АНАЛИЗКНИГИ А.З.МАНФРЕДА “ТРИ ПОРТРЕТА”.
Книга выдающегосясоветского историка А.З. Манфреда «Три портрета» посвящена историческимсудьбам трех крупнейших деятелей эпохи Великой французской революции: Руссо,Мирабо и Робеспьера. Деятельность этих ярких представителей французскогообщества XVIII века наиболее отчетливо выражает самыесущественные особенности общественно-политического развития Франции тойпереломной эпохи.
A. 3. Манфред родился 28 августа 1906 года. Специальное историческоеобразование он получил в аспирантуре Института истории РАНИОН (Российскойассоциации научно-исследовательских институтов общественных паук).
Обязательнаявступительная работа А. 3. Манфреда при поступлении в РАНИОН была посвященаОгюсту Бланки. Основанная на первоисточниках и новейшей литературе,появившейся тогда во Франции, она получила весьма положительную оценку такоговдумчивого и требовательного знатока, как В. П. Волгин, в семинаре которогоА. 3. Манфред занимался. Следует отметить, что и в дальнейшем, на протяжениивсей своей жизни, академик В. П. Волгин высоко ценил А. 3. Манфреда преждевсего как пытливого и талантливого исследователя.
Большоезначение для дальнейшей научной деятельности А. 3. Манфреда имело его участиев семинаре слушателей РАНИОН и Института красной профессуры, которымруководил академик Н. М. Лукин. Семинар был посвящен истории французскогосоциалистического движения в годы Третьейреспублики.
А.3. Манфред избрал тему «Социалистическое движение в 70-х годах после ПарижскойКоммуны». Этой проблеме он позднее посвятил свою кандидатскую диссертацию.Занятия в семинарах этих двух крупнейших ученых сыграли большую роль вформировании А. 3. Манфреда как историка.
В1928 году А. 3. Манфред был привлечен к работе в Институте Ленина (впоследствииИнститут Маркса — Энгельса — Ленина) в группу по истории КоммунистическогоИнтернационала, которую возглавлял выдающийся деятель международного рабочегодвижения Бела Кун.
В 1930 году, после окончания аспирантуры, А. 3. Манфред был направлен напедагогическую работу сначала в Ярославль, а затем в Иванове (1932—1937 гг.). Вэти годы он опубликовал ряд брошюр и статей, посвященных главным образомпроблемам мирового коммунистического движения. В 1940 году он вернулся вМоскву. Замечательный педагог, талантливый лектор, прекрасный оратор, любимецстуденческой аудитории, он продолжал свою педагогическую деятельность вразличных учебных заведениях: в Московском областном педагогическом институте,на историческом факультете Московского университета, в Институте иностранныхязыков, в Институте международных отношений и других, а также руководил рядомкафедр.
С1845 года А. 3. Манфред работал в Институте истории Академии наук СССР. Именнов этот период в полной мере развернулось его научное дарование как историка.
А.3. Манфред был специалистом очень широкого профиля. Об этом свидетельствуютего лекционные курсы, многочисленные историографические обзоры, главы вучебниках, монографические исследования, статьи. Однако основные исследованияА. 3. Манфреда были посвящены истории Франции. Трудно найти какой-либо периодпопой истории Франции XVIII — XIX веков, изучением которого он бы не занимался.При этом некоторые проблемы французской истории вызывали у него особыйинтерес. К числу таких проблем относилась прежде всегo историяВеликой французской революции. В этой области он был общепризнаннымспециалистом, его труды хорошо известны не только в нашей стране, но и зарубежом.
Первойопубликованной работой А. 3. Манфреда по истории революции был изданный в 1950году очерк «Французская буржуазная революция конца XVIII века (1789—1794 гг.)»;в 1956 году он вышел вторым, дополнительным изданием. Эта книга была переведенана немецкий; (1952), китайский (1954), а второе ее издание на венгерский(1958), французский и португальский (1961), испанский (1963) языки. Хотя книганосила научно-популярный характер, для специалиста было очевидно, что его очеркистории революции явился результатом большой и длительной работы автора надшироким кругом
А.3. Манфреда всегда привлекал жанр исторического портрета. Яркие характеристикиисторических деятелей содержатся почти во всех его работах. Но особенно интересовалиего исторические личности, стоявшие во главе французской революции. Другународа Жан-Полю Марату он посвятил специальную работу, вышедшую в серии «Жизньзамечательных людей». Вместе с В. П. Волгиным А. 3. Манфред подготовилтрехтомное собрание «Избранных произведений» Жан-Поля Марата. Это издание,задуманное еще В. Д. Бонч-Бруевичем по совету В. И. Ленина, явилось болееполным, чем все предшествующие французские и русские издания (Ш. Веллэ, Г. С.Фридлянда и т. д.). «Избранным произведениям» Жан-Поля Марата была предпосланаобширная вступительная статья А. 3. Манфреда.
Особоеместо в научной деятельности А. 3. Манфреда занимал Максимилиан Робеспьер. Посуществу во всей русской и советской литературе, посвященной историифранцузской революции, и в частности деятельности Робеспьера, А. 3. Манфредимел в разработке этой темы только одного предшественника — Н. М. Лукина,автора первой в нашей литературе биографии Неподкупного. А. 3. Манфредподготовил трехтомное собрание «Избранных произведений» Робеспьера; сочиненияРобеспьера ни разу до тех пор не издавались на русском языке.
А.3. Манфред был активным и страстным участником не утихающих в советской имировой историографии дискуссий о Робеспьере. В 1958 году, во времяпразднования двухсотлетия со дня рождения этого выдающегося революционера, онвыступил с блестящим докладом «Споры о Робеспьере». К этому же юбилею был изданотдельной брошюрой краткий биографический очерк о Робеспьере, написанный А. 3.Манфредом. В 1955 году на втором международном коллоквиуме по истории Великойфранцузской революции, проходившем во время XII Международного конгрессаисторических наук, он выступил с докладом «Робеспьер в русской и советскойисториографии».
Другойтемой, всегда вызывавшей интерес у историка, была внешняя политика Франции. В1947 году в «Вопросах истории» была опубликована его статья «Из предысториифранко-русского союза», показывавшая, как далеко продвинулся А. 3. Манфред визучении внешней политики Третьей республики в последней трети XIX века. В1950 году он защитил докторскую диссертацию на тему «Внешняя политика Францииот Франкфуртского мира до союза с Россией (1871—1891)».
Выступившиена защите в качестве оппонентов Е. В. Тарле, С. Д. Сказкин, Б. Е. Штейн —крупнейшие знатоки истории внешней политики дали весьма положительную оценкудиссертации. Диссертация А. 3. Манфреда была опубликована отдельной книгой в1952 году4. В этой монографии автор использовал широкий кругуникальных архивных источников. В ней было дано наиболее полное для тоговремени изложение истории дипломатических отношений, приведших к заключениюфранко-русского союза.
Кистории франко-русских отношений А. 3. Манфред неоднократно возвращался и послеопубликования этой монографии. Его особенно интересовали культурные связи междуРоссией и Францией — тема, которая не получила подробного освещения в книге.Многочисленные материалы по этому вопросу, обнаруженные А. 3. Манфредом всоветских архивах, были использованы им в интересной и содержательной статье«К истории русско-французских культурных связей 70—80-х годов XIX в.», котораябыла опубликована в 1961 году.
А.3. Манфред был одним из пионеров в области изучения истории франко-советских«Отношений. Этой теме он посвятил много статей и докладов 2.Под его руководством были подготовлены специальные исследования по историифранко-советских отношений в 20—30-х годах XX века. Исследования и статьи А. 3.Манфреда по проблемам русско-французских и советско-французских отношенийбыли опубликованы в 1967 году в книге «Традиции дружбы и сотрудничества».
Великойфранцузской революцией и внешней политикой Франции отнюдь не исчерпывался кругпроблем новой истории Франции, которыми занимался А. 3. Манфред. Емупринадлежит большая заслуга в исследовании истории первой пролетарскойреволюции — Парижской Коммуны. Еще в 1941 году была опубликована его перваястатья, посвященная истории Коммуны. Глава о Парижской Коммуне была помещена вучебнике новой истории для высшей школы. В связи с 90-летием Парижской КоммуныА. 3. Манфред написал интересный этюд, посвященный первым десяти днямреволюции 1871 года, где он одним из первых дал содержательную и оригинальнуюоценку деятельности центрального комитета Национальной гвардии.
Онпринял активное участие в качестве одного из основных авторов и редакторов вподготовке коллективного двухтомного труда, посвященного 90-летию ПарижскойКоммуны. Он обобщал и подводил итоги всего того, что было сделано советскимиисториками в изучении исторического опыта Коммуны. А. 3. Манфред былответственным редактором, а также автором ряда глав коллективного труда,вышедшего в 1971 году к 100-летию Коммуны .
Ещев 20-х годах А. 3. Манфред начал заниматься историей французскогосоциалистического и рабочего движения после Коммуны. На эту тему он опубликовалценную статью «Французское революционное движение после Парижской Коммуны и Н.Г. Чернышевский» 3. К этим проблемам он возвращался неоднократно. В коллективномисследовании «Первая русская революция 1905—1907 гг. и международноереволюционное движение» ему принадлежал содержательный этюд о влиянии первойрусской революции на подъем революционного движения во Франции.
Нобыла одна тема в истории французского социализма, которая привлекала А. 3.Манфреда на протяжении всей его научной деятельности,— о роли и значении ЖанаЖореса. Если из исторических деятелей Франции XVIII века его интересовалМаксимилиан Робеспьер, то в XX веке его привлекала фигура Жана Жореса. В 30—40-х годах в советской историографии была распространена чисто негативнаяоценка Жореса. Тезису о «сплошном оппортунизме» II Интернационаласоответствовало положение о «сплошном реформизме» Жореса. В 1944 году, ктридцатой годовщине убийства Жореса, в «Историческом журнале» был опубликованпервый этюд А. 3. Манфреда, в котором он оспаривал эту точку зрения. Статьяэта в рукописи была прочитана и одобрена Мописом Торезом.
Впоследующие годы А.З. Манфред неоднократно, все с той же убежденностьювозвращался к этой теме.
А.3. Манфреда давно занимала тема Наполеона, но до поры до времени историк как-тообходил ее. Лишь однажды в Исторической энциклопедии2 онопубликовал небольшой очерк о Наполеоне. Возможно, его удерживало от публикациипо данной теме наличие широкоизвестной книги Е. В. Тарле. В 1969 году впоследних номерах журнала «Новая и новейшая история», а также в томе«Французского Ежегодника» были напечатаны главы из подготовляемой А. 3.Манфредом монографии о Наполеоне, а в 1971 г. вышла книга «Наполеон Бонапарт».В советской исторической науке А. 3. Манфред был признан, и вполне заслуженно,талантливым мастером исторического повествования. В этой работе в полной мерепроявилось все исключительно яркое научное и литературное дарование историка.Написанная увлеченно, страстно, в лучших традициях советской историческойнауки, эта монография не оставила равнодушным читателя. Она принесла авторуогромную популярность. По оценкам советской и зарубежной научной печати, это быласамая блестящая работа А. 3. Манфреда.
Монография«Наполеон Бонапарт» открыла как бы новую страницу в творческой биографии А. 3.Манфреда. Эта книга и последующие работы А. 3. Манфреда свидетельствовали оярком расцвете его научного творчества. В 1975 году появилась капитальнаямонография А. 3. Манфреда «Образование русско-французского союза». В ней сприсущей А. 3. Манфреду тщательностью и требовательностью к себе были подведеныитоги его тридцатилетней работы по изучению внешней политики Франции в последнейтрети XIX века. В книге использованы богатейшие материалы из Архива внешнейполитики России. Он привлек также — ив этом ему оказал содействие крупнейшийспециалист по истории международных отношений Пьер Ренувен — архивыфранцузского министерства иностранных дел и даже такой труднодоступный фонд,как архив второго отдела французского Генерального штаба. За три десятилетияупорных поисков через руки Манфреда прошли тысячи, а возможно, и десятки тысячдипломатических документов. Нельзя не отметить того мастерства, того, можносказать, изящества, с которым ученый сумел изложить сложнейшую, запутаннуюисторию международной политики конца XIX века, нисколько не загромождая своегоизложения и ясно, отчетливо выявляя основные линии развития. Наряду сисследованиями С. Д. Сказкина и В. М. Хвостова эта книга вошла в золотой фондлучших советских исследований по истории международных отношений.
Сосредоточившисьна истории Франции конца XIX века, А. 3. Манфред не оставлял свой излюбленный,говоря словами Радищева, «осьмнадцатый век». Специалисты по истории Франциибыли приятно поражены, когда в 1974 году А. 3. Манфред выступил с блестящимдокладом, а затем и со статьями о молодом Руссо. Жан-Жак Руссо давно привлекалвнимание историка, и это было совершенно естественно. Ведь Руссо былвластелином дум передовых людей XVIII века, и особенно его любимого героя —Максимилиана Робеспьера. На письменном столе А. 3. Манфреда можно было частоувидеть произведения Руссо. Во время одной из поездок во Францию он посетилЭрменонвиль, где был похоронен Руссо, и это посещение произвело на негоглубочайшее впечатление. Только что закончив сложнейшее исследование оНаполеоне, А. 3. Манфред сумел в кратчайший срок перейти к разработке новойважной темы — о Руссо, обнаружив при этом и глубокую эрудицию, и оригинальныйподход. Работа о Руссо была написана с тем же блеском и мастерством, которыебыли свойственны монографии «Наполеон Бонапарт». О Руссо А. 3. Манфреднамеревался написать большую книгу, но осуществить этот замысел он уже не смог.
Былеще один деятель Великой французской революции, биография которого былапредметом постоянных раздумий историка. Он не скрывал своего желания написатьо Мирабо. Это была трудная задача, тем более что до сих пор в русской исоветской литературе никто не решался взяться за эту тему.
Таксложился замысел новой книги. Первоначально А. 3. Манфред собирался включить внее и портреты менее известных персонажей, например первого генерала-плебея,участника всех великих революционных дней, потрясавших Париж в 1789—1792годах, рабочего-ювелира Жана Россиньоля. Вызывал его интерес и Пьер-ФрансуаРеаль, вероятно парадоксальностью своей судьбы. Помощник прокурора-синдикаПарижа в 1793 году Шометта, защитник Бабефа на Вандомском процессе, он сталлюбимцем Наполеона, графом империи и одним из руководителей бонапартистскойполиции. Но постепенно замысел уточнялся. В книге должны были остаться только»о деятели, которые воплощали революцию в ее ранних, нееясных зорях, в ееподъеме и, наконец, в ее расцвете п кризисе. Так родилась книга «Три портретаэпохи Великой французской революции», с которой читатель знакомится уже послекончины ее автора.
Мыне имеем здесь возможности охарактеризовать всю большую научную ипопуляризаторскую деятельность А. 3. Манфреда, завершением которой явились«Краткая всемирная история» в двух томах и трехтомная «История Франции»,ответственным редактором которых он был, а также его работы в областиисториографии. Наш очерк был бы неполным, если бы мы не упомянули об активнойорганизаторской работе ученого и его деятельности по воспитанию научных кадров.На протяжении ряда лет он был председателем Ученого совета по всеобщей историив Институте истории Академии наук СССР и заведующим сектором новой историизападноевропейских стран, работу которого он поднял на большую высоту.
Крупнейшиезаслуги принадлежали А. 3. Манфреду в деле установления и укрепления научныхсвязей между советскими и французскими историками. Он был активнейшимучастником почти всех коллоквиумов историков обеих стран (1958 год—Париж, 1961год—Москва, L 1965 год—Париж, 1969 год—Ереван, 1973 год—Москва, 1976год— Париж и Дижоп). А. 3. Манфред явился инициатором создания группы поистории Франции при Институте истории Академии наук СССР (с 1963 года, послекончины В. П. Волгина, он был ее председателем) и «Французского Ежегодника». А.3. Манфред был одним из организаторов созванной в 1969 году в Москве конференции«Ленин и история Франции», в которой наряду с советскими историками принялиучастие 5К. Дюкло, Ж. Брюа, А. Собуль, К. Виллар и др. При его активном участиик XIII Международному конгрессу историков были изданы (в Париже и в Москве) двасборника «Век Просвещения» и «Франко-русские экономические связи», в которыхсотрудничали советские и французские историки. В редколлегию этих сборниковвходили с французской стороны Фернан Бродель, Роже Порталъ и Марк Ферро, ссоветской — А. А. Губер и А. 3. Манфред. А. 3. Манфред был активнейшим деятелеми членом президентского совета общества «СССР — Франция». На XIV Международномисторическом конгрессе он был избран одним из трех почетных председателеймеждународной комиссии по истории Великой французской революции (примеждународном историческом комитете).
Почетныйдоктор Клермон-Ферранского университета, А. 3. Манфред пользовался большимавторитетом среди широкого круга французских историков.
А.3. Манфред никогда не был чисто кабинетным ученым. Его страстныепублицистические статьи нередко появлялись в центральной партийной печати.
Разносторонниезнания и высочайшая духовная культура, любовь к исторической науке, тонкий ипытливый ум ученого в сочетании с ярким литературным талантом завоевали А. 3.Манфреду исключительно почетное место в нашей науке.
2.
Перваячасть книги посвящена молодому Руссо, человеку, оказавшему глубокое влияние навозникновение революции, на идеологию ее наиболее видных демократическихдеятелей. Вторая часть книги — подъем революции рассказывает о Мирабо.Читатель убедится, с каким блеском воссоздал ученый исторический портрет этогочеловека, к громовому голосу которого в 1789 году прислушивалась вся Франция,два года спустя потрясенная и возмущенная «великой изменой графа Мирабо» (la grande trahison du comte Mirabeau). Историкничего не скрыл, ничего не утаил в повествовании о молодости «дикого барина»,как чрезвычайно метко он определил Мирабо, применив тургеневский эпитет(Тургенев, кстати, принадлежал к числу любимейших писателей А. 3. Манфреда,которого он часто и охотно перечитывал). Он сумел объяснить и ту роль, которуюМирабо довелось сыграть и при открытии Генеральных штатов, и в первые месяцысуществования Национального собрания. С тем же мастерством он изложил и«падение» Мирабо. Вторая глава книги «Три портрета эпохи Великой французскойреволюции», по нашему глубокому убеждению, относится к лучшим страницамлитературного наследия А. 3. Манфреда.
Третьючасть этой книги — расцвет и трагический закат революции — историк,естественно, связал с именем Максимилиана Робеспьера, деятельность которого онтак долго и с таким глубоким пониманием изучал. Споры о Робеспьере велись иведутся с непрекращающимся ожесточением вот уже почти два века. Мы ужеотмечали, что в этих спорах А. 3. Манфред был на передовой линии, в первыхрядах убежденных защитников Робеспьера.
Втретьей части книги ученый подводит итоги своих многолетних исследованийбиографии и исторической роли Робеспьера, внося при этом много нового. Особыйинтерес представляет заключительный раздел главы о Робеспьере. Вникнуть вдуховный мир Робеспьера, вжиться в его образ, понять причины, заставлявшие егодействовать,— задача необычайно сложная. Может быть, только Ромен Роллан,долгие годы не решавшийся написать последнюю часть цикла своих пьес,посвященного революции, лучше других понимал драму Робеспьера. А. 3. Манфредпредложил новое толкование поведения Робеспьера в последние недели его жизни.Это толкование еще не является общепризнанным, о нем, возможно, будут спорить.Но, на наш взгляд, оно весьма правдоподобно, основано на глубоких многолетнихразмышлениях о техмотивах, которые определяли поведение Робеспьера.
Вкниге речь пойдет о другом. А.З.Манфред проявлял большой и, можно сказать,возраставший с годами интерес к проблемам Великой французской революции1789—1794 гг. Ему довелось в разное время написать по этим проблемам разногорода сочинения: и специальные работы, и работы более общего, концептуальногохарактера, и книги, посвященные отдельным страницам истории той эпохи.
Еслиу читателя возникнет вопрос, каково же содержание монографии, то ответ оннайдет в заголовке,— это книга о Великой французской революции XVIII века.
Новедь и тему революции можно объяснить по-разному.
А.З.Манфредраскрыл внутреннее содержание больших общественных процессов, к которымотносятся и революции, через изображение отдельных их деятелей. Вероятно, сравным правом освещать эту тему на примере сдельных человеческих судеб можно,говоря и о роли идей, которые стояли во главе революционного процесса, о ролитех, которые были его рядовыми участниками. И те и другие имеют одинаковоеправо на внимание.
Этот триптих не случаен. Первый портрет посвящен молодому Жан-Жаку Руссо. Этозаря революции, ее предшествие; она еще не настала, лишь брезжит рассвет. Вобразе молодого Руссо, Руссо, еще не ставшего ни знаменитым, ни мудрымписателем, мне хотелось показать, как пробивался рассвет наступающего,завтрашнего дня. Следует также объяснить, почему не показан полностью Руссотаким, каким он вошел в историю. Эта тема настолько велика, многогранна и сложна, что она требует специального,только одному Руссо посвященного сочинения. В рамках данной работы этоневозможно сделать по многим причинам, начиная с соображений о месте и времени.В дальнейшем повествовании Руссо действует уже как бы за сценой, но в каждой изглав читатель будет чувствовать косвенное, в том числе и посмертное, влияниеРуссо.
Второйпортрет посвящен одной из самых спорных фигур революции — Рабриэлю ОпореМирабо. Сложилось так, что в нашей стране о Мирабо по-настоящему никогдане писали. Этот яркий, внутренне противоречивый образ в наиболее полной мерепредставляет ранние часы революции. Мирабо вошел в историю как деятельначального этапа революции. Его имя неотделимо от ее первых дней. Мирабо —герой 1789 года; за пределами этого года слава знаменитого трибуна начинаеттускнеть, блекнуть. Его преждевременная смерть в апреле 1791 года не моглапредотвратить осуждения его последующими поколениями. И все-таки, несмотря навсе превратности его необыкновенной судьбы, Мирабо остался в истории и это имятребует своего объяснения.
Инаконец, третий портрет — портрет Максимилиана Робеспьера. МаксимилианРобеспьер — это полдень, это революция, достигшая своей зрелости, зенита ипосле его гибели пошедшая по ущербному пути упадка. О Робеспьере написанысотни книг, тысячи статей. Споры вокруг его имени не стихают почти двести лет.И все-таки в самом облике этого человека, дожившего всего до тридцати шестилет, остается так много значительного, важного, сложного, что он до сих порпродолжает привлекать внимание.
О содержании, одостижениях, о трагедии Великой буржуазной революции XVIII века, раскрываемойчерез образы трех исторических деятелей той эпохи, и рассказывается в этойкниге.
5.
Авторпытался дать в этих трех портретах свое понимание эпохи Великой французскойреволюции XVIII века. Эта эпоха была трагедийной. Трагедийной прежде всего дляее руководителей и героев, которые надеялись на то, что они творятвеликую революцию, преобразующую человеческий род, призванную привестиобщество к идеальному золотому векусправедливости.
Данная монография представляет собойценный вклад в исследование истории и культуры Франции. Читателя привлечетновое толкование различных исторических процессов, которое не является общепризнанным.Но наш взгляд оно весьма правдоподобно, основано на глубоких многолетнихразмышлениях автора. А.З.Манфред раскрыл внутреннее содержание большихобщественных процессов, через образы трех исторических деятелей той эпохи.Наиболее ценным в этой работе стало, на наш взгляд, именно такое видениесобытий Французской революции.
.
Десяткии сотни тысяч поклонников таланта А.З.Манфреда при прочтении этой книги ещераз испытают радость встречи с любимым автором. Но они ощутят и горькоесожаление при мысли о том, что эта книга является последним произведениемблестящего и необыкновенно талантливого историка.
2.
Вскоре после своеговыхода книга обрела необычайную популярность. Монография «Три портрета эпохи Великой французской революции.», написанная увлеченно, в лучших традицияхисторической науки, не оставила читателей равнодушными.
6.Наиболее интересной для менястала глава о Максимилиане Робеспьере. Автор вникнул в духовный мир Робеспьера, вжился в его образ, попытался понять поведение революционера в егопоследние дни, понять причину его бездействия.Робеспьер не действовал потому,что понял: революция, с которой он связал свою судьбу, не повинуется большеголосу справедливости, совести, заботе о народном благе.Вождь партии равенстваначал убеждаться в том, что после стольких жертв торжествуют не равенство идобродетель, а преступления, пороки, богатство.
А.З.Манфред считал, что то состояние оцепенения, вкотором находился в последние недели своей жизни Робеспьер, было вызвано глубокимкризисом революции., оно было своеобразным отражением того оцепенения, котороеперед своей гибелью переживала сама революция.
Монография представляет собой ценный взгляд висследовании истории и культуры Франции.