Крестьянская реформа 1861г. ее достоинства и недостатки

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова" Институт экономики и управления кафедра экономической теории РЕФЕРАТ по дисциплине: История российских экономических реформ на тему: Крестьянская реформа 1861г.: ее достоинства и недостатки Выполнила: Китаева Татьяна Александровна студентка 3 курса ЗФО, гр. М-201 Проверила: Кузнецова Н. Ф., кин., доц. г. Абакан 2007г. олавление Введение…………………………………………………………………………………………………31. Необходимость и причины отмены крепостного права………………………………..4 2. Александр II и крестьянская реформа………………………………………………………….8 2.1. Манифест о всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта……………..11 3. Официальное упразднение крепостной зависимости в России……………………15 3.1. Упразднение личной зависимости………………………………………………….17 3.2. Наделы и повинности крестьян………………………………………………………18 3.3. Выкуп крестьянских наделов…………………………………………………………20 4. Политические и социально-экономические последствия крестьянской реформы……………………………………………………………………………………………………….23 Заключение………………………………………………………………………………………….25 Библиографический список………………………………………………………………….29 введение. История представляет собой неисчерпаемый источник ценнейшей информации: конкретно-исторических примеров. Если речь идет о реформаторской деятельности, то можно с уверенностью сказать, что на основе этих примеров можно в какой-то мере приблизиться к пониманию реформ современных, а в определенных случаях и предсказать, спрогнозировать принципиальные направления их развития в будущем. В середине XIX в. в России были проведены исторические преобразования, кардинально изменились общественные условия развития страны, в том числе правовые, были созданы предпосылки для развития капитализма. Первой и ведущей реформой стала ликвидация крепостного права, освобождение крестьянства. Вопрос об отмене крепостного права достаточно назрел к середине XIX века, как в силу моральных мотивов, так и по практическим соображениям. Еще со времен императрицы Екатерины II владение душами составляло тяжелую нравственную проблему для людей из русской интеллигенции. Если теоретическая мысль и моральное чувство объединяли русских людей в одинаковом пожелании крестьянской реформы и отмены крепостного строя, то, с другой стороны, практические, житейские условия указывали на естественное вырождение старого крепостного порядка. Таким образом, к середине XIX века в стане ухудшились и обострились крепостные отношения: у помещиков они возбуждали опасения за будущее, а у крепостных – рост недовольства своим нищенским состоянием. Это и явилось предпосылкой к проведению крестьянской реформы. Подготовка реформы проходила несколько лет. Проведение реформы затянулось на десятилетия. Крестьянская реформа 1861 года, во время которой официально произошла отмена крепостного права, оставила важный социальный след в истории России. Именно поэтому, изучение этой темы представляет большой интерес и актуальность. Необходимость и причины отмены крепостного права. В период царствования Александра II удалось провести ряд прогрессивных для своего времени и российских условий реформ, прежде всего потому, что необходимость их осуществления – в силу ряда объективных и субъективных причин – стала очевидной неизбежностью. Заявление Александра II о предполагаемой отмене крепостного права буквально всколыхнуло общественное мнение в стране. Банкротство крепостнических методов хозяйствования в условиях развития рыночных отношений выражалось в разорении помещиков. К моменту крестьянской реформы в банк было уже заложено 2/3 помещичьих имений, и с каждым годом все больше поместий банки продавали с аукциона. Промышленность, служившая основой развития капиталистических отношений, была лишена необходимого ей рынка свободной рабочей силы. Эта ситуация отрицательно сказывалась не только на предпринимателях, но и на землевладельцах: последние, исчерпав возможности повышения доходности имений за счет увеличения оброка и повинностей, вынуждены были отпускать крестьян в город на заработки, распродавать или закладывать земли, что объективно подрывало устои феодального землевладения. Крестьянство разорялось. Прикрепленный к земле крестьянин был собственностью помещика, который мог его купить, продать, выменять. Крестьянин не смел, уйти в город без разрешения барина. Помещик мог в любое время отозвать с фабрики своего оброчного мужика и тем самым нанести урон промышленному производству. Заработок такого крестьянина в значительной мере шел в карман помещика в виде оброка. Сами предприниматели нередко были в прошлом крепостными крестьянами или оставались таковыми до выкупа, хотя на их предприятиях работали сотни наемных рабочих. Фабрики таких крестьян-предпринимателей оставались собственностью помещика, порою даже после личного освобождения крестьянина из крепостной зависимости, собственностью которую помещик мог отобрать в любое время. И помещики широко пользовались этим правом. За выкуп на волю предприниматели должны были платить огромные деньги, что вело к сокращению предприятий. Крепостные предприниматели вынуждены были хитрить, скрывать свои капиталы, прятать их, вместо того чтобы вкладывать в производство. Основной общественной силой, боровшейся за уничтожение феодально-крепостнического строя, было закрепощённое крестьянство. Антифеодальная борьба крестьянства была стихийной; установление капиталистических производственных отношений являлось объективным результатом этой борьбы. Крестьянское движение против помещиков нарастало с каждым десятилетием. Развитие капиталистического уклада в условиях господства феодально-крепостнического строя было мучительным процессом для угнетённых масс. Процесс этот, сопровождавшийся обнищанием помещичьих, государственных и удельных крестьян, особенно усилился во время и после Крымской войны. Война обострила и ускорила развитие этих процессов, что вызывало ещё большее усиление нищеты и бедствий трудящихся масс, содействовало возрастанию их натиска на феодальный строй. Крестьянство отвечало на рост помещичьей эксплуатации, на обезземеливание и разорение усилением стихийного движения, охватившего к концу 50-х годов всю Европейскую Россию. Сохранение крепостного рабства становилось всё более невыносимым для крестьян. Широкий размах приобретает крестьянское движение народов России в годы Крымской воины в связи сростом налогового бремени и резким ухудшением положения крестьянства. Вместе с тем неоднократные обращения царя ко всем сословиям с призывом к патриотическим жертвам, с объявлением о наборах ополченцев пробуждали в крестьянстве уверенность, что участием в войне оно купит себе свободу. В апреле 1854 г. вышел указ о наборе в морское ополчение. Набор производился с целью формирования гребной флотилии для обороны Балтийского побережья и распространялся на четыре губернии — Петербургскую, Олонецкую, Тверскую и Новгородскую. От крепостных крестьян при записи в ополчение требовалось разрешение помещика. В крестьянстве прошёл слух о том, что вступление в ополчение освободит ополченцев и их семьи от крепостной зависимости. На этой почве возникли волнения, охватившие кроме указанных ряд внутренних губерний (Рязанскую, Тамбовскую, Владимирскую и др.). Движение было прекращено военной силой. В 1855 г. в связи с призывом в общегосударственное ополчение волнения крестьян приняли ещё более грозные размеры. После окончания войны крестьянские волнения усилились. В 1857 г. В южных губерниях распространились слухи, что в Таврии раздают земли и дают волю. Появились "очевидцы", которые рассказывали, что в Перекопе "в золотом шатре сидит и всем пришедшим раздает волю, а не явившиеся остаются в полной неволе". Движение в "Таврию за волей" началось в Екатеринославской губернии. Только из двух уездов – Верхнеднепровского и Екатеринославского- число бежавших доходило до 9 тысяч человек. Целые деревни снимались с мест и на кибитках со своим скарбом уходили в Крым. Затем двинулись крестьяне Херсонской, Полтавской, Харьковской, Черниговской, Курской, и Орловской Губернии. Из Херсонской губернии ушло три тысячи человек. Против крестьян были посланы воинские команды, и по официальным данным, произошло шесть кровавых столкновений. В 1857 г. было широкое выступление грузинских крестьян в Менгрелии. Вооружившись кольями, дубинками, пиками, более десяти тысяч повстанцев нападали на помещиков и представителей администрации, требовали освобождения от барщины и наделения землей. В 1858-1859 г. развернулось массовое "трезвенное движение" в ответ на повышение цен на водку. Движение охватило тридцать две губернии. Крестьяне и городские низы громили питейные заведения, бойкотировали их. В 1860 г. была отменена система откупов и введена акцизная продажа спиртных напитков, при которой стала развиваться конкуренция среди торговцев. Это было прямым следствием широких крестьянских выступлений. Для сельского хозяйства были характерны рутинное состояние техники, низкая урожайность, приводившая к периодическим голодовкам, крайне низкий уровень агрономической культуры. Доходность помещичьих имений падала, а крестьянство разорялось и нищало. Таким образом, крепостнический строй в значительной мере сковывал развитие производительных сил России. Несостоятельность российской экономики, внутренней политики и, как следствие военно-техническая отсталость были подтверждены поражением России в Крымской войне. Эта война способствовала обострению социально-экономической ситуации внутри страны. Все активнее проявляло себя народное недовольство. В 30-40 годы XIX веках среднем в год происходило от 30 до 40 крестьянских волнений: крестьяне бежали от своих господ на окраины, отказывались от работы, поджигали имения. В 1858 году таких выступлений произошло уже 378, в 1859 году – 161, в 1860 – более тысячи. А ликвидация экономической отсталости была невозможна без ликвидации крепостничества. Набирали силу общественно-политические движения, либеральное дворянство требовало преобразований, выражая сомнения в способности правительства обеспечить порядок и нормальное развитие государства. Александр II. И крестьянская реформа. В начале своего царствования император Александр II заявил о том, что будет продолжателем политических принципов императоров Александра I и Николая I. Однако практика нового правительства показала существенные отличия его приемов от предшествующего режима. Повеяло мягкостью и терпимостью, характерными для нового монарха. Сняты были мелочные стеснения с печати; университеты вздохнули свободнее; общество стало "бодрее духом"; говорили, что "государь хочет правды, просвещения, честности и свободного голоса". Действительно, Александр, наученный горьким опытом правительственного неустройства и бессилия в тяжелое время Крымской войны, деятельно требовал правды и "откровенного изложения всех недостатков". Но от него не исходило пока никаких определенных правительственных программ или обещания реформ. Только после окончания войны в манифесте 19 марта 1856 г. о заключении мира была помещена знаменательная фраза относительно России: "Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности…" Одновременно с этим манифестом, в том же марте 1856 году, государь, принимая представителей московского дворянства в Москве, сказал им краткую, но очень важную речь о крепостном праве. Он объяснил, что не имеет намерения "сейчас" уничтожить крепостное право, но признал, что существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным. Тогда же он произнес свою знаменитую фразу: "лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу", поскольку боялся, что его могут убрать как неспособного царя. Это заставило александра II задуматься о дальнейших шагах, но самым трудным было убедить помещиков пойти на существенные преобразования. После этих мартовских заявлений уже не могло быть сомнения, что император готов вступить на путь преобразований. И на первом месте среди необходимых реформ стояло, конечно, уничтожение крепостного права. Сторонниками и сотрудниками Александра в деле освобождения крестьян были великий князь Константин Николаевич, великая княгиня Елена Павловна, министр внутренних дел граф Ланской и его помощники Н. А. Милютин (последний был душою этого дела при прохождении его через разные инстанции), Я. С. Соловьев, генерал граф Я. И. Ростовцев и представители общественных кругов, как славянофилы, так и западники (Юрий Самарин, князь Черкасский, В. Д. Кавелин. Начиная с января 1857 года, в правительстве стали создаваться различные комиссии и комитеты для разработки мер "по устройству быта помещичьих крестьян". в эту работу были включены губернаторы и представители помещиков. В состав редакционной комиссии по подготовке закона об освобождения крестьян, созданной в 1859 году, входили ученые, экономисты, общественные деятели, крупные чиновники и другие лица, придерживающиеся, как правило, либеральных взглядов. В комитетах развернулась борьба между двумя лагерями помещиков – либералами и противниками реформы. Лагерь крепостников составляли самые мелкие и самые крупные помещики. Мелкопоместные составляли 40% всех помещиков, но владели только 3% крепостных. У каждого из них было всего несколько семей крепостных, и он мог прокормиться за их счет, но после их освобождения он не имел средств для перестройки хозяйства на капиталистический лад. Крупнейшие помещики, владельцы огромных вотчин, составляли 3% помещиков, но владели половиной крепостных. Они не занимались и не хотели заниматься хозяйством, и при этом тысячи крепостных обеспечивали им достаточный доход для роскошной жизни за границей или в столице, даже при плохом хозяйствовании. Помещики "средней руки" составляли немногим больше половины всех помещиков и владели почти половиной крестьян. Они могли, а многие и хотели перевести хозяйства на капиталистические рельсы, и именно из представителей этой группы состоял лагерь либералов. Но между этими средними помещиками тоже были разногласия. Помещики нечерноземной полосы соглашались освободить крестьян с землей, но требовали очень большой выкуп. Помещики черноземной полосы были готовы довольствоваться не столь большим выкупом, но не хотели отдавать крестьянам землю. В результате был выработан компромиссный вариант, который устраивал все слои помещиков. Александр II лично открыл занятия Государственного совета по крестьянскому делу и в замечательной по твердости и силе речи указал Совету, что уничтожение крепостного права "есть его прямая воля". Во исполнение этой воли Совет рассмотрел и одобрил проект закона об освобождении крестьян. В годовщину своего вступления на престол, 19 февраля 1861 года, император Александр II подписал знаменитый манифест об отмене крепостного права и утвердил "Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости", включавшее в себя 17 законодательных актов и получившее силу: Общее положение. Положение об устройстве дворовых. Положение о выкупе. Положение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях. Правила о порядке приведения в действие Положений. Местное положение о поземельном устройстве крестьян 29-ти великороссийских, трех новороссийских и двух белорусских губерний. Местное положение о поземельном устройстве крестьян трех малороссийских губерний, составлявших Левобережную Украину. Местное положение о поземельном устройстве крестьян трех губерний Правобережной Украины. Местное положение о поземельном устройстве крестьян Литвы и части Белоруссии. Дополнительные правила о крестьянах мелкопоместных владельцев. Дополнительные правила о приписанных к частным горным заводам людях Министерства финансов. Дополнительные правила о крестьянах отбывающих работы на помещичьих фабриках. Дополнительные правила о крестьянах и работниках, отбывающих работы на Пермских частных горных заводах и соляных промыслах. Дополнительные правила о крестьянах и дворовых людях Области войска Донского. Дополнительные правила о крестьянах и дворовых людях Ставропольской губернии. Дополнительные правила о крестьянах и дворовых людях Сибири. Правила о людях, вышедших из крепостной зависимости в Бессарабской области. Этот закон состоял из отдельных "Положений", касавшихся трех основных групп вопросов: Упразднение личной зависимости крестьян от помещиков. Наделения крестьян землей и определения крестьянских повинностей. Выкупа крестьянских наделов. Все это было обнародовано через две недели. 2.1. Манифест о всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта. Манифест 19 февраля явился основным документом реформы, именно он провозгласил реформу, на положения манифеста опирались прочие законодательные акты, регулирующие ход реформы, манифест определял также механизм ее реализации (правовые акты и государственные органы). Манифест определял цель реформы: "..крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей", т.е. не просто отмену крепостного права, а наделение бывших крепостных дополнительными правами и возможностями, которые на тот момент имелись у свободных крестьян, и от которых крепостных отделяла не только личная зависимость от помещика. Помещики сохраняли право собственности на землю – это было вторым ключевым пунктом реформы. Они обязывались наделить своих бывших крепостных землей и жильем за выполнение теми повинностей – своеобразную арендную плату. Так как создатели манифеста понимали, что отмена крепостной зависимости сама по себе не делает крестьянина свободным, для обозначения безземельных бывших крепостных было введено особое обозначение: "временно-обязанные". Крестьянам предоставлялась возможность выкупать усадьбы, а с согласия помещиков – приобретать пашню и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С приобретением в собственность определенного количества земли, крестьяне освобождались от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступали в состояние свободных крестьян-собственников. Особым положением о дворовых людях определялось для них и переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания Положения, они получали полное освобождение и срочные льготы. На этих главных началах составленными Положениями определялось будущее устройство жизни крестьян и дворовых людей, устанавливался порядок общественного крестьянского управления, и указывались подробно данные крестьянам и дворовым людям права и возлагаемые на них обязанности в отношении к государству и к помещикам. Все Положения, общие, местные, и особые дополнительные правила для некоторых местностей, для имений мелкопоместных владельцев и для крестьян, работавших на помещичьих фабриках и заводах, по возможности были приспособлены к местным хозяйственным потребностям и обычаям. Чтобы сохранить обычный порядок там, где он представляет "обоюдные выгоды" (в первую очередь, конечно, помещикам), помещикам предоставлялось право заключать с крестьянами добровольные соглашения о размере поземельного надела крестьян и о следующих за него повинностях, с соблюдением правил, установленных для обеспечения нерушимости таких договоров. Манифест устанавливал, что новое устройство не может быть введено вдруг, а требует времени, примерно не менее двух лет; в течение этого времени, "в отвращение замешательства, и для соблюдения общественной и частной пользы", существовавший в помещичьих имениях порядок должен был быть сохранен "дотоле, когда, по совершении надлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок". Для достижения этих целей постановлялось: Открыть в каждой губернии Губернское Присутствие по крестьянским делам, которому вверялось высшее ведение делами крестьянских обществ на помещичьих землях. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении Положений, назначить в уездах Мировых Посредников, и образовать из них Уездные Мировые Съезды. Образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя сельские общества в прежнем составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление. Составить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного Положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика, как за землю, так и за другие выгоды. Уставные грамоты приводить в исполнение по мере утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в течение двух лет, со дня издания Манифеста. До истечения этого срока, крестьянам и дворовым людям пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их обязанности. Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов. Текст Манифеста, возвещавшего освобождение крепостных крестьян, был написан по поручению Александра II московским митрополитом Филаретом (Дроздовым). Как и другие документы реформы, он был подписан императором 19 февраля 1861 г. Официальное упразднение крепостной зависимости в России. кроме "Манифеста", были 5 марта 1861 года опубликованы также документы трех разновидностей: "Общее положение", "Местные положения" и "Дополнительные правила". Такой заметный разрыв между датой утверждения царем законодательных актов и их опубликованием для всеобщего сведения объясняется тем, что требовалось не только отпечатать необходимое количество экземпляров этих обширных документов, но и принять ряд превентивных мер на случай беспорядков, которые не без оснований прогнозировались властями. Были выделены необходимые воинские части не только на случай беспорядков в столицах, но и в губерниях. После этого можно было и обнародовать все юридические акты по реформе 1861 года. Это прежде всего "общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости", постановляло: "Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда" и им предоставляются "права свободных сельских обывателей" безо всякого выкупа в пользу помещиков. Государственная власть не видела в этом никакого нарушения прав помещиков. В своей речи Государственному совету император Александр II указывал на то, что крепостное право в Росси имело государственный характер: "Право это установлено самодержавной властью, и только самодержавная власть может уничтожить его". Затем "Положение об устройстве дворовых людей, вышедших из крепостной зависимости". Эта категория крепостных была фактически безземельной и очень часто и бездомной, так как находилась при помещичьем дворе. К ней относилась, прежде всего, многочисленная домашняя прислуга, а если помещик был богатым – большое количество специалистов: конюхи и садовники, кузнецы и коновалы, плотники и каменщики, искусные кружевницы, даже певцы и артисты, писари. Вся эта большая группа крепостных не имела права на землю и оказывалась в положении изгоев. Был ряд сепаративных актов, учитывающих особенности отдельных регионов страны. Это "Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях в губерниях: Великороссийских, новороссийских и Белорусских"; " Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях в губерниях: Малороссийских: Черниговской, Полтавской и части Харьковской"; "Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях в губерниях: Киевской, Подольской и Волынской"; "Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях в губерниях: Виленской, Гродневской, Ковенской, Минской и части Витебской". Два последних местных положения отражали тот факт, что эти губернии в предреформенное время жили по юридическим нормам так называемых инвертарных правил. И третий массив юридических актов – "Дополнительные правила" – касался крестьян мелкопоместных владельцев, категорий "приписных" крестьян, т.е. крепостных, отрабатывавших барщину на частных горных заводах, работников пермских частных горных заводах и соляных промыслов, крестьян, работавших на помещичьих фабриках и заводах. Предметом особых забот было создание системы органов, призванных осуществлять реформы и контролировать положение в стране. Характерной особенностью этих органов был их временный и чрезвычайный характер. Наиболее дальновидные чиновники верхнего этажа власти в стране понимали, что проводить реформу через известные и привычные органы власти невозможно, потому что низшим звеном в иерархии власти, непосредственно выполнявшим функции классового подавления крестьян, был помещик, а подавляющее большинство помещиков было враждебно настроено к реформе. Не меньшее значение имел и тот очевидный факт, что в глазах крестьян любое действие помещика или какого-либо другого представителя местной власти по "улучшению их быта" будет встречено в лучшем случае недоверчиво. Именно поэтому была создана система органов, в общем и целом формально независимая от существовавших различных ведомств и массы помещиков. Высшим органом стал Главный комитет об устройстве сельского состояния, заменивший Главный комитет по крестьянскому делу. Среднее звено – губернское по крестьянским делам присутствие – по своему составу, и по своей компетенции формально было менее "независимым". То обстоятельство, что председателем присутствия был гражданский губернатор, уже само по себе предопределяло практику ведения дел в привычном русле губернских правлений. Центр тяжести практического проведения реформы пал на низшее звено – мировых посредников. Само название, а также круг полномочий этих правительственных чиновников соответствовали намерению царской власти представить их как независимых полномочных проводников реформы. Центральной задачей мировых посредников было документальное оформление новых отношений между помещиками и крестьянами согласно "Положениям 1861 года", причем оформление должно было получить декорум добровольной сделки. 3.1. Упразднение личной зависимости. Реформа предоставила крестьянам личную свободу и право распоряжаться своим имуществом, покупать и продавать движимость и недвижимость, заниматься торгово-промышленной деятельностью. Однако, освободив крестьян от крепостной зависимости, реформа сделала их зависимыми от сельской общины. Землею наделялась община, которая распределяла ее между отдельными хозяйствами, производя периодические переделы; без согласия общины крестьянин не имел права продать или передать свою землю, уйти из деревни. Провозглашенное в Манифесте право выбора хозяйственной деятельности в течение многих лет сводилось на нет необходимостью отрабатывать повинности в пользу помещиков за пользование наделами. Через общину в определенной степени сохранилась и власть помещика над крестьянством. Помещик имел также право отвода неугодных ему старост и других выборных лиц в общине, без его согласия нельзя было изменить севооборот или распахать пустырь. Община несла круговую поруку за уплату податей каждым крестьянином. Существование общины было выгодно помещикам, которых община обеспечивала рабочей силой, и государству, которому она гарантировала поступление налогов. Общинная форма землепользования служила явным тормозом на пути прогресса, сдерживала процесс дифференциации крестьянских хозяйств и проникновения рыночных отношений в деревню. 3.2. Наделы и повинности крестьян. При определении норм наделов формально исходили из степени плодородия земли в различных районах страны, а фактически – только из интересов помещиков. Были определены нормы наделов для губерний великороссийских, юго-западных малороссийских и западных. Великороссийские губернии по нормам наделов делились в свою очередь на три группы, в зависимости оттого, в какой полосе они находились: в черноземной, нечерноземной или степной. Наделялись землей только мужчины. В черноземной и нечерноземной полосах были установлены "высшая" и "низшая" норма, причем последняя составляла треть "высшей" нормы. В степной полосе устанавливалась одна норма – "указная". Были утверждены следующие нормы высшего надела: в черноземной полосе от 3 до 4,5 десятин, в нечерноземной – от 3,25 до 8, в степной – от 6,5 до 12 десятин на ревизскую душу. Земельное обеспечение удельных и государственных крестьян было значительно лучше, чем у бывших помещичьих крестьян: средний размер надела на душу мужского пола составлял у крестьян удельных 4,8 десятины, у государственных – около 6 десятин. В большинстве случаев до реформы у крестьян было больше земли, чем это предусматривалось высшей нормой надела по "Положению". Разницу помещики получили право отрезать в свою пользу. Если после наделения крестьян землей у помещика ее оставалось менее 1/3 в черноземной или нечерноземной полосе или 1/2 в степной, то он имел право уменьшить крестьянские наделы, даже если они не превышали нормы. Отрезанная в результате реформы 1861 года земля получила название отрезков. Предполагалось, что если у крестьян размеры наделов будут меньше низшей нормы, то им прирежут часть помещичьей земли. Но на практике это случалось крайне редко. Чаще всего было так, что помещики под любыми предлогами отрезали излишки земли от наделов – так называемые "отрезки". Наделы могли подвергаться и дальнейшему уменьшению, если в распоряжении помещика оставалось меньше трети всей земли имения (в степной полосе – менее половины). при согласии крестьян они могли только одну четверть высшей нормы надела, но без выкупа, так называемый "дарственный надел". Такие наделы получили свыше 500 тыс. крестьян, в основном, в Поволжье, на Украине. В результате этого процесса после реформы у крестьян оказалось в пользовании земель меньше, чем дл 1861 года. Крестьяне потеряли от своих наделов в виде "отрезков" свыше 20% земель, а в наиболее плодородных черноземных губерниях, где земля была особо ценной, у крестьян отрезали до 30-40% от площади наделов. Причем отрезались самые ценные и необходимые для крестьян угодья: сенокосные луга, выпасы и водопои для скота и т.д. а за пользование этими угодьями крестьяне были вынуждены платить помещикам дополнительную арендную плату. К тому же землепользование крестьян устанавливалось с чересполосицей, то есть чаще всего крестьянские наделы чередовались с помещичьими, что создавало дополнительные неудобства. Кроме того, по закону крестьяне были лишены лесных угодий, которые оставались собственностью помещиков. Отнюдь не все бывшие крепостные получили землю в результате реформы. Не получали землю дворовые крестьяне, крестьяне, переведенные на месячину, рабочие вотчинных мануфактур, крестьяне южного берега Крыма. Дворовые люди по прошествии двух лет временно-обязанного состояния под властью помещиков могли приписаться к какому-нибудь сельскому или городскому обществу. До выкупа земли у помещика крестьяне оставались "временно обязанными" и должны были по-прежнему выполнять барщину и платить денежный оброк. Величина оброка была большей, чем до реформы, и колебалась в зависимости от местности. 3.3. Выкуп крестьянских наделов. Выкуп крестьянских наделов также происходил в пользу помещиков. Основное условие определения размеров выкупных платежей заключалось в том, чтобы и после реформы помещикам был обеспечен такой совокупный доход, который они имели до1861 года. По каждому поместью определялся доход от оброков, как правило, по повышенным нормам. Там, где была барщина, повинности пересчитывали по определенному коэффициенту в денежные оброки. "Положению о выкупе" выкуп усадьбы был обязательным, а выкуп надела зависел от желания помещика. Величина выкупа определялась размером капитализированного оброка из расчета 6% годовых, т.е. должна была быть равной капиталу, приносящему при 6% годовых, которые в то время выплачивали банки, доход в размере прежней суммы оброка. Так, при размере крестьянского оброка в 10 руб. выкупная сумма равнялась 166 руб.66 коп. Положив эту сумму в банк при 6% годовых, помещик получал бы ежегодно 10 руб., т.е. сумму прежнего оброка. Поскольку выкупная цена была значительно выше, чем рыночные цены на землю, то она включала в себя фактически выкуп не только земли, но и свою личную свободу. Исчисленные суммы выкупных платежей для подавляюще части крестьян оказались просто колоссальными, и они не могли сразу их погасить. Поэтому правительство пошло на такой шаг: крестьяне, получившие полный надел, выплачивали непосредственно помещику (сразу, в рассрочку или путем отработки повинностей) 20 % всего выкупа. После этого все отношения крестьян с бывшим помещиком формально заканчивались. Оставшиеся 80 % суммы выкупа помещикам возвращало государство в форме ценных бумаг под 5 % годового дохода. Эту 80 %-ную сумму крестьяне должны были выплатить государству в течение 49 лет. Следует подчеркнуть, что и 20 % от выкупных платежей для крестьян были огромной суммой. Выплата их затянулась на многие годы. И до полной уплаты выкупа крестьяне находились на временнообязанном положении, то есть они были обязаны выполнять барщину или выплачивать оброк по установленным нормам – примерно 8-12 руб. в год. Через 20 лет было принято решение завершить выкупные платежи Выкупная операция проходила с неодинаковой быстротой в разных районах страны. В тех районах, где товарно-денежные отношения были развиты слабее и господствовала барщинная форма эксплуатации, крестьяне не имели средств для выкупа наделов, нередко и помещики не были заинтересованы в выкупе, считая для себя более выгодным использовать повинности временнообязанных крестьян. Кроме того, за многими помещичьими имениями числились огромные долги кредитным учреждениям и, получив выкуп, помещики должны были бы немедленно рассчитаться с долгами, что зачастую означало разорение. Рассматривая в целом выкупную операцию, можно сделать вывод, что нищая русская деревня оказалась в кабале и у помещика, и у государства. Выкупная операция дала огромные капиталы помещикам, чтобы те в свою очередь имели возможность перевести своё хозяйство на буржуазные рельсы. Вместе с тем затрудняла буржуазную перестройку крестьянства, так как доходы крестьян шли не в их хозяйство, а на уплату выкупа и налогов. В 1863 г. основные положения крестьянской реформы были распространены на "удельных крестьян", а в 1866 г. – на крестьян государственных, составлявших около 10 млн. душ мужского пола, т.е. около половины всего крестьянского населения России. Последние должны были вносить выкупные платежи за свои земельные наделы в казну. Политические и социально-экономические последствия крестьянской реформы. Опубликование "положений" о новом устройстве крестьян вызвало полное разочарование в радикальных кругах. "Колокол" Герцена в статьях Огарева провозгласил, что крепостное право в действительности вовсе не отменено и что "народ царем обманут". Ответная реакция крестьян на закон об освобождении была резко негативной. В 1861 году по стране прокатилась волна крестьянского протеста против условий, на которых их отпускали на волю. Крестьяне не могли понять, почему еще на два года остаются в прежнем подчинении у помещиков, отрабатывая барщину или выплачивая оброки. Большое недовольство вызывали "высшие" и "низшие" нормы наделов, а также величина выкупов, которые они были обязаны выплатить помещикам или казне. Во многих регионах страны распространялись слухи о том, что у помещиков "поддельные" документы, а настоящие "царские" законы якобы скрываются от народа. Крестьянские волнения проходили в Черноземных губерниях, в Поволжье, на Украине, на их усмирение были брошены большие воинские и полицейские силы. В селе Бездна Казанской губернии дошло до того, что войска стреляли в толпу крестьян, причем было свыше 100 человек убитых и раненых. Весть о Бездненском усмирении произвело удручающее впечатление в обществе и вызвало ряд антиправительственных демонстраций. Осенью 1861 г. происходили серьезные студенческие волнения в Петербурге, в Москве, в Казани, в Киеве, и в этом же году появились первые нелегально изданные революционные прокламации "Великорусс", "К молодому поколению" и др. В стране резко активизировалось революционное движение. Что касается процесса изменения социально-экономической структуры деревни, то сами крестьяне назвали его "раскрестьяниванием". Эволюция крестьянского хозяйства в пореформенный период представляла собой относительное обнищание крестьянства, его поляризацию, выделение из среды крестьянства новых классов – сельской буржуазии и сельского пролетариата. Беднейшие и середняцкие хозяйства не имели возможности приобретать новые сельскохозяйственные орудия, осуществлять какие-либо агротехнические мероприятия. Основным орудием в крестьянском хозяйстве оставалась соха (еще в 1910 году в России сохи составляли 43 % всех орудий пахоты). В 1863 году закончилась аграрная реформа и в удельных (дворовых) хозяйствах, начатая еще в 1858 году. В течение 1863-1865 годов все крестьяне были переведены на выкуп, но фактически они были обязаны выплачивать в виде выкупных платежей тот же оброк, что и прежде, на протяжении 49 лет. Государственные крестьяне к 1886 году также были переведены на выкуп, причем эти платежи за наделы были увеличены почти в 1,5 раза по сравнению с величиной оброка. Выкуп земли для таких крестьян был разрешен только целых селений с единовременной выплатой всех сумм. И все же следует отметить, что условия реформы для удельных и государственных крестьян были гораздо благоприятнее, чем для помещичьих. заключение. Экономика России неуклонно и закономерно развивалась по пути дальнейшего становления капиталистических отношений. К середине XIX в. кризис феодальных отношений стал очевидным. Посессионная промышленность окончательно показала свою экономическую несостоятельность, в силу чего по инициативе самих заводчиков была перестроена на новый лад. Владельцы посессионных предприятий получили право увольнять крепостных, которые затем переводились в разряды государственных крестьян или городских жителей. Их же после увольнения охотно брали на предприятия по вольному найму. Рост капиталистической промышленности в стране требовал все больше и больше свободных рабочих рук. Этому существенно мешала барщинная система хозяйства. Страна переживает кризис крепостнического хозяйства. Многие помещики разоряются. Растут нужда и обнищание крестьян. Положение в еще большей мере обостряется в связи с тяжелой и неудачной для России Крымской войной. В это время усиливаются рекрутские наборы, увеличиваются налоги. Сама же война показала всю гнилость экономики России, наглядно продемонстрировала отсталость страны, что в конечном счете привело к возникновению в 1859 – 1861 гг. революционной ситуации в стране. Стихийные массовые выступления и восстания крестьян становятся столь мощными и опасными для царизма, что царь и многие его приближенные понимают необходимость принять срочные меры для спасения самодержавия. Отмена крепостного права произошла не мгновенно. Проведение крестьянской реформы предшествовала длительная работа по выработке проектов законодательных актов об отмене крепостного права. Царизм при выработке проекта реформы не мог, разумеется, игнорировать мнение большинства помещиков. В целях его выяснения царское правительство образовало из местных помещиков губернские комитеты, которым предлагалось выработать свои предложения к проекту об отмене крепостного права. На содержание проекта крестьянской реформы значительное влияние оказало мнение губернских комитетов, которые выражали интересы реакционных крепостников. Революционная ситуация 1859—1861 гг. дала непосредственный толчок, который ускорил решение вопроса об отмене крепостного права, обусловленное объективными закономерностями экономического развития. С момента обнародования манифеста крестьяне получили личную свободу. Помещики потеряли право вмешиваться в личную жизнь крестьян, не могли переселять их в другие местности, тем более не могли продавать другим лицам с землей или без земли. За помещиками сохранялись лишь некоторые права по надзору за поведением вышедших из крепостной зависимости крестьян. Изменились также и имущественные права крестьян, прежде всего их право на землю. Однако в течение двух лет сохранялись по существу прежние крепостнические порядки. За это время должен был совершиться переход крестьян во временнообязанное состояние. Наделение землей производилось в соответствии с местными положениями, в которых для различных районов страны (черноземных, степных, нечерноземных) определялись высшие и низшие пределы количества земли, предоставляемой крестьянам. Эти положения конкретизировались в уставных грамотах, в которых указывалось, какую землю получали крестьяне. В целом по стране крестьяне получили земли меньше, чем до тех пор имели. Особенно значительными оказались отрезки в черноземных районах. Крестьяне были не только ущемлены в размерах земли они, как правило, получали неудобные для обработки наделы, так как самая лучшая земля оставалась у помещиков. Временнообязанный крестьянин получал землю не в собственность, а только в пользование. За пользование он должен был расплачиваться повинностями – барщиной или оброком, которые мало отличались от прежних его крепостных повинностей. Следующим этапом освобождения крестьян был переход их в состояние собственников. Для этого крестьянин должен был выкупить усадебную и полевые земли. Цена выкупа значительно превышала действительную стоимость земли. Следовательно, крестьяне платили не только за землю, но и за свое личное освобождение. Чтобы обеспечить реальность выкупа земли, правительство организовало так называемую выкупную операцию. Оно заплатило за крестьян выкупную сумму, предоставив крестьянам, таким образом, кредит. Этот кредит должен был погашаться в течение 49 лет с выплатой ежегодно 6% на ссуду. После заключения выкупной сделки крестьянин именовался собственником. Однако его собственность на землю была обставлена разного рода ограничениями. Полным собственником крестьянин становился лишь после выплаты всех выкупных платежей. Первоначально срок пребывания во временнообязанном состоянии не был установлен, поэтому многие крестьяне тянули с переходом на выкуп. К 1881 г. таких крестьян оставалось примерно 1%. Тогда был принят закон об обязательном переходе на выкуп в течение двух лет. В этот срок следовало заключить выкупные сделки либо потерять право на земельные наделы. В 1883 г. категория временно-обязанных крестьян исчезла. Часть из них оформила выкупные сделки, часть лишилась земли. В 1863 и 1866 гг. реформа была распространена на удельных и государственных крестьян. Удельные крестьяне получили землю на более льготных условиях, чем помещичьи. За государственными крестьянами сохранилась вся земля, которой они пользовались. Реформа предусматривала организацию крестьянского самоуправления. Крестьяне освободились от власти помещиков и вотчинной полиции. Их место в большой мере заняли сельские волостные органы самоуправления. Для выколачивания из крестьян выкупных платежей был использован старинный институт — сельская община с ее круговой порукой. Крестьянское общественное самоуправление функционировало под контролем полицейских органов. В контакте с ним действовали старосты и особенно волостные старшины. Крестьяне и после выкупа земельных наделов относились к сословию с существенными ограничениями прав по сравнению с другими слоями населения. Реформа 1861 г. по своему характеру была крепостнической, а по содержанию – буржуазной. Она знаменовала конец феодальной эпохи и переход России к капитализму. библиографический список. "Великие реформы в России 1856-1874" под. ред. Л.Г.Захаровой. – М.: Изд-во Московского университета, 1992 Гусейнов Р. "История экономики России". – М., 1999 Захарова Л.Г. "Самодержавие и отмена крепостного права". – М., 1984 "История Отечества" под ред. академика Г.Б. Поляка. 2-е изд., доп. – М.:ЮНИТИ, 2004 Конотопов М.В., Сметанин С.И. "История экономики России" – М.: "Палеотип", "Логос", 2001 "Реформы Александра II" – М.: Юридическая литература, 1998 Сироткин В.Г. "Великие реформаторы России". – М., 1991 Тимошина Т.М. "Экономическая теория России" под ред. М.Н. Чепурина. – М.: Информационно-издательский Дом "Филинъ", Юридический Дом "Юстицинформ", 1998 Исаев И.А. "История государства и права России ". М., 1996 "История отечественного государства и права " под ред. О.И. Чистякова.