Город фараона-еретика
В
1887 году женщина из маленькой деревни Телль-эль-Амарна, расположенной на
Среднем Ниле, примерно в двух километрах от восточного берега, случайно нашла
несколько глиняных табличек с непонятными знаками. За них можно было выручить
несколько медяков, а чтобы выручка была больше, женщина разломала таблички на
несколько частей, продав их поодиночке. Торговец древностями, купивший обломки
табличек, сразу понял, что в его руки попал какой-то древний текст, и предложил
таблички нескольким музеям Европы. К этому времени бум на египетские древности
Уже прошел — прежде всего из-за того, что наряду с подлинными предметами
старины Европу наводнили более или менее ловкие подделки. Поэтому Ученые довольно
скептически отнеслись к предложенным им табличкам, тем более что текст на них
оказался написанным на вавилонском языке. А откуда вавилонский язык в Египте?
В
общем, таблички из Телль-эль-Амарны оказались никому не интересны, и их обломки
постепенно разошлись по рукам туристов-любителей либо осели в лавках торговцев
древностями как заведомый неликвид. Лишь несколько фрагментов попало в один из
берлинских музеев.
Берлин
конца XIX — начала XX века был крупнейшим в мире центром ассириологии. Здешние
специалисты быстро установили подлинность амарнских табличек, и вскоре из
Берлина последовало указание германским агентам в Египте скупать все таблички
подобного рода. Разрозненные фрагменты амарнских текстов искали и по всему
миру. Когда наконец остатки архива были собраны и было установлено
местонахождение недостающих частей (некоторые из них попали даже в США),
ассириологи приступили к изучению «писем из Амарны».
Это
был архив фараонов XVIII династии Аменхотепа III и его сына и преемника
Аменхотепа IV (Эхнатона), правивших в XIV веке до н.э. Он содержал их переписку
с царями Хеттии, Месопотамии и других областей Передней Азии. Перед потрясенным
научным миром открывались новые, совершенно неизвестные дотоле страницы
истории!
Несомненно,
что холмы Телль-эль-Амарны должны скрывать и другие подобные таблички. А может
быть, там будут и еще более интересные находки!
В
1891 году разведывательные раскопки в Амарне начал знаменитый английский
археолог Уильям Флиндерс Питри. Работы продолжались два сезона, после чего
Питри прекратил исследования — никаких сколько-нибудь значительных открытий ему
сделать не удалось. И лишь 16 лет спустя, в 1907 году, в Амарну приехала
экспедиция Германского восточного общества, которой руководил Людвиг Борхардт
(1863—1938) — выдающийся немецкий археолог, ученик известного египтолога
Адольфа Эрмана. Борхардт хорошо разбирался в египетских древностях, архитектуре
и изобразительном искусстве, был отличным организатором и умелым руководителем.
Раскопки Телль-эль-Амарны, планомерно проводившиеся им на протяжении семи лет,
можно считать образцовыми. После Первой мировой войны работы в Амарне
продолжила экспедиция английского Фонда исследования Египта.
Так
постепенно, сантиметр за сантиметром, из земли стали подниматься руины
Ахетатона — столицы фараона Аменхотепа IV, «солнечного города», который в
надписи на одной из гробниц прославлялся как «могущественный город лучезарного
Атона, великий в своем очаровании… полный богатств, с жертвенником Атона в
центре его».
История
Ахетатона была очень короткой и укладывается в рамки правления Аменхотепа IV.
На двенадцатом году своего царствования этот фараон неожиданно порвал с древней
религией Египта — традиционным многобожием и учредил культ солнечного диска —
Атона. Культ всех прочих богов был отменен, их храмы закрыты, храмовое
имущество конфисковано. Фараон закрыл жреческие школы, объявил жрецов лживыми
учителями, не почитавшими истинного бога, провозгласил все культы старых богов
незаконными. Он запретил даже изображать каких-либо богов, в том числе и дюна,
ибо, по его мнению, истинный бог не имеет формы.
По
приказу царя была предпринята попытка уничтожить в египетских надписях не
только имена богов, но и само понятие «бог». Это слово замени словом
«властитель», а знак бога — знаком, обозначавшим фараона. Тем самым Солнце-Атон
мыслилось не как бог, а как небесный царь. Его олицетворением на земле отныне
становился фараон. В честь Атона Аменхотеп IV принял на себя новое имя: Эхнатон
— «Угодный Атону». Он покинул древнюю столицу Фивы и построил в Амарне новую
резиденцию, которую назвал в честь бога Атона «Ахетатон» — «Горизонт Атона».
По
поводу религиозной реформы Эхнатона в XX столетии было сломано немало копий.
Некоторые, наиболее экзальтированные исследователи даже видели в Эхнатоне
«ниспровергателя веры в бога» и пытались отыскать «мировоззренческие причины»
этой реформы. Действительно, попытка царя объявить себя богом и отменить культ
всех других богов выглядит для Египта странноватой, но разве мы не встречаем
множество примеров подобного рода в истории других цивилизаций? Ведь даже в
Римской империи император обожествлялся. Что же касается «мировоззренческих
причин», то о них весьма красноречиво говорят найденные при раскопках Амарны
натуралистически исполненные изображения фараона. Они подчеркивают
многочисленные физические недостатки, которыми страдал Эхнатон: худые руки,
вялые щеки, полные бедра. Некоторые специалисты считают, что эти изображения
являются ясным свидетельством гого, что фараон страдал редкой болезнью, которая
отразилась на его умственных способностях. Вероятно, этой же болезнью
объясняется неслыханная свирепость Эхнатона, который был одним из самых
жестоких египетских владык, творившим «силу против не знающего учения его» и
«обрекающим мраку» своих противников.
А
противников у фараона-реформатора было немало, и их число неуклонно возрастало.
Подавляющее число населения не приняло новой религии. Против него восстало
фиванское жречество. Конец Эхнатона неясен: известно только, что он умер раньше
отпущенного ему срока — то ли он был свергнут с престола, то ли отравлен. Точно
известно лишь, что сразу же после своей преждевременной смерти он был проклят и
вошел в поздние египетские тексты под именем «враг из Ахетатона». Его зять и
наследник фараон Сменхкара правил всего три года. После его смерти религиозные
реформы были окончательно свернуты, жители покинули «Город солнца». Ахетатон
был проклят и объявлен обиталищем демонов, громадные Ри, сооруженные в честь
Атона, разрушены и разбиты. Никто никогда здесь больше не селился, а руины города
использовались в последующие в качестве каменоломни. Постепенно остатки
Ахетатона были погребены под песком.
Сегодня
большая часть офомной резиденции Эхнатона раскопана и облик города можно
представить себе в общих чертах: это широкие главные улицы с домами знати и
богачей и узкие переулки с лачугами солдат и ре, месленников в тех кварталах
города, которые можно считать первыми в мире гетто для бедняков. Известен также
громадный район, где обитало «солнечное» жречество, с роскошными улицами для
процессий, с молельнями, украшенными колоннами, скульптурами, рельефами и
символами солнца. Район храма Атона, располагавшийся в центре города, занимал в
длину 730 и в ширину 275 м.
В
близлежащих горах археологи обнаружили 24 каменные усыпальницы. Многие из них остались
недостроенными. Эти усыпальницы благодаря своим прекрасным рельефам, фрескам и
надписям дают нам возможность получить представление об Эхнатоне и его времени.
Амарнский период был кратким, но чрезвычайно ярким этапом древнеегипетской
истории и имел важные последствия для всех сфер египетской культуры. В этот
период появилось множество сочинений светской литературы на новоегипетском
языке, и среди них — любовная лирика, «песни услаждения сердца». Для искусства
периода Амарны характерны яркий реализм, светскость, что особенно отчетливо
проявилось в целой галерее скульптурных шедевров — портретов Эхнатона и членов
его семьи, созданных в совершенно новой, свободной манере. Самый известный из
них — знаменитый бюст царицы Нефертити, жены Эхнатона, созданный в мастерской
неизвестного скульптора из Амарны.
Сегодня
известны по крайней мере четыре портрета Нефертити. Наибольшую популярность
снискала голова царицы из белого раскрашенного известняка в синей тиаре,
обвитой пестрой лентой (ныне хранится в Берлинском музее). Нет ни одной работы
по древнеегипетскому искусству, где бы она ни воспроизводилась. Она давно стала
одним из символов Египта, частью массовой культуры, адресованной прежде всего
приезжающим в Египет многочисленным туристам. Этот портрет является одним из
самых замечательных женских образов в мировом искусстве. Никого не могут
оставить равнодушными тонкость и женственность черт лица, глубина и ясность
переживаний, сияющие в прекрасных глазах, приоткрытые нежные губы, величавая
осанка и царственность облика.
В
Телль-Амарне археологами были обнаружены мастерские скульпторов, создававших
портреты по гипсовым маскам, снятым с живых и мертвых людей. Среди них —
мастерская «начальника скульпторов» Тутмоса, в которой оказался еще один
портрет Нефертити — судя по всему, незаконченный. Очевидно, скульптор работал с
натуры. Сегодня эта небольшая (33 см в высоту) головка царицы Нефертити,
сделанная из песчаника, хранится в Каире, в Египетском музее. На царице
головной убор, низко надвинутый на лоб и двумя закругленными концами плотно
закрывающий уши. Нежный овал лица, удлиненные глаза и красиво очерченные губы
полны бесконечного очарования. Мастер прекрасно передал обаяние Нефертити,
тонкость и одухотворенность ее облика.
Судя
по дошедшим до нас текстам, Нефертити была одной из выдающихся женщин Египта.
Но судьба ее до сих пор остается загадкой. Что стало с ней после смерти
Эхнатона — неизвестно. Не найдены ни ее гробница, ни мумия. Даже имя ее было
выскоблено на всех памятниках. Точно так же поступили египтяне и с Эхнатоном:
сразу после смерти фараона было зап-решено даже произносить его имя. В списке
фараонов в храме в Абидосе, составленном два века спустя, имя Аменхотепа IV —
Эхнатона не значится. Время его правления просто вычеркнули из анналов истории.
Поступили ли так же и с его трупом?
В
1907 году, когда экспедиция Борхардта лишь приступала к раскопкам в Амарне,
другая экспедиция, которой руководил американец Теодор Дэвис, обнаружила в
Долине царей, таинственную гробницу. Вход в нее был замаскирован и выглядел,
как обычная расселина в скале. Начав ее расчищать, археологи увидели грубо
высеченные каменные ступеньки, которые вели вниз. Там, где они кончались, брал
начало лабиринт подземных ходов, заваленных землей и камнями. Постепенно
разбирая их, археологи все глубже и глубже продвигались в толщу горы.
Неожиданно перед ними предстала стена, сложенная из огромных каменных блоков.
Пришлось разбирать и эту стену. За ней открылся узкий проход, заваленный
камнями.
Среди
этих камней Теодор Дэвис обнаружил стенку роскошного деревянного гроба. По мере
дальнейшей работы археолог все более и более утверждался во мнении, что некогда
здесь в большой спешке вскрывали гробницу, а потом замуровывали вновь.
Устранив
последние препятствия, археологи добрались до погребальной камеры. Здесь
находились остальные части гроба. Он был сделан из кедрового дерева и покрыт
золотом, все части гроба скреплялись золотыми гвоздями. На стенке гроба была
вырезана надпись: «Он сделал это для своей матери».
Несомненно,
что этот гроб был извлечен из саркофага, принадлежащего некоему знатному лицу.
Надпись на стенке гроба и другие тексты, найденные в гробнице, в совокупности
показали, что речь идет о царице Тейе — матери Эхнатона. Она была не
египтянкой, а происходила из какого-то другого азиатского народа. Может быть,
подобное происхождение и объясняет странные с точки зрения египтян религиозные
воззрения Эхнатона.
Кроме
разбитого гроба, стоявшего когда-то в саркофаге, в погребальной камере
археологи нашли дорогую посуду из алебастра и фаянса, сосуды для косметики,
цветные чаши и т.п. Саркофага не было. Судя по тому, что большинство
драгоценных предметов осталось на месте, в гробнице побывали че грабители.
Здесь произошло что-то другое.
Начав
внимательно осматривать камеру, археологи обнаружили в ее зад-Ней части
небольшую нишу, в которой находился сделанный в форме человеческого тела гроб.
Его крышка сдвинулась с места, открыв голову мумии. На °ДНой из глазничных
впадин лежал амулет в виде золотого орла: по-видимо он свалился туда с груди мумии,
когда крышка соскользнула с гроба. На верхней части крышки сохранились
иероглифы: «Прекрасный властелин единственный избранник Ра, царь Верхнего и
Нижнего Египта, живущий в правде, господин обоих царств… Прекрасное дитя
здравствующего Атона, имя которого будет жить всегда и вечно». Неужели это
Эхнатон?
Тело
загадочного покойника было обернуто тонкими золотыми пластинками и
забальзамировано. Однако сырой климат гробницы сделал свое дело: за несколько
тысячелетий влага в конце концов справилась с бальзамом, и извлеченная на
поверхность мумия оказалась в чрезвычайно плохом состоянии. Лишь после многих
месяцев кропотливой работы ученые сумели получить первые представления о
возрасте и конституции тела покойного.
Состояние,
в котором оказалась мумия — сорванная крышка гроба, распеленатая часть головы,
говорит о том, что после погребения в гробницу кто-то наведался. Цель у этих
людей была одна: уничтожить некое ненавистное имя. Из золотых пластинок,
которые крест-накрест лежали на груди покойника, были вырезаны иероглифы
выгравированного на них когда-то имени. На четырех кувшинах из алебастра —
канопах, в которых хранились извлеченные при бальзамировании внутренности, были
видны следы какой-то надписи, но она старательно стерта. И лишь на четырех
кирпичах, служивших опорами гроба, сохранилось имя фараона Аменхотепа IV —
Эхнатона…
Убедительная
находка? Как оказалось, нет. Исследования самой мумии показали, что она не
может быть телом Эхнатона. Этот фараон, хотя и умер молодым, все же был старше
того человека, чья мумия найдена в этой гробнице. Тем не менее гроб, скорее
всего, являлся гробом Эхнатона. Возможно, что фараон был похоронен в нем со
всеми почестями. Но несколькими годами позже его останки заменили на мумию его
зятя — фараона Сменх-кара. Что случилось с вытащенной из гроба мумией Эхнатона,
неизвестно — скорее всего, ее просто уничтожили. Неясно также, куда делся
саркофаг с мумией матери Эхнатона — царицы Тейе. Несомненно, что его вынесли из
погребальной камеры — но куда и зачем? Может быть, ее останки где-то
перезахоронили? Может быть, она лежит вместе со своим сыном — Эхна-тоном? Или
ее прах также уничтожили? Как бы то ни было, остатки царской мумии,
обнаруженные Теодором Дэвисом, породили уйму вопросов, на которые специалисты и
по сей день не нашли еще окончательного ответа.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://subscribe.ru/archive/history.alltheuniverse