Макроекономіка 3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ЧЕРНИГОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра экономических теорий
Контрольная работа по дисциплине: МАКРОЭКОНОМИКА.
Студент:.——————————————
(подпись студента)
Специальность: Учет и аудит, курс II, группа ЗОА-982
Преподаватель:.———————————
(подпись преподавателя)
ЧЕРНИГОВ 2000 г
Вариант №11
1.Суть, причины и виды инфляции.
2. Классификация налогов и их назначение.
3.Задача
4. Список использованной литературы.
1.Суть, причины и виды инфляции
инфляция. основные понятия
Что такое инфляция? Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.
Термин инфляция(от латинского inflation— вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В ХIХ в. Этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ в. после Первой Мировой Войны, а в советской экономической литературе — с середины 20-х гг.
Наиболее общее, традиционное определение инфляции— переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
Однако определение инфляциикак переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.
Инфляция — это повышение общего уровня цен на товары и факторы производства. Это, конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Одно из главных больных мест инфляции— это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.
Измерение инфляции
Для оценки и измерения инфляции используют показатель индекса потребительских цен. Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет соотношение между покупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг («рыночная корзина») для данного периода с совокупной ценой идентичной и сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.
цена «рыночной корзины» в отчетном периоде
ИПЦ в отчетном периоде = цена аналогичной «рыночной корзины»
в базовом периоде
Индекс потребительских цен является наиболее широко распространенным официальным показателем инфляции.
Темп инфляции — изменение общего уровня цен, выраженное в процентах.
ИПЦ в отчетном периоде — ИПЦ в базовом периоде
темп инфляции = ИПЦ в базовом периоде *100%
Деньги обесцениваются по отношению к товарам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной силы. Ряд ученых в академических и вузовских кругах добавляют к этому перечню (т.е. товарам и национальным валютам) еще и золото. Такая трактовка проявления инфляции, как обесценение денег и по отношению к золоту, предполагает,
что этими учеными золото по-прежнему рассматривается как всеобщий эквивалент, как деньги.
Причины инфляции
Рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров. Однако такой рост цен, связанный с диспропорцией между спросом и предложением на каком-то отдельном товарном рынке — это еще не инфляция. Инфляция — это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса. Другими словами, инфляция — это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Например, энергетический кризис 70-х годов проявил себя не только в росте цен на нефть (в этот период цена на нефть возросла почти в 20 раз), но и на другие товары и услуги: В 1973г. общий уровень цен в США поднялся на 7 %, а в 1979г.- на 9 %.
Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, ведения в новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен — инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные.
Так, рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюнктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения различных фаз цикла (особенно в его «классической форме», характерной для ХIХ — начала ХХ вв. ) будет меняться и динамика цен. Их повышение в период бума сменяется их падением в фазах кризиса и депрессии и вновь ростом в фазе оживления. Повышение производительности труда, при прочих равных условиях, должно вести к снижению цен. Другое дело — если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление, именуемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен. Стихийные бедствия не могут считаться причиной инфляционного роста цен. Так, если в результате наводнения в какой-либо местности разрушены дома, то, очевидно, поднимутся цены на стройматериалы. Это будет стимулировать производителей стройматериалов расширять предложение своей продукции и по мере насыщения рынка цены станут понижаться
Итак, что можно отнести к действительно инфляционным причинам роста цен? Назовем важнейшие из них, помня о том, что инфляция связана с целым спектром диспропорций.
Во-первых, это диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования «печатного станка», это приводит к росту массы денег в обращении.
Во-вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики. Так, непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю общественного богатства. Одновременно военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия. Рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого государство увеличивает денежную массу.
В-третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории и с изменением структуры рынка в ХХ веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок — это в значительной степени олигополистический рынок. А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают «гонку цен», они заинтересованы в ее поддержании и усилении. Как известно, несовершенный конкурент, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита. Не желая «испортить» свой рынок снижением цен, монополии и олигополии препятствуют росту эластичности предложения товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополистов поддерживает длительное несоответствие совокупного спроса и предложения.
В-четвертых, с ростом «открытости» экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохозяйственные связи увеличивается опасность «импортируемой» инфляции. Упомянутый выше скачок цен на энергоносителе в 1973 г. («энергетический кризис») вызывал рост цен на импортируемую нефть и — по технологической цепочке — на другие товары. Возможности бороться с «импортируемой» инфляциейдостаточно ограничены. Можно, конечно, девальвировать собственную валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке.
В-пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей важнейшая (если вообще не главная) задача антиинфляционной политики.
Каков механизм воздействия на экономику инфляционных ожиданий? Дело в том, что люди, сталкиваясь с повышением цен на товары и услуги в течение
длительного периода времени и теряя надежду на их снижение, начинают приобретать товары сверх своих текущих потребностей. Одновременно они требуют повышения номинальной заработной платы и тем самым подталкивают текущий потребительский спрос к расширению. Производители устанавливают все более высокие цены на свою продукцию, ожидая, что в скором времени сырье, материалы и комплектующие изделия еще больше подорожают. Начинается бегство от денег. Пример из нашей украинской экономики (январь — апрель 1992 г.):в условиях высоких темпов инфляции каждый производитель боялся, что его поставщик сильно поднимет цены на свою продукцию. Поэтому, заранее желая себя обезопасить, он многократно завышал цену на свою продукцию. В результате цены (после их либерализации) подскочили не только на уровень неудовлетворенного ранее платежеспособного спроса, но и на величину инфляционных ожиданий.
Итак, очевидно, что расширение в следствие инфляционных ожиданий текущего спроса стимулирует дальнейший рост цен. Одновременно сокращаются сбережения и уменьшаются кредитные ресурсы, что сдерживает рост производственных инвестиций и, следовательно, предложение товаров и услуг. Экономическая ситуация в этом случае характеризуется медленным увеличением совокупного предложения и быстрым ростом совокупного спроса. Результат — общее повышение цен.–PAGE_BREAK–
Множество причин инфляции отмечается практически во всех странах. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономических условий. Так, сразу после Второй мировой войны в Западной Европе инфляция была связана с острейшим дефицитом многих товаров. В последующие годы главную роль в раскручивании инфляционного процесса стали играть государственные расходы, соотношение «цены — заработная плата», перенос инфляции из других стран и некоторые другие факторы. Что касается бывшего СССР, то наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции в последние годы можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командно-административной системы. Советской экономике присущи длительное развитие в режиме военного времени (норма накопления, по некоторым оценкам, достигла 1/2 национального дохода против 15-20% в странах Запада), чрезмерная доля военных расходов в ВНП, высокая степень монополизации производства, распределения и денежно-кредитной системы, низкий удельный вес заработной платы в национальном доходе, и другие особенности.
Типы инфляции
В теориях, разрабатываемых западными экономистами, выделяются в качестве альтернативных концепций инфляция спроса и инфляция издержек. Эти концепции рассматривают различные причины инфляции.
Инфляция спроса (demand-pull inflation) означает нарушение равновесия
между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны спроса. Традиционно изменения в уровне цен объясняются избыточным совокупным спросом. Основными причинами здесь могут быть расширение государственных заказов (военных и социальных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной и почти 100% загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности трудящихся (рост заработной платы) в результате согласованных действий профсоюзов. Вследствие этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. Экономика может попытаться тратить больше, чем она способна производить, она может
стремиться к какой-то точке, находящейся вне кривой своих производственных возможностей. В такой ситуации, когда уже имеет место полная занятость в сфере производства (Производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объема продукции, потому что все имеющиеся ресурсы уже полностью использованы.), производители не могут отреагировать на увеличившийся спрос ростом предложения товаров. Поэтому этот избыточный спрос приводит к завышенным ценам на постоянный реальный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Иными словами, избыток в обращении платежных средств наталкивается на ограниченное предложение товаров и это выражается в росте общего уровня цен. Суть инфляции спросаиногда объясняют одной фразой:«Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров».
Инфляция издержек(cost-push inflation) означает рост цен вследствие увеличения издержек производства. Инфляция может также возникнуть в результате уменьшения совокупного предложения.
Причинами увеличения издержек могут быть олигополистическая практика ценообразования и финансовая политика государства, рост цен на сырье, действия профсоюзов, требующих повышения заработной платы и др.
Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Издержки на единицу продукции — это средние издержки при данном объеме производства. Такие издержки можно получить, разделив общие затраты на ресурсы на количество произведенной продукции, то есть:
общие затраты
издержки на единицу продукции = _________________________________
кол-во единиц продукции
Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивает цены, как это происходит при инфляции спроса.
Поскольку общее повышение цен приводит к снижению реальных доходов населения, то неизбежны как требования профсоюзов увеличить номинальную заработную плату трудящихся, так и государственная политика компенсации денежных потерь от инфляции. Возникает порочный круг:рост цен вызывает требования повышения доходов населения, что, в свою очередь, приводит к новому скачку цен, так как растут издержки предпринимателей на заработную плату. При этом успешная государственная антиинфляционная политика предполагает, что программы индексации доходов не могут быть полностью исчерпывающими для всех слоев населения или одинаковыми для работников разных отраслей экономики.
На практике нелегко отличить один тип инфляции от другого, они тесно взаимодействуют, поэтому рост зарплаты, например, может выглядеть и как инфляция спроса и как инфляция издержек. Инфляция, вызванная повышением зарплаты, является разновидностью инфляции, обусловленной ростом издержек. При определенных обстоятельствах источником инфляции могут стать профсоюзы. Это объясняется тем, что они в какой-то степени осуществляют контроль над номинальной зарплатой посредством коллективных договоров. Предположим, что крупные профсоюзы потребуют и добьются большого повышения зарплаты. Более того, предположим, что этим
повышением они установят новый стандарт зарплаты рабочих, которые не являются членами профсоюза. Если повышение зарплаты в масштабе всей страны не уравновешивается какими-либо противодействующими факторами, такими, как увеличение объема выпускаемой за один час продукции. Производители ответят на это сокращением производства товаров и услуг, выбрасываемых на рынок. При неизменном спросе это уменьшение предложения приведет к повышению уровня цен. Поскольку виновником является чрезмерное повышение номинальной заработной платы, этот тип инфляции называется инфляцией, вызванной повышением заработной платы, которая представляет собой разновидность инфляции, обусловленной ростом издержек.
Другая основная разновидность инфляции, обусловленной ростом издержек, обычно называется инфляцией, вызванной нарушением механизма предложения. Она является следствием увеличения издержек производства, а следовательно, и цен, которое связано с внезапным, непредвиденным увеличением стоимости сырья или затрат на энергию. Убедительным примером служит значительное повышение цен на импортируемую нефть в 1973-1974 гг. и в 1979-1980 гг. Поскольку за это время цены на энергию возросли, увеличились также издержки производства и транспортировки всей продукции в экономике. Это привело к быстрому росту инфляции, обусловленной увеличением издержек.
Необходимо отметить, что ни в одной экономически развитой стране одновременно не наблюдались во второй половине ХХ в. длительное время полная занятость, свободный рынок и стабильность цен. Цены росли постоянно, а с конца 60-х гг. — даже в периоды экономических спадов и застоя, когда недогрузка производства могла доходить до значительных размеров. А ведь рост цен в фазе кризиса — явление невероятное для циклов ХIХ — первой половины ХХ веков. Такое явление получило название стагфляции, что означает инфляционный рост цен в условиях стагнации, застоя производства, экономического кризиса.
В экономике многих стран иногда возникает ситуации, когда возрастание общего уровня цен происходит с одновременным сокращением объемов производства. Такое состояние экономики называется стагфляцией.
Наиболее очевидной причиной стагфляции служит уменьшение совокупного предложения, то есть инфляция издержек производства. Чаще всего резкое повышение совокупных издержек производства возникает под воздействием экзогенных факторов (неурожай, стихийное бедствие или, например, подорожание нефти в 70-е годы). Однако эти причины носят временный характер, кроме того, их роль в стагфляционных процессах оспаривается многими исследователями, которые полагают, что они могут инициировать стагфляцию, но не в состоянии длительное время оказывать влияние на экономику страны.
Виды инфляции
Ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах. Например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов. В последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической, постоянным фактором воспроизводственного процесса.
Инфляцияможет протекать умеренно, быть ползучей, в условиях которой цены возрастают не более чем на 10% в год. Экономическая теория, в частности современное кейнсианство, рассматривает такую инфляцию как
благо для экономического развития, а государство как субъект проведения эффективной экономической политики. Такая инфляция позволяет корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса.
Длягалопирующей инфляциихарактерен рост цен от 20 до 200% в год. Это уже серьезное напряжение для экономики, хотя большинство сделок и контрактов учитывает такой темп роста цен.
Гиперинфляцияпредставляет собой астрономический рост количества денег в обращении и уровня товарных цен. Недавний рекорд принадлежит Никарагуа: за период гражданской войны среднегодовой прирост цен достигал 33000%.
И умеренная, и галопирующая, и гиперинфляцияпредставляют собой тип так называемой открытой инфляции. В отличие от нее, при подавленной инфляции, роста цен может и не наблюдаться. При этом обесценение денег выражается в дефицитах (отсутствии товаров, невозможности их купить за деньги, например, в магазинах госторговли в нашей стране) и очередях.
Инфляция может быть сбалансированной, т.е. рост цен умеренный и одновременный на большинство товаров и услуг. В этом случае, соответственно ежегодному росту цен, возрастает ставка процента, что равнозначно экономической ситуации со стабильными ценами.
Несбалансированнаяинфляция представляет собой различные темпы роста цен на различные товары.
Непрогнозируемая инфляция
Следует также отличать ожидаемую инфляцию от неожидаемой. Ожидаемую инфляцию можно прогнозировать на какой-либо период, или она «планируется» правительством страны. Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на денежном обращении и системе налогообложения. В такой ситуации, если в экономике уже существовали инфляционные ожидания, население, опасаясь дальнейшего обесценения своих доходов, резко увеличивает расходы на приобретение товаров и услуг, что само по себе создает трудности в экономике, искажает реальную картину потребностей в обществе и ведет к расстройству хозяйства. Т.о., внезапный скачек цен может спровоцировать дальнейшие
инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен.
Заключение
Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Инфляция отрицательно влияет на все стороны жизни общества. Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту. Высокая инфляция разрушает денежную систему, провоцирует бегство национального капитала за границу, ослабляет национальную валюту, способствует ее вытеснению во внутреннем обращении иностранной валютой, подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Инфляция является самым эффективным средством перераспределения национального богатства — от более бедных слоев общества к более богатым, усиливая тем самым его социальное расслоение.    продолжение
–PAGE_BREAK–
2. Классификация налогов и их назначение
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.
В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий
Налоговая система- совокупность налогов, устанавливающих законодательной властью и взимаемых исполнительными органами, а также принципы и методы построения налогов. Роль и структура этой системы определяется социально экономическим строем общества.
Налоговая система стран с развитой рыночной экономикой включает различные виды налогов. В основу их классификации положены различные признаки.
Классификация налогов по основным признакам:
В зависимости от объекта обложения;
а) прямые
б) косвенные
2)В зависимости от органа, который взимает налог;
а) государственные
б) местные
3) В зависимости от их использования
а) общие
б) специальные
Основную группу составляют прямые и косвенные налоги. Эта группировка зависит от объекта обложения, взаимоотношений плательщик и государства. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество.
К косвенным налогам относятся налоги, которые не зависят непосредственно от дохода плательщика. Прямые и косвенные налоги оплачиваются в цене товара или включаются в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации, получает налоговые суммы, которые перечисляют государству. В данном случае между плательщиком и государством опосредована через объект обложения.
В зависимости от органа, который взимает налог и распоряжается его суммой, различают государственные и местные налоги.
Государственные налоги взимаются центральным правительством на всей территории страны на основании государственного законодательства и направляются в соответствующие бюджеты и государственные фонды. К ним относятся налог на прибыль корпораций, сборы в Пенсионный фонд, НДС, акцизный сбор, таможенные пошлины и др.
Местные налоги взимаются местными органами управления и передаются в государственную казну. Так, подоходный налог с заработной платы собирается правительством земель ФРГ и в определенном проценте передается федерации. В Украине все налоги взимаются местными органами. Часть из них по установленным нормативам передаются в государственный бюджет.
В последние годы появился особый вид международных налогов. К их числу относится налог, действующий в странах ЕС, на импортную сельскохозяйственную продукцию; средства полученные от этого налога, поступают в бюджет ЕС.
Налоги по их использованию подразделяются на общие и на специальные. Общие налоги обезличиваются при поступлении в бюджет. Специальные налоги имеют строго определенные назначение. В современных условиях, как правило, взимают общие налоги, однако сохраняются и специальные налоги, которые поступают в государственные фонды. Так, налог на продажу бензина, бензопродуктов, топлива, смазочных материалов в США поступают в дорожный фонд.
В современных условиях в связи с расширением социальной функции государства широкое распространение получили взносы в фонд социального страхования. Они по своей сущности являются целевыми налогами, поскольку имеют строго определенное назначение.
Теперь можно рассмотреть более детальную классификацию налогов, которые в свою очередь классифицируются еще по следующим признакам:
1.В зависимости от плательщика:
А. Налоги с юридических лиц ( налог на прибыль, налог на добавленную стоимость),
Б. Налоги с физических лиц (подоходный налог, налог на промысел и т.д.)
В. Смешанные — налоги, предполагающие в качестве плательщика юридических и физических лиц ( налог с владельцев транспортных средств, земельные налоги и т.д.).
2. В зависимости от формы обложения:
А. Прямые (подоходно-имущественные) — налоги взимаемые в процессе приобретения и аккумуляции материальных благ, определенных объекта обложения, включаемые в цену товара и уплачиваемые производителем или собственником.
Прямые налоги в свою очередь подразделяются на:
а) личные налоги, уплачиваемые налогоплательщиком за счет полученного им дохода;
б) реальные — налоги уплачиваемые с имущества.
Б Косвенные (на потребление) — налоги взимаемые в процессе расходования материальных благ, определенные размером потребления, включаемые в виде надбавки к цене товара и уплачиваемые потребителем.
3. В зависимости от компетенции органа, регулирующего вид налога:
А. Общегосударственные налоги, устанавливаемые высшими органами власти, действующие на всей территории страны.
Б. Местные — налоги, которые могут устанавливаться как высшими, так и местными органами власти, но вводимые только решением местного органа и поступающие в местный бюджет.
4. В зависимости от способов взимания:
А. Долевые — устанавливает размер налога для каждого плательщика отдельно, учитывающие имущественное состояние плательщика и его возможности уплаты.
Б. Раскладочные — налог, начисляемый на целую корпорацию плательщиков, которую самостоятельно осуществляют между собой окончательное распределение налогового бремени.
5. В зависимости от канала поступления:
А. Государственные — налоги поступающие прямо в госбюджет.
Б. Местные — налоги поступающие в местный бюджет.
В. Пропорциональные налоги, налоги распределяемые между государством и местным бюджетом в определенной пропорции.
Г. Внебюджетные — налоги поступающие в определенные фонды.
6. В зависимости от характера использования:
А. Общего назначения — налоги, используемые на общие цели, без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуется (фактически это и есть действительные налоги).
Б. Целевые налоги — налоги, зачисляемые во внебюджетные целевые фонды и предназначенные для целевого использования.
7. В зависимости от периодичности взимания:
А. Разовые — налоги уплачиваемые один раз в течении определенного времени при совершении определенных действий ( налог с владельцев транспортных средств, налог с имущества и т.д.).
Б. Систематические — налоги взимаемые, регулярно, через определенные промежутки времени (помесячно, поквартально).
8. В зависимости от учета налогового платежа:
А. Налоги финансируемые потребителем ( акциз, налог на добавленную стоимость).
Б. Налоги включаемые в себестоимость ( налог с владельцев транспортных средств, земельный налог и т.д.).
В. Налоги финансируемые за счет балансовой прибыли, то есть прибыли от уплаты налога на прибыль ( налог на имущество, налог на рекламу).
Г. Налоги финансируемые за счет чистой прибыли (сбор за право торговли, за использование национальной символики).
Соответствие отдельных видов налогов на различных стадиях развития капитализма менялось. В 19 — начале 20вв. главную роль играли косвенные налоги, отличавшиеся простотой взимания. В условиях государственно- монополистического капитализма приоритет во многих странах перешел к прямым налогам. После второй мировой войны особую роль в налоговой системе промышленно развитых стран играют прямые налоги, главными из которых являются подоходный налог и налог на прибыль корпораций. Подоходный налог является важнейшими в формировании национального дохода государства. Налог на прибыль корпораций увеличивается абсолютно в связи ростом прибыли, однако его доля в государственном бюджете постоянно снижается вследствие расширения налоговых льгот и уклонения от налогов. Темпы роста косвенных налогов в первые послевоенные годы значительно отставали от прямых налогов, их доля повсеместно снижалась. Положение несколько изменилась в 70-х и особенно в 80-е годы, когда увеличилась потребность государства в средствах. Косвенное обложение возрастает в результате повышения ставок и расширения круга облагаемых объектов. Увеличение доходов государства от косвенных налогов идет главным образом за счет акцизов и особенно от универсального акциза, в то время как поступление от таможенных пошлин уменьшается.    продолжение
–PAGE_BREAK–
Для современной налоговой системы различных стран характерен огромный рост взносов в фонд социального страхования, который по темпам опережает как прямые, так и косвенные налоги, с одной стороны повышением ставок, а с другой — расширением социальной деятельности государства. Взносы на социальное страхование в Германии, Франции, Италии составляют более 30% всех налоговых поступлений.
В целом налоговая структура многих стран с рыночной экономикой такова: 37,4% составляют налоги на доходы и прибыль, 31,3 — косвенные налоги, 22,2 — взносы в фонд социального страхование, 9,1% — другие налоги. У большинства государств преобладают прямые налоги ( США, Англия,. Канада, Япония и др.).
Сравнение государственных и местных налогов показывает, что их развитие идет по разному. Темпы роста местных налогов значительно опережают темпы роста государственных, так как центральные правительства из-за огромного дефицита своих бюджетов перекладают свои расходы, связанные с регулированием экономики на местные органы управления.
Назначение налогов.
Назначение налогов выражается через функцию налогов.
Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной финансовой категории, как инструмента стоимостного распределения и перераспределения национального дохода.
Налоги выполняют три важнейшие функции;
Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция ).
Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).
Государственное регулирования экономики (регулирования).
Функции налогов.
Фискальная;
а) контрольная
б) распределительная
2.Социальная;
3.Регулирующая;
а)стимулирующая
б)сдерживающая
в)воспроизводственного назначения.
Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги, прежде всего, выполняли фискальную функцию, то есть обеспечивающих финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. В течении последних двух десятилетий заметное развитие получили социальная и регулирующая функции.
3. ЗАДАЧА.
Чтобы сократить уровень безработицы, правительство принимает решение увеличить объем производства на 900 млн. гривен, для этого предлагается уменьшить налоги на 800 млн. гривен. Определить на какую величину необходимо увеличить государственные расходы из государственного бюджета и сумму дефицита бюджета, если предельная склонность к потреблению составляет 0,75, а мультипликатор дохода равняется 4.
1. Уменьшение налогов на 800 млн. гривен вызовет увеличение объема производства на величину равную уменьшенной сумме налога помноженной на налоговый мультипликатор.
Налоговый мультипликатор=пред. склонность к потребл.мультипликатор расходов
Налоговый мультипликатор=0,754=3
Увелич. объема произв.= налоговый мультипликаторсумма сниж. налогов
Увелич. объема произв.=3800 млн.=2400 млн. гривен
2. Так как сумма 900 млн. гривен на которую необходимо увеличить объем производства меньше чем 2400 млн. гривен, то государственные расходы можно уменьшить.
Величина превышения объема произв. планируемой суммы=2400-900=1500 млн. гривен.
Т.к. увеличение объема произв.= сумма увеличения расх.мультипликатор расходов, то
Сумма уменьшения расх.=величина превышения объема произв./ мультипликатор расходов
Сумма уменьшения расх.=1500/4=375 млн. гривен.
3. Величина дефицита бюджета в 800 млн. гривен, вызванная уменьшением налогов снизится за счет уменьшения государственных расходов.
Величина увеличения суммы дефицита бюджета=800-375=425 млн. гривен.
Итого:
государственные расходы необходимо уменьшить на 375 млн. гривен;
сумму дефицита бюджета необходимо увеличить на 425 млн. гривен;
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Кэмпбелл Р. МАККОНЕЛ, Стенли Л. БРЮ, ” Экономикс (принципы, проблемы, и политика; часть 1) “, Москва, «Республика», 1995 г.
Лившиц А.Я., Никулина И.Н., «Введение в рыночную экономику», Москва, «Высшая школа», 1995 г.
Пол А. Самуельсон, Д. Нордгауз «Макроэкономика» Киев, «Основы» 1995 г.
В.В. Осокина, А.В. Калина «Экономическая теория» МАУП, Киев 1997 г.
В.В. Буряковский, В.Я Кармазин, «Налоги» Днепропетровск ,«Пороги».
Н.П. Кучерявенко, «Налоговое право», Харьков 1997 г.
П.Т. Гега, Л.М. Доля, «Основы налогового права», «Знання», Украина.