Гоголь в Петербурге

С Петербургом связаны всего несколько лет жизни Николая Васильевича Гоголя. Но именно в столице началась его литературная карьера здесь были напечатаны и имели огромный успех Вечера на хуторе близ Диканьки. Гоголь приехал в столицу России из Украины с мечтами о предстоящей службе и литературной карьере. Идеей поехать в Петербург писатель загорелся еще давно, когда его друг,
Высоцкий, окончивший лицей двумя годами раньше Гоголя уехал в столицу в 1826 году. После его отъезда Гоголь стал еще более прежнего стремиться покинуть надоевший ему Нежин, со всеми населяющими его существователями, которые задавили корою своей земности, ничтожного самодовольствия высокое назначение человека. Петербург представлялся ему каким-то волшебным краем, с одной стороны открывающим поле для широкой всесторонней деятельности, с другой представляющим возможность
наслаждаться всеми дарами искусства, всеми благами умственной жизни. Ты уже на месте пишет он товарищу в начале 1827 года уже имеешь сладкую уверенность, что существование твое не ничтожно, что тебя заметят, оценят, а я зачем нам так хочется скоро видеть наше счастье зачем нам дано нетерпение мысль о нем и днем, и ночью мучит, тревожит мое сердце душа моя хочет вырваться из тесной своей обители, и я весь нетерпение. Ты живешь уже в
Петербурге, уже веселишься жизнью, жадно торопишься пить наслаждения, а мне еще не ближе полутора года видеть тебя, и эти полтора года длятся для меня нескончаемым веком Убедясь на опыте, что петербургская действительность мало соответствовала их юношеским мечтам, Высоцкий старался разочаровать товарища и представить ему те трудности и неприятности, какие встретят его в столице, но на Гоголя эти предостережения производили мало впечатления. Ты ужаснул меня чудовищами разных препятствий пишет он в 1827 году но они бессильны, или – странное свойство человека чем более трудностей, чем более преград, тем более он летит туда. Вместо того, чтобы остановить меня, они еще более разожгли во мне желание. В июне 1828 года Гоголь выдержал выпускной экзамен и мог осуществить свою мечту – ехать в Петербург. Какие-то семейные дела задержали его до конца года в деревне, и только в декабре он вместе
со своим товарищем и соседом по имению А. Данилевским уселся в кибитку и двинулся в дальний путь. Сильно волновались молодые люди, подъезжая к столице. Они, как дети, беспрестанно высовывались из экипажа посмотреть – не видны ли огни Петербурга. Когда, наконец, замелькали вдали эти огни, их любопытство и нетерпение достигли высшей степени. Гоголь даже отморозил себе нос и схватил насморк, беспрестанно выскакивая из экипажа, чтобы лучше насладиться
вожделенным зрелищем. Остановились они вместе, в меблированных комнатах, и сразу должны были познакомиться с разными практическими хлопотами и мелкими неприятностями, встречающими неопытных провинциалов при первом появлении их в столице. Эти дрязги и мелочи обыденной жизни удручающим образом подействовали на Гоголя. Он был почти уверен, что поселится в веселой комнатке, окнами на Неву. Но эти мечты разбились о суровую реальность столичной жизни.
Его весьма скромных средств хватило только на то, чтобы снять комнату в доме на Гороховой улице. Расположенная в центре города, Гороховая во времена Гоголя как, впрочем, и сейчас выглядела чрезвычайно непривлекательно со своими грязно-желтыми доходными домами, толчеей и сильным движением. Другим известным адресом писателя в Петербурге был дом на Малой Морской улице, носившей одно время его имя. Гоголь, мечтавший служить России, смог устроиться в столице в первое время только мелким чиновником в Департамент уделов. А впоследствии, в течение полутора лет, он даже преподавал в Петербургском университете. И реальный мир мелкого чиновничества, жившего в доходных домах на окраинах города, в котором вращался Н.В.Гоголь в Петербурге, нашел свое отражение в его творчестве. Созданный им литературный образ столицы раскрывается в серии
Петербургских повестей. И удивительно, но даже по прошествии более чем полутораста лет многие улицы и уголки Петербурга сохранили свой облик с гоголевских времен. Достаточно пройти по Гороховой, или улицам Коломны юго-западный район Петербурга, чтобы окунуться в мир мелкого столичного чиновничества – героев гоголевских повестей. Как одному из знаменитых петербуржцев Н.В.Гоголю установлены памятники в
Александровском сквере и на Малой Конюшенной улице. К теме Петербурга обращались многие поэты и писатели. В русской литературе этот город с момента своего возникновения воспринимался не только как новая столица, но и как символ новой России, символ ее будущего. Однако отношение к Петербургу в русском сознании всегда было двойственным.
Одни видели в нем гордый град Петров, другие проклятый город, случайно возникший над водной бездной наперекор стихии и разуму. А. С. Пушкин одним из первых показал противоречивый облик Петербурга, города пышного, города бедного. В поэме Медный всадник северная столица, ставшая памятником дерзновенным замыслам великого императора, отнимает последнюю надежду у Евгения. За парадной пышностью
Петербурга скрывается холодный, жестокий мир человеческого бесправия. Город равнодушен к судьбе маленького человека. Эта мысль получила блестящее развитие в творчестве Н. В. Гоголя. Автор Носа, Записок сумасшедшего, Невского проспекта, Шинели создал художественный образ столицы, в котором выражена социальная и нравственная суть города. Гоголевский Петербург город нищих чиновников, мастеровых, бедного люда противостоит парадному блеску Невского проспекта. Красота главной улицы призрачна и обманчива. Она не может скрыть нищеты и трагизма жизни большей части города, ужасной изнанки столицы. О, не верьте этому Невскому проспекту Все обман, все мечта, все не то, чем кажется восклицает Н. Гоголь. За внешней нарядностью всегда чисто подметенных тротуаров Невского проспекта, по которому движутся вереницы карет и потоки щегольски разодетых прохожих, прячутся
разбитые мечты, утраченные иллюзии, искалеченные человеческие судьбы. Кончает жизнь самоубийством художник Пискарев, не выдержавший столкновения с реальным Петербургом. В городе, где ценятся только богатства и чины, где торжествует самодовольная пошлость, гибнет талант еще одного художника Чарткова, растратившего впустую свой великий дар, променявшего вдохновение на кошелек, туго набитый монетами. Петербург Гоголя образ двойного бытия.
С одной стороны, он аккуратный немец больше всего любящий приличие, деловитый, суетливый, иностранец своего отечества с другой – неуловимый, манящий затанной загадкой, город неожиданных встреч и таинственных приключений. Таким образом, создатся образ города гнетущей прозы и чарующей фантастики – Петербургские записки 1836 года. Тут же Гоголь пишет Трудно схватить общее выражение Петербурга, потому что в городе этом царит разобщение.
Столица – большой постоялый двор, где каждый сам по себе и никто не знаком хорошо друг с другом. Среди произведений Гоголя, в 1830-е годы, можно выделить пять повестей, которые принято называть петербургскими первая редакция Портрета, Невский проспект, Нос, Шинель и Записки сумасшедшего. В повестях Гоголя о Петербурге много примет фактической достоверности. В характеристиках важнейших частей города, основных слов населения, их нравов, занятий, вообще многих сторон петербургской жизни Гоголь и авторы этих строго фактографических очерков сходятся порой очень близко. Конечно, картина столичной жизни у Гоголя неполна чувствуется целенаправленный отбор материала. Замечено, что Гоголь, словно не видит царственного величия Петербурга. Взгляд автора петербургских повестей прикован к миру невзрачных закоулков, убогих намных квартир, закопчнных мастерских, зловонных подворотен, чрных лестниц, облитых помоями и проникнутых насквозь
тем спиртуозным запахом, который ест глаза. Если и появляются и в поле зрения героев дворцы, гранитные тротуары, блеск витрин, светские салоны и бальные залы, то в конечном счте лишь для того, чтобы создать контраст, обостряющий восприятие картин житейского убожества. Невский проспект – всеобщая коммуникация Петербурга. В начале одноименной повести сделано полное обозрение этого главного проспекта, во всякое время суток.
Все объединяются только одним местом – Невским проспектом. Справедливо замечено, что гоголевский Петербург – это образ громадной совокупности людей, связанных определнным укладом жизни. Герои повестей выступают как типичные представители этой массы. Гоголь, судя по всему, принципиально концентрирует сво внимание на людях, которых можно считать средними в любом отношении. По меркам петербургской иерархии все его герои достигли немногого
Пискарв и молодой Чартков – бедные, никому не известные живописцы Попришин и Башмачкин – титулярные советники, один из которых всю жизнь переписывает, а другой почитает за честь очинять директорские перья. Каждого из этих людей, внезапно постигает какое то бедствие. И обнаруживается внутреннее несовпадение человека с его положением и рангом, с отведнной ему общественной ролью и даже с его вполне определившимся характером. Если Пушкина занимают великие дела преобразователя России и вызванные ими грандиозные исторические катаклизмы, то для Гоголя важнее отдалнные и малозаметные, на первый взгляд, последствия петровских преобразований в будничной жизни русских людей. Гоголь добивается небывало серьзного отношения к бытовой жизни в е собственном содержании и сам, проникаясь этим новым к ней отношением, начинает в е пределах выяснять значение всех
последствий Петра. Враждебнее всего относится Петербург к маленькому человеку. В Записках сумасшедшего Н. Гоголь словами одного из обездоленных героев, чиновника Поприщина, раскрывает противоречивость и несправедливость общественного устройства Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам. Атмосфера безразличия и жестокости сводит Поприщина с ума.
Но его сознание настолько искажено ложными ценностями Петербурга, что в своих болезненных мечтах он видит себя таким же, как те, по чьей вине приходится страдать бедным чиновникам. Поприщин сам хочет распоряжаться человеческими жизнями, стремится попасть в ранг тех, кому все позволено. Его воспаленный ум рождает образ Фердинанда VIII, с которым герой отождествляет себя.
Не менее драматична судьба другого петербургского жителя Акакия Акакиевича Башмачкина, вечного титулярного советника, в котором бессмысленная канцелярская служба убила всякую живую мысль. Единственная цель его жизни новая шинель. Он думает о ней, как иной человек о любви, о семье. Ради нее герой идет на лишения и полуголодное существование.
Не было человека счастливее Акакия Акакиевича, когда портной принес ему шинель. Но радость оказалась недолгой ночью его ограбили. Никто из окружающих не принимает участия в несчастливом чиновнике. Напрасно ищет помощи Башмач-кин и у значительного лица. Одинокий, отвергнутый всеми, доведенный до отчаяния, он умирает от простуды. Причина его болезни не холод петербургской зимы, а, скорее, людское равнодушие. Преступное бессердечие проявляет Петербург и к капитану Копейкину. Общество оказалось черствым и бездушным по отношению к герою Отечественной войны 1812 года, инвалиду, лишившемуся всех средств к существованию. Петербург Н. В. Гоголя это город, в котором фантастическое и реальное находятся в неразрывном единстве.
Здесь возможны самые необыкновенные происшествия. Исчезнувший нос майора Ковалева живет собственной жизнью и к тому же имеет более высокий чин, чем его хозяин. Все сдвинуто в мире. Всюду царит хаос, рушатся привычные представления о добре и зле, главным достоинством становится не честь, а чин. Город способен унизить человека до того уровня, когда он уже перестает замечать степень своего падения. Пирогов остается самодовольным, не смущаясь поркой, устроенной
ему за волокитство. В. Белинский писал Пискарев и Пирогов какой контраст О, какой смысл скрыт в этом контрасте И какое действие производит этот контраст Пискарев и Пирогов, один в могиле, другой доволен и счастлив, даже после неудачного волокитства и ужасных побоев Таков Петербург, город крестов и звезд лучшие погибают, пошлые и ограниченные процветают. Очень точно подмечает А. Герцен одну важную особенность северной столицы
В судьбе Петербурга есть что-то трагическое, мрачное, величественное. Эта мысль приходит на ум при знакомстве с произведениями Н. В. Гоголя. Гоголевские места в Петербурге Гороховая улица Большая Мещанская улица Малая Морская улицы Дом Зверкова близ Кокушкина моста Коломна Александрийский театрГороховая улица
Впервые приехав в Петербург, Гоголь поселился на Гороховой улице. Расположенная в центре города, Гороховая во времена Гоголя как, впрочем, и сейчас выглядела чрезвычайно непривлекательно со своими грязно-желтыми доходными домами, толчеей и сильным движением. Большая Мещанская улица В начале 1829 года в этом доме поселился Н.В.Гоголь.В апреле того же года он перебрался в стоявший неподалеку 4-этажный дом каретного фабриканта И.Иохима на Большой Мещанской улице ныне Казанская улица, дом 39. Здание это, построенное в первой четверти XIX века, хорошо видно от канала Грибоедова в перспективе Столярного переулка. В это время Гоголь издал сво первое сочинение – поэму Ганц Кюхельгартен.
Кокушкин мост Кокушкин мост соединяет Кокушкин и Столярный переулки. Назван так по фамилии купца Василия Кокушкина, дом которого находился на углу Кокушкина переулка и Садовой улицы. Однопролетный мост построен в конце XVIII века в период окончания работ по сооружению гранитных стенок набережных канала. Он имел каменные, облицованные гранитом опоры и деревянное балочное пролетное строение.
До 1872 года мост официально именовали двояко и Кокушкин, и Какушкин.Мост условно можно назвать литературным. В конце 1829 года в доме купца Зверкова у Кокушкина моста дом 69 по каналу Грибоедова поселился на последнем этаже с окнами во двор Н.В.Гоголь. Здесь он писал свои бессмертные Вечера на хуторе близ Диканьки. Малая Морская улица На Малой Морской в трехэтажном доме с низкой аркой ворот в третьем этаже,
со двора с 1833 по 1836 г. снимал квартиру Н. В. Гоголь. Дом принадлежал придворному музыканту Лепену. П. В. Анненков вспоминал Гоголь жил. в двух небольших комнатах, и я живо помню темную лестницу квартиры, маленькую переднюю с перегородкой, небольшую спальню, где он разливал чай своим гостям, и другую комнату, попросторнее, с простым диваном у стены, большим столом у окна, заваленным книгами, и письменным бюро
возле него. Коломна Миновав Крюков канал, Садовая ул. вступает на территорию быв. Коломны. Этот район был распланирован в конце 1730-х гг. арх. П. М. Еропкиным. В ту пору это была далекая окраина столицы. Расположенная между Мойкой, Фонтанкой и Крюковым каналом, она, вероятно, получила свое русифицированное название по межевым столбам колоннам. Жизнь и быт населявших ее маленьких людей нашли отражение в поэме А. С. Пушкина Домик в Коломне, повестях Н. В. Гоголя Портрет и Шинель. Александрийский театр Здание Александрийского театра, созданное К. И. Росси, один из наиболее характерных и выдающихся памятников архитектуры русского классицизма. 19 апреля 1836 года на его сцене был поставлен Ревизор Гоголя. Пьеса произвела сенсацию. но в первое время никто даже из самых жарких поклонников
Гоголя не предчувствовал, какой огромный переворот должен совершить автор этой комедии.