–PAGE_BREAK–
Уменьшенные в сентябре нормы продажи мяса и крупы, а в ноябре сахара и
кондитерских изделий не менялись до 1942 года. Суточный же расход этих
продуктов все время сокращался. Так, в сентябре среднесуточный расход мяса и мясопродуктов составлял 146 тонн, в октябре 119, в ноябре – 92, в декабре – 80 тонн. Крупы и макарон в сентябре и октябре – по 220 тонн в сутки, в ноябре – 140, а в декабре – 115 тонн; сахара и кондитерских изделий в сентябре – 202 тонны, в октябре и ноябре – по 140 тонн, а в декабре – 104
тонны.
Такое сокращение достигалось ограничением отпуска продуктов в сеть
общественного питания сверх норм, причитающихся по карточкам, по которым люди получали продукты.
Пища людей в столовых или в домашних условиях в декабре состояла
исключительно из того, что выдавали на карточки. Жители города ежедневно
получали только хлеб, остальные продукты отпускались раз в декаду, и то не
всегда. Но если считать, что рабочие или служащие получали продукты
полностью в пределах установленных норм и равномерно распределяли на 30
дней, то суточный рацион питания составлял: у рабочих и инженерно-
технических работников – хлеба 250 грамм, жиров 20 грамм, мяса и
мясопродуктов 50 грамм, крупы или макарон 50 грамм, сахара и кондитерских изделий 50 грамм. Весь набор продуктов не превышал 450 грамм, или 1087 ккал. Для людей физического труда такой рацион был крайне мал, не говоря уже о пищевой неполноценности пайка; у служащих – хлеба 125 грамм, жиров 8,3 грамма, мяса 26,6 грамма, сахара и кондитерских изделий 33,3 грамма, крупы или макарон 33,3 грамма – всего 226,5 грамма, или 581 ккал; но еще более голодный паек был у иждивенцев – хлеба 125 грамм, жиров 6,6 грамма, мяса 13,2 грамма, сахара и кондитерских изделий 26,6 грамма, крупы или макарон 20 грамм – всего 191,4 грамма, или 499 ккал. И этим пайком довольствовалась почти одна треть всего населения города; у детей (до 12 лет) – хлеба 125 грамм, жиров 16,6 грамм, мяса 13,2 грамма, сахара и кондитерских изделий 40 грамм, крупы 40 грамм, всего 234,8 грамма, или 684 ккал.
В декабре мясо отпускали редко, чаще своего его заменяли другими
продуктами: яичным порошком, консервами, студнем из бараньих кишок,
растительно-кровяными зельцами.
Тяжелее всего было детям, перешагнувшим порог одиннадцатилетия. На
двенадцатом году жизни детская карточка заменялась иждивенческой. Ребенок становился взрослее, принимая активное участие в обезвреживании
зажигательных бомб, брал на свои неокрепшие плечи часть тяжелых работ и
забот по дому, а паек его уменьшался. В не отапливаемых квартирах прочно
поселился холод, безжалостно замораживая истощенных людей. В ноябре
дистрофия и холод угнали в могилу 11085 человек.
Анастасия Самуленкова работала на заводе имени Карла Маркса
контроллером ОТК. Работала, не считаясь со временем. Лишь урывками отдыхала и вновь – на рабочее место. От голода и тяжелого изнурительного труда с каждым днем силы слабели. Многие умирали прямо на рабочих местах, отдав свои жизни для Победы над врагом.
В начале зимы 1941 года с Настей случилось горе – потеряла на 20 дней
продовольственные карточки. А это для того времени – смерть. Ей оказал
помощь начальник МПВО товарищ Пименов. Он отдал ей свои хлебные карточки, а сам жил за счет дополнительного пайка. Тоже голодал, но спас ей жизнь.
Органы здравоохранения создали широкую сеть лечебных пунктов, где
ослабевшим людям делали внутривенное вливание глюкозы, давали немного
горячего вина. Эти меры помогали встать на ноги. Но острый голод давал о
себе знать все сильнее, умирали молодые и старые, мужчины и женщины.
Смерть настигала людей везде: на улице, передвигаясь, человек падал и
больше не поднимался; в квартире – ложился спать и засыпал навеки; часто
жизнь обрывалась у станка. Хоронить было трудно, транспорт не работал.
Мертвых хоронили без гробов – обернутых простыней или одеялом, а
позднее просто в одежде, в которой человек умер. Нередко, выбившись из сил, люди оставляли мертвых на полпути. Работники коммунального хозяйства и здравоохранения, ежедневно объезжая улицы и переулки, подбирали трупы и увозили их на грузовых машинах на Серафимовское, Большеохтинское, Смоленское, Богословское кладбища. Но больше всего увозили мертвых на окраину города, на огромный пустырь рядом со старой Пискаревской дорогой. Так образовалось известное ныне всем Пискаревское кладбище.
В декабре 1941 года от дистрофии умер 52881 человек, что превысило
смертность предшествующего месяца почти в пять раз, и еще больше людей
различных возрастов находилось в преддверии смерти. В январе и феврале
смертность достигла своего апогея: за эти 60 дней умерло 199187 человек.
За время блокады умерло от голода 641803 человека.
1.6 Дорога жизни.
“Дорога жизни” была единственная военно-стратегическая транспортная
магистраль, связывавшая в сентябре 1941 года по март 1943 года блокадный
Ленинград со страной.
В навигационные периоды перевозки производились по водной трассе на
кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-западного речного
пароходства (трасса 135 км) до порта Осиновец в ледостав – на автомобилях
из Кобоны до Корева и Вагонова (около 30 км), далее до Ленинграда по льду.
За перевозку грузов отвечал начальник тыла Ленинградского фронта генерал-
лейтенант Ф.Н.Луганов, непосредственно военно-автомобильной дорогой (ВАД 101, с 7 декабря ВАД 102) – его заместитель генерал-майор интендантской службы А.Н.Шилов. Первые суда с грузом для Ленинграда вышли из Волховстроя и Лодейного поля 3 сентября 1941 года. В Осиновец прибыл первый конвой судов, доставивший 800 тонн зерна, сторожевой корабль, доставивший 60 тонн боеприпасов.
С наступлением зимы, с 22 ноября 1941 года, начала действовать ледовая
трасса, названная ленинградцами “Дорогой жизни”. В первую же зиму по этой дороге было доставлено свыше 360 тонн грузов, переправлено с полным
вооружением 6 стрелковых дивизий и бригад. Немецко-фашистское командование прилагало большие усилия, чтобы парализовать “Дорогу жизни”. Но им это не удавалось. Она охранялась стрелковыми частями, расположенными по берегам озера и вдоль трассы, бригадами морской пехоты, а также авиацией и защитными частями Ленинграда.
Водители на Дороге жизни проявляли чудеса бесстрашия, выносливости и
мастерства, работая под постоянным огневым воздействием противника и
реальной угрозой провала под лед.
Передовиками Ладожской ледовой трассы являлись водители-коммунисты 1-ой роты 390 автомобильного батальона 17-ой автомобильной бригады. Среди
водителей-инициаторов суточных многорейсовых доставок продовольствия в
Ленинград были М.Е.Твердохлеб, В.Е.Сердюк, С.И.Матека, Ф.Б.Емельянов,
М.И.Чикин, А.П.Бойкин, М.В.Яковлев, В… Д.Тишков.
Короткая фронтовая листовка была посвящена водителю 331-го
автомобильного батальона Михаилу Стасюку, который 140 суток почти
непрерывно провел на Ладожском льду, совершая по 6 рейсов в сутки, каждый из которых мог стать последним. После войны старшина 2-й статьи Михаил Дорофеевмч Стасюк вернулся в родную Щорсовку на Украине, продолжал работать и личным примером учил молодежь, как надо относиться к труду и своему долгу.
Из воспоминаний Гилевой Любовь Ивановны.
Ей было 18 лет. За рулем грузового автомобиля она везла в составе
колонны помощь ленинградцам. По Дороге жизни в основном ездили по ночам, без включенных фар. Было холодно, но закрывать дверцу кабины не разрешалось, чтобы, в случае необходимости, можно было выпрыгнуть. Лед был тонкий, хотя постоянно заливали водой. Постоянные бомбежки разбивали лед. Машины уходили под лед, срочно приходилось перегружать, брать чужой груз. Двигались медленно, без паники, без лишнего шума. На подножке с фонарем в руке стоял сопровождающий, указывая дорогу водителю и обозначая дистанцию. Но услугами сопровождающих пользовались только новички. Обратно вывозили
раненых и детей. Перегружались на станции, днем немного отдыхали и снова в обратный путь…Так ее командировка, начавшаяся с уральской помощи блокадному Ленинграду продолжалась до конца зимнего сезона, пока на Ладоге стоял лед. Говорить о тех днях она спокойно не может, мешают слезы.
Особенно трудны воспоминания о детях: голодных, легких как пушинки, с землистым цветом лица, провалившимися глазами, беспомощных и доверчивых. Потому, наверное, она и пришла в семью, где после смерти матери остались пять сирот (старшей 11 лет, а младшему 2 года) и заменила им достойно родную мать.
С осени 1941 года в Ленинграде начался голод, от которого в декабре
умерло 53 тыс. человек. За январь-февраль 1942 года погибло от голода около 3 млн. человек. Партийные и совещательные органы приняли меры для того, чтобы облегчить жизнь ленинградцам. Наиболее ослабшие люди направлялись в больницы, создавались стационары для больных дистрофией, в домах устанавливались кипятильники, детей помещали в детские дома и ясли.
Над Дорогой жизни нередко развертывались воздушные бои. Об одном таком
бое я хотела бы написать.
Летчик, комсорг эскадрильи, бывший шахтер Донбасса, Семен Горгуль вел
разведку над Ладожским озером. Неожиданно он был атакован тремя
“мессершмиттами”, скрывавшимися за облаками. Горгуль, умело маневрируя, пулеметной очередью поразил вражеский истребитель. Объятый пламенем, тот удалился к южному берегу. По небу протянулся хвост черного клубящегося дыма. Два оставшихся вражеских самолета атаковали истребитель Горгуля, им удалось повредить его, а летчика ранить. Не теряя самообладания, Горгуль спланировал и посадил машину на лед. Пилоты “мессершмиттов” сделали несколько заходов, яростно расстреливая из пулеметов беззащитный самолет. Горгуль был вторично ранен, на этот раз смертельно. Теряя силы, он окровавленным пальцем на своем планшете вывел слова: «Прощайте, ленинградцы».
Примечательно, что эти предсмертные слова адресованы не родным, не
Донбассу, где Семен жил и работал, не друзьям-летчикам, вместе с которыми
он дрался против фашистов, а ленинградцам. Защита Ленинграда была для него превыше всего! И этот святой долг комсомолец Горгуль выполнил до конца.
Ленинградцы самоотверженно преодолевали последствия блокадной зимы. В
конце марта – начале апреля 1942 года они выполнили огромную работу по
санитарной очистки города. Весной 1942 года началась навигация на Ладожском озере. Водные перевозки стали основным средством преодоления последствий блокадной зимы и возрождения городского хозяйства. В июне 1942 года вступил в строй “Ладожский трубопровод”, проложенный по дну Ладожского озера для подачи горючего в Ленинград, затем через 2 месяца по подводному кабелю город получил энергию Волховской ГЭС.
К концу 1942 года работа промышленных предприятий заметно
активизировалась. С осени выпускались танки, артиллерийские орудия,
минометы, автоматы, снаряды, мины, около 100 видов оборонной продукции. В декабре началось подключение к электросети жилых домов. В возрождении хозяйственной жизни Ленинграда оказывала помощь вся страна.
1.7 После первой блокадной зимы.
После первой блокадной зимы летом 1942 года ленинградцам
стало немного полегче. По ладожскому озеру увеличился подвоз
продуктов. Да и сами ленинградцы постарались обеспечить себя
продовольствием. На всех газонах и клумбах, в парках и скверах были
разбиты огороды, и горожане занялись выращиванием самых разных
овощей. Там, где ещё прошлым летом цвели розы, теперь зрели кочаны
капусты, цвела картошка, зеленели морковь, редиска, салат. Ленинградцы
приводили в порядок улицы, очищали их от мусора, разбирали развалины домов.
Летом 1942 года на стадионе имени Кирова состоялся даже
футбольный матч. Ход матча транслировался не только для
ленинградцев, но и для немецких солдат на их родном языке. Это был
удар посильнее бомбёжки! Фашистская пропаганда вбивала в головы
своим солдатам, что Ленинград вымирает, что его гибель неизбежна, а
тут футбол! Работали кинотеатры- жители города даже во время блокады смотрели фильмы. В филармонии давались концерты. А в театрах ставились спектакли. И каждый раз рабочие, школьники. Солдаты с фронта заполняли залы до отказа. В городе в дни блокады впервые исполнялась знаменитая Седьмая, Ленинградская, симфония Д. Шостаковича, исполнялась с блеском большим симфоническим оркестром. В Ленинграде работали заводы, они выпускали оружие для фронта. Остановился транспорт, на работу люди ходили пешком, ночевали прямо в заводских цехах у станков. Работали мастерские – в них ремонтировали повреждённые танки и самолёты.(1) Особенную стойкость, волю к победе проявляли славные коллективы заводов «Электросила» имени С. М. Кирова, Ижорского, Балтийского и других предприятий города Ленина.
Известный английский публицист А. Верт, посетивший Ленинград, с
восхищением писал о ленинградцах: «Для этих людей стало делом чести
держаться до конца. Быть путиловцем, кировцем… звучало для них
подобно знатному титулу». Потомственный рабочий Кировского завода
Н. А. Балясников, умерший в блокаду от истощения и болезней, сделал
такую запись в своём дневнике: «Как много лишений приходиться
переносить нам, ленинградцам! Кажется, больше уже и придумать нечего.
Но не возьмут нас немцы, не сломят. Ни голодом, ни холодом, ни
обстрелами».
Тяжелее стало зимой – снова замёрз водопровод. Санитарная
служба города работала исправно — за всё время блокады в городе не
было эпидемий. Люди умирали от голода, от истощения, но не от
болезней. В декабре 1942 года, как и в предыдущую зиму через
Ладожское озеро начала действовать «Ледовая трасса». По ней
ежедневно доставлялось в город до пяти- шести тысяч тонн различных
грузов. Больше, чем в первую зиму, но всё же недостаточно для
снабжения миллионного города.(1)
Осенью 1942 года по дну Ладожского озера проложили кабель, по которому в Ленинград для наиболее важных предприятий потекла
электроэнергия с частично восстановленной Волховской ГЭС. Позднее,
когда озеро замёрзло, на льду была сооружена воздушная
высоковольтная линия электропередачи. Для войск Ленинградского фронта продолжало поступать горючее через проложенный летом 1942 года под водой трубопровод.
Большую помощь ленинградцам в охране города оказывали
военные лётчики. Несмотря на превосходство фашистской авиации, они смело взлетали со своих аэродромов и вступали в бой с
истребителями и бомбардировщиками врага. Фашистские асы, поначалу нагло летавшие над городом, стали остерегаться советских истребителей и летали на бомбёжки города под большим прикрытием своих истребителей. 30 тысяч самолето-вылетов совершили ленинградские лётчики, сбив 290 фашистских самолётов. 300 тысяч ленинградцев участвовало в отрядах местной противовоздушной обороны города. Днём и ночью они несли свою вахту на предприятиях, во дворах, на крышах.
Фашисты сбросили на город 102.520 зажигательных бомб и
4653 фугасных, более 150 тысяч артиллерийских снарядов разорвалось в
черте города.
От голода во время блокады погибло, по официальным
советским данным, около 642 тысяч человек. По другим данным- до 850
тысяч. продолжение
–PAGE_BREAK–