговли сЭфиопией, и эти связи образовывали единую экономическую систему. Эфиопия и Адалсосуществовали, нуждаясь друг в друге. Иногда султаны Адала добровольносоглашались быть данниками эфиопских императоров. Однако в начале XVI в. положение изменилось. Ад ал в1516—1517 гг. вступил в полосу экономического кризиса. Чтобы поправить свои делакупцы и караванщики-верблюдо-воды потребовали от своих правителей решительныхдействий в отмщении эфиопам-христианам за ухудшение своего благосостояния.
Передсвоим нашествием на Эфиопию султанат Адал пережил период смут. Только в периодс 1518 по 1520 г. у власти сменилось пять султанов. В непрекращающихся распряхвсе более явно брали верх представители войска — эмиры. Среди них выделился Ахмед-ибн-Ибрахималь Гази, за которым в эфиопских хрониках упрочилось прозвище Грань (Левша). КогдаГрань пришел к власти в Харэре, его первым шагом был разрыв мирных отношений симперией. Он усиленно вооружался, собирал армию и открыто готовился к большойвойне под знаменем джихада. Он направил союзным мусульманским племенам грамоты,призывавшие подняться на «священную войну» против христианской Эфиопии.Поднялись кочевые племена из Сомали, из пустыни Данакиль, с побережья Красногоморя. Наконец Ахмед ибн-Ибрахим (Грань) объявил о начале великого похода. Былоначало 1529 г. Двигавшиеся навстречу друг другу императорская армия во главе снегусом Либнэ-Дынгылем и войска Граня встретилась в местечке Шынбыра-Куре. Теперьвойна со стороны мусульман Адала велась уже не за трофеи, не за пограничныеуделы, а за всю империю.
Битвапроизошла в феврале 1529 г. Эфиопам было нанесено страшное поражение. УШынбыра-Куре остался лежать цвет эфиопского воинства. Всего погибло более 15тысяч человек. Понес потери и Грань. После сражения он вернулся в Харэр.Правитель султаната еще не чувствовал себя достаточно сильным, чтобы двинутьсяв глубь труднодоступного эфиопского нагорья. После двухлетней передышки армиямусульман Адала, перевооруженная и оснащенная уже и огнестрельным оружием,вновь выступила против империи.
Битва в Анцокии,состоявшаяся в феврале 1531 г., относится к важнейшей в возобновившейся войне.Разрозненность сил эфиопского императора, нескоординированность действий междувоеначальниками, предательство и переход на сторону противника многих эфиопскихфеодалов, ослабляли сопротивление врагу. Грань, разбив выдвинувшиеся частиимператора в Анцокии, захватил затем целый ряд областей. Все церкви и монастырина захваченных территориях были сожжены, разграблены. Ахмед ибн-Ибрахим, будучиболее военачальником, чем политиком, удовлетворялся военными успехами и воставленных императорской армией областях не устанавливал собственногоправления, ограничившись их завоеванием и разграблением. В лучшем случаеполагался на управленцев из числа перешедших на его сторону эфиопских феодалов.
В апреле 1533 г. Грань выступил в новый поход для дальнейшего покорения Эфиопскойимперии. Армию направил по нескольким направлениям. Отрядами, шедшими на север,командовал лично. Штурмом был взят город Аксум, колыбель эфиопской цивилизации.Разгром эфиопской армии был безмерен, и казалось, что империя уже не оправится.Исламизи-рованные народы Эфиопии, издавна бунтовавшие против императорскойвласти воинственные иудейские народы фалаша, стремившиеся к своейнезависимости, перешли на сторону Граня. Однако население областей, невступивших в союз с врагом, по собственной инициативе начало партизанскую войнус захватчиками. Армия мусульман в результате многочисленных походов и сраженийбыла истощена до предела. В1538 г. Грань предложил императору Либнэ-Дынгылюсоединить две враждовавшие династии брачным союзом и заключить мир. Императоротверг это предложение. Тогда правитель Харэра продолжил преследование войска императора.
НегусЭфиопии решил обратиться к Португалии за военной помощью. В июле 1541 г. в Эфиопию прибыл вооруженный пушками полк португальских мушкетеров из 400 человек подкомандованием Христофора да Гама. Однако появление португальцев было важно дляэфиопов с психологической точки зрения, ибо отряд прибыл в момент, когдавнутреннее соотношение сил уже изменилось в пользу императора и эфиопскиевойска начали одерживать первые серьезные военные победы. К тому же в августе 1542 г. в одной из стычек с отрядами Граня половина португальского отряда была уничтожена, а самХристофор да Гама был пленен и казнен.
Вфеврале 1543 г. на территории округа Фогэра между двумя армиями произошлабитва, в ходе которой Ахмед ибн-Ибрагим (Грань) был убит, а его войскорассеяно. Это была решающая, но далеко не окончательная победа. Большая частьстраны находилась еще в руках мусульман. После смерти Граня командование армиейпринял его племянник Нур ибн-Муджахид.
Развязканаступила в 1559 г. Войско мусульман вновь начало наступление. Гэлаудеуос,новый император Эфиопии, не успев собрать всей армии, двинулся ему навстречу. Впроизошедшем сражении эфиопы потерпели поражение, погиб и негус. Однако этабитва уже не имела особых последствий в политическом или военном отношении, ибов Харэрском султанате начался голод. Тридцатилетняя война завершилась, неизменив основного соотношения сил между обеими противниками. Харэрский султанатпродолжал владеть восточной частью Эфиопского нагорья. Эфиопская империя, как ипрежде, занимала западную часть возвышенности. Такое положение вещейсохранялось вплоть до 1887 г., когда Харэр был занят войсками негуса Менелика.Главная причина, побудившая Харэр прекратить борьбу с империей, это собственноеэкономическое ослабление и отсутствие поддержки извне.
Послеокончания войны Эфиопия оказалась перед множеством трудных внутренних проблем.Желая восстановить авторитет центральной власти и возродить былое могуществогосударства, император вынужден был вести политическую и вооруженную борьбуодновременно на нескольких фронтах. Эта борьба велась как с этническимигруппами, стремившимися к самостоятельности (фалаша, гураге и др.), так и скрупными знатными родами, которые своими сепаратистскими устремлениямиспособствовали когда-то поражению государства и чьи притязания насамостоятельную власть отнюдь не уменьшились.
Вовторой половине XVI в. передимператорами Эфиопии встал еще один вопрос: политические взаимоотношения спосланцами из Европы, особенно же с иезуитами — представители папства,стремившимися к овладению эфиопской церковью и подчинению ее Риму. Эфиопия,борясь против попыток католического духовенства подчинить себе страну, тем неменее, стала на путь привлечения иноземных специалистов, строительствавзаимоотношений с ним, поиска надежных союзников за рубежами империи. Онаобратила свои взоры в сторону христианских стран Востока, мусульман Османской, Иранскойи Могольской империй. В Эфиопии в XVI в. и позже находилось множество армян, греков, арабов, а такжегрузинских мастеров и бухарцев. Армяне, грузины, сред неазиаты былиинициаторами и исполнителями большей части основных внешнеполитических проектовЭфиопской империи.
В 1564 г. очередным императором Эфиопии стал Сэрцэ-Дынгыль. Перед новым правителем стали те же самые проблемы, которыедолжны были решать его предшественники. Это была борьба с различнымисепаратистскими тенденциями, сильнее всего представленными фалаша, а также совсевоз-раставшей миграционной волной народов галла и проблемой мусульманскихсоседей, Харэрским султанатом. При Сэрцэ-Дынгыле не возникал только вопрос обиезуитских миссионерах, они по-прежнему были изолированы в Фремоне. Сэр-цэ-Дынгылюпочти все свое 32-летнее правление пришлось провести в военных походах.
Сэрцэ-Дынгыльбыл представителем того направления эфиопской политики, в основе котороголежала идея сильной, единой Эфиопии. Он укрепил императорскую власть как наюго-востоке и западе, так и на севере государства. Он подавил наиболее грозныев тот период сепаратистские группы, какими были фалаша. Одновременно при нембыла окончательно ликвидирована мусульманская угроза, в течение нескольких столетийнависавшая над империей. Сам император был прогрессивным и образованнымчеловеком, поддерживавшим развитие литературы и культуры. Он умер в 1597 г. во время очередного похода против миграционного нашествия галла. Сэрцэ-Дынгыль оставилЭфиопию укрепленной экономически, однако он не был в состоянии предотвратить нинабеги галла, ни внутренние конфликты, нараставшие в лоне церк ви и в средекрупной знати.
3. Эфиопияв XVIIIвеке
Объединениестраны под эгидой императорской власти, какую осуществлял Сэрцэ-Дынгыль:имело прежде всего экономическое значение. В течение всей своей деятельности онстремился к подчинению ряда областей и княжеств, подати с которых составлялизначительную часть доходов его казны. Южные области были для империи важнейшимисточником получения золота, скота, шкур диких животных, мулов и т. п. Северныеокруга платили подати прекрасными лошадьми и вводившимися из других странпредметами роскоши, такими, как шелк, одежда, фарфор и др. Значительным источникомдохода, извлекавшегося из торговли привозными товарами, были также таможенныепошлины, собиравшиеся как императорской казной, так и наместниками отдельныхокругов.
Господствовавшаяв Эфиопии система сбора налогов действовала таким образом, что в государственнуюказну попадала небольшая часть дохода от отдельных областей. Местные правителиимели полную свободу в установлении размера дани в своих владениях, отдаваяимператору определенную часть, не зависевшую от собственного дохода. Правда,император имел право, которым пользовался чаще всего в случае политическихбеспорядков, в любой момент разжаловать наместников и конфисковать все ихимущество. Однако во многих областях существовали установленные традициейдолжности, лишить которых император не имел права, если они занималисьправителем из местного рода. С этих областей император только получал дань.
Целыйряд монастырей владел имениями, либо не подлежавшими обложению данью, либоосвобождавшимися от других обязанностей, например, содержать проходящие местныеи императорские войска. В этой ситуации ^контролировавшиеся повинности ложилисьна земледельцев, вынужденных платить налоги в размерах, произвольноустанавливаемых чиновниками разного ранга, наместниками и князьями. Земледельцыобязаны были также содержать императорские войска, когда они проходили илиразмещались в данном районе. Трудности положения низших слоев населенияусугублялись голодом и эпидемиями, не щадившими Эфиопию в XVII в.
Наиболееголодными годами, сопровождавшимися эпидемиями, были 1606, 1611, 1618, 1623,1634—1635. В 1650 и 1653 гг. — страна дважды страдала от голода и эпидемий.
В 1673 и1685 гг. вновь распространились по стране эпидемии. Наконец, 1700 г. закончил столетие очередным голодом.
Странабыла охвачена волнениями. Вспыхнули бунты, руководители которых были из низшихслоев населения. В 1603—1604 гг. в области Амхара-Сайнт появился Лжехристос, вокругкоторого теснились ученики и многочисленные группы приверженцев. Это движениеотражало рост недовольства народных масс. Пойманный императорскими войсками, онбыл казнен, а народное движение в Амхара подавлено. В 1608 г. в округе Сымена некий человек выдавал себя за императора Яыкоба, уже умершего, и собралвокруг себя много союзников. В столкновении отрядов самозванца с войскамиимператора он погиб. Подобных выступлений самозванных императоров из низов былонесколько.
В 1617 г. начались крестьянские беспорядки в округе Шире. Эта область в результате хищническогохозяйствования тогдашнего правителя превратилась в пустыню. Население бежало всоседний округ. Лишь монахи и духовенство остались на местах. Вопрос былразрешен мирным путем благодаря посредничеству местного духовенства. Налоги нанаселение были уменьшены в соответствии с вердиктом императорского трибунала.
Самымкрупным выступлением в XVIIв. против феодальной эксплуатации было движение, возглавленное в 1687— 1688 гг.годжамским кузнецом Йисхаком Уорення (Йисха-ком Поджигателем), провозгласившимсебя императором и ставшим во главе вооруженных выступлений народа сначала в Годжаме,а потом в Амхара-Сайнт и Шоа. Оно было жестоко подавлено войсками правившеготогда Иясу I Великого.
Отсутствиесильной центральной власти способствовало росту борьбы за власть, разгоревшейсямежду светской и духовной знатью. В период выступления низов Эфиопию потряс икрупный конфликт внутри церкви. Борьба между двумя главными группировкамиэфиопской церкви — годжамско-тыграйской, кыбат («помазание»), и шоанским, тоуахжо(«соединение») — началась в XVIв., разгорелась в XVII и XVIII вв., а закончилась во второйполовине XIX в. На усиление внутрицерковныхрелигиозных споров повлиял в значительной мере контакт в религиозной доктринойкатолицизма. Этот контакт особенно углубился в начале XVII в. в связи с деятельностью в Эфиопии очередныхпапских эмиссаров.
Не раз втечение XVII в. и в первой половине XVIII в. императоры свергались и правителиоплачивали жизнью яростную борьбу между двумя лагерями — кыбат и тоуахдо. Этоборьба, протекавшая с переменным успехом, закончилась в конечном счете победойвторых, установивших в конце XIXв., при поддержке император Менелика II своеглавенство в стране. Острая борьба между церковными группами из разных областейстраны переплеталась с возраставшими сепаратистскими тенденциями отдельныхокругов, приведшими во второй половине XVIII в. к феодальной раздробленности.
Этотпериод характеризуется острейшей борьбой за власть между различнымипретендентами на императорский трон, решением вопроса взаимоотношений скатолической Европой, стремлением к освобождению императорской власти отцерковной зависимости.
Сразу жепосле смерти Сэрцэ-Дынгыля (1597) в стране сложились три группировки,выдвигавших своих претендентов на власть. Борьба за престол была яростной.После попеременного нахождения на престоле двух претендентов в 1607 г., выступив с оружием в руках власть захватил третий — Сусныйос (1607— 1632).
В периодего правления обострились конфликты, существенным образом отразившиеся вдальнейшем на политических судьбах страны. Причиной их были две разныеполитические линии, которые проводили по отношению к иностранцам круги,захватившие власть в государстве. Одна выражалась стремлением полностьюразорвать отношения с Европой, на чем настаивали главным образом вельможи исановники. Представители второй, активными сторонниками которой былипретенденты на престол, наоборот, были склонны открыть границы Эфиопиииезуитским миссионерам. Императоры готовы были даже перейти в католицизм сцелью укрепления экономических и политических связей между обеими сторонами.
Сусныйос,стоявший на этих позициях, с самого начала получил настроенное против себядуховенство. Чтобы удержаться у власти он привлек на свою сторонувысокопоставленных светских сановников, пытаясь тем самым уравновеситьненависть к себе со стороны духовенства. Одновременно он пытался опереться натретью силу в государстве в лице тех племен галла, которые начали в полную меруосваиваться на эфиопской территории и даже приняли христианство. В различныхпровинциях страны он стал жаловать им в лен земли за счет конфискованных унекоторых монастырей имений. Предоставив полную свободу правителям областей,фактически узаконил неограниченную эксплуатацию населения провинций. Именно напериод его правления приходится пик народных и религиозных выступлений.
Сусныйосоказался под полным влиянием испанских и португальских католиков-иезуитов. Онпозволил им свободно проводить миссионерскую деятельность. На волненедовольства народных масс, выступлений против него церковной иерархии,особенно после принятия им католицизма — в конечном итоге Сусныйос был вынужденотказаться от католицизма и отречься от престола в пользу сына Фасилидэса.
Во время правления императора Фасилидэса(1632—1667) в жизни Эфиопии произошло важное событие: он основал в 1636 г. постоянную столицу империи — Гондэр. Превращение Гондэра в город, ставший не толькополитическим, но и важнейшим экономическим, торговым и культурным центром, постояннойрезиденцией эфиопских царей и столицей государства, стало возможным благодарядвум обстоятельствам: во-первых, с развитием крупных феодальных вотчин возростоварообмен в стране и оживилась торговля. Во-вторых, из-за вторжения племен оромо,расселившихся на плодородных землях Эфиопского нагорья, резко сократиласьтерритория, подвластная эфиопским царям, что облегчало управление ею из единогопостоянного центра.
Фасилидэспровел реформу, которая способствовала прекращению народных выступлений, проходившихпод лозунгами защиты веры. Он отказался от католицизма, провозглашенного егоотцом Сусныйосом в качестве государственной религии. Из страны были высланыиезуиты. Сопротивление католицизму как снизу, так и со стороны властвовавшейэлиты общества заложили основы формирования антиколониального сознания народныхмасс.
Былопокончено, и притом на долгих два столетия, с попытками широкогоэфиопо-европейского сближения. Однако это не означало прекращения связей страныс внешним миром. При императоре Фасилидэсе возник план антиевропейской коалициив составе Эфиопии, Адала, Судана (Сеннара), государств Южной Аравии, Османской иМогольской империй. Осуществить его взялись армяне и выходцы из Средней Азии,пользовавшиеся доверием императора. Политика «закрытия» Эфиопии для европейцев,проводившаяся в середине XVII—XVIII вв., не отождествлялась с политикойполной изоляции.
Внутристраны положение оставалось сложным. Не утихали феодальные мятежи и обострилисьрелигиозные разногласия в эфиопской церкви между сторонниками тоуахдо и кыбат, т.е. умеренного монофиситства, близкого к православию, и строгого или крайнегомонофиситства. Корнем преткновения был вопрос о природе Христа. К концу XVII в. раскол в церкви зашел так далеко,что стал прямой угрозой единству эфиопского государства. Рос сепаратизмфеодальных правителей Тигре и Шоа. Усилилась экспансия восточных галла, поставившихцель проникнуть в Годжам.
Ростцентробежных тенденций и ожесточенные распри между религиозными группировкамипродолжалась и в период правления сына Фасилидэса Йоханныса I (1667—1681). Созывая церковные соборы, он пытался покончитьс религиозными спорами. Однако рост оппозиции феодалов и церкви парализовал всеего попытки установить внутренний мир в стране.
К концу XVII в. жизнь в государстве сталапостепенно нормализироваться. После смерти Йоханныса I императорский трон занял его сын Иясу I (1681—1706). Этот император был последнимэфиопским монархом вплоть до второй половины XIX в., при котором предпринимались реальные шаги поукреплению царской власти и централизации государства.
В начале1690-х годов Иясу I сумелвосстановить власть над всеми важнейшими провинциями страны. При нем империястала постепенно возвращаться к былому процветанию. Во многом этомуспособствовала умелая внутренняя политика императора, старавшегося разрешитьсуществовавшие в стране противоречия и смягчить острые конфликты. Он предпринялшаги по унификации административной системы и меры по экономическому развитию.
Административнаяреформа была направлена на упорядочение высших имперских и придворныхдолжностей и постов в государственной администрации, экономическая — наупорядочение внутреннего торгового рынка. Сразу же после прихода к власти Иясу I провел смену на высоких придворных,церковных и провинциальных постах. Это мероприятие было принципиально отличнымот ранее проводимой политики его отца Йоханныса I, который делил население по вероисповеданию и поддерживалрелигиозное направление кубат.
Вобласти экономики Иясу Iуделял особое внимание развитию и упорядочению торговли. Одной из основныхтрудностей ее развития был полный произвол при взимании таможенных пошлин. Иясуиздал инструкции, четко регулировавшие размер таможенной платы и точноопределявшие места сбора таможенных пошлин. Распоряжения были направлены на ликвидациюпроизвола феодалов и поддержку торговли в общеэфиопском масштабе. Иясу I попытался вмешаться и в церковныераспри. Поддержав поборников «соединения» (тоу-ахдо), император лишился в итогекороны, а вскоре после отречения в 1706 г. — и жизни.
Егопреемники не могли упрочить государственное единство страны и даже, наоборот,попустительствовали росту феодальной автономии в провинциях и областях. В самойстолице множились придворные интриги, и особый вес приобретали воины,охранявшие царскую резиденцию. В их руках оказывался и сам царь, и егопридворные. В этих условиях каждому новому императору приходилось отчаяннолавировать между всеми политическими группировками, ни одна из которых не былапредана ему безусловно. Монархия все больше теряла свою социальную базу. Напротяжении всего XVIII в. эфиопскиемонархи менялись с катастрофической быстротой. Эти перемены не обходились безкровопролития, феодальных мятежей, вовлечения в междоусобицы больших масснаселения.
ВЭфиопии существовал старинный обычай тюремного заключения царскихродственников. Гора Вахни, где они содержались под надзором, превратилась вмноголюдное обиталище «соломонидов», откуда любая политическая сила, временноодержавшая верх, всегда могла получить кандидата на престол по своему выбору.
4. Эфиопияв конце XVIII—первой половине XIXвв. Эпохакнязей
Вовторой половине XVIII в. общееположение страны было неутешительным. Феодальные мятежи следовали один задругим. Не раз возникали междоусобные столкновения и в самом Гондэре. Из всейогромной территории, на которую некогда распространялась власть императоров,гондэрская династия могла контролировать в это время лишь северо-западную еечасть. Страна активно заселялась оромскими племенами. Некоторые эфиопскиеимператоры воспитывались в оромском окружении, предпочитали даже говоритьпо-оромски, а взойдя на трон, опирались на оромское войско. Это вызывалонередко недовольство традиционной знати и семитоязычного населения. Так,наместник Тыграя рас Микаэль Сыуль потребовал от императора Ийоаса (1755—1769)удалить из Гон-дэра и его предместий оромское войско. Получив отказ, он объявилему войну.
Современи насильственной смерти Ийоаса гондэрские императоры превратились вмарионеток в руках феодальных властителей. Территориальные владыки сменялиимператоров по своему усмотрению. Богатая провинция Шоа стала практическинезависимым царством с собственной династией во главе. Местные феодальныединастии прочно утвердились и в других областях, лишь формально подвластных гондэрскимцарям, южные области попали под власть независимых оромских правителей. Робкиепопытки царствовавших монархов изменить разрушительный ход событий не приводилик успеху. Период немногим более 70 лет в эфиопской историографии принято называтьпериодом «зэмэнэ мэсафынт» — «время князей». Он продолжался до 1855 г., когда в стране взошел на престол Теодрос II,положивший начало процессу централизации Эфиопского государства.
Ксередине XIX в. в Эфиопии сложилось развитое феодальноеобщество, хотя в перефирийных районах страны сохранялисьпатриархально-феодальные и раннеофеодальные черты общества. Уже не существовалосложившейся прежде разницы между наследственной знатью из правящих родов ицарскими военачальниками, рассаженными по землям. Обе группы феодалов имеликрупные земельные владения, которые они преобразовывали по образцу царскогодомена. Внутри этих поместий шел интенсивный процесс формированияфеодальнозависимого местного населения.
Уже сконца XVIII в. повсеместными были попыткислужилых феодалов превратить временно пожалованные земли («гульт») внаследственную собственность («рыст»). Эти формы земельного владения былидоминирующими в Эфиопии. Наследственному закреплению гельтовых пожалованийспособствовало то обстоятельство, что они передавались из поколения в поколениеза несение определенной службы потомками первого гультэннъя (владельца гульта).Для обозначения его нового качества употреблялось даже название «рыст-гульт». Гультсоставлял важнейшую основу эфиопского феодализма. И хотя эфиопские императорыпровозглашали себя верховными властителями всей земли в государстве, они немогли распоряжаться землями рыст. Да и земли гульт по прошествии времени невсегда составляли область безраздельного царского самовластия. Часто этопроисходило в периоды ослабления царской власти, особенно во «времена князей».
Немалогультовых пожалований было сделано церкви, точнее отдельным храмам имонастырям. Церковь к середине XIX в.превратилась в крупнейшего землевладельца. Ей принадлежала в той или иной форметреть всей земли в стране.
Вгультовой системе землевладения и землепользования тесно переплелисьвзаимоотношения классов и социальных групп феодальной Эфиопии: вассальныеотношения между правителем и стоящим ниже феодалом-помещиком,феодально-теократические отношения между правителем и высшим духовенством,отношения между феодалом-землевладельцем и крестьянином.
В странесложилась своеобразная иерархия гультовых пожалований, когда полученный от царягульт гультэннья дробил на отдельные участки и передавал их в гульт длякормления подвластным ему служилым, а те, в свою очередь, нижестоящим и т. д. Восновании этой социальной пирамиды были безземельные крестьяне, арендовавшиеземлю у землевладельцев и крестьяне-общинники. Положение последних былонесколько лучше. Повинности, которые нее крестьянин-арендатор, былиразнообразными. Это барщина или издольщина (или и то и другое, вместе взятые),многочисленные поборы, включая выплату десятины и дырго (предоставление ночлегаи пропитания проезжающим иностранцам и царевым служилым людям, имевшимспециальные грамоты), содержание войска, находящегося на постое и др. Крометого, в конце XVIII в. крестьянин в большинствепровинций вынужден был отдавать землевладельцу половину и более урожая.
Всередине XIX в. значительно изменились и функциицаря, который сохранил еще с аксумских времен титул «ныгусэ-нэ-гэсть — «царь-царей»(император). Царь стал выступать как организатор новых отраслей экономики.Особую заинтересованность, как и прежде, он проявлял в торговле. Именноторговля приносила царям немалые доходы. Цари христианской Эфиопии имели своихсобственных агентов, которые занимались от их имени обменом товаров, ведениемкоммерческих переговоров с правителями Йемена, Египта, Индии, Португалии идругих стран. Одновременно при этом «царские купцы» осуществляли идипломатическую деятельность. Внутренняя торговля находилась преимущественно вруках мусульман.
Еще впервой половине XIX в. в Эфиопиине было всеобщего денежного эквивалента — по выражению Ф. Энгельса, «этогомогучего оружия против феодализма». Роль денежного эквивалента выполняли амоле (брусоксоли, как очень ценимый товар в стране), красный перец, патроны, бруски железаи т. п. На рубеже XVIII—XIX вв. в стране появился серебряный талерМарии-Терезии, который вскоре получил широкое хождении в империи. В 1830-е годыво всей империи стало обращаться около 100 тысяч этих монет. В последующиедесятилетия только правитель Шоа получал в год до ЗОО тысяч талеров в виденалогов с подвластных ему земель. Но всеобщим эквивалентом стоимости талер нестал. Данный процесс сдерживался господством натурального хозяйства,политической нестабильностью. Отсутствие всеобщего денежного эквивалентасдерживало развитие производительных сил, в том числе ремесленногопроизводства.
Как иторговля, ремесленное производство мало привлекало христианское населениестраны и оставалось уделом преимущественно мусульманских народов. Ремесленникисоставляли замкнутые касты, к которым земледельческое население относилось с презрением,страхом и предубеждением. Ремесленники селились обособленно, на окраинахдеревень, при дворах царей, феодалов, церквах и монастырях. Им не разрешалосьвладеть землей, служить в армии и т. д. Часто, пренебрегая собственнымимастерами, цари и феодальная верхушка охотно приглашали чужеземцев дляразличных строительных работ, для изготовления украшений, дорогих одежд и т. п.И хотя в первой половине XIX в.взгляды правителей Эфиопии к ремесленничеству стало меняться, общеепренебрежение к нему в обществе сохранялось.
5. Эфиопияна этапах политической централизации. XIXв.
Ксередине XIX в. страна находилась в упадке,раздираемая постоянными междоусобными схватками феодалов. Повеяло переменами,когда в начале 1850-х годов на политической арене страны появился Каса изКуары, сын мелкого феодала с Севера. Его действия, направленные на созданиесильной центральной власти, нашли поддержку у крестьян, больше всех страдавшихот феодальной раздробленности. В истории Эфиопии наступил период, когдаполитика правителя в значительной степени стала подчиняться общенародныминтересам. Определенную роль в централизации страны играла и угроза внешнейопасности, существовавшая на северных рубежах государства. Здесь приходилось тои дело вступать в сражения с египтянами, лелеявшими планы захвата всей Эфиопии.
В 30-егоды XIX в. в Эфиопии возникло триполитически автономных объединения. Это Гондэр, где правителем был рас Али. ЭтоТигре и Сымен. И, наконец, Шоа. Император Йохан-ныс III фактически был лишь номинальным главой Эфиопии. Каса Хайлю (будущийимператор) родился в 1818 г. на севере Эфиопии в семье мелкого феодала. Служилсолдатом в отряде своего дяди. Оставив спустя несколько лет службу у дяди, Касаорганизовал собственный отряд. К нему стали стекаться люди со всех концовобласти.
Касастановился все более заметной фигурой на политической арене Амхары. Еговосхождение к власти — это сражения с вассалами правителя области, увеличениесвоей армии и в конечном счете победа над войсками самого раса Али. Послепобеды над одним из самых могущественных властителей Эфиопии, каким был расАли, а в июне 1853 г. вся Северная Эфиопия, за исключением Тыграя, оказаласьпод контролем Касы. В решающем сражении с армией правителя Тыграя, практическирешался вопрос о будущем императоре Эфиопии. Битва произошла 10 февраля 1855 г. Одержав победу, буквально на следующий день после сражения произошлацеремония коронования нового императора Эфиопии. Он принял новое имя — Теодрос,имя, которое приписывал народ ожидаемому мессии. Во время коронации Теодрос II (1855—1868) объявил свою первоочередную задачу: «Клянусь этойкороной моих предков, что соберу под своей властью все провинции, которые впрошлом входили в состав империи». Из крупных областей государства, сохранявшихсвою независимость от центральной власти, оставалась область Шоа. Армияимператора насчитывала к этому времени около 60 тысяч воинов и не имела себеравных. Шоанская армия оказалась не готовой к отпору. Покорив последнююнезависимость область Эфиопии Теодрос завершил выполнение своей первоочереднойзадачи. Столицей объединенной Эфиопии император сделал город Магдалу в центрестраны. »
ОбъединениеЭфиопии шло военным путем. Теодрос оружием заставлял отдельных феодаловподчиняться императорской власти. Это, однако, не означало, что они навсегда отказалисьот своей борьбы за самостоятельность. Только в период с 1855 по 1S57 г. было совершено 17 покушений нажизнь императора. Это вызвало ответную реакцию со стороны Теодроса —использование жестоких, безжалостных мер против бунтов и заговоров. Он пыталсяс помощью репрессий сохранить политическое единство государства, которомупостоянно угрожали бунты феодалов.
На определенномэтапе в оппозицию к Теодросу стала и христианская церковь. Хотя с самого началаэфиопская церковь обрела в его лице усердного проповедника религиозныхдогматов, который на всем протяжении своего правления словом и мечом защищал«истинную веру», тем не менее конфликт императора с духовенством произошел. Вего основе были чисто экономические причины. Теодрос не мог примириться с тем,что с церковных владений в государственную казну не поступало никаких налогов.Меры направленные на подрыв экономического положения церкви, вызвали у нееожесточенное сопротивление. В отличие от феодальных выступлений, носившихлокальный характер, церковь выступала единым фронтом. От Теодроса, в процессереформирования им общества, стали отходить и крестьяне. На их настроения влиялии церковные антиправительственные проповеди, и выступления против него ихсюзеренов-феодалов, но самое главное — сохраняющееся положение полногобесправия.
Послезавершения военных походов император приступил к проведению ряда внутреннихреформ. Он реорганизовал систему государственной администрации, разделив странуна более мелкие округа, чем раньше, и поставив во главе их преданных себелюдей. Налоги теперь поступали непосредственно в императорскую казну, а не так,как до этого — в казну феодалов. Теодрос пытался лишить крупных феодалов праваиметь свой суд и собственные армии.
Один изуказов императора касался уничтожения торговли рабами. В нем же содержалось ираспоряжение о том, чтобы все люди государства нашли себе работу. Указ гласил:«Чтобы крестьяне вернулись к земледелию, купцы к торговле и каждый человек ксвое работе». По мысли императора, это должно было приостановить ширившийся встране бандитизм.
Нововведениякоснулись и судебной системы. Теодрос объявил себя верховным судьей и каждыйдень находил время заниматься разбором жалоб своих подданных. Во всех областяхстраны были назначены судебные чиновники, которые вершили правосудие именемимператора, при этом право смертной казни являлось прерогативой самогоимператора. Были предприняты попытки реформ и в области нравов. А именно,Теодрос выступил против распространенной в стране полигамии. Издал закон о том,что каждый христианин может иметь только одну жену. Чтобы подать пример, он самудалил всех своих наложниц.
Ввопросах взаимоотношений церкви и государства он делал все возможное, чтобыизменить прежнее положение, когда церковь оказывала решающее влияние насветскую власть. Теперь он стремился подчинить ее светской власти.
Самоесерьезное внимание Теодрос уделял армии. Попытка создания общенациональнойрегулярной армии сопровождалось установлением жалованья для воинов, введениемсистемы обучения войск. С желанием усилить боевую мощь армии, повысить еемобильность он намеревался наладить производство собственного вооружения (в частности,пушек) и начать строительство дорог.
Перваяпопытка изготовить пушку относится к 1853 г. Став императором, он привлек для их производства находившихся в то время в Эфиопии европейских ремесленников.Было отлито несколько орудий, самое крупное из которых весом 70 т было названо «Севастополь».
В целом,реформы Теодроса не подрывали основ эфиопского феодализма, а были направлены наоживление традиционной бюрократической структуры империи, но на более четкой исильной основе. Со смертью Теодроса многие инициированные им реформы быстросошли на нет.
Укрепивсвои позиции внутри страны, император строил и большие планы в области внешнейполитики. Своей первоочередной задачей он считал обеспечение выхода Эфиопии кморю, на побережье которого господствовали турки и вассальные от них египтяне.
Стремяськ установлению контактов с европейскими державами, причиной чему было желаниедобиться присылки оттуда ремесленников и мастеров, в то же время он хорошопредставлял цели африканской политики Запада. В беседе с французским консуломЛежаном он заявил: «Знаю я тактику европейских правителей: когда они хотятзахватить восточную страну, они сначала присылают миссионеров, затем консуловдля поддержки миссионеров и, наконец, батальоны для поддержки консулов. Я неиндийский раджа, чтобы дать одурачить себя подобным образом. Я предпочитаюиметь дело сразу с батальонами». Поэтому, несмотря на свою заинтересованность вустановлении более прочных связей с европейскими странами, он наотрез отказывалсяоткрывать их консульства в Эфиопии. Дипломатическая неприкосновенностьсотрудников консульства рассматривалась Теодросом как посягательство насвященное право императора распоряжаться жизнью людей и землей в своихвладениях.
Побудительныммотивом к ее началу послужил в 1864 г. конфликт с Англией, связанный с арестомпредставителя Великобритании при императорском дворе Ч. Камерона за егоантиэфиопскую деятельность. Попытки Англии урегулировать этот конфликт подипломатическим каналам ни к чему не привели. Решение о посылке экспедиционногокорпуса было принято в августе 1867 г.
Внутриполитическаяобстановка в Эфиопии, сложившаяся к этому времени, была весьма благоприятнойдля вторжения извне. Вновь подняла голову феодальная оппозиция. Выступленияпротивников центральной власти следовали одно за другим. Успехи мятежных силпривели к дезертирству в частях императорской армии. Если еще в начале 1866 г. она насчитывала около 80 тысяч воинов, то к решающему сражению с иноземцами в егораспоряжении оставалось лишь 15 тысяч. К моменту высадки английского корпусавласть императора распространялась на ничтожную часть страны.
Командующиманглийским корпусом был назначен генерал Роберт Непир, участник подавлениянационального восстания в Индии (1857—1859) и тайпинского восстания в Китае. 21 октября 1867 г. корпус в количестве 15 тысяч солдат высадился на эфиопскуютерриторию. Продвижение английских войск через охваченные мятежами территориине встречало сопротивления. В такой ситуации немногочисленные войска Теодросане имели никаких шансов на победу.
Послепоражения император укрылся в своей резиденции в крепости Мэкдэла. Теодрос,видя, что ему не отразить атаки, приказал остаткам своих войск покинутькрепость, а сам застрелился.
На сейраз захват Эфиопии не входил в планы Великобритании, и экспедиционный корпусотправился в обратный путь. Перед уходом англичане забрали из крепости многобесценных памятников эфиопской письменности, включая и императорскую «Кыбрэнэгэст», священную книгу эфиопского народа. Именно в ней была записана легендао царе Соломоне, царице Савской и Менелике I, основателе династии эфиопских императоров1. Ониувезли с собой регалии эфиопских императоров, золотую корону Теодроса II, множество предметов из золота исеребра, а саму крепость взорвали.
Послеухода англичан разгорелась ожесточенная борьба между новыми претендентами наимператорскую корону. Наиболее целенаправленно и энергично действовал правительАмхары Гобэзэ. Ему удалось переломить ход событий в свою пользу, и онкороновался под именем Тэкле Гийоргис II. Три года егоправления напоминали период «времен князей» с их внутриполитической нестабильностью.К серьезной схватке с императором готовился правитель Тыграя Каса. 21 января 1872 г. он одержал верх и был возведен на престол императоров Эфиопии. Всоответствии с эфиопской традицией он принял царское имя Йоханныс IV (1872—1889).
Возложивна себя императорскую корону, Йоханныс поставил перед собой задачу добитьсяполитического единства страны. Он стремился принудить всех крупнейших эфиопскихфеодалов признать его верховную власть. Поскольку императорская армия в товремя не знала себе равных, эта задача была им успешно решена в начале 1870-хгодов. Только правитель Шоа Менелик чисто формально признал власть новогоимператора, фактически оставаясь независимым правителем своего края.
ЙоханнысIV, в отличие от Теодроса, не стремилсяк созданию абсолютистского государства, ограничиваясь задачей упрочения того,что досталось ему от предшественников. Он стремился выработать у эфиоповчувство государственного единства, ликвидируя межобластные противоречия. Дляэтого император пытался добиться введения единой для всей страны религии. Велпоследовательную борьбу также и против сторонников всех других вероисповеданий.Это коснулось и протестантских и католических миссионеров, которым он приказалнемедленно покинуть страну. Была выработана религиозная политика и в отношениинехристианского населения Эфиопии. Последовательный сторонник введения в странеединой веры, Йоханныс установил срок в три года для перехода в христианствомусульман и пять лет — для язычников. Для несогласавшихся были предусмотренытелесные наказания и высылка, прежде всего мусульман, за пределы страны.
Вотличие от Теодроса, вступившего в конфликт с церковью, Йоханныс был плоть отплоти традиционного эфиопского общества с его идеализацией прошлого иневосприимчивостью ко всему новому. Если Теодрос уповал в своей деятельности поцентрализации страны целиком на военную силу, то Йоханныс в основу объединенияЭфиопии положил достижение единоверия эфиопского населения.
Наибольшаяопасность единству и целостности страны исходила извне. В конкретных условиях1870-х годов первая угроза территориальной целостности Эфиопии исходила не отевропейских держав, а от Египта, вассала Турции. В начале 70-х годов подегипетским контролем находилось все побережье от Зейлы до Гвардафуя. В планыегипетского хедива Исмаила входило также расширение египетских владений за счетсеверо-восточных районов Эфиопии. В 1875 г. началось наступление египетских войск. Под началом императора находилась 70-тысячная армия, состоявшая главнымобразом из воинов-северян, областям которых непосредственно угрожала египетскаяагрессия.
Войскаегиптян двинулись тремя колоннами из районов Массау, Кэрэна и из Зейлы. В концесентября 1875 г. ими был захвачен Харэр. Войска египтян, двигавшиеся из Массауи Кэрэна были разбиты эфиопами в ноябре 1875 г. В марте 1876 г. произошла вторая решающая битва, в которой египтяне потерпели сокрушительное поражение.
Позднеетерриториальные претензии Эфиопии к египетским владениям на Красном море истремление эфиопов получить выход к морю послужили той разменной монетой,которой воспользовалась Англия, когда ей понадобилось для подавленияначавшегося в 1881 г. движения махдистов в Судане столкнуть в войне народы двухстран и ослабить их сопротивление европейской экспансии. Император Йоханныс,соблазнившись обещанием Англии и зависимого теперь от нее Египта вернутьотторгнутые у Эфиопии территории, вверг страну в длительные кровопролитныевойны с махдистским Суданом.
6. Эфиопо-итальянскиеотношения
В товремя, когда эфиопы сражались против суданцев в угоду в первую очередь Англии,над страной нависла новая и более грозная опасность: быть порабощенной другойевропейской державой — Италией. Начало итальянской экспансии в районе Красногоморя относится к концу 60-х годов XIX в. В 1869 г. у местных правителей покупается часть прибрежной территорииАсэб. В 1881 г. итальянское правительство объявило эту территорию колонией. В 1883 г. Италия оккупировала порт Массауа и приступила к захвату и других территорий.
Захватитальянцами бывших владений египетского хедива на красноморском побережьепоначалу не вызывали особого беспокойства у правящих кругов Эфиопии. Но в июне 1885 г. Италия захватывает территорию Саати, расположенную уже в пределах империи. Эфиопы осаждаютСаати,, а в январе 1887 г. наносят поражение итальянцам, шедшим на помощьосажденным. Эта победа вызвала в Эфиопии огромный энтузиазм. Но развить успех идвинуться на Массауа императору не позволила сложившаяся напряженнаявнутриполитическая обстановка в стране. Продолжавшиеся вторжения махдистов назападе и нелояльность правящей верхушки Шоа подвигли императора на решениепроблемы вторжения итальянцев дипломатическим путем.
Италиявела двойную игру. Стремясь превратить сепаратистски настроенного правителя Шоав своего союзника, она охотно откликалась на его просьбы о присылкеогнестрельного оружия. 20 октября 1887 г. непокорный вассал Йоханныс ныгус Шоа подписывает сепаратный договор о дружбе и союзе сИталией, по которому та обещала ему «военную помощь и другое содействие вдостижении его целей». Йоханныс двинул свою армию на Шоа. Но уже потрепанное вмногочисленных боях его войско, как и не имевшая боевого опыта армия Менелика,правителя Шоа, не рискнули вступить в боевое соприкосновение. Началисьдлительные переговоры, вплоть до того момента, когда махдисты вновь вторглись встрану. В одном из сражений с махдистами Йоханныс был смертельно ранен.
С его смертьюстрана не распалась на отдельные области, как это произошло в случае сТеодросом. Смена верховного правителя, впервые с начала процесса объединенияЭфиопии, не повлекла за собой феодальной междоусобицы, Йоханныс остался вистории страны поборником объединения Эфиопии, а также внедрения в сознаниенарода общеэфиопского патриотизма. Будучи тыграи по происхождению, Йоханныс,родным языком которого был тигринья, ввел в качестве официального языка страны амхарский,наиболее распространенный по всей территории страны. В этом он вышел за рамкиместного национализма и своей обязанностью считал защиту любой части эфиопскойимперии.
Получивизвестие о гибели императора Йоханныса, ныгус Шоа Менелик незамедлительнопровозгласил себя верховным правителем Эфиопии. На тот период в стране ненашлось никого, кто мог бы реально выступить его соперником в борьбе за царскуюкорону. С его именем (имя по рождению до коронации — Сахле-Марьям) связанынаиболее значительные достижения в централизации Эфиопии, завершившие ее объединениевплоть до современных границ. К периоду его правления восходит начало процессовмодернизации страны, складывания чиновничества, проникновения иностранногокапитала и создания наемной армии.
К началу1890-х годов Шоа, правителем которой был Менелик, превратилась в экономическиболее развитую и политически более стабильную, по сравнению с другими, областьстраны, система управления которой впоследствии была перенесена на всюэфиопскую империю.
Основойвнешней политики шоанских правителей были территориальная экспансия внутриимперии и установление связей с внешним миром, прежде всего, с европейскимидержавами. Расширение границ Шоа происходило за счет южных областей, гденаходились богатые торговые пути, и борьба за присоединение Харэра, привлекавшегостратегическим положением и торговым характером экономики.
Эмиссарыевропейских стран, учитывая рост и могущество Шоа, и сами стремились установитьс ней связь. В 1841 г. был заключен договор о дружбе и торговле с Англией, адвумя годами позже — с Францией. Менелик также уделял большое вниманиеустановлению выгодных отношений с европейскими державами. Подобно многим своимпредшественникам, он не пренебрегал возможностью использовать техническиезнания и опыт любого заезжего европейца. 1880-е годы явились свидетелямиукрепления итало-шоанских связей.
В1878—1889 гг. правитель Шоа значительно расширил границы своих владений.Экспансия во внутренние районы дополнилась движением в сторону красноморскогопобережья. Приближение границ Шоа к морю должно было стимулировать торговлю впределах области, способствовать контактам ныгуса с европейскими державами.Достижение этих целей было обеспечено присоединением Харэра, который до лета 1885 г. находился под египетским управлением, а после поражения египтян в войне с эфиопами властьздесь перешла к представителю местной династии. Харэр был захвачен в январе 1887 г. Параллельно с расширением территории Шоа вырабатывались и основы межнациональной политики,позднее распространенной Менеликом на всю Эфиопию. Основными ее чертами быливеротерпимость и ассимиляция итогом чего явилось образование своеобразной амха-рооромской(галла) общности.
Постепени централизации власти Шоа намного опережала остальные области Эфиопии.Вся территория провинции была поделена на административные округа, числокоторых росло по мере расширения Шоа. Во главе каждого из них стоял губернатор,назначаемый ныгусом. Отсутствие религиозного фанатизма в этнически неоднородномшоанском обществе способствовало тому, что в интересах дела на высокий постпорой назначался мусульманин, хотя общим правилом было заставлять внехристианских округах назначенца на высокий административный пост изпредставителей местной знати принимать им христианство.
Отсутствиефеодальных междоусобиц в Шоа привели к развитию торговли и ремесла.Значительную часть шоанской казны составляли налоги от торговых операций,немалыми были и таможенные пошлины от караванов, направлявшихся через территориюШоа, Процветанию области способствовала военная добыча, захваченная в ходемногочисленных походов против соседей-нехристиан, и дань, получаемая снаселения присоединенных районов.
За 24года пребывания Менелика во главе Шоа, с 1865 по 1889 г., площадь области и ее население значительно увеличились — от 2,5 млн человек в 1840 г. до 5 млн в начале 80-х годов. В казне правителя скопились огромные средства, значительнаячасть которых тратилась на закупку огнестрельного оружия. Если, например, в 1850 г. в шоанской армии на вооружении имелось всего 1 тысяча единиц огнестрельного оружия, то к 1889 г. она располагала уже 60 тысячами винтовок и ружей.
РеформыМенелика II. 3 ноября 1889 г. состоялась коронация Менелика II. Происходила она не в Аксуме, традиционном месте коронованияэфиопских императоров, а в столице Шоа Энтото. Именно отсюда и сталипроводиться реформы. Приступая к реформированию общества, Менелик уже имел заплечами более чем двадцатилетний опыт не только в управлении Шоа, но и всношениях с европейскими странами.
Преждевсего, новый император приступил к реорганизации административной системы,используя для этой цели шо-анский опыт. Суть реформы заключалась в заменеместных правителей чиновниками, назначаемыми самим императором. Страна быларазделена на провинции, которые разделялись на районы, а те, в свою очередь, наокруга. Более мелкой административной единицей была группа деревень (адди), асамой мелкой — деревня, где власть принадлежала старосте. Во главе провинциинаходился губернатор, назначаемый из центра и наделенный обширнымиполномочиями. В целом, реформа сыграла важную роль в процессе консолидацииэфиопского государства.
Укрепивцентральную власть на местах, Менелик приступил к осуществлению военнойреформы. Он заменил ранее практиковавшуюся систему постоя введениемспециального налога на содержание армии. В 1892 г. своим указом он запретил впредь размещаться солдатам в домах крестьян и требовать от нихпропитания. Вместо этого крестьяне были обложены налогом в размере однойдесятой урожая. Замена постоя десятиной способствовала улучшению экономическогоположения в стране, повышало производительность труда в сельском хозяйстве,стимулировавшего его расширение. В свою очередь, перевод армии, хотя и неполностью, на государственное содержание дал возможность не только поднятьдисциплину в войсках, но и сделать шаг вперед по пути создания постоянной,регулярной армии.
Впервыес времен аксумских царей была предпринята попытка проведения денежной реформы.Первые новые эфиопские монеты появились в 1894 г. Однако эфиопская денежная единица, новый талер, внедрялась нелегко. Население предпочиталопринимать привычную монету — талер МарииТерезии. Что же касается сельскойглубинки, то здесь торговый обмен продолжал осуществляться на основе старых,натуральных эквивалентов — соли, шкур и т. п. И эта ситуация сохранялась втечение всего времени правления Менелика.
Взаслугу Менелику следует отнести основание новой постоянной столицы эфиопскогогосударства — Аддис-Абебы («Новый цветок»). Столица стала и местом, откудаМенелик осуществлял руководство процессом присоединения к империи новыхобластей. В состав эфиопского государства вошли обширные районы к югу июго-западу. Фактически была восстановлена империя в ее прежних исконныхграницах: несколько южнее Массауа на севере, район Фашоды на западе, озеро Рудольф— на юге и Асэба — на востоке.
Стерриториальным расширением Эфиопии связано создание гэббарной системы вприсоединенных областях, представляющей собой эфиопскую разновидностькрепостничества. Суть этой системы заключалась в выделении для прокормлениясолдат и чиновников земли вместе с проживающими на ней крестьянами. Частьземельных площадей завоеванных районов, примерно треть, оставлялась в рукахместной знати, остальная делилась между воинами и короной. В соответствии сэтим образовались три социальные группы: безземельное крестьянство (гэббары), мелкиеземлевладельцы (местная знать и солдаты-завоеватели) и феодальная аристократия.
Еще заполгода до своей коронации Менелик II в мае 1889 г. в местечке Уччиале подписал с Италией договор о дружбе иторговле. Статьи договора заключали следующее: объявлялся вечный мир и дружбамежду двумя странами; обмен дипломатическими представителями; решение спорныхпограничных вопросов специальной комиссией, состоящей из представителей обеихсторон; разрешение Менелику осуществлять свободный транзит оружия через порт Массуапод защитой итальянских солдат вплоть до границы Эфиопии; свободноепередвижение граждан обоих государств по одной и другой стороне границы;гарантии религиозных свобод, выдачи преступников, ликвидации работорговли, атакже торговые вопросы. В договоре было немало выгодных статей для Италии. Однаиз них признавала за Римом всю захваченную на севере страны территорию, включаяАсмэру. Эта статья представляла собой как бы «свидетельство о рождении» новойитальянской колони в Африке.
Самойнеоднозначной была статья 17 договора, вызвавшая вскоре серьезные споры,связанные с ее интерпретацией. Все было заключено в неидентичности амхарского иитальянского текстов. В амхарском тексте говорилось: «Его величество царь царейЭфиопии может пользоваться услугами правительства Его Величества короля Италиидля переговоров по всем делам с прочими державами и правительствами». Витальянском тексте слово «может» было заменено словом «согласен», что в Риметрактовалось как «должен». Получалось, что Менелик передал вопросы, связанные свнешней политикой, в руки Италии. Это означало, что она устанавливаетпротекторат над Эфиопией, о чем и оповестила другие европейские державы.Впоследствии это несоответствие текстов статьи и их интерпретация привели квойне.
7. Итало-эфиопскаявойна и битва при Адуа
12 февраля 1893 г. Эфиопияденонсировала Уччиальский договор. Рим, убедившись в тщетности своих усилийнавязать Эфиопии протекторат дипломатическими средствами, пошел на прямуювооруженную интервенцию. Накануне итальянской агрессии Менелику удалосьоснастить армию современным стрелковым оружием, приобрести более 100 тысячвинтовок, что с уже имеющимися составило около 200 тысяч стволов. Одновременнос подготовкой к войне эфиопский император вел дипломатические переговоры, спомощью которых он хотел укрепить позиции своей страны на международной арене.Менелик согласился передать французам концессию на строительство железнойдороги из Джибути до Аддис-Абебы. Он направил специальное посольство к русскомуцарю в Петербург. В результате, Эфиопия установила очень тесные и близкиеотношения с Россией.
Вдекабре 1894 г. итальянские вооруженные силы перешли границу Эфиопии. Менеликогласил манифест, в котором призвал народ к войне против агрессоров. Вманифесте говорилось: «Из-за моря пришли к нам враги; они вторглись на нашуземлю и стремятся уничтожить нашу веру, наше отечество. Я все терпел и долговел переговоры, стремясь уберечь нашу страну. Но враг движется вперед и,действуя обманным путем, грозит нашей стране и нашему народу. Я собираюсьвыступить в защиту отчизны и надеюсь одержать победу над врагом. Пусть каждый,кто в силах, отправится вслед за мной, а те из вас, которые слабы, чтобывоевать, пусть молятся за победу нашего оружия».
Воктябре 1895 г. император во главе своего авангарда, насчитывавшего 25 тысячпехотинцев и 3 тысячи всадников выступил из Аддис-Абебы и направился навстречунеприятелю. Всего же под его началом была более чем 100-тысячная армия. Вначале декабря 1895 г. 15-тысячный авангард эфиопской армии в произошедшемсражении разбил 2,5-тысячный отряд итальянцев. Битва при Амба-Алаге оказалаогромное психологическое воздействие на эфиопов: было развеяно представление онепобедимости итальянского оружия. Следующую победу эфиопы праздновали в январе 1896 г., когда после длительной осады сдался итальянский 1,5-тысячный гарнизонМэкэле. Из метрополии было запрошено подкрепление.
Численностьколониальных войск к началу 1896 г. достигла 17 тысяч человек. Сосредоточивглавные силы вблизи Адуа, главнокомандующий итальянской армии генерал ОрестеБаратьери избрал тактику выжидания. К району Адуа вышла и армия Менелика.Численность его армии превосходила итальянский корпус, однако ощущалсянедостаток в современной артиллерии и в боевой подготовке воинов Менелика посравнению с итальянцами.
В концефевраля 1896 г. по всему фронту под Адуа завязался ожесточенный бой. Плохоориентируясь в местности, командование итальянских войск неточно определиладиспозицию своих войск, и намеченное генеральное сражение превратилось внескоординированные между собой бои, что было на руку эфиопам. Расстрелявшаяеще до генерального сражения снаряды, итальянская артиллерия оказаласьбесполезной. Военной выучке и дисциплине эфиопы противопоставили стойкость имужество. Битва при Адуа явилась катастрофой для итальянской армии. В этомсражении противник потерял 11 тысяч человек убитыми, около 3,6 тысяч было взятов плен. Понесла потери и эфиопская сторона — 6 тысяч убитых и 10 тысяч ранеными.
26 октября 1896 г. вАддис-Абебе был подписан итало-эфиопский мирный договор. Он содержал следующиестатьи: прекращение состояния войны между обеими сторонами и установление «навсе времена» мира и дружбы между Италией и Эфиопией. Аннулирование договора,подписанного в Уччиале, признание Италией «полностью и без каких-либоограничений» независимости Эфиопии.
Интереск Эфиопии в России существовал с давних пор: из-за сходства религий, из-за эфиопскогопроисхождения семьи Ганнибалов, предков А.С. Пушкина. С 1870-х годов прибавилсяи геополитический фактор, связанный прежде всего с открытием Суэцкого канала.По частной инициативе казаков во главе с атаманом Н.И. Ашиновым у выхода изКрасного моря в Аденский залив была основана станица «Новая Москва».
Ссередины 1890-х годов в Эфиопии активизировались и действия официальной России.Русское правительство заявило о поддержке Эфиопии в ее отпоре итальянскойагрессии. При этом моральная поддержка ее со стороны России — в прессе и подипломатическим каналам — сочеталась с оказанием военной и гуманитарной помощи.Так, в начале 1896 г. Эфиопии было передано 30 тысяч берданок, 5 млн патронов и5 тысяч сабель. Был развернут сбор средств для оказания помощи раненым эфиопам,направлен в страну отряд российского Красного Креста, развернувшего вАддис-Абебе госпиталь. Укрепление русско-эфиопских связей в конце XIX в. привело к установлению в 1898 г. дипломатических отношений между обеими странами на уровне миссий. Эфиопия стала первойстраной в Африке, с которой Россия установила дипломатические отношения.
Отсутствиепрямых политических и экономических интересов в Эфиопии позволило России занятьместо благожелательного советчика при эфиопском императоре. Перед русскоймиссией во главе с П.М. Власовым ставилась задача «снискать доверие негуса и повозможности охранять его от козней политических соперников, в особенностиангличан, преследующих в Африке столь честолюбивые, хищнические цели».
Русскиеофицеры, приезжавшие в Эфиопию, принимали непосредственное участие в военныхэкспедициях эфиопских войск, а также, выполняя задание русского Генеральногоштаба, исследовали страну, ее природу, население, растительный и животный мир.Россия имела тогда об Эфиопии более четкое и ясное представление, чембольшинство западноевропейских государств.