ИВАН ПЕТРОВИЧ КУЛИБИН Иван ПетровичКулибин родился в 1735 году в Нижнем Новгороде, ны-не Горький – умер там же в 1818. Русский механик-самоучка. Родился всемье мелкого торговца. С ранних лет он обнаружил исключительные спо-собности к изготовлению различных механическихустройств. Особое вни-мание в юношеские годы уделял изучению часовыхмеханизмов.
В 1764-67создал часы в форме яйца, представлявшие собой сложнейшиймеханизм ав-томатического действия. Они были размером с утиное яйцо. Каждый час вних распахиваласьдверца и появлялись крошечные человечки из золота исеребра. Подмузыку они разыгрывали целое представление. Эти часы Ку-либин преподнес в 1769 г. Екатерине II, которая назначилаего заведую-щим механической мастерской Петербургской АН. ЗдесьКулибин сконструи-ровал планетные карманные часы, применив вних компенсационноеустройство
новой системы кроме часов, минут и секунд,часы показывалимесяцы, днинедели, времена года, фазы Луны. Им былисозданы проектыбашенных часов, миниатюрных часов в перстне и др. Он также разра-ботал новые способы шлифовки стекол для изготовлениямикроскопов, те-лескопов и др. оптических приборов. В 70-хгг. 18 в. спроектировал деревянныйодноарочный мост черезр. Неву с длинойпролета 298 м вместо применявшихся ранее 50 –
60-мпролетов , предложив использовать оригинальные фермы сперекрестнойрешеткой. В 1776 году построенная Кулибиным модель этогомоста в 1 10натуральной величины была испытана специальной академической комисси-ей. Проект Кулибина получил высокую оценку Л.Эйлера,Д.Бернулли и др но осуществлен не был. С 1801 Кулибин работал над вариантами маталли-ческого моста, однако и эти интересные проекты, несмотря на полнуютехническую обоснованность, были отклоненыправительством. Всего Кули-бин разработал 3 варианта деревянных и 3 варианта металлических мос-тов. В 1779сконструировал знаменитый фонарь прожектор , дававшийпри слабом источнике мощный свет. это изобретение было использовано впромышленных целях – для освещения мастерских, судов, маяков и т.д.Кулибиным в 1791 была изготовлена повозка-самокатка, вкоторой он при-менил маховое колесо, тормоз, коробку
скоростей, подшипники качения ит.д. повозкаприводилась в движение человеком, нажимавшим на педали.В том же году разработал конструкцию механическихног – протезов этот проект после войны 1812 года был использован однимиз французскихпредпринимателей . В 1793 построил лифт, поднимавший спомощью винто-вых механизмов кабинку. Создал оптический телеграф дляпередачи услов-ных сигналов на расстояние 1794 г. . В 1801 Кулибин был уволен из академии и вернулся вНижний
Новго-род. Здесь онразработал способ движения судов вверх по течению рек ив 1804 году построил водоход , работу над которым он начал еще в1782. Испытанияпоказали полную пригодность и экономичность таких су-дов, однако и это изобретение Кулибина не былоиспользовано, а самосудно через некоторое время было продано на слом. К этому же периодуотносятся работы Кулибина по применению паровой машины для движениягрузовых судов.
За 83 года жизни этот талантливыймастер-самоучка мно-гое изобрел приспособление для расточки и обработки внутренней по-верхности цилиндров, машина для добычи соли, сеялка,различные мель-ничные машины, водяное колесо оригинальной конструкции, фортепьяно имногое другое. Но мало его изобретений нашло применение. Умер Кулибинна родине, в Нижнем Новгороде, в глубокойбедности,разделив судьбу многих талантливых людей из народа.