Содержание
Введение
Понятие масонства
Глава 1 Мировое масонство и масонство в России
1.1Краткая история Российского масонства
1.2 Масонство в царской России
1.3 Современное масонство (возрождение)
Глава 2 Политические и религиозно-этические аспекты деятельности масонов.
2.1 Религиозно-этические аспекты
2.2 Политические аспекты
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Переживаемое нами время, когда рушится ветхий мир и происходит переоценка всех ценностей, особенно богато различного рода психозами.
Психика людей потрясена испытанными и переживаемыми бедствиями. Люди ищут ответов на многие непонятные и небывалые явления, но так как ответы на современные вопросы жизни гораздо сложнее обыденного человеческого мышления, а сами явления часто превышают масштаб понимания людей среднего ограниченного миропонимания, то здесь открывается доступ для так называемых бредовых идей. Всякий расценивает явления и события современной жизни соответственно своему сознанию, с точки зрения своего интеллектуального и морального развития.
О масонстве – братстве “вольных каменщиков”, ведущих свое происхождение от средневековых мастеров строительного искусства, от св. Тибальда /1017-1066 г. / к розенкрейцерм. Тамплиерам и илллюминатам к современным масонам – существуют два мнения, трудно совместимые друг с другом: одни считают его безобидным клубом, неким благотворительным обществом; для других оно – вредная секта не без еврейского влияния, виновник всех бед на свете. Третья, пожалуй, не знает о масонстве вообще ничего, но именно это побудило меня заинтересоваться этим явлением , тк до сих пор иногда вспоминают масонов в литературе, истории, телевидении и газетах., мне захотелось самой разобраться и определить со своих позиций настолько оно положительно либо отрицательно.
Понятие масонства
Масонство – интереснейшее явление в истории человечества, которое по- разному и прямо противоположно характеризуют и оценивают историки до настоящего времени. Для него характерно сопряжение мира библейских идей, понятий, образов, а равно и антимира, включающего то, что противостоит им. Это дает повод противникам масонов изображать их как служителей антихриста и культа сатаны, что, конечно же, является глубокой ошибкой.
“Масонство – одно из мистических морально – религиозных движений буржуазного общества. Культ, догматика, ритуал еще роднили его с церковью. Стремление влиять на политику путем продвижения в различные звенья государственного аппарата своих братьев, некоторые черты организации, традиционные дискуссии предвосхищали многие черты политической партии” – считалось в большевистской России до настоящего времени, подобные взгляды в настоящее время пересматриваются и уточняются. В будущем история поставит на истинное место это течение согласно не коммунистической морали, а общечеловеческих ценностей.
Атмосфера тайны, окутывавшая масонство, закрытость лож способствовали тому, что при определенных условиях они могли превращаться не только в центры философской, но и политической пропаганды, использоваться для различного рода заговоров.
Одной из отличительных особенностей масонских организаций есть то, что они никогда не выступают открыто, никогда не опровергают, никогда не отвечают ни на похвалу, ни на выпадки. Кроме того, не забудем, что существование Вселенной основано на биполярности, вследствие чего каждое явление жизни и каждое человеческое начинание тоже имеет две полярности – положительную и отрицательную. Не может существовать то, что не имеет противоположения, и по мере того как в каком-нибудь явлении одна сторона поглощает другую – исчезает само явление, ибо исчезает биполярность, то есть, основа для существования. Поэтому, говоря об отрицательных явлениях, нужно помнить, что раз существует нечто отрицательное, то существует и его противоположение – нечто положительное, но оно почему-то или не замечается, или умышленно замалчивается.
Истоки масонства относят, чуть ли не к “началу времен”, называя первым масоном иногда самого Бога – творца или при более “скромных” устремлениях – Адама, первого человека. Корни масонства уходят в глубокую древность, и видны определенные аналогии между масонством и другими известными в истории с древнейших времен тайными обществами религиозно-мистического и религиозно-политического характера.
Согласно Британской энциклопедии слово масонство произошло от английского free masonry и французского Franc magon – вольный каменщик, что означало “учение и практика секретного братского ордена, крупнейшей всемирной организации”. Его можно трактовать и как морально – этническое движение с целью “просвещающего” влияния на властные структуры и проникновением в них. Масоны равнодушно относятся к религиозной принадлежности своих членов, хотя всегда вызывали и вызывают вражду со стороны церквей различных вероисповеданий. Они считают приемлемыми любые политические структуры, – если в них признается важность нравственного воспитания людей.
Глава 1 Мировое масонство и масоны в России
Масонство, франкмасонство (от франц. franc-maçon — вольный каменщик), религиозно-этическое движение, возникшее в начале 18 века в Англии и распространившееся затем во Франции, Германии, Испании, России, Дании, Швеции, Индии, США и других странах. В М. под знаком этического учения, провозгласившего «объединение людей на началах братства, любви, равенства и взаимопомощи», идеи буржуазного антиклерикализма переплелись с элементами религиозного мистицизма.
В истории русской культуры нет более запутанного и сложного вопроса, чем вопрос о происхождении и развитии масонства в России. Особенно это справедливо относительно масонства XVII в. то есть в то время , когда оно играло значительную роль в ходе исторического развития России.
Так как все архивные материалы касающиеся «внешней истории ордена» в России были связанные предписанной законами тайной , то наши масоны оставляли чрезвычайно мало следов своей организационной работы и большая их часть была уничтожена при наступлении времен «гонения» на братство.
Достоверное известие о начале масонства в России относится к 1731г. Первоначальное масонство пришло в Россию, как и везде на континенте из Англии, но это еще не было русским масонством и Филлипс ( провинциальный великий мастер «для всей России», конечно, распространил орденское учение лишь в тесном кругу единомышленников, переселившихся в Россию. Этот кружок твердо держался в течении всего периода немецкого наводнения, при Анне Иоановне , так как уже 10 лет спустя (1740) английская Великая ложа назначила нового гросмейстера для России в лице генерала русской службы Джеймса (Якова) Кейта.
К этому времени и следует отнести первые случаи вступления русских людей в масонский союз. Не даром русские братья считали именно Кейта основателем масонства в России.
В 1750 г. в Петербурге существовала ложа Молчания. В1776г. приверженцы шведской и английской систем соединились в Великую национальную ложу. В 1779г. снова возникла Провинциальная ложа шведской системы, которая прекратила свою деятельность в 1781г. В следующем году в Россию проникли Розенкрейцеры. Павел I, хотя сам и был франкмасоном, тем не менее, издал указ против тайных обществ, следствием чего было их быстрое исчезновение. Александр I сначала подтвердил этот указ , но в последствии отменил его и даже сам вступил во франкмасонский союз. Под его покровительством франкмасонство распространилось по всей стране и в значительной мере способствовало развитию среди русской интеллигенции космополитизма и любви к человечеству вообще.
1.1 Краткая история российского масонства
В Россию масонство проникло в первой трети XVIII века. В одном из документов 1731 г. сообщается о капитане Джоне Филлипсе, назначенном Великой Ложей Англии Великим Магистром в России. Через девять десятилетий, в 1822 г. рескриптом императора Александра I масонство запрещается на территории Российской империи. Еще Екатерина II с большой опаской относилась к масонству. Поначалу высмеивая обряды вольных каменщиков в своих комедиях, она впоследствии усмотрела в этом движении угрозу своему правлению. Тяжкое впечатление на общественность произвело осуждение Новикова, выдающегося русского просветителя и виднейшего масона, на пятнадцатилетнее заключение в Шлиссельбургской крепости. Последовал приказ о закрытии масонских лож, однако братство вольных каменщиков не прекратило своего существования на российской почве.
С начала появления масонства в России оно пережило ряд взлетов и периодов упадка, но, тем не менее, наложило на нашу историю свой ощутимый отпечаток. … Например: – Три цвета российского флага – белый, голубой и красный, – это три цвета масонства. Белый цвет – Белое масонство, то есть четыре высших Административных степени (градуса) с 30-й по 33-ю. Красный цвет – это Капитулярные степени (градусы), начиная с 4-й степени Тайного Мастера и кончая 18-й степенью Князя Розенкрейцера. И голубой цвет – это универсальные степени (градусы) ордена с 1-й по 3-ю: Ученик, Подмастерье и Мастер. Существует еще и Черное масонство, Философские степени (градусы), начиная с 19-й степени Великого Понтифика Небесного Иерусалима по 29-ю степень Великого Рыцаря Святого Андрея.
Нового расцвета оно достигло, когда пришло “дней Александровых прекрасное начало”, когда реформаторские упования молодого императора, казалось, сулили русскому обществу изменения к лучшему.
После успешного завершения войны в 1812 г., когда русские войска с триумфом вернулись из Европы на Родину, они принесли с собой опьяняющий дух победы, жажду свободы и вольнодумства. Эта жажда находила выход не только в литературе, но и в бурной жизни тайных кружков, возникавших один за другим, особенно в среде молодого офицерства. Большинство таких сообществ носило характер масонских лож. Усиление революционных устремлений в этих тайных объединениях побудило Александра I, уже давно отказавшегося от либеральных планов своей молодости, повелеть закрыть все масонские ложи, поскольку от “умствований, ныне существующих”, “проистекают столь печальные в других краях последствия”.
Первые русские масонские ложи возникли как филиалы масонских орденов Западной Европы, с самого начала отражая политические интересы последних.
Главный постулат новоиспеченных масонов – мнение о духовной и культурной неполноценности России, ее темноте и невежестве, которые необходимо рассеять путем масонского просвещения.
Опорой масонского проникновения в Россию стала часть правящего класса и образованного общества, оторвавшегося от народа, не знавшая и даже презиравшая его национальные основы, традиции и идеалы. Это предопределило антирусский характер развития масонства в России.
С масонства начинается сознательное повреждение русского образованного общества и правящего слоя. Оторвавшись от отеческих корней, они ищут “ключи к таинствам натуры” в западных ценностях бытия. Эти люди, ориентированы на запад и стремление найти истину для себя в чужой жизни, приводит к болезненному духовному раздвоению.
Русское масонство заявляет о себе как о сообществе, спаянном узами морального и мировоззренческого единства. Однако императорская власть усмотрела в масонстве не только идейную, но и политическую опасность.
Тесную связь большевизма с масонством отмечает православная церковь. “Под знаменем масонской звезды, – писал в 1932г. председатель Архиерейского собора русской православной церкви за границей митрополит Антоний, – работают все темные силы, разрушающие национальные христианские государства. Масонская рука приняла участие и в разрушении России. Все принципы и методы, которые большевики применяют для разрушения России, очень близки к масонским. Многолетние наблюдения над разрушением нашей Родины реально показало всему миру, как ученики подражают своим учителям и как поработители русского народа верны программе масонских лож”. Любая церковь не терпит того, кто претендует на душу человека, поэтому неодобрение и неприязнь церкви к масонству неизбежно.
Что же касается еврейства, то иудаизм, по его мнению, исторически связан с масонством самыми тесными узами в своей ожесточенной борьбе с христианством и в масонских устремлениях к мировому владычеству”. (В.Н. Николаевский. Русские масоны и революция. – М, “Терра “, 1990 г, с. 174).
Ценный вклад в разработку этого вопроса внесли русские историки – эмигранты Н. Свитков (Ф. Степанов) и В.Ф. Иванов, пользовавшиеся конфиденциальными источниками информации, полученной из кругов, близких к французскому политическому масонству”. В 1918 г, – писал В.Ф. Иванов в своей книге “От Петра 1 до наших дней”( Харбин, 1934, с. 497), – над Россией восходит пятиконечная звезда – эмблема мирового масонства. Власть перешла
К самому злобному и разрушительному масонству – красному во главе с масонами высокого посвящения – Лениным, Троцким и их приспешниками – масонами более низкого посвящения: Розенфильдом , Зиновьевым, Парвусом , Литвиновым … Программа борьбы “строителей” сводится к уничтожению православной веры, искоренению национализма, разрушению быта, русской православной семьи и великого духовного наследия наших предков”. “Для торжества масонских идеалов, – отмечал он, – нужно было убить душу русского народа, вырвать у него бога, национально обезличить, затоптать в грязь его великое прошлое, развратить молодое поколение и воспитать новую породу людей без Бога и Отечества, двуногих зверей, которые выдрессированные укротителем, покорно засядут в масонскую клетку. т. е .лидеры большевизма в России настолько извратили понятие масонства,что ,используя принципы добра на словах. заимствованные у масонов, совершали прямо противоположные действия, что масонство приобрело в России зловещий смысл как и эти политические фигуры.
По наблюдениям В.Ф. Иванова, уже в начале 1930-х гг. Россия превращается в “самое чистое и самое последовательное масонское государство, которое проводит масонские принципы во всей их полноте и последовательности”. Работая над материалами “масонского дела”, возбужденного в январе 1926 г. ОГПУ против ленинградских “братьев”, был обнаружен документ, адресованный правительству СССР. Датирован он августом 1925 года и принадлежит перу Генерального секретаря “Автономного русского масонства” (организацией, возникшей в 1909г., ложа “Авзония” – “Великий Восток Италии”). А говорилось в нем следующее: дорога и цель “вольных каменщиков” и коммунистов одни и те же – “обращение человечества в единую братскую семью … Преследуя одни и те же цели, признавая справедливыми и подлежащими проведению в жизнь одни и те же воззрения, коммунизм и русское масонство совершенно не должны подозрительно смотреть друг на друга, наоборот, пути их параллельны и ведут к одной цели”. Разница, по мнению Б.В. Астромова, только в “методах действий”, так как в отличие от революционного пути, которым идут большевики, “путь русского масонства – это путь медленной интеллектуальной работы”.
Масонская идеология в начале ХХ века пустила настолько глубокие корни в среде российской интеллигенции, что даже большевистский террор 1920-х гг. оказался не в состоянии сразу уничтожить ее быстро растущую поросль
Известно, что в 1920-е годы в СССР действовали одиннадцать тайных масонских или полу масонских организаций: “Единое трудовое братство”, “Орден мартинистов”, “Орден Св. Грааля”, “Русское автономное масонство”, “Воскресенье”, “Хильфернак”, “Космическая академия наук”, “Братство истинного служения”, “Орден Света”, “Орден Духа”, “Орден тамплиеров и розенкрейцеров”. Восемь первых из них располагались в Ленинграде. “Орден Света” объединял московских “братьев и сестер”.
Нравственные цели масонства имели немало общественных аспектов. Например, мартинисты – последователи Сен-Мартена (1743-1803), французского мыслителя мистического толка, провозглашавшего всеединство сущего. Человек, обреченный грехопадением на гибель, как полагал Сен-Мартен, должен возродиться к новой жизни путем воссоединения с божественной духовной субстанцией, миром духов. Он считал, что среди человечества есть бессмертные люди, чье предназначение – нести ему свет универсальной истины. Сен-Мартен стал основателем Ордена Мартинистов во Франции. Его учение оказало большое влияние на русское масонство XVIII века. Мартинисты призывали видеть во всех людях братьев, открыть им свой Храм, чтобы “освободить их от предрассудков их родины и религиозных заблуждений их предков, побуждая людей к взаимной любви и помощи”.
В основе его учения лежит оккультизм – особое направление религиозно-философской мысли, стремящееся к познанию божества интуитивным путем, путем психических переживаний, связанных с проникновением в потусторонний мир и общением с его сущностями. Мартинизм ориентирует своих членов на внутреннюю духовную работу над самим собой, своим собственным моральным и интеллектуальным совершенствованием. Это позволяет отнести мартинистов к особой, духовной ветви Мирового братства. Отличительным знаком русских мартинистов являлся круг с шестиконечной звездой внутри, основные цвета: белый (ленты) и красный (плащи и маски). Посвящения производились по примеру масонских с несколько упрощенным ритуалом.
1,2 Масонство в царской России
С самого начала своей истории в России, которое многие исследователи относят ко времени правления Петра I, масоны всегда стремились активно участвовать в формировании представлений людей о Боге, о Человеке и его месте в этом мире, о праведном пути, о развитии общества. Масонские нравственные ценности – Свобода, Равенство, Братство, Вера, Честь – стали для них путеводными звездами в океане жизни, ориентируясь по которым, они стремились верным путем вести корабль, пассажирами которого было тогдашнее общество, так как не следует забывать, что вплоть до конца прошлого века масонство являлось уделом практически исключительно дворянского сословия, во многом определявшего жизнь и уклад общества. Масонство всегда стремилось «брать хорошего человека и делать его еще лучше», делать его человеком искренней и глубокой Веры и высочайшей, кристальной Нравственности.
Рассмотрим период русского масонства от его начала до конца царствования Екатерины II. Рассматриваемый период времени распадается на три главных момента:
а) первоначальный период (1731-1762), когда масонство было у нас исключительно модным явлением, заимствованным с Запада без всякой критики и не носившим на себе почти никаких признаков здравых общественных потребностей. Этот период охватывает собою время от возникновения масонства в России до начала царствования Екатерины II
б) второй период(1762-1781), когда масонство являлось в России первой нравственной философией ; это период преобладания трех первых степеней «иоановского» или «символического» масонства, простирающийся до начала 80-х годов.
в) третий период (1781-1792) – это время господство у нас «высших степеней», guasi-научной стороны масонства и особенно розенкрейцерства, охватывающее собою 80-е годы вплоть до гибели Екатерининского масонства в девяностых годах.
Первоначальный период существования масонства в России характеризуется в общем отсутствием какай бы то ни было национальной окраски: это была лишь мода, притом сравнительно весьма мало распространенная, «игрушка праздных умов», по выражению Елагина ( ревностный масон и провинциальный великий мастер для всей России , Елагин вступал в братство « вольных каменщиков» в 1750г. ) , и лишь в самом конце этого периода замечаются признаки некоторой связи между масонством и смутно поднимающимися в лучшей части общества идеалистическими потребностями; эти признаки показывают нам возможность скорого наступления того момента, когда положительное содержание масонского учения сделается доступным и близким для русских людей, оказывая им серьезную поддержку в их неясных стремлениях к построению впервые в России цельного общественного миросозерцания.
Второй период: первая половина царствования Императрицы Екатерины II(масонство нравоучительное).
Кратковременное царствование Петра III,хотя и был весьма благоприятным для распространения масонства, не могло еще, однако, дать надлежащей почвы для широкого развития масонских идей в русском обществе. Новый император, оказывал явное покровительтство «вольному каменщичеству»:он сам руководил масонскими работами в Оранинбауме, Но это обстоятельство не способствовало широкому распространению ордена,так как для этого не было еще самаго важного и необходимого условия- не было еще русской интеллигенции, объединенной общими духовными интересами. Мощным толчком к развитию русской интеллигентной мысли послужило начало царствования Императрицы Екатерины II. Главная роль в этом периоде истории русского масонства принадлежи00т известному И. П. Елагину. Елагин вступил в масонство еще в 1750 г.но в ордене он не видел ничего серьезного, однако вскоре Елагин стал раздумывать о том , нет ли в масонстве чего-либо притягательного. С целью разрешить этот вопрос, он начал чаще посещать ложи и искать знакомства с людьми. «состарившимися в масонстве» В результате нового увлечения масонством Елагин ревностно отдался масонской деятельности и быстро выдвинулся на первое место среди петербургских братьев, и он завязал сношения с Великой Лондонской ложей и получил от нее конституцию на работу ново-английской системе. Но в скором времени « обществу Елагинской системы» пришлось встретить и вступить в борьбу с проникшей в Россию новой формой немец3кого масонства, с так называемой Циннендорфской ( шведско- берлинской ) системой.
Таким образом, в начале семидесятых годов в России сраз0у появляются две прочных масонских организации, которые немедленно вступают между собой в борьбу за преобладающее влияние в стране. 1784 году по неизвестным причинам , работы Елагинских лож были приостановлены, Елагин восстановил свои работы лишь в 1786г.и притом на новых основаниях. В рассматриваемый момент преобладание переходит на сторону новой, шведской системы, циннендорфство же быстро исчезает совсем.
Третий период : поиски высших степеней и победа розенкрейцерства ( научное масонство).
1.3 Современное масонство ( возрождение)
В 1822 году Александр I приказал закрыть все тайные общества, а через три года, после Декабрьского восстания, масонство было запрещено. С этого времени прошло 80 лет прежде масонство начало возрождаться. Мощный рост буржуазии, появление новых производственных отношений, явления, обусловленные механизированным прогрессом, новые изобретения, изменившие мир – электричество, фотография, телеграф, телефон, автомобиль, пулемет и аэроплан – между 1880 и 1914 гг с гигантской силой и неслыханными темпами меняли мир, в котором до того жили наши предки.
Сначала все эти явления почувствовались в двух столицах, затем – в провинциальных городах. Возрождение масонства в России было вызвано тремя важными событиями: поражением России в японской войне, революцией 1905 г. (и открытием русского парламента) и буйным ростом интеллигенции, вопреки всем запретам и препонам. Этот рост шел рука об руку не только с ростом буржуазии крупной, но и мелкой, которая, как и интеллигенция, “нажимала” на все стороны русской жизни: на запреты царя, помазанника Божия, на закрытие университетов, на торможение сессий Думы, на удушение мысли, на опоздание во всем, что касалось материального и умственного прогресса населения и равенства его перед законом. Здесь речь идет не о революционерах, бросавших бомбы в министров. но о тех, кто был решительно против революции и только хотел перемен. Желания их были очень скромны, и сейчас нам, их потомкам, они кажутся минимальными: допущение общественных деятелей, центристов Думы (их тогда называли “общественниками”) к управлению страной, земельная реформа, работа Думы в законом установленных рамках, рабочее законодательство, распространение грамотности. В огромном большинстве люди между 1906 и 1916 гг. вовсе не искали коренных перемен, они искали мирного обновления страны, а когда видели, что дела на верхах идут как раз в обратную сторону, они уезжали на время в свои поместья, отдохнуть и осмотреться, а некоторые – “к себе, в Париж”, или на Ривьеру, лечить нервы.
К началу 20 века французское масонство состояло из 4-х отдельных Послушаний. Это слово иногда в русских масонских документах переводится, как Устав, или не переводится вовсе.
Так называемое “правое” Послушание, Великая Ложа Франции (Grande Loge de France, GLDF), узаконенная в 1894 г., в сущности, не может быть названа по-русски “правой”, скорее – умеренной. Она отличалась от так называемого “левого” Великого Востока (Grande Orient de France. GODF) немногим: в ней состояли либералы, а не радикалы, степеней было 18, а не 33. И атеисты в ней считались нежелательными, в то время, как Великий Восток принимал всех: верующих, безразличных к религии, и атеистов. Между этими двумя Уставами возникали время от времени конфликты; поводом для одного из них в 1930-х гг. стал спор о Великом Архитекторе Вселенной (он же Великий Геометр). Откровенно антиклерикальный Великий Восток отказывался допустить в свой словарь этот термин, а Великая Ложа. созданная в традициях Шотландского Масонства, желала его сохранить. Страсти в конце концов утихли, каждый остался при своем, и братья обоих Уставов до начала Второй мировой войны не только бывали гостями друг у друга на “сессиях” (собраниях) и “агапах” (ужинах), но часто входили в оба Устава, как члены одной организации.
Так называемое “среднее” Послушание состояло из нескольких лож и ближе всего примыкало к Великому Востоку, оно было наиболее либерально и, в отличие от остальных лож, в ложу “Аврора” женщины не только допускались, но и играли в ней ведущую роль. Ложа “Les Droits de l’Homme” (“Права Человека”) была. главным образом, занята защитой гражданских прав, т. е. защитой французских граждан от самого государства. Ритуалы здесь были сокращены до минимума, и хотя клятва тайны строго соблюдалась, но на сессии допускались гости, мужчины и женщины, друзья “братьев” и “сестер”. “Аврора” была как бы ответвлением Великого Востока
Ложа “Права Человека” открылась в 1893 г. во Франции и Бельгии, и ее забота о равенстве всех перед законом была близка сердцу русских и французских либералов, особенно женщин – в эти годы во Франции женщинам запрещалось иметь собственные средства, открывать на свое имя коммерческие предприятия, а также иметь недвижимость или собственный текущий счет без разрешения отца или мужа и т.д. Но Великая Ложа с принципами “прав человека” не спорила, это видно из неопубликованного секретного отчета русской ложи “Лотос”, в котором говорится не только о дружеских отношениях между братьями всех трех Послушаний, но и о частом присутствии братьев Великого Востока в храме Великой Ложи, и наоборот, а также о том, что некоторые братья, принадлежавшие к Шотландскому Уставу (Великой Ложе), даже просили допустить их к “работам” (собраниям) Великого Востока. Русское “двойное братство” не должно нам казаться чем-то особенным. Антиклерикализм в русских ложах не играл той воинственной роли, какую он играл в ложах французских. Атеисты, конечно, были, но вопрос о религии не разделял людей; было главное, что их связывало: свобода и братство; оба эти идеала они обретали в тайном обществе, и это объединяло их. В вопросе религии русские либералы 1906-1916 гг. были бы совершенно удовлетворены, если бы царь уволил из Синода митрополита, друга и собутыльника Распутина, и назначил на это высокое место достойного человека, да и в целом их вполне примирило бы с правительством допущение в Совет министров “общественников”, о которых было сказано выше.^ Среди этих “общественников” было пять-шесть масонов, а все остальные были с масонами в дружеских отношениях. Необходимо помнить, что в эти годы об отделении церкви от государства в России мечтали только радикалы, либералы считали этот вопрос несвоевременным. А масонами в эти годы были, главным образом, либералы, т. е. Огромная средняя часть Думского сектора, в 1915 г. получившая название “прогрессивного блока” – от левых октябристов до правых социалистов.
В 1915-1916 гг. открылось несколько новых лож, в том числе и “Думская ложа”. В ней очень скоро оказалось около 40 человек. Она сразу же начала проявлять большую активность
В это же время “Верховный Совет Народов России” поручил всем Досточтимым Мастерам русских лож на территории Российской Империи составить список будущего правительства, когда произойдут наконец желанные всем перемены.
На это было отвечено Досточтимыми Мастерами, что эти списки уже давно составлены.
Итак – кадры были готовы. В обеих столицах думцы, профессора, дипломаты, ‘стены Военно-промышленного комитета, члены Земского и Городского союза, адвокаты, военные, земцы, “общественники” созывали друг друга: их день наставал.
В основном, списки тех, кто вот-вот должен был встать у кормила власти, были известны всем посвященным и полупосвященным, они ходили по рукам. Посвященных были сотни, настоящего числа их никто не знал, и вокруг них были полупосвященные, те. которые не давали таинственной клятвы. но молча поддерживали первых – старые товарищи по студенческим временам, родственники и свойственники, полные общих семейных преданий, соседи по родовым именьям, однокашники по корпусу, но училищу правоведения, по лицею. Сочувствовавшие и молчавшие, и стоявшие где-то совсем близко, чтобы в нужную минуту ответить на перекличке.
Возможно, что кто-нибудь из этого “второго слоя”, в эти последние месяцы перед Февралем, был уже кандидатом в ложи, об этом в архивах следов нет. несколько слов об этих людях, не посвященных в тайны, но знавших о тайнах, молчавших о них. создававших некую невидимую. но ощутимую защиту доверия и дружбы.
Эти люди были “правее центра”, какая-то сила удерживала их от вхождения в тайное общество.
Гейден, П.А граф (1840-1907). Предводительдворянства Опочецкого уезда. Председатель Вольно-Экономического Общества (закрытого царем).
Дмитрюков, И. И. (1872-19?). Член Гос. Думы, октябрист,
Игнатьев, П.Н., граф (1870-1926). Царский министр народного просвещения (январь 1915 -декабрь 1916).
Крупенский, П.Н. (1863-192?). Член II, III и IV Думы. Председатель “центра” IV Думы.
Покровский, Н.Н. Царский министр иностранных дел.
Саблин. Е.В. Советник русского посольства в Лондоне до 1918 г., затем – полномочный представитель России в Англии.
Таков далеко не полный список “арьергарда” русского масонства в последние годы царского режима. Места и группы, где эти “друзья” всегда могли найти единомышленников, были следующие:
Французское посольство в Петербурге (Французская наб. дом 10),
Государственная Дума, Государственный Совет, Прогрессивный блок, Союз Освобождения (сущ. до 1905 г.), Партии кадетов, октябристов, трудовиков (нар. социалисты), Рабочая группа при Военно-промышленном Комитете, Военно-промышленный комитет, Генералитет (после 1915 г. и смещения вел. кн. Николая Николаевича),
Московская городская Дума, Торгово-промышленный союз, Либеральное Тверское земство, Адвокатура, Профессура Московского и Петербургского университетов.
С таким защищенным тылом, нечего было опасаться чиновным и нечиновным “общественникам”, “братьям” и тайным заговорщикам.
1917 год оказался для русских масонов апогеем их деятельности, но общество оставалось сугубо тайным, может быть, еще даже более засекреченным, чем до революции: в первый состав Временного правительства^ (март – апрель) входили десять “братьев” и один “профан”, который многое понимал и о многом догадывался, но был занят самим собой, своей политической биографией и той “политической фигурой”, которую он “проецировал” в умах союзников. Это был, конечно, Павел Николаевич Милюков.
Иерархия чинов и степеней соблюдалась очень строго. Ложа – первичная ячейка – представляла собой две “лестницы восхождения”: одна система повышений относилась к обязанностям братьев – Председатель, Секретарь, Казначей, Привратник и т. д. Другая была собственно масонской: Ученик, Подмастерье, Мастер, Тайный Мастер и т. д.- до Досточтимого и Премудрого. Эта масонская иерархия в Великом Востоке имела 33 степени, в Великой Ложе – 18.
Масонские степени давались за рвение в масонской деятельности, за благотворительность по отношению к масонам, за число и качество докладов, прочитанных на сессиях и во время агап, за аккуратность в уплате взносов, за частоту посещений, за внемасонскую деятельность на благо масонства, Меньшую роль играли доклады: не все умели писать их, не все знали, о чем писать. Мы видим по протоколам, что больше половины братьев сделали за 10 лет по одному докладу, но тем не менее были повышены в чине.
Банкеты, своего рода события, происходили по ритуалу один раз в два месяца (агапы происходили раз в неделю, в Великой Ложе по вторникам, в Великом Востоке по четвергам). Банкет также бывал в лень св. Иоанна-Крестителя. 6 июля. Тоща собирались все вместе, кроме “крайне правых” и “крайне левых”, которые старались не смешиваться с инакомыслящими, и это был настоящий праздник для тех, которые жаждали сближения.
К началу 80-х гг. Британская энциклопедия отмечала, что из шести миллионов масонов четыре проживали в США и один миллион в Великобритании. Согласно Всемирной энциклопедии за 1986 г., в США насчитывалось 3,25 миллиона масонов, а в остальном мире – полтора миллиона.
Со времен Вильгельмсбадского Конвента по сей день традиционно крепки и плодотворны связи российских масонов с братьями Великобритании, Франции, Германии, Швеции, США. Российские братья, будучи за рубежом, посещают собрания иностранных лож, равно как и зарубежные братья во время пребывания в России, – собрания российских лож.
24 июня 1995 г. под эгидой Великой Национальной Ложи Франции была учреждена и освящена Великая Ложа России, под юрисдикцией которой были основаны и сейчас работают 12 мастерских (символических лож), постоянно принимающих новых членов. Великая Ложа России была признана регулярной, и с ней установили братские связи:
· Объединенная Великая Ложа Англии;
· Великая Материнская Ложа Шотландии;
· Великая Ложа Ирландии;
· Великая Национальная Ложа Франции;
· Объединенная Великая Ложа Германии;
· Великая Ложа Австрии;
· Великая Ложа Турции;
· Великая Ложа Нью-Йорка и многие другие Великие юрисдикции по всему миру.
Российское Братство объединяет в своих рядах представителей множества самых разных профессий: военных, бизнесменов, творческих работников, педагогов, врачей, служащих, – всех возрастов и всевозможных политических и религиозных убеждений – которых объединяет Вера в Бога и Человека, стремление к совершенствованию себя и совершенствованию окружающего мира и общества, любовь к людям, своей стране и знаниям, а также чувство высшего долга по отношению к Богу и человечеству
.
Глава 2 Политические и религиозно-этические аспекты деятельности масонов
2.1 Религиозно-этические аспекты
Масонство возникло, когда в начале XVIII века завершился раскол христианского
мира. Появившийся тайный орден был создан для объединения всех христиан, но не
получил поддержки ни со стороны католической церкви, ни со стороны почитателей
Лютера. Масонская идея преобладания моральных ценностей перед государственными
шла в разрез с идеологией официальной церкви, которая уже встала на службу
европейских монархий. «Вольные каменщики» были свободны и от церкви, и от
государства. Так масонская ложа стала фундаментом зарождающегося гражданского
общества эпохи Просвещения.
“Франк-масонство есть учреждение глубоко филантропическое, философское и прогрессивное. Оно ставит своею целью искание истины, изучение мировой морали и применение принципа солидарности. Франкмасонство работает над материальным и
моральным прогрессом, над умственным и общественным совершенствованием человечества. Его принципы: взаимная терпимость, уважение своего и чужого достоинства, полная свобода совести, франк-масонство, полагая, что метафизические
понятия есть личное дело каждого, отказывается от догматических утверждений. Его девиз — СВОБОДА, РАВЕНСТВО и БРАТСТВО .
“Франк-масонство уважает религиозные верования и политические убеждения своих членов, но оно строго воспрещает во время своих собраний всякие рассуждения на религиозные и политические темы, касающиеся критики различных религий,
действий правительственной власти и достоинств разных форм правления.
Одним из самых вредных и поистине сатанинских лжеучений в истории человечества, — пишет в “Послании о масонстве” митрополит Антоний, — является масонство. О нем мы и намерены по архипастырскому долгу нашему поведать православному русскому миру.
Однако есть и другая точка зрения Председателя Архиерейского Собора
Русской Православной Церкви заграницей Митрополита Антония. (15/28 августа 1932 г.)
Масонство есть тайная интернациональная мировая революционная
организация борьбы с Богом, с христианством, с Церковью, с национальной
государственностью и особенно с государственностью христианской. В этой
интернациональной организации первое место по силе влияния и значения
принадлежит еврейской нации, которой присуще богоборчество со дня распятия
Христа Спасителя. Иудаизм исторически связан с масонством самыми
тесными узами в своей ожесточенной борьбе с христианством и с мессианскими
устремлениями к мировому владычеству.
Масонство – непримиримый враг христианства. Оно поставляет своей целью
разрушение Церкви, войну со всеми религиями, потрясение основ национальной
христианской государственности и организацию революций во всем мире.
Если в тайной масонской программе на первом месте стоит борьба с религией,
то на втором бесспорно значится борьба с государственностью и прежде всего
с государственностью христианской, исторически воплощенною в монархическом
строе.
В «Книге уставов», составленной в 1723 лондонским проповедником
Джеймсом Андерсоном, масону предписывались религиозно-этические нормы: не быть «ни глупым атеистом, ни безрелигиозным вольнодумцем», поддерживать гражданские власти, не участвовать в политических движениях. Отрицая церковную догматику и культ, масоны чтут бога как «великого архитектора вселенной» (в духе деизма), допускают (как правило) исповедание любой религии, вводят в своё учение
и в ритуал элементы христианства, иудаизма и других религий.
Масоны (называющие друг друга «братьями») объединяются в местные организации (ложи); совокупность лож в национальном масштабе составляет Великую ложу во главе с гроссмейстером (великим магистром, великим мастером). Название, организационная формы (ложа), иерархия (ученик, подмастерье, мастер, великий мастер), а также символические знаки (циркуль, молоток, отвес, мастерок, фартук, перчатки) и другие традиции заимствованы масонством из практики средневековых цеховых объединений (братств) строителей-каменщиков, в особенности высшей их прослойки (архитекторы, скульпторы, художники).
Первоначально движение носило буржуазный характер, во 2-й половине 18 века в нём участвовали многие просветители. Противопоставляя себя феодальной государственности и официальной церкви, Масонство стремилось создать тайную всемирную
организацию с целью мирного объединения человечества в религиозном братском союзе. Постепенно (особенно на континенте Европы) Масонство приобрело более аристократический характер. В нём усилились элементы мистицизма, сменившего рационалистический дух раннего Масонства., стремление связать Масонство со средневековыми рыцарскими и мистическими орденами (тамплиерство, розенкрейцерство и др.).
Прежняя относительно простая организация заменялась всё более сложной
иерархией (в некоторых направлениях Масонства — до 99 степеней), был создан пышный
ритуал.
2.2 Политические аспекты
“Франк-масонство, — признается Папюс, — всегда было великим инициатором политических и социальных реформ. Для своих членов оно разрушает границы и предрассудки относительно рас и цветов кожи, оно уничтожает привилегии личные и корпоративные, которые душат несостоятельную интеллигенцию, оно поддерживает
вековую борьбу с обскурантизмом во всевозможных видах” Всемирная революция, и создание в результате ее всемирного государства, — вот истинная цель мирового масонства .
“В условиях, когда во всех странах западного мира к власти пришли люди, уже не стесняющиеся признавать свое членство в масонских организациях, необходимость в масонском ритуале отпала. Масонство превращается в тайный политический профсоюз, своего рода интернационал, объединяющий в своих рядах нечистоплотных политиков, финансовых аферистов, проходимцев всех мастей, ставящих превыше всего наживу и беспредельную власть над людьми. Во главе этого тайного интернационала стоят иудейские вожди.
Подобно КПСС в СССР, масонство на Западе является хребтом политической системы. Все важнейшие политические решения подготавливаются и принимаются в тиши закрытых организаций. На “демократических выборах” публике разрешается выбрать из нескольких кандидатов, представленных масонской закулисой. Именно этим кандидатам обеспечивается информационная поддержка телевидения и газет, которые практически все контролируются той же закулисой. Народ в этой политической системе является просто статистом в руках политических интриганов.
Именно эта система формирования власти внедрена в нашей стране с конца 80-х годов. Второе, что важно отметить для понимания современном масонской власти, — то, что иудейско-масонские структуры сегодня не являются монолитом, а состоят из целого ряда кланов, враждующих между собой за власть и деньги. Даже в так называемом мировом правительстве — Совете по международным отношениям, Трехсторонней комиссии и Бильдербергском клубе — идет непрекращающаяся борьба иудейско-масонских кланов, орденов различных ритуалов и региональных центров власти.
В сегодняшней России насчитывается более 500 масонских лож и организаций масонского типа (не включая сюда оккультные организации и отделения церкви сатаны). Деятельность их носит строго тайный, закрытый характер. Большая часть их не регистрируется в органах власти, соблюдая конспирацию и масонскую тайну. Собственно масонские ложи, исполняющие традиционные ритуалы вольных каменщиков, составляют не более трети указанного выше числа . В целом, по нашим ориентировочным подсчетам, число членов всех масонских лож в России – не менее двух тысяч человек.
Гораздо большее количество членов (не менее 10 тыс.) числится в так называемом белом масонстве — организациях масонского типа, не использующих традиционные ритуалы вольных каменщиков, но принимающих масонские принципы жизни и возглавляемых, как правило, настоящими масонами. Первое место здесь занимают члены клубов “Ротари” (в России их насчитывается несколько десятков). Весьма характерным для “белого масонства” являются такие организации, как Орден Орла, клубы “Магистериум”, “Реформа”, “Взаимодействие”, “Международный русский клуб”, Фонд Сороса.
Деятели “белого масонства” считают себя “избранным народом” (элитой), который обладает особыми правами господствовать над другими людьми. Подрывная антихристианская, антирусская работа этих организаций носит строго закрытый, секретный характер…
Заключение
Как любое явление масонство имело свои расцвет и упадок на определенных стадиях развития, для меня основная философия масонства близка как человеку, но эту философию некоторые политики использовали для завоевания господства над умами людей и использовали после этого свою власть в недостойных человеку целях, что привело к недопониманию и отрицательному отношению к понятию масонства. Как явление оно и в будущем требует более полного исследования его, в истории человечества, и в последствии займет достойное для него место.
И по сей день , масонов невежественно причисляют к неким сектантам. Но насколько основательно такое утверждение? Масонские ложи скорее общественное явление. Мораль масонов была альтернативой общественному массовому сознанию.
Быть может, стоит прислушаться к тем истинам, о которых напоминают нам масоны? Настали времена, когда сместились общие представления о добре и зле.
Но нам необходимо научится отделять зерна от плевел, а так же обращаться к опыту российской общественной мысли, приобретенному за многие века.
Список использованной литературы
Берберова Н.Н. Люди и ложи. Русские масоны ХХ столетия. – Харьков: Калейдоскоп; М.: Прогресс-Традиция, 1997. – 400 с.
Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем: М., 1990
Политология. Энциклопедический словарь: М., 1993.
Под редакцией С.П Мельгунова и Н.П. Сидорова Масонство в его прошлом и настоящем.
Москва, СП « ИКПА» 1991г.
Пыпин А. Н., Русское масонство. XVIII и первой четверти XIX в., П., 1916;
Вернадский Г. В., Русское масонство в царствование Екатерины II, П., 1917
Масонство в его прошлом и настоящем, т. 1—3, М., 1914—22; Пиксанов Н. К.