Содержание
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Витте на посту министрафинансов. Реформы и противодействие чиновников ………………………………………………………………………. 6
Глава 2. Состав кабинета министров ………………………………………….10
Глава 3. Деятельность Витте во главе Комитета министров …………………16
Заключение ……………………………………………………………………… 26
Список источников и литературы ……………………………………………… 28
Примечания ……………………………………………………………………… 30
Введение
Фигура С. Ю. Витте являетсяодной из крупнейших в истории России. О нем написано немало трудов, поэтому вцентре данной работы достаточно узкая тема с точки зрения его биографии, однакорасширенная с точки зрения изучения эпохи, истории России. Внимание даннойработы сосредоточено на изучение деятельности кабинета Витте.
Тема эта предполагаетнеоднозначное раскрытие. С одной стороны, само называние предполагает изучениереформаторской, прогрессивной деятельности кабинета. С другой стороны, нельзясбрасывать со счетов свидетельства, согласно которым Витте составил «деловойкабинет» из привычной бюрократической среды. Состав кабинета был чрезвычайнопестрым, поэтому было бы крайне интересно проследить противоречивые тенденции вего работе, выяснить, что способствовало и что препятствовало прогрессивнойреформаторской работе под руководством Витте.
В современной ситуации в Россииэто достаточно актуально. Известно, что реформы могут не только не дать большойпользы обществу, но даже нанести значительный вред. Так не раз бывало вистории. Поэтому сегодня фигура Витте вызывает нечто большее, чем простоисторический интерес. Его не отнесешь к реформаторам-неудачникам, хотя егодеятельность не была свободна ни от определенных просчетов, ни отдраматических падений. В общем, опыт Витте – как слагаемые его достижений, таки препятствия, о которые он споткнулся, – не может не быть для нас в высшейстепени поучительным.
Таким образом, цель даннойработы определяется как изучение реформаторской деятельности кабинета С. Ю.Витте.
Задачи, стоящие для достиженияцели, таковы:
1) проанализироватьзамыслы С. Ю. Витте и их реализацию;
2) изучитьитоги проведенных реформ.
Поскольку в центре вниманияавтора находится реформы, хронологические рамки работы существенно сужены посравнению с традиционными рамками биографии Витте. Начальная граница – конецXIX в., когда Витте был назначен министром финансов и получил рычаги власти. Министерствофинансов, которое возглавил Витте с 1 января 1893 г., представляло собойконгломерат ведомств. В руках министра сосредоточивалось управление не толькофинансами, но и промышленностью, торговлей, торговым мореплаванием, отчастинародным образованием, коммерческим и аграрным кредитом. Под его контролемфактически находилось министерство путей сообщения. Детство, путь к власти,личная жизнь С. Ю. Витте не входят в содержание данной работы. Отставка С. Ю.Витте с поста министра финансов кажется нам логичным завершением хронологическихрамок первой главы.
Основными источниками длянаписания работы являются воспоминания самого Витте, видных государственных иполитических деятелей России. Так например в 1960 году в Москве вышли«Воспоминания» С. Ю. Витте в трёх томах,[1]содержащие вступительную статью И. В. Гессена. Витте характеризует своихсподвижников и противников, императоров Александра IIIи Николая II, видных государственных деятелей своевремени, свои планы, анализирует их реализацию и итоги своей деятельности. Наоснове этих воспоминаний можно судить и об эволюции социально-экономических иполитических взглядов С. Ю. Витте, а также и о работе кабинета 1903 – 1906 гг.55 глава, например, посвящена выбору и утверждению С. Ю. Витте нового составакабинета после 17 октября.
Большойинтерес представляют «Воспоминания министра народного просвещения графа И. И.Толстого. 31 октября 1905 г. — 24 апреля 1906 г.»[2]и его «Дневник. 1906 – 1916».[3] Полиграфическое исполнение этих книг — весьма презентабельное. Посвоему объему они существенно отличаются: «Воспоминания» — чуть больше 20писательских листов, а «Дневник» — около 50. Но это и понятно, мемуары былинаписаны, можно сказать, на одном дыхании, всего за четыре месяца в дачномуединении, сразу после отставки с поста министра, а дневник — плод 10-летнейподвижнической работы (с сентября 1906 г. по апрель1916 г.). в данной работеиспользованы «Воспоминания», посвященные деятельности И. И. Толстого в качествеминистра народного просвещения и отличаются хронологической и содержательнойцельностью. Повествование охватывает всего полугодовой период, но полгодапоистине судьбоносные, — когда Россия вступала на путь реформ и граф был вэпицентре событий.
Ввоспоминаниях подробно рассматриваются первые шаги И. И. Толстого на новомпоприще, рельефно высвечиваются острые проблемы, стоявшие перед российскимобразованием, причем — в увязке с внутренней обстановкой в стране,особенностями регионов, ее историей и опытом других государств. Бытовые мелкиеподробности в воспоминаниях Толстого оттеняют, делают более живыми егонаблюдения заседаний Совета министров, Комитета министров, Госсовета, докладыИ. И. Толстого царю и т. д. Ему удалось создать портретную галерею высшихроссийских сановников.
Что касаетсяисториографии, то в 1958 году в Москве в издательстве Академии наук СССР вышли«Сочинения» академика Евгения Викторовича Тарле в двенадцати томах. В четвёртыйтом вошёл его очерк «Граф С. Ю. Витте», в котором даётся характеристикаполитики Витте и вместе с тем увлекательно написанный портрет этого последнегокрупного деятеля царской России.[4]
Интереснойпредставляется статья Л. А. Муравьевой «Социально-экономическая и финансоваяполитика в России 80-х – начала 90-х годов XIX века»,[5]в которой детально и подробно анализируются реформы С. Ю. Витте на постуминистра финансов и их результаты.
В статье А.Дейкина «Великий эконом самодержавия» также дается положительная оценкареформаторской деятельности С. Ю. Витте.[6]
Глава 1. Витте на посту министра финансов. Реформы ипротиводействие чиновников
10 марта 1890 г. Виттебыл назначен директором департамента с производством, минуя все ступеничиновничьей иерархии, сразу в чин действительного статского советника и сдоплатой к жалованью из средств Кабинета. С этого момента началась егоголовокружительная карьера. Менее чем через год новый начальник департаментабыл введен представителем от министерства финансов в совет министерства путейсообщения, а 15 февраля 1892 г. он уже назначается МПС. Не прошло и года — и онуже управляющий министерством финансов, а с 1893 г. в связи с болезньюВышнеградского, министр финансов с производством в чин тайного советника,почетный член императорской Академии наук.
На государственной службеВитте развивает бурную деятельность. При его активном участии был разработанпокровительственный тариф 1891 г., сыгравший исключительную роль вовнешнеторговой политике России и ставший защитным барьером для развивающейсяотечественной промышленности. Витте входит в различные комиссии — по проблемамторгового мореплавания и судоходства, по мелиоративному и мелкому кредиту и т.д.
В качестве директорадепартамента, а затем и министра Витте проявил недюжинные административныеспособности и организаторский талант. Пользуясь положением царскоговыдвиженца, он ведет необычную для госаппарата кадровую политику: набираетлюдей, отдавая приоритет не происхождению, чинам и выслуге, а прежде всегопрофессиональной подготовке, знаниям, деловитости, резко меняет стиль работыруководимых им подразделений.
У Александра III, которыйсам был груб и резок, новый министр вызвал симпатию. И Витте до конца днейсвоих с уважением и признательностью вспоминал о нем как о настоящем монархе,хотя и не без недостатков и слабостей, но в целом отвечавшем его представлениюо носителе верховной власти.[7]
Министерство финансов,которое возглавил Витте с 1 января 1893 г., представляло собой конгломератведомств. В руках министра сосредоточивалось управление не только финансами,но и промышленностью, торговлей, торговым мореплаванием, отчасти народнымобразованием, коммерческим и аграрным кредитом. Под его контролем фактическинаходилось министерство путей сообщения.
Оказавшись на стольвлиятельном посту, Витте дал волю распиравшей его энергии. Правда, вначале унего не было сколько-нибудь четкой экономической программы. В какой-то мере онруководствовался идеями немецкого экономиста первой половины XIX в. Ф. Листа, атакже наследием своих предшественников Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского — ученыхс мировым именем.[8]
Став министром финансов,Витте получил в наследство российский бюджет с дефицитом в 74,3 млн. руб.Расходные статьи бюджета при активной политике по развитию промышленностибыстро росли: с 1893 г. по 1903 г, они возросли почти вдвое — с 1040 до 2071млн. руб.[9]
Первое время он носился смыслью получить дополнительные средства просто за счет усиления работыпечатного станка. Идея выпуска ничем не обеспеченных бумажных денег буквальновызвала панику среди финансистов. Новый министр скоро понял ошибочность такогошага к оздоровлению бюджета. Теперь ликвидация дефицита связывалась им сповышением рентабельности промышленности и транспорта, пересмотром системыналогового обложения, с ростом прямых и косвенных налогов. Немалую роль вувеличении статьи доходов сыграло введение с 1894 г. государственной монополиина продажу вино — водочных изделий, дававшей до четверти всех поступлений вказну. Витте также сумел увеличить доходы государственных предприятий иимуществ. Ему удалось также существенно понизить долю бюджетных отчислений наармию и флот. Это дало ему возможность направлять в народное хозяйство (главнымобразом в промышленность и строительство) до 55 % бюджетных ассигнований.[10]
Одновременно продолжаласьподготовка денежной реформы, разрабатывавшейся еще М.Х. Рейтерном, Н.Х. Бунгеи Н.А.Вышнеградским и имевшей целью введение в России золотого обращения. Виттепродолжил серию конверсионных займов за границей, задачей которых был обменимевших хождение на иностранных рынках 5- и 6 — процентных облигаций старыхзаймов на займы с более низкими процентами и более длительным срокамипогашения. Ему удалось это сделать, расширив для размещения русских ценныхбумаг французский, английский и немецкий денежные рынки. Наиболее удачными былизаймы 1894 и 1896 гг., заключенные на парижской бирже. Это позволилоосуществить ряд мер по стабилизации курса рубля и с 1897 г. перейти на золотоеобращение. Металлическое содержание рубля было уменьшено на 1/3 — кредитныйрубль был приравнен к 66 2/3 копейки золотом.[11]
Проводимая Витте реформапочти сразу же вызвала бурю негодования. Если отмести неприязнь к личностисамого Витте, то основные возражения его противников сводились к тому, что споявлением в обращении золотых монет кредитные рубли будут обменены на золото,которое уйдет из России. Витте возражал, что если золото уйдет за границу, томы получим кредиты, товары, услуги, что будет все это способствовать роступромышленности, ради которой и затеяна реформа.[12]
В результате иностранныеинвестиции текли рекой. Россия ширилась и богатела. Золото прочно вошло вобиход, и на него приходилось до 2/3 всей денежной массы. Опасения о егоскупке не оправдались, напротив, «публика часто предпочитала пользоватьсякредитками как более удобными в обиходе».
Со второй половины 90-хгг. экономическая программа Витте приобретает все более отчетливые контуры. Нокурс Витте на индустриализацию страны вызвал протест поместного дворянства.Ущемление своих интересов они видели и в перекачке средств вторгово-промышленную сферу, но более всего раздражали реакционное дворянствовзгляды Витте на будущее России, в котором высшему сословию не отводилосьпрежней роли.[13]
В крестьянском вопросеВитте долгое время оставался ярым сторонником консерваторов славянофильскойзакваски, полностью разделяя законодательные меры Александра III по сохранениюпатриархально-попечительных начал в российской деревне. По его мнению,«общинное землевладение наиболее способно обеспечить крестьянство отнищеты и бездомности».[14]Выход из обострившегося кризиса он видел в ликвидации правовой обособленностикрестьян, их имущественной и гражданской неполноправности.
Витте возглавил один изважнейших таких межведомственных органов — Особое совещание о нуждахсельскохозяйственной промышленности (1902 -1905 гг.), сыгравшее заметную роль вразработке нового курса аграрно-крестьянской политики правительства.
При всем этом Витте настроенбыл монархически и утверждал, что в настоящее время «Россия непредставляет еще окончательно сложившегося государства и целостность ее можетподдерживаться только сильной самодержавной властью». Конституция же, поглубокому убеждению Витте, вообще «великая ложь нашего времени». ВРоссии введение конституционных начал неизбежно приведет к разложению«государственного единства».[15]
Глава 2. Состав кабинета министров
Перваязадача, поставленная перед С. Ю. Витте на новом посту, заключалась, конечно, вподборе кабинета. Он пишет: «Возвращаюсь к образованию моего министерства после17 октября. Из предыдущего изложения видно, что замещению подлежали следующиепосты: министра народного просвещения, министра внутренних дел, министраторговли, министра земледелия, государственного контролера».[16]
На постуминистра финансов В. Н. Коковццов, занимавший этот пост с 5 [18] февраля 1904г., в октябре 1905 г. был сменен И. П. Шиповым.
Министраземледелия Шванебаха сменил Н. Н. Кутлер, который стал правой рукой Витте вподготовке аграрной реформы. «На Кутлере я остановился как на одном из наиболееделовых сотрудников моих во время управления мною финансами империи и как начеловеке чистом и вообще весьма порядочном, — пишет С. Ю. Витте».[17]
Н. Н. Кутлер обладалогромным опытом хозяйственной деятельности. С 1885 по 1905 год он работал вминистерстве финансов, занимая различные должности вплоть до товарища (то естьзаместителя) министра, в 90-х годах участвовал в денежной реформе, которуюпроводил министр финансов С. Витте. В 1905—1906 годах стал министром земледелияи землеустройства в кабинете Витте.
Пост военного министразанимал генерал Редигер, морского – адмирал Бирилев, но особо заметной фигуройбыл министр иностранных дел В. Н. Ламсдорф. Владимир Николаевич Ламсдорф, (1845– 1907) по окончании Александровского лицея поступил на службу в министерствоиностранных дел. С 1900 по 1906 г. стоял во главе министерства иностранных дел.Продолжал политику своего предшественника, графа Муравьева: старалсяраспространить и укрепить влияние России на Балканах и на Дальнем Востоке; поддерживалТурцию, охраняя ее от разложения. Политика Ламсдорфа увеличила отчуждение отРоссии более радикальных элементов славянства на Балканах, начавшееся еще в1890-х годах. На Дальнем Востоке политика министерства иностранных дел приЛамсдорфе была политикой агрессивной, приведшей к войне с Японией (1904 –1905). Однако из конфиденциальной записки Ламсдорфа, опубликованной после егосмерти в «Вестнике Европы» (1907, № 4), видно, что Ламсдорф понималопасность этой политики и что она велась помимо него; однако он скреплял ееофициально.
Министромюстиции в кабинете Витте первоначально был С. С. Манухин, который 1 января 1901г. назначается товарищем Министра юстиции, а затем одновременно и сенатором. 21января 1905 г. он вступает в управление Министерством юстиции и 17 апреля тогоже года утверждается в должности Министра юстиции и Генерал-прокурора составлением в звании сенатора.
Но это быловремя великих потрясений. Назревала первая русская революция. Правительстволихорадочно искало выход из тупика. Принимается Манифест об избранииГосударственной Думы, а затем Манифест от 17 октября 1905 г. «Обусовершенствовании государственного порядка». В октябре Совет Министроввозглавил С. Ю. Витте, и министр юстиции С. С. Манухин смог продержаться в егокабинете всего два месяца.
Его обвиняли в бездействии, при котором «невозможно подавить революцию». 16декабря 1905 г. император подписал указ об освобождении С. С. Манухина.
16 декабря 1905 годаминистром юстиции в кабинете С. Ю. Витте, был назначен Михаил ГригорьевичАкимов, где вместе с Дурново был представителем крайнего реакционного течения;Акимов возбудил длинный ряд политических и литературных процессов,долженствовавших нанести удар освободительному движению. На посту министраАкимов вел усердную борьбу с революционным движением, арестовывая революционныеорганизации и систематически подготовляя массовые политические процессы. Вкабинете Витте он возглавлял крайнее правое крыло. 1 января 1906 г. егонаградили орденом Белого Орла. На высоком посту ему удалось пробыть всегочетыре месяца — до ухода в отставку Председателя Совета Министров С. Ю. Витте.
Но особыеразногласия вызвал вопрос о назначении министра внутренних дел. Назначение наэтот пост крайнего реакционера Дурново не всеми было воспринято спокойно. Виттезамечает: «К этому времени уже выяснилось, что крайние левые не успокоилисьманифестом 17 октября и вообще буржуазной конституцией, что вообще смута в умахтак распространилась, что еще придется переживать большие эксцессы с ихстороны; но что было самое серьезное, это – то, чтоконституционно-демократическая партия (кадеты), затем изменившая для большейпопулярности кличку в партию «народной свободы», которая, конечно, вособенности тогда, имела в своей среде людей наиболее культурных и серьезно образованных,не решалась явно порвать свои связи с крайними революционерами, исповедующимиреволюционные насилия, до бомб включительно.
Такоеположение вещей, конечно, требовало со стороны начальника полиции во всейимперии большой опытности, в особенности ввиду того, что в последние годыполиция везде была совершенно дезорганизована. Самое поверхностное знакомство скнязем Урусовым привело меня к заключению, что он в этом деле не имеет никакойопытности. Князь Оболенский, который так усиленно мне рекомендовал князяУрусова, после приезда сказанных общественных деятелей на совещание сам выразилмне сомнение в том, может ли князь Урусов занять пост министра внутренних дел.Это меня побудило в совещании высказать, что чем более я думаю, тем болееприхожу к необходимости предложить пост министра внутренних дел П. Н. Дурново,но большинство членов совещания высказалось против Дурново, с своей стороны неуказывая ни на кого, кто бы мог занять этот пост. Было кем-то упомянуто имяСтолыпина, некоторые отнеслись к этому предложению сочувственно, но были итакие, которые сказали, что он очень неопределенный, умеет уживаться со всякимнаправлением. Насколько помню, это выражал Д. Н. Шипов. Я с своей сторонысказал, что Столыпина не знаю, но что, как губернатор, он пользуется хорошейрепутацией. Затем члены совещания настаивали, чтобы я принял на себяминистерство внутренних дел. Я на это согласиться не мог, так как, во-первых,чувствовал, что не буду иметь на это времени, и, действительно, занимая лишьпост председателя Совета в это еще не столько революционное, как сумасшедшеевремя, я занимался по 16—18 часов в сутки, а во-вторых, главное, потому, чтоминистр внутренних дел есть министр и полиции всей империи и империиполицейской par excellence, я же полицейским делом ни с какой стороны никогда вжизни не занимался, знал только, что там творится много и много гадостей».[18]
По мнениюВитте, вся предыдущая карьера П. Н. Дурново не давала основания относиться кнему критически в такое трудное время. Во всяком случае, Витте предпочитал егопредпочитаю сотрудникам Горемыкина (Рачковскому, Зволянскому), сотрудникамПлеве (Лопухину, Зубатову, Штюрмеру) и сотрудникам Трепова (тому жеРачковскому, Гарину, Зубатову), а также сотрудникам Столыпина (Курлову, Толмачеву,Азефу, Гартингу, Ландезену и проч.).
При этомВитте «никогда не считал его человеком твердых этических правил» но ценил в нем«ум, опытность, энергию и трудоспособность, но, конечно, Дурново человек непринципов».[19]Император это понял и постоянно сталкивал Витте с Дурново.
В затрудненииВитте находился относительно поста министра народного. Управлял министерствомЛукьянов, который стал затем обер-прокурором Святейшего Синода, проводящий вКомитете министров то самые ретроградные взгляды, то высказывающий взглядынесколько противоположные. Человек неглупый, образованный, талантливый, ностранный и непостоянный. «Для меня было ясно, — писал С. Ю. Витте, — чтоЛукьянов, товарищ министра народного просвещения Глазова, не может внушитькакое бы то ни было доверие в ведомстве, в котором все учебные заведениянаходились в расстройстве, в волнении и забастовке».
Первымкандидатом на пост министра народного просвещения вместо генерала В. Глазова,переведенного на должность помощника командующего войсками Московского военногоокруга, С. Ю. Витте видел известного юриста, сенатора и профессораПетербургского университета Н. Н. Таганцева. Однако он отказался и, повоспоминаниям С. Ю. Витте, «с криком «не могу, не могу» убежал». «По-видимому,– констатировал Витте, – в то время перспектива получить бомбу или пулю никогоне прельщала быть министром».[20]Следующим кандидатом стал профессор Университета св. Владимира в Киеве Е. Н.Трубецкой – «совершенный Гамлет русской революции», по выражению Витте.[21]Однако Трубецкой также отказался.
«Ввиду этогоя решил остановиться на человеке университетски образованном, не чуждомучебному делу и не могущем возбудить сомнения по своему прошлому как вобщественных слоях, так и в Царском Селе, — пишет С. Ю. Витте. — Я остановилсяна вице-президенте Академии художеств, гофмейстере двора его величества графеИване Ивановиче Толстом, воспитаннике Петербургского университета, в качествепомощника благороднейшего великого князя Владимира Александровича по Академиихудожеств много лет авторитетно управлявшем этим высшим учебным заведением,человеке совершенно независимом и по происхождению хорошо знакомом с такназываемым петербургским обществом и дворцовой камарильей… Лично я мало зналграфа Толстого, знал его больше по репутации. Остановился же я на нем… потомучто во время всех забастовок в петербургских высших учебных заведениях, когдамногие начальники этих заведении скисли и стали игрушками в руках обезумевшеймолодежи, граф Толстой показал, что он не из тех лиц, которые дают себятерроризировать, и вместе с тем он был уважаем студентами Академии…».[22]
Граф Толстойне имел особого желания занять этот пост, но когда Витте сказал, что иныхкандидатур не видит, в медлить более с образованием министерства не может,согласился.
С. Ю. Витте, правда,боялся, чтобы И. И. Толстой не взял кого-либо из лиц с репутацией либерализма,но «в течение всего моего премьерства граф Толстой себя держал во всехотношениях умно, уравновешенно и благородно; я ему не могу поставить ни одногодействия в упрек. В Совете министров он всегда высказывал умеренные и здравыемысли».[23]Тем не менее черносотенцы окрестили этого разумного и деятельного министра«жидофильствующим кадетом».
Вступая в министерство С.Ю. Витте, И. И. Толстой руководствовался главным: “Свое отечество я люблю ивсегда любил; для меня не является пустою фразою готовность пожертвовать собоюза отечество, а ведь как раз теперь взывают к моему патриотизму”. И хотя он шел“в министры” с тяжелым сердцем (это ведомство “систематически самоуничтожалось,дойдя до сплошного позора” ) и допускал возможность своего провала, все женадеялся “сделать то, чего другие не смогли сделать годами”.[24]
Глава 3. Деятельность Витте во главе Комитета министров
Ситуация начала менятьсяс восшествием на престол Николая II. Последнему не были приятны манеры министрафинансов. Все это наряду с нараставшими расхождениями по ряду важных аспектоввнутренней и внешней политики, особенно по поводу дальневосточных дел,русско-японских отношений, а также в связи с установившейся в правых кругахрепутацией «красного», «социалиста», «опасногомасона» привело в августе 1903 г. к отставке Витте с поста министрефинансов. Учитывая, однако, его высокую международную репутацию, необходимостьиметь под рукой компетентного советника по сложнейшим проблемам, Николай IIобставил свое решение внешне вполне благопристойно: Витте получил крупноеединовременное вознаграждение и был назначен председателем Комитета министров.Должность эта была почетная, но фактически маловлиятельная, так как Комитетзанимался в основном мелкими текущими делами.
Оказавшийся не у делминистр, еще недавно считавший себя едва ли не вершителем судеб России, крайнетяжело переживал опалу. Однако он не захотел вернуться в мир бизнеса, хотя безособого труда мог получить руководящее кресло в совете или правлениикакого-либо предприятия или банка. Прерогативы власти, вероятно, теперьценились им выше материальных благ. После убийства эсерами 15 июля 1904 г.В.К. фон Плеве он, по свидетельству современников, предпринимал энергичныепопытки возглавить МВД.
Осенью 1904 г. процесснарастания революционной ситуации вступил в новую фазу, захватив широчайшиеслои российского общества. В таких условиях царизм помимо ужесточениярепрессий попытался сбить волну недовольства, став на путь лавирования. Вкачестве одной из важнейших мер выхода из кризиса предлагалось допуститьучастие выборных представителей в работе Государственного совета. Царь созвалспециальное совещание сановников, на которое был приглашен и Витте. В целомВитте вроде бы поддержал такое мнение, но по вопросу о приглашении выборныхпредставителей общественности в Государственный совет он заявил, что, с однойстороны, такая мера, видимо, нужна, но при этом, с другой стороны, необходимоиметь в виду, что она не может не поколебать существующий государственныйстрой. Его позиция, несомненно, укрепила царя во мнении об опасности ивредности предложений министра финансов, которым в это время стал П.Д.Святополк — Мирской. Трудно сказать, было ли это со стороны Витте шагом с цельювосстановить свою репутацию в глазах Николая, или таким образом проявились егомонархические убеждения. Как бы то ни было, так была упущена еще одна возможностьперевести назревающую революцию в русло реформ. 12 декабря 1904 г. был издануказ, обещавший некоторые преобразования. Он был опубликован без пункта опредставительстве, но с твердым заявлением о «незыблемости основныхзаконов империи». Более того, наряду с указом был опубликован текстправительственного сообщения, в котором всякая мысль о политических реформах ипредставительных учреждениях объявлялась «чуждой российскому народу,верному исконным основам существующего государственного строя». Однаковсе-таки в результате повторного обсуждения этого вопроса 18 февраля 1905 г.Николай II рескриптом на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина поручилпоследнему составить проект привлечения выборных народных представителей к законосовещательнойдеятельности.
На этот раз Виттепришлось смириться с «царской волей». Вместе с тем у него рождаетсякомплексный план борьбы с разраставшейся революцией. Первым и необходимымусловием подавления «смуты» должно было стать прекращение русско-японскойвойны. Ибо она, по мнению Витте, «окончательно расстроит финансы иподорвет экономику страны, усугубит бедность населения и увеличит его озлобленность,вызовет враждебные настроения среди зарубежных держателей русских ценных бумаги как итог — потерю кредита»[1]и т.д. Советы Витте получили весомое подтверждение, когда французские банкирыотказались парафировать достигнутое, казалось бы, накануне соглашение о займе.И все же царское предубеждение к нему оставалось стойким. Однако 29 июняимператор скрепя сердце вынужден был подписать указ о назначении Витте первымуполномоченным для ведения переговоров, за неимением других кандидатов.
Резонанс на назначениеВитте главой делегации на переговоры, которые должны были состояться в городеПортсмуте (США, т.к. они взяли на себя посредничество между Россией иЯпонией), был неоднозначен. Если буржуазно — либеральная общественностьотнеслась в целом к этому факту положительно, то правые круги не скрывалисвоего недовольства. За рубежом же выбор царя рассматривался каксвидетельство серьезности намерений русской стороны заключить мир.Первоначально царь настроен крайне жестко — ни копейки контрибуции, ни уступкипяди земли. Однако, как выяснилось, великие державы выступали за заключениемира любой ценой и только на этих условиях готовы были предоставить России необходимыесредства. В конце концов 23 августа был подписан Портсмутский мир, по которомуЯюния получил Южный Сахалин, Корея была признана сферой японских интересов и вМаньчжурии был установлен принцип «открытых дверей». Витте получилприветственную телеграмму императора, благодарившего его за умелое и твердоеведение переговоров, приведших к хорошему для России окончанию.
По возвращении вПетербург Витте был приглашен на царскую яхту, где Николай II поблагодарил егоза успешное выполнение сложного поручения и объявил о возведении его вграфское достоинство. Воодушевленный царским приемом, новоявленный граф всеусилия сосредоточил на борьбе с революцией, входившей с осени 1905 г. в полосусвоего высшего подъема. Витте предлагал императору реформистский путьосвобождения от революции, который он видел в своем назначении премьером ипредоставлении ему подбора министров. Николай долго колебался в своем решении,но в конце концов он поручил Витте представить развернутую программу действий ипроект манифеста, которым государь намерен был объявить о своем решенииприступить к преобразованиям. 17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест,составленный князем АД. Оболенским и Н.И. Вуичем под руководством Витте.Издание манифеста и обещания преобразований предотвратили немедленное крушениесамодержавия. Буржуазия получила возможность начать легальную организациюсвоих политических партий. У части рабочих и особенно демократической интеллигенцииманифест вызвал определенную конституционную эйфорию. Забастовка временнопошли на убыль.
3 ноября 1905 г. былиздан манифест «Об улучшении благосостояния и облегчения положениякрестьянского населения» и два указа, целью которых было прекращениезахватов и разгромов крестьянами помещичьих имений. Объявлялось о снижении с1906 г. наполовину и о полной отмене с 1907 г. крестьянских выкупных платежей.Однако все эти меры не ослабили крестьянского движения. Осенью 1905 г. вправительственных и помещичьих кругах появляются проекты частичного отчужденияв пользу крестьян — конечно, за выкуп — некоторой части помещичьих земель, восновном из сдававшихся в аренду. Эту идею подхватил и Витте, поручивглавноуправляющему землеустройством и земледелием Н.Н. Кутлеру подготовитьсоответствующий проект.
Но решиться напринудительное отчуждение помещичьих земель царскому правительству былонелегко. Покушение на частную собственность вообще, дворянскую тем более (пустьдаже и за выкуп), противоречило всем принципам и грозило серьезнымиполитическими осложнениями. Можно было и не удовлетворить крестьян (на всех нехватит), и оттолкнуть от себя помещиков. Поэтому кабинет Витте попробовалдоговориться с ними «по-хорошему». Министр финансов И. П. Шипов и управляющийКрестьянским банком А. И. Путилов обратились к губернаторам, предводителямдворянства и земства с просьбой уговорить помещиков продать до весеннего севадостаточное количество земли Крестьянскому банку для перепродажи крестьянам,чтобы те поверили, «что можно и без захватов надеяться на осуществлениеобещаний правительства». «Если этого не удастся сделать,— доказывал Путилов,—то все равно удержать землю в своих руках будет почти невозможно. Жестокиенасилия, начавшиеся нынешней осенью, не улягутся и едва ли не будут ещестрашнее весною, когда дело дойдет до запашки и ярового сева. Таким образом,образование земельного фонда для крестьян является прямым спасением длячастного землевладения».
Собственно, удирающие изгорящих усадеб помещики в 1905—1906 годах готовы были продать Крестьянскомубанку немало земли (в 1906 году ему было предложено 7,6 миллиона десятин), нодаже под угрозой пожаров и погромов они заламывали непомерно высокую цену. Зазакрытыми дверьми одного из бюрократических совещаний Путилов сетовал на«помещичьи аппетиты», а в своих циркулярах пытался объяснить собакевичам XXвека, что именно их стремление содрать с крестьян побольше послужило «… однойиз существенных причин, вызвавших столь грозно заявившее себя аграрноедвижение». Но поместное дворянство не внимало призывам к умеренности и получалоподдержку в высоких сферах. Министр внутренних дел П. Н. Дурново опротестовалциркуляр Крестьянского банка о земельных ценах как «акт нарушения прав частнойсобственности» и «требование продажи земли во что бы то ни стало».
Вот в этой-то обстановкеминистр земледелия Н. Н. Кутлер с явного благословения Витте начал подготовкузакона о принудительном отчуждении помещичьих земель. Как и в мигулинскойзаписке, речь шла о землях, не эксплуатируемых са.мими помещиками, а сдаваемыхв аренду крестьянам. Кутлер по-прежнему предпочитал добровольные сделки ипредусматривал принудительный выкуп лишь в случаях, если бы помещики вообще незахотели продать Крестьянскому банку до зарезу необходимые ему угодья, либовыставили бы «слишком несоответственные требования» относительно цены. Мнекажется, что Витте и Кутлер надеялись: появление такого закона подтолкнет,наконец, помещиков к мирным соглашениям с банком, вовсе не собиравшимся обижать«излюбленное сословие». Они просчитались. Помещики в провинции публичноназывали Кутлера «мерзавцем, висельником, анархистом». К Николаю пошли записки,в которых Кутлера, Шилова и Путилова обвиняли в «революционных замыслах» итребовали заменить Витте «лицом более твердых государственных принципов».Николай, которому и навязанная ему конституция, и принудительное отчуждение, иВитте лично были поперек горла, 4 февраля 1906 года выгнал Кутлера изМинистерства земледелия, не дав ему никакого поста (по традиции отставныеминистры назначались членами Государственного совета), а в апреле, за несколькодней до созыва I Думы, отправил в отставку Витте вместе со всем его кабинетом.
Среди попыток реформкабинета Витте следует назвать работу графа Толстого на посту министрапросвещения.
Во времянепродолжительного министерства И.И.Толстого был разработан проект новогоуниверситетского Устава, согласно которому инспекция упразднялась, вводиласьдолжность проректора, правом поступления в университет наделялись выпускникивсех средних учебных заведений, без различия пола, национальности ивероисповедания, сокращалась плата за обучение. В основу организационнойдеятельности университетов было положено «самоуправление профессорской коллегии».Деятельность И.И.Толстого в немалой степени способствовала расширению доступа куниверситетскому образованию: 14 декабря 1905 было разрешено принимать вуниверситеты семинаристов; 8 февраля 1906 был отменен циркуляр, закреплявшийуниверситеты за учебными округами; 18 марта разрешен прием выпускников реальныхи коммерческих училищ, сдавших дополнительные экзамены за курс гимназий. Нодобиться законодательного оформления проводимых реформ И.И.Толстой не смоПроект временных правил движения в законодательном порядке не получил, ибо, помнению С.Ю.Витте, нельзя было надеяться на его утверждение в ГосударственномСовете. Одновременно правительство отказалось узаконить право женщин наполучение университетского образования.
Министерскаядеятельность графа — его стремление реформировать образование в России, очистившколу от наслоений сословности и губительной русификации и придав ейсовременный вид, — навсегда подорвала его репутацию в глазах правящей элиты. Обэтом пишет и сам Толстой, которому вел. кн. Николай Михайлович,симпатизировавший ему, передал настроения при дворе: “Вы благодаря Вашейдеятельности в качестве министра окончательно погубили Вашу служебную карьеру:Вас даже в члены Государственного совета никогда не назначат, тогда какназначают туда всяких идиотов и рамоликов. Я возмущаюсь, но это фактнепреоборимый”.[25]И спустя три года Толстой записывал в дневнике: “Меня при дворе считаютреволюционером”.[26]
В период между разгоном Первой Думы и созывом Второй Думы явственнопроявились противоречия относительно вероисповедной реформы и во властныхструктурах. Витте, при всех своих колебаниях, ратовавший за их продолжениенатыкался на стену «непонимания» со стороны правых, которые объединились всвоем неприятии к нему еще со времен октябрьского Манифеста о свободах ижаждали реванша. Нежелание реформирования вероисповедной политики Виттеобъяснял тем, что «фактическое проявление революции скопом подавлено». Вдокладе Николаю II с просьбой о своем освобождении от должностипремьер-министра он, разъясняя свою позицию, писал: «По некоторым важнейшимвопросам государственной жизни, как, например, крестьянскому, еврейскому,вероисповедному и некоторым другим, ни в Совете Министров, ни во влиятельныхсферах нет единства. Вообще, я не способен защищать такие идеи, которые несоответствуют моим убеждениям, и потому я не могу разделять взгляды крайнихконсерваторов, ставшие в последнее время политическим кредо министра внутреннихдел».
Неприятные впечатления оставляли палки, которые вставлял в колеса реформимператор. Он вообще всячески препятствовал нормальной работе кабинета,интриговал.
Витте писал, «что государь после 17 октября желал действовать в нужныхслучаях с каждым министром в отдельности и стремился, чтобы министры не были вособом согласии с премьером, могу рассказать для примера следующий факт. Как-тораз, уже месяца через 2—3 после 17 октября, встречает меня в приемной государягенерал Трепов и говорит мне, что было бы очень желательно выдать ссуду изГосударственного банка Скалону, офицеру лейб-гусарского полка, женатому надочери Хомякова, нынешнего председателя Государственной думы; я ответил ему,что для этого нужно обратиться в Государственный банк; он мне сказал, чтоГосударственный банк ссуды не выдает, так как она не подходит под кредит,допускаемый уставом. Я ответил, что в таком случае Скалон ссуды не получит, чтопрежде иногда такие ссуды вопреки устава банка выдавались по высочайшемуповелению, но что теперь это невозможно, во-первых, потому что едва ли этосоответствовало бы духу 17 октября, а во-вторых, не время говорить о подобныхссудах, когда страна переживает столь сильный финансовый кризис. Что жекасается существа дела, то я его не знаю, но по моей опытности в подобныхделах, по внешней оболочке дела Скалона, я почти уверен, что Государственныйбанк на этой ссуде поплатится, во всяком случае она обратится в долгосрочнуюссуду.
Затем через некоторое время приходит ко мне министр финансов Шипов иговорит, что он пришел проведать меня по поводу моего здоровья, а я с приездаиз Америки все время моего премьерства был нездоров и меня поддерживало толькокрайне болезненное нервное напряжение. Потом он мне говорит: “Я считаю такжедолгом моей совести передать Сергею Юльевичу, но не как председателю Совета, членуГосударственного совета графу Витте, одну вещь. Во время моего последнеговсеподданнейшего доклада государь мне приказал выдать из Государственного банкаСкалону ссуду в 2 миллиона рублей, прибавив: “Я вас прошу об этом ничего неговорить председателю Совета”. Я сказал Шипову: “Ну, хорошо, председательСовета об этом ничего не будет ведать, но только мне интересно знать, как же выпоступите?” Шипов мне ответил, что, вернувшись в министерство, он сейчас женаписал государю, что он его повеление исполнит, но что он считает необходимымдоложить статьи устава банка, в силу которых банк таких ссуд выдавать не вправе, и что эта ссуда и по существу не обеспечена. Я ему на это сказал: “Ну,что же ответил государь?” — “Его величество вернул мне доклад с надписью —“исполните мое повеление”, поэтому ссуда из банка выдана”».[27]
По мере того,как обнаруживались расхождения Витте с высшей бюрократией и самим царем,становилось все более очевидным его положение «белой вороны» в структуревласти. В результате роспуск его кабинета стали закономерным финалом, которыйодновременно фактически означал и конец его планов.
Несмотря науспешную в целом деятельность Витте по подавлению революции, напряженностьмежду ним и обществом не спадала. Его двойственная политика, вынужденныекомпромиссы не снискали ему популярности ни среди либералов, ни вправо-консервативных кругах. Особенно усердствовали черносотенцы, видевшие внем ниспровергателя основ российского самодержавия, виновника позорного, по ихмнению, мира с Японией, наградившие его презрительной кличкой — графПолусахалинский.
Старая неприязнь к немуНиколая II и особенно императрицы вновь переросла во враждебность, внешне допоры до времени маскируемую. В вину ему теперь вменялось и вынужденноесогласие царя на публикацию Манифеста 17 октября, и то, что избранная поновому избирательному закону Дума оказалась крайне оппозиционной.
Все усилия Витте укрепитьу трона свои позиции оказались бесплодными. Его еще какое-то время терпели,пока он не завершил переговоры о заключении крупного заграничного займа. Дело втом, что Россия стояла на грани финансового краха. Соглашение о займе на 8,4млрд. руб. после сложных и трудных переговоров с французскими банками былоподписано 4 апреля 1906 г.
14 апреля Витте подалпрошение об отставке, которая была принята Николаем II с облегчением. Внешне иэта отставка была проведена вполне благопристойно. Император поблагодарил егоза преданность и усердие. Витте был награжден высшим орденом — Святого АлександраНевского с бриллиантами и получил крупное денежное вознаграждение. Он осталсячленом Государственного совета и Комитета финансов, но активного участия вгосударственных делах больше не принимал, хотя попытки вернуться в правящиесферы предпринимались им неоднократно, хотя они уже не увенчались успехом.
В феврале 1915 г. Виттепростудился и заболел. В ночь на 25 февраля он скончался, немного не дожив до65 лет, и был похоронен на кладбище в Александ-ро-Невской лавре. Кабинет егототчас был опечатан, бумаги просмотрены и увезены чиновниками МВД. Однакорукописи мемуаров, в которых содержались мысли Витте о своих современниках не всамых приятных для них высказываниях, не были найдены царской охранкой.
Заключение
«Витте никогдане был ни либералом, ни консерватором, но иногда он был намеренно реакционером»,- писал П. Б. Струве. Так или иначе, будучи в конце XIX – начале XX вв.министром финансов, а затем председателем кабинета министров, С. Ю. Виттеуспел сделать чрезвычайно много.
Порой политикаего кабинета сочетала в себе несоединимое: стремление к неограниченномупривлечению иностранных капиталов и борьбу против международно-политическихпоследствий этого привлечения; приверженность неограниченному самодержавию ипонимание необходимости реформ, подрывавших его традиционные устои; Манифест17 октября и последующие меры, которые свели его практически к нулю, и т. д. Нокак бы ни оценивались итоги политики Витте, несомненно одно: смыслом всей егожизни, всей деятельности было служение «великой России».
Основныереформы Витте — это, во-первых, денежная реформа 1897 г., которая позволиланакопить достаточный золотой запас для сбережения размена государственныхкредитных билетов; во-вторых, введение винной монополии для увеличения государственныхдоходов и сократить дефицит» госбюджета; затем строительство крупной сетижелезных дорог, начатое с 1891 г.; а также разработка и внедрениепокровительственного тарифа. Они помогли развитию крупной фабрично — заводскойпромышленности.
Но «системаВитте» не была свободна от хозяйственных диспропорций и достаточно острых противоречий.Если тяжелые отрасли индустрии росли быстро, то легкая промышленность заметноотставала. По пищевой промышленности, например темпы роста были ниже приростанаселения. В текстильной же промышленности средний годовой прирост оказался впринципе неплохой, но в значительной мере — за счет экспорта в Персию, Китай идругие страны Внутреннее же потребление хлопка на душу населения было болеечем скромное — в 4 раза уступало США, и почти в 8 раз — Англии. Точно также,несмотря на весьма высокий уровень добычи нефти и производства нефтепродуктов(сейчас в это трудно поверить, но в ту раннюю эпоху освоения «черного золота»на Россию приходилось почти половина мировой нефтедобычи), керосина в странена душу населения потреблялось почти в 4 раза меньше, чем, например, вГермании. Явно ниже возможностей производства было непромышленное потреблениеугля, листового железа и подобных предметов широкого спроса. Низкаяпокупательная способность основной массы населения, таким образом, выступалалимитирующим фактором.
Ограничениемассового потребления обусловливалось и фискальными мерами. Например, акциз насахар приводил к тому, что внутренняя цена его оказывалась почти в 3 разаменьше той, по которой экспортированный российский сахар продавался в Лондоне.Короче говоря, «цепочка индустриализации» наталкивалась на узость внутреннегорынка.
Видя этопротиворечие, С. Ю. Витте в ходе реализации своей программы развития онбуквально «уперся» в крестьянский вопрос. Тогда он становится инициаторомнового этапа крестьянской реформы. Главная идея, сформулированная в итоговойзаписке Витте на высочайший адрес, фактически предвосхищала столыпинскиемероприятия.
По мере того,как обнаруживались расхождения Витте с высшей бюрократией и самим царем,становилось все более очевидным его положение «белой вороны» в структуревласти. В результате его вынужденная отставка с поста министра финансов стализакономерным финалом, который одновременно фактически означал и конец егопланов.
Список литературы
Источники
1. Витте С. Ю.Воспоминания. М., 1960. Т. 1.
2. Витте С. Ю.Избранные воспоминания, 1849 – 1911. М., 1991.
3. Витте С. Ю.Хроника. Документы. Воспоминания. М., 1999.
4. Милюков П.Н.Воспоминания. Т. 1. М., 1990.
Литература
1. Аврех А. Я. Царизм наканунесвержения. М., 1989.
2. Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. СергейЮльевич Витте // Вопросы истории. 1990. № 8.
3. Дейкин А. Великий экономсамодержавия. // Новое время. №4. 1997.
4. Зайончковский П.А. Российскоесамодержавие в конце XIX столетия. М., 1970.
5. Золотой рубль графа Витте. //Экономика и жизнь. №52. 1997.
6. Леонтович В. В. История либерализма вРоссии. М., 1995.
7. Кризис самодержавия в России: 1895 –1917. Л., 1984.
8. Муравьева Л. А.Социально-экономическая и финансовая политика в России 80-х – начала 90-х годовXIX века // Финансы и кредит. 2001. №16.
9. Незванова О. Реформатор: величие итрагедия графя Витте // Юридический вестник. №24, 1997.
10. Сироткин В. ГрафВитте – цивилизованный индустриализатор страны. // Свободная мысль. 1992. №18.
11. Соловьев Ю. Б.Самодержавие и дворянство в конце XIX. Л., 1970.Тарле Е. В. Граф С. Ю. Витте // Тарле Е. В. Сочинения в 12-ти томах. Т. 4. М., 1958. Хорос В. С. Ю. Витте: судьба реформатора // Мировая экономика и международные отношения. 1998. №10.
Примечания