Введение 1 Образование округов2 Состав округов3 Органы управления4 Функции округов5 Значение округов в империи Введение Имперский округ (нем. Reichskreis) — административное образование в составе Священной Римской империи, представляющее собой объединение государственных образований каждого из крупных исторических регионов империи в военно-фискальных целях, а также для повышения эффективности поддержания порядка и решения межгосударственных конфликтов. Государства, входящие в состав округа, сохраняли свой суверенитет. 1. Образование округов Решение об образовании в составе Священной Римской империи округов было принято в рамках Имперской реформы 1495 года. Первые шесть округов были созданы в 1500 году по решению Аугсбургского рейхстага. Это были следующие округа: Баварский округ Верхнерейнский округ Вестфальский (Нижнерейнский) округ Нижнесаксонский округ Франконский округ Швабский округ В 1512 году дополнительно было образовано ещё четыре округа: Австрийский округ Бургундский округ Верхнесаксонский округ Куррейнский округ Границы десяти имперских округов просуществовали практически без изменений до начала 1790-х годов, когда войны с революционной Францией разрушили систему округов. Часть имперских округов, тем не менее, просуществовала до самого конца Священной Римской империи в 1806 году. 2. Состав округов В состав каждого из округов входили все государственные образования, находящиеся на его территории, а именно: светские княжества, церковные владения, свободные города, владения имперских рыцарей[1]. Существовали, однако, исключения. Так не являлись частью системы округов следующие территории: земли Чешской короны (Богемия, Моравия, Силезия, Верхняя и Нижняя Лужица); Швейцария; государства Северной Италии (кроме епископств Трент и Бриксен); некоторые немецкие княжества (графства Мёмпельгард, Йевер, Гогенрехберг, Дик, Реда, владения Шмалькальден, Книпхаузен и ряд других). Ливонские государства Состав членов имперских округов на протяжении всей истории их существования не оставался неизменным. Хотя общим принципом был переход права на участие в органах управления округа после прекращения правящей династии к новым правителям государства-члена округа, зачастую это правило нарушалось, чтобы не допустить усиления того или иного княжества. Так герцогам Вюртемберга не позволили получить право голоса в собрании Швабского округа за герцогство Тек, а королю Пруссии — в собрании Франконского округа за графство Гейер. Также к новым владельцам не перешли права на участие в органах управления округов секуляризированных монастырей (Герренальб, Кённигсбронн) и ряда епископств без суверенной территории (Гурк, Лавант). Кроме того, достаточно значительное число территорий-членов имперских округов потеряло право на участие в имперском рейхстаге после прекращения их правящих династий и присоединения этих владений к другим немецким княжествам (например, Юлих, Берг, Клеве, Юстинген, Гогенвальдек и многие другие). Помимо государственных образований в структуру имперских округов входили лично главы двух дворянских родов — князья Турн-и-Таксис и Лёвенштейн-Вертгейм-Рошфор. 3. Органы управления Органом управления округом являлось окружное собрание (нем. Kreistag). Каждое государственное образование, входящее в состав округа, имело один голос на заседаниях окружного собрания. В отличие от имперского рейхстага, в окружных собраниях отсутствовал принцип коллективного голоса карликовых государств. В результате большинство голосов в собраниях принадлежало малым и карликовым территориям. Зачастую с ними блокировались и свободные города. Хотя крупные княжества имели рычаги влияния на имперских рыцарей и небольшие сеньории, что позволяло им в некоторых округах диктовать свою волю, именно те округа, в которых подавляющее большинство государств относилось к малым и карликовым (Швабский и Франконский) были наиболее эффективны в осуществлении военно-фискальных мероприятий и проведении собственной политики. 4. Функции округов Среди функций, осуществляемых имперскими округами, выделяют три группы: Поддержание порядка в регионе и разрешение возникающих конфликтов между членами округа мирным путём. Создание коллективной системы обороны, включая поддержание боеспособности крепостей на территории округа, набор и содержание вооружённых сил. Распределение и взимание имперских налогов. Большое значение для повышения эффективности деятельности имперских округов имели постановления имперского рейхстага 1681 года, передавшие практически все вопросы военного строительства и организации имперской армии на уровень округов. В компетенции императора были оставлены только назначение высшего командного состава и определение стратегии военных действий в случае войны. Финансирование организуемой армии осуществлялось по округам путём взносов государств, входящих в состав округа, в пропорции, утверждённой в 1521 году[2] Эта система могла быть эффективной, если подавляющее большинство членов округа принимали в финансировании и содержании войск реальное участие. Крупные княжества, такие как Бранденбург-Пруссия или Ганновер, преследовали, главным образом, собственные политические цели и зачастую отказывались от участия в общеокружных мероприятиях. Поэтому деятельность Верхнесаксонского и Нижнесаксонского округов была практически парализована. В то же время Швабский и Франконский округа, в которых отсутствовали крупные государства, являлись примером эффективного взаимодействия и даже создали Союз двух округов (нем. Associationen), ставший активным участником международных отношений в конце XVII-начале XVIII веков. Военное значение округов существенно возросло после перехода к постоянной армии. Так Союз Швабского и Франконского округов в 1694 году принял решение не распускать набранные в округах войска после окончания военных действий, а создать на их основе специальные постоянно действующие военные соединения, получившие название Окружные войска (нем. Kreistruppen). Эти войска также состояли из контингентов, предоставляемых государствам-членами округов, исходя из их населения и финансовых возможностей. 5. Значение округов в империи Создание имперских округов имело большое значение для повышения эффективности организации обороны и поддержания правопорядка в империи. Они фактически стали одним из главных элементов объединения многочисленных немецких государств в единый политический организм Священной Римской империи. На уровне округов ярко проявилась идея имперского патриотизма (нем. Reichspatriotismus), в основе которого лежала лояльность империи и императору как её главе. Кроме того, округа играли функцию поддержания статус-кво в империи, защищая мелкие княжества и города от поглощения крупными государствами, а церковные владения от секуляризации. Об уровне эффективности осуществления имперскими округами этой функции говорит тот факт, что до начала войн с революционной Францией случаи насильственных захватов крупными княжествами (такими как Пруссия, Бавария, Пфальц, Ганновер или Саксония) их более мелких соседей были единичными и вызывали общее возмущение и длительные судебные тяжбы. Ещё одним аспектом охранительной функции имперских округов была защита прав сословий от посягательств на них со стороны князей. Так в 1719 году вмешательство государств Нижнесаксонского округа не позволило герцогу Мекленбургскому ликвидировать самоуправление городов на территории его владений. Эффективность функционирования имперских округов во многом зависела от готовности крупных и средних государств активно участвовать в расходах округов и содержании войск. Кроме того крайне важна была также поддержка, оказываемая императором мелким княжествам, рыцарям, свободным городам и церковным владениям в их противостоянии с крупными государствами, преследующими собственные интересы. Поэтому прекращение участия крупных княжеств в работе округов вызывало их практический паралич, как это произошло в конце XVII века в Верхнесаксонском и Нижнесаксонском округах после приостановки финансирования со стороны Бранденбурга и Ганновера, и в конце XVIII века в Швабском округе после отзыва вооружённых сил Вюртемберга. А когда император в условиях поражений от революционной французской армии перестал оказывать поддержку мелким государственным образованиям вся система статус-кво рухнула: в 1803 году в империи была произведена всеобщая секуляризация церковных владений, а свободные города и мелкие графства были поглощены крупными княжествами. Это фактически означало конец системы имперских округов, хотя юридически они просуществовали до роспуска Священной Римской империи в 1806 году. Ссылки Перечень государств-членов имперских округов (англ.яз.) Роспись взносов на содержание имперской армии 1521 г. (нем.яз.) Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Имперский_округ
Похожие работы
Салават Юлаев
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: “Салават Юлаев” Выполнил: . Проверила: Д.Ф. Биография Салават Юлаев родился в 1754 году в деревне Тикеево Шайтан-Кудеевской волости Уфимской провинции Оренбургской губернии…
Экономические реформы 70-80 х годов XX века (СССР)
Содержание Введение….2 1. вопрос: Советская экономика в период «застоя»… 3 2. вопрос: Попытки реформирования советской плановой экономики в 80-е годы… 8 Заключение… 17 Список использованной…
Бертольд V Церинген
Бертольд V (нем. Berthold V. von Zдhringen, auch Berchthold V., ок. 1160 — 18 февраля 1218, Фрайбург), известный также как Бертольд Богатый — герцог Церингенский с 1186, сын…
Золотая Орда и русско-литовское государство в 12-14 веках
СЕВЕРНАЯ РУСЬ. ЗОЛОТАЯ ОРДА И РУССКО-ЛИТОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО В 12 – 14 ВЕКАХ План 1. Раздробленность на Руси. Е оценка в российской историографии. 2. Золотая Орда…
Кодификация отечественного право 1922-24 гг.
Введение Годы, непосредственно предшествовавшие революционному слому 1917 года – это годы резкого подъема российской правовой культуры, российского правоведения, выхода их на передовые мировые позиции. В…
Битва в заливе Виго
План Введение 1 Предыстория 2 Бой 3 Итоги боя 4 Интересные факты Введение Битва в заливе Виго — морское сражение 23 октября 1702 в заливе…