Еврейские погромы в России

План Введение 1 До XIX века
2 Погромы 1821—1904 годов
3 Погромы 1905—1907 годов
4 Историки о погромах до революции
5 Погромы в 1916—1922 годах
6 В СССР
Список литературы

Введение
Антисемитизм · Евреи История иудаизма
Еврейские погромы в России — массовые насильственные акции по отношению к евреям как национальному и религиозному меньшинству. Погромы являются одним из типичных проявлений антисемитизма[1][2].
Еврейские погромы в различное время прокатились по многим странам, в которых жили евреи. Как пишет Краткая еврейская энциклопедия, объясняя происхождение слова «погром», в новой истории особенное распространение погромы получили в России в XIX—начале XX веков. Именно в связи с массовыми погромами в России русское слово «погром» вошло в большинство европейских языков[3].
1. До XIX века
Хотя евреи жили в Древней Руси издавна и в 1113 году в Киеве произошёл крупный еврейский погром, тем не менее, до второй половины XVIII века число евреев в России было невелико[4]. Семён Дубнов указывает, что «в Польше в средние века число евреев все увеличивалось притоком переселенцев с запада, соседняя Русь была почти закрыта для них»
[5]. После раздела Речи Посполитой сотни тысяч польских евреев оказались под российской юрисдикцией[6][7][8] В областях компактного проживания еврейского населения была создана черта оседлости, за пределами которой евреям селиться запрещалось. Профессор Шмуэль Эттингер из Иерусалимского университета пишет, что «раздел Польши между Россией, Австрией и Пруссией повлек за собой тяжелые потрясения в жизни еврейского населения»
.[9]
2. Погромы 1821—1904 годов
Первый известный погром евреев в Российской империи произошел в 1821 в Одессе. Поводом к нему послужили слухи об причастности евреев к убийству в Стамбуле греческого православного патриарха Григория[3]. В 1859 и 1871 годах произошли погромы в Одессе, где в 1871 году были разгромлены сотни еврейских шинков, лавок и домов (без человеческих жертв), а в 1862 году произошел погром в Аккермане (ныне Белгород-Днестровский, Украина). Их основными участниками были местные греки. Враждебность между греками и евреями возникала на почве торговой конкуренции. Так, погром 1871 года в Одессе был организован греческими купцами в ответ на то, что евреи отняли у них контроль над большинством банков и внешнеторговых операций[10].
Царствование Александра III с самого начала ознаменовалось погромами в 1881—1882 год[11][12]. Погромы на юге Российской империи в 1881—82 годах произошли на фоне нестабильной политической ситуации, сложившейся в России после убийства Александра II народовольцами (1 марта 1881 года).
В 1890-х годах погромы возобновились. По заявлению губернатора Нижнего Новгорода, «… в народе сложилось убеждение в полной безнаказанности самых тяжелых преступлений, если только таковые направлены против евреев»
[3]. В Стародубе (Черниговская губерния) 29 сентября 1891 года произошёл погром, основными участниками которого были местные торговцы-старообрядцы, недовольные торговой конкуренцией со стороны евреев[13]. В 1895 году произошёл жестокий погром в Кутаиси. В 1897 году в местечке Шпола Киевской губернии (18—19 февраля) и местечке Кантакузенка Херсонской губернии (16—17 апреля) погромщики из числа местного населения разгромили магазины и квартиры, принадлежавшие евреям. Некоторые жители заранее предупреждали представителей власти о готовящемся погроме, однако губернаторы с отрядами солдат появлялись слишком поздно. 19—21 апреля 1899 года, во время православной Пасхи, произошел трёхдневный погром в Николаеве. Попытка поляков организовать погром в Ченстохове в 1902 году была решительно подавлена русскими войсками; погромщики понесли суровое наказание.
6—7 апреля 1903 года, в дни православной Пасхи, произошел крупный погром в Кишинёве, спровоцированный кровавым наветом в близлежащих Дубоссарах и подстрекательскими антисемитскими статьями в газете «Бессарабец», редактировавшейся П. Крушеваном. Было убито 49 и ранено 586 человек. Еврейские организации России и других стран оказали пострадавшим от погрома значительную материальную помощь. Хаим Бялик, посетивший Кишинёв для сбора информации на месте, написал под впечатлением увиденного поэму «Сказание о погроме». Многие представители русской интеллигенции (Л. Толстой, В. Короленко и др.) осудили кишинёвский погром.
После Кишинёвского погрома в большинстве районов черты оседлости были созданы отряды еврейской самообороны. Самооборона активно действовала во время погрома в Гомеле 29 августа — 1 сентября 1903 года. В августе—сентябре 1904 года в ряде городов и местечек Украины и Белоруссии новобранцы, призванные на русско-японскую войну, учинили ряд погромов. Особенно жестоким был погром в городе Александрия Херсонской губернии, где толпа ворвалась в синагогу в Йом-Киппур и избила молящихся (около 20 евреев погибли).
3. Погромы 1905—1907 годов
В период революции 1905—1907 годов первый погром произошел в Мелитополе 18—19 апреля 1905 года. Самооборона, состоявшая из представителей еврейской и русской молодёжи, остановила погромщиков, которые, получив отпор, стали грабить магазины и лавки христиан. 19 апреля прибывшие войска прекратили погром. Поводом к погрому 22 апреля 1905 года в Симферополе послужил слух об осквернении еврейским мальчиком иконы. Этот погром также был прекращен еврейской самообороной и войсками. Трёхдневный погром в Житомире по своим размерам (около 20 евреев убито в самом Житомире, десять — в Троянове, несколько — в окрестностях города) и по характеру (беспорядки начались после провокационного сообщения о том, что евреи за городом стреляли в царский портрет; солдаты защищали погромщиков и мешали самообороне оказать помощь евреям) явился как бы репетицией волны погромов октября 1905 года[3]. 26 мая в Минске и 29 мая в Брест-Литовске солдаты и казаки стреляли в евреев на улицах.
30 июня в Белостоке еврейский боевик-анархист бросил бомбу в военный патруль на оживлённой улице. Разорвавшийся снаряд ранил офицера, четырех солдат, самого бомбометателя и убил пропагандистку из Бунда[14]. В ответ солдаты расстреливали евреев на улицах Белостока, около 10 человек было убито, десятки ранено.
Во время погрома, начавшегося вечером 20 июля в Екатеринославе, активно действовал еврейский вооружённый отряд самообороны — евреями было убито и ранено больше погромщиков, чем погромщиками — евреев[15].
В конце июля произошёл погром за пределами черты оседлости, в городе Макарьеве Нижегородской губернии. В Керчи 31 июля патриотическая демонстрация (во главе с градоначальником) переросла в еврейский погром. Во время погрома по распоряжению градоначальника был обстрелян отряд самообороны; погибли два его бойца (один из них — русский гимназист П. Кирилленко). В погроме, наряду с портовыми рабочими и другими местными жителями, активно участвовал табор цыган, приехавших в город специально для грабежа еврейского имущества. Вслед за Керчью произошёл погром в Еникале, откуда все евреи вынуждены были бежать.
После опубликования царского манифеста от 17 октября 1905 года крупнейшие в истории царской России еврейские погромы охватили южные и юго-западные губернии черты оседлости. По данным доктора исторических наук С. А. Степанова, приводимым Диной Аманжоловой, в октябре 1905 года произошло до 690 погромов в 102 населенных пунктах. Жертвы были разной этнической принадлежности, но большинство — евреи.[16] 24 погрома произошли за пределами черты оседлости, но они были направлены против революционеров, а не евреев. Наибольшее число погромов произошло в Черниговской губернии.
Во время октябрьских погромов 1905 года было убито более 800 евреев (не считая умерших вскоре от последствий погромов); материальный ущерб оценивался более чем в 70 млн рублей. В Одессе погибло свыше 400 евреев, в том числе, в Ростове-на-Дону — свыше 150[17], в Екатеринославе — 67, Минске — 54, в Симферополе — свыше 40, в Орше — свыше 30; по другим данным — около 4 тыс., ранено — 10 тыс.[18]
В 1906 году в России произошло ещё несколько погромов: в январе — в Гомеле, в июне — в Белостоке (около 80 убитых), в августе — в Седльце (около 30 убитых). Основными участниками этих погромов были солдаты и полицейские. К 1907 году погромы прекратились.
4. Историки о погромах до революции
Характеризуя погромы с 1880 года и до революции, историки указывают, что они сопровождались поддержкой властей и полиции[19], либо игнорировались ими[20][21]. Попустительская политика властей сочеталась с массовыми слухами о том что существует правительственное указание бить евреев[22][3]. По этому поводу доктор исторических наук Геннадий Костырченко отмечает, что правительство не организовывало погромов, но «принятие антиеврейских законов, спонсирование крайне правых организаций, либеральное отношение к погромщикам» — всё это «создавало атмосферу, в которой погромы смогли принять массовый характер».[23] Аналогичное мнение изложено в энциклопедии «Британника»[24].
Профессор Джон Клиер (англ.) писал о причинах, стимулировавших политизацию в среде российских евреев:[25]
Юдофобские установки имперского правительства создали условия, стимулировавшие переход евреев в оппозицию — революционную или «буржуазную»… Антиеврейские погромы омрачившие эпоху рассматривались царём как проявление народной поддержки режима, что сподвигло правительство на выражение пусть символического но одобрения действий правых элементов, использовавших антисемитизм в качестве идеологической платформы.
Источники отмечают не только антисемитскую политику властей, но и застарелый глубоко укоренённый в обществе антисемитизм как условие, способствовавшее погромам[3][26].
Характерными чертами погромов погромов 1905—1906 годов стали разнородный состав участников, политическая мотивация и охват всей зоны компактного проживания евреев. Доктор исторических наук Дина Аманжолова в монографии «Из истории межэтнических конфликтов в России (1905—1916 гг.)» пишет:[16]
Длительная идеологически целенаправленная политика антисемитизма реализовалась во время погромов. Этнический фактор в результате для погромщиков выступал как основной признак участников революционного движения: еврей — значит, революционер, и наоборот, революционер — значит, еврей.
5. Погромы в 1916—1922 годах
7 мая 1916 года произошёл погром в Красноярске[27]. В сентябре 1917 года уходившие с фронта солдаты грабили еврейское имущество, однако эти погромы (наибольшее число их произошло в Киевской, Волынской и Подольской губерниях), как правило, не сопровождались убийствами[3][28].
По данным историка Геннадия Костырченко, за время Гражданской войны в России имело место 1236 случаев антиеврейских выступлений, 887 из которых были отнесены к погромам — к акциям, сопровождавшимся насилием в массовом масштабе. Из них 493 акции (40 %) совершили петлюровцы, 307 (25 %) — зелёные, 213 (17 %) — белогвардейцы и 106 (8,5 %) — части красных[29].
Историк Олег Будницкий полагает эти данные заниженными[30]. Он считает, что в 1918—1920 годах только на Украине приблизительно в 1300 населенных пунктах произошло свыше 1500 еврейских погромов. Было убито и умерло от ран, по разным оценкам, от 50 до 200 тысяч евреев. Около 200 тысяч было ранено и искалечено. Тысячи женщин были изнасилованы. Около 50 тысяч женщин стали вдовами, около 300 тысяч детей остались сиротами[31]. По данным И. Б. Шехтмана, только Добровольческая армия совершила почти 300 погромов, а это 17 % от общего их числа.[32].
В вышедшей в 2009-м году книге «История России. XX век» под редакцией Андрея Зубова, приводится цифра в 887 погромов, но речь идёт не о России в целом, а об Украине. При этом приводятся данные о числе жертв: «Земле была предана 31 071 жертва погромов, но, учитывая без вести пропавших, сожженных, утопленных евреев, число жертв вполне может превысить и 50 тысяч человек»[33].
Историк Норман Кон оценивает общее число евреев убитых в погромах с 1918 по 1920 годы в 100 тысяч человек[34]. Аналогичную цифру называет демограф Сергей Максудов.[35]
По данным Леонида Смиловицкого в одном лишь 1921 году в Белоруссии погромы прошли в 177 населенных пунктах, где проживало 7316 семей (29270 человек). Их жертвами стали 1748 семей, в том числе 1700 убитых, 150 раненых, 1250 изнасилованных[36].
Некоторые авторы отмечают, что погромы делались как белыми, так и красными и тем более отдельными бандами, но в Красной армии эти действия беспощадно подавлялись, включая расстрелы погромщиков, в то время как среди белых таких попыток практически не было[37][28]. Илья Чериковер приводит цитаты генералов Мамонтова, Шифнера-Маркевича, Ирманова, Драгомирова и др., которые он полагает погромными и антисемитскими и прямо связывает бесчинства Добровольческой армии с попустительством и поощрением со стороны начальства. Приказ самого Деникина против погромов был издан лишь 23 января 1920 года[38]. Как пишет доктор Арон Шнеер, сама жизнь заставила евреев «искать защиту у той власти и поддерживать ту власть и ту партию, которые официально объявили антисемитизм и погромщиков вне закона»
[39].
Согласно другой точке зрения, которой придерживается, в частности, российский историк Андрей Зубов, командование Белого движения прикладывали все возможные силы к борьбе с погромщиками[33][40]. Так, А. Зубов пишет: «и генерал Мамантов, и генерал Шкуро, и генерал Деникин боролись как могли с еврейскими погромами, наказывали погромщиков, защищали ни в чем не повинных еврейских обывателей.»[41] Видный деятель белого движения А.А. фон Лампе писал, что в частях белой армии имели место нарушения дисциплины, грабежи и иногда даже убийства, за что были расформированы 2-я Кубанская пластунская бригада и Осетинский конный полк, однако они не были направлены исключительно против еврейского населения: "…от этих проявлений отрицательного типа страдало как еврейское, так и христианское население захваченного беспорядками района…Но о несчастных христианах, конечно, никто не кричал в мировой прессе.".[42] П. Н. Врангель в беседе с журналистом Н. Н. Чебышевым из газеты «Великая Россия» объяснял рост антиеврейских настроений в народе распространением большевизма, анархии и произвола:[43]
В народных массах действительно замечается обострение ненависти к евреям. Чувство это все сильнее развивается в народе. В последних своих проявлениях народные противоеврейские настроения буйно разрастаются на гнойнике большевизма. Народ не разбирается, кто виноват. Он видит евреев-комиссаров, евреев-коммунистов и не останавливается на том, что это часть еврейского населения, может быть оторвавшаяся от другой части еврейства, не разделяющего коммунистических учений и отвергающего советскую власть.

Особая ненависть населения во время гражданской войны авторами книги «История России. XX век» объясняется участием евреев в красном терроре[33].
6. В СССР
После окончания гражданской войны погромы полностью прекратились и в дальнейшем ни в СССР, ни в Российской Федерации после его распада еврейских погромов не зафиксировано.
Список литературы:
1. Энциклопедия Холокоста. Статья «Антисемитизм»
2. Энциклопедия Холокоста. Статья «Погромы»
3. Погромы
— статья из Электронной еврейской энциклопедии
4. «Правда о русских евреях»
5. Дубнов С. М.
Краткая история евреев. Часть 3 Средние века и новое время. Глава 6. Евреи в Польше и Руси (XII—XV вв.)
6. Евреи России / Составитель и редактор Семёнов Ю. И. // Национальная политика в императорской России
. — М.: Центр по изучению межнациональных отношений РАН, Координационно-методический центр Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая, 1997.
7. Дубнов С. М.
Краткая история евреев. Часть 3 Средние века и новое время. Глава 10. Переходное время (1750—1795 гг.)
8. Будницкий, Олег Витальевич.
От редактора. Международный исследовательский центр российского и восточноевропейского еврейства.
9. Эттингер Ш.
Часть 5. Новое время // История евреев. — Еврейский университет в Иерусалиме, 1972.
10. Ирина Дружкова. Еврейские банкиры в Одессе XIX века.
11. Александр III
// Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.: 1890—1907.
12. Антисемитизм в России как одна из причин возникновения национального еврейского движения. Методические материалы по истории сионизма
. Сохнут.
13. Dubnow S. M.
History Of The Jews = История евреев. — Plain Label Books. — P. 479. — ISBN 9781603030977
14. Альманах. Сборник по истории анархического движения в России. Т 1. Париж, 1909.
15. (англ.) American Jewish Committee
Special Articles (1906-1907) // American Jewish Year Book (1906-1907) = American Jewish Year Book (1906-1907). — Jewish Publication Society. — Т. 8. — P. 47.
16. Из истории межэтнических конфликтов в России (1905—1916 гг.
17. Еврейские погромы в Ростове-на-Дону
18. Первый эксперимент по народовластию
19. Погромы
20. Aнтисемитизм
21. Александр III
22. Погром в Балте
23. Выбор
24. Pogrom
25. Почему российские евреи не были верноподдаными, стр. 561—562
26. Русский либерализм в период войн и революций: мифы кадетской партии
27. Клейнман И. А. Первый еврейский погром в Сибири. — В кн.: Еврейская летопись. Л.; М., 1924, сб. 3, с. 124—134
28. Будницкий О. В.
Русский либерализм в период войн и революций: мифы кадетской партии
29. Костырченко Г. В.
Тайная политика Сталина: Власть и антисемитизм. — М.: Международные отношения, 2001. — С. 56.
30. Карающий штык добровольца
31. Будницкий О. В.
Российские евреи между красными и белыми (1917-1920). — М.: Российская политическая энциклопедия, 2005. — С. 7, прим. 2. — 1000 экз. — ISBN 5-8243-0666-4
32. Шехтман И. Б.
История погромного движения на Украине. Том 2. Погромы Добровольческой армии на Украине. — 1932. — 394 с.
33. «История России. XX век» «2.2.25. Евреи в Гражданской войне»
34. Норман Кон. «Благословение на геноцид». Москва. Прогресс. 1990
35. Похищенное слово
36. Смиловицкий Л. Л.
Погромы в Турове // Заметки по еврейской истории
: интернет-журнал. — 7 июля 2002. — В. 16.
37. Задрапировать конформизмом. «Книга погромов, 1918—1922»
38. История погромного движения на Украине 1917—1921, стр. 16-19
39. Шнеер А. И.
Часть1. Глава 1. Евреи в Красной Армии в годы Гражданской войны 1918–1922 гг. // Плен. — Гешарим — Мосты культуры, 2005. — Т. 2. — 620 с. — ISBN 5-93273-195-8
40. Один из отзывов на «Книгу погромов»
41. Ответ Андрея Зубова Аркадию Красильщикову на его статью «Снова о покаянии» в газете «Еврейское слово»
42. Пути верных. Сборник статей. Париж, 1960. Стр. 83-84.
43. П. Н. Врангель. Записки. Книга вторая (Глава VI. В северной Таврии)
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Еврейские_погромы_в_России