Крещение Руси: предпосылки и значение

Федеральное агентствопо образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Омский государственныйтехнический университет»
Кафедра: Средствасвязи и информационная безопасность
Реферат по дисциплине:Отечественная история
Тема: КрещениеРуси: предпосылки и значение
Выполнил студент:
Кузюков Виктор Васильевич
Группа: ЗРП-118 (210402)
Проверил Доцент К.И.Н.:
Омск 2009 г.

Содержание
Предисловие
Введение
Русь, до крещения
Крещение Руси «Культурный переворот»
«Наши дни»
Историческое значение «Крещение Руси»
Список литературы, источников

Предисловие
Сколько есть человек, столькои есть слава Богу.
Люди издревна придумывалисебе Богов, Идолов и т.п. высшие силы. Не кто не сомневается, что и задолго до появленияписьменности, в том числе тут к письменности можно отнести и простые «наскальныерисунки», уже были подобные божества.
Не понимая многого и не сумевпонять и объяснить себе этого, люди любое такое явление приравнивали к чему то совершённому,но не людьми, а более могущественными созданиями. По большей части обычные природныестихийные бедствия, которые довольно легко объясняются в современном мире, такиекак молния и последующий за ней гром, землетрясения, наводнения, смерчи, цунамии др. могли объясниться только как «гнев богов». Естественно ранее они имели другиеназвания, но суть в том, что они не были подвластны людям и происхождение их небыло известно. И если все пресмыкающиеся, рыбы, птицы, млекопитающие (кроме людей)или можно проще и шире сказать всё что есть на планете земля живое кроме людей идаже не живое – существует и не задумывается от куда это и почему так, и кто теперьв ответе за это. Идёт дождь – надо укрыться, горит огонь – надо подальше скрыться,это возможно просто, но думаю на этом весь мыслительный процесс у «братьев нашихменьших» заканчивается и далее мысли об обустройстве на новом месте и они не будутискать ответ – кто это и за что им такое наказание. Взять к примеру насекомых, такдумаю самка паука или какого не будь богомола, после удачной встречи, пожирающейсамца и в голову не придёт, что это большой грех и как теперь она объяснит детишкам- где их папа? Примитивные существа, что с ними сравнивать, инстинкты и не чегобольше – можно конечно это принять и взять к примеру медведей. Большие, разумныеживотные, но что их отличает от слонов или тех же пингвинов? Как у них обстоит семейнаяжизнь? Конечно лучше чем у пауков, в отличии от них «папа» остаётся жив, но дитёнышиконечно находятся только под опекунством «матери», так как голодный «папа» не будетвдумываться о содеянном после съедания медвежат. У них нет веры и законов Божьих,нет понятия о религии и какому то поклонению высшим силам, нет никаких жертв воимя добра или зла. У них есть просто жизнь, которую они проживают, даже не зная,что человек понимает, что на всё воля Божья. Он сотворил нас такими какие мы есть.Ему только судить и отвечать за всех нас.
И так как людей много и былиони по началу довольно удалены друг от друга, то каждый народ придумывал себе своихкумиров и поклонялся им как единственным верным. Традиции передавались из поколенияк поколению и если встречалось нечто отличавшееся от уже укоренившегося, противоречилосложившимся правилам или более того как то оскверняло эти традиции, то это всегдатяжело уживалось и долго находило общее согласие. Когда общего решения не было ине могло быть, то всё решалось силой.

Введение
Крещение Руси. Когда былокрещение Руси точно не кто не знает, есть одни и другие сведения. Есть данные отом, что оно было раньше и позже известной ныне дате, что было несколько «крещенийРуси», но так как много данных с тех времён не сохранились мы берём те данные которыедошли до нас и на основе их предполагаем, что оно произошло 988 года.
Из источником на которые можноопереться по этому поводу возьмём данные, уже переведённые с древнего языка, источникикак «Палея Толковая — XI — XII века», «Слово о законе и благодати Митрополита Иллариона- 1037-1050», «Повесть временных лет — XI — XII века». Так же есть источник как«Велесова Книга» который хоть и подлежит сомнению её подлинность.
Но я буду придерживаться того,что мне не надо придумывать историю и навязывать кому то своё мнение. Мне простонадо опираясь на имеющие, на данный момент времени, данные выделить одно историческоесобытие — которое названо «Крещение Руси».

Русь, до крещения
До крещения Руси была веране в единого Бога, а веровали в разных Богов. В «Повесть временных лет» встречаетсяупоминание и можно наблюдать как при заключении договоров клялись именами Богов:
«Цари же Леон и Александрзаключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целоваликрест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своиморужием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир.»
По мимо этого можно встретитьи другие упоминания, описывающие нравы и традиции:
«И стал Владимир княжить вКиеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна ссеребряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла,и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей идочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русскаяи холм тот. Но преблагой Бог не захотел гибели грешников, и на том холме стоит нынецерковь святого Василия, как расскажем об этом после. Теперь же возвратимся к прежнему.»
Данное описание датировано980 годом и видно, что по мимо того что их считали Богами, покланялись и приносилижертвы, мнение уже было двойное. По описанию видно, что к тому времени к ним небыло глубокой симпатии у всех и мы видим упоминание «преблагой Бог». Ранее так жевстречается упоминание и потому уже понятно, что вера у людей разная, но общегоперелома в одно вероисповедание не было. И по описанию 983 годом описано событиекоторое нельзя не заметить, как выделили отдельный спор, который более ранее приодной вере и не возникал так остро:
«В год 6491 (983). Пошел Владимирпротив ятвягов, и победил ятвягов, и завоевал их землю. И пошел к Киеву, приносяжертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: «Бросим жребий наотрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Был тогдаваряг один, а двор его стоял там, где сейчас церковь святой Богородицы, которуюпостроил Владимир. Пришел тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскуюверу. И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по завистидьявола. Ибо не терпел его дьявол, имеющий власть над всеми, а этот был ему кактерние в сердце, и пытался сгубить его окаянный и натравил людей. И посланные кнему, придя, сказали: «На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги,так принесем же жертву богам». И сказал варяг: «Не боги это, а дерево:нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны рукамииз дерева. Бог же один, ему служат греки и поклоняются; сотворил он небо, и землю,и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти богичто сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам». Посланные ушли иповедали обо всем людям. Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор.Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: «Дай сына своего, да принесемего богам». Он же ответил: «Если боги они, то пусть пошлют одного из богови возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?». И кликнули, и подсеклипод ними сени, и так их убили. И не ведает никто, где их положили. Ведь были тогдалюди невежды и нехристи. Дьявол же радовался тому, не зная что близка уже его погибель.Так пытался он погубить весь род христианский, но прогнан был честным крестом изиных стран. «Здесь же, — думал окаянный, — обрету себе жилище, ибо здесь неучили апостолы, ибо здесь пророки не предрекали?», не зная, что пророк сказал:«И назову людей не моих моими людьми»; об апостолах же сказано: «Повсей земле разошлись речи их, и до конца вселенной — слова их». Если и не былиздесь апостолы сами, однако учение их, как трубные звуки, раздается в церквах повсей вселенной: их учением побеждаем врага — дьявола, попирая его под ноги, какпопрали и эти два отца наших, приняв венец небесный наравне со святыми мученикамии праведниками.»
По данным уже видно, что однилюди продолжают верить в своих Богов и подчинятся и чтят своих древних, а другиеуже перешли на другую веру и не признают эти законы. От куда же эти древни и почемутак мало упоминается о них в повести временных лет, хотя пересказано строение мираединым и «преблагим Богом»? Но как говорил ранее не будим гадать. Многие ответымы находим в написании «Велесова книга», о которой не видим упоминания в повестивременных лет.
Славянских, или как их ещёназывают «Языческих» богов очень много, но все славянские боги, делились на боговсолнечных и богов функциональных. Верховным божеством славян был Сварог (он же Род).Солнечных богов было четыре: Хорс, Ярило, Дажьбог и Сварог. Функциональные богиславян: Перун — покровитель молнии и воинов, Семаргл – бог смерти, образ священногонебесного огня, Велес — черный бог, владыка мертвых, покровитель торговли, книг,мудрости и магии, Стрибог — бог ветра.
Славяне издревле отмечалисмену времен года и смену фаз солнца. Так, за каждое время года (весну, лето, осеньи зиму) был ответственен свой бог (Хорс, Ярило, Дажьбог и Сварог), особо почитаемыйна протяжении всего сезона. Так бог Хорс почитался в период между зимним солнцестояниеми весенним (с 22 декабря по 21 марта). Ярило почитался между весенним солнцестояниеми летним (с 21 марта по 22 июня). Дажьбог почитался в период между летним солнцестояниеми осенним (с 22 июня по 23 сентября). Бог Сварог почитался между осенним солнцестояниеми и зимним (с 23 сентября по 22 декабря).
Сварог
Сварог — бог огня. Один изглавных богов в славянском пантеоне. «Svarga» на санскрите — небо, небесный свод,«var» — огонь, жар. Отсюда идут и все славянские производные — варить, сварганить,верх и т. п. Сварог считался богом Неба, матерью жизни («Сва» — у индоевропейцевмать-прародительница). В уже более позднее время Сварог переменил свой пол. По аналогиис греческим Зевсом он стал родителем для множества богов-сыновей, Сварожичей, имеющихогненную природу: Перун (?), ДаждьбогРадегаст, Огонь-Рарог-Семаргл.
У славян практически все небесныебоги имеют в своей основе огонь. Благодаря трудам Сварога люди научились владетьогнем, обрабатывать металл, создали по «образу и подобию» небесных — плуг, клещии колесницу, и именно Сварог дал им законы и знание. Затем он отошел от дел и передалбразды правления сыновьям. Юные боги Хорс, Даждьбог, Ярило — тоже огненные или солнечные.
По свидетельству Дитмара (умерв 1018), языческие славяне чтили Сварога более других богов; некоторые признавалиего за одно существо с Редигастом и представляли его распорядителем войн. В мифахбелых народов бог молотом кует — творит мир, высекая молнии и искры, у всех он имеетто или иное отношение к огню.
Культ Сварога наиболее активноиспользовался в языческой практике трупосожжения. У балтийских славян Сварожич (иначеназывавшийся Радгостом) почитался в культовом центре редариев Ретре-Радгосте какодин из главных богов, атрибутами которого были конь и копья, а также огромный вепрь,согласно легенде, выходивший из моря. У чехов, словаков и украинцев со Сварогомможно связать огненного духа Рарога.
Сварог — старое солнце, едущеев колеснице, холодное и темное. Природа по-стариковски молчит, одеваясь в белыеснежные одежды. Люди в домах утепляют окна, жгут лучины и едят то, что вырастилилетом, поют песни, рассказывают сказки, шьют одежду, чинят обувь, делают игрушки,топят печи. И ждут рождения Хорса, готовя наряды для колядования.
Хорс
Хорс – бог солнца. Хорс, хорост,хворост, хрест, крест, кресало, искра, хоровод, хоро, коло, колесо, коловорот, кол,колядки, круг, кровь, красный — все эти слова родственны между собой и обозначаютпонятия, связанные с огнем, кругом, красным цветом. Если слить их в одно, переднами появится образ солнца, описанный иносказательно.
Начало нового года славянеотмечали 22 декабря — в день зимнего солнцестояния. Считалось, что в этот день рождаетсямаленькое ярое солнце в образе мальчика — Хорса. Новое солнце завершало ход старогосолнца (старого года) и открывало ход следующего года. Пока солнце еще слабое, наземле господствуют ночь и холод, доставшиеся от старого года, но с каждым днем ВеликийХорс (как упоминается в ‘Слове о полку Игореве’) растет, и солнце крепнет.
Наши предки встречали солнцестояниеколядками, носили на шесте коловрат (восьмиконечную звезду) — солнце, надевали насебя личины тотемных зверей, которые связывались в сознании людей с образами древнихбогов: медведь — Велес, корова — Макошь, козел — веселая и одновременно злая ипостасьВелеса, конь — солнце, лебедь — Лада, утка — Рожаница (прародительница мира), петух- символ времени, восхода и захода солнца, и так далее.
На горе жгли колесо, обвязанноесоломой, как бы помогая солнышку светить, потом начинались катания на санках, коньках,лыжах, игра в снежки, кулачки и бои стенка на стенку, песни, пляски, состязания,игрища. Люди ходили друг к другу в гости, каждый старался получше угостить пришедших,чтоб в новом году было в доме изобилие.
Суровая северная Русь любиламолодецкие потехи. Вынужденные жить и работать в тяжелых условиях, наши пращурывплоть до ХХ века слыли народом веселым и гостеприимным, умевшим отдыхать. Хорс- мужское божество, воплощающее стремление мальчиков и взрослых мужей к знанию,духовному росту, самосовершенствованию, к преодолению встречающихся в жизни трудностейи нахождению верных решений.Ярило
Ярило
Ярило — бог зачатия, ярыйбог пробуждающейся природы и вешнего света. Ярила знаменовал торжество плодотворящейлюбви, он одними исследователями относится к потомкам Сварога, а другими — к потомкамВелеса. Вполне вероятно, что в этом нет нестыковки. Если учесть, что некогда Сварогбыл богиней (Велес никогда пола не менял), то Ярило — дитя обоих родителей. В сознаниидеревенских жителей даже в XIX веке Ярила представлялся молодым красивым женихом,принимающем участие во всевозможных праздниках весны и ищущим себе красавицу невесту.Ярила давал хороший урожай, здоровое потомство, он изгонял зиму и холода. Само имяЯрила происходит от слова «ярый» — сильный, мощный. Недаром в западных землях унего было другое имя — Яровит.
Между тем, корень «яр» присутствуетв таких чисто женских сочетаниях: яровая корова — ярка, ярмо, яровая пшеница, яровыехлеба. А вот в чисто женском роде: ярость, доярка, ярь, ярина (овечья шерсть), яра(весна). Ярило — сын или явья ипостась Велеса, который зимой выступает как Мороз,а по весне — Ярилой.
Ярило, ярость, яровые, Яр(у северян в древности означало ‘село’), т.к. раньше жили в избах с очагом; яркость,- эти слова объединены понятием усиления яркости, света. Действительно, после приходивесны идет быстрое прибавление дня и усиление тепла. Все оживает, растет, тянетсяк солнцу. Природа воскресает в образе прекрасной Лады. Ярило, растопляя снега, живитматушку – землю талой водой. Ярило — солнце в образе молодого, полного сил женихаскачет на коне к своей Ладе. Спешит создать семью и народить детей (урожай, детенышейзверей, птиц, рыб и т.д.).
К летнему солнцестоянию Ярилонабирает полную силу. Он живет в правде и любви с землею, рождая летом новые жизни.К 22 июня Ярило превращается в Белбога, день самый длинный, природа обласкана ими любит его. Состояние Ярилы — состояние всех молодых парней. В четвертый месяцгода (ныне апрель) русичи начинали самые важные для всего славянского рода сельскохозяйственныеработы.

Даждьбог
Даждьбог – бог плодородия,олицетворял силу и яркость светила, его тепловые характеристики, животворящее теплои даже правила мироздания. От Даждьбога (дающий бог) ожидали исполнения желаний,здоровья и прочих благ. Символами Даждьбога служили серебро и золото — светлые,пылающие металлы.
Даждьбог, дать, дождь — словаоднокоренные, имеющие значение ‘делиться, раздавать’. Даждьбог посылал людям нетолько дождь, но и солнце, напитывающее землю светом и теплом. Даждьбог – это осеннеенебо с облаками, дождями, грозами, а подчас и градом. 22 сентября — осеннее равноденствие,праздник Рода и Рожаниц, день Даждьбога и Макоши.
Весь урожай снят, ведутсяпоследние сборы в садах и огородах. Все жители деревни или города выходят на природу,зажигают огонь, вкатывают на гору горящее колесо — солнце, водят хороводы с песнями,играют в предсвадебные и ритуальные игры. Потом выносят на главную улицу столы,ставят на них лучшую еду и начинают общий родовой пир. Соседи и родичи пробуют пищу,свою приготовленную другими, хвалят, все вместе славят Солнце, землю и Русь — матушку.
Даждьбожьи (солнечные) внуки- так называли себя Русичи. Символические знаки солнца (солнечные розетки, солнцевороты)у наших предков присутствовали везде — на одежде, посуде, в украшении домов. Всякийрусский мужчина обязан создать большую семью — род, накормить, вырастить, воспитатьдетей и стать Даждьбогом. В этом — его долг, слав, правда. За каждым из нас стоятбесчисленные предки — наши корни, и каждый должен дать жизнь ветвям — потомкам.
Велес
Велес — хозяин Дикой Природы.Водчий на всех Дорогах. Господин Путей, покровитель всех путешественников. ХозяинНави, властитель непознанного, черный бог. Посмертный судья и прижизненный испытатель,могучий волшебник и повелитель магии, оборотень. Покровитель торговли, посредникв договорах и толкователь законов. Податель богатств. Покровитель знающих и ищущих,учитель искусствам. Бог удачи.
Покровитель домашнего скотаи богатства, воплощением золота, попечитель торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев,хозяин магии и сокровенного, властитель перекрестков, навий бог. Ему подчинялисьвсе низшие духи. Волшебной обителью Велеса стал остров Буян. В основном Велес занималсяземными делами ведь его почитали как владыку лесов, животных, богом поэзии и достатка.
Велес был лунным богом, братомСолнца и Великим Хранителем Прави. По ведическом учениям, после смерти, людскиедуши поднимались по лунному лучу к вратам Нави. Здесь души встречает Велес. Чистыедуши праведников отражаются от Луны и уже по солнечному лучу идут к Солнцу — обителиВсевышнего. Иные души либо остаются с Велесом на Луне и очищаются, либо вновь воплощаютсяна Земле в людей или низших духов.
Велес — хранитель седой стариныи безмолвных костей предков. Последняя ночь октября — день поминовения дедов (наЗападе — Хелловин). В этот день русы провожали с кострами и музыкой волынок и дудокдухов природы и умерших за год родичей под снег.
Семаргл
Семаргл – бог смерти. Семаргл,смрад, мерцание, Цербер, собака Смаргла, смерть — эти понятия в своей сути означаютпотустороннее божество — огненного волка или собаку. У древних славян это — огненныйволк с крыльями сокола, очень распространенный образ. Русы видели Семаргла как крылатоговолка, или волка с крыльями и головой сокола, а иногда и лапы его были соколиными.
Если вспомнить мифологию,то мы увидим, что не только конь был посвящен солнцу, но и волк, и сокол. Стоитпосмотреть на летописные буквицы, рамки, древние вышивки и украшения домов, домашнейутвари, доспехов, и мы увидим что волк-сокол Семаргл встречается на них очень часто.Для русов Семаргл был так же важен, как для китайцев — дракон, а для кельтов — единорог.Волк и сокол стремительны, бесстрашны (нападают на превосходящего силой противника),преданны (волк, даже будучи голодным, не сожрет сородича, как собака). Воины частосебя отождествляли с волками (воин — вой волк).
Не стоит забывать, что волки сокол очищают лес от слабых зверей, излечивая природу и производя естественныйотбор. Образ серого волка и сокола часто встречаются в сказках, былинах, песнях,древних памятниках письменности, таких, как ‘Слово о полку Игореве’. В каждом славянинеживет Семаргл, который сражается с болезнями и злом в теле человека. Пьющий, курящий,ленивый, деградирующий человек убивает своего Семаргла, заболевает и умирает.
Перун
Перун — бог грома и молнии,покровитель воинов. По воззрению славян, Перун в теплые дни весны являлся со своимимолниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце.Его творческою силою пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал Мир.Отсюда Перун производитель, творец. В то же время Перун — божество грозное и карающее;его явление возбуждает страх и трепет. Перун являлся верховным божеством пантеонакнязя Владимира как покровитель правящей военной элиты, князя и дружины, карающийза несоблюдение законов.
Перуну приносились в жертвуживотные, дети, пленные; ему был посвящен дуб, из которого, по преданию, добывалсяживой огонь; его именем произносились торжественные клятвы, например при заключениидоговоров. Древнее поклонение Перуну перенесено в христианскую эпоху на Илью пророка.
Перуна представляли в виденемолодого мужа: по древнерусскому летописному описанию голова его деревянного идолабыла серебряной, а усы — золотыми. По данным других индоевропейских традиций, особоемифологическое значение имела борода громовержца, что косвенно отразилось в русскихфольклорных формулах, относящихся к «бороде Ильи», образ которого заменил Перунв эпоху двоеверия. Главным оружием Перуна были камни, стрелы, а также топоры, являвшиесяпредметами языческого культа.
Хотя Перун имел отношениек холоду (он рождался в первый месяц зимы), но Дни Перуна — его пора — начинались20 июня и заканчивались в начале августа. В это время Русичи справляли тризны попавшим в боях воинам — собирались на курганах и красных горах, устраивали пиры,ратные потехи, мерялись силой между собой в беге, метании оружия, плавании, скачкахна конях. Убивали купленного вскладчину быка, жарили и ели его, пили меды и квасы.Проводили посвящения молодых парней, которые должны были пройти серьезные испытания,в воины и опоясать себя оружием Рода.
У наших предков всегда быломного внешних врагов, велись постоянные войны. Щит и меч почитались как символ Перуна,его подарок мужчине. Оружию поклонялись и его боготворили. Но в смертельный бойшли не только мужчины. Часто среди убитых русичей на поле боя враги с удивлениемнаходили женщин, сражавшихся со своими мужьями плечом к плечу. Им тоже покровительствовалзлатоусый Перун.
Стрибог
Стрибог — бог ветра, руководительвоздушных течений. Именно к Стрибогу, не упоминая его имени, обращались в болеепоздние времена для совершения заговоров и заклятий на тучи или засуху. В своемподчинении Стрибог имел различного рода Ветры (имена утрачены). Считается, что однимиз таких Стрибожичей-ветров была Погода, несущая теплые и мягкие западные воздушныемассы. Другим — Позвизд или Посвист, злой северный ветер.
Существует несколько трактовоксамого имени Стрибога: Стрый — то есть старый, старший бог или стръга — глагол,обозначающий длительность в пространстве, протяженность чего-либо. Стриж, стремительный,быстрый, шустрый, стремление, струя — все эти понятия означают поток, скорость,распространение, растекание. Если соединить все это в одно, перед нами — образ ветраи все, что с ним связано. По одной из версий Стрибог посылает в мир Яви свои ветры-стрелыи помогает солнечным лучам-стрелам оплодотворять землю. Этот бог всегда в сказкахпод именем Ветра выступает разрушителем козней и самой Смерти. Суть Стрибога неоднозначна:он, как повелитель стихий, посылает живительную влагу и несущие жизнь облака, нов то же время, он насылает на землю ураганы и засуху, а вместе с ними — смерть.
В апреле прилетит Стрибогс востока молодым теплым дневным дуновением. Ночью же он будет дышать холодной сыростью.Летом Стрибог задует с полудня (юга), днем обжигая жаром, а ночью лаская теплом.А осенью, налетев с заката (запада), как и весной, будет днем греть, а ночью — холодить.Осенью и весной Стрибог разгоняет тучи, открывая теплое, светлое солнце. Летом онприносит дожди в засуху, чтоб не погиб урожай, зимой вращает крылья мельниц, перемалываязерно в муку, из которой потом замесят хлеб. Русы считали себя стрибожьими внуками.Стрибог — это наше дыхание, это воздух, в котором звучат слова, распространяютсязапахи и рассеивается свет, позволяющий нам видеть окружающее.
Как видно даже из этого описаниекаждого славянского бога становится понятно, что традиция почитания славянских боговна Руси имела глубокие корни и была очень живуча. Даже после принятия православияи Крещения Руси, наиболее могущественные славянские божества продолжали почитатьсяпод видом православных святых.
В повести временных лет мывсё же встречам описание и подтверждение волхвов, которые обладали действительнонебывалыми способностями и творили чудеса.
Но времена менялись и всёбольше людей просвещались в веру хриристьянскую.

Крещение Руси «Культурныйпереворот»
Повесть временных лет гласит«В год 6494 (986). Пришли болгары магометанской веры, говоря: «Ты, князь, мудри смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету». Испросил Владимир: «Какова же вера ваша?». Они же ответили: «ВеруемБогу, и учит нас Магомет..»
но отверг их предложение,так как не понравились некоторые условия которые услыхал он. Тогда же пришли посланникииз Рима и предложили свою веру, но и их Владимир отправил обратно. «Услышав об этом,пришли хазарские евреи..», но и их Владимир не принял, затем прислали греки к Владимируфилософа и тот поведал Владимиру «»Если хочешь послушать, то скажу тебе попорядку с самого начала, зачем Бог сошел на землю”»
Владимир согласился выслушатьи дослушал до конца философа.
«И, сказав это, философ показалВладимиру завесу, на которой изображено было судилище Господне, указал ему на праведныхсправа, в веселии идущих в рай, а грешников слева, идущих на мучение. Владимир же,вздохнув, сказал: «Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева». Философже сказал: «Если хочешь с праведниками справа стать, то крестись». Владимируже запало это в сердце, и сказал он: «Подожду еще немного», желая разузнатьо всех верах. И дал ему Владимир многие дары и отпустил его с честию великою.»
Именно с этой даты видно какокончательно меняется отношение Владимира к религии.
Мы видим, что сначала приходиливолжские болгары, похваляя свое магометанство, затем немцы от римского папы, затемхазарские евреи с проповедью своего закона и, наконец, греческий философ с православнымучением. Все они хотели привлечь Владимира в свою веру. Он же выслушивал их и всехотсылал прочь, кроме грека. С греком он беседовал долго, отпустил его с дарами ипочестями, но пока не крестился. В следующем году (987) созвал Владимир своих советникови рассказал им о приходе к нему проповедников, прибавив, что более всего его поразилирассказы греческого философа о православной вере. Советники дали мысль князю послатьв разные страны своих послов посмотреть: «Кто како служит Богу?» Побывав и на востоке,и на западе, послы попали в Царьград и были поражены там несказанным благолепиемгреческого богослужения. Они так и сказали Владимиру, прибавив, что сами не хотятоставаться более в язычестве, познав православие. Это испытание вер через пословрешило дело. И чтобы окончательно разубедить в сомнениях Владимира бояре уже самиговорят Владимиру: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабкатвоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей»
Владимир прямо спросил своихсоветников: «Где крещение примем?» А они согласно ответили: «Где тебе любо». И вотв следующем 988 году Владимир пошел с войсками на Корсунь и осадил его. Город упорносопротивлялся. Владимир дал обед креститься, если возьмет Корсунь и действительновзял его. Не крестясь еще, он послал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину,грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали ему, что немогут выдать царевну замуж за «поганого», то есть за язычника. Владимир ответил,что готов креститься. Тогда цари прислали на Корсунь сестру свою и с нею духовенство,которое крестило русского князя и венчало его с царевною. Перед крещением Владимирзаболел и ослеп, но чудесно исцелился во время самого таинства крещения. «По божественномупромыслу разболелся в то время Владимир глазами, и не видел ничего, и скорбел сильно,и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: «Если хочешь избавитьсяот болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не сможешь избавитьсяот недуга своего». Услышав это, Владимир сказал: «Если вправду исполнитсяэто, то поистине велик Бог христианский». И повелел крестить себя. Епископже корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложилруку на него, тот тотчас же прозрел. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление,прославил Бога: «Теперь узнал я истинного Бога». Многие из дружинников,увидев это, крестились.»
Здесь в описании видно, чтослове Владимира очень похожи на слова, ко говарила и «бака его Ольга» когда пыталасьещё переубедить сына своего Святослава. Мы видим эти данные датированные 955 годом«Так и Ольга часто говорила: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и тыпознаешь — тоже станешь радоваться». Он же не внимал тому, говоря: «Какмне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». Она же сказалаему: «Если ты крестишься, то и все сделают то же». Он же не послушалсяматери, продолжая жить по языческим обычаям», но не принимал этих слов сын, чтоещё раз свидетельствует о том, что не легко принималась новая вера.
Помирясь с греками и отдавим Корсунь, он возвратился с православным духовенством в Киев и крестил всю Русьв православную греческую веру.
Таково сказание летописи.В нем, по-видимому, соединились в одну повесть разные предания:
1) предание о том, Владимирупредлагали свою веру болгары, хазары, немцы и греки, пришедшие в Киев и жившие внем;
2) предание о том, что Владимир,не только пребывавший во тьме язычества, но пораженный и физическою слепотою, чудесново время крещения прозрел сразу и духовными и телесными очами, и
3) предание о том, что дляпринятия греческой веры Владимир счел нужным осадить греческий город Корсунь, чтобывместе с ним как бы завоевать и веру греческую, приняв ее рукою победителя.
По сказаниям греков и арабоввот что известно о походе Владимира на Корсунь: В то время в Византийской империипроизошло восстание войска под предводительством полководца Варды-Фоки. Греческоеправительство, не располагая силами, искало помощи у киевского князя Владимира.Союз был заключен (987): Владимир соглашался послать свои войска в помощь Византии,за что получал руку греческой царевны Анны, а сам обязывался принять христианство.Благодаря русскому вмешательству, мятеж был подавлен и Варда-Фока погиб (988).Но Византийцы после победы не исполнили своих обещаний, данных Владимиру. ТогдаВладимир начал войну с греками, осадил и взял Корсунь, — главный греческий городв Крыму, — и настоял на исполнении греками договора.
Он принял христианство и получилв супружество царевну (989) .
Где именно был он крещен икогда именно состоялось крещение, в 988 или 989 году, — точно неизвестно.
Возвратившись из корсунскогопохода в Киев с греческим духовенством, Владимир начал обращать киевлян и всю Руськ новой вере. Он крестил в Киеве народ на берегах Днепра и его притока Почайны.Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставленыцеркви. Так было и в других городах, где христианство водворяли княжеские наместники.По преданию, новая вера распространялась мирно, за исключением немногих мест. Так,в Новгороде пришлось применить силу. В глухих углах (например, у вятичей) язычестводержалось, не уступая христианской проповеди, еще целые века; да и по всей странестарые верования не сразу были забыты народом и сплетались с новым вероучением впеструю смесь веры и суеверия.
И тут нет удивления в том,что сопротивление было. Его не могло не быть, хотя многие и приняли христианство.
Согласно одной из легенд,в районе озера Светлояр родились волшебный полуконь-получеловек Китоврас – могущественныйволшебник и строитель древних храмов, а также бог мудрости и хмеля Квасура. От ихимен и произошло название града Китежа.
В районе озера Светлояр жилославянское племя берендеев. Их потомки до сегодняшнего дня сохранили предания отом, что еще с древнейших времен в Китеже находился один из самых крупных религиозныхцентров культа Ярилы. Это место считалось священным для русских князей.
Кровавое крещение Руси, аименно таким оно было для тех кто противился принятию веры, лишило родную русскуюверу и волхвов, и храмов, заняв истиннорусские священные места.
Многие православные храмыстроились на месте капищ, так как считалось, что подобные места особенные — ониисточники сильной положительной энергии. Имена древних богов постепенно заменялисьна имена святых, но само место поклонения высшим силам, обладающее поистине волшебнойэнергетикой, оставалось прежним. Вот почему район озера Светлояр издревле окутанлегендами и мистикой.
В 1238 году после разоренияВладимиро-Суздальского княжества хан Батый разбил лагерь на реке Сити. После очереднойнеравной битвы князь Юрий Всеволодович с остатками своих войск отступил в МалыйКитеж. Однако Батый взял его приступом, и князю с остатками войска чудом удалосьскрыться в Большом Китеже.
На тот момент на земле русскойЮрий Всеволодович оставался практически единственной организованной силой, противостоящейтатаро-монгольскому нашествию.
Остальные князья были истребленыв ходе христианизации Руси – кровавого крещения.
Батый жаждал власти над мироми рвался как можно скорее идти дальше — к Средиземному морю, но оставлять в тылугордого и непобежденного русского князя опасался. И тогда он приказал пытать всехпленных русичей, чтобы выдали заповедные дороги, ведущие к Китежу.
Воины молчали, потому чтознали: выдать священный город – значит, обречь себя и свой род на вечное проклятие.
Лишь один не выдержал пытки- Гришка Кутерьма. Испугался он мучений и смерти и согласился повести врагов к русскойсвятыне.
Далее рассказывается как наподходе к священному городу, город скрылся под воды озера и не достался на разграбления.
И хотя это всего лишь легенды,но в любом сказании такова рода выражается то, что могло быть частично и правдой,а то что для сопротивлявшихся принять христианство это действительно было «Кровавоекрещение» сомневаться не приходится и конечно об этом не будет подробно написанотам где этого не должно быть.
Крещение Руси не следует представлятьсебе, как одну простую перемену верований. Христианство, став господствующей религиейна Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новыхустановлений и учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия: в Киеве стал житьрусский митрополит, поставляемый константинопольским патриархом; в других городахбыли поставлены подчиненные митрополиту епископы (на первых порах их было пять,потом число их дошло до 15-ти). В Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраивалисьмонастыри; причты церквей и братия монастырей подчинялись своему епископу, а черезнего митрополиту. Таким образом власть митрополита простиралась на всю Русь и объединялавсе духовенство страны. Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а снею книжное просвещение. Как ни слабо оно было на первых порах, оно все же оказываломогучее влияние на познавших его людей. Богослужебные и священные книги были принесенына Русь на доступном для всех языке славянском, том самом, на котором изложили ихславянские первоучители свв. Кирилл и Мефодий и их болгарские ученики.
Язык этих книг был вполнепонятен русским и «книжное учение» было поэтому не затруднено. Тотчас по крещениина Руси возникают школы с учителями-священниками и появляются книжники-любителипросвещения, собиравшие и переписывавшие книги. Митрополит и вообще духовенствоуправляли и судили подчиненных им людей так, как это делалось в греческой церкви,на основании особого сборника законов Номоканона, получившего на Руси в болгарскомпереводе название Кормчей книги. В этом сборнике заключались церковные правила Апостольскиеи вселенских соборов, также гражданские законы православных византийских императоров.Церкви принадлежали земли, на которых духовенство и монастыри вели хозяйство по-своему,руководясь византийскими обычаями и законами, устанавливая такие юридические отношенияк земледельцам, какие были приняты в Греции.
Таким образом на Руси вместес новым вероучением появились новые власти, новое просвещение, новые законы и суды,новые землевладельцы и новые землевладельческие обычаи. Так как Русь приняла верциз Византии, то все новое, что пришло вместе с верою, имело византийский характери служило проводником византийского влияния на Русь.
В языческое время на Русибыло лишь одно общественное различие: люди делились на свободных и несвободных,или рабов.
Свободные назывались мужами;рабы носили название «челядь» (в единственном числе холоп, роба). Положение рабов,очень многочисленных, было тяжко: они рассматривались как рабочий скот в хозяйствесвоего господина. Они не могли иметь собственного имущества, не могли быть свидетелямив суде, не отвечали за свои преступления пред законом. За них ответствовал господин,который имел право жизни и смерти над своим холопом и наказывал его сам, как хотел.Свободные люди находили себе защиту в своих родах и сообществах; холоп мог найтисебе защиту только у своего господина; когда же господин его отпускал на волю илипрогонял, раб становился изгоем и лишался покровительства и пристанища.
Таким образом в языческомобществе княжеская власть не имела той силы и значения, какое имеет государственнаявласть теперь. Общество делилось на самостоятельные союзы, которые одни лишь своимисилами охраняли и защищали своих членов. Вышедший из своего союза человек оказывалсябесправным и беззащитным изгоем. Семья, при обычаи многоженства, умычки и покупкиневест, имела грубый языческий характер. Рабство было очень распространено. Грубаясила господствовала в обществе и человеческая личность сама по себе в нем не имеланикакого значения.
Под влиянием христианстваязыческие порядки на Руси начали заметно смягчаться.
Христианская церковь, основаннаяна Руси князем Владимиром, не могла примириться с таким порядком. Вместе с Христовымучением о любви и милости церковь принесла на Русь и начала византийской культуры.Уча язычников вере, она стремилась улучшить их житейские порядки. Под влиянием христианстваотдельные лица из языческой среды изменяли к лучшему свои взгляды и нравы, шли воследХристу и являли высокие примеры нравственной христианской жизни и даже подвижничества.О самом князе Владимире предание говорит, что он смягчился под влиянием новой веры,стал милостив и ласков. Среди дружины из земских людей появилось много благочестивныххристиан, почитавших церковь, любивших книги и иногда уходивших от мирских соблазновв монастыри и в пустынное житье. Через свою иерархию и примером ревнителей новойверы церковь действовала на нравы и учреждения Руси.
Проповедью и церковною практикоюона показывала, как надо жить и действовать в делах личных и общественных.
Церковь старалась поднятьзначение княжеской власти. Князей она учила, как они должны управлять: «воспрещатьзлым и казнить разбойников». «Ты поставлен от Бога на казнь злым, а добрым на милованье»,- говорила духовенство князю Владимиру, указывая ему, что князь не может остатьсябезучастным к насилию и злу в своей земле, что он должен блюсти в ней порядок. Такойвзгляд духовенство основывало на убеждении, что княжеская власть, как и всякая земнаявласть, учинена от Бога и должна творить Божью волю. Но так как «всяка власть отБога» и так как князь «есть Божий слуга», то ему надлежит повиноваться и его надлежитчтить. Церковь требовала от подданных князя, чтобы они «имели приязнь» к князю,не мыслили на него зла и смотрели на него, как на избранника Божия. Очень грубобыло воззрение языческой Руси на князей, как на дружинных конунгов, которые берутдань за свои военные услуги земле и которых можно прогонять, если они не угодны,и даже убивать (как древляне Игоря). Церковь всячески боролась с таким взглядоми поддерживала авторитет князей, смотря на них как на прирожденных и богоданныхгосударей. Когда князья сами роняли свое достоинство в грубых ссорах и междоусобиях(«которах» и «коромолах»), духовенство старалось мирить их и учить, чтобы они «чтилистарейших» и «не переступали чужого предела». Так духовенство проводило в жизньидеи правильного государственного порядка, имея пред собою пример Византии, гдецарская власть стояла очень высоко.
Найдя на Руси ряд союзов,родовых и племенных, дружинных и городских, церковь образовала собою особый союз- церковное общество; в состав его вошло духовенство, затем люди, которых церковьопекала и питала, и, наконец, люди, которые служили церкви и от нее зависели. Церковьопекала и питала тех, кто не мог сам себя кормить: нищих, больных, убогих. Церковьдавала приют и покровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирских обществ исоюзов. Церковь получала в свое владение села, населенные рабами. И изгои, и рабыстановились под защиту церкви и делались ее работниками. Всех своих людей одинаковоцерковь судила и рядила по своему закону (по Кормчей книге) и по церковным обычаям;все эти люди выходили из подчинения князю и становились подданными церкви. И какбы ни был слаб или ничтожен церковный человек, церковь смотрела на него по-христианскикак на свободного человека. Для церковного сознания все были братья во Христе ине было пред Господом ни раба, ни господина.
В церкви не существовало рабство:рабы, подаренные церкви, обращались в людей лично свободных; они были только прикрепленык церковной земле, жили на ней и работали на пользу церкви. Таки образом, церковьдавала светскому обществу пример нового, более совершенного и гуманного устройства,в котором могли найти себе защиту и помощь все немощные и беззащитные.
Церковь затем влияла на улучшениесемейных отношений и вообще нравственности в русском обществе. На основании греческогоцерковного закона, принятого и подтвержденного первыми русскими князьями в их «церковныхуставах», все проступки и преступления против веры и нравственности подлежалисуду не княжескому, а церковному. Церковные судьи, во-первых, судили за святотатство,еретичество, волшебство, языческие моления. Церковные судьи, во-вторых, ведали всесемейные дела, возникавшие между мужьями и женами, родителями и детьми. Церковьстаралась искоренить языческие обычаи и нравы в семейном быту: многоженство, умыканиеи покупку жен, изгнание жены мужем, жестокости над женами и детьми и т.п. Применяяв своих судах византийские законы, более развитые, чем грубые юридические обычаиязыческого общества, духовенство воспитывало лучшие нравы на Руси, насаждало лучшиепорядки.
В особенности восставало духовенствопротив грубых форм рабства на Руси. В поучениях и проповедях, в беседах и разговорахпредставители духовенства деятельно учили господ быть милосердными с рабами и помнить,что раб — такой же человек и христианин, как и сам его господин. В поучениях запрещалосьне только убивать, но и истязать раба. В некоторых случаях церковь прямо требовалау господ отпуска рабов и рабынь на свободу. Получая рабов в дар, церковь давалаим права свободных людей и селила их на своих землях; по примеру церкви иногда тожеделали и светские землевладельцы. Хотя такие примеры были и редки, хотя увещанияблагочестивых поучений и не искореняли рабства, однако изменялся и смягчался самыйвзгляд на раба, дурное обращение с рабами стало почитаться «грехом». Оно еще некаралось законом, но уже осуждалось церковью и становилось предосудительным.
Так широко было влияние церквина гражданский быт языческого общества. Оно охватывало все стороны общественногоустройства, и подчиняла себе одинаково как политическую деятельность князей, таки частную жизнь всякой семьи. Это влияние было особенно деятельно и сильно благодаряодному обстоятельству.
В то время, как княжескаявласть на Руси была еще слаба и киевские князья, когда их становилось много, самистремились к разделению государства, — церковь была едина и власть митрополита простираласьодинаково на всю Русскую землю. Настоящее единовластие на Руси явилось, прежде всего,в церкви, и это сообщало церковному влиянию внутреннее единство и силу.
Рядом с воздействием церквина гражданский быт Руси мы видим и просветительную деятельность церкви. Она быламногообразна. Прежде всего, просветительное значение имели те практические примерыновой христианской жизни, которые давали русским людям отдельные подвижники и целыеобщины подвижников — монастыри.
Затем просветительное влияниеоказывала письменность, как переводная греческая, так и оригинальная русская. Наконец,просветительное значение имели те предметы и памятники искусства, которые церковьсоздала на Руси с помощью греческих художников.
Примеры благочестивой христианскойжизни являли как мирские, так и церковные люди. Летописец говорит, что сам князьВладимир после крещения стал добрым и миростивым, заботился об убогих и нищих, думало книжном просвещении. Среди его сыновей были также благочестивые князья. В средепростых людей на первых же порах после принятия новой веры являются христиане всамом высоком смысле слова. Таков, например, Иларион, из священников села Берестова(около Киева), поставленный в сан русского митрополита за свое благочестие, ученостьи удивительный ораторский талант. Таков инок св. Феодосий, игумен Печерского Киевскогомонастыря, с детства проникнутый Христовым учением, оставивший зажиточный дом длямонашеской убогой жизни и стяжавший себе славу подвижника, писателя и проповедника.Влияние подобных людей в русском обществе было очень велико и благотворно.
Вокруг них собирались их последователии ученики и образовывали целые общины, называемые монастырями. Древние монастырине всегда были похожи на нынешние. Удаляясь из городов в лесную глушь, тогдашниемонахи составляли свое особое поселение как бы в пустыне, не имея до времени нихрама, ни монастырских стен.
Их община кормилась своимитрудами и терпела нужду даже во все необходимом до той поры, пока не получала известностии не привлекала благочестивых поклонников. Строгая жизнь и трогательное братствоиноков, способ хозяйства их, совершенно новый для языческой среды, основанный наличном бескорыстии иноков и на их неустанном труде на пользу братии, — все это оченьсильно действовало на умы тогдашних людей. Они желали помочь благочестивой братии,чем могли: строили в монастыре храмы, дарили монастырю земли и рабов, жертвовализолото и драгоценности.
Скромная община монахов превращаласьв богатый и благоустроенный монастырь и делалась религиозным и просветительным средоточиемдля своей области. Монастырь учил не только вере, но и «книжному почитанию», и хозяйственнымприемам. В монастырях образовывались целые библиотеки, и процветала грамотность;почти все знаменитые писатели Киевской Руси вышли из монастырей. Хозяйство монастырейустраивалось по византийским образцам и руководилось византийскими законами и правилами.В этом хозяйстве не было рабов, потому что церковь не допускала у себя рабства,и рабочий люд пользовался гражданскими правами, хотя и был прикреплен к церковнойземле. На обширных землях монастырей все хозяйственные порядки установлялись сообразноуказаниям греческого закона и отличались правильностью и стройностью. Поэтому монастырское(и вообще церковное) землевладение становилось образцом не только для частных, нодаже и для княжеских земельных хозяйств.
В первое время христианскаяписьменность на Руси не была обширна. Книги, принесенные на Русь вместе с крещением,представляли собою болгарские переводы Библии, богослужебных книг, поучений, историческихкниг, Кормчей книги и т.п. Под влиянием этой болгарской письменности создалась исобственная русская письменность, в которой главное место занимали летописи и житиясвятых, поучения и молитвы. Эта письменность, за немногими исключениями, не отличаласьни ученостью, ни литературным искусством. Первые киевские писатели были просто грамотнымилюдьми, обладавшими некоторой начитанностью. Они подражали переводным образцам так,как умели, без школьной учености и риторического искусства. Тем не менее, их произведенияоказывали заметное влияние на духовную жизнь наших предков и содействовали смягчениюнравов на Руси.
Наконец, христианская верана Руси совершила переворот в области пластического искусства. Языческая Русь неимела храмов и довольствовалась изваяниями идолов. Христианство повело к созданиюгромадных каменных храмов в главнейших городах. Киевский храм Успения Богоматери,получивший название Десятинной церкви потому, что Владимир уделил на его содержание«десятину» (то есть десятую часть) княжеских доходов, был древнейшим каменным храмомв Киеве. Каменные храмы в Киеве, Новгороде и в других главнейших городах Руси былисозданы вслед за Десятинною церковью. Они строились по византийским образцам и украшалисьбогатейшими мозаиками и фресками. Архитектурное дело и живопись под влиянием церковногостроительства достигли в Киеве значительного развития. А с ними вместе развилисьи прочие искусства и художественные ремесла, в особенности же ювелирное дело и производствоэмали. Первыми мастерами во всех отраслях художественного производства были, конечно,греки. Позднее под их руководством появились и русские мастера. Развилось такимобразом национальное искусство. Но оно в Киевской Руси отличалось резко выраженнымвизантийским характером и поэтому известно в науке под именем русско-византийского.
Митрополит Иларион в своем«Слове о Законе и благодати» находит заслуживающим удивление то, что Владимиррешился принять эту веру, не быв никем в ней просвещен, своим великим умом в состояниибыл понять, что, христианство лучше язычества,«Како верова! Како разгореся в любовь Христову?» Монах Иаков написал «Похвалу князюРусскому Володимеру».
Он объясняет его поступок,во-первых, тем, что сам Бог «просветил сердце его», во-вторых, тем, что, «слышаво бабке своей Ольге, как приняла она святое крещение и пожила всеми добрыми делыукрасившися», возгорел желанием подражать ей.
Нестор Печерский дает знать,что Владимиру было особенное, сверхъестественное откровение.
В вопросе о принятии Владимиромхристианской православной веры содержатся два отдельные вопроса, во-первых: кемон обращен в нее; во-вторых: от кого он принял крещение.
Для проповеди православногохристианства к Владимиру не приходили ни посол греческий, ни какой бы то ни былосторонний миссионер. Следовательно, его проповедников нужно искать дома, и, следовательно,ясно, что таковыми были те варяги-христиане, которые в большом числе находилисьв Киеве со времени Игоря.
Эти варяги-христиане расположилипринять христианство Ольгу, они же обратили в христианство и Владимира.
Россия в продолжение долгоговремени после крещения Владимирова оставалась без митрополита и без церковного управления.
Но если бы Владимир крестилсяот греков, то какие причины могли бы воспрепятствовать последнем дать нам митрополитаи ввести церковное управление вскоре после крещения? Возможное из сего заключениеесть то, что Владимир крестился не от греков и в продолжение того или другого временине завязывал с ними сношений.
Дело о крещении Владимираобыкновенно представляется так, что, решившись принять христианство и крестившисьсам, он тотчас же приступил к крещению своего народа. В действительности это немогло быть так. Переменить веру для народа не шутка, что мы как раз и наблюдали.
Игорь и Ольга не отважилисьна это. Крестившись сам, Владимир мог находить благоразумным подготовить народ кперемене веры.
Владимир не вступал в сношенияс греками потому, что его собственное крещение было делом частным.
Язычество не было религиейв современном понимании. Это была довольно хаотическая совокупность различных верований,культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектоврелигиозного почитания. Поэтому объединение людей разных племен, в чем так нуждалисьвосточные славяне в Х-ХII веках, не могло быть осуществлено язычеством. Между темстремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редконаселенныхлесов, болот и степей, боязнь грозных явлений природы заставляли людей искать объединения.
Время и события требовалипознания мира и истории в широких масштабах. Достойно особого внимания, что этатяга к более широкому пониманию мира, чем то, которое давалось язычеством, сказывалось,прежде всего, по торговым и военным дорогам Руси, там, где вырастали первые государственныеобразования. Стремление к государственности не было, разумеется, принесено извне,иначе оно не имело бы на Руси такого феноменального успеха, которым ознаменовалсяХ век.
Истинный создатель огромнойимперии Руси — князь Владимир 1 Святославович в 980 году делает первую попытку объединенияязычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийскогоморя до Черного. После создания пантеона богов в Киеве он послал своего дядю Добрынюв Новгород, и тот «постави кумира над Волхвом». Однако интересы страны звали Руськ религии более развитой и более вселенской. Последняя должна была служить своеобразнымприобщением Руси к мировой культуре. И не случайно этот выход на мировую арену органическисоединялся с появлением на Руси высокоорганизованного литературного языка, которыйэто приобщение закрепил бы в текстах, прежде всего переводных. Письменность давалавозможность общения не только с современными культурами, но и с культурами прошлыми.Она делала возможным написание собственной истории, философского обобщения своегонационального опыта, литературы.
Христианизация Руси и родствоправящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенноравных основаниях. Благодаря болгарской письменности христианство сразу выступилона Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой культурой. Та церковная письменность,которая была передана нам Болгарией, — это самое важное, что дало Руси крещение.Христианство в целом способствовало возникновению сознания единства человечества.
Принятие христианства из Византииоторвало Русь от магометанской и языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой.
Болгарская письменность сразупозволила Руси не начинать литературу, а продолжать ее и создавать в первый же векхристианства произведения, которыми мы вправе гордиться. Сама по себе культура незнает начальной даты. Но если говорить об условной дате начала русской культуры,то я считаю как раз самой обоснованной можно считать 988 год.
Принятие Русью христианскойверы — выдающееся событие в ее истории, во многом предопределившее дальнейшее развитиеполитической, общественной, культурной и духовной жизни. Как мы ведем крещению Русиуделено большое место в «Повести временных лет». В ней подробно повествуется о принятиихристианской веры князем Владимиром Святославичем, крещении киевлян, новгородцев.Этот эпизод предваряется рассказом о выборе или «испытании» различных религий, предпринятомкнязем Владимиром накануне крещения, в результате чего он и отдал предпочтение христианству.Сообщаемые летописцем сведения отразили подлинные исторические события, но конечновсё же нельзя не отметить, что некоторые из них явно вымышлены, что и даёт возможностьвглядываться в источники под названием «легенды», но конечно только для сравнительногопредставлении о происходящем.

«Наши дни»
русь крещение христианство вера
На данном этапе, изложенныхвыше событий, можно закрывать тему про «Крещение Руси», но я хотел бы ещё чуть заметитьи привести примеры уже попытки «современного общества» переломить устой людей ипопытки сломить их веру, которая как мы увидели устанавливалась не один десятоклет.
Крещение пришло и были разноглася,но время показало, что вера принялась Русским народом и как сказал выше, если быона была «не люба» для людей, то не смогла бы она укрепиться и продержаться долгона насилии.
И для такого примера уже нанадо обращаться к таким далёким историческим источникам. Это можно уже увидеть вистории XX века.
Культурная политика советскогогосударства
В 20-х годах проводились массовыекампании по ликвидации неграмотности. В 1927 г. в стране работали 119 тыс. школ,в несколько раз выросло число учителей. В 1930 г. было введено всеобщее начальноеобразование, а в городах и рабочих поселках – семилетнее. В результате этого числограмотных к концу 30-х гг. увеличилось почти на треть и достигло более 80% населения.Большое внимание уделялось развитию высшей школы. Число вузов по сравнению с дореволюционнымвременем выросло в несколько раз.
Всё вроде идёт на благо народу.
Художественная жизнь 20-хгг. развивалась в борьбе различных взглядов и систем (движение за пролетарскую культуру– РАПП, РАПМ, РАПХ; футуристы, лефовцы, конструктивисты и многие др. которые личноя даже не встречал и не сразу понимаю о чём реч), но с конца 20-х гг. усилился партийно-государственныйконтроль за духовной жизнью общества.
И тут начинается то, что происходитпопытка просто уничтожению вековых традиций и культурных ценностей. Только в 1928-1934гг. было принято около 60 постановлений, посвященных различным сторонам культурногостроительства. Все организации, не поддерживавшие Советскую власть и критическинастроенные по отношению к ней, были ликвидированы. В середине 30-х гг. создаютсясоюзы советских писателей и композиторов. Основным творческим методом литературыи искусства становится социалистический реализм с его ведущим принципом партийности.
Атеистические воззрения большевистскихлидеров привели к тому, что одним из основных направлений деятельности власти сталигонения на церковь. Для борьбы с религией был создан Союз воинствующих безбожников,по инициативе которого началось массовое закрытие церквей.
На основе этих событий давлюдям какое то благо видно, что при этом забирается очень ценная для большинстваи не заменимая вера, которую люди выбрали сами.
Но это не могло долго продолжаться.Если даже в древней Руси до принятия всеобщего христианства и верование в своихБогов так же были и отдельные люди принявшие христианство, взять к примеру дажеОльгу и это позволялось. То конечно понятно, что полностью переломить и сбить людейс их пути верования было просто нельзя. И уже В середине 80-х годов, когда к властив стране пришла группа новых работников, что привело к новым реформам и нельзя незаметить изменение отношения к религии.
В условиях демократическихпреобразований произошли перемены во взаимоотношениях церкви и государства. Состоялосьнесколько встреч М. С. Горбачева с патри-архом РГЩ Пименом и представителями другихрелигиозных конфессий. В 1988 г. прошли юбилейные торжества в связи с 1000-летиемкрещения Руси. Были зарегистрированы новые религиозные общины, открыты духовныеучебные заведения. Увеличились тиражи издаваемой религиозной литературы.
Верующим возвращали отобранныеу них ранее культовые здания. Органы власти дали разрешение на строительство новыххрамов. Деятели церкви получили возможность наряду со всеми гражданами участвоватьв общественной жизни. Нескольких видных церковных иерархов избрали депутатами вВерховный Совет страны. Было разработано и утверждено новое законодательство о культах.Его появлению предшествовала дискуссия на страницах периодической печати по вопросуо том, как должны строиться государственно-церковные отношения. Новый закон «О свободесовести» за-
крепил курс на либерализациюотношения государства к религии.
 
Историческое значение «КрещениеРуси»
Историческое значение этоговремени заключалось в следующем:
1)Приобщение славяно-финскогомира к ценностям христианства.
2)Создание условий для полнокровногосотрудничества племен Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенамии народностями.
3)Русь была признана как христианскоегосударство, что определило более высокий уровень отношенийс европейскими странами и народами.
Русская церковь, развивавшаясяв сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей разных земельв культурную и политическую общность.
Перенеся на русскую землютрадиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северныхи восточных славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях,населенных финоязычными и тюркскими племенами, не толькововлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчалаболезненные процессы становления многонационального государства(это государство развивалось на основе не национальной и религиозной идеи.Оно было не столько русским, сколько православным. Когда женарод потерял веру — государство развалилось).
Приобщение к тысячелетнейхристианской истории ставило перед русским обществом новые культурные, духовныезадачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римскойцивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни).Заимствование становилось основой для сотрудничества,из осваиваемых достижении Византии постепенно вырасталиранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житейная литература и летописание, школа и переписка книг.
Крещение Руси, понимаемоене как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепеннойхристианизации восточно-славянских и соседствовавших сними племен — крещение Руси создало новые формы внутреннейжизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействияс окружающим миром.
Всё это приносило больше положительного,нежили отрицательного. И это понятно, так как народ бы не принял, то что противнего и воли людей.

Список литературы, источников
1. Из Палеи Толковой Перевод сделан поизданию: Палея Толковая по списку, сделанному в Коломне в 1406 г. (Труд учениковН.С.Тихонравова. М., 1892-1896.
2. Слово «О законе и благодати» (написаномежду 1037-1050 г.г.) Автор Слова — Иларион, первый митрополит из русских. Переведённыйна современный язык.
3. Повесть временных лет» Относится кначалу XII веку.  В переводе Д.С.Лихачева.
4.Велесова книга» — первый полный литературныйперевод на русский язык священных текстов новгородских волхвов IX века.
5.«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»  Конспект лекцийдля студентов дистанционной формы обучения  Н.И. Хроменкова Омск – 2008
6. Статьи посвященные данной тематикипредоставленные в общей глобальной сети.
7. Крещение Руси князем Владимиром какфеномен древнерусской истории Дмитрий Рыбаков (26.04.2004)
8.Устроение храмов родов расы великойИсточник: www.rasseniya.ru
9.Русские боги. «Славянский календарь»Андрея Тюняева Родословная славянских богов и народов.
10. Дмитрий Гаврилов (Иггельд), АлексейHаговицын (Велемудр) «ЯЗЫЧЕСКИЕ БОГИ СЛАВЯH»