Меценаты на Орловщине

Содержание:
Введение
1. История отечественного меценатства.
Из истории меценатства в России.
Меценатство на Орловщине.
2. Формы участия меценатов, их роль в управлении делами учреждения культуры и искусства.
3. Спонсоры, их участие в финансовой поддержке и организации мероприятий.
4. Участие современных меценатов, предпринимателей в финансовой поддержке сферы культуры.
Заключение
Приложение
Список использованной литературы
Введение.
1. Актуальность исследования.
Традиции общественной благотворительности в России имеют дли­тельную историй и получили свое развитие еще в домонгольский период именно поэтому актуальность данного исследования опре­деляется тем, что профессиональная подготовка менеджера в культуре в обязательном порядке предполагает как глубокий анализ и изучение накопленного почти за тысячу лет богатого опыта оказания помощи меценатами, так и использование данного опыта в непосредственной практической деятельности.
С конца XVIII в. открываются проявления благотворительности в виде меценатства- покровительства искусству, наукам, собирания больших библиотек, коллекций, создания художественных галерей, театров и т. д., то есть всего того, что входит в широкое понятие культуры. Культура во все времена оказывалась тесно связанной с богатством и без его поддержки не могла полноценно существовать. Меценатство на Западе – это явление, которое, наряду с нравственным, имело и юридические основания (снижение налогов или освобождение от них). В России оно чаще было связано с религиозными, нравственными понятиями, подчинялось требованиям общественного мнения. Можно рассматривать меценатство как причуды обеспеченных людей, не знающих, куда девать деньги. А можно и иначе. Среди предпринимателей, как и среди других слоев населения, были люди, желавшие жить какой-то другой, более духовной жизнью, начинавшие понимать в ней смысл, желавшие подняться над течением обыденной жизни, найти в ней какие-то другие отношения.
Сначала молельни и домашние церкви русских купцов превращались в настоящие музеи. Да и само музейное дело в России было поставлено купцами-промышленниками. Благодаря им были созданы в течение XIX в. сотни музеев – в краевых, губернских, уездных городах России.
В настоящее же время, когда культуре России уделяется очень мало внимания, проблемы, поднимаемые в этой работе весьма актуальны. Государственное финансирование культуры в бюджете занимает одно из последних мест, можно сказать, что финансируется по остаточному принципу. Многие театры, музеи, кинотеатры, галереи находятся в бедственном положении. На этом фоне вопрос о меценатстве имеет огромное значение. За годы перестройки многие мечтатели превратились в бизнесменов, финансистов и за суетой и трудностями сложного времени не забыли о благих порывах.
2. Методическая основа работы.
Литературное обеспечение меценатство в России и на Орловщине освещено очень слабо. Современная литература уделяет мало внимание этой проблеме.
Книги Аронова А.А. “Золотой век русского меценатства”; Нищерсткого “Исторические корни и традиции развития благотворительности в России”; Аксеновой А. И. “Генеалогия московского купечества XVIII в.”; Тенишевой М. К. “Впечатления моей жизни”; Боханова А. Н. “Савва Морозов”; Голубева В. “В пользу бедных (о благотворительности в России)”; Думовой Н. Г. “Меценаты Рябушинские: “Золотое руно” и “Голубая роза””; Афонина Л. “Повесь об Орловском театре”; Егорова Б. и Еремина В. “Город Орел”; Аниканова А. “Княгиня- благотворительница”; Еремина И. “Орловские купцы” – это та современная литература, которую мне удалось найти и ознакомиться.
Больше информации по этому вопросу можно найти в дореволюционной литературе: Краткий исторический очерк Орловского – Бахтина кадетского корпуса (1843 – 1893); материалы для описания Орловской губернии (1905) здесь можно почерпнуть информацию о известных меценатах Орла: Лавровой М.А., о Русанове В.С., о Тенишевой А.Д.; Пясецкий Г. “Исторические очерки города Орла” (1874); список жертвователей в Орловский музей (1899) содержит информацию о Похвалинском Ф.Ф., Николаеве А.Н
Есть и статьи по теме меценатства: Сизова П. “Орловские друзья композитора”; Старых В. “Меценат из Петровского”; Чернова Н. “Торговое село Покровское”; Свешниковой Е. “Купцы не только брали”; Сизов П. “Знаменитый тенор”; Плотровский М. “Меценатство – это явление культуры: благотворительность”; Гатиловой Л. “Спасем свое национальное достояние?”.
3. Цель исследования.
Актуальность проблемы определила, и цель работы: изучить экономические и культурологические условия возникновения меценатства.
4. Задачи исследования.
Данная цель конкретизировалась в следующих задачах:
1. Проанализировать опыт меценатской деятельности в России как элемент общегосударственной политики.
2. Проследить формы участия меценатов, их роль в управлении делами учреждения культуры и искусства.
4. Гипотеза.
На Орловщине знают людей, без которых наша духовная жизнь была бы значительно беднее. Богатые люди разных сословий вкладывали свои деньги в строительство храмов, учебных заведений, приютов и больниц, театров, музеев и библиотек, назначали стипендии талантливым студентам, жертвовали значительные суммы бедным людям.
Имена их не затерялись среди многочисленных персонажей прошедших эпох.
Орловские меценаты — это сложные, часто противоречивые натуры. Но они видели больше и острее чувствовали, чем многие их современники, потребности общественного развития, чему и отдавали свои силы, знания, ум и сердце.
5. Объект исследования.
Объектом исследования данной работы являются крупные меценаты России конца19-начала20 века и не менее знаменитые меценаты Орловщины. Описать деятельность каждого мецената в частности мне не хватило бы и книги.
Но отдать дань уважения этим людям все же нужно, поэтому перечислим их имена: Морозовы, Харитоненко, Прохоровы, Найденовы, Щукины, Алексеевы, Солдатенковы, Шереметьевы, Боткины, Шелапутины, Абрикосовы, Вишняковы, Ушковы, Бахтин, Тенишева, Клушина, Лаврова, Горбов, Каменский, Николаев, Хлебников, Коньков, Байковский и т.д.
Также работа будет затрагивать современных меценатов, предпринимателей, которые обеспечивают финансовую поддержку учреждений культуры.
6. Предмет исследования.
Предметом исследования по данной проблеме являться изучение зарождения отечественного меценатства, благотворительная деятельность меценатов в Орловской области (губернии), плодотворное влияние их работы на культуру Орловшины, а также работа раскроет участие современных спонсоров в культурной жизни Орла.
7. Методы сбора информации
Информация по данной теме собиралась в разных источниках. Большинство материала удалось почерпнуть в Орловской публичной библиотеке им. Бунина, Орловском краеведческом музее и в интернете.
9. Обоснование выбора литературных источников.
В данной работе наибольший акцент сделан на дореволюционную литературу, так как в не наиболее полно описывается жизнь, деятельность меценатов, эта информация наименее искажена. Новая литература подходит к вопросу работы с критической точки зрения, она уже переработана автором.
10. Композиционные особенности работы.
Работа выстроена таким образом, что первой части пойдет рассказ о меценатах России и Орловской области (губернии), следующим пунктом будет освещена их деятельность и формы участия в культуре. Далее работа будет касаться положения современного спонсорства в России.
1. История отечественного меценатства.
С конца XVIII в. открываются проявления благотворительности в виде меценатства – покровительства искусству, наукам, собирания больших библиотек, коллекций, создания художественных галерей, театров и т. д., то есть всего того, что входит в широкое понятие культуры. Культура во все времена оказывалась тесно связанной с богатством и без его поддержки не могла полноценно существовать. Меценатство на Западе – это явление, которое, наряду с нравственным, имело и юридические основания (снижение налогов или освобождение от них). В России оно чаще было связано с религиозными, нравственными понятиями, подчинялось требованиям общественного мнения. Можно рассматривать меценатство как причуды обеспеченных людей, не знающих, куда девать деньги. А можно и иначе. Среди предпринимателей, как и среди других слоев населения, были люди, желавшие жить какой-то другой, более духовной жизнью, начинавшие понимать в ней смысл, желавшие подняться над течением обыденной жизни, найти в ней какие-то другие отношения.
Сначала молельни и домашние церкви русских купцов превращались в настоящие музеи. Да и само музейное дело в России было поставлено купцами-промышленниками. Благодаря им были созданы в течение XIX в. сотни музеев – в краевых, губернских, уездных городах России.
Внуки крестьян и мещан – отпрыски богатейших купеческих семей, пройдя через университет, а также деловые и увеселительные путешествия по Европе, становились ценителями литературы и искусства.
Поддержка всякого рода культурных начинаний была особенностью русской торгово-промышленной среды: Третьяковская галерея, Щукинский и Морозовский музеи современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, собрание русского фарфора А. В. Морозова, собрания икон С. П. Рябушинского, собрания картин В. С. Гиршмана, Е. И. Лосевой и М. П. Рябушинского, Частная опера С. И. Мамонтова, Опера С. И. Зимина, Художественный театр К. С. Алексеева-Станиславского и С. Т. Морозова. Связаны В. А. Морозов и “Русские ведомости”, М. К. Морозова и Московское философское общество, С. И. Щукин и Философский институт при Московском университете, Найденовские собрания и издания по истории Москвы, Московии и, в частности, московского купечества.
Клинический городок и Девичье поле в Москве созданы главным образом семьей Морозовых . Солдатенков – и его издательство, и “Щепкинская” библиотека . Больница имени Солдатенкова, Солодовниковская больница, Бахрушинские, Хлудовские, Мазуринские, Горбовские странноприимные дома и приюты; Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых; Шелапутинская и Медвединская гимназии; Александровское Коммерческое училище; Практическая академия коммерческих наук; Коммерческий институт Московского общества распространения коммерческого образования, где каждая аудитория, каждый кабинет или лаборатория были сооружены либо какой-то семьей, либо в память какой-то семьи . Много было и других, и можно ли вообще припомнить все те памятники жертвенности представителей “темного царства”, того “чумазого”, который неустанно шел вперед и не хотел только торговать миткалем, а интересовался категорическим императивом, Штейнеровской антропософией и картинами Матисса Ван Гога и Пикассо.
Но отдать дань уважения этим людям все же нужно , поэтому перечислим их имена: Морозовы, Харитоненко, Прохоровы, Найденовы, Щукины, Алексеевы, Солдатенковы, Шереметьевы, Боткины, Шелапутины, Абрикосовы, Вишняковы, Ушковы и т.д. и т.д.
Из истории меценатства в России.
Наибольшего размаха достигла меценатская деятельность со второй половины XIX в. Именно к этому времени российская буржуазия осознала свою экономическую мощь, стала искать свое место в общественной жизни. Поскольку от политической деятельности царское правительство держало предпринимателей на расстоянии, а профессиональной деятельностью заслужить общественное признание было трудно, учитывая усиливающиеся настроения против эксплуататоров, буржуазия пыталась уходить в иные области, пользовавшиеся большим общественным престижем: занятие благотворительностью и меценатством.
Поскольку меценаты хотели не только спасти свою душу, сделать добро людям, но и оставить память о себе среди людей, закрепляя в названиях свои имена, необходимо назвать каждого поименно, вернуть в историю память об этих людях.
Одно из первых дошедших до нас сведений о купеческой благотворительности находим в семейной хронике Крестовниковых. Пришедший в Москву из Переславля-Залесского основатель династии Козьма Васильевич (1753 – 1814) был одним из первых коммерческих деятелей в Москве. Он имел сахарорафинадный завод на Шипке, завод для производства свинцовых белил, вел торговлю по всей России и с заграничными фирмами, в том числе участвуя в Макарьевской, Ирбитской и Лейп-цигской ярмарках. Внук его сообщал, что дед весьма горячо отозвался в 1812 году на воззвания к пожертвованию. Им и его детьми было пожертвовано на Отечественную войну 50 тыс. руб., о чем было записано на стене храма Христа Спасителя, на 28-й мраморной доске. Такие же суммы пожертвовали князь Н. Б. Юсупов и три представителя московского купечества: городской голова Алексей Куманин, коммерц-советник Семен Алексеев и Григорий Абрамович Кирьяков. В 1812 г. всего было пожертвовано москвичами на снаряжение армии 1 млн. руб., из них 500 тыс. руб. собрало богатое московское купечество.
Со второй половины XIX в. все крупнейшие российские предприниматели занимались благотворительностью и меценатством.
Третьяковы. Павел и Сергей Третьяковы происходили от старого, но небогатого купеческого рода. Павел с ранних лет помогал отцу торговать в лавке, бегал по поручениям, выносил мусор и учился вести записи в торговых книгах, а после смерти отца вел вместе с братом все торговые дела. Отец дал детям полное домашнее образование.
Торговые и промышленные дела Третьяковых шли очень успешно, им принадлежала Новая Костромская мануфактура льняных изделий, но эта семья никогда не считалась одной из самых богатых. Тем не менее при создании Третьяковской галереи и на другие пожертвования Павел Михайлович тратят огромные по тому времени деньги, может быть в ущерб семье. В частности, им было создано в Москве Арнольдо-Третья-ковское училище для глухонемых. Сергей Михайлович занимался общественной деятельностью, много работал по городскому самоуправлению, был городским головой, собирал картины как любитель. Павел Михайлович отдал себя целиком собиранию картин.
П. М. Третьяков (1832 – 1898) начал свою деятельность по собиранию картин русских художников в 1856 г. и сразу решил, что подарит свою коллекцию городу, сделает ее народным достоянием. В завещательном письме еще в 1860 г. Третьяков пишет, что капитал он завещает “на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи”, и добавлял, что “желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников”.
Первой покупкой Третьякова было собрание картин старых голландцев. Картины эти украшали комнаты в Толмачах, доме, который был приобретен по случаю в 1851 г. и стал первоосновой Третьяковской галереи. Дом стоял в глубине двора. По обеим сторонам двора вдоль Лаврушинского переулка были подсобные флигели, которые стоят и теперь. В одном из них помещалась кухня, кладовые. В другом – каретный сарай, конюшни. За домом был тенистый сад с фруктовыми деревьями и беседкой, в которой пили чай и варили варенье.
Когда Третьяков начал собирать картины русских художников, он их развешивал сначала в своем кабинете. Со временем, когда там стало тесно, картины развешивались в столовой, потом в гостиной, а картины старых голландцев Павел Михайлович отправил в Ильинский переулок. В связи с увеличением количества картин, в 1872 г. было принято решение о постройке галереи. Весной 1874 г. произошло переселение картин в новое помещение. Картины в галерее размещались хронологически, начиная с самых старых от входа. Галерея расширялась, новые залы пристраивались до самой смерти ее основателя.
Первой картиной, которую заказал Третьяков русским художникам, было “Искушение” Шилдера. По документальным же данным первой покупкой Павла Михайловича является картина Худякова “Финляндские контрабандисты”. Огромная историческая заслуга Третьякова – это его вера в торжество русской школы живописи. В одном из писем в феврале 1865 г. он писал: “Многие положительно не хотят верить в хорошую будущность русского искусства . а я как-то невольно верую в свою надежду, наша русская школа не последнею будет”. В наступившем в конце XIX в. триумфе русской живописи личная заслуга П. М. Третьякова исключительно велика и неоценима.
В начале 1872 г. в собрание Третьякова поступили две замечательные картины, получившие премии на конкурсе Общества поощрения художеств: “Мокрый луг” Васильева и “Сосновый бор” Шишкина. Перед второй передвижной выставкой Павел Михайлович приобрел “Христа в пустыне” Крамского, на самой выставке – “Устье Невы” Боголюбова, “Ручей в лесу”, “Полдень” Шишкина. Это теперь лучшие картины. В ближайшие годы появляются картины Маковско-го, Куинджи, Ярошенко.
В 1869 -70 гг. у Третьякова возникает мысль о создании галереи портретов великих русских писателей, композиторов и ученых, которые он заказывает лучшим художникам. Так появились портреты Писемского, Гончарова, Островского, Герцена, Рубинштейна, Шевченко, Антокольского, Клодта, Л. Н. Толстого.
Постепенно Третьяков расширяет рамки своей коллекции, начиная собирать древнерусское искусство и портретную живопись XVIII в. Он не только собирал картины, но становился как бы историком русской живописи, а также активным участником ее истории.
В жизни Павел Михайлович был скромным и трудолюбивым человеком, всю жизнь не изменял своим привычкам. Днем он работал в конторе, а вечер посвящал различным заседаниям, бывал в театре или в концерте. Третьяков состоял членом многих учреждений, другие поддерживал материально. В течение восьми лет он был членом Комитета для оказания помощи изувеченным на поле брани, членом Общества любителей художеств, членом Попечительского совета в Александровском коммерческом училище и других. Служащие жили у Третьякова десятки лет, их было довольно много.
В своем заявлении в Московскую городскую думу о передаче его галереи Москве он писал, что делает это, “желая способствовать устройству в дорогом мне городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусства в России и, вместе с тем, сохранить на вечное время собранную мной коллекцию”.
Мамонтовы. Эта семья была весьма многочисленна. Мамонтовы получили известность на различных поприщах: в области промышленности, искусств. Из всех Мамонтовых самой выдающейся фигурой был Савва Иванович (1841 – 1918 гг.) “Московский Медичи”, “Савва Великолепный” – так называли Савву Ивановича современники. Промышленник, строитель железных дорог, музыкант, режиссер, писатель, скульптор -человек, который говорил, что его главный талант – это “находить таланты”. Не случайно И, Грабарь вспоминал, что “Мамонтов казался рядом с уравновешенным, мудрым и холодным Третьяковым каким-то неистовым искателем юных дарований”. Даже в ряду других знаменитых меценатов Мамонтов занимает особое место. Он не столько коллекционировал и поддерживал искусство, сколько “двигал его вперед”, участвовал в его развитии, созидал.
Савва Мамонтов родился в 1841 г. в далеком зауральском городке, где жили ссыльные декабристы. Его отец, Иван Федорович, был хороший торговец, он проделал путь от провинциального купца к верхушке московского предпринимательства. Отец поощрял тягу сына к знаниям: Савва с детства знал французский и немецкий языки, много занимался дома, окончил гимназию, поступил в Московский университет, учился в Петербургском горном корпусе.
Постепенно у него появляется интерес к театру, он сам выступал в роли Кудряша в “Грозе”, посещал драмкружок, где роль Дикого исполнял сам автор – А. Н. Островский. Отец, Иван Федорович, был сначала доволен сыном, хлопал, поздравлял, но вскоре отослал сына подальше от театральных соблазнов в Персию – учиться торговать. “Ты вовсе обленился, – пишет он сыну, – перестал учиться классическим предметам, развлекался и предался непозволительным столичным удовольствиям музыкантить, петь и кувыркаться в драматическом обществе .”.
Савва смиряется и после Персии отправляется в Италию -изучать основы шелководства. Но там у него появляются вокальные способности, он занимается пением и даже получает приглашение одного из миланских театров дебютировать в “Норме” Беллини. Прослышав об успехах сына, отец срочно вызывает его в Москву и здесь под своим присмотром приобщает сына к коммерческим делам.
В 1865 г. Иван Федорович благословляет сына на брак с дочерью купца 1 гильдии Лизой Сапожниковой и дарит молодоженам дом на Садовой. Тогда еще никто не подозревал, что вскоре этот дом станет одним из центров художественной жизни России.
После смерти отца 28-летний Савва Мамонтов становится обладателем огромного состояния, вложенного в строительство железных дорог. Как раз в это время Мамонтов знакомится с М. Антокольским, В. Поленовым, И. Репиным, под влиянием которых увлекается занятиями скульптурой, неожиданно обнаружив в себе новый талант.
Вместе с тем Савва становится крупным железнодорожным предпринимателем, строит Донецкую железную дорогу, дорогу в Ярославль и до Архангельска. Расширяет вагоностроительный завод в Мытищах, покупает Невский завод в Петербурге, где делают паровозы и корабли, задумывается о приобретении уральских заводов и рудников. В это же время Мамонтов посещает выставки, музеи, занятия скульптурой, поддерживает художников.
Когда скульптор М. Антокольский, женившись, нуждается в деньгах, Савва Иванович заказывает ему работу – без ограничений и условий, просто “статую работы Антокольского”. В результате появляется “Христос перед судом народа”, отмеченный на Всемирной парижской выставке высшей наградой, а автор – орденом Почетного легиона.
Помощь от Мамонтова приходит и к В. Васнецову, терпевшему после переезда в Москву постоянные неудачи. За участие в Передвижной выставке 1878 г. он не получил ни гроша. “Сижу без денег, – пишет он Крамскому, – и даже взаймы негде взять”. В молодой, еще мало известный кому талант надо поверить, в финансировании его есть определенный риск.
Савва Иванович заказывает ему рисунки для издания альбома, в котором должны быть представлены работы лучших художников того времени. Деньгами, полученными за заказ, Васнецов расплачивается с многочисленными кредиторами и может теперь уже спокойно завершить свою первую картину в новом стиле “После побоища Игоря Святославовича с половцами”. И в дальнейшем Мамонтов продолжает покупать его картины, показывая пример московскому обществу. Это делает Васнецову рекламу: “Покровительство Саввы Ивановича было для Москвы решающим, – вспоминает И. Грабарь, – а его мнение – наиболее авторитетным”.
Постепенно вокруг Мамонтова образуется содружество художников, свободных от каких-либо эстетических манифестов и догм, вошедшее в историю русской культуры под названием Мамонтовского, или Абрамцевского кружка. В этой деятельности Савву Ивановича поддерживала жена.
Связующим началом Абрамцевского кружка стал домашний театр, в котором участвовали не только художники, музыканты, артисты, но и родственники, друзья и гости Мамонтовых. Пьесы для постановки хозяин дома сочинял сам, иногда не успевал к сроку и дописывал во время репетиций, совмещая роль автора, режиссера и актера. Декорации и костюмы делали художники, открывая для себя театральную живопись.
Домашние спектакли перешли в серьезное увлечение, Савва Иванович в 1885 г. открыл в Москве свой театр – Русскую оперу. Императорский театр прозябал в то время в “консерватизме и рутине”, по свидетельствам современников. Мамонтовская опера стала совершенно новым явлением в музыкальной жизни России. “Артисты, художники, поэты есть достояние народа, -говорил Мамонтов своим актерам, – страна будет сильна, если народ проникнется их пониманием”. И несмотря на то, что
общество холодно относилось к Частной опере Мамонтова, он продолжал ставить репертуар, отвечающий его эстетической программе.
Знакомство с Саввой Ивановичем резко изменило жизнь и К. Коровина. В то время ученик художественного училища, К. Коровин поселяется в доме мецената, оформляет его спектакли, привязывается к покровителю и ездит с ним везде – по служебным делам, в путешествие за границу, на выставки и концерты. Из поездки с Мамонтовым и Серовым по Северу Коровин привез множество этюдов. Эти этюды были очень хороши, поэтому Мамонтов поручил Коровину оформить павильон Крайнего Севера на Всероссийской выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде.
Выставка, приуроченная к коронации Николая II, должна была, по расчетам Мамонтова, убедить в необходимости постройки железной дороги на Север. Среди художественных экспонатов выставки Савва Иванович выставил два панно работы Врубеля – “Микула Селянинович” и “Принцесса Греза”. Комиссия Академии художеств, принимавшая выставку, единогласно забраковала панно и постановила убрать их из павильона искусств: работы Врубеля не соответствовали представлениям академиков о декоративной и монументальной живописи.
Савва Иванович очень рассердился, заплатил Врубелю стоимость панно, построил павильон за пределами территории выставки, где поместил картины и на фасаде написал: “Выставка декоративных панно художника М. А. Врубеля”, забракованная жюри императорской Академии художеств”. Вход был свободным, и публика шла нескончаемым потоком, дивясь необычным картинам.
В Частной опере пел 23-летний Шаляпин. Малоизвестный начинающий певец был связан жестким контрактом с Императорским театром. Мамонтов убедил Шаляпина разорвать контракт, заплатив огромную неустойку, и сразу поставил певца на первые роли в своем театре, разглядев в юноше необычайные способности. Здесь, в обстановке всеобщего доверия и подлинного творчества, Шаляпин почувствовал, “будто цепи спали с души моей”. Путь Мамонтовской оперы к успеху был нелегким. Она терпела неудачи, прекращала постановки, но в конце концов снискала всеобщее признание. Известный критик XIX в. вв. Стасов писал: “Подобно тому, как Третьяков тратил деньги на покупку картин русской художественной школы, дав этим возможность этой школе развиться, а потом подарил все свое собрание Москве, а фактически всей России, подобно этому Мамонтов подарил России Русскую Частную оперу”.
Но скоро судьба, благоволившая Савве Ивановичу, отвернулась от него: осенью 1899 г. он был арестован и посажен в тюрьму. Его колоссальное состояние было конфисковано, а личное имущество описано и опечатано. Он стал жертвой скрытых интриг высокопоставленных особ, отрекавшихся от своих бывших друзей. И хотя суд показал полную невиновность Саввы Ивановича, он вышел из зала суда разоренным. Имя Саввы Мамонтова перестало звучать в финансовых кругах как гарантия капитала, что лишний раз доказывает, как опасно иметь дела с казной и надеяться на именитых покровителей-чиновников.
В тюрьме Савва Иванович лепил бюсты тюремщиков и жандармов. Выйдя из тюрьмы и освободившись от коммерческих дел, он занялся скульптурой и керамикой. Мамонтов поселяется в доме на Бутырской заставе, купленном на имя дочери, и организовывает там свою керамическую мастерскую, которая скоро превращается в небольшой керамический завод. Изделия не приносят прибыли, но завоевывают призы на международных и отечественных выставках. В мастерской появляется новый круг художников: Головин, П. Кузнецов, Матвеев, Сапунов, Судейкин, не забывают и старые друзья.
Савва Иванович Мамонтов дожил до весны 1918 г. Похоронили его в Абрамцевской церкви, построенной руками друзей. На панихиде В. Васнецов сказал: “Таких людей, как Савва Иванович, сегодня нами вспоминаемый, особенно следует ценить нам, русским, где искусство, увы, потеряло связь с родной почвой, питавшей его в былые времена. Нужны личности, не только творящие в самом искусстве, но и творящие ту атмосферу и среду, в которой может жить, производить, развиваться и совершенствоваться искусство. Таковы были Медичи во Флоренции, папа Юлий II в Риме и все подобные им, творцы художественной среды в своем городе. Таков был и наш почивший друг Савва Иванович Мамонтов”.
Бахрушины. Семья Бахрушиных была одной из самых уважаемых в купеческой Москве. Дальний предок Бахрушиных, татарин из Касимова, принявший православие, в конце XVI в. переселился в г. Зарайск Рязанской губернии. Как гласит семейное предание, он подал прошение царю с просьбой разрешить называться Бахрушиным, по мусульманскому имени отца – Бахруш, поэтому однофамильцев у его потомков нет. В Зарайске род Бахрушиных прожил около двух веков. Занимались прасольством – скупкой скота, шкуры продавали кожевникам. В 1821 г. Алексей Федорович Бахрушин перебрался с семьей в Москву. Весь путь шли пешком за подводой с имуществом. Сверху подводы в корзине для кур ехал 2-летний Петр, который в старости, обладая миллионным состоянием, любил рассказывать об этом путешествии. Младшего сына, Александра, будущего почетного гражданина города Москвы, везли в бельевой корзине.
Бахрушины торговали скотом и сырыми кожами на Таганке, на Зарайском подворье. Через 4 года Алексей Федорович стал поставлять сырые кожи в казну, в том числе для изготовления солдатских ранцев. Скапливалось много нереализованного товара. Его отсылали с 1830 г. в Санкт-Петербург на кожевенный завод немецкого купца Мейнцингера, где выделывали лайку для перчаток. Потом Бахрушин решил сам заняться выделкой лайки, наняв дом в Кожевниках, завел малое перчаточное дело. После была куплена маленькая кожевенная фабрика; покупали земли, которые превратили в громадные земельные владения. В 1835 г. Бахрушин был занесен в списки московского купечества.
Бахрушин любил все новое, сыну Александру нанял учителя французского, чем удивил соседей. Решительно вводил новшества в производство, например, вместо портящей кожу обработки известью применил ее промывку. В 1844 – 45 гг. он переоборудовал завод, провел воду из Москвы-реки, заменил тяжелую ручную работу машинами. Паровая 12-сильная машина была невиданной диковинкой в кожевенном производстве. За реконструкцию завода (обошлась она в 100 тыс. рублей) Бахрушин получил золотую медаль на Анненской ленте.
Когда через три года Алексей Федорович, заразившись холерой, умер, выяснилось, что касса пуста, а завод и дом в Кожевниках заложены. Долги превышали стоимость всего имущества, семейство осаждали кредиторы. Опытные люди советовали отказаться от наследства и начать все снова. Вдова и три сына: Петр, Александр и Василий, чтобы не порочить памяти отца, решили принять долги на себя, выплатить их, а в будущем отказаться от сделок в кредит, от долговых обязательств, расчеты производить только наличными. Этого правила Бахрушины придерживались неукоснительно. Сыновья помогали матери. Модернизированный завод стал приносить доходы, в 1864 г. братья пристроили к заводу суконно-ткацкую фабрику, открыли торговлю сукном в Харькове и Ростове-на-Дону. В 1854 г. Бахрушины получили звание почетных граждан. Но жили они достойно и скромно. Отношения в семье были патриархальными, старший в семье – Петр был руководителем дела, все члены семьи жили вместе.
Большую выгоду получила семья от военных заказов во время Крымской войны. После поездки за опытом во Францию, Англию, Германию Бахрушины переоборудовали завод, который стал представлять полный цикл производства.
В 1875 г. был утвержден правительством “Устав Товарищества кожаных и суконных мануфактур Алексея Бахрушина и сыновей в Москве”. Основной капитал составлял 2 млн. рублей. По уставу рабочим за брак полагался штраф, но отношения с рабочими были лучше, чем на других фабриках, как бы более патриархальными. К концу века на предприятии работало 400 человек, волнений и забастовок не было.
Широко и щедро жертвовали Бахрушины на благотворительные цели. В конце хорошо законченного финансового года они выделяли определенную сумму на помощь бедным, больным, престарелым, учащимся. Свою деятельность Бахрушины не афишировали, но каждому благотворительному учреждению присваивали имя Бахрушиных, надеясь сохранить в памяти будущих поколений. В родном городе Зарайске в 1869 г. предприниматели построили церковь, богадельню и училище. В 1882 г. братья передали московскому городскому голове 450 тыс. рублей на строительство больницы на 200 кроватей. Бахрушинская больница была предназначена страдающим неизлечимыми заболеваниями (ныне Остроумовская, по имени главного врача, который был и домашним врачом семьи Бахрушиных). Кроме больницы, был построен больничный храм во имя Божьей Матери всех скорбящих радости, больница была на содержании семьи, лечение было бесплатным. В 1890 г. при Бахрушинской больнице был построен Дом призрения для неизлечимых больных на 200 человек, в банк положены деньги на его содержание.
В 1895 г. в Сокольничьей роще возвели приют для брошенных детей, мальчики-сироты воспитывались там до “выхода в люди”. Рядом была школа-мастерская для обучения ремеслам -электротехническому и художественно-слесарному.
В 1898 г. Бахрушины построили на Болотной площади (ныне площадь Репина) дом бесплатных квартир для нуждающихся вдов с детьми и учащихся девушек, потом еще 2 здания на Софийской набережной. При доме было два детских сада,
начальное училище, мужское ремесленное училище, профессиональная школа для девочек. Столовая была бесплатной, бесплатно можно было пользоваться швейными машинами.
Полмиллиона рублей Бахрушины пожертвовали на приют-колонию для беспризорных детей в Тихвинском городском имении в Москве. В 1913 г. они предоставили Зарайской городской управе деньги для строительства больницы, роддома, амбулатории.
В 1915 г. на деньги Александра Алексеевича Бахрушина в Серпуховской части Москвы был построен Народный дом для досуга детей и подростков, с библиотекой и читальным залом, столовой-чайной (где “за минимальную плату беднейший класс населения мог бы получить здоровую пищу”), театр со зрительным залом на 1200- 1500 человек. Народный дом должен был быть окружен садом для летних и зимних развлечений и детских подвижных игр.
Перед самой Февральской революцией Бахрушины подарили Московской городской управе имение Ивановское в трех верстах от Подольска под приют-колонию для беспризорных детей.
С именем Бахрушиных связана и история популярного на рубеже веков Театра Корша (МХАТ им. Горького). В 1885 г. Бахрушины сдали драматургу и переводчику Коршу в аренду лучшую часть своего земельного владения на выгодных арендатору условиях. В 100 дней было возведено театральное здание в псевдорусском стиле, на которое Бахрушины пожертвовали 50 тыс. рублей.
Бахрушины приняли финансовое участие в создании Московского Коммерческого института, материально поддерживая работы, связанные со становлением отечественного воздухоплавания, различные медицинские эксперименты.
В 1901 г. за благотворительную деятельность семья была удостоена звания “почетные граждане Москвы”. До них такую честь заслужил только один человек из купеческого сословия -П. М. Третьяков. Газета “Русское слово” по этому поводу писала: “Гласный Думы мануфактур-помещик Александр Алексеевич Бахрушин никогда не говорит в Думе, но совместно с братьями сделал для города столько, сколько не сделают десятки говорящих гласных”.
Во время Первой мировой войны Бахрушины выдавали значительные поощрения для рабочих, некоторые старики за стаж получили значительные суммы. После смерти Александр Ачексеевич Бахрушин половину имущества завещал на благо-
-творительные цели. Церкви. Оставил также завет: “жить в мире и согласии, помогать бедным, жить по правде”.
Третье поколение Бахрушиных – Владимир, Алексей и Сергей стали больше интересоваться искусством, чем их отец (Александр). По воле случая (поспорив с приятелем) Алексей, получивший по сравнению с братьями неважное образование, о чем потом жалел, стал собирателем Музея театра, что стало главным делом всей его жизни.
Алексей Бахрушин (1865 – 1929) в поисках экспонатов для своего собрания постоянно обращается к букинистам, антикварам, на Сухаревский рынок. В Москве в то время было очень много старины, которая продавалась в лавках в Никольском тупике, у Варварских ворот на книжном развале вдоль Китайской стены. Часами рылись в сухаревских развалинах антиквары и коллекционеры (среди них богачи – Перлов, Фирсанов, Иванов), за гроши покупая шедевры. Первой покупкой Алексея Бахрушина за 50 рублей стали запыленные маленькие портреты крепостных актеров графа Шереметьева (как оказалось потом). Начинание Бахрушина поддержал режиссер Малого театра А. М. Кондратьев, который помогал в сборе реликвий; они подружились. Постепенно Алексей сближается с театральным миром, коллекционирование превращается в страсть.
30 октября 1894 года Бахрушин организовал в родительском доме в Кожевниках выставку коллекции для желающих – этот день считается официальной датой открытия Музея.
Занятие Алексея Бахрушина встретило понимание у его жены, которая тоже увлеклась коллекционированием. Она была дочерью известного миллионера-суконщика В. Д. Носова. В биографиях их семей многое похоже – дед Веры Васильевны был простым ткачом, начал с маленькой фабрики.
Молодые жили в доме разорившегося купца Королева на Лужковской. Несколько комнат в этом доме было посвящено музею, но он постепенно разрастался. В коллекции музея были старинные музыкальные инструменты и ноты, автографы и рукописи актеров, писателей, драматургов; портреты, картины и театральные эскизы Кипренского, Тропинина, Головина, братьев Васнецовых, Репина, Врубеля, Добужинского, Коровина, Кустодиева, собрания театральных биноклей, вееров, личные вещи актеров, предметы театрального быта. Под экспонаты музея постепенно занимались все комнаты. Как всякий истинный коллекционер, Алексей Бахрушин жалел деньги даже на хозяйство, стремясь все потратить на коллекцию.
Глубоко религиозный, как все Бахрушины, Алексей Александрович утро начинал с долгой молитвы. В 10 часов уходил на завод, возвращался в 13.00. После обеда он ехал по другим делам: в 1897 г. Бахрушин был избран членом Совета Российского театрального общества, возглавил Московское театральное бюро. Вечером с женой посещал театр.
С 1913 г. у Бахрушиных созрело решение – передать музей Российской академии наук. 22 ноября 1913 г. состоялась передача музея. Собрался весь цвет театральной Москвы: М. Н. Ермолова, А, М. Сумбатов-Южин, А. А. Яблочкина, К. К. Станиславский, В. Н. Немирович-Данченко. Приехали И. А. Бунин, известный меценат князь С. А. Щербатов, В. А. Рышков, С, И. Мамонтов. Все они вошли в состав Театрального музея, председателем которого был А. А. Бахрушин, именовавшийся “почетным попечителем”. Бахрушину был пожалован орден Владимира 4 степени. Академия выделила средства на содержание музея, а также трех его служащих.
После революции из Бахрушиных мало кто эмигрировал. Приобрел известность Сергей Владимирович Бахрушин (1882 -1950 гг.), русский, а затем советский историк, ученик В. С. Ключевского.
В 1994 г. Театральному музею минуло 100 лет, он пополняется, ведет исследовательскую работу. Музей и улица Лужковская названы именем Бахрушина.
Меценатство на Орловщине.
Общественная благотворительности в Орловской губернии характеризовалась общими для России тенденциями и определялась конкретными для определенного времени политическими и экономическими условиями в государстве. Так, первые закрытые заведения, где оформляются индивидуальные подходы к нуждам обездоленных, создаются в период становле­ния московской государственности. Частью же государственной внутрен­ней политики общественное призрение становится в период правления
Петра I, Именно в это время государство не только предоставляет по­мощь, но и осуществляет мероприятия по ликвидации профессионального нищенства, как явления социальной патологии. А систематическая рабо­та по общественное призрению начинает проводиться с 1775 года, когда вопросы защиты и помощи переходят в ведомство Приказа общественного призрения.
В XIX веке общественное призрение осуществляется со стороны не только государственных организаций, но и общественного попечения, складываются территориальные учреждения общественного попечения зем­ские, крестьянские, городские, церковно-приходского и т.д. Наряду с этим развивается и частная благотворительность.
Именно в XIX веке деятельность благотворительных обществ и уч­реждений в Орловской губернии приобрела особый размах: открывается городское благотворительное общество /1862/, Орловское благотвори-с призреть – это значит отнестись к кому-либо с участием тельное общество /Т865/, Орловское общество вспомоществования бед­ным ученикам Александровского Орловского реального училища /1876/, Дом трудолюбия и попечительное при нем общество /1891/ и т.д. Всего в Орловской губернии к концу века насчитывалось 29 обществ.
На рубеже веков оформляется тенденция перехода от добровольно:” помощи к профессионально”?. Этому способствовали как социально-экономической причины, так и наличие сложившейся системы помощи различ­ным слоям населения» Открываются первые курсы по общественной благотворительности, налаживаются международные связи.
Важной вехой в развитии социальной помощи этого периода явился съезд деятелей по общественному и частному презрению. Он поставил важнейшие вопросы в области законодательства, теории и практики об­щественной благотворительности, позволил увидеть проблемы различная регионов России, призвал к единению частные и общественные благотво­рительные организации в профессиональный союз,
2. Формы участия меценатов, их роль в управлении делами учреждения культуры и искусства.
В Орловском областном архиве можно найти некоторые сведения об открытии и о деятельности обществ и учреждений благотворительного характера: городское благотворительное общество (1862), Орловское благотворительное общество (1866), Орловское общество вспомоществования бедным ученикам Александровского Орловского реального училища (1876), Общество вспомоществования нуждающимся ученицам Орловской Николаевской женской гимназии (1882), Дом трудолюбия и попечительное при нем общество, г. Орел (1891), Орловское общество вспомоществования недостаточным учащимся высших учебных заведений (1893), общество вспомоществования бедным учащимся учебных заведений г. Орла (1896), благотворительное общество при Римско – Католическом костеле в Орле
(1897), французское благотворительное общество в Орле (1898), Попечительство нуждающимся учащимся бесплатных воскресных школ
(1898).
Благотворительные общества были в Ливнах, Мценске, Ельце, Дмитровске, Волхове, Брянске, Карачеве, Кромах. Всего в губернии насчитывалось 29 обществ.
В годы русско-японской войны, 1 мировой войны повсюду создавались специальные благотворительные комитеты.
На Орловщине знают людей, без которых наша духовная жизнь была бы значительно беднее. Богатые люди разных сословий вкладывали свои деньги в строительство храмов, учебных заведений, приютов и больниц, театров, музеев и библиотек, назначали стипендии талантливым студентам, жертвовали значительные суммы бедным людям.
Имена их не затерялись среди многочисленных персонажей прошедших эпох.
Орловские меценаты — это сложные, часто противоречивые натуры. Но они видели больше и острее чувствовали, чем многие их современники, потребности общественного развития, чему и отдавали свои силы, знания, ум и сердце.
Одним из представителей дворянства, который внес значительный вклад в развитие просвещения на Орловщине, был орловский помещик отставной полковник Михаил Петрович Бахтин. В 1835 году он пожертвовал на устройство кадетского корпуса в Орле капитал в 1500000 рублей и имение в 2700 душ. Император был очень признателен Бахтину за его поступок: полковник Бахтин был произведен в генерал-майоры и пожалован кавалером ордена святого Владимира 2-й степени. В честь его была выбита большая золотая медаль, а признательное дворянство губернии преподнесло Бахтину письменный адрес. Царским указом имя Бахтина было присвоено корпусу. В 1836 году Бахтин к сделанному пожертвованию присоединил и родовое имение в 1469 душ со всей хозяйственной недвижимостью.
В 1838 году он представил военному министру билет сохранной казны еще на 140126 руб. 35 коп.
Практически Бахтин пожертвовал все свое состояние стоимостью свыше 3-х миллионов рублей на строительство в Орловском крае кадетского корпуса. Из 28 кадетских корпусов России только один носил имя его основателя.
В 1834 г. было закончено строительство здания корпуса, и 6 декабря 1843 г. он был открыт.
Корпус содержался в основном на индивидуальные пожертвования орловцев. Например, для сыновей беднейших дворян были установлены специальные стипендии от дворян Орловской губернии, от Мценского уездного предводителя дворянства ТИМИРЯЗЕВА, ротмистра князя СЕРГЕЯ ГОЛИЦЫНА, вдовы генерал-майора КОРОВКИНОЙ и др.
В стенах корпуса учились многие видные люди России: революционер Степняк-Кравчинский, народники братья Рогачевы, конструктор оружия академик Стечкин, музыкант Затаевич и др.
В советское время в здании корпуса располагалось Орловское бронетанковое училище им. М.В. Фрунзе. В 1943 году оно было взорвано немецкими оккупантами.
О конце 19-го века в селе Старенково Мценского уезда поселилась либеральная помещица княгиня Антонина Дмитриевна Тенишева. Сприбытием в уезд она развернула благотворительную деятельность: обращала часть своих средств на улучшение жизни крестьян, на поднятие уровня образования и культуры. Она построила и содержала на свои средства земские школы в деревнях Карандаково, Брагино, Старенково и Сторожевое. С 1899 г. Тенишева содержала во Мценске школу кружевниц. В доме княгини тоже занимались рукоделием. Женщины близлежащих деревень получали у Тенишевой полотно, нитки и образцы для вышивания “по заказу”.
В Новый год княгиня раздавала школьникам праздничные подарки, конфеты, пряники, игрушки. Сельским ученицам из крестьян на обучение она выдавала 500 рублей в год. В 1904 г. Тенишева в с. Старенково, в своей усадьбе, открыла врачебный участок, обеспечила еженедельный прием больных с бесплатным отпуском лекарства. Роженице она всегда посылала пеленки, распашонки, полотенца, платочки, сладости.
Она вошла с ходатайством в земское собрание об устройстве в уезде больницы, взяв на себя обязательство ежегодно вносить по 600 рублей, а в случае своей смерти, обеспечить это учреждение внесением в банк 15000 рублей.
Благотворительными деяниями, внимательным отношением к простому человеку Тенишева заслужила уважение и оставила добрые воспоминания у крестьян близлежащих деревень.
Добрую память о себе оставила Пиама Михайловна Клушина,
проживавшая в Малоархангельском уезде. Она воспитывалась в глубокорелигиозной дворянской семье.
Всю жизнь она посвятила идее добра. Отказавшись от личной жизни, Клушина целиком отдает себя школе, открытой на собственные средства для обучения грамоте детей своих бывших крестьян.
Двенадцать лет она сама проработала в этой школе. А когда ее сестры основали второклассную школу, взяла на себя звание попечительницы и этой школы. Сироты Ярищенского прихода и дети бедных крестьян всегда были одеты на средства Пиамы Михайловны. Имея достаточные средства, сестры Клушины получили разрешение на строительство в сельце Ярище второклассной женской церкви-школы во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Они пожертвовали на это 10 тысяч рублей и девять десятин земли.
Впоследствии, в 1905 г., когда школа была открыта, Клушины еще пожертвовали 17 тысяч рублей. Чтобы расширить школьное помещение, они на свои средства построили отдельное здание для образцовой школы, выделив дополнительно еще 2100 рублей.
Много энергии и сил для развития просвещения отдала землевладелица Волховского уезда Мария Александровна Лаврова. После смерти мужа, героя русско-турецкой войны генерала Лаврова, она поселилась в селе Кривцово и, занявшись просветительской и благотворительной деятельностью, открыла там школу. Субсидируя ее, Мария Александровна одновременно в одном из флигелей своей усадьбы открывает вторую одноклассную земскую школу. Затем в 1900 г. ею же в селе Фатнево была открыта третья школа, прекрасно организованная и обставленная необходимыми учебными пособиями.
Не довольствуясь этим, Мария Александровна ежегодно содержит на свои средства несколько стипендиатов в различных школах, в ремесленном училище, в школах садоводства и учительских семинариях.
В 1879 г. началась ее плодотворная деятельность в области народной медицины. Сначала в селе Кривцово был открыт фельдшерский пункт, преобразованный в 1885 г. в медицинский. Этот пункт содержался на средства Марии Александровны с небольшой субсидией от земства.
12 тысяч больных ежегодно посещали больницу, а попасть в больничный покой, содержащийся всецело на средства покровительницы, считалось счастьем для больного. При всяком бедствии, каком-нибудь затруднении все окружающее население находило в усадьбе М.А. Лавровой помощь, совет и утешение.
14 сентября 1903 г. в селе Кривцово местное население во главе с представителями земства и администрации торжественно чествовали 25-летнюю просветительную и благотворительную деятельность Марии Александровны.
Примерно в 30-ти километрах от Мценска в последней трети XIX века владельцем имения Петровское Мценского уезда стал Николай Михайлович Горбов. Выходец из семьи богатых елецких купцов, человек широко образованный, он был известен своей просветительской и благотворительной деятельностью.
“Цивилизованный купец” — так характеризовал Горбова Л.Н. Толстой, с которым они были друзьями.
В Петровском Горбовым для крестьян были построены больница и богадельня. В 1879 г. им была построена на свои средства школа, которая продолжала работать и после революции. В ней в две смены училось около 800 учащихся. Здесь же в селе Петровском Горбов построил здание для своей прекрасной библиотеки. В 1908-1913 гг. в селе Елизаветинка Горбов сооружает целый учебный комбинат. Были выстроены: двухэтажное кирпичное здание, где размещались учебные классы, общежитие для 40 учеников, квартиры для учителей, надворные постройки. Меценат выделял по 10 рублей для каждого ученика на учебный год. Крестьяне платили за обучение ребенка по 3 рубля в год. Если родители не могли заплатить за обучение, Горбов вносил за него плату. Училище работало до 1918 года. Следы самого мецената из Петровского затерялись в Германии.
В 1918 году он выехал за границу, где и умер в 20-е годы.
В определенной мере к меценатам можно отнести и графа Сергея Михайловича Каменского.
В Орле он построил театральное здание на 500 мест ив 1815 году открыл первый в Орле общедоступный крепостной театр. Все свое громадное состояние, 7 тыс. крепостных крестьян, Каменский вложил в театр.
Театр просуществовал в Орле два десятилетия с 1815 по 1835 гг., привлекая к себе посетителей не только из уездов Орловской губернии, но и из городов окрестных губерний, не имевших собственных театров.
Каменский содержал оперную, балетную и драматическую труппу, два хора, оркестр, театральную школу, имел своих живописцев, декораторов, остюмеров, парикмахеров. Репертуар театра Каменского мало чем отличался от репертуара столичной сцены. Здесь ставились пьесы Княжнина, Коцебу, Сумарокова, Фонвизина, Крылова, Шекспира, Шиллера. Театр способствовал и развитию культурных сил — появились местные авторы Парашич и Вертер, чьи пьесы ставились на сцене театра, стал выходить журнал “Друг россиян” (позднее “Отечественный памятник”). Благодаря театру Каменского город Орел становится одним из культурнейших городов России начала XIX века.
Ряд учреждений культуры нашего города обязаны своим возникновением и дальнейшим существованием меценатам. К ним относится уроженец Орловской губернии А.Н. Николаев.
Окончив Московский артистический кружок, он поступил в императорский театр. Николаев имел огромный успех в Москве и был приглашен на сцену Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Во время гастролей он неоднократно бывал на родине, принимал деятельное участие в культурной жизни, в художественном просвещении земляков.
Им было передано в конце прошлого века в дар только что созданному музею Орловской ученой архивной комиссии личное собрание художественных произведений в количестве 205 предметов. Это картины, в том числе полотна Айвазовского и Маковского, художественное литье, скульптура, вышивка, чеканка и т.д. Эти произведения легли в основу художественного музея в Орле.
Последние годы жизни Николаев провел на Орловщине. Умер в 1904г., похоронен в Карачеве.
Заметный след в Орловской истории оставил купец А.И.Хлебников. В 80-е годы XIX столетия он приобретает дом для Преображенской церкви города Орла с тем, чтобы в нем открыть училище для девочек.
В 1884 году открылось хлебниковское двухклассное училище, где ежегодно занимались до 100 учениц. Содержание этого училища осуществлялось на проценты с капитала, внесенного Хлебниковым в банк. На эти проценты содержалась и богадельня при Преображенской церкви. Училище просуществовало до 1917 года. В 1883 году Хлебников пожертвовал Введенскому женскому монастырю 6 десятин земли. На этой земле в 1887 году было устроено кладбище монастыря, ныне Афанасьевское кладбище. Известно также пожертвование А.И. Хлебникова 15-ти тысяч рублей на устройство больницы для престарелых.
Постоянные пожертвования от орловцев поступали в Дом трудолюбия — благотворительное учреждение, оказывающее помощь бедным, немощным, а также попавшим в беду людям.
При Доме трудолюбия были организованы приюты для мальчиков и девочек, женское и мужское отделения, различные мастерские (чулочная, белошвейная, коробочная, сапожная, столярная), пекарня, столовая, школа, посредническая контора для трудоустройства обитателей дома.
Для расширения Дома трудолюбия почетный гражданин С.М. ГРАЧЕВ принес в дар Дому приобретенное его покойным отцом соседнее с владением Дома трудолюбия место,с находящимися на нем домами, оцененными в сумме до 6000 рублей; купцы П.Ф. ФОМИН и Д.В. ЧЕБОТАРЕВ пожертвовали по 5 тыс. рублей. Значительную сумму внес и крестьянин К.Н. ЕРМАКОВ, за что был удостоен звания личного почетного гражданина. Бывший член Попечительного общества И.К. ЗИЛИТИНКЕВИЧ пожертвовал в пользу Дома трудолюбия 1/3 часть суммы, вырученной от продажи его движимого имущества, что составило 124 рубля.
Пожертвования Дому трудолюбия в сумме 500 рублей были сделаны А.П. КОРЕНЕВЫМ. Помимо денег, орловские купцы жертвовали ежемесячно муку (И.П. ГУДИЛИН), булки и калачи (И.В. ВАСИЛЬЕВ), мясо и сосиски (А.А. ФРОМЕЛЬТ), конфеты и пряники (А.А. АППОЛОНОВ), рыбу (П.М. РОЧЕНОВ).
Производились пожертвования и вещами. В отчете за 1907 год указано около 200 жертвователей
Что же заставляло этих людей взваливать на себя бремя неимоверных работ и ответственности, когда, казалось бы, они могли спокойно жить в свое удовольствие? Ответ очевиден — гражданский и нравственный долг.
3. Спонсоры, их участие в финансовой поддержке и организации мероприятий.
Когда подводились итоги Всероссийского конкурса, учрежденного журналом «Cовременная драматургия» с Фондом развития и поощрения драматургии, многие специалисты заключали пари на будущего победителя. Более тридцати известных и начинающих авторов за полтора года представили на суд компетентного жюри не один десяток пьес, достойно соперничающих друг с другом. И вот наконец недавно названы имена пяти лауреатов. Леонид Зорин, мэтр отечественной драматургии, Владимир Малягин, Александр Пудин, Ксения Драгунская и Игорь Шприц. Им вручены дипломы и денежные призы.
На церемонии награждения первый замминистра Константин Щербаков отметил: «Люди сегодня делятся на две категории: те, кто говорит, что все рушится и гибнет, и те, кто трудится, чтобы этого не случилось. Очень важно и то, что в России существуют интеллигентные люди, готовые поддержать культуру не только на словах, но и на деле».
Не случайно, что деятели культуры и искусства в своих выступлениях все чаще и чаще говорят о том, что без поддержки меценатов невозможно поставить сегодня спектакли, организовать гастроли, выставки, конкурсы — список можно продолжать до бесконечности. И на фоне многих финансовых трудностей в России вдруг (да вдруг ли?) организуется и претворяется в жизнь идея Всероссийского конкурса драматургов! Да еще заключаются пари на звания лучших! Театралы и писатели дивились, радовались и решили учредить еще один приз российских драматургов: «Меценат года». И вот здесь сомнений не возникало ни у кого: единодушно называлось имя Владимира Гусинского — Генерального директора «Группы «МОСТ», президента «МОСТ-Банка». Кстати, лет десять назад он был в числе инициативной группы, мечтающей создать литературно-театральное общество «Драма», которое хотело, объединив драматургов, режиссеров и актеров, создавать сценические произведения для малых сцен и помогать людям творческих профессий. Бюрократы самых высоких рангов приветствовали инициативу мечтателей, но, как только дело доходило до принятия конкретных решений, все усилия уходили в песок.
За годы перестройки многие мечтатели превратились в бизнесменов, финансистов и за суетой и трудностями сложного времени забыли о благих порывах. К счастью для многих деятелей культуры и искусства, Владимир Гусинский последовательно продолжает эстафету добрых дел, начатых российскими меценатами более ста лет назад. Мы не будем сегодня вспоминать о специальных счетах, на которые поступают средства «МОСТ-Банка» для вдов погибших сотрудников МВД, сирот, больных, ветеранов ВОВ и труда — многие даже не подозревают, кто их поддерживает. В бухгалтерии «МОСТ-Банка» к финансовым документам прикреплены сотни писем самого разного содержания, но с одинаковой резолюцией: оказать материальную поддержку. Среди адресатов школы, лицеи, больницы, храмы, театры.
«МОСТ-Банк» — постоянный генеральный спонсор праздника москвичей — Дня города. Только в этом году на торжества по случаю празднования Дня российской столицы перечислена сумма в один миллиард рублей.
Конечно же, журнал «Современная драматургия» особое внимание обратил на помощь, оказанную учреждениям искусства.
Вот несколько примеров: «Вивальди-оркестр» (руководитель ансамбля Светлана Безродная) — современный аналог ансамбля, созданного Антонио Вивальди и выступавшего под его руководством в приюте для сирот. «Группа МОСТ» постоянно поддерживала музыкантов, а с прошлого года взяла его на полное обеспечение.
Среди десятков театров, получивших финансовую поддержку, — Театр эстрады, драматический театр «Москва», «Театр на Юго-Западе», Театр оперетты, театр-студия Олега Табакова, музыкальный театр юного актера, Фонд Наталии Сац. Помощь получали Академический мужской хор участников Великой Отечественной войны, Детский культурный центр, Фонд развития и поощрения драматургии и Дягилев-центр (руководители последнего не один раз подчеркивали на пресс-конференциях, что без поддержки «Группы «МОСТ» трудно было бы возродить традиции объединения «Мир искусства» и восстановить знаменитый балет М.Фокина «Жар-птица»).
Полностью профинансировано создание киноленты «Силуэт в окне напротив». Режиссер Рейн Либлик по сценарию Николая Псурцева снял философскую притчу, которая была включена Американской ассоциацией молодого кино в число 30 лучших фильмов года и показана на Каннском кинофестивале.
Восточная галерея, экспозиция которой была развернута в Центральном доме художников, по признанию ее директора А. Трощенковой, не смогла бы существовать без «МОСТ-Банка». «Банк выделил нам деньги на аренду помещения для выставки, — говорит она, — и покупку картин, чем ощутимо материально поддерживает художников в столь трудное время. Счастье, что находятся люди, которые считают делом чести возрождать духовную культуру нации. «МОСТ-Банк» практически помогает восстановить разорванные культурные связи и контакты между народами бывшего Союза, а в нашем конкретном случае сближает искусство России и Востока».
Многие москвичи до сих пор вспоминают имевшую крупный успех историческую выставку «Последний император России», организация которой потребовала значительных инвестиций. Однако, мало кто знает, что все расходы по ее организации взял на себя «МОСТ-Банк». Естественно, что в год 50-летия победы в Великой Отечественной войне банк особое внимание уделил помощи защитникам нашей Родины (хотя, справедливости ради, отметим, что помощь ветеранам носит целенаправленный и систематический характер).
«МОСТ-Банк» выступил генеральный спонсором большого цикла благотворительных юбилейных концертов для ветеранов войны к 50-летию Победы в Театре эстрады, Центральном Доме кинематографистов и концерта ансамбля скрипачей «Вивальди» в Концертном зале им. П.И. Чайковского.
Один из концертов посвящался женщинам-ветеранам. Мастера искусств Юрий Никулин, Борис Брунов, Евгений Петросян, Лев Лещенко, Валентина Толкунова, Анне Вески, Академический мужской хор участников Великой Отечественной войны выступили перед 10 тысячами ветеранов. На этих концертах ветеранам было подарено 10 тысяч часов с юбилейной символикой.
«МОСТ-Банк» спонсировал встречи однополчан партизанского соединения Героя Советского Союза Д.Медведева, 1-го гвардейского орденов Ленина и Кутузова Венского механизированного корпуса Героя Советского Союза И.Н. Русакова, 4-й гвардейской танковой армии, ополченцев Москвы и Ленинграда, солдат 1-го Гвардейского мехкорпуса, 46-го Гвардейского Таманского женского авиаполка, 10-й Гвардейской армии, ветеранов Ельни, Красноярска, Екатеринбурга.
Накануне 9 мая — Дня Победы вышел в свет сборник поэтов Великой Отечественной войны, издание которого также финансировал «МОСТ-Банк».
Когда был учрежден специальный приз «Меценат года» — скульптурная композиция под условным названием «Драматург и муза» (кстати, исполненная в одном экземпляре), никто не предполагал, что на счету будущего лауреата такое количество гуманных дел, что на площади нашего журнала не уместится простое их перечисление. Лишь малая толика благотворительности «МОСТ-Банка» освещается время от времени на страницах газет. Сам Владимир Гусинский считает, что вовсе не следует так много говорить о благородных поступках — они должны быть нормой каждого. Вот почему вместо планируемого интервью лауреата «Меценат года» журнал был вынужден ограничиться беглым описанием добрых дел, эстафету которых президент «МОСТ-Банка» подхватил у меценатов России прошлого века .»
4. Участие современных меценатов, предпринимателей в финансовой поддержке сферы культуры.
1. В. Головачев. Миллионер, который любит голодать
50 млн.руб. из личных средств внес В.Неверов, основатель «Гермеса» в Прощеное Воскресенье на строительство Храма Христа Спасителя. (13 марта 1993 года)
2. «Победа певцов и . бизнесменов»
Благотворительный фонд культуры, созданный КРЕДОБАНКОМ, существует всего полгода. Он активно поддерживает музыкантов, художников, актеров, ищет юные таланты, восстанавливает храмы, стремится помочь тем, кто в этом больше всего нуждается И этот подход оправдывает себя: четыре молодых вокалиста покорили Барселону, где проходил международный вокальный конкурс имени Франсиско Виньяса. Гран-при завоевала Ирина Чистякова из Москвы. Третью премию завоевали Ирина Гордей (Екатеринбург) и Павел Данилюк (Нижний Новгород). Путевку в большое искусство молодым певцам дали бизнесмены, сохраняющие лучшие традиции Российского предпринимательства — благотворительность, заботу о духовности. (30 ноября 1993 года)
3. «Шнитке-Центр»
«Шнитке-Центр» создан в Саратове при государственной консерватории. Выдающийся композитор современности А.Шнитке, родившийся в г.Энгельсе близ Саратова, считает его планы интересными: «Шнитке-Центр» станет организацией, развивающей музыкальную культуру немцев Поволжья. (4 декабря 1993 года)
4. Б.Михайлов. «Триумф» называет лауреатов»
Белла Ахамадулина, Михаил Жванецкий, Отар Иоселиани, Святослав Рихтер и Инна Чурикова стали лауреатами премии за высшие достижения в литературе и искусстве, учрежденной независимым благотворительным фондом «Триумф-Логоваз» в целях поддержки российской отечественной культуры. Премиальный фонд составляет 100 тысяч долларов. (10 декабря 1993 года)
5. А.Петров. «Почти как Нобель»
Шесть ежегодных премий авторам лучших творческих, научных и практических разработок учредил архангельский предприниматель С.Абрамчук. Первые лауреаты станут известны в начале 1994 года. Премии учреждены, чтобы стимулировать развитие научного и технического творчества в Архангельской области. (10 декабря 1993 года)
6. Поддержать талант
Международная благотворительная программа «Новые имена» провела гала-концерт «Созвездие молодых талантов». Программа основана фондами культуры и мира и ставит своей задачей поиск и поддержку молодых талантов. (29 декабря 1993 года)
7. С.Медведев. Пять лет на финансовом рынке России
Благотворительная деятельность банка «Столичный» выражается в помощи двум детским домам, пенсионерам, школам. Банк также является крупным меценатом, оказывающим финансовую поддержку Камерному оркестру Москвы, Коллегии старинной музыки. Осуществляется программа возвращения в Россию художественных ценностей. У него одна из крупнейших коллекций произведений западноевропейского и отечественного искусства. (11 февраля 1994 года)
8. О.Золотов. Священные дары
Фонд «Сохранение» при материальной поддержке банка «Столичный» и «Мост-банка» отреставрировали и подарили собору Казанской Божьей Матери 25 древних икон. (16 февраля 1994 года)
9. Е.Вадимова. Наследники мастера
КРЕДО БАНК выделил 50 млн. рублей на проведение традиционного фестиваля скрипичной музыки памяти профессора Московской государственной консерватории Ю.Янкелевича. (3 марта 1994 года)
10. О.Золотов. Банк помогает издателям
Коммерческий банк издателей «Издат-Банк» осуществлял спонсорскую деятельность, направленную на поддержку издателей. На эти цели было ассигновано 5,7 млн. рублей. Выделенные средства пошли на проведение Московской книжной ярмарки, учреждение премий победителям конкурса «Лучшие книги 1992 года», организованного Ассоциацией книгоиздателей. (22 марта 1994 года)
11. Эти деньги — подписчикам
Группа «МОСТ» в 1993 г. перечислила 150 млн. рублей на расчетный счет газеты «Труд», оплатив, как и ряд других банков, бесплатную подписку на газету для российских студентов. И еще 100 млн. рублей перечислил «МОСТ», адресно выделив их для малообеспеченных москвичей. (10 декабря 1994 года)
Приложение 1
Федеральный закон “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях.”
Принят Государственной Думой 7 июля 1995 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Благотворительная деятельность
Статья 2. Цели благотворительной деятельности
Статья 3. Законодательство о благотворительной деятельности
Статья 4. Право на осуществление благотворительной деятельности
Статья 5. Участники благотворительной деятельности
Статья 6. Благотворительные организации
Статья 7. Формы благотворительных организаций
Раздел II. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья 8. Учредители благотворительной организации
Статья 9. Государственная регистрация благотворительной организации
Статья 10. Высший орган управления благотворительной организацией Статья 11. Реорганизация и ликвидация благотворительной организации
Раздел III. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья 12. Деятельность благотворительной организации
Статья 13. Филиалы и представительства благотворительной организации Статья 14. Объединения (ассоциации и союзы) благотворительных организаций Статья 15. Источники формирования имущества благотворительной организации Статья 16. Имущество благотворительной организации
Статья 17 Благотворительная программа
Раздел IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 18. Поддержка благотворительной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления
Статья 19. Контроль за осуществлением благотворительной деятельности Статья 20. Ответственность благотворительной организации
Статья 21. Осуществление международной благотворительной деятельности
Раздел V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 23. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
Статья 24. О перерегистрации благотворительных организаций, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона
Статья 25. О приведении правовых норм актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН Москва, Кремль 11 августа 1995 года № 135-ФЗ
(Из «Российской газеты» от 17 августа 1995 года.)
Заключение.
В целом с полным основанием можно сказать, что именно российские предприниматели материально подготовили расцвет национальной культуры в конце XIX – начала XX века. По сути дела, третье сословие в России выполняло те функции, которые в других странах лежали на интеллигенции и образованном слое. А русская интеллигенция в это время бунтовала народ, строила невыполнимые проекты. Предприниматель, жертвующий большие средства на поддержку национальной культуры, дает понять, что он собирается вести свои дела основательно, это некий знак солидности предприятия. В меценатстве многие предприниматели видят также способ рекламы своей деятельности.
Искусство, культура, как “непроизводительные” сферы деятельности людей, не могут существовать без поддержки, и чем больше будет меценатов, тем больше талантов они смогут открыть и сохранить. Искусство всегда является продажным, в смысле продажи и работы на заказ. Но чаще всего меценат или покупатель не подавляют индивидуальность художника, а помогают ему лучше проявить себя через более высокую оплату.
Меценатство, и в еще большей степени благотворительность, позволяют решить и более насущные задачи. Богатеть одновременно все не могут, и опыт России подтвердил этот вывод практически. Значит, в истории любого общества есть период, когда более богатые должны помогать менее состоятельным, решая в то же время и свои нравственные и другие проблемы. В России, при почти невозможных для честного предпринимательства обстоятельствах, третье сословие использует всякие возможности для создания своих предприятий, ведения своих дел. В таких условиях в более ранние времена возникало желание как-то искупить свои грехи, в более позднее время – желание как-то компенсировать обществу потери. С одной стороны, необходимо создать условия и воспитывать общественное уважение к самим предпринимателям, чтобы они избрали более цивилизованный путь своей деятельности, честным, законным путем смогли приобретать свои богатства; а с другой стороны – поддерживать их стремление совершенствовать общество, в котором они сами живут, в частности, через благотворительность и меценатство. Если поляризация общества – это присущее ему состояние, то следует поддерживать стремление людей к сотрудничеству, а не к противостоянию. В истории России накоплен определенный опыт взаимодействия групп, слоев населения, и общество заинтересовано в его более полном использовании.
Список использованной литературы:
1. Аксенов А. И. Генеалогия московского купечества XVIII в М„ 1988.
2. Аронов А. А. Золотой век русского меценатства. М., МГУК, 1995.
3. Бенуа А. Н. Мои воспоминания: В 5 кн. М., 1980.
4. Тенишева М. К. Впечатления моей жизни. Л., 1991.
5. Боханов А. Н. Савва Морозов. Вопросы истории, 1989.
6. Нищереткий П. И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. М., 1993.
7. Меценатство и благотворительность на Орловщине: Библиографический список. – Орел, 1995.
8. Голубев В. “В пользу бедных (о благотворительности в России)”. Родина, 1991. № 3. С. 79 – 90. Огонек, 1992. №3. С. 15-17.
9. Гатилова Л. “Спасем свое национальное достояние?” \\ Встреча -1993. № 11-12 с. 2-5.
10. “Дело человеком становится”. Наука и жизнь, 1990. № 7.С. 7 – 9.
11. Думова Н. Г. “Меценаты Рябушинские: “Золотое руно” и “Голубая роза””. Кентавр, 1992.
12. Плотровский М. “Меценатство – это явление культуры: благотворительность.
13. “О Морозовых-меценатах”. Огонек, 1991. № 7.
14. “Чья копейка в кошелек культуры”. \\ Клуб – 1993. № 10 с.10-12.
15. Федеральный закон “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”. Российской газеты от 17 августа 1995 года.
16. В Интернете: www.sbcorp.ru/krc/lgrs0202.html