Тема реферата:
«Экономический курс Ф. Рузвельта(США) и И. Сталина (СССР): сравнительный анализ»
Введение
Экономикалюбой страны развивается неравномерно, рывками, т.е. она переживает деловыециклы.
Одна из самыхтяжёлых фаз цикла любой экономики является кризис, который характеризуется резкимухудшением всех параметров экономического развития(с1).
В начале 20века две великие и могущественные державы, главные противники друг друга, СССРи США, переживали сильнейшие кризисы в экономике…
В этихстранах были противоположные взгляды на ведение политики и экономики, разныементалитеты, и тем не менее, их великие лидеры, И. Сталин и Ф. Рузвельт,старались вывести свои страны из кризиса похожими методами.
Цель работы:охарактеризовать политику в области экономики Ф. Рузвельта (США) и И. Сталина(СССР).
Задачаработы: сделать сравнительный анализ экономических курсов, которые проводили И. Сталинв СССР и Ф. Рузвельт в США.
Я выбрала этутему по нескольким причинам.
Во-первых,мне, как будущему экономисту, интересно узнать, как две великие державы, СССР иСША, выходили из экономических кризисов, какие экономические теории и методыони использовали, и на сколько разные экономические курсы оправдали себя напрактике.
Во-вторых, вСША при управлении Рузвельта впервые в мире так тесно переплелись теория (кейнсианскаятеория) и практика («Новый курс» (с2)), а это само по себе вызывает живейшийинтерес.
В-третьих,Рузвельт и Сталин – сильные, великие личности, которые оставили след в истории.
В-четвёртых,эта тема очень актуальна.
1) США иРоссия остаются и сегодня державами, борющимися за мировое господство. Знаниеистории в такой обстановке необходимо.
2) ЭкономикаСША в данный момент испытывает депрессию, и многие специалисты сравнивают всвоих статьях данную депрессию с «Великой депрессией» (с3).
3) Нашаэкономика всё ещё ощущает на себе последствия экономического развития в СССР,кроме того, в СССР очень многие данные были засекречены, искажены, нам жесейчас даётся возможность переоценить многие события и аспекты жизни в СССР.
Мною былаиспользована различная литература. В основном, учебные пособия различныхавторов по экономической истории зарубежных стран, истории Белоруссии и Россиидля студентов с экономическим направлением. Так же были использованы учебныепособия, в которых были напечатаны материалы по советскому периоду,излагающиеся на основе современных, уточнённых статистических данных.
Также яиспользовала различные статьи по данной теме, размещённые в экономическихжурналах и Интернет-порталах.
Литературыочень много, но информация слабо систематизирована, поэтому я решила выделитьнесколько основных пунктов, по которым буду сравнивать экономические курсы И. Сталинаи Ф. Рузвельта:
1. Сутькурса, теоретические обоснования экономического курса;
2. Источникифинансирования курса;
3. Финансовыеи банковые системы;
4. Развитиепромышленности. Стройки-гиганты;
5. Сельскоехозяйство;
6. Налоговаясистема;
7. Социальныепроблемы и их решения;
8. Итогипроводимой политики;
Политика Ф.Рузвельта в области экономики
Экономическийкризис заставил американское правительство искать пути оздоровления хозяйства иразработать комплексную антикризисную программу. Решение этих задач связано сименем крупного политического деятеля XX века Франклина Рузвельта, представителяДемократической партии, который одержал победу на выборах 1932 года (прил1).Вскоре после прихода к власти он предложил «новый курс», направленный нарадикальное решение проблем страны. Следует отметить, что политика «новогокурса» была разработана в течение 100 дней на специальной сессии Конгресса,созванной 9 марта 1933 года.
Суть этой программы, во многом основанной на учении выдающегосяанглийского ученого-экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883–1946), кратко можносвести к следующему: отказ от надежд на автоматический выход из кризиса, ограничениестихии совершенной конкуренции, внедрение методов государственногорегулирования экономических процессов в стране, смягчение социальныхпротиворечий, проведение различных реформ во внутренней и внешней политике США.Среди тех, чьи идеи также использовала администрация президента Ф. Рузвельтав период, получивший название Великой депрессии, был известный экономист ВасилийЛеонтьев (1906–1999), уехавший из России в 1925 году.
4 марта 1933 г. 32-й президент США занял Белый дом. Винаугурационной речи он сказал: «Единственное, перед чем мы должны испытатьстрах – это сам страх. Стране нужны, и если я правильно понимаю её права,стране требуются дерзкие, непрерывные эксперименты. Ведь это так естественно: избратьметод и испытать его. Если ничего не получается, надо честно признать это ипопробовать другое. Самое важное – что-нибудь пробовать».
И действительно, в этот момент США необходимо было энергичноеправительство, способное остановить дальнейший спад, заставить работатьмеханизм капиталистической экономики, не допустить развития движениясоциального протеста (с4).
Следует подчеркнуть, что «новый курс» не был заранееспланированной и тщательно продуманной программой, его антикризисныемероприятия часто носили прецедентный характер. Это дало основание считать, чтоправительство Ф. Рузвельта было практически единственным в истории США,воплотившим в жизнь больше реформ, чем обещало в ходе подготовки к выборам. Восуществлении «нового курса» обычно выделяют два этапа: первый, которыйпродолжался с 1933 по 1935 год, и второй, начавшийся в 1935 году. В целом всяпрограмма была завершена в 1938 году.
В выступлениях Ф. Рузвельта постоянно звучали призывыповернуться лицом к «забытому человеку», и это находило широкий отклик у бедныхслоев населения. «Новый курс» получил поддержку как среди рабочих, фермеров,мелкой и средней буржуазии, так и среди крупных предпринимателей, банкиров, посколькубыл направлен на всеобщие преобразования в стране.
Администрация Ф. Рузвельта проводила реформы, охватывавшие всесферы экономики.
В года «Великой депрессии» банковская система оказалась на порогекраха, так как большинство вкладчиков бросились изымать золото и доллары,предпочитая держать их дома. Всего за два дня, 2 и 3 марта 1933 года, из банковбыло изъято 500 млн. долл., сами же банки стали выбрасывать на рынокогромное количество необеспеченных «ценных» бумаг, доверие к которымстремительно падало. В результате паники стали закрываться банки, находившиесяв главных финансовых центрах страны – в штатах Нью-Йорк и Иллинойс.
Многие общественные деятели и политики выступали с требованиемнационализировать банки, Ф. Рузвельт не пошел на эту меру, а 6 марта 1933года объявил о введении в стране чрезвычайного положения и закрыл все банки. Втечение недели (так называемых банковских каникул) был прекращен обмен банкнотна золото, и оно изымалось из обращения. За это время был принят чрезвычайныйбанковский закон, по которому все банки делились на три группы: в первуювходили «здоровые» банки, их можно было открывать сразу же; во вторую – требующиенебольшой помощи, для того чтобы снова функционировать; третью составлялибезнадежные банки, и их следовало ликвидировать. Каждый банк мог начать работутолько после специального разрешения правительства, а министр финансов имелправо потребовать предоставления ему любой информации о деятельности этогобанка. Федеральная резервная система должна была выдавать нуждающимся кредитнымучреждениям ссуды под залог ценных бумаг и государственных облигаций, имразрешалось выпускать привилегированные акции, которые скупалисьРеконструктивной финансовой корпорацией, чтобы увеличить объем наличных денег.После этих чрезвычайных решений с 15 марта начали работать банки, признанные«здоровыми». При этом их число сократилось с 6145 в 1932 году до 4890 в 1933-м.В целом за 1933–1939 гг. при сокращении числа банков на 15% объём ихактивов вырос на 37%(с5).
В апреле 1933 года был принят закон, запрещавший вывоз золота заграницу и накопление его в частных руках с целью спекуляции, а также был издануказ об обязательной сдаче банкам гражданами США золотых запасов на сумму свыше100 долл. Для того чтобы избежать гиперинфляции, были осуществлены меры позакупке золота у населения по ценам, превышающим курс доллара по отношению кзолоту. До конца 1933 года его было закуплено на 187,8 млн. долл., и этопозволило искусственно снизить курс валюты. Одновременно начался выпуск новыхбанкнот, не обеспеченных золотом, вслед за этим правительство Рузвельтаналожило эмбарго на золото, циркулирующее между США и за границей, а этоозначало отход от золотого стандарта и обесценение доллара по отношению кзолоту, стоимость доллара по отношению к золоту упала на 30%. В январе 1934года была проведена девальвация доллара, при которой его золотое содержаниеснизилось на 41% по сравнению с 1929 годом. Начался выпуск серебряных монет, т.е.в стране устанавливался биметаллизм. Из федеральных резервных банков изымалсязолотой запас и передавался казначейству, а взамен выдавались золотыесертификаты, приравненные к золоту и обеспечивавшие банковский резерв. В начале1934 года был принят закон о золотом резерве, устанавливавший твердую цену назолото – 35 долл. за тройскую унцию (действовала до 1971 года).
Летом 1933 года был принят закон о банковской деятельностиГлас-са-Стигала, по которому депозитные и инвестиционные функции банковразделялись, и создана Федеральная корпорация страхования депозитов. Тем самымгосударство брало на себя страхование вкладов, чтобы повысить довериевкладчиков к банкам и предотвратить дальнейшие банкротства в этой сфере.Государство также обязывалось защищать вклады от риска, связанного сиспользованием банками денежных средств.
В 1934 г. Около 80% всех банков США застраховали свои депозиты. Общественноедоверие к банковской системе стало восстанавливаться.
16 июня 1933 г. Был принят закон о восстановлениипромышленности. В соответствии с ним предпринимателям в каждой отраслипредлагалось объединиться и выработать «кодексы честной конкуренции» (с6),которые бы устанавливали размер производства, определяли бы уровень заработнойплаты и продолжительности рабочего дня, распределяли бы рынки сбыта междуотдельными конкурентами. Вся же промышленность делилась на 17 групп.
Для проведения закона в жизнь создавалась Национальнаяадминистрация по оздоровлению промышленности (НИРА) во главе с генералом Х. Джонсоном.НИРА представляла собой огромную государственную машину федерального масштаба ссоответствующими органами в штатах и городах. Через год после создания НИРАкодексами были охвачены предприятия с общей численностью около 20 млн. человек.450 кодексов распространялись на 95% всей промышленности и торговли США.Монополии сначала с одобрением восприняли нововведение, так это давало имвозможность убрать гибких во время кризиса мелких предпринимателей. Чистыедоходы 200 важнейших промышленных корпораций в 1934 г. увеличились на 60%по сравнению с 1933 г. рабочим же предоставлялось право участия вколлективных договорах и профсоюзах. За два года эксперимента в промышленностиудалось ликвидировать полный хаос и поднять индекс цен производства на 10%.
Стало заметно непосредственное участие государства в экономике.Так, в 1933 г. было создано Управление долины реки Теннесси, перед которымпоставили задачу освоить наиболее отсталый район. Управление организовало здесьстроительство гидроэлектростанций, работы по укреплению почв, посадке лесов идр., предоставив работу 40 тыс. человек.
В мае 1933 года был принят закон о восстановлении аграрногосектора, в котором предпринималась попытка остановить негативные процессы,охватившие сельское хозяйство. Была создана Администрация регулированиясельского хозяйства (ААА), добивавшаяся повышения цен путем снижения объемовпроизводства сельскохозяйственной продукции.
Низкая покупательная способность населения вела к тому, что людине могли приобретать необходимые товары, которые в магазинах и на складахимелись в изобилии. Чтобы удержать падение цен и сократить товарные запасы,сельские предприниматели шли на беспрецедентные шаги по уничтожениюматериальных ценностей. Фермеры, добровольно соглашавшиеся на сокращениепроизводства или уничтожение продукции, могли рассчитывать на премии из фонда,созданного за счет налога на продукцию предприятий по первичной переработкесельскохозяйственного сырья. В течение 1933–1935 годов премиальные платежи наэти цели составили 966 млн. долл. Следует отметить, что премии в основномдоставались наиболее крупным фермерам, которые могли относительно безболезненносокращать посевные площади, сохраняя при этом высокий уровень своих доходов.
В первый же год действия этого закона посевные площади под пшеницейбыли сокращены на 7,5 млн. акров, было запахано 10 млн. акров созревшегохлопчатника. Государство закупило и уничтожило 6,2 млн. свиней, 8 млн. головкрупного рогатого скота. Пшеницу сжигали в топках паровозов, молоко выливали вморе, на полях запахивали посевы кукурузы, картофеля и т.д. А в это самое времямиллионы американцев голодали и нищенствовали.
ААА разработала механизм рефинансирования фермерских долгов,достигших к началу 1933 года 12 млрд. долл. Рефинансирование происходилопутем сокращения процентов по ипотечной задолженности и удлинения сроковпогашения долгов. С мая 1933-го по октябрь 1937 года было выдано 2,2 млрд. долл.кредитов, а также принято 37% всех долговых обязательств фермеров. Все это вкакой-то мере позволило улучшить положение в сельском хозяйстве. Доходыфермеров в среднем в 1936 году повысились на 50%. Однако мелким фермерам уже немогли помочь те меры правительства, которые были направлены на упорядочениефермерского кредита. Льготными кредитами могли воспользоваться лишь хозяйства,не имевшие долгов, чья продукция была конкурентоспособна. По всей странепрокатилась волна аукционов, где распродавалась фермерская собственность. Втечение 1933–1936 годов было продано за неуплату долгов и налогов 600 тыс.ферм, или примерно 10% от их общего числа.
И лишь в 1938 году была утверждена концепция «всегда нормальнойжитницы», по которой паритет цен достигался не за счет уничтожения излишковпродукции, а путем поддержания стабильно высоких цен. Премии фермерам сталивыплачивать в счет еще не проданных товаров. Одновременно американскоеправительство всемерно поддерживало политику демпинговых цен за границей,стимулировало экспорт пшеницы и хлопка, выдавая за это премии.
Проведение «нового курса» в сельском хозяйстве приостановилоразорение фермеров, сократило ипотечную задолженность на 2 млрд. долл.,повысило общие денежные доходы фермерских хозяйств (включая государственныепремиальные платежи) с 4,7 млрд. долл. в 1932-м до 8,5 млрд. долл. в1939 году.
Широко шла разработка и налогового законодательства. Курс сводилсяк улучшению положения бедных путём перераспределения доходов и богатств:повышали налог на прибыли корпораций и на выплачиваемые дивиденды, ввелидополнительные налоги на состоятельных физических лиц.
Налоги на прибыль корпоративного сектора и богатейшие слоиамериканского общества за период 1934–1938 фин.гг. были увеличены почти в 4раза – с 364 млн. до 1287 млн. долл., а их доля в федеральном бюджете СШАвозросла с 12,3 до 19,1% всех поступлений. Кроме того, за это время доляналоговых отчислений в фонды социального обеспечения выросла с 1 до 22,8%доходной части бюджета, из которых половину платили предприниматели.
«Новый курс» Ф. Рузвельта был направлен на решениемногочисленных социальных проблем, и прежде всего одной из главных для Америки –безработицы. В марте 1933 года был принят закон о помощи безработным. Быласоздана Федеральная администрация по оказанию чрезвычайной помощи во главе ссоветником президента Гарри Гопкинсом. Эта администрация организовала системуобщественных работ, на которую правительство ассигновало более 4 млрд. долл.В эти работы были вовлечены прежде всего молодые люди от 18 до 25 лет, жившие вспециальных трудовых лагерях в течение шести месяцев на полном государственномобеспечении. К тому же каждый из них получал 30 долл. в месяц, из которых 25долл. следовало отправить семье. Молодежь принимала участие в строительстведорог, плотин, в благоустройстве лесов и парков. Всего в трудовых лагерях работалоболее 2 млн. человек.
Кроме того, безработные направлялись на строительство скоростныхавтострад, аэропортов, мостов и других объектов. Они работали насудостроительных верфях, в речных портах и т.д. Всей этой трудовойдеятельностью руководила Федеральная администрация общественных работ во главес министром внутренних дел Г. Икесом, которой были выделеныгосударственные средства на сумму более 3,3 млрд. долл. Зимой 1933–1934годов по линии еще одного ведомства – Администрации гражданских работ – было израсходовано933 млн. долл., что позволило обеспечить занятость еще более 4 млн.человек.
В 1930-х годах произошли важные перемены, которые возродилиорганизованное рабочее движение и ускорили его развитие. Изменилось отношениефедерального правительства к профсоюзам: оно стало не враждебным, аблагожелательным. В условиях Великой депрессии был принят ряд законов,защищавших интересы рабочих, поскольку правительство надеялось, что сильныепрофсоюзы помогут ослабить последствия кризиса. Следует отметить, что еще в1932 году, т.е. до принятия программы Ф. Рузвельта, был введен в действие законНорриса–Лагардиа, который по существу открывал дорогу профсоюзам. Согласноэтому закону затруднялось получение судебных предписаний против рабочихорганизаций.
Для урегулирования социальных проблем правительство демократовпошло на еще большие уступки рабочему движению, что означало переход ко второмуэтапу «нового курса». В июле 1935 года был принят национальный закон о трудовыхотношениях, получивший название закона Вагнера по фамилии его автора – сенатораР. Вагнера. По этому закону рабочие получали право организовыватьпрофсоюзы, а предпринимателям запрещалось их преследовать за участие впрофсоюзах и забастовках, увольнять или притеснять за дачу показаний в суде прирешении трудовых споров и т.д. В 1936 году все рабочие организации вошли вединый Рабочий альянс Америки. Были созданы Лига объединенных фермеров и Союзиздольщиков, возникали различных общественных организаций, профсоюзы почти вовсех отраслях хозяйства.
Для разрешения конфликтов между предпринимателями и профсоюзами (ирабочими) было создано Национальное управление по трудовым отношениям,постановления которого могли быть опротестованы лишь в арбитражных судах.Правда, закон Вагнера не распространялся на многие категории трудящихся:сельскохозяйственных рабочих, домашнюю прислугу, государственных служащих и пр.И все же этот закон расценивался как серьезный успех в деле сглаживаниясоциальных противоречий, поскольку ставил трудовые отношения на правовую основу.
Почти одновременно с законом Вагнера был принят закон о социальномстраховании, по которому в стране вводилось страхование по старости,инвалидности и безработице. В страховании по безработице участвовали совместнофедеральные и местные власти. Источником средств в основном служилоналогообложение предпринимателей в объеме 1–3% от фонда заработной платы.Пособия составляли в среднем 11 долл. (или 36% от заработной платы) ивыплачивались в течение 9,4 недели. Пенсионное обеспечение осуществлялосьцеликом за счет федерального центра. Пенсионный фонд пополнялся путемотчислений не только с рабочих и служащих, но и с работодателей. Пенсиивыплачивались гражданам, достигшим 65-летнего возраста.
Все эти и другие социально-экономические мероприятия, входившие в«новый курс», были рассчитаны на то, чтобы обновить экономику страны, сгладитьпоследствия невиданных социальных потрясений в годы Великой депрессии, удержатьвсе слои населения от радикальных шагов, направленных против традиционныхценностей, сложившихся в американском обществе.
Говоря об этом периоде экономической истории США в целом, следуетотметить решительную позицию Ф. Рузвельта, которая привела к тому, чтоправительство страны впервые в условиях мирного времени стало игратьзначительную роль в экономике. Реформы 1930-х годов подтвердили тезис онеобходимости гибкого и умеренного регулирования рыночного хозяйства со стороныгосударства. Однако, несмотря на огромные усилия, предпринятые администрацией Ф. Рузвельта,первые два года реализации «нового курса» не дали заметных результатов – обстановкав стране оставалась напряженной, оздоровление в экономике не наступало. Впреддверии новых выборов 1936 года рабочее движение угрожало лишить президентаподдержки.
В 1935 году, когда самые тяжелые кризисные годы остались позади,Верховный суд по предложению крупнейших монополий признал неправомерными иотменил законы о восстановлении промышленности и аграрного сектора,одновременно правительство отказалось от попытки регулировать уровеньзаработной платы, различные условия труда. Бюро труда во многих отраслях былираспущены. В полном смысле слова они действительно были лишь подзаконнымиактами президентской администрации. И понадобилась долгая борьба, чтобыпровести их снова через Конгресс уже в качестве законов.
В 1934–1937 годах американской экономике удалось достигнуть уровня1929 года, но в 1937–1938 годах разразился новый кризис, ударивший по экономикеСША сильнее, чем в других странах. За эти два года она оказалась отброшеннойпримерно на 15 лет. В 1938 году Ф. Рузвельт начал проводить план такназываемой подкачки насоса, т.е. увеличения совокупного спроса путемосуществления государственных вложений в экономику, что позволило заметнооживить ее, а число сторонников экономической программы Дж. Кейнса в странесущественно возросло.
В целом же в 1930-е годы в американской промышленности усилиласьконцентрация производства, что было реакцией на кризисные явления, посколькукрупным корпорациям легче выжить в таких условиях. Например, в конце 1930-хгодов на самых крупных предприятиях (с производством продукции не менее 1 млн. долл.),которые составляли всего 5,2% от общего количества предприятий США, было занято55% всех рабочих и выпускалось 67,5% валового промышленного продукта страны.
Но несмотря на вполне успешное проведение «нового курса», темпыразвития экономики США в 1930-х годах были более медленными, чем в другихпромышленно развитых странах. В 1929–1937 годах доля США в мировом промышленномпроизводстве (за исключением СССР) снизилась с 48% до 42%, а доля в мировомэкспорте с 42,2% в 1926–1929 годах до 32,3% в 1936–1938 годах.
Тем не менее, в ряде регионов мира американцам удалось потеснитьсвоих конкурентов. Так, в 1930-е годы американские корпорации стали активноиспользовать месторождения ближневосточной нефти, и в 1938 году ониконтролировали уже до 14% ее добычи. Особенно сильное влияние американскихкапиталов ощущалось в латиноамериканских странах и Канаде, где общая сумма этихинвестиций к 1940 году увеличилась по сравнению с 1929 годом на 30% и составила7,7 млрд. долл.
Экономическийкурс И. Сталина
С конца 1920-хначалось постепенное свёртывание НЭПа и формирование экономической системы,основанной на иных принципах и методах управления.
Основныечерты новой системы, базирующиеся на командных методах и марксистской теории,проявлялись в отрицании рынка как экономического регулятора, переход кдирективному планированию народного хозяйства, игнорирование стоимостиинструмента и вытеснение частного капитала. Создание данной системыхозяйствования происходило постепенно, в течении нескольких лет, хотя внекоторой литературе пишут, что Сталин, получив власть, «отбросил НЭП к чёрту» (с7),разработав со своим окружением пятилетние планы развития экономики.
Формальнопровозглашалось расширение использования методов управления экономикой, реальноже был переход к жёстко централизованной системе планирования и управления,резкому ограничению товарно-распределительных отношений. Все стадиивоспроизводства, ресурсы становились объектом прямого централизованногорегламентирования.
Итак, начинаяс октября 1928 года (начало первой пятилетки), НЭП был полностью свёрнут,всяческие рыночные отношения пресекались, СССР стало на путь административногокомандования экономикой.
Экономическийкурс Сталина можно разделить на два этапа: первые три довоенные пятилетки, ипослевоенные восстановительные.
На протяжении 1930–1932 годов фактически было покончено срыночными методами и в кредитной системе. Кредит как таковой был замененцентрализованным финансированием. Был запрещен коммерческий кредит междупредприятиями, отменялось вексельное обращение. Упразднялся долгосрочный кредитдля государственных предприятий, ему на смену пришло безвозвратноефинансирование на инвестиционные цели. Долгосрочное кредитование сохранялось толькодля колхозов, промысловой и потребительской кооперации.
Ранее самостоятельные банки стали подчиняться наркомату финансов.На счетах банков находились лишь собственные финансовые ресурсы государственныхпредприятий и бюджетные ассигнования, предназначенные для капитальных вложений,к тому же эти ресурсы можно было использовать только в строгом соответствии спланом. Все операции по краткосрочному кредиту перешли к Госбанку, которыйсосредоточил у себя до 97% всего объема краткосрочного кредитования. К концу1930-х годов в стране осталось всего семь банков: Госбанк, Внешторгбанк и пятьбанков долгосрочных вложений (и уже в 1959 году эти пять банков влились вСтройбанк и, таким образом, в СССР осталось всего три банка).
1925 году началась заметная инфляция. Денежная масса в обращении сфевраля по октябрь 1925 года увеличилась на 52%, что привело к резкому ростуцен на свободном рынке, которые государство не могло регулировать. В 1926 годуприостановился свободный размен червонцев на золото. В том же году был наложензапрет на вывоз советской валюты за рубеж, а в 1928 году – на ввоз иностраннойвалюты в СССР. Также был ликвидирован частный валютный рынок. Госбанк началширокомасштабную денежную эмиссию. Денежная масса, которая в 1926/1927хозяйственном году составляла 1,3–1,4 млрд. руб., в 1933 году достигла 8,4млрд. руб., а в 1937 году – 11,2 млрд. руб. Цены свободного рынка тут жеотреагировали на эмиссию: в 1932 году, по сравнению с 1927/ 1928 хозяйственнымгодом, они выросли почти в восемь раз, в том числе на промышленные товары болеечем в пять раз, а на продукцию сельского хозяйства – почти в 13 раз(с8).
Государство пыталось удержать цены в оптовой и розничной торговлена стабильном уровне, но это привело к острому товарному дефициту, вследствиечего со второй половины 1928 года вводится карточная система распределения. Первоначальнокарточки были введены в некоторых, а потом и во всех городах страны, сначала нахлеб, затем – на основные продовольственные товары и далее – на промышленныетовары широкого потребления.
Самые высокие цены были на рынках, причем рыночные цены рослигораздо быстрее, чем цены в государственной торговле. Так, если разрыв междуними в 1927/1928 хозяйственном году составлял 1,3 раза, то к 1932 году – 5,9раза.
В конце 1934 года было принято решение об начале отмены с 1 январягода. Это мероприятие проходило под лозунгом повышения жизненного уровнянаселения в результате выполнения заданий первой пятилетки. Но вдействительности все оказалось далеко не так. Были введены единые цены, которыебыли значительно выше прежних нормированных, по которым люди платили запродукты по карточкам.
Средняя заработная плата рабочего в середине 1930-х годовравнялась 150–200 руб., пенсия – 25–50 руб., причем пенсии по старости получалидалеко не все категории населения. К тому же рабочие и служащие ежегодно былиобязаны подписываться на государственные займы в размере двух-четырехнедельногозаработка.
Итак, начиная с 1929 года, в экономике утвердилась административнаясистема управления, которая фактически вернула страну к политике«военного коммунизма», но уже в новых условиях. Директивное плановоераспределение ресурсов и продукции окончательно вытеснило рыночные отношения. Кконцу первой пятилетки полностью сформировалась сверхцентрализованная экономика,которая с незначительными модификациями просуществовала в СССР до конца 1980-хгодов.
В промышленностиставилась задача: за 10 лет преодолетьпуть, на который другие страны потратили 50–100 лет, догнать и перегнать этистраны в техническом отношении. Целенаправленную политику на установлениенебывало высоких темпов роста тяжелой промышленности (1928–1940) в ущерб другимсекторам экономики принято называть политикой «Большого скачка» (с9).
В декабре 1927 года на XV съезде партии были приняты директивы по составлениюпервого пятилетнего плана (1929–1933) развития народного хозяйства. В целом этидирективы можно было выполнить: первоначально в них были заложены среднегодовыетемпы прироста промышленной продукции 16%. Но в апреле 1929 года на XVII партийной конференциибыл утвержден отправной, или исходный вариант пятилетнего плана, гдеежегодные темпы прироста составляли уже 18%. Затем и эти цифры былипересмотрены, а отправной вариант стал называться минимальным,оппортунистическим, враждебным. Вскоре был составлен так называемый оптимальныйвариант, в котором уже стояли цифры 20–22%. Но едва были приняты этиоптимальные цифры, Сталин поднял их на более высокий уровень. То же самое былозапланировано и по другим отраслями экономики(прил4). Был выдвинут лозунг:«Темпы решают все!» В декабре 1929 года на съезде ударников было предложеновыполнить пятилетку за четыре года. В феврале 1931 года Сталин говорил уже овозможности и необходимости выполнения плана в основных отраслях за три года.Цифры опьяняли всех, они уже ничего не означали, они становились лишь символамиблизкого всеобщего счастья.
На выполнение этих фантастических планов привлекалось все большерабочих. Темпы прироста занятых в промышленности и на стройках были оченьвысоки.
Были построены десятки новых городов в разных районах страны.Впервые начался массовый выпуск самолетов, грузовых и легковых автомобилей,тракторов, комбайнов, синтетического каучука, различного вида вооружения ивоенной техники. За 1929–1941 годы вступило в строй около 9 тыс. крупныхпредприятий, то есть по 600–700 ежегодно. Темпы роста тяжелой промышленностибыли в два-три раза выше тех, что были в дореволюционной России в 1900–1913годах.
Был создан крупный гидротехнический узел на Днепре, вокругкоторого позже построены новые заводы. Строились новые металлургическиекомбинаты в Магнитогорске и Кузбассе, Уралмашзавод, огромные тракторные заводыв Харькове, Сталинграде, Челябинске, автозаводы в Москве и Нижнем Новгороде.Среди железнодорожных новостроек тех лет следует назвать Турксиб. Эта железнаядорога соединила в 1931 году Западную Сибирь и Среднюю Азию (черезСемипалатинск на Алма-Ату).
Основным источникомсредств для строительства предприятий тяжелойиндустрии были доходы от легкой промышленности и сельского хозяйства, денежнаяэмиссия, продажа водки. Еще один удивительный источник ресурсов – духовнаяэнергия трудящихся.В годы второй пятилетки особенно громко зазвучаллозунг: «Кадры решают все!».
Тем временем, повсеместно были повышены нормы выработки в целом на15–20%.
Одним из источников средств для индустриализации было усиленное,по сути конфискационное, налогообложение частных предпринимателей, которые ещеработали на принципах хозрасчета. В итоге огромные налоги и прямоеадминистрирование привели в 1933 году к полному свертыванию частного сектора впромышленности и торговле.
Потребности индустриализации во многом покрывались также и за счетдоходов от внешней торговли, которая функционировала в условиях государственноймонополии.
Уместно отметить, что экономическое развитие страны в годы первыхпятилеток было бы невозможно без заметной иностранной помощи.Инженеры, конструкторы,техники, рабочие из США, Германии, Англии, Италии, Франции проектировали исооружали предприятия. Так, фирма известного американского гидростроителяКупера строила Днепрогэс, английская компания «Метрополитен-Викерс» снабжалаоборудованием основные советские электростанции. Зарубежным оборудованием былиоснащены новые предприятия в Магнитогорске, Кузнецке, Уралмашзавод вСвердловске, Первый шарикоподшипниковый завод в Москве, автозавод в НижнемНовгороде, завод грузовых машин в Ярославле и многие другие. Можно сказать, чтопервый пятилетний план начал выполняться лишь после того, как были подписаныконтракты на строительство и техническую помощь с западными странами(40). (Приэтом, иностранные специалисты время от времени объявлялись вредителями,попадали под арест или высылались из СССР.)
На XV съезде партии (1927) был утверждёнкурс на коллективизациюсельского хозяйства.При этом решительно заявлялось, что созданиеколлективных хозяйств должно быть сугубо добровольным делом самих крестьян. Ноуже летом 1929 года начавшаяся коллективизация приняла далеко не добровольныйхарактер. С июля Повсеместная коллективизация, необходимость которой обосновал И. Сталинв статье «Год великого перелома» (ноябрь 1929 года), пришла на сменучрезвычайным мерам по хлебозаготовкам. В этой статье утверждалось, что широкиеслои крестьянства готовы к вступлению в коллективные хозяйства, подчеркиваласьтакже необходимость решительного наступления на кулачество. В декабре 1929 годаСталин объявил о конце нэпа, о переходе от политики ограничения кулачества к политике«ликвидации кулачества как класса».
Вдекабре 1929 года руководство партии и государства предложилопровести «сплошную коллективизацию» с установлением жестких сроков. Так, вНижнем Поволжье, на Дону и на Северном Кавказе ее следовало завершить к осени1930 года, в Центрально-Черноземных областях и районах степной Украины – косени 1931 года, в Левобережной Украине – к весне 1932 года, в остальныхрайонах страны — к 1933 году.
Для проведения коллективизации из городов в деревни направили 25тысяч рабочих-коммунистов, которым были даны большие полномочия понасильственному объединению крестьян. Тех, кто не хотел идти в общественноехозяйство, могли объявить врагами Советской власти.
Еще в 1928 году был принят закон «Об общих началахземлепользования и землеустройства», по которому новым совместным хозяйствамустанавливались определенные льготы при получении кредитов, уплате налогов идр. Им была обещана техническая помощь.
Постепенно основной формой объединения крестьян стали сельскохозяйственныеартелис обобществлением основных материальных ресурсов (земли,тяглового и крупного рогатого скота, техники), и с сохранением личного подсобногохозяйства крестьян. Позже сельскохозяйственные артели (коллективные хозяйства)повсеместно получили название «колхоз», под которым они и вошли в историюСССР, также были и «совхозы», то есть сельскохозяйственные предприятия,принадлежавшие государству. Но их количество было невелико.
В начале 1930 года руководству страны стало очевидно, чтоневероятно высокие темпы коллективизации и связанные с ними потери наносят вредсамой идее объединения крестьян. К тому же весенняя посевная кампаниянаходилась под угрозой срыва. 2 марта 1930 года в газете «Правда» былаопубликована статья И. Сталина «Головокружение от успехов», в которой онвозложил всю вину за нарушения и искажения генеральной линии партии на местныхруководителей и исполнителей.
После публикации статьи было позволено выходить из колхозов тем,кого заставили войти туда насильно. Колхозы стали разваливаться, как карточныедомики, так как крестьяне массово покидали их. Но осенью, после уборки урожая,кампания по обобществлению крестьянских хозяйств началась с новой силой. Всентябре 1931 г. было снова объединено около 60%, в 1934 году — 75%, к лету1936 года – 90% хозяйств. Одновременно с объединением крестьянских дворов вколхозы шел процесс раскулачивания, в ходе которого у зажиточныхкрестьян изымали имущество, землю, а их самих с семьями, детьми и старикамивысылали в отдаленные необжитые районы, направляли на лесозаготовки и вконцлагеря, лишая всех политических и гражданских прав. С конца 1929 досередины 1930 года было раскулачено свыше 320 тыс. кулацких хозяйств, а ихимущество стоимостью более 115 млн. руб. передано в неделимые фонды колхозов,что составило более 34% всей стоимости колхозного имущества.
Следует отметить, что четкого определения «кулак» не было.Кулаками считали и тех, кто нанимает батраков, и тех, у кого в хозяйстве естьдве лошади или две коровы, или просто крепкий большой дом. Поскольку не былоточных критериев, то для разных регионов устанавливалась своя нормараскулачивания. И если норма коллективизации была везде единой – 100%, то нормараскулачивания – разной, в среднем 5–7% от общего количества крестьянскихдворов.
Если же для выполнения разнарядки по раскулачиванию не хваталокулацких хозяйств, сюда присоединяли так называемых «подкулачников», то есть крестьяниз числа середняков и даже бедняков, которых подвергали репрессиям вместе скулаками как «сочувствующих». Крестьяне не желали передавать свое имущество вобщественную собственность, предпочитая оказывать пассивное сопротивлениевсеобщей коллективизации, сжигать постройки, уничтожать скот, посколькупереданный в колхоз скот все равно чаще всего погибал из-за отсутствияподготовленных помещений, кормов, ухода(с20).
Истребление скота, полная дезорганизация работы в колхозах,репрессии по отношению к кулакам, резкий рост объема вывезенного из деревнипродовольствия привели в 1932–1933 годах к страшному голоду, по своиммасштабам далеко оставившему за собой голод 1921–1922 годов.
Демографические итоги коллективизации были катастрофическими. Числожертв периода коллективизации точно подсчитать не представляется возможным,поскольку данные о рождаемости, смертности, общей численности населения после1932 года в СССР перестали публиковаться.
Первоначально только что созданные колхозы включили в системуконтрактации, то есть в систему договоров об обязательной поставкесельскохозяйственной продукции государству в обмен на товары промышленногопроизводства. В 1933 году она была заменена системой обязательной сдачипродукции(так называемая «первая заповедь колхозника») по твердымнормам с каждого гектара посевных площадей и твердым государственным ценам.Таким образом, колхозы постепенно потеряли свой исходный кооперативный характери превратились в государственные предприятия, включенные в государственныепланы по производству и сдаче сельскохозяйственной продукции. Более того, тенемногочисленные крестьяне, которые не входили в колхозы, также были обязанысдавать государству свою продукцию: мясо, молоко, шерсть, зерно, картофель идр.
Следует особо подчеркнуть, что четверть века (с 1929 по 1953 год)закупочные цены на основную сельскохозяйственную продукцию оставались почтинеизменными. Так, все эти годы зерно заготавливалось по цене 80 коп. за центнер(в ценах 1961–1991 годов), в то время как розничные цены постоянно росли. Есливзять индекс цен в государственной и кооперативной торговле 1928 года за 1, тов 1932 году он составил 2,6, а в 1940 году – 6,4.
Это объясняется тем, что практически весь объем заготовокпродовольствия на селе производило Всесоюзное объединение «Заготзерна». В 1935году, например, этот монопольный скупщик закупал у колхозов и совхозов пшеницув основных зерносеющих районах страны по 80 коп. за центнер, а продавал ее по10,4 руб., из которых 1,5 руб. шло на покрытие расходов самого «Заготзерна», а8,9 руб. изымалось в государственный бюджет в качестве налога с оборота, и,таким образом, происходило финансирование индустриализации за счет сельского хозяйства.
В это же время происходило постоянное отставание темпов ростазакупочных цен от розничных цен на продовольственные товары. Если общий индексгосударственных розничных цен с конца 1920-х до начала 1950-х годов вырос болеечем в десять раз, то заготовительные цены на картофель в эти же годы выросли в1,5 раза, на крупный рогатый скот – в 2,1 раза, свиней – в 1,7 раза, молоко – в4 раза.
Большинство колхозов были убыточными, а их убытки погашались засчет государственных кредитов, которые обычно не возвращались, а списывались.Совхозам, как известно, являвшимся государственными предприятиями, простопредоставлялись дотации из государственного бюджета. Так, в 1940 годусебестоимость центнера зерна в совхозах составляла примерно 3 руб., азаготовительная цена, в среднем, равнялась 86 коп. И подобная практика былараспространенным явлением долгие годы.
С 1930 года в колхозах началось широкое распространение трудодней,которые служили условной единицей соизмерения затрат труда отдельных членовколхоза и определения их доли в конечных результатах деятельности хозяйства.Нормы выработки и расценки за выполнение определенных работ утверждались вкаждом отдельном хозяйстве. Оплата происходила, главным образом, в натуральнойформе, поскольку в 1930 году правительство и Колхозцентр запретили использоватьденежную форму оплаты труда в колхозах. В относительно благополучном 1939 годуиз 240 тыс. колхозов страны в 15,7 тыс. хозяйствах люди не получили на трудоднивообще ничего.
В июне 1929 года в стране создаются государственные Машино-тракторныестанции (МТС), где сосредоточивается сельскохозяйственная техника дляобработки полей и уборки урожая, поскольку техники не хватало для того, чтобыобеспечить ею каждый колхоз, да и квалифицированные кадры механизаторов еще небыли подготовлены в нужном количестве.
Каждая МТС обслуживала несколько колхозов в округе. За свою работуМТС брали плату натурой – примерно 20% урожая у тех хозяйств, чьи поля ониобрабатывали. В 1932 году в стране было 2446 таких станций, которые имели 74тыс. тракторов. Они обрабатывали около половины всех посевных площадейколхозов. На практике МТС осуществляли еще и политический контроль захозяйствами, для чего при МТС были созданы политотделыпод руководствомГПУ, которые выявляли разного рода «вредителей».
Каковы же были итога первых лет коллективного ведения сельскогохозяйства? Предполагалось, в частности, что валовой сбор зерна сразу же послеобъединения крестьян увеличится примерно вдвое, но в действительности онснизился в 1928–1934 годах почти на 8%. Средняя урожайность зерна в 1932 годусоставила 5,7 ц с гектара против 8,2 ц в 1913 году. Но зато заметно вырослиобъемы государственных заготовок зерна.
На II съезде колхозников-ударников в 1935 году был принят «Уставсельскохозяйственной артели», в соответствии с которым колхозники получалиправо иметь небольшие приусадебные участки, держать корову, свиней, овец,птицу. Излишки продукции с приусадебного участка можно было реализовывать нагородских рынках, на которых горожане покупали значительную частьпродовольствия.
Об уровне эффективности сельскохозяйственного производства в конце1930-х годов можно судить по такому показателю, как доля единоличных иподсобных хозяйств в производстве основных видов продукции. И хотя на долю этиххозяйств приходилось лишь 13% посевных площадей страны, в них производилось 65%общего объема картофеля, 48% овощей, основная масса фруктов и ягод, 12% зерна.Кроме того, эти хозяйства, имевшие 57% крупного рогатого скота (в том числе 75%коров), 58% свиней, 42% овец и 75% коз, произвели 72% всего мяса в стране, 77%молока, 94% яиц. И это при том, что в этих хозяйствах не было никакой техники,по сравнению с колхозами. Таким образом, коллективные хозяйства играли ведущуюроль лишь в производстве зерна, сахарной свеклы, подсолнечника и другихтехнических культур, а основная часть продовольствия, как и до коллективизации,поступала от единоличных хозяйств и приусадебных участков крестьян.
В 1930 году прошла налоговая реформа. Вместо 63 различных налогови платежей в бюджет, которые регулировали производственную деятельностьпредприятий, было введено два основных вида: налог с оборота и отчисления отприбыли (для колхозов устанавливался один вид – подоходный налог). Но посколькупредприятия функционировали на основе обязательных плановых заданий, то налогиуже не осуществляли свою регулирующую роль, а всего лишь обеспечивали доходыдля государственной казны. Все остальные виды налогов стали ненужными, и ихпросто ликвидировали.
В 1931 году была закрыта биржа трудаи было торжественнопровозглашено отсутствие в СССР безработицы раз и навсегда. Основная частьзанятых в промышленности пополнялась за счет миллионов крестьян, зачастуюнеграмотных, не умевших обращаться с инструментами, не имевших понятия опроизводственной дисциплине. Повсеместно не соблюдались требования техникибезопасности. Бурный рост городского населения вел к катастрофическомуухудшению жилищных условий. Повсеместно сколачивались деревянные бараки снарами, на многих стройках люди жили в палатках, глиняных мазанках, землянках.В старых промышленных городах семейные люди жили в перенаселенных общежитиях скоридорной системой, в подвалах больших домов.
Летом 1931 года была объявлена война существовавшей еще со времен«военного коммунизма» уравниловке в заработной плате. Переход к неравенствустановится определенной политической акцией, неравенство в оплате провозглашаетсятеперь нормальным социалистическим явлением. Была установлена новая тарифнаясистемас ее обязательными атрибутами: тарифной сеткой, ставками,разрядами, нормами выработки для рабочих, окладами для инженерно-техническихработников. Заметно выросла разница в оплате труда. Но поскольку цены постоянноросли, повышение заработной платы было лишь номинальным, к тому же постоянноувеличивались нормы выработки.
Еще большая разница устанавливалась между рабочими и аппаратомуправления, администрацией предприятий, которые получали в восемь-тринадцатьраз больше, чем рабочие, не считая привилегий при распределении дефицитныхтоваров и услуг.
Помимо материального поощрения, была разработана и внедренадостаточно сложная система нематериальных стимулов – присуждение почетныхзваний (Герой Социалистического труда, «Заслуженный строитель» и т.п.), орденови медалей.
К тем, кто выражал недовольство, применялась целая системанаказаний. Их могли не просто уволить с работы, но и лишить продовольственныхкарточек, выселить с заводской жилплощади и даже арестовать. Рабочим объясняли,что все трудности – временные, что очень скоро наступит счастливая жизнь. Ноэтому мешают вредители, которые пробираются во все сферы народного хозяйства.
Из-за тяжелых условий труда на промышленных предприятиях истройках возросла миграция рабочихпо странев поисках лучшихусловий жизни. В связи с этим государство провело ряд мероприятий, которые былинаправлены на прекращение постоянного передвижения людей. Как отмечалось выше,в конце 1932 года в стране была введена система внутренних паспортов ипрописки.
Было объявлено о запрете на увольнение рабочих пособственному желанию. В эти же годы был принят ряд законов, направленных наукрепление трудовой дисциплины. 7 августа 1932 года был принят самый жестокийзакон того времени «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов икооперации и укреплении общественной социалистической собственности».
Директора могли единолично уволить рабочих, не согласовывая это,как раньше, с профсоюзными комитетами(с18). За прогулы, то есть самовольныйневыход на работу, рабочего могли уволить или отдать под суд (по закону 1932года прогулом считалось отсутствие на работе в течение дня без уважительнойпричины). Сами директора находились под постоянным контролем: если предприятиене выполняло план или выпускало некачественную продукцию, директор мог попастьпод суд.
На мой взглядполитика Сталина была негуманной и необдуманной. Тотальный контроль и командноепланирование в такой степени продвигало промышленность, но совершенно незадумывалось о положении людей и других секторов. Такая непропорциональностьприводила к нестабильности развития экономики, забывали о качестве продукции. Людиголодали и нищенствовали, деревня пережила огромные социальные потери.Коллективизация привела к «раскрестьяниванию»деревни, в результате чегоаграрный сектор лишился миллионов самостоятельных работников, «старательных»крестьян, превратившихся в колхозников, которые, потеряв собственность, нажитуюпредыдущими поколениями, утратили интерес к эффективному труду на земле(прил8).Намеченные планы выполнены не были.
Поофициальным данным того времени, промышленное производство выросло за двепятилетки на 117%, по осторожным подсчётам К. Шмелёва и В. Попова –на 70%. По оценкам современных исследователей, промышленность СССР оставаласьна 5 месте после США, Германии, Великобритании, Франции. Промышленная продукцияна душу населения была в 5 раз меньше, чем в развитых капиталистических странах(с10).
Сравнительныйанализ экономических курсов Ф. Рузвельта и И. Сталина
Две великиедержавы, с противоположными взглядами на ведение политики, экономики иразличным менталитетом, но одинаково жаждущих мировое господство, СССР и США, вначале 20 века ищут пути выхода из кризиса в экономике…
Изучаяэкономические курсы И. Сталина в советской России и Ф. Рузвельта вСША, я нашла сходства и различия.
Для начала, яхотела бы отметить, что экономические курсы в это время вели сильные,харизматические лидеры, которых уважали и боялись в обществе. В СССР процветалтотальный контроль во всех сферах жизни общества, которому даже несопротивлялись, а также культ личности Сталина. В США же «тосковали по Мессии» (прил9).
В СШАустановился во время управления Рузвельта государственно-монополистическийкапитализм, в СССР – тоталитаризм Из-за этого и главные различия, т. к.общество в США более демократизированное, не настолько, как В СССР,заидеологизированное…американцам было не так легко навязать новую программуразвития, пусть она и положительно повлияет на жизнь в будущем.
ПриказыСталина выполнялись бесприкасловно, как абсолютно правильные, полностьюподдерживаемые народом. Рузвельт же многие свои программы с трудом приводил вжизнь, часто подвергался грубой критике, его курс даже прозвали «нечестным» (с11),когда Рузвельт обложил богачей налогами на прибыль и богатства. И если сначала«новый курс» поддерживали широкие массы населения, то позже монополисты сталинедовольны чрезвычайному вмешательству государства в экономику, что заставилоВерховный совет в 1935 г. отменить большинство нововведений Рузвельта.
Кейнсианскаятеория, использовавшаяся в Соединённых штатах, подразумевала в себе внедрениеметодов государственного регулирования экономических процессов, ограничениесовершенной конкуренции, правительство США консультировал сам лично Кейнс (в 1934г. у Рузвельта и Кейнса была личная встреча), т.е. отхождений от теориипрактически не было.
В СССР теорииМаркса и Ленина трактовали в зависимости от обстоятельств, а государственноерегулирование было тотальным во всех сферах, о конкуренции даже не говорили.
а теперь япройду по уже определённым ранее пунктам для сравнения.
И США, и СССРстарались стабилизировать и укрепить национальную валюту, чтобы остановитьинфляцию, а также получить дополнительные деньги на экономические нужды.Широкомасштабно использовалась денежная эмиссия, печатались деньги, необеспеченные золотом, запрещался вывоз национальной валюты и золота за границу.
В банковскихсистемах двух стран были существенные различия. В СССР все банки былинационализированы, частные вытеснены, упразднена была система кредитования, вСША же на национализацию не пошли, а объявили политику оздоровления банков,страховали кредиты и вложения, в следствии чего доверие населения росло.
В СШАсуществовали монополии, которые были в руках частных лиц, т.е. былиестественными по большей части. В СССР единственным монополистом былогосударство, в этой ситуации слаживается административная монополия. Какизвестно из курса микроэкономики, монополия эффективна лишь в некоторых сферах,в других она приносит убытки.
Обе странызакладывали огромный потенциал в промышленность, строя крупные заводы,обеспечивая себя источниками энергии (АЭС, ГЭС). Правда, США использовалоновейшую технику, в СССР люди боялись внедрять новое оборудование, т. к.новое не сразу бы могло дать положительный эффект, за что сразу же летелимногие головы, в буквальном смысле. Если США достигало высоких производственныхмощностей постепенно, то СССР использовало для поднятия мощности в производстветемп. А скорость негативно отражалась на качестве продукции. Кроме этого,многие предприятия в советской России были убыточными и существовали лишь из-заподдержки государства.
«Новый курс»использовал частный и иностранный капитал в производстве, сама страна былаодним из самых крупных инвесторов в мире, в отличии от СССР, который отвергалэти направления в ущерб себе.
«Новый курс»Рузвельта поддерживал сельское хозяйство и фермеров, выплачивая субсидии,премии за выполнение условий, которые ставило правительство. Также списывалисьдолги с фермеров, выдавались кредиты. Сельское хозяйство и промышленностьразвивались достаточно пропорционально. Сталинский курс же выкачивал все сокисельского хозяйства для развития индустриализации, обирал людей, заставляя идтив колхозы, разрушал деревню. Соотношение промышленности и сельского хозяйствабыло 3 к 1. О простом человеке с бытовыми потребностями забыли. Кроме этого,раскулачивание уничтожало хозяйство и самого человека, способного эффективноуправлять своим хозяйством. В США же всегда поддерживали инициативных,способных людей.
Главнымисточником финансирования экономического курса и производственных мощностей вСША были различные налоги, в основном, налог на прибыли, т.е. источник –богачи, готовые потерять ТВ данный момент ради будущей выгоды. В советскойРоссии «богатых» как класса вообще не существовало, источником был экспорт,некоторые налоги, человеческое старание и вера в существующий режим, а такжепрактически бесплатный труд заключённых.
В годы кризисав обеих странах простые люди жили бедно, голодали, в то время, как в США из-заперепроизводство продукции, скот скупали, резали и выкидывали, пшеницу сжигали,а в СССР люди предпочитали резать свою скотину, чем отдавать её в колхоз, аправительство в ущерб своей стране продавало хлеб за границу.
В СоветскойРоссии во время правления И. Сталина царила атмосфера страха,доносительство, стало привычными массовые репрессии, люди молча терпели.
ПравительствоРоссии, на мой взгляд, нагло эксплуатировало труд людей, запрещало имкакие-либо профсоюзные организации. В США предприниматели трактовали законытак, как им хотелось, эксплуатируя работников, но им хотя бы разрешалосьсостоять в профсоюзных организациях и различных движениях.
В обеихстранах безработица была массовой. Для обеспечения работой населениеорганизовывали массовые общественные работы. Люди строили дороги, мосты,больницы, ГЭС…В 1931 году ССР закрыла последнюю биржу труда, США таких успеховне добилась.
В целом, намой взгляд, «новый курс» Рузвельта положительно повлиял на развитие экономики,если бы Соединённые Штаты и дальше следовали этим направлениям, Америкадостигла бы ещё больших вершин.
Сталинскаяполитика, как я думаю, была слишком резкой, не всегда экономически обоснованнойи реальной. В результате экономика страны разлагалась, а наблюдавшиеся подъёмыбыли лишь краткосрочными явлениями.
Заключение
В своейработе я исследовала экономические курсы Рузвельта в США и Сталина в СССР,также проводила сравнительный анализ этих курсов.
Мною былаобработана масса литературы, из которой я выбрала и преподнесла в рефератесамое интересное и основное.
В литературеразных авторов я нашла разночтения. Например, в некоторых источник пишут, чтоРузвельт разработал свой курс за 100 дней, подчиняясь желаниям населения,другие сообщают, что политика Рузвельта в экономике была заблаговременнотщательно разработана. Некоторые авторы полагают, что Рузвельт былзамечательным, образованным экономистом и тактиком, другие, что он былсовершенно некомпетентен в вопросах экономике. То же писали и про Сталина.
В своейработе я провела анализ экономических курсов Сталина и Рузвельт и пришла квыводу, что их политики были весьма схожи по основным направлениям, но были исущественные различия. В частности, в СССР сельскому хозяйству не уделялидолжного внимания, национализировали банки, в США сельское хозяйство всяческипоощряли.
Остальные жеразличия заключались в степени и глубине проводимых экономических курсов, а этов данной ситуации зависело от менталитета данного общества.
В целом, намой взгляд, «новый курс» Рузвельта положительно повлиял на развитие экономики,если бы Соединённые Штаты и дальше следовали этим направлениям, Америкадостигла бы ещё больших вершин.
Сталинскаяполитика, как я думаю, была слишком резкой, не всегда экономически обоснованнойи реальной. В результате экономика страны разлагалась, а наблюдавшиеся подъёмыбыли лишь краткосрочными явлениями.
Списокиспользованной литературы
1. Тимошина Т.Н.«Экономическая история зарубежных стран: учебное пособие. – 2 издание,испр. — М. 2001 г.
2. Тимошина Т.М.«Экономическая история России: учебное пособие». – Москва 1998 г.
3. «Экономическая историязарубежных стран: учебное пособие: 3-е издание, доп. И перераб. Н.И. Полетаева,В.И. Голубович и др. — Мн. 2002 г.
4. «Историческое значениеНЭПа: сборник научных трудов». – Москва 1990 г.
5. Лекции Рымкевича В.В.
6. Лекции Полетаевой Н.И,
7. М.В. Конотопов, С.И. Сметанин«История экономики России». — М, 2005
8. Васильев В.С. «Ф. Рузвельти Дж. Кейнс: экономическая политика в годы «Великой депрессии» //«США, Канада: экономика, политика, культура. – 2001
9. Вощанов Г.И.«Экономическая история: учебное пособие для ВУЗов по напр. «экономика» и экон.спец — М, 2007