Государственные: Рационалистические идеи необходимости достижения «общего блага», «гос. интереса» руководили действиями Петра. Если до Полтавской битвы наблюдаются отдельные попытки преодолеть недостатки старой приказной системы управления страной, то в дальнейшем происходит полная реформа органов центральной и местной власти. Многочисленные перестройки, проводимые Петром в области управления государством, привели к созданию централизованной системы органов управления
В 1721г Петра провозгласили императором, что означало дальнейшие усиление власти самого царя. «Император Всероссийский записано в Воинском регламенте есть монарх самодержавный и не ограниченный. Повиноваться его верховной власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повиливает». Еще в 1704г был создан Кабинет – личная царская канцелярия. В 1711г вместо Боярской думы и подменявшей её с 1701г
Консилии (Совета) министров был учрежден Сенат. В него вошли девять ближайших Петру I сановников. Сенату предписывалось разрабатывать новые законы, следить за финансами страны, контролировать деятельность администрации. Руководство работы сенаторов было в 1722г поручено генерал – прокурору, которого Петр I называл (оком государевым). Сенаторы впервые были приведены к присяги, текст которой написал Петр I. В 1718 – 1721г была преобразованы громоздкая и запутанная система приказного правления
страной. Вместо полусотни приказов, чьи функции переплетались и не имели четких границ, было учреждено 11 коллегий. Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления: Коллегия иностранных дел – внешними сношениями Военная – сухопутными вооруженными силами Адмиралтейская – флотом Камер-коллегия – сбором доходов Штатс-коллегия – расходами государства Вотчинная – дворянским землевладением Мануфактур-коллегия – промышленностью Берг-коллегия – металлургической промышленностью Фактически на правах коллегии существовал учрежденный в 1722г Главный магистрат, ведавший русскими городами. Кроме того, действовали Преопраженский приказ (политический сыск), Соленая контора, Медный департамент, Межевая канцелярия. Своеобразной коллегией стал
Синод, или Духовная коллегия, учрежденный в 172г. Создание Синода явилось продолжением борьбы между верховной светской властью и церковью и знаменовало еще один шаг на пути полного подчинения церкви государству. В 1721г должность патриарха – главы русской церкви была упразднена. Церковь стала составной части государственной машины самодержавия.
В 1722г были утверждены штаты церковнослужителей (на 150 дворов – 1 священник). С целью укрепления власти на местах страну в 1708г разделили на 8 губерний: Московскую Петербургскую Киевскую Архангелогородскую Смоленскую Казанскую Азовскую Сибирскую Во главе их стояли губернаторы, ведавшие войсками и управление подчиненных территорий. Каждая губерния занимала огромную территорию и поэтому в свою очередь делилась
на провинции. Их было 50. В каждой провинции размещался полк солдат, что давало возможность оперативно направлять войска на подавления народных движений. Провинции, в свою очередь, делились на уезды. Сложилось единое для всей страны административно- бюрократическая система управления, решающую роль которой играл монарх, опиравшийся на дворянство. Значительно выросло число чиновников. Генеральный регламент 1720г ввел единую для всей страны систему
делопроизводства в государственном аппарате. Административные: Уже в первые годы царствования Петра I стали изменяться стиль и методы государственного управления: падало значение Боярской Думы, основные решения принимались в узком кругу ближайших сподвижников царя. Одним из главных его советников был князь Ф. Ю. Ромодановский. Этот жестокий человек (по словам современника, «злой тиран, пьяный во все дни») являлся всесильным правителем Преображенского приказа – учреждения, следившего за выполнением административных, следственных и карательных задач. С 1708г. Петр начал перестраивать старые органы власти и управления и заменять их новыми. В результате к концу первой четверти XVIII в. сложилась следующая система органов власти и управления. Вся полнота законодательной, исполнительной, и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны получил титул императора.
Первой административной реформой стало создание в 1699г. особого ведомства городов. Ряд указов вводил местное самоуправление для городского купечества, а также населения поморских (северных) городов. Власть воевод отменялась. Выборные бурмистры должны были ведать судом и сбором казенных платежей. Во главе новых органов местного самоуправления была поставлена московская ратуша, выбираемая столичным купечеством. В ее ведении находились главные поступления государственных доходов с городов, а также
общий надзор за действиями органов самоуправления. Возглавил Ратушу в должности «обер-инспектора ратушного правления» бывший дворецкий боярина Шереметьева А. А. Курбатов, но расходы росли, и постепенно царь стал утрачивать доверие к финансовым возможностям Ратуши. Петр приходит к выводу, что «человеку трудно за очи все разуметь и править», а затем и к решению перенести центр тяжести управления на места.
Помимо финансовых нужд это диктовалось также и потребностями армии. По замыслу Петра, новые местные органы власти должны были после окончания Северной войны заняться расквартированием войск (т. е. их размещением и обеспечением в мирных условиях) Подворная перепись населения 1710г. привела к еще одной перекройке местного управления. Была установлена особая платежная единица в 5536 дворов, обеспечивавшая одну «долю» всех средств, необходимых для покрытия военных расходов. Комендантства (старые уезды) отменялись, а вместо них вводились «доли» во главе с новыми чиновниками – ландратами. Предусматривалось, что в соответствии с числом таких «доль» каждая губерния должна будет содержать определенное количество полков. Единственной центральной властью был сам государь со своими сподвижниками, которые могли называться то «ближней канцелярией», то «консилией министров» и т. п.
И вот в 1711 г отправляясь в турецкий поход, Петр издал коротенький указ, гласивший: «определили быть для отлучек наших Правительствующий сенат для управления». Так одним росчерком пера было основано учреждение, в том или ином виде просуществовавшее в России около двухсот лет. В 1711г. была создана должность обер-фискала, которому подчинялись местные фискалы. Их обязанностью было доносить сенату и царю обо всех злоупотреблениях, проступках и любых неблаговидных
деяниях должностных лиц В 1722г. была учреждена должность генерал-прокурора, которому было предано руководство фискалами. Однако главная его задача состояла в том, чтобы играть роль «ока государева» в сенате, т. е. надзирать за работой сенаторов и обо всем доносить императору. Отныне только генерал-прокурор мог предлагать сенату вопросы для обсуждения. Введение этой должности означало резкое уменьшение самостоятельной роли сената в государственном управлении.
Претерпело изменение и городское управление. Должность бурмистров, учрежденная реформой 1699г, отменялась. Все посадское население делилось на три части: 1-ю гильдию (богатые купцы, владельцы ремесленных мастерских), 2-ю гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники, и «подобный люд»), составлявший подавляющее большинство городского населения. Резко сократился круг людей, принимавших участие в выборах; новые органы городского самоуправления, магистраты теперь состояли лишь из представителей 1-ой гильдии. Деятельность городских магистратов контролировал и координировал Главный магистрат, подчиненный Сенату. Особое место среди государственных преобразований Петра I принадлежит принятой в 1722г. Табели о рангах. Ее значение заключается в том, что она привела в систему все государственные чины, распределив их по трем родам службы: гражданской, военной сухопутной и военной морской.
Табель о рангах обязывала всех дворян служить и объявляла службу единственным способом получения любого государственного чина, а значит, и основой любой карьеры. (Всего их было 14) Административная налоговая реформа: 17 марта 1711г. Петр I издал указ «О поручении Правительствующему Сенату положения об устройстве государственных доходов» с предписанием «денег как возможно больше собирать
и учинить фискалов во всяких делах». Фискалы подчинялись только особому лицу, находившемуся при Сенате – генералу – обер-фискалу. Жалованье фискалам не полагалось. Если они могли доказать вину подозреваемого, то последнего ждал крупный штраф. Половина денег шла фискалу, а другая – в казну. Если же донос не был доказан, доносчика не наказывали. Общество с самого начала не приняло фискалов. Наибольшую активность среди них проявлял выходец из народных
низов Алексей Нестеров. Нестеров не побоялся схватиться с любимцем Петра князем Яковом Долгоруковым, славившимся своей неподкупностью. Фискал доказал, что князь уклоняется от уплаты налогов, присваивает государственные земли и вообще занимается сомнительными коммерческими аферами. Петр ставил Нестерова в пример другим фискалам и всячески ему благодетельствовал.
Нестеров уличил в коррупции своего начальника – обер-фискала Желябужского. Петр поставил на место Желябужского Нестерова с указом провести чистку среди фискалов. Нестеров вскоре после приказа сформировал новый аппарат и приступил к работе. С 1714г. возник особый институт фискалов, которые должны были бороться со злоупотреблениями чиновников. Петр I учредил должность генерал-фискала и его помощника – обер-фискала. Им были подчинены фискалы в губерниях и городах. В 1715г. Для контроля за самим Сенатом был назначен специальный генерал-ревизор. На все эти посты Петр I назначал своих любимцев. Так, генерал-прокурор стал П.И. Ягужинский, генерал-обер-фискал Нестеров. Разоблачения сыпались друг за другом. Самые громкие процессы 10-х – начала 20-х годов были инспирированы фискалами.
Жертвами Нестерова стали: брат Якова Долгорукова Григорий, сенатор князь Волконский, астраханский губернатор Артемий Волынский, сибирский губернатор князь Матвей Гагарин. Последнего повесили в марте 1721 года на глазах ближайших родственников, царя, министров, чиновников. Петр наградил Нестерова орденами и крепостными. Но всему хорошему, когда-то приходит конец, оказалось, что только один
Нестеров принес ущерб на сумму в 300 тысяч рублей. Утром 24 января 1724г. совершены были казни обер-фискала Нестерова и его трех товарищей – фискалов, обвиненных в страшнейшем взяточничестве. Казни были совершены на Васильевском острове против здания Коллегий. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Многое историки признают административные преобразования наиболее слабым местом
Петровских реформ. «Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим не только не вели население к материальному и нравственному преуспеянию, но были гнетом, мало, чем уступавшим войне Петровского времени» – писал известный российский историк В. Л. Уланов. Но как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать – Петр I является одной из самых заметных фигур мировой истории.
Главным итогом всех Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма. Целью Петра все годы его царствования было – создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающей влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства. Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.