Герб России

Госкомитет РФ по рыболовству
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Мурманский государственный технический университет»
Кафедра истории и социологии
Реферат
по отечественной истории
на тему: «История России в ее гербе»
Выполнила:
студентка Сенинец О.И группа МО – 171
Проверил: доцент Порцель А.К.
Мурманск
Содержание:

Введение
1. Герб и государство
2. Появление двуглавого орла
3. Россия и Византия
4. От Василия III до окончания Смутного времени
5. Орел при первых Романовых
6. От эпохи дворцовых переворотов до свержения монархии
7. Революция 1917
Заключение
Список литературы
Введение

О, Русь моя,

взмахни крылами.

С.Есенин.

Поэтические строки великого русского поэта Сергея Есенина могут служить метафорой главного символа русской госу­дарственности — двуглавого орла. Могучий российский державный орел после революции 1917 г. силой исторических обстоятельств оказался поверженным. Но он неотделим от истории России и потому вечен, как сама история.
В мою задачу не входит выяснение причин, по которым из русской национальной памяти пытались убрать символ его государственности. В данном реферате мне бы хотелось рассмотреть, как история нашего государства нашла свое отражение в одном из своих главнейших государственных символов. Ведь нельзя ограничивать свои знания лишь правилами составления герба, но и, что немаловажно, необходимо довольно хорошо знать историю того государства или рода, о котором идет речь. Герб державы напрямую отражает в себе историческое прошлое этого государства, его культурные особенности, основополагающие черты. Многие современные ученые- геральдики, такие как Георгий Вилинбахов или Владимир Лебедев, в своих трудах касаются этой темы. Это и подтолкнуло меня к написанию данной работы, где я, отталкиваясь от событий, которые происходили в русской истории, попыталась найти их отражение в гербе России.
Герб и государство

Толковый словарь дает слову герб следующее толкование: «Герб-
эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах».
Существование любого государства немыслимо без наличия не­пременных знаковых атрибутов — государственных символов, олицетворяющих систему его государственных, социальных и ду­ховных ценностей, отражающих особенности исторического раз­вития и функционирования данного общества, сложившиеся в нем обычаи и традиции. Возникновение государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав, и т. д.
Существуют особые правила составления этого рисунка, которые устанавливает и изучает наука геральдика. В данной науке выделяются два основных направления: геральдическое и историко- геральдическое. Если первое занимается изучением гербов как "рисунков", по которым можно определить принадлежность хозяина этого рисунка к той или иной фамилии, его происхождение и т. п., то историко-геральдическое направление предполагает собой изучение герба в контексте того или иного исторического процесса.
Считается, что русские гербы возникли в конце XI века, но им предшествовали древние родовые княжеские знаки, впоследст­вии принявшие образ и значение герба. Отсутствие на Руси рыцарства сужало значение геральдики в раннем средневековье. Геральдические традиции, в классическом виде, возникли на Руси под влиянием Западной Европы.
История двуглавого орла России не может быть сведена до простой констатации изменений рисунка орла и его атрибутов. Являясь главным символом русской, а в более широком смысле и российской государственности, гербовый орел несет на себе колоссальную идейно-политическую, нравственную и эстетичес­кую нагрузку.
Историю развития российского герба, как и историю России, можно разделить на несколько периодов. Дело в том, что развитие орла, как гербовой эмблемы, началось с Византии, и лишь потом он появился на Руси. Сразу же после появления орла на Руси началось его становление как государственного герба
Сам орел, как государственная эмблема, известен с незапамятных времен. Его изображение используется в гербах многих стран мира. Назову лишь некоторые из них: Австрия, Германия, Ирак, Испания, Мексика, Польша, Сирия, США. Российский же двуглавый орел претерпел множество изменений с момента его появления и становления как элемента государственного герба. Эти изменения появились под влиянием истории… Об этом пойдет речь далее.
Появление двуглавого орла

В древней Руси как такого гербового изображения не было. Как уже говорилось ранее, из-за отсутствия рыцарства на Руси гербы были мало распространены. У славян Поднепровья, живших в VI-VIII веках нашей эры, существовали затейливые орнаменты, знаменовавшую ту или иную территорию. Но это были всего лишь рисунки, которые не подчинялись геральдическим правилам.
В самом своем начале (вплоть до XVI века) Россия была разрозненным государством, поэтому и речи о государственном гербе России идти не могло. Во времена Киевской Руси у великих князей существовали свои княжеские печати, на которых помещались изображения атакующего сокола – родового знака Рюриковичей. Во Владимирской Русиу Великого князя Александра Ярославовича Невского на княжеской печати появляется изображение Георгия Победоносцас копьем. В последствии этот знак копейщика появляется на лицевой стороне монеты (копейки) и его уже можно считать первым настоящим полноценным гербом Руси. Однако, несмотря на то, что окончательной датой объединения Руси считают XVI век, государственный герб в России появляется уже при Иване III (1462-1505). Именно ему приписывается учреждение государственного герба, как такового. В качестве герба в то время выступала его печать. На ее лицевой стороне изображен всадник, протыкающий копьем змия, на оборотной – двуглавый орел.
Происхождение двуглавого орла уходит своими корнями далеко в прошлое. Первые, известные нам, его изображения, датируются XIII веком до н. э. Это наскальное изображение двуглавого орла, схватившего двух зайцев. Он служил гербом хеттских царей. Так же мы можем увидеть двуглавого орла на эмблемах Рима. Здесь он появился при Константине Великом. Им в 326 году двуглавый орел был выбран в качестве своей эмблемы. После основания новой столицы – Константинополя – в 330 году двуглавый орел стал государственной эмблемой Римской империи. На Руси двуглавый орел появился после брака Иоанна III Васильевича и Софьи Палеолог, племянницы последнего Византийского императора Константина XII Палеолога. Функции герба, в то время, выполняла его печать. В первом, самом старом варианте печати, на её лицевой стороне (аверсе) был изображён единорог, на обратной (реверсе) – двуглавый орел. Единороги играли роль своеобразного тотема-покровителя Руси, по значению сравнимого с гербом. Позднее в аверсе единорога сменили на всадника, протыкающего (побивающего) копьём змия. А орёл остался. История взаимоотношений Руси и Византии очень глубока и интересна. Обратимся вкратце к этой теме. Сначала вспомним историю Византии. В 395 году Римская империя разделилась на восточную (Византийскую) и западную. Византия считала себя преемницей Рима и – по праву. Запад вступил в период упадка культуры, духовной жизни, а в Константинополе общественная жизнь по-прежнему бурлила, процветали торговля, ремесла, был введен правовой кодекс Юстиниана*. Сильная государственная власть ограничивала влияние церкви на интеллектуальную жизнь, что благотворно сказывалось на образовании, науке и искусстве. Византия, являясь мостом между Европой и Азией, занимала важнейшее стратегическое положение. Но и воевать она была вынуждена на все четыре стороны – с персами, готами, аварами, гуннами, славянами, печенегами, половцами, норманнами, арабами, турками, крестоносцами. С конца XII века звезда Византии постепенно клонится к упадку. То было время отчаянной, полной драматизма борьбы с могущественным соперником – турками, энергичным, воинственным и многочисленным народом. Постепенно, по частям турки захватывали земли империи. Кульминация борьбы пришлась на XV век. Византия сражалась упорно, мужественно, изобретательно. Знаменитая византийская дипломатия проявляла чудеса находчивости. В значительной мере именно ее стараниями в свое время были совершены знаменитые крестовые походы рыцарей, существенно ослабившие турецкий султанат и отсрочившие крах империи. Своих сил справиться с турецкой опасностью Византии не хватало. Только объединенные усилия всей Европы могли бы остановить турецкую экспансию. Но к такому объединению европейским политикам прийти не удавалось: камнем преткновения оставалась религиозная рознь между православной Византией и католическим Западом (как известно, раскол христианской церкви произошел в IX-XI веках). И тогда император Иоанн VII
__________________________________________________________________
*КОДЕКС ЮСТИНИАНА – одна из составных частей Свода Юстиниана. Включает 4652 отрывка из императорских распоряжений (конституций). Состоит из 12 книг, излагающих: церковное право
и обязанности государственных служащих ; частное право
– имущественные и прочие отношения ; уголовное право
; административное и финансовое право
.
Палеолог предпринимает в 1438 году поистине историческую попытку сблизить церкви.
Он договаривается с папой римским Евгением IV о созыве Вселенского собора с целью осуществить наконец объединение церквей. Византийцы проводят максимально возможную в тех обстоятельствах подготовку к собору, который, по их плану, должен принять общие для всего христианского мира церковные догматы. В ходе этой подготовки митрополитом московским назначают известного церковного деятеля, дипломата, оратора и мыслителя Исидора, убежденного сторонника объединения церквей. Однако, не смотря на все предпринятые попытки объединение церквей так и не произошло. А это самым негативным образом сказалось на истории Византии. Лишенный ожидаемой поддержки, в ходе жесточайшего сражения с турками 1453г., Константинополь, великий город, пал. Византия была разрушена, а ее последний император Константин XI Палеолог, мужественный и опытный воин с сильным и решительным характером, погиб. После его смерти два его сына, Андрей и Мануил, и дочь Софья оказались на попечении папы римского.
Софья своим обаянием, красотой и умом заслужила всеобщую любовь и уважение в Риме. Но годы шли, ей пора замуж. Папа Павел II предлагает высокородных женихов, однако всех она отвергает (и даже короля Франции, и герцога миланского) под предлогом, что они не ее веры. Окончательное решение выдать Софью замуж за князя московского Ивана III Васильевича, овдовевшего несколько лет назад, папа принял под влиянием кардинала Виссариона. Виссарион Никейский, один из самых просвещенных людей своей эпохи, в прошлом православный митрополит – близкий друг и единомышленник Исидора московского в стремлении объединить церкви. Они вместе активно выступали на Флорентийском соборе, и, естественно, Виссарион много слышал и знал о России.
Великий князь московский был в ту пору единственным православным монархом, независимым от турок. Опытные политики в Риме видели, что усиливающаяся Россия имеет будущее. Римская дипломатия постоянно искала способы противодействия османской экспансии на Запад, понимая, что после Византии может наступить черед
Италии. Поэтому в будущем можно было бы рассчитывать и на военную помощь России против турок. И тут такой удобный случай: браком вовлечь Ивана Васильевича в сферу римской политики и сделать попытку подчинить католическому влиянию огромную и богатую страну.
Итак, выбор сделан. Инициатива исходила от папы Павла II. В Москве обо всех тонких хитросплетениях в папском дворце и не подозревали, когда нагрянуло посольство из Италии с предложением династического брака. Иван, по своему обыкновению, советовался с боярами, с митрополитом, с матерью. Все дружно говорили ему одно, и он согласился. Последовал обмен посольствами. Затем были триумфальное путешествие невесты из Рима в Москву, торжественный въезд Софьи в Кремль, первое свидание молодых, знакомство невесты с матерью жениха и, наконец, свадьба.
Кстати, мало кому известно, что имя Софья византийская принцесса получила только в России, после венчания. На родине она жила с именем Зоя Палеолог.
Россия и Византия

А теперь посмотрим в исторической ретроспективе на некоторые важные события в жизни двух стран – Византии и России, – имеющие отношение к двуглавому орлу. Первые исторические упоминания об отношениях России и Византии датируются 957 годом – годом когда княгиня Ольга совершила путешествие в Царьград и приняла христианство. Но далее отношения с Византией у Руси ухудшаются. Так в 969-972 между ними развязалась война за Болгарию, которая была завоевана Святославом. Позднее, в 988 году Владимир Святой крестил Русь. "Принятие Русью христианства из Византии широко открыло двери влиянию византийской культуры, византийских идей и учреждений. Это влияние сказалось существенным образом в области политической. Вместе с христианством стала проникать на Русь струя новых политических понятий и отношений. На киевского князя пришлое духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от бога не для внешней только защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка…"* Однако после 988 отношения Руси и Византии вновь охладели. И нет никаких документов, подтверждающих отношения двух государств вплоть до 1694 г. И вот через пять веков последняя царевна уже погибшей Византии тоже выходит замуж за русского великого князя. В наследство она приносит в нашу страну древний герб Византийской империи – двуглавого орла. Погибшая некогда великая империя словно бы передавала эстафету стране тоже православной со складывающейся великорусской нацией. Следует заметить, что заимствованный от византийской модели, двуглавый орел, вероятно, не стал бы основной эмблемой Московского герба, если бы Иоанн III не знал, что та же эмблема определяет госу­дарственный ранг императора на Западе. Применение уже известной эмблемы было вызвано прежде всего особенностями развития русского общества конца XV—XVI века, связанными с выдвижением Российского государства на междуна­родную политическую арену. Начало активных международных связей Москвы приходится на эпоху Иоанна III, «мстителя неправдам», как называли его русские дипломаты времен Иоанна IV Грозного. Иоанн III стал носить титул великого кня­зя всея Руси, что подтверждало претензии русского государя на высокое царское достоинство. Ведь в то время и титул соседнего великого князя Литовского вклю­чал в себя названия русских земель. Поэтому и принятие герба, и новый титул, и наименование государства «всей Русью», «Русией» были звеньями одной цепи. На Западе Российское государство, только что сбросившее золотоордынское иго, сразу же выступило в качестве равноправного политического и дипломатического партнера. Груз мертвых традиций недавнего прошлого не отягощал отношений, рожденных новой ситуацией. Новое положение государства в годы правления Иоанна III и его ближайших преемников потребовало, естественно, и новых форм государственной обрядности.
Т. о. брак Ивана III и Византийской принцессы имел важные последствия для возвышения монархической власти в Москве. Как супруг последней византийской царевны, великий князь Московский становится как бы преемником византийского императора, почитавшегося главою всего православного Востока. По желанию и по советам Софии в Московском Кремле при дворе великого князя стал заводиться пышный, сложный и строгий церемониал по образцам византийского двора. С конца XV века постепенно прекращается господствовавшая ранее простота отношений и непосредственное обращение государя со своими подданными, и он поднимается над ними на недосягаемую высоту. Вместо прежнего простого и "домашнего" титула "великий князь Иван Васильевич" Иван III принимает пышный титул: "Иоанн, Божиею милостью Государь всея Руси и Великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской и Югорский и Пермский и Болгарский и иных". В отношениях с малыми соседними землями появляется уже титул царя всея Руси. Другой титул, принятый московскими государями, "самодержец" представляет собой перевод византийского императорского титула autocrator; титул этот означал первоначально самостоятельного государя, не подчиненного никакой внешней власти, но Иван Грозный придал ему значение абсолютной, неограниченной власти монарха над своими подданными.
Великий Князь Московский Иван III женился на Византийской царевне Софье Палеолог и для повышения своего авторитета в отношениях с иностранными государствами. С этой же целью он принимает родовой герб Византийских царей – Двуглавого Орла.
__________________________________________________________________
* Г. Вилинбахов "Родословная российского герба" // «Родина», 1993 № 1
Он олицетворял собой Римско-Византийскую империю, охватывающею Восток и Запад. Тем не менее, возможность стать равным со всеми европейскими государями побудила Ивана III принять этот герб как геральдический символ своего государства. Превратившись из Великого Князя в царя Московского и взяв для своего государства новый герб – Двуглавого Орла, Иван III в 1472 г. возлагает на обе главы Цесарские венцы, одновременно на груди орла появляется щит с изображением иконы Св. Георгия Победоносца. В 1480 Царь Московский становится Самодержцем, т.е. независимым и самостоятельным. Это обстоятельство находит свое отражение в видоизменении Орла, в лапах его появляется меч и православный крест. В 1497 году он впервые появляется как государственный герб на двусторонней восковой государственной печати России: на ее лицевой стороне изображен герб Московского княжества – всадник, поражающий дракона (в 1730 году официально получил название Святого Георгия), а на оборотной – двуглавый орел.
Рухнувшая Византийская империя делает Русского Орла приемником Византийского Орел с головами, смотрящими на Запад и на Восток, символизировал в том числе и единство страны, и как нельзя более подходил это для России, которая всегда была страной многонациональной, объединяющей под одним гербом народы и Европы и Азии. Державный орел России – не только символ ее государственности, но и символ тысячелетней истории, наших древних корней. Он – символ исторической преемственности культурных традиций – от погибшей великой империи, сумевшей сохранить для всего мира эллинскую и римскую культуры к молодой растущей России. Двуглавый орел – символ объединения и единства земель российских.
Использова­ние двуглавого орла на Руси как государственной эмблемы позволило говорить о преемственности византийской и русской традиций. В.Н. Татищев, которого на­зывают «последним летописцем и первым историком» России, писал, что «Иоанн Великий по наследию своей княгини Софии, принцессы греческой, принял за государственный герб орел пластаный, с опущенными крылами и двемя коронами над головами, который и сын его употреблял». Однако не все ученые историки согласны с мнением о том, что двуглавый орел перелетел на Русь из Византии. Уже в XIX веке академик Н.П. Лихачев сомневался в правильности этой версии: «Если будет доказано положение, что Византия (так же как и Римская империя) не знала государственной печати и на печатях императоров не помещала геральдического двуглавого орла, станет очевидно, что Московское правительство не могло заимствовать непосредственно из Византии того, чего та не имела».*

Публицист XVII века Ю. Крижанич считал российского двуглавого орла за­имствованным из Европы, а не из Византии. В доказательство своей мысли он приводит любопытный исторический факт: посольский обычай. Знаковым выраже­нием Польши в то время было использование государственных эмблем, равно­правных с западноевропейскими. Интересно отметить схожесть символической модели печати императора Фридриха III 1442 года, на которой на лицевой стороне было помешено изображение императора с регалиями, а на оборотной — двуглавого орла, и печати великого князя Иоанна III 1497 года, с ездцом (всадником) на лице­вой стороне и двуглавым орлом на оборотной. Орел, в свою очередь был заимствован у Германии, где он изображался на государственной печати. Печать являлась символом государственной власти и на одном документе могла соседствовать лишь с печатью другого государя. В 1532 году русские не разрешили литовским послам привесить к грамоте свои пе­чати, потому что «против великого князя печати их печатей быти непригоже».
Это правило было призвано охранять «честь» русского государя. Для человека средне­вековья понятие «чести» носило специфический характер.
__________________________________________________________________
*Г. Вилинбахов "Родословная российского герба" // «Родина», 1993 № 1
Выполнение норм, призванных обеспечить такое соответствие, не было простой данью традиции, а гарантировало поддержание царского престижа как за рубежом, так и в самой России. Этим и обоснованно появление на русских печатях двуглавого орла. «Царь Иван поступил нехорошо и неправильно… — писал Ю. Крижанич в запале политических страстей, — …А знаковиной своей сделал орла двуглавого — римский или, скорее, немецкий герб».*
В настоящее время имеется несколько версий происхождения двуглавого орла на печати Иоанна III. Современный исследователь Н.А. Соболева группирует их следующим образом: 1. Возникновение русской государственной печати вследствие женитьбы Иоанна III на Софье Палеолог, таким образом, заимствование ее печати из Византии вместе с гербом — двуглавым орлом; 2. Результат знакомства Иоанна III с элементами оформления императорской власти в странах Западной Европы, в частности, благодаря его контактам с домом Габсбургов; 3. Повторение опыта южно-славянских государств, где наблюдалась византийская традиция оформления государственной власти.
Однако большинство историков склонно предполагать, что двуглавый орел все-таки «перелетел» в Россию именно из Византии. Это послужило одним из внешних выражений политической теории преемственности царской власти московскими князьями из Рима и Византии, подтверждением идеи Москвы — третьего Рима, которая в будущем найдет свое воплощение в теории монаха Филофеяа. Неоспорим и тот факт, что двуглавый орел рассматривался как знаковый эквивалент верховной власти, подтверждавший ее могущество.
Почти за пятисотлетнюю жизнь в России изображение орла на русском гербе неоднократно изменялось. В самом начале развития российского герба
_____________________________________________________________
*
Лукомский В. К. "Гербовая экспертиза (случаи и способы применения)" //"Архивное дело" 1939 № 1(49).
мы видим его переплетение с историей Руси. Любопытно то, что орел на печатях Иоанна III изображался с закрытым клювом и больше походил на неокрепшего орленка, нежели на орла. Этот факт довольно легко объяснить. Если посмотреть на Россию того периода, то можно увидеть, что она является молодым государством, которое только начинает формироваться как централизованное.
От Василия III до окончания Смутного времени

Во времена царствования Василия III Иоанновича (1505-1533) российский герб потерпел существенные изменения. Двуглавый орел стал изображается уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. Об этом, например, свидетельствует печать, приложенная в 1523 году к записи государя и великого князя Василия Иоанновича при отбытии его с войском в Казань. Вкратце, если подойти с чисто художественной точки, то можно сказать, что орел начинает злиться. В то же время, рассмотрев Россию того времени, заметим, что она укрепляет свои позиции, становится новым центром православия. Этот факт нашел свое воплощение в уже упомянутой ранее теории монаха Филофея «Москва – III Рим», известную из послания монаха Василию III.
Еще больше герб изменился во времена царствования Ивана Грозного. Ивану IV исполняется 16 лет, и он коронуется на царство и сразу же Орел претерпевает весьма существенное изменение, как бы олицетворяя собой всю эпоху царствования Ивана Грозного (1548-1574, 1576-1584), отражая в себе те политические изменения, которые произошли в стране в период этого времени. В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одержала решающие победы над Казанским и Астраханским царствами, присоединила Сибирь. Рост могущества русского государства отразился и на его гербе. Двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней. На лицевой стороне печати на груди орла изображен щит вырезанной, или «германской», формы с единорогом – личным знаком царя. Дело в том, что все символы, используемые в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыря, что свидетельствует об укоренении христианства на Руси. На оборотной стороне печати на груди орла – щит с изображением святого Георгия, побивающим змея. Впоследствии эта сторона печати сыграет важную роль в формировании российского герба. Изображение московского герба на груди орла становится традиционным. Однако, в соответствии с древнерусской иконописной традицией святой Георгий обращен в правую от зрителя сторону, что противоречит геральдическим правилам.
Интересен тот факт, что при Иване Грозном появляется, а вернее вновь начинает использоваться еще один символ государственной власти – ранее мной упомянутое изображение единорога, которое было позабыто во времена правления Ивана III и Василия III. Чем объясняется этот факт? Иван IV Грозный подчеркивал, что династия Рюриковичей, якобы происходит от римского императора Августа. Интересно, что на монетах последнего имеется изображение Козерога, в виде козлорыбца, – козла с рыбьим хвостом. Единорог появился на Малой печати царя. На второй – главной – ее стороне находился двуглавый орел. Этот факт свидетельствует о возвышении изображения единорога до уровня первостепенной важности – своего рода личного герба Ивана Грозного или даже о попытке замены двуглавого орла на единорога как государственного герба. Но единорог все же не занял ведущего положения. На Большой печати Ивана Грозного (1562 г.) и его приемников с обеих сторон изображался двуглавый орел. А единорог переместился на нагрудный щит орла. В щите орла главной стороны Большой печати располагался всадник, поражающий змия. Эта композиция с двуглавыми орлами дублировалась на золотых монетах, которые выпускали сын Ивана IV Федор Иванович и все его преемники до конца XVII века. Но главная сторона монет была с орлом, на щите которого изображался единорог. Смена русских государственных эмблем сохранялась такой: двуглавый орел, единорог, всадник-змееборец. Последний «победил» единорога. Он и теперь остается гербом Москвы, а единорог как государственный символ ушел в небытие.
В правление царя Федора Ивановича между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых – голгофский крест*. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление голгофского креста в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России. В XVII веке православный крест часто изображался на русских знаменах. Знамена иноземных полков, входивших в состав русского войска, имели собственные эмблемы и надписи; однако на них помещался и православных крест, который указывал, что полк, воюющий под этим знаменем, служит православному государю. До середины XVII века широко использовалась печать, на которой двуглавый орел с Георгием Победоносцем на груди коронован двумя коронами, а между голов орла возвышается православный восьмиконечный крест.
После смерти Федора Ивановича на долю Русского государства выпали нелегкие испытания. Сменивший Федора Ивановича Борис Годунов (1587-1605) мог бы явиться родоначальником новой династии. Занятие им престола было вполне легально, но народная молва не хотела видеть в нем законного Царя, считая его цареубийцей. И Орел отражает это общественное мнение.
Но после свержения Бориса Годунова на Руси не восстановился покой и порядок. Скорее наоборот, государству пришлось пережить один из тяжелых, кризисных моментов. Наступило время смуты. Над страной повисла угроза потери национальной независимости, вызванная прекращением родовой царской династии и польско-шведской интервенцией. Смутой воспользовались враги Руси и появление в этих условиях Лжедмитрия (1605-1606) было вполне закономерным, как и появление нового Орла.
Надо сказать, что на некоторых печатях изображался другой, явно не русский Орел. Здесь события также накладывали свой след на Орла и в связи с Польской оккупацией Орёл становится очень похож на польский, отличаясь, разве что, двухголовием.
Шаткую попытку установить новую династию в лице Василия Шуйского (1606-1610), живописцы из приказной избы отразили в Орле, лишенном всех державных атрибутов, и как бы в насмешку из места сращения голов вырастет не то цветок, не то шишка. Русская история довольно мало говорит о царе Владиславе I Сигизмундовиче (1610-1612). Правда, он не был коронован на Руси, но указы издавал, на монетах чеканилось его изображение и Русский Государственный Орел имел при нем свои формы. Причем впервые в лапе Орла появляется Скипетр. Короткое и в сущности фиктивное правление этого царя фактически положило конец Смуте. Россия отразила претензии на престол польской и шведской династий. Были побеждены многочисленные самозванцы, подавлены полыхавшие в стране восстания.
_____________________________________________________________
* Крест, на котором был распят Христос за грехи мира
Орел при первых Романовых

С 1613 года по решению Земского собора в России стала править династия Романовых. 21 февраля 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова. В этот период орел на гербе "встрепенулся" и впервые распустил крылья, что могло означать "пробуждение" России после длительного сна, и начало новой эры в истории государства. Россия вновь встала на путь процветания и величия. К этому периоду Россия полностью окончила свое объединение и уже сумела стать единым и довольно прочным государством. И этот факт символично отразился в государственном гербе. Над орлом вместо осьмиконечного креста появилась третья корона, что означало Святую Троицу, однако трактовалось многими как символ единства великорусов, малороссов и белорусов.
Впоследствии исследователи XIX — начала XX века давали свои объяснения символики двуглавого орла. По мнению П. Винклера, он служил эмблемой нераз­дельности Европейской и Азиатской России. Три короны символизировали или Святую Троицу, или три царства (Казанское, Астраханское и Сибирское).
В 1645 году при сыне Михаила Федоровича – царе Алексее Михайловиче – появилась первая Большая государственная печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован тремя коронами. С этого времени постоянно использовался именно такой тип изображения.Не исключено, что печати с орлом под тремя коронами могли быть вырезаны иноземцем Исааком Богданом, гравировавшим печать в 1656 году, либо Гомулином Андреем, выполнявшим заказы Михаила Федоровича в 1642 году и Алексея Михайловича в 1664 году, когда он изготовил «две Государевы печати с большими титлами». В этом же году появился первый в истории России Указ от 14 декабря "О титуле царском и о государственной печати", который содержал официальное описание герба: "Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великая и Малая и Белыя России самодержавца, Его Царского Величества Российского царствования, на котором три короны изображены знаменующие три великие Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства. На персях (груди) изображение наследника; в пазноктях (когтях) скипетр и яблоко, и являет милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержавца и Обладателя".
Следующий этап изменения Государственного герба наступил после Переяславской Рады, вхождения Украины в состав Российского государства. На торжествах по этому случаю появляется новый, невиданный трехглавый Орел, который должен был символизировать собой новый титул русского царя: "Всея Великия и Малыя, и Белыя Руси Царь, Государь и Самодержец". К жалованной грамоте царя Алексея Михайловича Богдану Хмельницкому и его потомкам на город Гадяч от 27 марта 1654 года приложена печать, на которой впервые двуглавый орел под тремя коронами изображен держащим в когтях символы власти: скипетр и державу в лапах. Впоследствии этот тип печатей использовался Малороссийским приказом.
В отличие от византийского образца и, возможно, под влиянием герба Священной Римской империи двуглавый орел начиная с 1654 года стал изображаться с поднятыми крыльями. В 1654 году кованый двуглавый орел был установлен на шпиле Спасской Башне Московского Кремля. В 1663 году впервые в русской истории из-под печатного станка в Москве вышла Библия – главная книга христианства. Не случайно в ней был изображен Государственный герб России и давалось его стихотворное "объяснение":
Тремя венцами орел восточный сияет,
Веру, надежду, любовь к Богу являет,
Криле простер, объемлет все мира конца,
Север, юг, от востока аж до запада солнца
Простертыми крыльями добре покрывает.
В эти же годы создаются знамена с изображением государственных эмблем. В 1666 году живописец Станислав Лопуцкий расписал царю знамя с четырнадцатью печатями разных земель. В 1669 году он же написал для Коломенского дворца «на полотне герб Московского государства и иных окрестных государств гербы или клеимы, а под всяким гербом планиты, под которым каковы».*

К этому же времени относится панегирическое сочинение Симеона Полоцкого «Орел Российский». В нем помещен рисунок двуглавого орла под тремя коронами, со скипетром и мечом в лапах, с ездцом, имеющим портретное сходство с Алексеем Михайловичем, на груди. К нему относится надпись: «…орел черный телом таит внутри белизну… скипетр в деснице Орла российского знаменует благодать; меч же царский — на злых людей. Дин посылает скипетр, а Арей меч».**
Алексей Михайлович Романов (1645-1676) сумел завершить русско-польский конфликт, установив Андрусовское перемирие с Польшей (1667), при нем Россия смогла "показать себя" всей Европе. Российское государство занимает довольно значительное место рядом с европейскими государствами. В период царствования Алексея Романова отмечено также появление нового изображения гербового орла. Это связано с тем, что по просьбе царя, император Священной Римской империи Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича, который в 1673 году написал сочинение "О родословии российских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредством браков, сродства между Россией и восемью европейскими державами, то есть Цезарем римским, королями английским, датским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича". Она явилась отправной точкой для развития российской геральдики. Государственный орел Алексея Михайловича явился прототипом последующих официальных изображений русского гербового орла.
У орла высоко подняты вверх и полностью раскрыты крылья, что символизировало собой полное утверждение России, как солидного и мощного государства; главы его венчают три царские короны, на груди помещен щит с московским гербом, в лапах – скипетр и держава.
Интересен тот факт, что до появления в лапах орла атрибутов монархической власти когти орла, начиная от орла на мраморной плите Ксиропотамского монастыря в Афоне (Византия. 451-453 гг), постепенно
*Лебедев В. "Державный орел России"//Москва// «Родина», 1995
** Лебедев В. "Державный орел России"//Москва// «Родина», 1995
разжимались, как бы в надежде что-нибудь схватить, пока не взяли державу и скипетр, символизировав тем самым утверждение абсолютной монархии на Руси.
При царе Алексее Михайловиче геральдика в России получила официальное признание и развитие. Московское правительство решило подчинить изоб­ражение русского герба, в том числе и на государственных печатях, геральдичес­ким правилам. С этой целью около 1673 года в Москву по просьбе царя импера­тор Леопольд I прислал своего герольдмейстера, славянина Лаврентия Хурелича (Курелича). Лаврентием Хуреличем в 1673 году было написано сочинение «Родословие Пресвятлейших и Вельможнеиших великих московских князей и прочая…». В Москву «Родословие» было послано самим автором через Павла Менезия в 1674 году из Вены, что было зафиксировано в документах Посольско­го приказа. Кроме собственно родословной русских государей, от Владимира Святославича до Алексея Михайловича, и описания родственных отношений царя с девятью королями других стран, в работе Хурелича помешены портреты великих князей и царей. Портрет великого князя Владимира Святославича окру­жен русскими VI иностранными гербами.
Перевод «Родословия» Хурелича был поручен переводчику Посольского приказа Николаю Скафариго и подъячему Петру Домову, которые в 1672 году уже составили текст «Титулярника», первого русского гербовника.В «Титулярнике» изображение двуглавого орла под тремя коронами, со скипетром и державой сопровождается надписью «Московский», то есть «Герб московский». Всего в нем изображены тридцать три герба царств, княжеств и земель, названия которых входили в царский титул, а также гербы иностранных го­сударств. Возвращаясь к «Родословию…», надо отметить, что оно точно показывало цвета и фигуры русского герба в то время. Если в латинском варианте двуглавый орел изображен черным на золотом поле, а нарисованный отдельно всадник повернут налево от зрителя (в соответствии с западноевропейскими геральдическими прави­лами), то в русском варианте «Родословия…» двуглавого орла изобразили золотым на красном поле, а всадника повернули в соответствии с российской традицией направо от зрителя.
Следующее кардинальное изменение российский герб переживает во времена царствования Петра Великого. (1682-1725). Россия очень изменилась в период его правления. С началом правления Петра начинается эпоха великих преобразований. Молодое, обновленное государство, по мнению Петра, нуждается в изменениях. Столица переносится в Санкт – Петербург и Орел приобретает новые атрибуты власти. Вообще, время правления Петра оказало огромнейшее значение на развитие Руси. Петр был хорошо образованным человеком. Он внес очень большой вклад в российскую геральдику. При нем гербовой орел по геральдическим правилам стал изображаться черным (до него орел, как правило, изображался золотым). На этот факт повлияла Северная война. После нее Россия предстала перед Европой в облике могущественного государства. А следовательно и ее герб должен был быть не только "украшением" государственных бумаг и грамот, но и отражать силу русского государства. Также важно сказать еще об одном Орле, которого Петр нарисовал совсем еще мальчиком для знамени Потешного полка. У этого Орла была всего одна лапа ибо: "Кто только одно сухопутное войско имеет – одну руку имеет, но кто флот имеет две руки имеет"*. Помимо изменения цвета орла, на крыльях его впервые стали размещать щиты с гербами Великих княжеств и Царств. На правом крыле (левом от зрителя) были размещены щиты с гербами (сверху вниз): Киевским, Новгородским, Астраханским; на левом крыле: Владимирским, Казанским, Сибирским. Таким образом, при Петре I сложился основной комплекс атрибутов гербового орла. На главах появляются короны под одной общей большей, а на груди орденская цепь ордена Св.апостола Андрея Первозванного. Этот орден, утвержденный Петром в 1798 году, стал первым в системе высших государственных наград России. Святой апостол Андрей Первозванный, один из небесных патронов Петра Алексеевича, был объявлен покровителем России. Синий косой Андреевский крест становится основным элементом знака ордена Святого Андрея Первозванного и символом военно-морского флота России.
С 1699 года встречаются изображения двуглавого орла, окруженного цепью со знаком
Андреевского ордена. А уже в следующем году Андреевский орден размещают на орле, вокруг щита с всадником.
Такое изменение в государственном гербе можно, если подойти с исторической точки зрения, трактовать как символ быстрого и успешного скачка в развитии России.
Однако после выхода России на "бескрайние просторы Сибири и Дальнего Востока", двуглавый орел стал символом нераздельности Европейской и Азиатской России, объединенных под одной императорской короной, так как одна коронованная голова смотрит на запад, другая на восток. Другими словами, за всю историю существования государства Российского, ее главный государственный символ в очередной раз подчеркнул неделимость российских земель, важность единства нашей страны.
_____________________________________________________________
* Н. Молчанов. "Реформы Петра великого"//Москва// , 1995
От эпохи дворцовых переворотов до свержения монархии

В короткое царствование Екатерины I (1725-1727) Орел вновь изменяется. С груди орла исчезает изображение Георгия Победоносца.
Однако продержался это Орел весьма незначительный срок. Меньшиков обратив на него внимание приказал изъять его из употребления и ко дню коронации Императрицы появился новый Орел. Указом императрицы Екатерины I от 11 марта 1726 года было закреплено описание герба: "Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, на нем ездец в красном поле".*
Послепетровская эпоха характеризуется напряженной борьбой на вершине государственной власти, известной как "эпоха дворцовых переворотов", что в 30-е годы XVIII привело к чрезмерному влиянию в государстве выходцев из Германии, отнюдь не способствовавшие усилению России. Впрочем и правление Анны Иоанновны (1730-1740) и Ивана VI (1740-1741)- правнука Петра I, не вызывает практически никакого изменения Орла, за исключением непомерно вытянутого вверх тела. Однако восшествие на престол Императрицы Елизаветы (1740-1761) влечет за собой кардинальное изменение герба. В это время орел больше похож не на орла, а на орлицу. Ничего не остается от императорской власти, да и Георгий Победоносец заменяется крестом (к тому же, не православным). Унизительный период России добавил унизительного Орла. Таким он и оставался вплоть до начала царствования Екатерины Великой (1762-1796).
В 1762 году вступает она на престол, и Орел меняется, приобретая могучие формы. В чеканке монет этого царствования было много произвольных форм герба. Наиболее интересная форма – Орел, появившийся во времена Пугачева с огромной и не совсем привычной короной. .
Взойдя на престол, Павел I (1796-1801), сын Екатерины, сразу же попытался модифицировать российский герб. Орел Императора Павла I появился еще задолго до кончины Екатерины II как-бы в противовес ее Орлу для отличия гатчинских батальонов от всей Русской Армии, для ношения на пуговицах, бляхах и головных уборах. Наконец он появляется на штандарте самого цесаревича. Создает этого Орла сам Павел. Указом от 5 апреля 1797 года двуглавый орел становится неотъемлемой частью герба императорской
__________________________________________________________________
* Лукомский В. К. "Гербовая экспертиза (случаи и способы применения)" //"Архивное дело" 1939 № 1(49).
фамилии. В короткое время правления императора Павла I (1796-1801 гг.) Россия вела активную внешнюю политику, столкнувшись с новым для себя противником – наполеоновской Францией. После того как французские войска заняли средиземноморский остров Мальту, Павел I взял Мальтийский орден под свое покровительство, став гроссмейстером орден. А это не могло не отразиться и на государственном гербе. 10 августа 1799 года был издан указ императора Павла I об изображении двуглавого орла с мальтийским крестом на груди. На верхнем конце этого креста помещалась корона Великого магистра.
Павел I также явился "отцом" Большого российского герба. Его манифестом от 16 декабря 1800 года было дано его полное описание. Большой российский герб должен был символизировать собой внутреннее единство и могущество России. Однако проект ПавлаI не был реализован .В результате масонского заговора, 11 марта 1801 года Павел пал от рук дворцовых цареубийц. На престол вступает молодой Император Александр I. "Благословенный "(1801-1825). Александр I (1801-1825), взойдя на престол, отменил мальтийский крест на государственном гербе. Но тут же на двуглавом орле отразилось французское влияние. При Александре I на гербе крылья орла широко раскинуты в сторону, перья опущены вниз. Одна голова более наклонена, чем другая. Вместо традиционных скипетра и державы в лапах орла появляются новые атрибуты: перуны или громовые стрелы, факел, лавровый венок (иногда ветвь), ликторский пучок, перевитый лентами. Подобные орлы характерны для первой четверти XIX века.
В 1825 году в Таганроге умирает Александр I и на престол вступает сильный волей и осознанием долга перед Россией Император Николай I (1825-1855). Николай способствовал могущественному, духовному и культурному возрождению России. Это явило нового Орла, который с течением времени несколько изменился, но по-прежнему нёс в себе все те же строгие формы. Именно при нем с 1830 гербовой орел стал окончательно изображаться с поднятыми крыльями, что стало его неотъемлемой признаком до 1917 года. В этом скрыт некий смысл, который символизировал окончательное установление России.
При императоре Николае Павловиче Первом официально было закреплено одновременное существование двух типов государственного орла.
Первый тип – орел с расправленными крыльями, под одной короной, с образом Святого Георгия на груди и со скипетром и державой в лапах. Второй тип представлял собой орла с поднятыми крыльями, на которых изображались титульные гербы: на правом – Казанский, Астраханский, Сибирский, на левом – Польский, Таврический, Финляндский. Некоторое время имела хождение и другая версия – с гербами трех "главных" древнерусских Великих Княжеств (Киевского, Владимирского и Новгородской земли) и трех царств – Казанского, Астраханского и Сибирского. Орел под тремя коронами, со Святым Георгием (как гербом Великого княжества Московского) в щитке на груди, с цепью ордена Святого Андрея Первозванного, со скипетром и державой в лапах. В 1829 Николай I короновался на царство Польское. И с 1832 года герб этого царства помещен на крылья орла, то есть впервые включен в российский герб…
В конце царствования Николая I барон Б. В. Кене, который тогда управлял департаментом герольдии, предпринял попытки придать гербу черты западноевропейской геральдики. В частности изображение орла должно было стать более строгим. Герб Москвы должен был изображаться лишь во французском щите, всадника необходимо было повернуть согласно геральдическим правилам в левую от зрителя сторону. Но его проекты реализованы лишь при Александре II, так как в 1855 году Николай I скончался, не успев реализовать проекты Б. В. Кене.
В 1855-1857 годах в ходе геральдической реформы, тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов. Тогда же Святой Георгий на груди орла в соответствии с правилами западноевропейской геральдики стал смотреть влево. Рисунок Малого герба России, исполненный Александром Фадеевым, был высочайше утвержден 8 декабря 1856 года. Этот вариант герба отличался от предшествующих не только изображением орла, но и количеством "титульных" гербов на крыльях. На правом помещались щиты с гербами Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединенным гербом Великих Княжеств (Киевского, Владимирского, Новгородского), на левом – щиты с гербами Астрахани, Сибири, Грузии, Финляндии.
11 апреля 1857 года последовало Высочайшее утверждение всего комплекта государственных гербов. В него вошли: Большой, Средний и Малый, гербы членов императорской фамилии, а также "титульные" гербы. Одновременно были утверждены рисунки Большой, Средней и Малой государственных печатей, ковчегов (футляров) для печатей, а также печатей главных и низших присутственных мест и лиц. В общей сложности одним актом утвердили сто десять рисунков. 31 мая 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления.
Большой государственный герб Российской империи введен 11 апреля 1857 года по указу императора Александра II (1855-1881). Идея герба, изложенная еще в манифесте 1800 года императора Павла I, была реализована.
Большой герб России, как и в идеи Павла I, отражает в себе символ единства и могущества России. В нем отражена древняя традиция изображать вокруг двуглавого орла гербы территорий, входящих в состав русского государства. Это сходно с идеей объединений русских княжеств вокруг Москвы.
В центре Большого государственного герба помещен французский щит с золотым полем, на котором изображен двуглавый орел. Сам орел черного цвета, увенчан тремя императорскими коронами, которые соединены голубой лентой: две малых увенчивают голову, большая расположена между головами и возвышается над ними; в лапах скипетр и держава; на груди изображен "герб Московский: в червленом золотыми краями щите святой великомученик и победоносец Георгий в серебряном вооружениии лазоревой приволке на серебряном коне…".* Щит, на котором изображен орел, сверху увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского, вокруг главного щита – цепь и орден святого Андрея Первозванного. По сторонам щита расположены щитодержатели: с правой стороны – святой Архистратиг Михаил, с левой – Архангел Гавриил. Центральная часть объединяется под сенью большой императорской короны и государственной хоругвью над ней. Слева и справа от государственной хоругви, на одной горизонтальной линии с ней расположены шесть щитов с соединенными гербами княжеств и волостей – три справа и три слева от хоругви, создающие почти целый полукруг.
Девять щитов, увенчанных коронами с гербами Великих княжеств и царств и гербом Его Императорского Величества, составляют продолжение и большую часть того круга, который начали соединенные гербы княжеств и волостей. Гербы таковы (против часовой стрелки): Герб Астраханского царства, герб Сибирского царства, Родовой герб Его Императорского Величества, соединенные гербы Великих княжеств, герб Великого княжества Финляндского, герб Херсониса-Таврического (так в книге – В. Л.), герб Польского царства, герб Казанского царства.
Верхние шесть щитов расположены следующим образом (слева направо): соединенные гербы княжеств и областей Великороссийских, соединенные гербы княжеств и областей Юго-Западных, соединенные гербы Прибалтийских областей и герб Туркестанский. В тоже время были приняты Средний и Малый государственные гербы. Средний государственный герб представлял собой то же, что и Большой, но без государственных хоругвей и шести гербов над сенью; Малый – то же, что и Средний, но без сени, изображений святых и родового герба Его Императорского Величества.
_____________________________________________________________
· Г. Вилинбахов "Родословная российского герба" // «Родина», 1993 № 1
24 июля 1882 года Император Александр III утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, императорские короны стали изображать наподобие реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации.
Окончательно рисунок Большого герба империи был утвержден 3 ноября 1882 года, когда к титульным гербам добавили герб Туркестана.Большой государственный герб теперь обрамляют лавровые и дубовые ветви. Они символизируют славу, честь, заслуги (лавровые ветви), доблесть, мужество (дубовые ветви). Средствами геральдической символики в Большом государственном гербе отражена "триединая сущность русской идеи: За веру, Царя и Отечество". Вера выражена в символах русского православия: множество крестов, святой Архистратиг Михаил и святой Архангел Гавриил, девиз "Съ нами Богъ", восьмиконечный православный крест над государственной хоругвью. Царь, идея самодержца выражена в атрибутах власти – государственные регалии России: большая императорская корона, другие российские исторические короны, скипетр, держава, цепь ордена святого ордена святого Андрея Первозванного. Отечество отражено в гербе Москвы, гербах русских и российских земель, в шлеме святого великого князя Александра Невского. Круговое расположение гербов подчеркивает равенство между ними, а центральное расположение герба Москвы – стремление к единению Руси вокруг Москвы – исторического центра земли русской. Большой государственный герб Российской империи создает монументальный образ великой, единой и неделимой России, каковой она в то время и являлась. Здесь мы и находим еще одну очевидную взаимосвязь геральдики и государственной истории.
23 февраля 1883 года были утверждены Средний и два варианта Малого герба. В январе 1895 года было высочайше повелено оставить без перемен рисунок государственного орла, выполненный академиком А. Шарлеманем.
Революция 1917

После Февральской революции 1917 года власть в России получили масонские организации, которые сформировали свое Временное правительство и, в том числе, комиссию по подготовке нового герба России . Одним из ведущих художников в комиссии был Н. К. Рерих (он же Сергей Макрановский), известный масон, впоследствии украсивший масонской символикой еще и дизайн американского доллара. Масоны общипали герб и лишили его вех державных атрибутов – короны, скипетра, державы, крылья орла были безвольно опущены вниз, что символизировало покорность русского государства масонским замыслам. К новому варианту герба народ отнёсся, скептично и назвал его "ощипанной курицей". 29 апреля 1917 года газета "Речь" писала: "Юридическое совещание, рассмотрев вопрос о дальнейшем употреблении знака государственного герба, признало, что двуглавый орел не связан ни с династией Романовых, ни с каким-либо определенным государственным строем…, поэтому с удалением с него титульных гербов, и эмблем монархического характера… орел может быть принят для употребления как герб свободного Российского государства". Но по правилам геральдики, чёрный двуглавый орёл – символ имперской власти.. Изображение орла, образца февраля 1917 года, продолжали использовать в качестве официального и после Октябрьской революции, вплоть до принятия нового советского герба 24 июля 1918 года.
Летом 1918 года советское правительство окончательно решило порвать с исторической символикой России, и принятая 10 июля 1918 года новая Конституция провозгласила в государственном гербе не древние византийские, а политические, партийные символы: двуглавый орел был заменен красным щитом, на котором изображались перекрещенные серп и молот и восходящее солнце как знак перемен. В это время идет активное притеснение российского герба. Активно участвовал в такой революционной пропоганде известный писатель М. Горький. С 1920 года вверху на щите помещалось сокращенное название государства – РСФСР. Щит окаймляли пшеничные колосья, закрепленные красной лентой с надписью "Пролетарии всех стран, соединяйтесь". Это был символ – классовый, рабоче-крестьянский, как бы исключающий остальные социальные слои страны: интеллигенцию, предпринимателей и других. В течение нескольких лет проводилась художественная доработка его рисунка. Позднее это изображение герба было утверждено в Конституции РСФСР.
С образованием СССР, в таком же стиле разработли гербы СССР, союзных республик, а также гербы двадцати автономных республик. В состав РСФСР входили 16 республик: Башкирская, Бурятская, Дагестанская, Кабардино-Балкарская, Калмыцкая, Карельская, Коми, Марийская, Мордовская, Северо-Осетинская, Татарская, Тувинская, Удмуртская, Чечено-Ингушская, Чувашская, Якутская. 60 лет спустя, весной 1978 года, воинская звезда, ставшая к этому времени частью герба СССР и большинства республик, вошла в герб РСФСР. В 1992 году вступило в силу последнее изменение герба: аббревиатура над серпом и молотом была заменена надписью "Российская Федерация". Но это решение почти не выполнялось, ибо советский герб с его партийной символикой уже не соответствовал политическому устройству России после крушения однопартийной системы правления, идеологию которой он воплощал.
После образования Союза ССР в 1924 году был принят Государственный герб СССР. Историческая суть России как державы перешла именно к СССР, а не к РСФСР, которая играла подчиненную роль, поэтому именно герб СССР следует рассматривать как новый герб России.
Конституция СССР, принятая II съездом Советов 31 января 1924 года, официально узаконила новый герб. Поначалу он имел по три витка красной ленты на каждой половине венка. На каждом витке помещался девиз "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" на русском, украинском, белорусском, грузинском, армянском, тюрко-татарском языках. В середине 1930-х годов добавился виток с девизом на латинизированном тюркском, а русский вариант перекочевал на центральную перевязь.
В 1937 году число девизов на гербе достигло 11. В 1946 году – 16. В 1956 году, после ликвидации шестнадцатой республики в составе СССР, Карело-финской, девиз на финском языке был удалён с герба, до конца существования СССР на гербе оставалось 15 лент с девизами (одна из них – русский вариант – на центральной перевязи).
5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. Для организации этой работы была создана Правительственная комиссия. После всестороннего обсуждения комиссия предложила рекомендовать Правительству бело-сине-красный флаг и герб – золотого двуглавого орла на красном поле. Окончательное восстановление этих символов произошло в 1993 году, когда Указами Президента Б. Ельцина они были утверждены в качестве государственных флага и герба.
8 декабря 2000 года Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон "о Государственном гербе Российской Федерации". Который был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 20 декабря 2000 года.
Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV – XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах – скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди – изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.
Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России – это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в третьем тысячелетии.
Заключение

История двуглавого орла отражает путь Российской державы, полный величия и драматизма. На протяжении четырех с половиной столетий двуглавый орел неизменно оставался глав­ной эмблемой русского государства, хотя облик орла, его отдельные детали претерпевали значительную эволюцию.
В своей работе я постаралась отразить, как история нашей страны нашла свое отображение в своем главном государственном символе.
Изучение истории двуглавого орла — главного символа русской государ­ственности имеет непреходящее значение в деле воспитания нового поколения русских людей, беспредельно любящих свою великую Родину, ощущающих свое духовное и кровное родство с далекими предками, отстоявшими честь, свободу и независимость России.
Список литературы:

1. Лебедев В. "Державный орел России"//Москва// «Родина», 1995
2. Г. Вилинбахов "Родословная российского герба" // «Родина», 1993 № 1
3. Конов А. "Геральдика российская" // СПб // «Нева», 1985 № 2
4. "История России в лицах и датах" Словарь-справочник. // СПб// «Книга», 1995