Либеральные взгляды Александра Первого.
План:
I. Введение.
II. Внутренняя политика Александра I:
1. Русское общество в начале царствования Александра I.
2. Формирование либеральных взглядов будущего императора.
3. Опыт преобразований первых лет правления. «Негласный комитет».
4. Программа преобразований М.М. Сперанского и её судьба.
5. Попытки решения крестьянского вопроса.
6. Вторая половина царствования Александра I. Изменения в политике.
III. Заключение.
Список литературы.
I
.
Введение.
В конце XVIII века – первой половине XIX века, в то время когда в Европе понятие "либерализм" прочно вошло в общественно-политический лексикон, и шло активное формирование либерального мировоззрения, государственный и общественный порядок Российской империи находился на прежних основаниях. Дворянство, составлявшее малую часть населения, оставалось господствующим, привилегированным классом. Освобожденные от обязательной службы государству помещики превратились в праздный, чисто потребительский «класс рабовладельцев». Из дворян формировались бурно растущие в то время канцелярии бюрократического аппарата империи. В стране царил чиновничий и помещичий произвол. Правительство предпринимало попытки проведения общественных реформ, но проблемы изменения государственного строя или совершенствования законодательства в России первой половины XIX века практически не решались. Острейшим явился вопрос о крепостном праве. «Целая половина населения империи, которого тогда считалось свыше 40 млн. душ обоего пола, – писал В.О. Ключевский в своем «Курсе русской истории», – целая половина этого населения зависела не от закона, а от личного произвола владельца… Крепостное русское село превращалось в негритянскую североамериканскую плантацию».
Государственная политика выражала интересы основной массы дворянства. Правительство порой осознавало опасность углубляющейся розни основных сословий, но сколько-нибудь существенные реформы провести было неспособно. Как во всяком самодержавном государстве, политика России во многом зависела от личности монарха. Так еще в конце XVIII века Павел I отменил некоторые привилегии дворян и законодательно ограничил барщину тремя днями в неделю, но он же раздал в частное владение дворянам около 100 тыс. дворцовых и казенных крестьян.
II
. Внутренняя политика Александра
I
.
1. Русское общество в начале царствования Александра
I
.
Постепенно темпы развития экономики России неуклонно замедлялись, что влекло за собой все большее ее отставание от Запада, ослабление в хозяйственном, военном и политическом отношении. В высших эшелонах власти процветали фаворитизм, взяточничество, бюрократизм, коррупция. Перед обществом реально встал вопрос о правомерности существования сложившейся феодально-крепостнической системы.
Этот вопрос о переменах в самих основах устройства российского общества стал восприниматься уже не как отвлеченная проблема, а как жизненная потребность. Невозможность управления страной старыми методами, необходимость общественных преобразований явились важной предпосылкой возникновения в России либеральной идеологии.
Важную роль здесь сыграли просветительские идеи французских мыслителей XVIII в. (Вольтера, Дидро, Монтескье и др.). Французское просветительство продолжало оставаться базой для распространения среди передовой части русского общества реформаторских настроений. Именно в этой среде формировалось убеждение в необходимости общественных преобразований. Таким образом, ранние политические и идеологические движения либерального типа в России имели западническую ориентацию.
Либеральное движение в России развивалось в стесненных режимом условиях, его социальная база была неширокой, поэтому многие положения классического либерализма были здесь интерпретированы применительно к местным условиям.
К началу царствования императора Александра I Павловича (12 (23) декабря1777 – 19 ноября (1 декабря)1825), преемника императора Павла, основными вопросами времени стали: социально-политический, состоявший в установлении новых отношений между общественными классами, в устройстве общества и управлении с участием общества; вопрос кодификационный, состоявший в упорядочении нового законодательства; вопрос педагогический, состоявший в руководстве, направлении и воспитании умов, и, наконец, вопрос финансовый, состоявший в новом устройстве государственного хозяйства.
2
. Формирование либеральных взглядов будущего императора.
Император Александр I смело приступил к разрешению всех этих задач. В приемах этого разрешения принимали большое участие, во-первых, политические идеи, которые были им усвоены, и, во-вторых, практические соображения, политические взгляды на положение России, которые сложились в нем из личного опыта и наблюдений. Те и другие – и политические идеи и личные взгляды – были тесно связаны с полученным воспитанием.
Его бабушка, императрица Екатерина II, стремилась воспитывать Александра в правилах тогдашней философской педагогики, т.е. по законам разума и природы, в принципах разумной добродетели.
Главным наставником, воспитателем политической мысли великих князей Александра и Константина был избран полковник Лагарп, швейцарский республиканец, поклонник идей французской просветительской философии. По его собственному признанию, Лагарп принялся за свою задачу очень серьезно как педагог, сознающий свои обязанности по отношению к великому народу, которому готовил властителя. Во всем, что он говорил и читал своим питомцам, шла речь о могуществе разума, о благе человечества, о договорном происхождении государства, о природном равенстве людей, о справедливости, о нелепости и вреде деспотизма. Влияние Лагарпа на Александра I было огромно. В 1812 году император признавался: «Если бы не было Лагарпа, не было бы и Александра».
Лагарп сумел убедить своего ученика в том, что эра абсолютных монархов миновала. Лагарп утверждал, что если Россия хочет избежать кровавого хаоса, то трону необходимо принять на себя инициативу в проведении двух главных реформ – отмены крепостного права и введения конституции. Учитель предупреждал Александра, что в деле совершения этих реформ монарху не следует рассчитывать на поддержку значительной части дворян. Большинство их будет сопротивляться, защищая свое экономическое благополучие, основанное на труде тысяч крепостных. А потому не стоит спешить с отказом от самодержавной формы правления. Напротив, всю мощь царской власти необходимо использовать для проведения реформ и просвещения народа, чтобы подготовить его к принятию этих реформ.
3. Опыт преобразований первых лет правления. «Негласный комитет».
Александр Павлович вступил на престол 12 марта 1801 года.
Новое правительство поспешило прямо заявить направление, в котором оно намерено было действовать. Уже в манифесте от 12 марта1801 г. новый император принял на себя обязательство управлять народом «по законам и по сердцу своей премудрой бабки
», Екатерины II. В указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководствоваться: на место личного произвола деятельно водворять строгую законность. Император не раз указывал на главный недостаток, которым страдал русский государственный порядок. Этот недостаток он называл «произволом нашего правления
». Для его устранения необходимо было разработать фундаментальные законы, которых почти ещё не было в России. Именно в таком направлении велись преобразовательные опыты первых лет.
«Дней Александровых прекрасное начало…» – знаменитые пушкинские слова о заре правления государя Александра Павловича. Мнение это разделяли многие современники, что совсем не удивительно. Вот ряд первых указов молодого императора, явственно обозначивших «курс» его царствования.
15 марта 1801 г. восстановлены дворянские выборы в губерниях; снято запрещение на ввоз ряда товаров.
22 марта объявлен свободный въезд в Россию и выезд за ее пределы, весьма ограниченный при Павле I.
31 марта разрешена деятельность типографий и ввоз любых книг из-за границы. В то время это была немыслимая свобода для многих стран Европы, в особенности для наполеоновской Франции.
2 апреля восстановлены екатерининские жалованные грамоты дворянству и городам. В тот же день уничтожена Тайная экспедиция (учреждение политического сыска). В стране не стало, правда, ненадолго, и самой тайной полиции.
27 сентября запрещены пытки и употребление в делах самого слова «пытка».
Верный заветам Лагарпа, император Александр Павлович стремился окружить трон единомышленниками. Начиная с 1801 г., высшие государственные посты занимали сторонники английского конституционализма: канцлер А. Р. Воронцов, его брат, долгое время прослуживший в Лондоне С. Р. Воронцов, адмиралы Н. С. Мордвинов и П. В. Чичагов. На мировоззрение этих сановников сильно повлияла Французская революция. Они опасались, что такие же потрясения может пережить и Россия.
Сторонники реформ отвергали революцию как способ обновления общества, считая, что этот путь ведет к анархии, гибели культуры и в конце концов к возникновению диктатуры. Семен Романович Воронцов, критикуя деспотическую политику Павла I, писал: «Кто не желает, чтобы у нас никогда не могла восстановиться ужасная тирания прошедшего царствования? Но нельзя только сразу совершить прыжок из рабства в свободу, без того, чтобы не впасть в анархию, которая хуже рабства».
Чтобы не повторить судьбу отца, Александр I стремился проекты многих реформ разрабатывать втайне от широких кругов дворянства. Он сформировал нечто вроде «конспиративного штаба» по подготовке преобразований. В него входили ближайшие и наиболее доверенные друзья царя: А.Е. Чарторыйский, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев и П.А. Строганов. Современники прозвали этот штаб «Негласным комитетом». Члены «Негласного комитета» видели свой политический идеал в британской конституционной монархии. Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей
». Они предварительно собирались изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «уложением, установленным на основании истинного народного духа
».
Начали с центрального управления. Собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет заменён постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Он состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты.
Манифестом 8 сентября 1802 года петровские коллегии были преобразованы в восемь министерств.
8 сентября1802 г. был издан именной указ о правах и обязанностях Сената. Указ этот определил как саму организацию Сената, так и его отношение к другим высшим учреждениям. Сенат объявлялся верховным органом в империи, сосредотачивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть. Ему предоставлялось право делать представления по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам.
Был робко затронут щекотливый вопрос о крепостном праве. Рядом мер с начала царствования заявлено было намерение правительства постепенно подготовить умы к упразднению этого права. Так, в правительственных периодических изданиях запрещено было печатать публикации о продаже крестьян без земли. С 1801 года была запрещена раздача населенных имений в частную собственность. Указ 12 декабря 1801 года разрушил вековую землевладельческую монополию дворянства. Некоторые свободомыслящие помещики освобождали своих крепостных крестьян на волю.
20 февраля 1803 года был издан указ о свободных хлебопашцах. Этот закон стал первым решительным выражением правительственного намерения отменить крепостное право. Помещики могли вступать в соглашение со своими крестьянами, освобождая их непременно с землей целыми селениями или отдельными семьями.
Таковы были первые опыты перестройки управления и общественных отношений, они составляют первую эпоху преобразовательной деятельности императора Александра I. Реформы эти велись достаточно торопливо, недостаточно обдумывались.
До серьезных реформ дело не дошло: помешало участие в военных коалициях против Франции в 1805 году в союзе с Австрией и в 1806-1807 годах – в союзе с Пруссией.
Военные походы и неудачи охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Александра. Преобразовательным замыслам Александра мешало и мощное пассивное сопротивление чиновничества и консервативно настроенных групп аристократии, тормозивших любые проекты в этой сфере.
Члены неофициального комитета один за другим удалились от императора. Их опустелые места занял один человек, который стал единственным доверенным сотрудником императора. Это был Михаил Михайлович Сперанский. Он сыграл большую роль в развитии либерализма в России.
4.Программа преобразований М.М. Сперанского и её судьба.
Михаил Михайлович Сперанский вышел из общественной среды, которой не знали прежние государственные деятели. Он родился в семье сельского священника, закончил Петербургскую духовную академию. В 25-летнем возрасте поступил в канцелярию генерал-прокурора. Александр Павлович заметил Сперанского в 1806 году, когда тот пришел с докладом к императору вместо заболевшего Кочубея. В 1808 г. царь назначил Сперанского своим главным советником в государственных делах и предложил подготовить общий план государственных преобразований. Созданию плана предшествовала большая подготовительная работа: Сперанский и его сотрудники переводили и анализировали современные им законодательные документы других стран.
Сторонник конституционного строя, Сперанский был убежден, что новые права обществу обязана даровать власть. Вместе с тем Сперанский понимал, что Россия еще не готова к конституционному строю, что начинать преобразования необходимо с реорганизации государственного аппарата. Сперанский подготовил несколько собственных политических записок: «О коренных законах государства», «О постепенности усовершения общественного», «О силе общего мнения», «Еще нечто о свободе и рабстве», «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России».
Осенью 1809 г. план государственных преобразований (или «Введение к уложению государственных законов») был готов.
В 1810 г. план Сперанского рассматривался во вновь созданном Государственном совете – высшем совещательном органе Российской империи. В январе 1810 г. с учреждением Государственного совета Сперанский стал государственным секретарем, фактически вторым после императора лицом в государстве. Говоря о значении Государственного Совете, Сперанский писал, что «совет учрежден для того, чтобы власти законодательной, дотоле рассеянной и разбросанной, дать новое начертание постоянства и единообразия».
Вслед за Государственным Советом преобразованы были по плану министерства, учрежденные манифестом 8 сентября 1802 года. Отдельных центральных ведомств, между которыми были распределены дела в исполнительном порядке, стало одиннадцать вместо восьми. В «Общих учреждениях» были определены состав и делопроизводство министерств, пределы власти министерств, их ответственность и другие подробности министерского управления. Оба акта, которыми были преобразованы министерства и особые главные управления, по стройности плана, логической последовательности его развития, по точности изложения можно признать образцовыми произведениями законодательства того времени.
Предполагалось преобразовать и Сенат. Этот проект был предложен на рассмотрение в Государственный Совет в июне 1811 года. Этот проект был основан на строгом разделении дел административных и судебных, которые смешивались в прежнем устройстве Сената. Этот проект вызвал резкие возражения в Государственном Совете, и Сенат сохранил прежнее смешение ведомств, внося некоторую нестройность в общий склад центрального управления.
Таким образом, из трех отраслей высшего управления – законодательной, исполнительной и судебной – были преобразованы только две первые, третьей не коснулась реформа.
Преобразование губернского управления не было и начато.
Сложившийся в результате работы Сперанского либеральный план реформ оказался несколько абстрактным и преждевременным. По образному выражению В.О. Ключевского, «ни государь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных средств страны».
Преобразования Сперанского затронули все слои русского общества, и реакция на реформы чаще всего была отрицательной.
Сперанского стали обвинять в подрыве государственных устоев России.
Со всех сторон к Александру поступали отрицательные отзывы о государственном секретаре. 17 марта 1812 г. сломленный интригами император сказал Сперанскому: «Обстоятельства требуют, чтобы на время мы расстались». Реформатор был отправлен в ссылку в Нижний Новгород.
5. Попытки решения крестьянского вопроса.
Либерализм взглядов императора Александр I проявился и в желании решить так называемый крестьянский вопрос. В начале царствования он торжественно заявил, что отныне прекращается раздача казенных крестьян.
12 декабря 1801 г. был издан указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами вне городов (помещичьи крестьяне получили это право только в 1848 г.)
Как было сказано выше, 20 февраля 1803 г. был издан «Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, на обоюдном согласии основанных».По этому указу помещики получили право освобождать крепостных крестьян по одиночке и селениями с обязательным наделением землей. За свою волю крестьяне выплачивали выкуп или исполняли повинности. Если оговорённые обязательства не выполнялись, крестьяне возвращались к помещику.
Крестьян, получивших таким образом волю, называли свободными или вольными хлебопашцами (отсюда и «прозвище» указа), с 1848 года их стали называть государственными крестьянами. Всего за время действия указа в Российской империи было освобождено от крепостной зависимости около 1,5% крепостных крестьян.
В 1804 – 1805 гг. начался первый этап реформы в Прибалтике.
10 марта 1809 г. издан указ, который отменял право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки. Подтверждалось правило: если крестьянин единожды получил свободу, то он не мог быть вновь укреплен за помещиком. Получали свободу выходцы из плена, а также взятые по рекрутскому набору. Помещику предписывалось кормить крестьян в голодные годы. С дозволения помещика крестьяне могли торговать, брать векселя, заниматься подрядами.
С 1810 г. начинается практика организации военных поселений.
За 1810 – 1811 гг. в связи с тяжелым финансовым положением казны было продано частным лицам свыше 10 000 казенных крестьян.
В ноябре 1815 г. российским крестьянам запрещено «отыскивать вольность».
В 1816 г. были утверждены новые правила организации военных поселений.
В 1816 – 1819 гг. завершается крестьянская реформа в Прибалтике.
В 1818 г. Александр I поручил министру юстиции Новосильцеву подготовить Государственную Уставную грамоту для России.
В 1818 г. Александр I поручил нескольким царским сановникам разработать проекты отмены крепостного права.
Из всех проектов особенный интерес представляют два: один из них принадлежит либеральному и талантливому адмиралу Мордвинову; другой – консервативному графу Аракчееву, имя которого уже тогда стало одним из ненавистных имен в России.
Адмирал Мордвинов предполагал возможным выкуп личной свободы крестьянином, но земля должна оставаться во владении помещиков. Сумма выкупа зависела от возраста выкупающегося. Трудно было придумать проект, менее практический и более несправедливый.
Аракчеев же предлагал провести освобождение крестьян под руководством правительства – оно должно было покупать постепенно крестьян с землей у помещиков. Деньги планировалось взять для этого или из питейного дохода, или посредством выпуска облигаций.
Самый лучший проект принадлежал Канкрину. Проект был построен на медленном выкупе крестьянской земли у помещиков в достаточном размере; вся операция была рассчитана на 60 лет.
Из всех этих проектов, разработанных в правительстве, не вышло ничего практического; вопрос был оставлен, как были оставлены и другие преобразовательные предложения.
6. Вторая половина царствования Александра
I
. Изменения в политике.
Внешние события 1812-1815 годов надолго отвлекли внимание правительства и общества от внутренних дел. События военных лет по-разному повлияли на общество и правительство. В первом они вызвали политические волнения: печатались статьи о политической свободе, о свободе печати. Частные журналы шли еще дальше, они прямо печатали статьи под заглавием «О конституции», в которых старались доказать «доброту представительного учреждения».
Совсем иначе подействовали внешние события на либеральные взгляды императора: он вышел из тревожных лет с чувством усталости, с неохотой продолжать преобразовательные начинания первых лет, даже с некоторым разочарованием своих политических идеалов. Правительство во второй половине царствования стало отказываться от программы, которая так громко возвещена была в начале.
Слабый отблеск прежнего либерального направления сказывался во вторую половину царствования Александра Павловича в тех мерах правительства, которые касались Царства Польского и остзейских провинций. В Царстве Польском была утверждена императором конституция в 1815 году, а в 1816 году было утверждено положение об освобождении остзейских крестьян.
В 20-х годах, по мерее того, как на Западе усиливались волнения, возникали опасения подобных явлений в России. С этого времени получает серьезное значение политика народного просвещения, полиция умов становится серьезным вопросом. Она выразилась в целом ряде мер, принятых для того, чтобы дать надлежащее направление литературе и народному образованию.
Во многих сферах государственной жизни стала проводиться политика цензуры и жестких инструкций.
Знаменем этого нового направления был известный А.А. Аракчеев. С 1814 года он становится близок царю, пользуется его полным доверием. Чтобы охарактеризовать деятельность Аракчеева, достаточно привести слова одного его современника о том, что Аракчеев хотел сделать из России казарму, да еще поставить фельдфебеля к дверям.
Проявлением консерватизма в политике Александра стало учреждение Военных поселений (с 1815 года), а также разгром профессорских кадров многих университетов.
Следствием всего этого было тягостное настроение, которое все более овладевало обществом, что привело к появлению тайных обществ. В тайных обществах состояли молодые дворяне, по мнению которых мирный, эволюционный путь развития России исчерпал себя, и реформы можно осуществить, только обратившись к революционным методам. Переход части дворян на революционные позиции закончился восстанием 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади. С той поры либеральное движение в России постоянно колебалось: оно то приближалось к трону, пытаясь подтолкнуть монархов к проведению реформ «сверху», то искало союзников в стане революционеров.
В 1825 году император Александр I поехал на юг провожать свою больную императрицу и 19 ноября умер в Таганроге от тифа.
III
. Заключение
Правление Александра I, начатое желанием воплотить идеи либерализма в жизнь, кончилось утяжелением цепей на шеях русских людей. Это происходило как из-за коррупции и консерватизма русской жизни, так и из-за личных качеств царя. Его любовь к свободе, несмотря на её сердечность, не была основана на реальности. Его теоретический либерализм был связан с аристократическим своенравием, не терпящим возражений.
Ключевский указывал на два основных стремления, которые составляли содержание внутренней политики этого императора: «…это уравнение сословий перед законом и введение в совместную дружную государственную деятельность».
Несмотря на либеральный настрой императора в первые годы своего царствования и разработку проектов освобождения крестьян и конституции, особых изменений в стране сделано не было. Практически все начинания Александра были безуспешны. Как нам видится, причина этой безуспешности кроется в их непоследовательности, торопливости, противоречивости. Александр, увлеченный идеей личной и общественной свободы, совсем не понимал экономических отношений, которые служат почвой для политического порядка. Эта односторонность особенно резко выразилась в вопросе о крепостном праве.
Страна продолжала оставаться неразвитой капиталистически, оставался неразрешенным вопрос крепостного права и личных свобод. Необходимость перемен ощущалась всем обществом, как дворянством (о чем говорит организация нескольких тайных обществ, ставивших своей целью изменение пути исторического развития России), так и крестьянами, недовольными своим положением, особенно после самоотверженной борьбы против наполеоновской армии.
Надежды возлагались на пришедшего на смену Александру IНиколая I. Но он стал ревнителем монархических идей, убежденным сторонником абсолютизма, продолжившим консервативный курс конца царствования своего брата.
Литература:
1. Бутромеев В.П.,
Всемирная история в лицах. – М., 1999.
2. Ключевский В.О.
Русская история. – М., 2005.
3. Корнилов А.А.
Курс истории России XIX века. – М., 1993.
4. Леонтович В.В.
История либерализма в России. 1762-1914. – М., 1995.
5. Мережковский Д.С.,
Александр Первый. – М., 1994.
6. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Кобрин В.Б., Федоров В.А.
История России с древнейших времен до 1861 г. – М., 2000.
7. Российские самодержцы 1801 – 1917. – М., 1913.