Гельвеций, Клод Адриан

Введение 1 Биография2 Воззрения3 Цитаты4 Сочинения5 БиблиографияСписок литературы Введение Клод Адриа́н Гельве́ций (Claude Adrien Helvйtius; 31 января 1715, Париж — 26 декабря 1771, Париж) — французский литератор и философ-материалист утилитарного направления; идеолог французской буржуазии эпохи Просвещения. 1. Биография Родился в семье придворного врача Жана Клода Адриена Гельвеция (1685—1755), (его фамилия изначально была Schweitzer — Швайцер, что, как Хельвециус, означает в переводе «Швейцарец», «Швейцарский»). Окончил иезуитский коллеж Луи-ле-Гран, где его готовили к финансовой службе, но при этом ещё с молодости увлекся поэзией (к 1740 к поэзии охладел). Окончив колледж, служил в Кане помощником своего дяди, сборщика налогов. В 1738 получил должность генерального откупщика (сборщика налогов) благодаря влиянию своего отца. На этом посту сколотил целое состояние, хотя и не был, как большинство генеральных откупщиков 17-18 вв., коррумпированным и бездеятельным чиновником. После женитьбы на Анне Катрин де Линьвиль д’Отрикур в 1751, оставил должность. С женой проводил время в замке в Воре близ Ремалара и в своем парижском особняке на улице Сен-Анн. В Воре Гельвеций имел богатые угодья и считался радушным хозяином; в Париже его салон получил известность как место, для выражения свободомыслия. Входил в кружок Дидро и Гольбаха. Сблизившись с Монтескьё и Вольтером, с 1751 г. посвятил себя научным занятиям и литературе. Одно из главных его сочинений, «Об уме» (De l’esprit, 1758; рус. пер. 1917, 1938), было осуждено папой Климентом XIII, парижским парламентом и теологическим факультетом Сорбонны, и сожжено. В 1764 посетил Англию, а в 1765 по приглашению Фридриха II — Пруссию. В 1766 вместе с астрономом Лаландом основал Масонскую ложу наук, которая впоследствии объединяла наиболее известных ученых того времени. К 1769 Гельвеций закончил труд «О человеке» (De l’Homme, опубл. 1772, посм.). Страдал тяжелой формой подагры и умер в своем доме на улице Сен-Анн 26 декабря 1771 г. в Париже. Полное собрание его сочинений было выпущено в Париже в 1818 г. 2. Воззрения Мир материален, бесконечен во времени и пространстве, материя находится в постоянном движении. Мышление и ощущение являются свойствами материи, её наиболее сложными образованиями. Выступал против агностицизма и идеи божественного происхождения мира. Гельвеций пытался создать «науку о нравственности». По его мнению, из двух чувств любви к удовольствию и отвращения к страданию, возникает третье чувство любви к себе. Именно любовь к себе он считал первичным импульсом всех действий человека. Любовь к себе порождает в свою очередь страсти, стремление к счастью и интересы.[1] Являлся сторонником учения о решающей роли среды в формировании личности, считал страсти человека главной движущей силой общественного развития.[2] В сфере политики и экономики выступал за полную ликвидацию феодальных отношений и феодальной собственности. Был сторонником просвещённого абсолютизма, поскольку считал республиканскую форму правления непригодной для больших государств. Сочинения Гельвеция оказали влияние на многих известных мыслителей и деятелей конца XVIII-начала XIX вв. В Великобритании его считали прямым предшественником утилитаристов — И.Бентама и Дж. Милля. 3. Цитаты Глубокие идеи похожи на те чистые воды, прозрачность которых затемнена их же глубиной. Мы выступаем против неба, давшего нам желания, которые мы не удовлетворяем. В школе классы полны милых детей, но свет полон глупых людей. Из всех плодов наилучшие приносит хорошее воспитание. Если хочешь быть богатым, не помышляй увеличить свое имущество, а только умерь свою жадность. Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов[1] Знание немногого существенного освобождает от знания многих частностей Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть. 4. Сочинения Œuvres complиtes, v. 1-14, P., 1795; В рус. пер. Счастье. Поэма, М., 1936; О человеке, его умственных способностях и его воспитании, М., 1938. Об уме. М.: Мир книги, Литература, 2007. Сочинения в двух томах. (книжная серия Философское наследие) — М., 1973—1974 (ФН, тт.57 и 58)) том 57 — обложка том 57 — фронтиспис и титульный лист 5. Библиография Радлов, Э. Л., К. Гельвеций и его влияние в России, Пг., 1917; Вороницын И. П., К. А. Гельвеций, М., 1934; Момджян Х. Н., Философия Гельвеция, М., 1955; Плеханов Г. В., Очерки по истории материализма, Избр. философские соч., т. 2, М., 1956; Силин М. А., К. А. Гельвеций — выдающийся французский философ-материалист XVIII в., М., 1958; Шишкин А. Ф., Из истории этических учений, М., 1959, гл. 4; Keim A., Helvйtius, sa vie et son œuvre. P., 1907; Grossman M., The philosophy of Helvetius…, N. Y., 1926; Horowitz I. L., Claude Helvetius…, N. Y., 1954. Список литературы: А. Вассерман. «Дилогия атеизма» Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Гельвеций,_Клод_Адриан