Кризис и разложение феодально-крепостнического строя

Кризиси разложение феодально-крепостнического строя

СОДЕРЖАНИЕ
1. Социально-экономическоеи политическое развитие России в первой половине XIX века
2. Отменакрепостного права. Значение крестьянской реформы
3. Буржуазныереформы 1860-1870-х годов: сущность и значение. Контрреформы 1880-1890-х годов

 
1.Социально-экономическое и политическое развитие России в первой половине XIX века
 
В XIX век Россиявступила феодально-крепостническим абсолютистским государством. Территория еебыла огромна – уже тогда Россия занимала одну шестую часть суши – и продолжалаприрастать. В первой половине XIX века в состав Российской империи вошлиФинляндия, Польша, часть Средней Азии, завершилось присоединение Закавказья, вовторой половине – завершилось присоединение Кавказа и Средней Азии.
Территория Российскойимперии делилась на губернии и области, а те, в свою очередь, на уезды. Особыйстатус имели Великое княжество Финляндское и Царство Польское.
Во главе государствастоял император. В его руках была сосредоточена вся полнота власти в стране.
Общество официальноделилось на сословия. Дворянство, духовенство и купечество являлисьпривилегированными сословиями. Дворяне, составлявшие 1% населения, являлисьглавными собственниками земли в стране – в 1858 г. в их владении находилосьсвыше 32% всех земельных угодий в Европейской России. Однако большинство дворян- 70% — относилось к числу мелкопоместных. Крупнопоместные дворяне составлялиоколо 3%. Десятками тысяч крепостных владели Шереметевы, Юсуповы, Гагарины,Воронцовы и др.
Крестьянство было самыммногочисленным – 90% населения — и самым бесправным сословием. Крестьянеделились на несколько категорий: помещичьи, государственные и удельные. Вкрепостной зависимости от феодалов (т.е. и экономически, и лично зависели отпомещиков) находилось 40% крестьян. Крепостное право приобретало все болееуродливые формы и все более походило на рабство. Крепостных могли продавать ипроигрывать в карты, дарить и обменивать на собак.
Несмотря на обширнуютерриторию, Россия оставалась сравнительно отсталой страной. Основной отрасльюэкономики оставалось сельское хозяйство. Принудительный труд крепостных былмалоэффективен, поэтому большинство помещичьих имений (в середине XIX века- 65%имений) были заложены и перезаложены.
Стремясь увеличитьдоходность своих имений, помещики усиливали эксплуатацию крестьян — увеличиваличисло дней на барщине, повышали оброк. Усиление эксплуатации крестьянсопровождалось ростом антикрепостнического движения. Число крестьянскихволнений в среднем в год выросло с 26 в первой четверти XIX века до 43 вовторой четверти и до 101 в 1850-е годы. Это свидетельствовало о кризисефеодализма.
Свидетельствомразложения феодализма являлся и рост отходничества крестьян. Так, в середине XIXвека в промышленно развитых губерниях страны отходничеством были заняты 35-50%взрослого мужского населения.
Промышленность быларазвита слабо и сосредотачивалась лишь в нескольких районах: Уральском,Центрально — Промышленном (Московском), Северо-Западном (Петербургско — Прибалтийском) и Южном (Харьковском). Особенностью России являлись посессионныеи приписные мануфактуры, на которых использовался принудительный труд крестьян.Крепостное право являлось причиной отсутствия рынка свободной рабочей силы.
Тем не менее, в первойполовине XIX века число мануфактур, основанных на вольнонаемном труде,неуклонно росло. На мануфактуры и фабрики нанимались неимущие горожане,государственные крестьяне и крепостные-отходники. К 1860 г. 80% рабочихсоставляли вольнонаемные.
В 1830-1840-е годы вРоссии начался промышленный переворот – вытеснение ручного труда машинным.
Всоциально-экономической истории России первая половина XIX века – это периодразложения феодально-крепостнического строя. В обществе росло пониманиегубительности сохранения крепостного права. За отмену крепостного прававыступали радикалы-декабристы и либералы – западники и славянофилы.
Со всей очевидностьюотсталость России проявилась в годы Крымской войны (1853-1856 гг.). Россияпроиграла эту войну, имея парусный флот против парового у Англии и Франции,гладкоствольное оружие против нарезного у противника, не имея развитых дорог,чтобы вовремя подвозить необходимые боеприпасы и вооружения к местам боевыхдействий. Все это было следствием экономической отсталости России. «Севастопольударил по застоявшимся умам» (В.Ключевский).
 
2. Отмена крепостногоправа. Значение крестьянской реформы
 
Поражение России вКрымской войне стало одной из главных предпосылок отмены крепостного права. Онеобходимости этого шага Александр IIзаявил в 1856 г. Выступая перед московским дворянством, он произнес решающуюфразу: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться, покаоно само собой начнет отменяться снизу».
В 1857 г. дляподготовки реформы был создан Секретный комитет. В последующем подготовкареформы перестала быть тайной, но велась она дворянами, потому и содержаниереформы отвечала, прежде всего, интересам дворянства.
19 февраля 1861 годаАлександр II подписал «Манифестоб отмене крепостного права». Крестьяне получили личную свободу и рядобщегражданских прав: право перехода в сословия мещан и купцов, право выступатькак юридическое лицо, заключать сделки и т. д. Свобода предоставляласькрестьянам бесплатно, «даровалась».
Казалось бы, сбыласьмноговековая мечта крестьян. Однако, факт: число крестьянских выступлений в1861 г. превысило число крестьянских волнений в предыдущие годы. Крестьянесчитали себя обманутыми. Почему?
Вся земля, включаякрестьянскую надельную, была признана собственностью помещика. Чтобы закрепитьза собой надел, крестьянин должен был выкупить его у помещика. При этом суммавыкупа в полтора раза превышала рыночную стоимость земли (таким образом,помещики рассчитывали компенсировать утрату бесплатной рабочей силы).
При определении нормнадела учитывались местные природные и экономические особенности. Всятерритория страны была условно поделена на три зоны: степную, черноземную инечерноземную. Для каждой зоны устанавливались минимальный и максимальныйразмеры надела, который крестьяне могли выкупить. Минимальный – меньше этогопомещики не должны были предлагать крестьянам, максимальный – больше этогокрестьяне не должны были требовать у помещиков. В установленных minи max рамках помещики крестьянин должны были договориться о размере выкупаемого надела. Если размервыкупаемого надела был больше максимального, полагавшегося по реформе, излишекизымали — «отрезки», если же крестьянину полагалось земли больше, чемон обрабатывал до реформы, земли ему прибавляли – «прирезки». Однаков целом по стране крестьяне получили земли на 20% меньше, чем они обрабатывалидо реформы, что стало предпосылкой обезземеливания и обнищания крестьянства.
До заключения выкупнойсделки крестьяне считались временно обязанными и несли те же феодальныеповинности в пользу помещика, что и до реформы. Закон о ликвидации временнообязанного состояния крестьян был издан в 1881 г.
Государствопредоставило крестьянам ссуду, выплатив помещикам 80% суммы выкупа. Крестьянедолжны были вернуть эту ссуду государству в течение 49 лет. Таким образом,отмена крепостного права стала не единовременным актом, а процессом,растянувшимся на десятилетия.
Результатом отменыкрепостного права стало утверждение в России капитализма. Несмотря насохранение таких традиционных структур как помещичье землевладение, общинноеземлепользование, реформа 1861 года сняла ограничения на буржуазном путиразвития страны. Сбор хлеба во второй половине XIX в. вырос в 2 раза, экспортхлеба – более чем в 5 раз.
 
3. Буржуазные реформы1860-1870-х годов. Контрреформы 1880-1890-х годов
крепостнойправо буржуазный контрреформа
Логическим продолжениемреформы 1861 г. стали либеральные реформы 1860-1870-х годов: земская, судебная,городская, военная, школьная и университетская… В 1864 году была проведеназемская реформа. В уездах и губерниях создавались органы местногосамоуправления (земские собрания, земские управы). Деятельность ихограничивалась хозяйственными вопросами местного значения. В ведении земствнаходились устройство и содержание дорог, школ, больниц, богаделен, попечение оместной торговле и промышленности, строительство церквей, содержание тюрем.
В 1870 г. органыместного самоуправления были созданы в 509 городах страны. Городские думы,также как земства, были лишены политических функций и занимались решениемхозяйственных задач. Буржуазный характер земской и городской реформ определялсявыборностью и всесословностью органов местного самоуправления, хотя преобладалив них все же представители дворянства и буржуазии.
Самой последовательнойпо своему буржуазному значению стала судебная реформы 1864 года. Старыйсословный суд был отменен, вместо него вводились две единые судебные инстанции– окружные суды и судебные палаты. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Всудах вводился принцип состязательности сторон, несменяемости судей и ихнезависимости от администрации, судебные заседания становились гласными иоткрытыми. Большое значение имело введение института присяжных заседателей –представителей общества, призванных вынести вердикт о виновности илиневиновности подсудимого.
В ходе финансовыхреформ был учрежден Государственный банк, откупная система заменялась акцизной,единственным ответственным распорядителем всех средств казны стал министрфинансов.
В 1863 г. был учрежденуниверситетский устав, возвращавший университетам автономию: вводиласьвыборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил правосамостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовыевопросы.
Школьная реформа (1864г.) предусматривала расширение сети школ и упростила доступ к среднемуобразованию для всех сословий и вероисповеданий. Наряду с государственнымишколами, возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы.
В результате реформыпечати (1865 г.) была отменена предварительная цензура для столичных изданий:центральных периодических изданий и книг, рассчитанных на состоятельную иобразованную часть общества.
В 1874 г. завершилосьпроведение военной реформы, начатой в 1861 г. Рекрутская система набора в армиюбыла отменена, вводилась всеобщая воинская повинность для юношей, достигших20-летнего возраста, без различия сословий. Телесные наказания в армииотменялись. Срок службы был сокращен до 6 лет в пехоте и 7 лет на флоте. Ещезначительнее сокращался срок службы для лиц с образованием.
Либеральные реформы60-70-х годов XIX века приблизили Россию к образцам передовых европейскихстран. Они открывали путь к созданию гражданского общества, были нацелены наразвитие национального самосознания народа, воспитание в нем чувствадостоинства.
Вместе с тем, в странесохранялись такие феодальные пережитки, как абсолютная монархия, делениеобщества на сословия и их неравноправие. Ограниченность, узость большинствареформ объяснялась тем, что инициатором реформ, в силу слабости буржуазии иполитической инертности народных масс, выступали некоторые высшиегосударственные чиновники.
Конец 1870 – начало1880-х годов ознаменовались подъемом общественного движения, обусловленнымнепоследовательностью и половинчатостью реформ. В начале марта 1881 г.царь-освободитель Александр IIбыл убит членами революционной организации «Народная воля». Напрестол вступил Александр III,не разделявший либеральных взглядов своего отца. Во внутренней политикеусилились реакционные тенденции, нашедшие выражение в серии контрреформ –мероприятий, направленных на ограничение действия либеральных реформ АлександраII.
В апреле 1881 г. былопубликован манифест «О незыблемости самодержавия», а в августеправительство получило право введения чрезвычайного положения в любойместности. Местная администрация получила право закрывать учебные заведения,торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств игородских дум.
Новые «Временныеправила о печати» (1882 г.) значительно ужесточили цензуру и привели кзакрытию целого ряда либеральных изданий.
В 1884 г. был принятновый университетский устав, фактически ликвидировавший автономиюуниверситетов. Плата за обучение в вузах повышалась, был усилен полицейскийнадзор за студентами, свертывалась система высшего женского образования.
В сфере начальногообразования усиленно внедрялись церковные школы. В 1887 г. был издан такназываемый «циркуляр о кухаркиных детях», запретивший прием вгимназии детей из низших сословий.
В 1889 г. сельскаякрестьянская администрация была подчинена земским начальникам. Они назначалисьминистерством внутренних дел из числа местных потомственных дворян и полностьюконтролировали жизнь русской деревни. Эта мера означала ограничениекрестьянского самоуправления и мировых судов. «Положение о губернских иуездных земских учреждениях» 1890 г. во многом ограничило функции земств иусилило в них позиции дворян. «Городовое положение» 1892 г.значительно урезало принципы выборности и все сословности земств.
Характеризуя внутреннююполитику правительства Александра III,следует отметить, что пакет контрреформ не был реализован полностью. Не удалосьуничтожить местное самоуправление, сохранилась система судопроизводства. Былисокращены выкупные платежи крестьян и прекращено временно обязанное состояниекрестьян. Реакция оказалась бессильной повернуть вспять исторический процесс.