Государственное регулирование природопользования в Сибири
Введение
В последние годы на смену тезису о «нулевом росте» пришла концепция «устойчивого развития», декларирующая неразрывное единство экономического развития и сохранения окружающей среды.
Концепция системы устойчивого развития – необходимое условие сбалансированного развития на глобальном, региональном и муниципальном уровне.
В современных условиях формирования рыночной экономики, когда происходят быстрыми темпами количественные и в первую очередь качественные изменения в сфере производства и потребления, решение задач социально экономического развития территории НСО без реализации целенаправленной политики в природоохранной сфере на основе анализа и прогноза загрязнения окружающей среды становится просто невозможным. Состояние окружающей среды на территории области неоднородно и в промышленных зонах остается напряженным, с высоким уровнем загрязнения.
В ближайшей и среднесрочной перспективе наиболее серьезными экологическими проблемами территории НСО, от решения которых во многом зависит качество окружающей среды и состояние здоровья населения, являются:
Захламление земель отходами потребления;
Загрязнение выбросами атмосферного воздуха;
Загрязнение водоохранных зон и открытых водоемов.
Цель данной работы – рассмотреть государственное регулирование природопользование Сибири
Задачи:
рассмотреть законодательство РФ в области охраны природы и экологии;
выявить показатели состояния окружающей среды;
рассмотреть региональное регулирование природоохранных мероприятий.
1. Законодательство в области охраны природы и экологии
Конституция Российской Федерации (1993 г.) провозглашает права граждан на землю и другие природные ресурсы, на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность), на возмещение ущерба, причиненного его здоровью, на участие в экологических организациях и общественных движениях, на получение информации о состояние окружающей природной среды и мерах по ее охране. Одновременно Конституция РФ устанавливает обязанности граждан соблюдать требования природоохранного законодательства, принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень знаний о природе и экологическую культуру. Конституция РФ также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.) лежит в основе природоохранного законодательства РФ. Задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.
Настоящий закон охватывает все аспекты природопользования и охраны окружающей среды и нормы других законов в области охраны окружающей среды не должны противоречить Конституции РФ и Федеральному закону РФ «Об охране окружающей среды».
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.) регулирует отношения в области экологической экспертизы.
Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.) регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.) устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха. Важнейшими общими мероприятиями охраны воздушного бассейна названы установление нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых выбросов (ПДВ), а также платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.
Закон РФ «О радиационной безопасности населения» (1995 г.) определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья. Он провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при практическом использовании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений.
Закон РФ «Об отходах производства и потребления» (1998 г.) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья (1993 г.) регулируют отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.
Закон РФ «О недрах» (1992 г.) регулирует правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. Закон направлен, в первую очередь, на рациональное использование недр и их загрязнение.
Земельный кодекс РФ (2001 г.) регламентирует охрану земель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли. Водный кодекс РФ (1995 г.) регулирует правовые отношения в области использования и охраны водных объектов. Лесной кодекс РФ (1997 г.) устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала.
Закон РФ «О животном мире» (1995 г.) регулирует отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.
Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ затрагивают широкий круг экологических вопросов. Например, Указ о федеральных природных ресурсах (1993 г.) или Указ о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996г.).
Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов и т.д. Они являются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.
Нормативные решения органов местного самоуправления (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей природной среды.
Экологическая экспертиза — оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, природные ресурсы и здоровье людей. То есть оценка хозяйственных и иных проектов на предмет их соответствия требованиям экологической безопасности и системе рационального природопользования.
Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне государственную экологическую экспертизу проводит Министерство природных ресурсов РФ, на уровне субъектов РФ – Министерства природных ресурсов субъектов РФ (областей и краев) и их подразделения – Комитеты по охране окружающей среды (областные и краевые).
Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией. В ее состав входят: руководитель, ответственный секретарь и эксперты. Результатом работы комиссии является заключение государственной экологической экспертизы.
Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от государственной экологической экспертизы. Экспертизе могут подвергаться те же объекты, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну. Инициировать организацию и проведение общественной экологической экспертизы могут граждане, общественные организации (объединения) и органы местного самоуправления. Проводить общественную экспертизу могут общественные организации, в уставе которых оговорен данный вид деятельности. Заключение общественной экологической экспертизы, в отличие от государственной, носит рекомендательный характер.
Финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств заказчика, а общественной экологической экспертизы — за счет средств общественных организаций, общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, органов местного самоуправления. Расходы на экологическую экспертизу могут составлять в среднем 1 % от общей стоимости предполагаемого проекта (правило 1 %).
Экономический механизм охраны окружающей среды имеет определенные инструменты воздействия на материальные интересы природопользователей.
Лимитирование природопользования — плата за сверхлимитное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды в несколько раз превышает плату за использование и загрязнение в пределах установленных предприятию нормативов (лимитов). Платность природопользования — плата за использование практически всех природные ресурсов, за загрязнение окружающей среды, размещение в ней отходов производства и за другие виды воздействия. Внесение платы за использование и загрязнение не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения ущерба.
Финансирование природоохранных мероприятий – предоставление денежных средств на природоохранные мероприятия. Источниками финансирования могут быть собственные средства предприятий (в основном прибыль), бюджетные средства, банковские кредиты, экологические фонды и другие источники. Создание экологических фондов является одним из новых экономических методов управления в природопользовании. Под фондами понимаются как учреждения, призванные оказывать какую-либо материальную помощь, так и сами денежные материальные средства, а также их источники. Например, в экологические фонды поступают платежи всех предприятий за природопользование, а потом эти средства выдаются на проведение самых неотложных и дорогостоящих природоохранных мероприятий. Кроме того, предприятия могут делать взносы в фонды экологического страхования. В этом случае, если произойдет какое-либо экологическое ЧП, и предприятие должно будет платить большой штраф и возмещать нанесенный ущерб, страховой фонд поможет ему. Материальное стимулирование природоохранной деятельности — обеспечение выгодности для природопользователей природоохранной деятельности. Материальное стимулирование предполагает применение не только мер поощрения, но и наказания.
Меры материального поощрения:
установление налоговых льгот (сумма прибыли, с которой взимается налог, уменьшается на величину, полностью или частично соответствующую природоохранным затратам);
освобождение от налогообложения экологических фондов и природоохранного имущества;
применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию (овощи с пониженным содержанием нитратов, пестицидов, ядохимикатов и других вредных веществ могут стоить дороже, а значит, их выгоднее будет продавать и выращивать);
применение льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды (снижение процента за кредит или беспроцентное кредитование).
Меры материального наказания:
введение специального добавочного налогообложения экологически вредной продукции и продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий (т.е. такой продукции, потребление или производство которой опасно для здоровья людей и окружающей среды);
штрафы за экологические правонарушения.
Экономическое стимулирование эффективно в том случае, если соблюдаются следующие условия:
З = (Рут + Нл + Кл + Цн), (1)
З = (Пс.и. + Пс.з. + Пс.р. + Ш + Ндоя), (2)
где 3 — затраты природопользователя на природоохранную деятельность;
Рут — прибыль от утилизации отходов;
Нл — льготы по налогообложению;
Кл — кредитные льготы;
Цн — надбавка к цене;
Пс.и. – плата за сверхнормативное использование ресурсов природы;
Пс.з. — плата за сверхнормативное загрязнение окружающей среды;
Пс.р. — плата за размещение отходов в окружающей среде (складирование уловленных в природоохранных аппаратах вредных веществ);
Ш – штрафы;
Ндоп – дополнительное налогообложение.
Элементы формулы (1) должны увеличивать доход, остающийся в распоряжении предприятия в случае проведения эффективной природоохранной деятельности, а элементы формулы (2) — снижать его, когда предприятие пытается экономить на природоохранных затратах. То и другое должно превышать затраты, необходимые для осуществления природоохранной деятельности в достаточном объеме.
2. Оценка окружающей среды Сибири
Реализация мероприятий по охране среды позволит снизить объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников на 60 тыс. т/год (в т.ч. на 20% от существующего объема выбросов от котельных), уменьшить токсичность выбросов в 3-5 раз, снизить уровень загрязнения атмосферы до нормативных показателей в районах области.
Перевод муниципального автотранспорта и части автотранспорта организаций на использование сжатого природного газа в качестве моторного топлива приведет к уменьшению валовых выбросов от автотранспорта на 30,0 тыс. т и уменьшению выбросов канцерогенных веществ в зоне дыхания людей.
Реализация планируемых мероприятий по охране водных объектов позволит снизить объём загрязненных сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты и на рельеф местности, на 57,0 млн. м3, т.е. около 30%, частично решить проблему подтопления территорий ряда населенных пунктов.
В области обращения с отходами программой предусмотрено завершение строительства I очереди полигона твердых бытовых отходов (ТБО) в г. Куйбышеве, уделено серьезное внимание реконструкции и обустройству существующих мест размещения ТБО в г. Новосибирске и населенных пунктах области, в т.ч. в дачно-садовых обществах, ликвидации несанкционированных свалок.
Комплекс мероприятий по совершенствованию системы обращения с особо опасными отходами позволит исключить попадание в окружающую среду около 300 тонн особо опасных веществ (пестицидов, агрохимикатов, ртутьсодержащих отходов).
Реализация программы позволит расширить сеть особо охраняемых природных территорий области на 18 объектов, обеспечить охрану и содержание 3 государственных биологических заказников, долевое участие во внутрихозяйственном обустройстве более 20 заказников, 31 памятника природы (осуществление противопожарных мероприятий, установка и обновление аншлагов и информационных щитов и др.).
Реализация специальных мероприятий, выполненных по результатам проведения контрольных измерений радиационного фона в местах возможной потери радиоактивных веществ, и выявление аномалий эманации радона обеспечит снижение риска радиационного облучения населения и территории области.
Совершенствование системы экологического мониторинга и контроля экологической обстановки в городах и районах области обеспечит получение объективной информации для принятия управленческих решений, определения ущерба, нанесенного объектам окружающей среды при экологических правонарушениях, при ЧС экологического характера, повысит действенность управления охраной окружающей среды в целом.
Осуществление программы позволит сохранить и укрепить систему традиционных ежегодных экологических акций и мероприятий областного значения (Дни защиты от экологической опасности, областные смотры-конкурсы, студенческие конференции, областной слет юных экологов и т.д.), повысить эффективность работы системообразующих центров по экологическому просвещению населения (областной краеведческий музей, библиотеки и т.д.), обеспечить регулярное информирование населения области об экологической обстановке через все виды СМИ, издание справочно-информационных материалов и методических пособий.
В ближайшей и среднесрочной перспективе одной из наиболее серьезных экологических проблем НСО, от решения которой во многом зависит состояние здоровья его населения, является загрязнение атмосферы. Более 1 млн. жителей проживает в районах, где концентрации вредных примесей в атмосфере регулярно превышают предельно допустимые концентрации. В последние годы наблюдается тенденция роста индекса загрязнения атмосферы. Основными источниками загрязнения атмосферы являются автомобильный транспорт (прирост составляет до 5% в год), ТЭЦ, отопительные котельные и промышленные предприятия, удельные нормативы выбросов которых существенно превышают европейские нормы.
Увеличивается объем сточных вод, сброшенных в поверхностные водные объекты. Бассейн реки Оби в пределах Новосибирской области и поверхностные воды стабильно загрязнены нефтепродуктами (6-15 ПДК), фенолом (2-6 ПДК), тяжелыми металлами (3-11 ПДК), соединениями азота (1,5-2,6 ПДК). Ежегодно сбрасывается в поверхностные водные объекты и на рельеф около 100,0 млн. м3 загрязненных вод без очистки и недостаточно очищенных. Наличие в источниках централизованного водоснабжения указанных и других загрязняющих веществ создает реальную угрозу здоровью населения. Изношенность систем канализации ведет к загрязнению подземных водоносных горизонтов, поднятию уровня грунтовых вод.
Около 1 млн. жителей НСО проживает в городах и населенных пунктах, где основным источником водоснабжения являются подземные воды, которые в большинстве районов Новосибирской области относятся к опасным для здоровья населения. Для подавляющего большинства этих городов и населенных пунктов (около 1,5 тыс.) используемая для питьевых целей вода имеет повышенную минерализацию (более 1000 мг/дм3), жесткость (более 7 мг-экв/дм3), щелочность, содержание натрия, бора (более 0,1 мг/дм3), железа (0,03 – 5,9 мг/дм3), марганца (0,004 – 0,96 мг/дм3) и дефицит фтора.
Одной из наиболее актуальных остается проблема удаления, размещения и обезвреживания отходов. Нерешенность вопросов размещения, переработки и утилизации отходов приводит к увеличению их объемов, размеров занимаемой ими территории, росту числа несанкционированных свалок, интенсивному загрязнению почв, поверхностных водоемов и подземных вод, атмосферного воздуха.
Мусороперерабатывающие заводы отсутствуют. По данным инвентаризации выявлено около 2,0 тыс. объектов размещения и захоронения отходов, большей частью несанкционированных, а места размещения отходов города Новосибирска, расположенные в городской черте, не имеют технических решений, предусматривающих обеспечение достаточной санитарно-гигиенической и экологической безопасности.
Не решена на необходимом уровне проблема хранения и утилизации пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов.
Особую обеспокоенность вызывает проблема размещения и утилизации отходов автотранспорта, ртутьсодержащих отходов, иловых осадков очистных сооружений г. Новосибирска.
Недостаточно изучена радиационная обстановка НСО, что вызывает обеспокоенность населения о текущем состоянии и уровне загрязнения радиоактивными веществами объектов окружающей среды, аграрных систем, территорий населенных пунктов.
В результате хозяйственной деятельности и высокого уровня браконьерства на территории области наметилась тенденция к обеднению животного и растительного мира, среды их обитания.
Значительный ущерб окружающей среде наносится в результате низкой экологической культуры населения.
Негативные тенденции, проявившиеся в 2000 – 2001 г.г. в изменении качественных показателей состояния окружающей среды Новосибирской области в связи с переходом от экономического спада к его росту, имеют реальные предпосылки к ухудшению экологической обстановки.
Таблица 2
Объемы эмиссии загрязняющих веществ в атмосферу по населенным пунктам области
Населенный пункт
Выброс
Всего
Промышленность,
тыс. тонн
Автотранспорт,
тыс. тонн
Доля автотранспорта в %
тыс. тонн
тонн/чел. год
Новосибирск
302,865
0,22
101,734
201,131
66,4
Куйбышев
20,440
0,39
13,236
7,204
35,2
Искитим
15,571
0,23
8,762
6,809
43,7
Линево
13,524
0,58
11,984
1,540
11,4
Бердск
13,242
0,15
10,332
2,910
21,9
НСО
889,816
0,32
220,007
669,799
75,3
Таблица 3
Загрязняющие вещества
Наименование показателей
Единицы измерения
Показатели
Общее количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками,
в том числе:
твердые
газообразные
тыс. тонн
15,730
2,100
13,630
Количество улавливаемых и обезвреживаемых загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников
из них утилизировано и использовано в народном хозяйстве
тыс. тонн
20,025
15,799
Количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух автомобильным транспортом
тыс. тонн
8,8
Таблица 4
Отходы и их утилизация
Наименование показателей
Единицы измерения
Показатели
Объем токсичных отходов, образующихся на предприятиях и организациях
тыс. тонн
177,201
Объем используемых токсичных отходов на предприятиях
из него полностью обезврежено
тыс. тонн
176,950
0,427
3. Региональное регулирование природоохранных мероприятий Сибири
Человек в процессе своей деятельности постоянно изменяет природу. В хозяйственный оборот вовлечена значительная часть ресурсов (земельных, растительных, водных, минеральных, животного мира). Нарастающая эксплуатация ресурсов приводит к их истощению. Объем вредных промышленных и сельскохозяйственных отходов, которые уже не могут быть переработаны естественным путем, постоянно возрастает. Чрезмерное их накопление приводит к загрязнению биосферы и ухудшению условий проживания, которые становятся опасными для здоровья и жизни человека, животных, растений. Поэтому проблемы рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, защиты природной среды от разрушения и загрязнения приобретают всё более острый характер. Под охраной природы понимается практическое осуществление комплекса мероприятий по улучшению взаимодействия человека с окружающей средой (табл. 5).
Таблица 5
Экологические проблемы экономических районов Новосибирской области
Экономический район
Природная зона
Главные природоохранные работы
Исчезающие растения и животные
Барабинский
лесная
предотвращение лесных пожаров, рубок леса; охрана лесов и лугов
купальница азиатская,
лилия кудреватая,
пион, башмачок, крупноцветный, черемуха, кувшинка белая, кубышка желтая, адонис весенний и сибирский, сон-трава, медунка мягчайшая
лесостепная
борьба с эрозией; охрана рек и озер от обмеления и загрязнения; мелиорация почв, гипсование, глубокое рыхление и удаление избытка солей; очистка сточных вод животноводческих ферм
лось, бобр, соболь, тетерев, глухарь, косуля, барсук,
журавль, цапля, аист, лебедь
Кулундинский
степная
борьба с ветровой эрозией; охрана рек и озер от обмеления; защита экосистем, березовых колков и перелесков; орошение земель; очистка сточных вод животноводческих ферм
адонис весенний и сибирский,
котовник украинский,
ковыль перистый; косуля, лебедь-кликун, барсук, дрофа, цапля, аист, куропатка, журавль, тетерев
Центрально-Восточный
лесная,
горно-таежный пояс, лесостепная
борьба с загрязнением и водной эрозией;
предохранение почв, склонов от размыва; охрана экосистем тайги, лесов, лугов; очистка сточных вод животноводческих ферм, промышленных выбросов в атмосферу
купальница азиатская, марьин корень, лилия кудреватая, овсяница гигантская, копытень европейский; барсук, лось, косуля, глухарь, заяц-русак,
американская норка
Использование природных ресурсов и степень воздействия человека на природу в разных частях области различны, поэтому и охрана их должна осуществляться по-разному.
Областная целевая программы «Охрана окружающей среды Новосибирской области» на 2004-2008 годы разработана в соответствии с Постановлением главы администрации Новосибирской области.
Объектом программы является атмосферный воздух населенных пунктов области, поверхностные воды рек Обь, Бердь, Иня и др., подземные воды, растительный и животный мир, особо охраняемые природные территории. Предметом регулирования программы является создание условий и механизмов для решения экологических проблем области.
Программа содержит комплекс мероприятий по решению приоритетных задач в области охраны окружающей среды Новосибирской области, осуществление которых направлено на обеспечение благоприятной окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем, улучшение состояния здоровья населения.
Разработка Программы осуществлена в соответствии с Экологической доктриной Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Новосибирской области в сфере охраны окружающей среды, перспективной схемой развития особо охраняемых природных территорий области на период до 2020 года, утвержденной решением сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 26.11.96г., а также с учетом рекомендаций III областной конференции по охране природы от 16.09.2003 г.
При разработке программы учтены сценарные условия социально-экономического развития области на 2004 – 2008 годы, одобренные распоряжением главы администрации области.
Целью Программы является стабилизация и улучшение экологической обстановки, повышение уровня экологической безопасности населения и содействие улучшению демографического положения.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
сокращения выбросов в атмосферу за счет усовершенствования технологических процессов, модификации газоочистного оборудования, совершенствования системы регулирования выбросов вредных веществ, перевода части автотранспорта на использование природного газа в качестве моторного топлива;
снижения объёма сброса загрязненных сточных вод в результате строительства и реконструкции канализационных очистных сооружений и сетей канализации в городах и районах области;
совершенствования системы обращения с отходами производства и потребления, включая обеспечение их безопасного хранения, внедрение современных технологий по обезвреживанию и утилизации токсичных отходов;
сохранения и восстановления биологического разнообразия за счет развития и совершенствования сети особо охраняемых природных территорий;
обеспечения радиационной безопасности населения;
совершенствования системы экологического мониторинга и контроля экологической ситуации в городах и районах области;
повышения культуры и грамотности населения области в вопросах охраны окружающей среды;
совершенствования законодательной, нормативно-правовой базы и структурно-организационных основ областной системы управления природоохранной деятельностью;
привлечения инвестиций и внебюджетного финансирования для обеспечения внедрения в организациях области передовых технологий.
Выбор мероприятий программы основан на анализе экологической ситуации в городах и районах области, определившим наиболее острые проблемы, и на необходимости продолжения реализации мероприятий предыдущей областной целевой программы «Охрана окружающей природной среды Новосибирской области».
Более 1,5 млрд. рублей планируется потратить на реализацию целевой программы «Охрана окружающей среды Новосибирской области на 2005-2008 годы». Главное направление ее – стабилизация и улучшение экологической обстановки, повышение уровня экологической безопасности населения и содействие улучшению демографической ситуации в области. Проект данной программы рассмотрен на заседании комитета по аграрной политике Новосибирского облсовета и получил одобрение депутатов.
В проекте определены конкретные мероприятия по охране атмосферного воздуха, водной среды области, а также система обращения с отходами. Например, планируется потратить 3,3 млн. рублей на перевод автотранспорта на газ, построить канализационные коллекторы, дюкерный переход через реку Обь, очистные сооружения в городе Тогучине и в рабочем поселке Дорогино и ряд других объектов.
Почти 6 млн. рублей намечается потратить на мероприятия по обеспечению безопасного хранения пестицидов и ядохимикатов, на утилизацию ртутьсодержащих отходов, по наведению порядка в размещении отходов дачно-садовых обществ.
Из общей стоимости программы на областной бюджет приходится 245,6 млн. рублей, федеральный бюджет – 133,8 млн. рублей. Из средств местных бюджетов будет затрачено 304,4 млн. рублей и 867, 2 млн. составят средства организаций.
Заключение
В конце XX – начале XXI в. были организованы международные конференции по проблемам взаимодействия человеческого общества с природой, географической средой в глобальном масштабе. На этих конференциях были приняты очень важные решения – резолюции, протоколы, договора, рекомендованные к исполнению всеми странами мира.
Между природной средой и обществом существуют сложные взаимодействия, обмен веществом и энергией. Взаимоотношения общества и природы — воздействие человеческого общества (антропогенных факторов) на природу и природы (природных факторов) на здоровье и хозяйственную деятельность человека.
Расширяющееся использование природных ресурсов вследствие роста населения и развития научно-технического прогресса приводит к их истощению и увеличению загрязнения природной среды отходами производства и отбросами потребления. То есть ухудшение природной среды происходит по двум причинам: сокращение природных ресурсов; загрязнение природной среды.
Следует обратить внимание на то, что чем выше уровень использования извлеченных природных ресурсов, тем ниже уровень загрязнения природной среды. Следовательно, решая проблему рационального использования природных ресурсов, общество, во-первых, сохраняет природные ресурсы от истощения, а во-вторых, снижает загрязнение природной среды.
Человек (общество) связан с природой своим происхождением, существованием, своим будущим. Окружающая человека природная среда влияла и влияет на формирование биологического вида, рас и этносов. Территориальное расселение людей, их материальная деятельность, размещение производственных сил зависят от количества, качества и местоположения природных ресурсов
Список литературы
1. Постановление «Об Основных направлениях демографического развития Новосибирской области на период до 2015 года» от 13.01.03 № 13.
2. Экологическая доктрина РФ от 31.08.2002 № 1225-Р
3. «О сценарных условиях социально-экономического развития области и основных показателях прогноза социально-экономического развития области на 2004 – 2008 годы» от 17.04.2003 № 304-р.
4. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
5. Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
6. Охрана окружающей среды. / Под ред. Брылова С.А., Грабчак Л.Г., Комащенко В.И. – М.: Высшая школа, 2004.