История России – возможности изучения
Мировоззрение летописцев – первых историков – было религиозным. История
государства и общества истолковывалась как осуществление божественного замысла,
воздаяние людям за добродетели и наказание за грехи. В летописях история
государства тесно переплетена с религией – христианством. Возникновение
государства связано с принятием христианства в Киеве в 988 году, а затем с
перенесением религиозных и государственных центров во Владимир (местонахождение
митрополита), в Москву (местонахождение митрополита и патриарха). С этих
позиций история общества рассматривалась как история государства, основой
которого являлось христианство – православие. Расширение государства и
распространение христианства были неразрывно связаны друг с другом. Со времен
летописцев историческая традиция стала делить население Восточной Европы и
Сибири на “наших” – православных и “ненаших” – иноверцев.
Мысль об особом пути России, отличном от западных и восточных стран,
была сформулирована на рубеже XV-XVI вв. старцем Елеазарова монастыря Филофеем
– это было учение “Москва – Третий Рим”. Согласно этому учению,
Первый Рим – Римская империя – пал в результате того, что его жители впали в
ересь, отказались от истинного благочестия. Второй Рим – Византия – пал под
ударами турок. “Два Рима пали, а третий стоит, четвертому не бывать”,
– писал старец Филофей. Отсюда становилась ясной мессианская роль России,
призванной сохранить истинное христианство, утраченное в других странах,
указать путь развития всему остальному миру.
В XVIII веке российские историки под влиянием западных историков
перешли на позиции всемирно-исторической теории изучения, рассматривая
российскую историю как часть мировой. Однако мысль об особом, отличном от
западно-европейского, развитии России продолжала существовать в русском
обществе. Она нашла свое воплощение в теории “официальной
народности”, основы которой были сформулированы в 30-е гг. XIX века
министром народного просвещения России графом С.С. Уваровым. Суть ее в том,
что, в отличие от Европы, общественная жизнь России базируется на трех
основополагающих принципах: “Самодержавие, православие, народность”.
Впечатление разорвавшейся бомбы произвело “философическое”
письмо П.Я. Чаадаева, опубликованное в 1836 г. в журнале “Телескоп”.
Он усматривал главное отличие в развитии Европы и России в их религиозной
основе – католичестве и православии. В Западной Европе он видел хранителя
христианского мира, Россию же воспринимал как страну, стоящую вне мировой
истории. Спасение России П.Я. Чаадаев видел в скорейшем приобщении к
религиозно-католическим началам западного мира.
Письмо оказало огромное влияние на умы интеллигенции, положило начало
спорам о судьбах России, появлению в 30-40-х гг. XIX века течений
“западников” – сторонников всемирно-исторической теории – и
“славянофилов” – сторонников локально-исторической теории.
Западники исходили из концепции единства человеческого мира и считали,
что Западная Европа идет во главе мира, наиболее полно и успешно осуществляя
принципы гуманности, свободы и прогресса, и указывает путь всему остальному
человечеству. Задача России, отсталой, невежественной страны, которая лишь со
времени Петра Великого вступила на путь культурного1 общечеловеческого развития
– как можно скорее изжить косность и азиатчину и, примкнув к Европейскому
Западу, слиться с ним в одну культурную общечеловеческую семью.
Локально-историческая теория изучения получила значительное
распространение в середине и второй половине XIX века. Представители этой
теории, славянофилы и народники, считали, что не существует единой
общечеловеческой общности, а следовательно, единого пути развития для всех
народов. Каждый народ живет своей “самобытною” жизнью, в основе
которой лежит идейное начало, “народный дух”. Для России такими
началами являются православная вера и связанные с ней принципы внутренней
правды и духовной свободы; воплощением этих начал в жизни является крестьянский
мир, община, как добровольный союз для взаимной помощи и поддержки.
По мнению славянофилов, западные принципы формально-юридической
справедливости и западные организационные формы чужды России. Реформы Петра I,
считали славянофилы и народники, повернули Россию с естественного пути развития
на чуждый ей западный путь.
С распространением на рубеже ХIX-XX веков в России марксизма
всемирно-историческая теория изучения вытеснила локально-историческую. После
1917 г. одна из ветвей всемирно-исторической теории – материалистическая –
стала официальной. Была разработана схема развития общества, исходящая из
теории общественно-экономических формаций. Материалистическое направление
всемирно-исторической теории дало новую трактовку места России во всемирной
истории. Она расценила Октябрьскую революцию 1917 г. как социалистическую, а
строй, установившийся в России, как социализм. Согласно К. Марксу, социализм –
это общественный строй, который должен прийти на смену капитализму.
Следовательно, Россия автоматически превращалась из отсталой европейской страны
в “первую в мире страну победившего социализма”, в страну,
“указывающую путь развития всему человечеству”.
Часть российского общества, которая оказалась в эмиграции после событий
1917-1920 гг., придерживалась религиозных воззрений. Ряд исторических трудов,
осмысливавших события в русле религиозной теории, принадлежит генералу П.Н.
Краснову. Его взгляд на события 1917 года и последовавшие за ним был взглядом
православного верующего, корнем проблем для которого была “потеря Россией
Бога”, то есть забвение христианских ценностей и греховные искушения.
Другой генерал, А.И. Деникин, свой труд о гражданской войне прямо назвал
“Очерки русской смуты”.
В среде эмиграции получила значительное развитие и
локально-историческая теория, в русле которой сложилось “евразийское
направление”. Вышел ряд сборников, а также манифест
“Евразийство” (1926). Публиковались ежегодники “Евразийский
временник”, “Евразийская хроника”. К евразийскому направлению
относили себя экономист П.Н. Савицкий, этнограф2 Н.С. Трубецкой, историк Г.В.
Вернадский и др.
Основные идеи евразийцев – это, во-первых, идея об особой миссии
России, проистекающая из особого “месторазвития” последней. Евразийцы
считали, что корни русского народа не могут быть связаны только со славянскими.
В образовании русского народа большую роль сыграли тюркские и угро-финские
племена, населявшие единое с восточными славянами “месторазвитие” и
постоянно взаимодействующие с ними. В результате сформировалась русская нация,
объединившая разноязычные народы в единое государство – Россию.
На рубеже XX-XXI веков в России начинает распространяться
историко-технологическое направление всемирно-исторической теории, которое
получило наиболее полное отражение в учебниках С.А. Нефедова. Согласно
историко-технологическому направлению история представляет динамичную картину
распространения фундаментальных открытий в виде культурно-технологических
кругов, расходящихся по всему миру. Культурно-технологические круги сравнимы с
кругами, расходящимися по воде от брошенного камня. Это могут быть
фундаментальные открытия в области производства пищи, позволяющие увеличить
плотность населения в десятки и сотни раз. Это могут быть фундаментальные
открытия в области вооружения, позволяющие раздвинуть границы обитания за счет
соседей. Эффект этих открытий таков, что они дают народу-первооткрывателю
решающее преимущество перед другими. В середине XVIII века в России состоялось
фундаментальное открытие – была изобретена легкая пушка – гаубица
“единорог”, стреляющая всеми видами снарядов: ядрами, картечью,
разрывными бомбами. В течение второй половины XVIII века границы России
достигли Вислы и Дуная, а население страны увеличилось более чем в два раза.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
http://russia.rin.ru/