Факторы экономического подъёма фашистской Германии

Министерство образования Российской Федерации Сургутский государственный университет Экономический факультет Кафедра экономической теории. Контрольная работа по истории экономики. На тему Факторы экономического подъма фашистской Германии. Выполнил студент I курса экономического факультета гр.Э-322Т Славов Павел Трифонович Проверила ст.преподаватель

Хасанова В.Н. Сургут 2002г. Оглавление. 1. Введение. 2. Экономические реформы, проводимые германским фашизмом. 3. Развитие промышленности. 4. Развитие сельского хозяйства. 5. Заключение. 6. Список использованной литературы. 1. Введение. В Германии с 1919 года по 1932 год властвовала

Веймарская республика, при которой правление было парламентского типа. С 1929 года по 1932 год происходил тяжлый экономический кризис, на волне этого кризиса на смену парламентскому правлению пришел тоталитарный гитлеровский режим. Падение производства достигло в 1932 году индекс промышленного производства I подразделения составил 50,2 , II подразделения 77,7 , для сравнения в 1928 году индекс производства составлял 100 . Кризис усугублялся целым рядом обстоятельств большой иностранной задолженностью

и репарационными обязательствами, общим обеднением страны после первой мировой войны и возникшим в общественном сознании устойчивым чувством униженности и ущемлнности, оскорбленности, вторым фактором возникновения кризиса было отсутствие колоний, Германия лишилась их и части своей территории согласно Версальского договора. С 1933 года внутренние силы германской экономической системы начали работать на преодоление циклического кризиса, всему этому в большей мере способствовали искусственные меры фашистского
режима, в основном открытая и замаскированная милитаризация экономики. Германский фашизм имел в качестве своих составляющих особую идеологию, политическую систему, экономическую политику. Доктрина фашизма явилась порождением конкретных исторических условий и обстоятельств, она послужила своего рода ответной и защитной реакцией социального организма на эти тяжелейшие кризисные условия. Вызревая на протяжении многих лет, фашистская доктрина впитала в себя, иногда в гипертрофированной

форме, многие традиционные германские ценности, она аккумулировала сложившиеся в общественном сознании образы и стереотипы. Особое место среди таких стереотипов занял столь дорогой для немцев после франко-прусской войны 1870-1871 гг ставший национальным символ армии. Фашистская идеология вселяла надежды на возрождение этого поруганного и попранного Версальским миром символа, который всегда ранее наполнял душу немцев чувством гордости, единства и могущества.

Как пишет Э.Канетти, буржуа и рабочий, крестьянин и ученый, католик и протестант, прусак и баварец все они видели в армии символ нации, вера во всеобщую воинскую службу, убежднность в е глубиной значимости, благоговение перед ней вс это имело большее влияние, чем традиционная религия. Нашли свое отражение в фашистской доктрине в преломленном виде и традиционное стремление немцев к порядку и дисциплине, почитание государства и верховной власти и т. д.

2. Экономические реформы, проводимые германским фашизмом Анализируя истоки проводимой Гитлером экономической политики, стоит обратиться к вышедшей в 1842 г. работе Ф. Листа Национальная система политической экономии. Одной из ее центральных идей, явно перекликающейся с экономическими установками фашизма, была идея о необходимости проведения Германией политики полного протекционизма и экономического изоляционизма,
сочетающегося с экспансией в досягаемые европейские страны. Все эти явления бесспорно важны, и их изучение проливает не который свет на происхождение тех или иных элементов фашистской доктрины ряд этих прошлых концепций, питавших ее в той или иной мере, можно было бы продолжить. Но они столь существенно отстоят во времени, что создают скорее общий историко-идейный фон, чем прямой источник фашистских воззрений. Достаточно сложный вопрос о теоретической основе экономической

политики гитлеровского правительства заставляет обратиться в первую очередь к периоду, непосрдственно предшествовавшему приходу фашистов к власти. Существовал ли тогда некий теоретический фундамент, на котором выросла вся система экономических мероприятий национал-социалистической партии Можно с уверенностью сказать, что какой-либо обширной и основательной экономической теории не существовало. Но был определнный идейный багаж, с которым партия пришла к власти.

Багаж этот включал в себя в качестве важной составляющей работы видного деятеля партии Готфрида Федера Манифест о сокрушении процент ной кабалы денег 1919, Германское государство на национальной основе 1931, сборник статей Борьба против финансовых магнатов 1933, названные Гитлером катехизисом всей фашистской литературы. Федер был также автором написанной еще в 1920 г. программ мы национал-социалистической партии и дополнений

к ней 1932 г ему же принадлежит авторство основных программных заявлений партии по экономическим вопросам, он же руководил экономическим отделом партии. Но, несмотря на все это, Федера, по-видимому, нельзя считать в полной мере теоретическим разработчиком экономических реформ фашизма, ибо многие из настойчиво и запальчиво отстаиваемых им идей так и остались своего рода пропагандистскими клише, сыгравшими свою идеологическую роль, но не нашедшими никакого реального воплощения в проводимых
с 1933г. реформах. Опираясь на разработанную В. Зомбартом концепцию о нациях, героических и нациях торгующих работа Зомбарта и торговцы вышла в 1915 г. до этого он развивал схожие идеи в книге Буржуа 1913г Федер строил свои рассуждения на постоянном противопоставлении хозяйства, стремящегося к личной наживе и потому пронизанного хищническим духом, хозяйству, рассчитанному на удовлетворение потребностей и обладающему творческим духом. И если у 3омбарта в роли наций торгующих и потому низших

выступали то евреи, то англичане, то Федер хищнический дух наживы связывает исключительно с нацией евреев. Распространяясь и подчиняя себе всех и вся, хищнический дух породил тяжелую, тяготеющую над всем миром болезнь мамонизм, которая, как скрытая чума, как едкий яд, проникает в народы всего мира. Что же более конкретно Федер понимает под мамонизмом и в чем видит его источник Первопричина всех бед ссудный процент, та самая кабала денег, которой

Федер посвящает свою раннюю работу. Именно процент создает нетрудовой и бесконечный приток благ, все более распаляющий хищнический дух. Ну а сам мамонизм включает в себя 1 международную плутократию, или Золотой интернационал, где господствуют еври 2 умонастроение этой международной плутократии 3 всеобщее стремление к наживе, охватившее широкие слои народа. Созидательный, творческий труд сделался рабом, а хитроумно-хищнический, вечно подвижный иудейский ростовщический

дух владычествует над миром. Ссудный капитал настолько могущественнее промышленного капитала, что великие денежные силы могут быть побеждены только посредством сокрушения процентной кабалы. Отношение ссудного капитала к крупному промышленному капиталу, по подсчтам Федера, составляет 20 1. В сферу действия процентной кабалы, как утверждает Федер, попадают вся сфера кредитных отношений, все банковское дело, биржевые операции.
Эти рассуждения нашли отражение в программе национал-социалистической партии. В разделе, который так и именовался Сокрушение процентной кабалы выдвигалось требование огосударствления всей денежной и кредитной системы в создание государственной системы безналичных расчетов. Кроме того, основными пунктами экономической программы были огосударствление всех обобществленных трестов в участие в прибылях предприятий создание здорового среднего сословия в его сохранение проведение земельной

реформы в издание закона о безвозмездном отчуждении земли на общественные цели, отмена земельной ренты и спекуляции землей. Надо отметить, что и сам Федер, сомневаясь, видимо, в практической возможности сокрушения процентной кабалы и осуществимости ряда других, может быть, и привлекательных для масс требований, в работе Германское государство на национальной и социальной основе 1931 изложил, по сути, более умеренную и реалистичную экономическую программу, на которую также нередко ссылались как на официальную партийную

программу. В ней принципиально признавалась и ставилась под государственную защиту частная собственность, не было никаких требований огосударствления банков, за исключением Рейхсбанка, который фактически и так зависел от правительства. Федера, таким образом, можно лишь условно назвать разработчиком теоретической концепции экономических реформ фашизма. Его скорее можно считать создателем некого привлекательного для масс и отвечающего их

ожиданиям имиджа этой предстоящей реформы. Возможно, не в меньшей, а даже в большей степени, чем демагогические и открыто пропагандистские работы Федера, на общую направленность практических реформ повлияла концепция убитого в 1922 г. террористами видного германского промышленника и политического деятеля В. Ратенау как это ни парадоксально, еврея по национальности. В ряде своих работ Новое хозяйство Новое государство
Ратенау обозначает план будущего здания, рисует в общих чертах всеобъемлющий новый хозяйственный порядок, тот строй, к которому мы идем В противоположность хаотичной борьбе всех против всех, приводящей к постоянным трениям и конфликтам, рвачеству п спекуляции, новый строй будет проникнут общей волей, все хозяйство буд вестись планомерно на основе научной организации. При этом многое будет зависеть от единства нации, ее способности примирить и объединить все свои силы

и направить их на творческую работу в интересах государства и народного хозяйства. Такой усилившийся в разросшийся государственный контроль стеснял крупный бизнес и вызвал постоянную критику с его стороны. Желая успокоить руководящие круги монополистического капитала и крупных промышленников, многие из которых, полностью поддерживая нацистские завоевательные и военные устремления, оказывали всяческое содействие фашистскому режиму и занимали ведущие позиции в национал-социалистических структурах,

в мае 1933 г. правительство выпускает сообщение, которое гласит, что всякое вмешательство в хозяйство должно быть прекращено и будет прекращено. Министром народного хозяйства в начале 1933 г. был назначен принципиальный противник антикапиталистических экспериментов, директор крупнейшего страхового общества доктор Курт Шмитт, который в своей программной речи подчеркивал За поставленные перед германским хозяйством, могут быть разрешены только самим хозяйством

Государство должно управлять и с помощью своей экономической политики руководить хозяйством, но не должно само хозяйствовать. Директором Рейхсбанка центрального банка стал директор одного из крупнейших частных банков Германии Данат-банка Яльмар Шахт. Крупнейшему промышленнику Ф.Тиссену были предоставлены неограниченные, практически диктаторские полномочия в управлении огромной высокоиндустриальной областью он был назначен статс-секретарем
Западной Германии. В созданный Гитлером в июле 1933 г. Генеральный совет хозяйства вошли банкиры и промышленники, руководители крупнейших концернов и трестов. Таким образом, в первое время нахождения фашистов у власти крупный капитал в существенной мере определял, а подчас и диктовал направления экономического развития, активно участвовал в разработке программы государственного строительства. Однако уже через год положение стало меняться.

Многочисленные интриги в партийных структурах, необходимость военных приготовлений повлекли за собой отстранение промышленников от власти. Они все более были вынуждены следовать той политике, которая ими не разделялась они уже не обладали свободой противостоять режиму и противиться его мероприятиям, не подвергая себя при этом опасности Конечно, не все, как Тиссен, попали впоследствии в концентрационные лагеря.

Большинство мирилось с расширением контроля государства и партийных вождей над бизнесом и подчинялось приказам. Приходилось мириться и со все более частым появлением партийных вождей на руководящих должностях в бизнесе. Политика принудительного картелирования промышленности, про – водимая Гитлером, по своему духу и направлению удивительно совпадает с разработанной В. Ратенау схемой будущего развития, описанной выше.

В результате принятия ряда законов германская экономика, и ранее отличавшаяся высоким уровнем концентрации и государственного регулирования, поистине превратилась в единый организм с фюрером во главе и сложной иерархической системой власти и управления. Начало было положено Законом о принудительном картелировании от 15 июля 1933 г дававшим министру народного хозяйства широкие права по объединению предприятий в принудительному присоединению к таким объединениям картелям самостоятельных
предприятий-конкурентов, по запрещению создания новых предприятий в данной отрасли и т. д. Дальнейшее развитие эта политика получила в Законе о подготовке органического построения германского хозяйства от 27 февраля 1934 г который завершил формирование системы, полностью подчинившей отдельные предприятия интересам целого, т. е. интересам фашистского военного государства. Теперь вершиной германской экономики была Национальная экономическая палата, которая координировала

и руководила деятельностью национальных групп индустрии эти группы формировались как по функциональному так и по территориальному принципам. Следующей ступенью были картели, относившиеся к экономической группе, как дочерняя компания относится к родительской. Помимо традиционно присущих картелям функций по определению и ограничению объема выпуска, уст цен и условий торговли, распределению рынков, картели фашистского периода осуществляли контроль над распределением сырья и внешней торговлей, рынком капиталов, процессом

инвестирования, устанавливали уровень заработной платы и процента. Министр народного хозяйства по закону 1934 г. обладал правом объявлять вышеназванные промышленные объединения единственными представителями данной отрасли, создавать, распускать или сливать их, менять уставы, назначать и снимать их руководителей. Проведение политики принудительного картелирования означало практически полную ликвидацию системы свободной конкуренции и свободного рыночного хозяйства.

В основу всей системы был положен фюрер-принцип принцип вождя. Вожди разных уровней, от руководителя-собственника предприятия до фюрера всего германского хозяйства, образовывали полувоенную иерархическую пирамиду власти, жестко подчинявшую вождя поменьше вождю вышестоящему и обеспечивавшую тем самым быстрое и беспрекословное выполнение решений центральной власти. Подчинение работников вождю-руководителю предприятия было строго обязательным и беспрекословным.
Принцип вождя, утверждал министр народного хозяйства. К. Шмитт, заменяет голосования на собраниях. 3.Развитие промышленности. Объединение промышленности осуществляет предварительный учет всего спроса на товары внутри страны, принимает единые решения их производстве, ценах, времени поставок, способах платежа, распределении работы, расширении или ограничения производства внутри объединения.

С появлением таких объединений устраняется множество ненужных торговых посредников и соответственно расходов, связанных с их деятельностью. Упорядоченное движение товаров упорядочивает и движение денег, сокращается нагрузка на банки, падает процент. Такие крупные объединения имеют тесные и своеобразные отношения с государством, в основу которых кладтся принцип государство может требовать, когда оно дает, и оно должно давать там, где оно требует. Оно дает ему, по словам

Ратенау, широкий круг прав, монопольных по своему характеру право отказа в приеме вновь вступающим в объединение, право монопольной продажи произведенных или ввезнных товаров, право ликвидации бесхозяйственных предприятий. Государство же притязает на надзор за управлением объединениями представители государства входят в состав правления, требует отчисления с доходов объединения в свою пользу, которые и составляют основу государственных доходов. Придя к власти, гитлеровское правительство стало быстро и решительно

проводить политику, направленную на установление нового порядка, при котором экономический, военный потенциал Германии будет максимизирован, и страна таким образом возродит свою былую мощь и влияние. Новый порядок основывался на ряде принципов и мероприятий, ставших основой и сутью экономической политики фашизма. К ним следует отнести принудительное картелирование промышленности, ликвидацию свободы, торговли и свободных рынков, контроль над ценами и заработной платой, централизованное административное распределение
трудовых и материальных ресурсов, жесткое ограничение управленческих функций и управленческих свобод предпринимателей при переходе всей полноты власти к партийным функционерам, стремление к максимальной самообеспеченности всеми ресурсами, в первую очередь продовольствием и сырьем, протекционистская меркантилистская внешнеторговая политика. Практически сразу после прихода к власти Гитлера, широко распропагандированные антикапиталистические лозунги были забыты летом 1933 г. осуществляются

жестокие расправы над непослушными штурмовыми отрядами еще недавно бывшими главной опорой режима и их высшими начальниками, требовавшими осуществления антикапиталистических лозунгов. Гитлер объявляет о завершении революции и переходе к эволюционному этапу. Продолжающие борьбу объявляются врагами нации. Вместо обещанного огосударствления фашисты начали с реприватизации тех многочисленных предприятий, которые в последние годы существования

Веймарской республики оказались под контролем государства в результате скупки им контрольного пакета их акций, субсидирования и санирования по некоторым данным, 65 акционерных капиталов оказались к концу 1932 г. в руках государственной власти. Создать новые производства синтетических материалов было не возможно без активности крупного бизнеса. В его адрес раздаются призывы проявить инициативу, доказать свою способность решить поставленные в

четырехлетнем плане задачи, если бизнес хочет продолжать свое существование в качестве свободного и самостоятельного. Крупнейшие немецкие концерны создавали специальные фонды для субсидирования новых отраслей, производящих субституты. Государство же было готово покупать всю выработанную ими продукцию по высоким ценам в ближайшие 5 10 лет. Наиболее важными продуктами, включающими в четырехлетний план, были синтетический бензин, синтетические текстильные волокна, различного рода пластики, синтетический
каучук, алюминий и магний. В ходе подготовки и выполнения плана чрезвычайно укрепились позиции монополий новых отраслей химической, электротехнической и, в частности, крупнейшего объединения ИГФарбениндустри, прибыли которого с 1932 г. по 1939 г. возросли более чем в 7 раз с 48 до 363 млн. марок. 4. Развитие сельского хозяйства. Главная цель фашистского правительства достижение наибольшего экономического и военного потенциала делала особенно важным вопрос о самообеспеченности

Германии в первую очередь продовольствием и стратегическим сырьем. При всем богатстве Германии различными природными ресурсами высоком уровне развития ведущих отраслей промышленности металлургической, добывающей, машиностроения, химической, приборостроительной, текстильной и др оснащенности производств передовым оборудованием в результате рационализации 20-х гг. оставались некоторые узкие места, затруднявшие создание так называемой оборонной экономики.

Ощущалась нехватка железной руды, меди и некоторых других ресурсов, хлопка, шерсти, жиров, остро чувствовалась недостаточная сельскохозяйственная обеспеченность. Поэтому с самого начала особое значение было придано развитию сельского хозяйства, страдавшего в тот период как от малоземелья 52,5 всех немецких крестьян имели участки меньше 2 га и располагали 6,2 возделываемых земель, так и от огромной задолженности. Главным авторитетом по аграрному вопросу в национал-социалистической

партии был Вальтер Даррэ автор аграрной программы партии, опубликованной в марте 1930 г а также ряда работ, в которых была сформулирована так называемая философия земли и крови. Занятие сельским хозяйством это не бизнес и не средство для обогащения. Это образ жизни, способ служения нации и семье, это источник морали, культуры, детей и пропитания. Если Г. Федер и другие вожди говорили о важности здорового германского крестьянства, то
В. Даррэ неустанно подчеркивал Мы признаем не только чрезвычайное значение сословия питания для нашего народа, но и видим в сельском населении главного носителя народного здравия, источник юности народа в спинной хребет его оборонной мощи. Сохранение деятельного и достаточно значительного численно крестьянского сословия образует основу национал-социалистической политики . Не стоит, однако, забывать, что за демагогическими и широко распропагандированными рассуждениями о

крестьянстве как носителе чистоты расы и хранителе устоев истинно германской народности скрывалась в конечном итоге конкретная прагматическая цель достижение сельскохозяйственной самообеспеченности. В качестве основных средств для ее достижения были избраны 1 традиционная со времен Бисмарка для Германии политика протекционизма защиты и ограждения германского сельского хозяйства от внешних конкурентов. Все импортирующие страны пытались преодолеть кризис начала 30-х гг. при помощи

протекционистских мер повышения таможенных тарифов, контингентирования, запрещения ввоза, регулирования валютного курса, чтобы сделать цены внутреннего рынка независимыми от движения резкого падения цен на мировом рынке. В результате внутренние цены Германии до 1933 г. были в 2 3 раза выше цен мирового рынка. Повышение цен повело к росту посевных площадей, стимулировало рост сельскохозяйственного производства, продукция которого стала вскоре превышать внутренний спрос.

Новое падение цен могло быть предотвращено лишь дополнением протекционизма мерами прямого регулирования и контроля 2 прямое регулирование, распространение принципа принудительного картелирования на сельское хозяйство 3 так называемая реаграризация, нацеленная на увеличение рядов здорового патриотического, преданного режиму крестьянства отчасти за счет городских безработных 4 переселенческая политика, заключавшаяся во внутренней колонизации, создание сельских поселений, особенно в восточных провинцияхнужен приток
новой крови к пустым пространствам востока. Она была призвана утолить голод земельный крестьянства. После обнародования в марте 1930 г. аграрной программы популярность национал-социалистической партии сильно возросла. На выборах в сентябре того же года она получила 107 мест в рейхстаге вместо имевшихся ранее 12. Фашисты одержали полную победу в северной и северо-западной Германии В полном соответствии с философией земли и крови в сентябре 1933 г. был издан закон о наследовании

крестьянских дворов, который должен был обеспечить укреплен слоя среднего крестьянства сохранение наследственного двора и достойное социальное положение его владельца. Закон распространялся только на лиц арийского происхождения. Размеры наследственного двора определялись в пределах от 7,5 до 125 га.хозяйства таких размеров составляли примерно 110 от всех имевшихся в Германии крестьянских хозяйств, и закон распространялся только на них.

Наследственный двор по новому закону не мог быть заложен, продан или поделе при переходе по нас на него не распространялись правiiла судеб.ного взыскания за долги. Впоследствии закон породил трудности с получением крестьянами новых ссуд и кредитов, ибо их возвращение после выхода закона стало необязательным. Что же касается прошлой задолженности размером в 8 млрд. марок, то просто списать ее государство не могло, находясь под сильным давлением финансового капитала.

В результате было принято решение о том, что между крестьянином-должником и кредитором встанет посредник Рентный банк удовлетворяющий кредиторов, дающий возможность оттаять их замороженным требованиям. Крестьяне должны были вносить в этот банк ренту, т. е. для них место частного кредитора занял публично-правовой институт. Крестьянин, не уплативший ренту государству, мог быть лишен звания честный крестьянин, и тогда уже его владение могло бы продано с аукциона.
Прямое регулирование и контроль над сельским хозяйством играли в аграрной политике фашизма еще большую роль, чем переселенческая политика, реаграризация и укрепление среднего сословия. Уже по закону 1933 г. О временной структуре имперского сословия питания и мерах регулирования рынка и цен на сельскохозяйственную продукцию в жизнь начинал проводиться тот же принцип принуди тельного картелирования, что и в промышленности. Министр сельского хозяйства мог устанавливать минимальные цены

на продукцию. Крестьянину вменялось в обязанность сдавать не менее 30 урожая по установленным справедливым ценам они были много ниже мировых в организованные центры. В. Даррэ подчеркивал Мы требуем от отдельного крестьянина безграничной дисциплины, мы превращаем его во фронтового солдата в битве за питание. Наиболее яркое отражение это нашло в Четырехлетнем плане, принятом в октябре 1936 г. Ответственным за его выполнение был назначен

Геринг. Утверждалось, что Германию вынудили к его принятию другие с своим отказом покупать немецкие товары в обмен на жизненно важные для Германии сырьевые ресурсы. 5. Заключение. Вопрос об эффективности экономической политики германского фашизма представляется не таким простым и однозначным. Начиная с 1933 г. наблюдается рост производства, индекс производства средств производства возрастает с 55,6 в 1933 г. до 126 в 1937 г. .1926 г.

100. Этот рост идет главным образом за счет развития военного производства, всего комплекса отраслей, связанных с ним и получающих обширные гарантированные государственные заказы. Что же касается производства предметов потребления, то оно в 30-е гг. существенно отставало от производства средств производства, и разрыв этот имел тенденцию к увеличению. К 1937 г. индекс производства предметов потребления составил 101,5 1926 г.
100. По-разному оценивается эффективность аграрных мероприятий. В результате их проведения ножницы цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию были устранены, а совокупные доходы сельского хозяйства увеличились к 1935 1936 гг. по сравнению с 1932 1933 гг. на 38 . Достижение главной цели продовольственной автаркии вызывает сомнение у ряда исследователей. Переселенческая политика, по некоторым данным, несмотря на широкую пропаганду шла в 1933 1935 гг. даже

более низким темпом, чем в 1931 1932 гг. Оценка экономической эффективности не может осуществляться в отрыве от оценки положения человека, личности в обществе. Экономическая эффективность фашистского хозяйства в существенной мере достигалась за счет тоталитарного подчинения личности, превращения ее в винтик гигантского авторитарного механизма. До прихода Гитлера к власти для борьбы с массовой безработицей периода великой депрессии правительством

принимались законы о добровольной трудовой повинности в отношении молодежи, о поощрении предпринимателей, создающих дополнительные рабочие места. С установлением фашистского режима лозунг борьбы с безработицей стал одним из самых громких. Его же реализация привела к развертыванию системы общественных работ, принудительных по своему характеру, использующих труд как даровой ресурс. Это означало переход к прямому государственному учету и распределению трудовых ресурсов.

6. Список использованной литературы. 1. Сегалл Я.Е. Очерки экономической политики германского фашизма.М 1934г. С.13. 2. Ратенау В. Новое хозяйство. М 1923г. С57. 3. Канетти Э. Толпы и Власть.Нью-Йорк 1988г. 4. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь-

М 1994г. 5. История народного хозяйства капиталистических страндо II мировой войныПод ред. Марковой М 1992г.