Мультимедиа-технологии в исторической науке и образовании Казахстана.

Мультимедиа-технологии в исторической науке и
образовании Казахстана: мультимедийная хрестоматия по отечественной истории и
электронный архив РК
С. Жакишева

Сегодня одной из характерных тенденций развития
человеческой цивилизации является глобальная информатизация общества и активное
внедрение новых информационных технологий во все сферы социальной деятельности,
в том числе науку и образование. В странах СНГ этот процесс получил мощный
импульс на рубеже 80-90-х гг. ХХ в., в период так называемой «микрокомпьютерной
революции», и выразился в институциализации новых «отраслевых» направлений информатики
в целом ряде научных знаний, в том числе и исторических. Казахстан в силу
определенных объективных и субъективных причин значительно отставал от ведущих
центров РФ, Украины, Республики Белорусь. Однако сегодня эта ситуация в корне
меняется.

В последние годы историками Казахстана обращается все
большее внимание на возможности использования мультимедиа-технологий в своей
исследовательской и преподавательской практике.

Одной из таких разработок является мультимедийная
хрестоматия «Иллюстрированная история Казахстана», охватывающая основные вехи в
истории нашей страны с древнейших времен до наших дней во всем многообразии и
сложности исторических коллизий и трудностей пройденного казахским народом пути
длиной в три тысячи лет.

Предлагаемая разработка охватывает весь диапазон тем и
тематических курсов, предлагаемых школьной программой при изучении
отечественной истории. Научно-популярный стиль изложения, существенный
фактографический, художественный и документальный материал, современные научные
концепции дают возможность более полного удовлетворения образовательных целей в
области преподавания истории в школе.

Внедрение мультимедийного продукта «Иллюстрированная
история Казахстана» в форме электронной хрестоматии наряду с традиционным
обучением позволяет максимально расширить познавательные возможности учащихся,
обеспечивает максимальное их «погружение» в изучаемый материал. Включение в
процесс обучения самих учащихся (например, возвращение к особо непонятным или
наоборот понравившимся материалам) существенно повышает долю усваиваемого
материала; наглядность, зрелищность излагаемого материала, возможность
гиперссылок и использование глоссария развивает ассоциативное мышление,
выразительность, наглядность и уместность иллюстративного материала исключает «скучность»
изложения фактографического материала.

Отличительной особенностью материала является отход от
строгих академических канонов, причем без упрощения сложности проблематики.
Некоторые положения данной версии отличаются новизной взгляда на уже утвердившиеся
каноны исторической науки, предлагаются интересные гипотезы. Первоначальный
этап охватывает историю республики от каменного века до XVIII столетия (ч. 1 и
2). В дальнейшем предполагается разработка тем, связанных с эпохой
колониального Казахстана (XIX в.), советским периодом (ХХ в.), вплоть до
времени обретения независимости Республикой Казахстан.

Данный мультимедийный продукт по существу является
электронной версией двухтомного уникального, единственного в своем роде в
республике, издания «Иллюстрированная история Казахстана», состоящего из
четырех крупных тематических блоков, охватывающих историю древней и
средневековой, новой и новейшей истории республики. Названия подтем носят
ассоциативный характер, позволяют зрелищно представить характерные черты эпохи,
закономерности развития общества, сравнить и сопоставить культуру разных эпох и
т.д. Текст изложен достаточно популярным языком, снабжен значительным
количеством иллюстраций. Предусматривается глоссарий.

Выходной продукцией является мультимедийный
программный комплекс, реализуемый на русском и казахском языках и поставляемый
на CD-дисках. Программный комплекс сопровождается встроенной справочной
системой (инструкцией по эксплуатации), которая дублируется на бумажном
носителе.

Не менее интересным представляется впервые изданный в
Казахстане “Электронный архив Республики Казахстан”, который включает 40
архивных документов XVIII – XIX вв. общим объемом 168 листов из различных
фондов Центрального Государственного архива РК. Диск создан в рамках проекта
отдела Информационного общества ЮНЕСКО по развитию региональных электронных
сетей в Центральной Азии.

В связи с тем, что существенный блок документов ЦГА РК
был опубликован с помощью традиционных технологий, в проект были включены такие
документальные материалы дореволюционной истории Казахстана, которые не нашли
свое освещение в широкой печати.

Весь материал, представляемый в электронном варианте
условно можно разделить на пять тематических блоков.

Тема 1. Административная деятельность, делопроизводство,
официальная переписка.

Тема 2. Эпистолярное наследие казахских ханов,
султанов и батыров.

Тема 3. Сфрагистика, геральдика, генеалогия.

Тема 4. Уникальные документы архива.

Тема 5. История архива.

В эти тематические блоки включены архивные материалы,
связанные с историей Казахстана в составе Российской империи и отражающие
социально-политические и экономические аспекты деятельности царской
администрации в Казахском крае, механизм действия взаимоотношений местной
казахской политической элиты и управленческого аппарата Оренбурского,
Западно-Сибирского, Семиреческого генерал-губернаторств; документы, отражающие
казахско-китайские, казахско-джунгарские, казахско-калмыцкие отношения, а также
взаимоотношения со среднеазиатскими государствами.

Многие документы представлены в двух вариантах: в
подлиннике, на языке написания автором (арабская графика) и его подлинный
перевод специальными переводчиками при канцелярии царского административного
аппарата на местах (на русском языке). Представления инвариантных документов
дает пользователям диска возможность выбрать свой подход к архивному материалу.

Огромный интерес для историков представляет переписка,
различного рода донесения, прошения, прокламации, который отражают настроения
казахского народа против колониальной политики царизма, нравственные и
политические позиции элиты общества.
Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.unesco.kz/