Корабельный флаг

В.Дыгало
“Поднятый на корабле ВМФ Государственный флаг страны является символом государственного суверенитета, а Военно-морской – боевым знаменем корабля”, – читаем мы в Корабельном уставе. Как же родилась в Российском флоте эта замечательная и, может быть, самая важная флотская традиция, с давних пор узаконенная уставом, – поднимать и носить Государственный и Военно-морской флаги, а также ряд других флагов?
На любом корабле ВМФ постоянно имеется комплект самых разнообразных флагов. Каждый из них поднимается на мачту при конкретных, точно регламентированных обстоятельствах и на четко установленных местах, имея строго определенное значение. Все эти флаги имеют не только собственную форму и расцветку, но и, конечно, свою историю.
Появились корабельные флаги очень давно – их зарождение началось на самых ранних этапах судостроения и мореплавания.
Фрески и барельефы Древнего Египта сохранили для потомков изображение судовых флагов, существовавших еще в ХIV-ХIIIвв. до н.э. С годами украшение судов флагами стало традицией.
Корабельные знамена тех далеких времен представляли собой полотнища самых разнообразных размеров, форм, рисунков и цветов. В седую старину они служили отличительными внешними знаками, символами экономического могущества владельца судна. Чем был он богаче, тем роскошнее украшал свое судно флагами, тем дороже была ткань, из которой они шились. В середине XIVв., например, считалось особым шиком поднимать на корабле флаг гигантского размера. Например, герцог Орлеанский (с 1498 по 1515г. он был королем Франции ЛюдовикомXII), командовавший флотом в 1494г., имел личный штандарт длиной 25метров, изготовленный из желтой и красной тафты. По обеим сторонам этого флага на фоне серебряного облака была изображена Богородица. Его роспись производил придворный художник Бурдинсон. В 1520г. на флагманском корабле английского короля ГенрихаVIII вымпелы и флаги (да и паруса) были вышиты золотом. На кораблях того времени флагов было великое множество. Иногда их число доходило до полутора десятков. Устанавливались они на мачтах, на кормовых, носовых и даже бортовых флагштоках. Видимо, считалось престижным обвешивать судно со всех сторон дорогостоящими яркими флагами. Только вряд ли это было удобно экипажу – бортовые флагштоки, например, очень мешали управлению парусами, а многочисленные крупные флаги создавали дополнительную, нежелательную, да и опасную, парусность. Видимо, поэтому со временем для них на корабле отвели всего три места: нос, корму и мачты. Здесь и стали поднимать флаги, по которым во время сражений экипажи отличали свои корабли от чужих, а также местопребывание адмиралов-командующих эскадрами или флагманов, имевших свой личный флаг.
С развитием средств вооруженной борьбы на море появились флагманские, адмиральские, капитанские флаги, а позднее и флаги, обозначающие авангард, кордебаталию и арьергард (части боевого порядка, в котором сражались корабли). Особыми флагами отмечалось присутствие на борту значительного должностного лица.
Издавна были у экипажа еще и сигнальные флаги, каждый из которых имел буквенное или специальное смысловое значение. Набором в два, три или четыре сигнальных флага, поднятым на ноке рея, можно было передать в зашифрованном виде практически любое распоряжение, команду или сообщение независимо от языка, на котором говорили корреспонденты.
Сегодня, как правило, большинство сигнальных флагов имеет форму прямоугольника, но есть и треугольные флаги, а также длинные узкие флаги с двумя остроугольными “косицами”.
В наше время большинство корабельных флагов шьется из специальной легкой шерстяной материи – так называемого флагдуха.
С образованием суверенных национальных государств появились и национальные флаги, а покидавшие пределы своей державы суда должны были иметь флаг, по которому определялась “национальность” корабля. Когда появились регулярные военные флоты, по флагу стали различать не только государственную принадлежность, но и назначение корабля – военный или коммерческий.
Как и в других странах, в России судовые флаги появились задолго до образования централизованного государства. Древние греческие летописцы отметили, что еще в морских походах восточных славян на Царьград ладьи русичей, как правило, имели два флага: один прямоугольный и другой-с углом, вырезанным на внешней стороне, то есть с косицами. Такие флаги позднее стали непременной принадлежностью “чаек” и стругов, на которых запорожские и донские казаки совершали отважные морские походы через Черное море к Синопу, Босфору, Трапезунду и другим турецким городам.
И все же подлинное начало истории русского корабельного флага следует связывать с постройкой первого русского военного корабля “Орел”.
“Орел” был спущен на воду в 1668г. Когда работы по строительству корабля подходили к концу, голландский инженер О.Бутлер, под руководством которого шли работы на стапеле, обратился к Боярской думе с просьбой: “…испросить у Его Царского Величества повеление: какой, как тому есть обычай у других государств, поднять на корабле флаг”. Дворцовый приказ на это ответил, что в практике такого обстоятельства не случалось, а Оружейная палата “строит знамена, хоругви и прапоры для войсковых частей и воевод, а как быть с корабельным знаменем. Царь приказал спросить его, Бутлера, какой есть на то обычай в его стране”. Бутлер ответил, что в их стране берут материю киндяк – алую, белую и синюю, сшивают полосами и такой флаг служит им для обозначения их голландской национальности. Тогда в совете с Боярской думой царь приказал на новом корабле “Орел” поднять бело-сине-красный флаг с нашитым на нем двуглавым орлом. Князь Александр Путятин в статье “О русском национальном флаге” пишет, что это и был первый русский национальный флаг. Однако некоторые исследователи появление первого корабельного флага России склонны считать не только первым национальным морским флагом, но и первым корабельным штандартом. Как же появилось на свет понятие “штандарт”?
Примерно в первой четверти XVI в. в тяжелой дворянской коннице западноевропейских армий появился квадратный, иногда треугольный флаг с меньшими размерами полотнища, чем у обычного знамени. Этот флаг стали называть штандартом. Древко штандарта имело специальное приспособление из ремней для надежного удержания его всадником и крепления к стремени. Штандарт в кавалерийской роте (эскадроне) нес специально назначенный офицер-корнет. Каждый штандарт имел особую расцветку и рисунок и служил для указания места сбора и расположения той или иной кавалерийской части. Примерно в то же время штандарт появился во флотах как флаг главы государства (императора, короля), поднимаемый на грот-мачте корабля в случае нахождения на борту указанных лиц. Вначале, чтобы подчеркнуть величие и могущество монархов, штандарты изготовлялись из дорогих парчовых тканей, расшивались золотом и серебром, украшались драгоценными камнями. В середине XVIв. на штандартах появляются гербы государств, символизирующие государственную власть.
Предположительно в 1699г. и ПетрI узаконил новый царский штандарт – желтое прямоугольное полотнище с черным двуглавым орлом посредине и с белыми картами Каспийского, Азовского и Белого морей в ключах и в одной из лап. Когда нашими войсками была взята крепость Ниеншанц и путь к Балтийскому морю был открыт, на царском штандарте появилась и карта Балтийского моря.
Откуда же пришел в Россию двуглавый орел, появившись затем на штандарте? Князь Путятин в цитированной уже нами работе так объясняет возникновение и историю Государственного герба в виде двуглавого орла.
“Россия древних времен не знала науки геральдики, – пишет автор, – блестяще развившейся на Западе в средние века. Но символические, родовые и личные знаки были известны на Руси издавна. С времен Ивана Калиты государственной печатью является изображение всадника с копьем, часто сопровождаемое надписью: “Князь Великий с копием в руце”. После Куликовской битвы под всадником стали изображать змия как символ "поражения князем басурманской силы"”.
В 1472г. в истории Руси происходит знаменательное событие-брак Великого князя Московского ИванаIII с Софьей Палеолог, племянницей последнего императора Византии Константина XI. Это способствовало провозглашению Русского государства преемником Византийской империи. На правах престолонаследия в Россию и пришел герб Византии – двуглавый орел. Известно, что с 1497г. видоизменилась печать ИванаIII – на ней появилось изображение двуглавого орла. Таким образом, орел из Византии не заимствовался, а являлся логическим продолжением наследования Великим князем Московским титула наместника Византии.
Примерно тогда же, в ознаменование свержения татаро-монгольского ига в 1480г., на шпиле Спасской башни Московского Кремля водрузили и первое монументальное изображение двуглавого орла. На остальных башнях (Никольской, Троицкой и Боровицкой) герб был установлен позднее.
К совершенствованию герба привлекались лучшие силы. Например, царем Алексеем Михайловичем был приглашен из Австрии такой крупный мастер декоративно-прикладного искусства, как славянин Лаврентий Курелич (Хурелич), именовавшийся “Священного Римского государства герольд”, который соорудил Российский государственный герб: черный орел с поднятыми крыльями на желтом поле с белым всадником в среднем щите. По крыльям же были разбросаны картуши с символическими обозначениями областей. Государственный герб России, а впоследствии и Российской империи окончательно сформировался в XVIIв. В течение последующих лет, вплоть до 1917г., он оставался практически неизменным, менялись лишь некоторые его детали.
В Российской империи в начале XXв. существовали три государственных герба: большой, средний и малый.
Основу всех гербов составляли изображения государственного черного двуглавого орла, коронованного тремя коронами, держащего в лапах знаки государственной власти – скипетр и державу. На груди орла – герб Московский с изображением святого Георгия Победоносца, поражающего копьем дракона. Щит герба обвит цепью ордена Св.Андрея Первозванного. На крыльях орла и вокруг него гербы царств, великих княжеств и земель, входивших в состав Российского государства.
На большом гербе помещены также изображения святых Михаила и Гавриила, императорская сень, усеянная орлами и подложенная горностаем, с надписью “С нами Бог”. Над ней – государственная хоругвь с восьмиконечным крестом на древке.
На среднем гербе отсутствовала государственная хоругвь: и часть местных гербов. На малом гербе, кроме того, отсутствовали изображения святых, а также императорская сень и родовой герб императора. Иногда малым гербом или просто гербом называли государственного орла, имеющего на крыльях гербы царств и великого княжества Финляндского. Предназначение каждого из гербов регламентировалось специальным положением. Так, большой Государственный герб изображался на большой Государственной печати, которая прикладывалась к государственным законам и положениям, регламентирующим уставы, к статутам орденов, к манифестам, к дипломам и грамотам на княжеское и графское достоинство, к патентам на звание консула и т.п.
Средний Государственный герб изображался на средней Государственной печати, которая прикладывалась к грамотам о правах и привилегиях городов, к дипломам на баронское и дворянское достоинство, к ратификационным грамотам и т. д.
Малый герб на малой печати прикладывался к патентам на чин, к грамотам о пожаловании земли, к грамотам монастырям. Малый герб изображался также на денежных знаках, выпускаемых государством.
На корабельном штандарте изображался большой герб. Таким он сохранился до Октябрьской революции.
После Февральской революции 1917г. Временное правительство не разработало нового герба. Оно лишь несколько изменило старый герб. Двуглавый орел потерял все свои короны, знаки императорской власти, с его крыльев и груди были сняты гербы великих княжеств, концы крыльев были опущены вниз, а под орлом изображалось здание Таврического дворца, где заседала Государственная дума.
Дальнейшие события развернулись таким образом, что Отечество наше было лишено своей исторической реликвии. Имеющий многовековую историю Российский герб был заменен гербом РСФСР, основу которого составляли изображение земного шара и эмблемы труда – скрещенных серпа и молота. С некоторыми изменениями этот герб существует и сейчас. Высказывается мнение о необходимости утвердить новый герб, основой которого вновь является двуглавый орел.
Такова история штандарта и Государственного герба; как говорят, все приходит на круги своя. А как же обстоят дела с Военно-морским флагом?
История русского Военно-морского флага известна мало. Еще в 1863г. об этом говорил в своей небольшой статье “Наши флаги” летописец русского военно-морского флота С.И.Елагин: “Немногие сведения, обнародованные досель о наших флагах, не представляя еще точного понятия ни о первоначальном виде и значении их, ни о времени введения, успели, однако, провести несколько неверных данных”. Неудивительно, что до сих пор по многим вопросам исследователи истории русского флага к единому мнению не пришли. Например, и сегодня существуют разные мнения о том, какими были флаги, поднятые на “Орле”. Однако, основываясь на некоторых источниках, можно считать, что его цветами, как уже говорилось, были белый, синий и красный. Это подтверждается документами, связанными с постройкой корабля, среди которых сохранился и такой: “Роспись, что еще надобно к корабельному строению, опричь того, что ныне куплено за морем”. В этой “Росписи” указывается, сколько именно требуется киндяку на флаги и на вымпел. Что же касается цветов этих флагов, то они, скорее всего, отражали цвета, издавна находившиеся на московском гербе. На красном поле там изображался святой Георгий в синей мантии на белом коне. В связи с этим белый, синий и красный цвета уже при царе Алексее Михайловиче становятся государственным сочетанием.
Автор знаменитых “Очерков русской морской истории” Ф.Ф.Веселаго считает, что до 1700г. наш Военно-морской флаг стоял из трех полос – белой, синей и красной. “Из цветов материй, употребляемых на флаги корабля “Орел”, и из того, что при вооружении его главными распорядителями были голландцы, можно с большею вероятностью допустить, что тогдашний флаг в подражание голландскому состоял из трех горизонтальных полос: белой, синей и красной, расположенных, для отличия от голландского флага, в другом порядке. Таким же трехполосным, бело-сине-красным, был, очевидно, и вымпел”. Подтвержение этому есть – документы, указывающие, что царь приказал шить для своего сына Петра трехполосные бело-сине-красные флаги.
Далее Веселаго высказывает мнение, что указанный флаг был исключительно Военно-морским и только с 1705г. стал специальным флагом российских торговых судов. Но с его доводами не согласен другой известный историк флота, П.И.Белавенец. В работе “Цвета русского государственного национального флага” он ссылается на известную гравюру “Взятие крепости Азов. 1696год”, где художник А.Шхонебек изобразил флаги в виде креста, делящего их поле на четыре части.
Таким образом, если большинство историков сходятся в наборе цветов первого русского Военно-морского флага (белый, синий, красный), то по поводу его рисунка единого мнения пока нет. Нам все же представляется, что версия Ф.Ф.Веселаго наиболее близка к истине.
Под таким трехцветным флагом из трех полос в 1688г. Петр совершал плавания на своем ботике – “дедушке русского флота”, подобный флаг развевался на потешных судах Плещеева озера в 1692г. и на кораблях Азовского флота в 1696г. Этот флаг, по-видимому, и стал прототипом флага с двуглавым орлом посредине, названного в 1693г. “Флагом царя Московского”.
Известно, что в первый раз он в качестве штандарта был поднят 6августа 1693г. самим Петром1 на 12-пушечной яхте “Святой Петр” при его плавании в Белом море с отрядом военных судов, построенных в Архангельске. Об этом упоминает П.И.Белавенец в своем труде “Нужен ли нам флот и значение его в истории России”. В 1699-1700гг. рисунок петровского штандарта был изменен: отойдя от традиционных русских цветов, ПетрI решил избрать желтое прямоугольное полотнище с черным двуглавым орлом в середине. Развитие государственного кораблестроения в России и создание большого регулярного военного флота вызвали необходимость в едином флаге для всех боевых кораблей. В 1699г. ПетрI, испробовав ряд вариантов флага для военных кораблей, действовавших короткое время, ввел новый, так называемый Андреевский Военно-морской флаг переходного рисунка: лучи синего диагонального креста упирались в углы прямоугольного трехполосного полотнища бело-сине-красного цвета.
Андреевский крест, по-видимому, перешел на Военно-морской флаг как один из наиболее характерных элементов первого ордена России, учрежденного ПетромI в самом конце XVIIв., – ордена Св.Андрея Первозванного. По христианскому преданию, св.Андрей был распят на диагональном кресте. Выбор Андреевского креста в качестве эмблемы для флага и вымпела ПетрI объяснял тем, что “от сего апостола приняла Россия святое крещение”.
В 1700г. Петр отделяет парусный флот от гребного (галерного) и делит его на три генеральные эскадры – кордебаталию (главные силы), авангард и арьергард. Одновременно были введены кормовые флаги для кораблей этих трех эскадр: соответственно белый, синий и красный с синим Андреевским крестом на белом поле в верхнем левом углу флага (у тросовой шкаторины).
С введением в 1706г. чина адмирала кормовой флаг эскадры, поднятый на грот-стеньге (на стеньге грот-мачты), означал, что на борту находится адмирал. Если же он был поднят на фор-стеньге (на стеньге фок-мачты), то на корабле присутствовал вице-адмирал, а если на крюйс-стеньге (на стеньге бизань-мачты) – контр-адмирал (шаутбенахт). Такие флаги получили названия стеньговых флагов первого, второго и третьего адмиралов. В 1710г. был учрежден новый рисунок кормового флага. В центре нового флага на белом поле по-прежнему располагался Андреевский крест, но его концы не доходили до краев полотнища, и создавалось впечатление, что он как бы висит в воздухе, не касаясь самого флага. Под этим флагом начал свое плавание первый линейный корабль Балтийского флота “Полтава”. В 1712г. синий крест на белом поле Андреевского флага был доведен до кромок полотнища. Такой рисунок Андреевского флага просуществовал без изменений до Октябрьского переворота.
После Октябрьского переворота вся символика бывшего Российского императорского флота была отменена.
18ноября 1917г. моряки, собравшись на первый Всероссийский съезд военного флота, приняли постановление: “Поднять на всех судах Всероссийского военного флота вместо Андреевского флага флаг Интернационала в знак того, что весь Российский военный флот, как один человек, встал на защиту народовластия в лице Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов”. Это было красное полотнище без эмблем и надписей.
14апреля 1918г. декретом ВЦИК был учрежден Государственный флаг РСФСР – красное прямоугольное полотнище с надписью: “Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика”. А с 20апреля приказом №320 по флоту и Морскому ведомству на советских кораблях ввели красный флаг с аббревиатурой РСФСР, написанной большими белыми буквами посередине полотнища. Второй послереволюционный Военно-морской флаг был утвержден народными комиссарами по морским делам и иностранных дел РСФСР 24мая 1918г. и узаконен Конституцией РСФСР, принятой 10июля 1918г. Красное (алое) полотнище с соотношением ширины и длины имело в окантованном золотой каймой левом верхнем углу надпись “РСФСР”, выполненную стилизованной славянской вязью золотистого цвета.
29сентября 1920г. советское правительство утвердило новый рисунок Военно-морского флага. На этот раз он имел две косицы, а в середине красного полотнища был изображен большой синий адмиралтейский якорь, на веретене которого располагалась красная пятиконечная звезда на белой подкладке. Внутри звезды перекрещивались синие серп и молот, а на штоке якоря была надпись “РСФСР”.
24августа 1923г. был введен другой Военно-морской флаг. На нем в середине красного поля был белый круг с восемью белыми лучами, расходящимися во все стороны от центра к краям полотнища. В белом круге располагалась красная пятиконечная звезда с белыми перекрещивающимися серпом и молотом. А 23ноября 1926г. учредили особый флаг, которым награждались корабли или соединения за особые отличия. Он именовался Почетным революционным Военно-морским флагом и отличался от обычного наличием ордена Красного Знамени на белом поле в левом верхнем углу. Почетный революционный Военно-морской флаг изготовлялся из шелка и вручался кораблю” в торжественной обстановке одновременно с орденом Красного Знамени и специальной грамотой ЦИК и СНК СССР. Первым такую награду в связи с десятилетием революции постановлением ЦИК СССР от 2ноября 1927г. получил крейсер Аврора”.
Награжденные этим флагом корабли и соединения стали именоваться краснознаменными. В феврале 1928г. Почетным революционным Военно-морским флагом был награжден Балтийский флот.
27мая 1935г. постановлением ЦИК и СНК СССР были утверждены рисунки и цвета новых флагов кораблей военно-морского флота и должностных лиц. Почти все они сохранились до января 1992г. Этим же постановлением был изменен рисунок Почетного революционного Военно-морского флага СССР, который стал называться Краснознаменным Военно-морским флагом СССР.
Военно-морской флаг нового образца представлял собой белое полотнище прямоугольной формы, в левой половине которого изображена красная пятиконечная звезда, а в правой – перекрещенные красные серп и молот. Вдоль нижней кромки полотнища – голубая кайма. Краснознаменный Военно-морской флаг отличался от обычного тем, что изображенная на нем звезда перекрыта изображением ордена Красного Знамени.
19июня 1942г. приказом народного комиссара ВМФ СССР был учрежден гвардейский Военно-морской флаг СССР – он вручался кораблю одновременно с присвоением ему за особые отличия звания гвардейского. На гвардейском флаге над голубой каймой дополнительно изображена гвардейская лента, состоящая из трех черных и двух оранжевых полос.
17января 1992г, правительством России было признано целесообразным изменить военно-морскую символику. 26июля того же года, в День Военно-Морского Флота, на боевых кораблях бывшего ВМФ СССР последний раз подняли Военно-морской флаг, овеянный славой огненных лет Великой Отечественной войны. Под звуки гимна Советского Союза флаги затем были спущены и переданы командирам кораблей на вечное хранение. Вместо них, теперь уже в сопровождении гимна Российской Федерации, были подняты исторические Андреевские флаги и гюйсы, введенные ПетромI.
Ежедневно в определенное время, независимо от времени восхода солнца, все боевые корабли и вспомогательные суда ВМФ, находящиеся на стоянке (на якоре, бочке или швартовах), поднимают на кормовом флагштоке, а с заходом солнца спускают Военно-морской флаг. Вместе с флагом во время стоянки на кораблях 1-го, 2-го и 3-го рангов спускается и поднимается гюйс.
Находясь в море, на ходу, корабли несут флаг на гафеле и не спускают его ни днем, ни ночью. А что делать, если корабль выходит в море ночью, после захода солнца, когда флаг спущен? Тогда флаг поднимают на гафеле в момент перехода из положения “на якоре” в положение “на ходу”. При входе в базу после захода солнца флаг спускается, как только корабль встанет на якорь (на бочку или швартовы). “В период времени от подъема до спуска флага, – записано в Корабельном Уставе, – все военнослужащие при входе (сходе) на корабль (с корабля) отдают честь Военно-морскому флагу”.
Корабельный устав также четко определяет порядок подъема, спуска и вручения Военно-морского флага на боевых кораблях и вспомогательных судах флота.
Каждый день в восемь утра по местному времени, а в воскресные и праздничные дни на час позже на всех кораблях ВМФ поднимают Военно-морской флаг. Как подъему, так и спуску флага сопутствует определенный ритуал, регламентированный Корабельным уставом. Впервые процедура этого ритуала была изложена в 1720г. в петровском Морском уставе:
“…Поутру прежде всего должно выстрелить из пушки и ружей, потом играть на всех кораблях марш, бить поход, поднимать флаг, а по поднятии флага играть и бить обыкновенную зорю… В какое бы время флаг поднимаем и опускаем ни был, всегда надлежит как при поднятии, так и опущении оного бить в барабаны поход и играть марш”. Аналогично проводился и ритуал . вечерней “Зори”, когда флаги спускались.
За многовековую историю Российского флота этот ритуал претерпел много изменений. Вот, например, как описана писателем-маринистом Леонидом Соболевым заключительная часть: церемонии подъема флага в романе “Капитальный ремонт”: “…безмолвный и быстрый, испрашивающий разрешения поворот вахтенного начальника к командиру, разрешающее прикосновение командирских пальцев к козырьку фуражки – и молчание Российского императорского флота окончилось: “Флаг и гюйс поднять!” Одновременно, враз, лопнула тишина.
Колокольный звон склянок. Резкие фанфары горнов, подобранных нарочно чуть не в тон. Стук весел, взлетающих над шлюпками вертикально вверх. Свист всех дудок унтер-офицеров. Трепетание ленточек фуражек, сорванных одновременно с тысяч голов. Двойной сухой треск винтовок, взятых на караул: ать, два! Флаг медленно поднимается к клотику, играя складками… Потом установленная мелодия горнов и воздух в унтер-офицерских легких кончаются. Флаг доходит “до места” в тишине. …Горны вскрикнули коротко и высоко, и зачарованный молчанием и неподвижностью флот сразу ожил. Фуражки взлетели на головы, караулы взяли “к ноге”, повернулись, приподняли винтовки и исчезли в люках”.
И в наше время процедура подъема флага во многом подобна описанию Соболева.
За 15минут до подъема флага по приказанию вахтенного офицера горнист играет сигнал “Повестка”. В 7часов 55минут, он направляет на фалы флага и гюйса сигнальщиков, а затем докладывает командиру: “Через пять минут подъем флага”. Горнист играет “Большой сбор”. Экипаж выстраивается на верхней палубе. Лишь в случаях, когда корабль находится в боевой готовности или идет его приготовление к походу, построение экипажа по “Большому сбору” не производится. Однако и тогда все, находящиеся на верхней палубе, по команде становятся спиной к борту корабля. Наверх поднимается командир корабля и здоровается с личным составом. Когда до подъема флага остается минута, вахтенный офицер командует: “На флаг и гюйс, смирно!” Затем звучит команда: “Флаг и гюйс поднять!” Горнисты играют сигнал “Подъем флага”, а все, находящиеся на верхней палубе и близлежащих пирсах, поворачивают голову в сторону флага, медленно поднимаемого сигнальщиками в развернутом виде. Офицеры, мичманы и главные корабельные старшины прикладывают руку к головному убору. Гребцы шлюпок, находящихся вблизи корабля (если позволяет обстановка), “сушат весла”, их старшины также прикладывают руку к головному убору. Так проходит ежедневный подъем флага.
Существует на кораблях и торжественный подъем флага. В этом случае экипаж выстраивается на палубе по “Большому сбору” в парадной или парадно-выходной форме одежды. Одновременно с флагом и гюйсом поднимаются стеньговые флаги и флаги расцвечивания, а оркестр в это время исполняет “Встречный марш”. В момент, когда Военно-морской флаг поднимается “до места”, исполняется Государственный гимн. Дни и особые случаи, когда на кораблях ВМФ производится торжественный подъем флага, определены Корабельным уставом. Одним из таких дней является день вступления корабля в строй. Командующий флотом или назначенное им лицо (как правило, адмирал), прибыв на корабль, в торжественной обстановке объявляет приказ о вступлении корабля в строй. Затем командиру корабля вручают Военно-морской флаг и приказ. Он проносит флаг на руках перед строем всего экипажа, а затем крепит его к фалу для подъема на кормовом флагштоке либо на гафеле и по команде старшего из находящихся на борту начальников лично поднимает “до места”. Одновременно поднимают гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания. При этом оркестр исполняет Государственный гимн, а экипаж приветствует поднимаемый флаг громким протяжным “ура!”.
Охрана корабельного знамени в бою стала священной для каждого моряка. “Все воинские корабли российские, – гласил петровский Морской устав, – не должны ни перед кем спускать флага”. В нашем сегодняшнем Корабельном уставе ВМФ об этом сказано так: “Корабли Военно-Морского Флота ни при каких обстоятельствах не спускают своего флага перед противником, предпочитая гибель сдаче врагам”.
При стоянке на якоре флаг охраняет специально назначенный часовой, а во время боя, когда флаги поднимают на гафеле и стеньгах мачт, они находятся под охраной всех членов экипажа, которые на своих боевых постах участвуют в бою. Если флаг во время боя будет сбит, его немедленно заменят другим, чтобы противник не мог предположить, что флаг на корабле спущен. Этот морской обычай также нашел свое отражение в Корабельном уставе ВМФ. “Охрана Государственного и Военно-морского флагов в бою является почетной обязанностью всего экипажа корабля, – сказано в этом документе, – если Государственный или Военно-морской флаг будет сбит в бою, он должен быть немедленно заменен другим. Если обстоятельства не позволяют поднять запасной флаг на установленном месте, его поднимают на аварийном флагштоке, укрепленном в любом месте корабля”.
История отечественного флота богата примерами мужества и героизма русских моряков. В 1806г. в Адриатическом море близ берегов Далмации русский бриг “Александр” подвергся нападению пяти французских кораблей, попытавшихся захватить его. Перед началом боя командир брига лейтенант И.Скаловский обратился к экипажу: “Помните: мы, русские, находимся здесь не для того, чтобы считать врагов, а чтобы бить их. Будем же драться до последнего человека, но не сдадимся. Я уверен, экипаж “Александра” будет высоко держать честь флота!” Неравный бой длился несколько часов. Трижды французы безуспешно пытались взять “Александр” на абордаж. В ожесточенной схватке два вражьих корабля были уничтожены артиллерийским огнем, третий спустил флаг и сдался, остальные два бесславно бежали.
14мая 1829г. 18-пушечный бриг “Меркурий”, крейсировавший у берегов Босфора, настигли два турецких линейных корабля, имевшие на борту в общей сложности 184 орудия. Турки предложили “Меркурию” спустить флаг, но экипаж брига единодушно одобрил решение командира капитан-лейтенанта А.И.Казарского вступить в бой, а при угрозе захвата – взорвать корабль. Умелым маневрированием Хазарский все время ставил свой бриг так, чтобы затруднить противнику прицельный огонь. Все же “Меркурий” получил более трехсот повреждений. Однако самому “Меркурию” удалось метким огнем повредить рангоут и такелаж неприятельских линейных кораблей и вынудить их лечь в дрейф. За этот боевой подвиг “Меркурий” был награжден Георгиевским кормовым флагом.
В историю нашего флота навсегда вошел героический подвиг крейсера “Варяг” и канонерской лодки “Кореец”. Начало войны с Японией застало эти русские корабли на рейде корейского порта Чемульпо. Они попытались прорваться в Порт-Артур, но при выходе из бухты были встречены японской эскадрой из шести крейсеров, восьми эскадренных миноносцев и нескольких других кораблей. На предложение сдаться русские корабли ответили отказом и приняли бой. От меткого артиллерийского огня три крейсера противника получили серьезные повреждения, один миноносец был потоплен. Но и “Варяг” получил несколько подводных пробоин, через "которые поступала вода. Корабль накренился на левый борт, сильный крен не позволял вести огонь исправными орудиями. Команда крейсера понесла большие потери, был ранен командир корабля капитан 1-го ранга В.Ф.Руднев. Прорвать блокаду японских кораблей не удалось, и наши корабли были вынуждены возвратиться на рейд Чемульпо. Здесь по приказу командира “Варяга” “Кореец” был взорван. На крейсере были открыты кингстоны, и он затонул, не спуская флага.
В Петербурге, на Петроградской стороне, установлен бронзовый памятник – два моряка открывают кингстоны, затапливая свой корабль. Это произошло 26февраля 1904г., когда миноносец “Стерегущий” был атакован превосходящими японскими силами. Командир миноносца лейтенант А.С.Сергеев, вступив в неравный бой, повредил два из четырех наседавших на него вражеских миноносца. Но и сам “Стерегущий” лишился хода, почти весь его экипаж и командир погибли.
Японцы предложили оставшимся сдаться – ответом врагу были новые выстрелы. Чтобы флаг не оказался сбитым, его прибили к гафелю гвоздями. “Стерегущий” вел огонь до последнего снаряда, и, когда японцы направили шлюпку, чтобы завести на русский миноносец буксирный конец, на нем оставалось в живых лишь несколько израненных матросов. Машинный квартирмейстер И.Бухарев и матрос В.Новиков открыли кингстоны и ушли в пучину вместе с родным кораблем.
В годы Великой Отечественной войны советские моряки так же свято выполняли требование Корабельного Устава – ни при каких обстоятельствах не спускать флага перед противником, предпочитая гибель сдаче врагу.
10августа 1941г. в неравном бою с фашистскими эсминцами на сторожевом корабле “Туман” был сбит флагшток. Раненый матрос Константин Семенов ринулся к флагу и высоко поднял его над головой, но был вторично ранен осколком вражеского снаряда и упал на палубу. На помощь Семенову пришел радист Константин Блинов. Под огнем неприятеля они подняли Военно-морской флаг. Не спустив флага, “Туман” скрылся под водой.
Подобный же подвиг на эскадренном миноносце “Сообразительный” совершил в бою матрос Иван Загуренко. Это произошло в мае 1942г. при возвращении корабля в Новороссийск из осажденного Севастополя. Эсминец атаковали фашистские торпедоносцы и бомбардировщики. Осколками бомбы, разорвавшейся рядом с бортом, был перебит флажный фал, и полотнище корабельного знамени медленно заскользило вниз. Загуренко забрался по мачте к гафелю, подхватил Военно-морской флаг и поднял его над головой. Моряк так и держал его до окончания боя, и ни одна пуля, ни один осколок не тронули храбреца.
25августа 1942г., вооруженный всего лишь несколькими небольшими пушками, ледокольный пароход “Александр Сибиряков” был настигнут в Карском море фашистским тяжелым крейсером “Адмирал Шеер”. Не сомневаясь в легкой победе, гитлеровцы подняли сигнал: “Спустите флаг, сдавайтесь!” Ответ последовал немедленно: на фор-стеньге взвился Государственный флаг, и сразу же ударили два 76-мм и два 45-мм орудия парохода. Это было так неожиданно для фашистов, что в первый миг они растерялись. Несколько минут немецкий рейдер молчал, а потом разом загрохотали орудия его главного калибра. Командир “Сибирякова” старший лейтенант Анатолий Качарава искусно маневрировал, вел ответный огонь, уклоняясь от прямых попаданий. Но слишком уж неравными были силы. Снаряд за снарядом с оглушительным грохотом разрывались в надстройках, они навылет пробивали борт, рвались на палубе. До последних минут “Сибиряков” вел ответный огонь. В неравном бою корабль погиб, но флага перед врагом не спустил.
Много таких примеров, когда моряки погибали вместе с поднятым на мачтах корабельным знаменем, дали нам прошедшие войны.
Кроме Военно-морского флага, о котором мы рассказывали, есть еще два флага, играющие важную роль в жизни корабля и его экипажа.
Если по своему техническому состоянию и уровню подготовленности экипажа корабль способен успешно решать свойственные ему боевые задачи, на грот-стеньге (при одной мачте на фор-стеньге) поднимается вымпел. Это означает, что корабль находится в кампании и до завершения ее он не спустит вымпела ни днем, ни ночью.
Появление длинных и узких флагов – корабельных вымпелов, – скорее похожих на вьющуюся среди рангоута и такелажа цветную ленту, уходит в далекое прошлое флота. Когда-то такие неширокие полоски ткани, прикреплявшиеся к вершинам мачт, а то и на вантах, служили как бы простейшим прибором для определения направления и силы ветра.
Совершенно иное назначение, отнюдь не связанное с практическими нуждами мореплавания, получили вымпелы уже во времена парусного флота. Назначение вымпела заключалось в том, что он служил отличием военного корабля от торгового судна, особенно в тех странах, где военно-морские и торговые флаги были одинаковыми. Вымпелы поднимались на грот-брам-стеньгах всех военных кораблей, кроме флагманских. Это было узкое полотнище до десяти метров длиной, шириной в 10-15 сантиметров.
Вымпелы первых русских военных кораблей был трехцветными, бело-сине-красными, с двумя косицами. В 1700г. ПетрI учредил новый рисунок вымпела: на примыкавшей к фалу шкаторине на белом поле был помещен синий Андреевский крест, далее шли две косицы бело-сине-красного цвета. В дальнейшем, в соответствии с расцветкой флагов по дивизиям, были установлены белые вымпелы для первой дивизии, синие – для второй и красные – для третьей дивизии. С 1865г. русские корабли стали носить единый белый вымпел, кроме кораблей, удостоенных Георгиевского флага, которые несли и соответствующий вымпел.
Боевые корабли ВМФ СССР носили вымпел, представляющий собою узкое красное полотнище с косицами, имеющее в “головке” изображение Военно-морского флота. Помимо обычных узких (“ординарных”) корабельных вымпелов, во флоте приняты и широкие (так называемые брейд-вымпелы), присваиваемые командирам отрядов боевых кораблей, имеющих ранг ниже контр-адмирала. По рисунку брейд-вымпел не отличается от обычного вымпела. Цвет же косиц брейд-вымпела зависит от должности начальника, которому он присвоен, а именно: командиру бригады кораблей – красный, командиру дивизиона – синий.
Вымпелы имеют и торговые суда – это треугольные флаги различной расцветки, иногда с рисунком, буквами или цифрами, обозначающими принадлежность судна к тому или иному пароходству, спортивному клубу, торговой компании и т.п. Подобные вымпелы поднимаются на грот-мачте при входе в порт и выходе из него. При стоянке в порту подъем и спуск такого вымпела производится одновременно с подъемом и спуском Государственного флага.
На военных же кораблях вымпел спускается только при посещении корабля командиром соединения или другими вышестоящими начальниками, которым присвоены собственные должностные флаги. Вымпел спускается в момент, когда поднимаемый должностной флаг доходит “до места”. Он вновь поднимается с убытием этого лица с корабля и со спуском его должностного флага.
Наличие вымпела на корабле свидетельствует об его укомплектованности и боеготовности. Существует во флоте даже такое выражение: эскадра (или флот) в составе стольких-то вымпелов. Под словом “вымпел” в этом случае подразумевается находящийся в плавании готовый к боевым действиям военный корабль.
Мы уже упоминали, что на современных крупных боевых кораблях при стоянке их на якоре, на бочке или у пирса на носовом флагштоке поднимается особый флаг-гюйс.
В давние времена на бушприте военных кораблей постоянно или временно поднимали такие же флаги, как и на корме, только несколько меньших размеров. На кораблях русского флота особый носовой (или бушпритный) флаг, называемый гюйсом, был введен в 1700г. Рисунок первого русского гюйса был довольно сложным – на красном поле лежали три креста с единым центром: прямой – белый, косой – тоже белый и на нем синий Андреевский. С 1701 по 1720г. он поднимался только в приморских крепостях и лишь после введения Устава 1720 г. стал подниматься на бушприте военных кораблей. До 1820г. корабли несли его не только на стоянке, но и во время плавания. Гюйс по размерам всегда был меньше кормового флага.
Первоначально гюйс на русских кораблях назывался геусом, что по-голландски означает флаг, а с 1720г. петровским Морским уставом было узаконено название “гюйс”. Слово это тоже голландское (geuzen) и происходит от французского gueux-нищие. В начале Нидерландской буржуазной революции гейзами, или гёзами, испанская аристократия называла нидерландских дворян, вставших с 1565г. в оппозицию испанскому королю ФилиппуII и его правительству, а затем народных повстанцев-партизан, которые на суше и на море вели вооруженную борьбу с испанцами. Восстание гёзов положило начало созданию нидерландского военно-морского флота. Тогда на бушприте военных кораблей и стали поднимать специальный флаг, повторявший цвета герба принца Оранского, возглавившего восстание гёзов. За этим флагом вскоре закрепилось название “гёз”, или “геус”.
Гюйс, введенный Петром I, сохранялся в Советском Военно-Морском Флоте до 28августа 1924г. Рисунок нового гюйса отличался от старого наличием на середине полотнища белого круга с изображением красной пятиконечной звезды с белыми перекрещивающимися серпом и молотом в ее центре. 7июля 1932г. был утвержден новый гюйс. Он представлял собою прямоугольное красное полотнище, в середине которого в белой окантовке изображена красная пятиконечная звезда с серпом и молотом в ее центре.
Гюйс поднимается ежедневно в носовой части военных кораблей 1-го и 2-го ранга на специальном гюйсштоке одновременно с подъемом кормового флага. Он поднимается также на мачтах береговых батарей или на салютных пунктах приморских крепостей при ответном салюте иностранным военным кораблям. Гюйс, поднятый на мачтах приморских крепостей, является крепостным флагом. Будет ли введен корабельный штандарт, покажет время.