Формирование государства у славян
Формирование государства у славян шло двумя основными путями: 1) ВВеликой Моравии, на Руси, в Польше и Чехии – через подчинение одному союзуплеменных княжеств других союзов; 2) в Сербии, Хорватии, Словении – в преде-лах одного союза племенных княжеств. Особым путем формировалось Болгарскоегосударство. Здесь произошло объединение славянского союза племенных кня-жеств с иноэтнической общностью – протобалгарами. За исключением территории к югу от Дуная, отнятых славянами у Визан-тийской империи, славянские государства возникли в областях, не входивших взону античной цивилизации, и феодальные отношения у них в отличие от Запад-ной Европы складывались “бессинтезным”, а потому замедленным путем. Государство восточных славян, получившее название “Русь”, возникло вIX-X вв. Вначале, в IX в. сформировались два протогосударственных объедине-ния. Одним из них был союз полян с центром в Киеве. Другим – объединениесловен, части кривичей и финоязычных племен на севере, в районе озера Иль-мень. В средине IX века (по летописи в 862г. ) в него был приглашен на кня-жение Рюрик. Переемник Рюрика Олег в конце IX века захватил Киев и объеди-нил два важнейших центра восточных славян. Согласно летописи, в 882 годуОлег сумел выманить из Киева и убить Аскольда и Дира варягов, освободив-ших полян от дани хазарам и княживших в этом городе. Затем Олег подчинилдревлян, северян и радмичей. Он правил в Киеве 33 года. Переемником Олегастал Игорь. В 945 году при сборе дополнительной дани с древлян Игорь былубит. Его вдова, княгиня Ольга, жестоко отплатила древлянам, разорив ихземлю и истребив их знать. Сын Ольги и Игоря – князь Святослав уделял маловремени внутренним делам государства и прославился своими походами. После гибели Святослава возникла междоусобица. В ходе борьбы за2власть два его старших сына Ярополк и Олег погибли. Победителем стал млад-ший сын Святослава Владимир. Он правил с 980 по 1050 год. Именно в этотпериод завершилось формирование древнерусской государственности. В IX-X веке киевские князья постепенно подчиняли восточнославянскиесоюзы племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе играла дружина киев-ских князей. Некоторые из союзов были подчинены в 2 этапа. На первом этапе онилишь выплачивали дань, сохраняя внутреннюю “автономию”. Дань собиралась пу-тем полюдья – объезда киевскими дружинами территории подчиненного союза. Навтором этапе союзы племенных княжеств подчинялись непосредственно. Мест-ное княжение ликвидировалось и представитель киевской династии назначался вкачестве князя-наместника. Земли древлян, дреговичей, радмичей и кривичей были подчинены в IXв. Земли древлян были подчинены к середине X века. Вятичи больше всех боро-лись за свою самостоятельность. Они были подчинены лишь ко второй половинеX века, а непосредственно спустя примерно столетие. Волыняне и хорваты былисразу же подчинены Киеву в конце X века. Формирование территориальной структуры государства Русь завершилосьв конце X века к этому времени была ликвидирована “автономия” всех восточ-нославянских союзов племенных княжеств (кроме вятичей). Изменилась и формавзымания дани. Теперь не было необходимости в полюдьи. Дань собиралась на-местниками киевского князя. Две трети дани отправлялось в Киев, остальноераспределялось между дружиной князя-наместника. Территории, управляемыекнязьями-вассалами получили название волость. Структура государства оформилась при князе Владимире. Он посадил накняжение в девяти крупнейших городах Руси своих сыновей: в Новгороде – Вы-шеслава, позже Ярослава; в Полоцке – Изяслава; в Турове – Святополка; наземле древлян – Святослава; в Ростове Ярослава, позже Бориса; в Муроме -Глеба; в Тмутаркани – Мситислава. Сразу же после того как Владимир, устра-нив своего брата Ярополка, овладел в 980 году киевским престолом ставитвопрос о разрыве со старой религией, о принятии моноистической религии. Существовало несколько вариантов выбора такой религии: православие, католицизм, мусульманство, иудаизм. Выбор был сделан в сторону православиячастично известного на Руси: княгиня Ольга и часть русской знати были ужекрещены. Сам акт принятия христианства Владимиром связан с политическими вза-имоотношениями с Византией. В 988 году Императоры Василий и Константин об-ратились к Владимиру за помощью против мятежного полководца Варды Фоки, за-хватившего часть империи. За это Владимир потребовал выдать за него Анну. Соглашение было достигнуто, и шеститысячный русский отряд принял участие вразгроме войск мятежника. Однако Василий и Константин нарушили своесоглашение. Тогда Владимир захватил центр крымских владений Византии – Кор-сунь и тем самым принудил императоров выдать Анну. Только после этого Вла-димир начал крещение. Вернувшись в Киев, он устроил массовое крещение жите-лей города. Новая религия стала распространяться по всей Руси. Принятие христианства не только оказало глубокое влияние на внутрен-нюю жизнь государства, но и способствовало быстрому укреплению его междуна-родных связей.