Манфред А.З. "Три портрета"

АНАЛИЗКНИГИ А.З.МАНФРЕДА “ТРИ ПОРТРЕТА”.
Книга выдающегосясоветского историка А.З. Манфреда «Три портрета» посвящена  историческимсудьбам трех крупнейших деятелей эпохи Великой  французской революции: Руссо,Мирабо и Робеспьера. Деятельность этих ярких представителей французскогообщества XVIII века наиболее отчетливо выражает самыесущественные особенности общественно-политического развития Франции тойпереломной эпохи.
A. 3. Манфред родился 28 августа 1906 года. Специ­альное историческоеобразование он получил в аспиран­туре Института истории РАНИОН (Российскойассоциа­ции научно-исследовательских институтов общественных паук).
Обязательнаявступительная работа А. 3. Манфреда при поступлении в РАНИОН была посвященаОгюсту Бланки. Основанная на первоисточниках и новейшей ли­тературе,появившейся тогда во Франции, она получила весьма положительную оценку такоговдумчивого и тре­бовательного знатока, как В. П. Волгин, в семинаре кото­рогоА. 3. Манфред занимался. Следует отметить, что и в дальнейшем, на протяжениивсей своей жизни, акаде­мик В. П. Волгин высоко ценил А. 3. Манфреда преждевсего как пытливого и талантливого исследователя.
Большоезначение для дальнейшей научной деятель­ности А. 3. Манфреда имело его участиев семинаре слу­шателей РАНИОН и Института красной профессуры, ко­торымруководил академик Н. М. Лукин. Семинар был посвящен истории французскогосоциалистического дви­жения в годы Третьейреспублики.                                                                                                               
А.3. Манфред избрал тему «Социалистическое движение в 70-х годах после ПарижскойКоммуны». Этой про­блеме он позднее посвятил свою кандидатскую диссерта­цию.Занятия в семинарах этих двух крупнейших ученых сыграли большую роль вформировании А. 3. Манфреда как историка.
В1928 году А. 3. Манфред был привлечен к работе в Институте Ленина (впоследствииИнститут Маркса — Энгельса — Ленина) в группу по истории Коммуни­стическогоИнтернационала, которую возглавлял выдаю­щийся деятель международного рабочегодвижения Бе­ла Кун.
В  1930   году, после окончания аспирантуры, А. 3. Манфред был направлен напедагогическую работу сначала в Ярославль, а затем в Иванове (1932—1937 гг.). Вэти годы он опубликовал ряд брошюр и статей, посвя­щенных главным образомпроблемам мирового коммуни­стического движения. В 1940 году он вернулся вМоскву. Замечательный педагог, талантливый лектор, прекрасный оратор, любимецстуденческой аудитории, он продол­жал свою педагогическую деятельность вразличных учебных заведениях: в Московском областном педагогическом институте,на историческом факультете Москов­ского университета, в Институте иностранныхязыков, в Институте международных отношений и других, а также руководил рядомкафедр.
С1845 года А. 3. Манфред работал в Институте исто­рии Академии наук СССР. Именнов этот период в пол­ной мере развернулось его научное дарование как исто­рика.
А.3. Манфред был специалистом очень широкого про­филя. Об этом свидетельствуютего лекционные курсы, многочисленные историографические обзоры, главы вучебниках, монографические исследования, статьи. Одна­ко основные исследованияА. 3. Манфреда были посвяще­ны истории Франции. Трудно найти какой-либо периодпопой истории Франции XVIII — XIX веков, изучением которого он бы не занимался.При этом некоторые проблемы французской истории вызывали у него осо­быйинтерес. К числу таких проблем относилась прежде всегo историяВеликой французской революции. В этой области он был общепризнаннымспециалистом, его труды хорошо известны не только в нашей стране, но и зарубежом.
Первойопубликованной работой А. 3. Манфреда по истории революции был изданный в 1950году очерк «Французская буржуазная революция конца XVIII века (1789—1794 гг.)»;в 1956 году он вышел вторым, дополнительным изданием. Эта книга была переведенана немецкий; (1952), китайский (1954), а второе ее издание на венгерский(1958), французский и португальский (1961), испанский (1963) языки. Хотя книганосила научно-популярный характер, для специалиста было очевидно, что его очеркистории революции явился результатом большой и длительной работы автора надшироким кругом
А.3. Манфреда всегда привлекал жанр исторического портрета. Яркие характеристикиисторических деятелей содержатся почти во всех его работах. Но особенно инте­ресовалиего исторические личности, стоявшие во главе французской революции. Другународа Жан-Полю Мара­ту он посвятил специальную работу, вышедшую в серии «Жизньзамечательных людей». Вместе с В. П. Волги­ным А. 3. Манфред подготовилтрехтомное собрание «Из­бранных произведений» Жан-Поля Марата. Это издание,задуманное еще В. Д. Бонч-Бруевичем по совету В. И. Ленина, явилось болееполным, чем все предшест­вующие французские и русские издания (Ш. Веллэ, Г. С.Фридлянда и т. д.). «Избранным произведениям» Жан-Поля Марата была предпосланаобширная вступи­тельная статья А. 3. Манфреда.
Особоеместо в научной деятельности А. 3. Манфреда занимал Максимилиан Робеспьер. Посуществу во всей русской и советской литературе, посвященной историифранцузской революции, и в частности деятельности Ро­беспьера, А. 3. Манфредимел в разработке этой темы только одного предшественника — Н. М. Лукина,автора первой в нашей литературе биографии Неподкупного. А. 3. Манфредподготовил трехтомное собрание «Избранных произведений» Робеспьера; сочиненияРобеспьера ни разу до тех пор не издавались на русском языке.
А.3. Манфред был активным и страстным участником не утихающих в советской имировой историографии дис­куссий о Робеспьере. В 1958 году, во времяпразднования двухсотлетия со дня рождения этого выдающегося рево­люционера, онвыступил с блестящим докладом «Споры о Робеспьере». К этому же юбилею был изданотдельной брошюрой краткий биографический очерк о Робеспьере, написанный А. 3.Манфредом. В 1955 году на втором международном коллоквиуме по истории Великойфран­цузской революции, проходившем во время XII Между­народного конгрессаисторических наук, он выступил с докладом «Робеспьер в русской и советскойисториогра­фии».
Другойтемой, всегда вызывавшей интерес у историка, была внешняя политика Франции. В1947 году в «Вопро­сах истории» была опубликована его статья «Из пре­дысториифранко-русского союза», показывавшая, как да­леко продвинулся А. 3. Манфред визучении внешней по­литики Третьей республики в последней трети XIX века. В1950 году он защитил докторскую диссертацию на тему «Внешняя политика Францииот Франкфуртского мира до союза с Россией (1871—1891)».
Выступившиена за­щите в качестве оппонентов Е. В. Тарле, С. Д. Сказкин, Б. Е. Штейн —крупнейшие знатоки истории внешней по­литики дали весьма положительную оценкудиссертации. Диссертация А. 3. Манфреда была опубликована отдель­ной книгой в1952 году4. В этой монографии автор ис­пользовал широкий кругуникальных архивных источни­ков. В ней было дано наиболее полное для тоговремени изложение истории дипломатических отношений, привед­ших к заключениюфранко-русского союза.
Кистории франко-русских отношений А. 3. Манфред неоднократно возвращался и послеопубликования этой монографии. Его особенно интересовали культурные связи междуРоссией и Францией — тема, которая не полу­чила подробного освещения в книге.Многочисленные материалы по этому вопросу, обнаруженные А. 3. Манфредом всоветских архивах, были использованы им в инте­ресной и содержательной статье«К истории русско-фран­цузских культурных связей 70—80-х годов XIX в.», ко­тораябыла опубликована в 1961 году.
А.3. Манфред был одним из пионеров в области изу­чения истории франко-советских«Отношений. Этой теме он посвятил много статей и докладов 2.Под его руковод­ством были подготовлены специальные исследования по историифранко-советских отношений в 20—30-х годах XX века. Исследования и статьи А. 3.Манфреда по про­блемам русско-французских и советско-французских от­ношенийбыли опубликованы в 1967 году в книге «Традиции дружбы и сотрудничества».
Великойфранцузской революцией и внешней полити­кой Франции отнюдь не исчерпывался кругпроблем но­вой истории Франции, которыми занимался А. 3. Манф­ред. Емупринадлежит большая заслуга в исследовании истории первой пролетарскойреволюции — Парижской Коммуны. Еще в 1941 году была опубликована его перваястатья, посвященная истории Коммуны. Глава о Париж­ской Коммуне была помещена вучебнике новой истории для высшей школы. В связи с 90-летием Парижской Ком­муныА. 3. Манфред написал интересный этюд, посвя­щенный первым десяти днямреволюции 1871 года, где он одним из первых дал содержательную и оригинальнуюоценку деятельности центрального комитета Националь­ной гвардии.
Онпринял активное участие в качестве одного из основных авторов и редакторов вподготовке коллективно­го двухтомного труда, посвященного 90-летию ПарижскойКоммуны. Он обобщал и подводил итоги всего того, что было сделано советскимиисториками в изучении истори­ческого опыта Коммуны. А. 3. Манфред былответствен­ным редактором, а также автором ряда глав коллективно­го труда,вышедшего в 1971 году к 100-летию Коммуны .
Ещев 20-х годах А. 3. Манфред начал заниматься историей французскогосоциалистического и рабочего движения после Коммуны. На эту тему он опубликовалценную статью «Французское революционное движение после Парижской Коммуны и Н.Г. Чернышевский» 3. К этим проблемам он возвращался неоднократно. В кол­лективномисследовании «Первая русская революция 1905—1907 гг. и международноереволюционное движе­ние» ему принадлежал содержательный этюд о влиянии первойрусской революции на подъем революционного движения во Франции.
Нобыла одна тема в истории французского социализ­ма, которая привлекала А. 3.Манфреда на протяжении всей его научной деятельности,— о роли и значении Жа­наЖореса. Если из исторических деятелей Франции XVIII века его интересовалМаксимилиан Робеспьер, то в XX веке его привлекала фигура Жана Жореса. В 30—40-х годах в советской историографии была распростране­на чисто негативнаяоценка Жореса. Тезису о «сплошном оппортунизме» II Интернационаласоответствовало поло­жение о «сплошном реформизме» Жореса. В 1944 году, ктридцатой годовщине убийства Жореса, в «Истори­ческом журнале»  был опубликованпервый этюд А. 3. Манфреда, в котором он оспаривал эту точку зре­ния. Статьяэта в рукописи была прочитана и одобрена Мописом Торезом.
Впоследующие годы А.З. Манфред неоднократно, все с той же убежденностьювозвращался к этой теме.
А.3. Манфреда давно занимала тема Наполеона, но до поры до времени историк как-тообходил ее. Лишь однаж­ды в Исторической энциклопедии2 онопубликовал небольшой очерк о Наполеоне. Возможно, его удерживало от публикациипо данной теме наличие широкоизвестной книги Е. В. Тарле. В 1969 году впоследних номерах жур­нала «Новая и новейшая история», а также в томе«Французского Ежегодника» были напечатаны главы из подготовляемой А. 3.Манфредом монографии о Наполео­не, а в 1971 г. вышла книга «Наполеон Бонапарт».В советской исторической науке А. 3. Манфред был при­знан, и вполне заслуженно,талантливым мастером исто­рического повествования. В этой работе в полной мерепроявилось все исключительно яркое научное и литера­турное дарование историка.Написанная увлеченно, страстно, в лучших традициях советской историческойнауки, эта монография не оставила равнодушным читате­ля. Она принесла авторуогромную популярность. По оценкам советской и зарубежной научной печати, это бы­ласамая блестящая работа А. 3. Манфреда.
Монография«Наполеон Бонапарт» открыла как бы новую страницу в творческой биографии А. 3.Манфреда. Эта книга и последующие работы А. 3. Манфреда свиде­тельствовали оярком расцвете его научного творчества. В 1975 году появилась капитальнаямонография А. 3. Манфреда «Образование русско-французского со­юза». В ней сприсущей А. 3. Манфреду тщательностью и требовательностью к себе были подведеныитоги его тридцатилетней работы по изучению внешней политики Франции в последнейтрети XIX века. В книге использо­ваны богатейшие материалы из Архива внешнейполити­ки России. Он привлек также — ив этом ему оказал со­действие крупнейшийспециалист по истории междуна­родных отношений Пьер Ренувен — архивыфранцузского министерства иностранных дел и даже такой трудно­доступный фонд,как архив второго отдела французского Генерального штаба. За три десятилетияупорных по­исков через руки Манфреда прошли тысячи, а возможно, и десятки тысячдипломатических документов. Нельзя не отметить того мастерства, того, можносказать, изящест­ва, с которым ученый сумел изложить сложнейшую, запу­таннуюисторию международной политики конца XIX ве­ка, нисколько не загромождая своегоизложения и ясно, отчетливо выявляя основные линии развития. Наряду сисследованиями С. Д. Сказкина и В. М. Хвостова эта кни­га вошла в золотой фондлучших советских исследований по истории международных отношений.
Сосредоточившисьна истории Франции конца XIX ве­ка, А. 3. Манфред не оставлял свой излюбленный,говоря словами Радищева, «осьмнадцатый век». Специалисты по истории Франциибыли приятно поражены, когда в 1974 году А. 3. Манфред выступил с блестящимдокла­дом, а затем и со статьями о молодом Руссо. Жан-Жак Руссо давно привлекалвнимание историка, и это было совершенно естественно. Ведь Руссо былвластелином дум передовых людей XVIII века, и особенно его любимого героя —Максимилиана Робеспьера. На письменном столе А. 3. Манфреда можно было частоувидеть произведения Руссо. Во время одной из поездок во Францию он посетилЭрменонвиль, где был похоронен Руссо, и это посещение произвело на негоглубочайшее впечатление. Только что закончив сложнейшее исследование оНаполеоне, А. 3. Манфред сумел в кратчайший срок перейти к разра­ботке новойважной темы — о Руссо, обнаружив при этом и глубокую эрудицию, и оригинальныйподход. Работа о Руссо была написана с тем же блеском и мастерством, которыебыли свойственны монографии «Наполеон Бона­парт». О Руссо А. 3. Манфреднамеревался написать большую книгу, но осуществить этот замысел он уже не смог.
Былеще один деятель Великой французской револю­ции, биография которого былапредметом постоянных раздумий историка. Он не скрывал своего желания напи­сатьо Мирабо. Это была трудная задача, тем более что до сих пор в русской исоветской литературе никто не ре­шался взяться за эту тему.
Таксложился замысел новой книги. Первоначально А. 3. Манфред собирался включить внее и портреты менее известных персонажей, например первого генерала-плебея,участника всех великих революционных дней, по­трясавших Париж в 1789—1792годах, рабочего-ювелира Жана Россиньоля. Вызывал его интерес и Пьер-ФрансуаРеаль, вероятно парадоксальностью своей судьбы. По­мощник прокурора-синдикаПарижа в 1793 году Шометта, защитник Бабефа на Вандомском процессе, он сталлюбимцем Наполеона, графом империи и одним из руко­водителей бонапартистскойполиции. Но постепенно за­мысел уточнялся. В книге должны были остаться только»о деятели, которые воплощали революцию в ее ранних, нееясных зорях, в ееподъеме и, наконец, в ее расцвете п кризисе. Так родилась книга «Три портретаэпохи Ве­ликой французской революции», с которой читатель зна­комится уже послекончины ее автора.
Мыне имеем здесь возможности охарактеризовать всю большую научную ипопуляризаторскую деятельность А. 3. Манфреда, завершением которой явились«Краткая всемирная история» в двух томах  и трехтомная «История Франции»,ответственным редактором которых он был, а также его работы в областиисториографии. Наш очерк был бы неполным, если бы мы не упомянули об активнойорганизаторской работе ученого и его деятельности по воспитанию научных кадров.На протяжении ряда лет он был председателем Ученого совета по всеобщей историив Институте истории Академии наук СССР и заведующим сектором новой историизападноевропейских стран, ра­боту которого он поднял на большую высоту.
Крупнейшиезаслуги принадлежали А. 3. Манфреду в деле установления и укрепления научныхсвязей между советскими и французскими историками. Он был актив­нейшимучастником почти всех коллоквиумов историков обеих стран (1958 год—Париж, 1961год—Москва, L 1965 год—Париж, 1969 год—Ереван, 1973 год—Моск­ва, 1976год— Париж и Дижоп). А. 3. Манфред явился  инициатором создания группы поистории Франции при Институте истории Академии наук СССР (с 1963 года,  послекончины В. П. Волгина, он был ее председателем) и «Французского Ежегодника». А.3. Манфред был одним из организаторов созванной в 1969 году в Москве конфе­ренции«Ленин и история Франции», в которой наряду с советскими историками принялиучастие 5К. Дюкло, Ж. Брюа, А. Собуль, К. Виллар и др. При его активном участиик XIII Международному конгрессу историков были изданы (в Париже и в Москве) двасборника «Век Просвещения» и «Франко-русские экономические связи», в которыхсотрудничали советские и французские исто­рики. В редколлегию этих сборниковвходили с французской стороны Фернан Бродель, Роже Порталъ и Марк Ферро, ссоветской — А. А. Губер и А. 3. Манфред. А. 3. Манфред был активнейшим деятелеми членом пре­зидентского совета общества «СССР — Франция». На XIV Международномисторическом конгрессе он был из­бран одним из трех почетных председателеймеждуна­родной комиссии по истории Великой французской рево­люции (примеждународном историческом комитете).
Почетныйдоктор Клермон-Ферранского университета, А. 3. Манфред пользовался большимавторитетом среди широкого круга французских историков.
А.3. Манфред никогда не был чисто кабинетным уче­ным. Его страстныепублицистические статьи нередко по­являлись в центральной партийной печати.
Разносторонниезнания и высочайшая духовная куль­тура, любовь к исторической науке, тонкий ипытливый ум ученого в сочетании с ярким литературным талантом завоевали А. 3.Манфреду исключительно почетное место в нашей науке.
2.
Перваячасть книги посвящена молодому Руссо, человеку, оказавшему глубокое влияние навозникновение ре­волюции, на идеологию ее наиболее видных демократи­ческихдеятелей. Вторая часть книги — подъем револю­ции рассказывает о Мирабо.Читатель убедится, с каким блеском воссоздал ученый исторический портрет этогоче­ловека, к громовому голосу которого в 1789 году прислу­шивалась вся Франция,два года спустя потрясенная и возмущенная «великой изменой графа Мирабо» (la grande trahison du comte Mirabeau). Историкничего не скрыл, ничего не утаил в повествовании о молодости «дикого барина»,как чрезвычайно метко он определил Мира­бо, применив тургеневский эпитет(Тургенев, кстати, принадлежал к числу любимейших писателей А. 3. Манфреда,которого он часто и охотно перечитывал). Он су­мел объяснить и ту роль, которуюМирабо довелось сыг­рать и при открытии Генеральных штатов, и в первые месяцысуществования Национального собрания. С тем же мастерством он изложил и«падение» Мирабо. Вторая глава книги «Три портрета эпохи Великой французскойреволюции», по нашему глубокому убеждению, относится к лучшим страницамлитературного наследия А. 3. Манфреда.
Третьючасть этой книги — расцвет и трагический за­кат революции — историк,естественно, связал с именем Максимилиана Робеспьера, деятельность которого онтак долго и с таким глубоким пониманием изучал. Споры о Робеспьере велись иведутся с непрекращающимся ожесточением вот уже почти два века. Мы ужеотмечали, что в этих спорах А. 3. Манфред был на передовой линии, в первыхрядах убежденных защитников Робеспьера.
Втретьей части книги ученый подводит итоги своих многолетних исследованийбиографии и исторической ро­ли Робеспьера, внося при этом много нового. Особыйин­терес представляет заключительный раздел главы о Ро­беспьере. Вникнуть вдуховный мир Робеспьера, вжиться в его образ, понять причины, заставлявшие егодейство­вать,— задача необычайно сложная. Может быть, только Ромен Роллан,долгие годы не решавшийся написать по­следнюю часть цикла своих пьес,посвященного револю­ции, лучше других понимал драму Робеспьера. А. 3. Манфредпредложил новое толкование поведения Робеспьера в последние недели его жизни.Это толкова­ние еще не является общепризнанным, о нем, возможно, будут спорить.Но, на наш взгляд, оно весьма правдопо­добно, основано на глубоких многолетнихразмышлениях о техмотивах, которые определяли поведение Робес­пьера.
Вкниге речь пойдет о другом. А.З.Манфред проявлял большой и, можно сказать,возраставший с го­дами интерес к проблемам Великой французской револю­ции1789—1794 гг. Ему довелось в разное время написать по этим проблемам разногорода сочинения: и специаль­ные работы, и работы более общего, концептуальногоха­рактера, и книги, посвященные отдельным страницам ис­тории той эпохи.
Еслиу читателя возникнет вопрос, каково же содер­жание  монографии, то ответ оннайдет в заго­ловке,— это книга о Великой французской революции XVIII века.
Новедь и тему революции можно объяснить по-раз­ному.
 А.З.Манфредраскрыл внутреннее  содержание  больших общественных процессов, к которымотносятся и революции, через изображение отдельных их деятелей. Веро­ятно, сравным правом освещать эту тему на примере сдельных человеческих судеб можно,говоря и о роли идей, которые стояли во главе революционного процесса, о ролитех, которые были его рядовыми участниками. И те и  другие имеют одинаковоеправо на внимание.
Этот триптих не случаен. Первый портрет посвящен молодому Жан-Жаку Руссо. Этозаря революции, ее предшествие; она еще не настала, лишь брезжит рассвет. Вобразе молодого Руссо, Руссо, еще не ставшего ни зна­менитым, ни мудрымписателем, мне хотелось показать, как пробивался рассвет наступающего,завтрашнего дня. Следует также объяснить, почему не показан полностью Руссотаким, каким он вошел в историю. Эта тема настолько велика, многогранна и сложна, что она требует специального,только одному Руссо посвященного сочине­ния. В рамках данной работы этоневозможно сделать по многим причинам, начиная с соображений о месте и вре­мени.В дальнейшем повествовании Руссо действует уже как бы за сценой, но в каждой изглав читатель будет чувствовать косвенное, в том числе и посмертное, влияниеРуссо.
Второйпортрет посвящен одной из самых спорных фигур революции — Рабриэлю ОпореМирабо. Сложилось так, что в нашей стране о Мирабо по-настоящему никогдане писали. Этот яркий, внутренне противоречивый образ в наиболее полной мерепредставляет ранние часы рево­люции. Мирабо вошел в историю как деятельначального этапа революции. Его имя неотделимо от ее первых дней. Мирабо —герой 1789 года; за пределами этого года слава знаменитого трибуна начинаеттускнеть, блекнуть. Его преждевременная смерть в апреле 1791 года не моглапредотвратить осуждения его последующими поколения­ми. И все-таки, несмотря навсе превратности его необык­новенной судьбы, Мирабо остался в истории и это имятребует своего объяснения.
Инаконец, третий портрет — портрет Максимилиана Робеспьера. МаксимилианРобеспьер — это полдень, это революция, достигшая своей зрелости, зенита ипосле его гибели пошедшая по ущербному пути упадка. О Робеспь­ере написанысотни книг, тысячи статей. Споры вокруг его имени не стихают почти двести лет.И все-таки в са­мом облике этого человека, дожившего всего до тридцати шестилет, остается так много значительного, важного, сложного, что он до сих порпродолжает привлекать вни­мание.
О содержании, одостижениях, о трагедии Великой буржуазной революции XVIII века, раскрываемойчерез образы трех исторических деятелей той эпохи, и расска­зывается в этойкниге.
5.
Авторпытался дать в этих трех портретах свое пони­мание эпохи Великой французскойреволюции XVIII ве­ка. Эта эпоха была трагедийной. Трагедийной прежде всего дляее руководителей и героев, которые надеялись на то, что они творятвеликую революцию, преобразующую человеческий род, призванную   привестиобщество к идеальному золотому векусправедливости.                                       
Данная монография представляет собойценный вклад в исследование истории и культуры Франции. Читателя привлечетновое толкование различных исторических процессов, которое не является общепризнанным.Но наш взгляд оно весьма правдоподобно, основано на глубоких многолетнихразмышлениях автора. А.З.Манфред раскрыл внутреннее содержание большихобщественных процессов, через образы трех исторических деятелей той эпохи.Наиболее ценным  в этой работе стало, на наш взгляд, именно такое видениесобытий Французской революции.  
.
Десяткии сотни тысяч поклонников таланта А.З.Манфреда при прочтении этой книги   ещераз испытают радость встречи с любимым автором. Но они ощутят и горькоесожаление при мысли о том, что эта книга является последним произведениемблестящего и необыкновенно талантливого историка.
  2.
 Вскоре после своеговыхода  книга обрела необычайную популярность.   Монография «Три портрета эпохи Великой французской революции.», написанная увлеченно, в лучших традицияхисторической науки, не оставила  читателей равнодушными.
 6.Наиболее интересной для менястала глава о Максимилиане Робеспьере. Автор вникнул в духовный мир Робеспьера, вжился в его образ, попытался понять поведение революционера в егопоследние дни, понять причину его бездействия.Робеспьер не действовал потому,что понял: революция, с которой он связал свою судьбу, не повинуется  большеголосу справедливости, совести, заботе о народном благе.Вождь партии равенстваначал убеждаться в том, что после стольких жертв торжествуют не равенство идобродетель, а преступления, пороки, богатство.  
 
А.З.Манфред считал, что  то состояние оцепенения, вкотором находился в последние недели своей жизни Робеспьер, было вызвано глубокимкризисом революции., оно было своеобразным отражением того оцепенения, котороеперед своей гибелью переживала сама революция.
Монография представляет собой ценный взгляд висследовании истории и культуры Франции.