САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
Дисциплина: История отечественного государства и права
Контрольная работа
Тема: Государственные реформы Петра I
.
Выполнил:
студент факультета юриспруденции
заочной формы обучения
1502 учебной группы
Музычук Максим
Зачетная книжка №
336/1502/ЗФО
Санкт-Петербург
2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение ————————————————————————– 3
Основной вопрос (реформы Петра I) ———————————— 5
Значение и оценка петровских реформ (выводы и заключение) ——- 10
Список использованных источников и литературы ——————— 13
ВВЕДЕНИЕ
Петр I был и остается очень противоречивой фигурой в истории. Политика, проводимая им, тоже отличалась противоречием. Может быть, это потому, что в России испокон веков подчиняются не закону, а силе, отдельно взятой личности. Как доказательство можно вспомнить время Ивана Грозного, или мне, например, вспоминается приведенный в учебнике Н. И. Павленко История России XVIII XIX века диалог между Николаем I и его сыном Александром. Однажды наследник престола, будущий Александр II, сказал, что Россия держится самодержавием и законами. Законами нет! возразил Николай I. Только самодержавием и вот чем, вот чем, вот чем! трижды взмахнул он крепко сжатым кулаком. Петр провел много разных реформ, и я не сомневаюсь, что он старался на благо России. Но, проанализировав реформы, я сделала такой вывод: Петр считал, что порядок в государстве можно навести лишь силой. В качестве примера достаточно вспомнить, как насильно заставляли людей брить бороды. Порой бороду обрубали с кожей. Конечно, такие меры не обеспечивают любовь народа к преобразованиям, растет только число противников реформ. И, следовательно, после смерти самодержца из-за отсутствия согласия разразится битва за престол. Поначалу реформы, по мнению историков, предпринимались, чтобы укрепить военную мощь государства. В этом одна из особенностей преобразований Петра: зависимость внутренней политики от внешней. Монарх мечтал создать мощное и могущественное государство, а процветание, по мнению Петра, невозможно без военной мощи. Другие особенности больше зависят от характера Петра. Конечно, на его характере отразилось трудное детство: козни царевны Софьи, бунт стрельцов, постоянные преследования со стороны Милославских.
Противоречивый характер реформ вызывает различные оценки деятельности Петра. Я ознакомился с трудами известных историков: Н. И. Павленко, С. М. Соловьева, Е. В. Анисимова и А. Б. Каменского и должен заметить: суждения каждого из них о петровских преобразованиях не совпадают. Причины разногласий великих ученых очень точно сформулировал С. М. Соловьев. Различие взглядов происходило, во-первых, от громадности дела, совершенного Петром, и продолжительности влияния этого дела; чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нем, чем долее ощущают на себе его влияние; во-вторых, оттого, что русская жизнь не остановилась после Петра, и при каждой новой обстановке её мыслящий русский человек должен был обращаться к деятельности Петра, результаты которой оставались присущими при дальнейшем движении, и обсуждать ее, применять к новым условиям, новой обстановке жизни; в-третьих, разность взглядов на деятельность Петра зависела от незрелости у нас исторической науки . Действительно, детища Петра существовали долго. Он открыл дорогу, вернее окно, из которого до русского народа доносились ветры иной цивилизации, и закрыть это окно больше было нельзя, при всем желании приверженцев старины Итак, рассмотрим взгляды историков на деятельность Петра. Западники, к ним относятся В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, С. М. Соловьев, сторонники петровских реформ. Они полагают, что благодаря им Россия стала великой державой и приобщилась к европейской цивилизации.
В результате событий, предшествующих реформам Петра, выделилось два пути дальнейшего развития: государство ослабляет давление на общество, или, наоборот, с помощью силы подчиняет общество государственным интересам, нуждам. Петр I выбрал второй путь, для него оказалась важнее мощь государства, а не хозяйственное процветание подданных. Однако в последние годы своего правления монарх осознавал недостатки преобразований, ориентированных на укрепление государственной власти, и задумывался над тем, что пора позаботиться о благоденствии граждан.
Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток российских правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы – все это становилось делом всей страны.
РЕФОРМЫ ПЕТРА
I
Реформы государственного аппарата.
Создание Сената (высшего государственного органа с законодательной, распорядительной и исполнительной властью) на время отсутствия императора и должности генерал-прокурора Сената – "ока государева" – явилось важнейшим преобразованием властных структур России. Царь Петр заменил приказы, введенные Иваном Грозным, коллегиями: иностранных дел; воинская; адмиралтейская; камер- (доходы гос-ва); штатс- (расходы); ревизион- коллегия; юстиц-коллегия; берг- (горная) и мануфактур-коллегия; коммерц-коллегия; вотчинная; малороссийская (1722); Синод (духовная) с 1721г., что привело к подчинению церкви государству. Военные реформы
занимают особое место среди преобразований. Именно армия и флот были главным предметом заботы Петра. Ещё в раннем детстве царь поражал придворных своим пристрастием к военным потехам. Он создал из товарищей своих детских забав два "потешных" полка, ставших впоследствии гвардейскими полками: Семёновским и Преображенским. Потешные полки стали ядром будущей регулярной армии. С началом Северной войны основное внимание Петра сосредотачивалось на Балтийском море и с тех пор, как в 1703 году был основан Санкт-Петербург, строительство кораблей велось почти исключительно в этом городе. В итоге, к концу правления Петра 1 Россия, имевшая 48 линейных и 788 галерных и прочих судов, стала одной из сильнейших морских держав Европы. Начало Северной войны привело к окончательному созданию регулярной армии. Раньше она состояла из двух главных частей: дворянского ополчения и различных полурегулярных формирований. Пётр изменил сам принцип комплектования армии. Главные итоги военных реформ сводятся к следующему:
· создание сильной регулярной армии, способной воевать с основными противниками России и побеждать их;
· появление целой плеяды талантливых полководцев;
· создание мощного военно-морского флота почти из ничего;
· небывалый рост военных расходов и, как следствие, покрытие их за счёт жесточайшего выжимания средств с простого народа. Административные реформы
.
В действительности не было никакой программы административно- государственных преобразований. Те или иные изменения в управлении, административно-территориальном делении России, организации государственного аппарата диктовались трудностями того времени. Главной целью этих беспорядочных, наспех проводимых реформ было быстрое и эффективное выколачивание из народа средств для покрытия постоянно растущих государственных расходов, прежде всего на войну. Бессистемность и спешка часто приводили к путанице: не успевала войти в жизнь какое-либо установление, как через несколько лет оно уже заменялось другими или сводилось на нет. Уже в первые царствования Петра 1 стали изменяться стили и методы государственного управления: падало значение Боярской думы, основные решения принимались в узком кругу ближайших сподвижников царя. Первой административной реформой стало создание в 1699 году особого ведомства городов. Ряд указов вводило местное самоуправление для городского купечества. В 1708 году было провозглашено создание восьми губерний: Московской, Ингерманландской (Санкт-Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской. Главная задача губернской реформы
– обеспечение армии за счёт местных учреждений – выполнена не была, т. к. Северная война затянулась до 1721 года, и разместить в губерниях "приписанные" к ним полки не удалось. Особое место среди государственных преобразований принадлежит принятой в 1722 году Табели о рангах. Её значение заключается в том, что она привела в систему все государственные чины, распределив их по трём родам службы: гражданской, военной сухопутной и военно-морской.
Церковные преобразования
.
После путешествия Петра 1 по странам Европы церковь стала интересовать его. Разделяя новейшие европейские взгляды, царь хотел сделать церковь орудием просвещения, а заодно – лишить её положения "государства в государстве" и совершенно подчинить своей власти. Фактически церковь утратила право распоряжаться своей собственностью. Средства, ранее ей принадлежавшие, пошли на содержание огромной армии и флота. В 1721 году видный церковный деятель Феофан Прокопович составил так называемый Духовный регламент. Этот документ предусматривал уничтожение патриаршества и учреждение для управления церковью духовной коллегии. Пётр сам отредактировал Духовный регламент и провозгласил его законом. Принятие его означало логическое завершение церковной политики Петра 1.
Новые отношения между церковью и государством требовали и нового организационного оформления. В 1721 г. видный церковный деятель, убеждённый сторонник Петровских реформ Феофан Прокопович, также выходец с Украины, составил так называемый Духовный регламент. Этот документ предусматривал уничтожение патриаршества и учреждение для управления церковью Духовной коллегии (Святейшего синода), отличавшейся от других коллегий только сферой деятельности. Пётр сам отредактировал Духовный регламент и провозгласил его законом. Современник сообщает, что когда русские церковные деятели попытались протестовать, Пётр указал им на Духовный регламент и заявил: "Вот вам духовный патриарх, а если он вам не нравится (при этих словах он бросил на стол кинжал), то вот вам булатный патриарх". Естественно, что после столь убедительного довода, ни о каком сопротивлении со стороны церкви не могло быть и речи. Принятие Духовного регламента означало логическое завершение церковной политики Петра I. Хотя Святейший синод и состоял из представителей высшего духовенства, фактически они были государственными чиновниками, которые могли быть в любой момент заменены императором. К тому же во главе Святейшего синода для надзора за его деятельностью находилось светское лицо – обер-прокурор. В дальнейшем Святейший синод стал своеобразным ведомством идеологического и религиозного контроля, а церковная иерархия превратилась в разновидность государственной бюрократии. Основы этого были заложены церковной реформой Петра I.
Преобразования в области науки, культуры и быта
.
Процесс европеизации России получил самое яркое воплощение в культурных преобразованиях петровского времени. Это создание "Цифирных школ" – казённых и общеобразовательных, специальных учебных заведений (математических наук, навигацкая, Морская академия); это выпуск учебников; введение гражданского алфавита; открытие новых типографий, Первого русского музея – Кунсткамеры; выпуск первой русской газеты – "Ведомости"; это геологические поиски каменного угля и нефти, а также подготовлено создание Академии наук России – высшего научного центра.
К XVII в. относится и открытие первого высшего учебного заведения (Славяно-греко-латинской академии, 1687 г.), а также первого театра (придворного театра царя Алексея Михайловича под руководством немецкого пастора И.-Г. Грегори, 1672 г.). Но дело не только в этом. Можно согласиться с мнением историка В.Я. Уланова: "Новым в постановке культурного вопроса при Петре Великом было то, что теперь культура была признана созидательной силой не только в области специальной техники, но и в её широких культурно-бытовых проявлениях, и не только в приложении к избранному обществу… но и по отношению к широким массам народа". Пётр заботился о развитии образования и в самой России. С этой целью он выписывал из-за границы учителей. В 1701 г. в Москве, в Сухаревой башне, под руководством профессора Абердинского университета Форварсона из Шотландии открылась первая в стране Школа математических и навигацких наук (в 1715 г. её сменила Морская академия в Петербурге во главе с тем же Форварсоном). Именно преподаватель навигацкой школы Леонтий Филиппович Магницкий стал автором "Арифметики…" (1703 г.) – знаменитого учебника, по которому училось не одно поколение русских людей. В 1711 г. в Москве появляется инженерная школа, которая, подобно навигацкой, была доступна не только дворянам, но и представителям других сословий. На фоне этих учебных заведений, специализировавшихся на изучении какого-либо одного предмета, выделялась гимназия, основанная в 1705 г. пленным саксонцем Глюком. Её программа предусматривала изучение географии, этики, политики, латинской риторики и ораторского искусства, философии, иностранных языков и даже танцевального искусства и верховой езды. К сожалению, гимназия эта не прижилась: некоторые из её учеников перевелись в медицинскую школу, открытую в 1707 г. при московском военном госпитале, а часть преподавателей перешла в 1715 г. в Морскую академию. Правительство испытывало большие трудности с обеспечением новых школ учениками. Многие из насильственно отданных в обучение "недорослей" убегали, их возвращали под угрозой телесного наказания. Для расширения кругозора подданных Пётр задумал издавать газету, где помещались бы заграничные новости. В январе 1703 г. появился первый номер "Ведомостей о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах". В редактировании его участвовал сам царь. Так родилась первая русская газета (хотя и у неё был предшественник в XVII в. – рукописные "Вести" или "Куранты", составлявшиеся в Посольском приказе). Церковнославянский шрифт, которым печатались "Ведомости…", в 1708 г. был заменён "гражданским", латинизированным – этот шрифт с небольшими изменениями до настоящего времени применяется во всех типографиях России. Шрифт был выбран лично Петром I.
Важной особенностью культурных преобразований Петра I было то, что они проводились "сверху", нередко путём навязывания чуждых русскому обществу европейских бытовых традиций, которые только без пользы раздражали подданных. Экономические реформы
.
В целях модернизации России, развития промышленности большое внимание Петр уделил созданию и дальнейшему развитие мануфактур, увеличению числу государственных мануфактур. Указами о приписных и посессионных крестьянах император организовал бесплатный принудительный труд на мануфактурах. Также Петр Великий проводил политику меркантилизма, способствующую развитию промышленности. В России петровских времен происходило насаждение в России промышленности, т.к. правительство заставляло частных лиц заводить заводы. Проводилась также политика протекционизма, способствующая развитию торговли, т.е. происходило увеличение пошлины на импорт, уменьшение – на экспорт. Социальные реформы
.
Среди реформ, направленных на общество, необходимо выделить "Табель о рангах"
, благодаря этому документу любой гражданин России, независимо от происхождения, поступив на государственную службу, мог получить дворянский титул (до 8 ранга – личное дворянство, с 8 – потомственное (наследственное). Таким образом, продвижение по службе зависело от личных заслуг и выслуги лет. Указ о "единонаследии" ликвидировал разницу между вотчиной и поместьем, которое стало полной собственностью дворян, неделимой и наследственной. Развивая первый российский военный флот, император вводит подушную подать, заменив подать "с дыма"; увеличивает государственные повинности крестьян и посадских; постоянно меняет сроки сбора подати, вводя их чаще. Участие России в северной войне привело к появлению нового явления – рекрутской системы, по которой произошло деление страны на рекрутские округа. Введена рекрутская повинность, по которой все владельцы душ и недвижимости должны поставить в армию 1 человека с 20 дворов 1 раз в 2 года (но были нарушения указа). Тем самым была создана регулярная армия.
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение петровских реформ
Осуществленные Петром I реформы имели большое значение для исторической судьбы России.
В целом за время петровского царствования произошла серьезная метаморфоза внешней политики России: от решения насущных задач национальной политики она перешла к постановке и решению типично имперских проблем. Петровские реформы привели к образованию военно-бюрократического государства с сильной централизованной самодержавной властью, опиравшейся на крепостническую экономику, сильную армию.
Говоря о значении реформ Петра I, в заключение следует прежде всего отметить, что они означали начало процесса модернизации и европеизации в мировом масштабе. При сохранении известной преемственности новая система учреждений, созданных в России в первой четверти XVIII в., означала в то же время радикальный разрыв с предшествующей практикой управления. Административные реформы Петра воплощали в себе развитие, модернизацию и европеизацию, выступали первыми в ряду подобных преобразований нового времени, обнаруживая ряд устойчивых признаков, которые затем прослеживаются в реформах России и других стран вплоть до настоящего времени. Среди них — унификация, централизация и дифференциация функции аппарата государственного управления
Выводы по внутренней политике и реформам, проведенных Петром Великим, полюсны по своему значению. Можно отметить как положительные, так и отрицательные факты:
а) активное вмешательство государства в экономику,
б) развитие торговли,
в) накопление капитала,
г) рост промышленности, ускорение темпов экономического развития России,
д) подчинение церкви государству,
е) создание чётко действующего государственного аппарата,
ж) создание иерархии власти (строгое подчинение одних органов – другим),
и) становление абсолютной монархии в России,
к) консервация феодально-крепостнических порядков,
л) подавление личности государством,
м) превращение России в империю с мощными флотом и армией,
н) улучшение международного положения (победы в Северной войне),
о) развитие культуры России.
Реформы Петра I привели к созданию в России абсолютной монархии, формы правления, при которой законодательная, исполнительная и судебная власть в стране всецело принадлежат главе государства (императору). Власть царя никем и ничем теперь не была ограничена.
В исторической литературе существуют разноречивые оценки реформ Петра Великого. Однако большинство исследователей считают, что преобразования того времени имели выдающееся значение в истории России. Споры идут о том, являлась ли модернизация России насильственной реформацией страны или была подготовлена всем ходом предшествовавшего развития России. Разные суждения высказываются по поводу того, носила ли деятельность Петра целенаправленный характер или была импульсивной реакцией на внешний вызов со стороны передовых европейских государств. Со времен Ключевского утвердилось мнение о том, что все преобразования России во времена Петра Великого были вызваны Северной войной.
Реформы Петра I были ярким примером радикальных нововведений, проведенных государством без поддержки, а порою при сопротивлении широких слоев общества.
Они во многом были подготовлены его предшественниками. Вековые традиции сформировали основной метод их проведения — деспотическое насилие. Личное знакомство с Европой в период пребывания Петра в составе Великого посольства в конце XVII в. определили цель и направление реформ.
Идеалом государственного устройства для Петра I было "регулярное государство”, модель, подобная военному кораблю, где капитан — царь, его подданные — офицеры и матросы, действующие строго по Морскому уставу. Только такое государство, по мысли царя, могло стать инструментом решительных преобразований, цель которых — превратить Россию в великую европейскую державу. Этой цели Петр Великий достиг и потому вошел в историю как великий реформатор. Но какой ценой были достигнуты эти результаты?
Многократное увеличение налогов привело к обнищанию и закабалению основной части населения. Прикрепление каждого россиянина к месту жительства и месту службы сократили пространство свободы, расширившееся в это время в Европе. Все были вмонтированы в систему, как винтики в часовой механизм. Проводя реформу государственного управления, император руководствовался введением бюрократического начала. В России сложился культ учреждения, а погоня за чинами и должностями стала настоящим национальным бедствием.
Одной из особенностей административной реформы было создание системы государственного контроля за деятельностью аппарата управления. Это привело к "бюрократической революции”, последствием которой стала зависимость всех от госаппарата.
Результатом реформ во времена Петра Великого стало создание в России основ государственно-монополистической промышленности, крепостнической и милитаризованной. Вместо формирующегося в Европе гражданского общества с рыночной экономикой Россия к концу царствования Петра представляла собой военно-полицейское государство с огосударствленной монополизированной крепостнической экономикой. Города и села были обескровлены из-за перенапряжения народных сил. Произошло торможение в развитии свободного предпринимательства. Единственным инициатором движения в созданной системе стало государство, от главы которого зависели темпы, направления, способы развития.
Существенные изменения прослеживаются в области социальной политики. Главная социальная мера правительства в отношении крестьян состояла в проведении переписи 1718—1724 гг., с окончанием которой в России подворное обложение было заменено подушной податью.
К 30—40-м гг. крепостнические порядки проникли и в промышленность. Указ 1736 г. прикреплял навечно к мануфактурам и пришлых работников, и их семьи.
В итоге преобразований Россия стала сильным европейским государством. Во многом была преодолена технико-экономическая отсталость. Недаром император был прозван Великим.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л.:Лениздат,1989.
2. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII – первой половине XIX века: История. Историк. Документ. – М.:МИРОС,1994.
3. Реформы Петра I – википедия
http://ru.wikipedia.org/wiki/Реформы_Петра_I
4. История России XVIII-XIX веков. Под ред. Милова Л.В.
2006, – М.: Эксмо.