Эпоха бронзы на территории Казахстана Андроновская культура эпохи бронзы. С освоением выплавки металла человечество входит в следующий период своего развития. Так как основным материалом были сплав меди с оловом, то этот период назван археологами эпохой бронзы. Из бронзы изготовлялись различные орудия труда-мотыги, серпы, орудия, украшения. Развитая металлургия в сочетании с развитым комплексным земледельческо-скотоводческим хозяйством –
характерные признаки эпохи бронзы, последнего археологического периода доистории. С формированием производящих форм хозяйства на территории Казахстана появляются новые оригинальные культурные сообщества, продолжающие традиции неолита. Все эти локальные группы были во многом схожи, что позволило выделить новую археологическую культуру – андроновскую. Эта культура получила свое название по месту первых находок в
Минусинской котловине и разделяется на два этапа – ранней и средней бронзы. Эпоха ранней бронзы носит для Северного Казахстана название Федоровского, а для Центрального – нуринского периода ХУШ-ХУ! вв. до н.э Средняя бронза в Северном Казахстане носит название алакульского, в Центральном – атасус-кого периода ХУ-ХП вв. до н.э
Начиная с XII в. до н.э. андроновская культура сменяется кочевыми культурными общностями поздней бронзы срубной – в Западном Казахстане и бегазы-дан-дыбаевской – в Центральном ХП-УШ вв. до н.э Хозяйство андроновцев. Для андроновской культуры характерно комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство в поймах рек и на берегах озер. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и дерном.
Скотоводство было в основном оседлым, пастушеским. Разводили коз, коров, верблюдов. В поймах рек андроновцы занимались мотыжным земледелием. Особой отраслью хозяйства андроновских племен было горное дело и металлургия. В эпоху бронзы Казахстан был одним из первых производителей бронзы в мире. Объемы выплавленного металла были огромны. Так, только в районе Джезказгана было получено 100 тыс. тонн меди. Олова же по Центральному Казахстану было добыто 130 тонн, что достаточно для выплавки 15 тыс. тонн чистой бронзы. И это только по исследованным выработкам. Важной отличительной чертой андроновской культуры было использование керамики. Изготовлялись сосуды различных форм – баночной, Горшковой. Последние богато орнаментировались. Применялся геометрический орнамент, т.е. меандры в виде
сложных крестообразных фигур из параллельных линий. Археологические памятники. В эпоху ранней бронзы в северо-западном Казахстане появляются крупные укрепленные поселения городского типа. Наиболее исследованным из них является Аркаим, на территории Южного Урала. Это был своеобразный город с четкой планировкой, двумя линиями укреплений, многочисленными
ремесленными мастерскими. Всего в Приуралье и Северо-Западном Казахстане выявлено около двух десятков подобных ранних городов, датированных ХУШ-ХУ! веками до н.э. Интересен и погребальный обряд андроновцев. Хоронили умерших в каменных ящиках, образованных из вертикально поставленных плит. Могила накрывалась сверху каменной плитой, над которой насыпался невысокий курган.
Умершего сопровождали богато орнаментированные сосуды, украшения из бронзы и золота. Иногда встречаются случаи трупосожжения, когда хоронили пепел умершего. В Западном Казахстане исследованы могильники Киргильды и поселение Тасты-Бутак, относящиеся к эпохе бронзы. В Центральном – могильники Акшатау, Бугулы, поселения Ботакара нуринского этапа и памятники
Карабие, Айшарак, Карасай-атасуского. В Восточном Казахстане исследованы могильники. Канай, Сарыколь, Койтас. В Северном Казахстане к федоровскому этапу относятся могильники Боровое, Обалы, Биирек-Коль, а алакульскому – могильник и поселение Алексеевское, могильники Ефимовка, Петропавловский. Южный Казахстан и Семиречье беднее памятниками андроновской культуры. Здесь исследованы могильники Тау-Тары, Куюкты, Каракудук. С аридизацией климата на территории Казахстана начинает зарождаться новый, более прогрессивный тип хозяйства – кочевое скотоводство. Поселения постепенно стали превращаться в зимовки, земледелие стало приобретать подсобный характер. В стаде увеличилась доля лошадей и овец, способных круглый год находиться на подножном корме. Это ведет к тому, что в Центральном
Казахстане комплексная земледельческо-скотоводческая андроновская культура ХП-Х вв. до н.э. сменяется кочевой бегазы-дандыбаевской культурой, названной так по могильникам Бегазы и Дандыбай. Отличительная черта этой культуры – монументальные погребальные сооружения, имеющие сложную планировку. Внушительный вид и богатый погребальный инвентарь говорят о принадлежности их к родоплеменной знати, т.е. мы имеем дело с уже сформированным стратифицированным обществом, близким к
образованию государств. Общественный строй. Использование металлов и колесного транспорта позволило андроновцам освоить степные просторы Казахстана и перейти от оседлого скотоводства к отгонному, что привело к увеличению стада овец и коней – основного богатства древних казахстанцев. Среди андроновцев начинается имущественная дифференциация, а частые столкновения с соседями из-за хороших пастбищ и скота – к выделению из среды общины военной аристократии – воинов-колесничих.
К началу I тыс. до н.э. родовая община андроновцев разложилась, из ее среды выделились три иерархически соподчиненные группы военная аристократия, жрецы и рядовые общинники. Андроновцы жили родовыми общинами, состоявшими из нескольких больших патриархальных семей. Несколько родственных общин составляли племя. Священная книга Авеста называет племена Ариев, туров, хона, дана, сайрами, сана, даха, населявшие в начале I в. до н.э. степные просторы Казахстана и Средней Азии. Постепенно отгонное скотоводство в степи сменилось более продуктивным способом производства – кочевым, что привело к дальнейшему росту производительных сил и усложнению политической системы племен, населявших Казахстан.