План Введение 1 Восточные мушки
2 Западные мушки
3 Мосхи
4 Библейский Мешех (Мосох)
Список литературы
Введение
Мушки — народ, вторгшийся на рубеже бронзового и железного веков на территорию Анатолии. Упоминается в ассирийских источниках, но неизвестен в хеттских. Ряд историков связывали их с мосхами (Μόσχοι
) из греческих источников, или с названием грузинской Месхетии. Иосиф Флавий отождествлял мосхов с библейским Мешехом.
В ассирийских источниках термин Muški
относится к двум различным группам[1]:
· существовавшая в 12-9 вв. до н. э., обитавшая в слиянии рек Арсания и Евфрат («восточные мушки»),
· существовавшая в 8-7 вв. до н. э. в Киликии («западные мушки»).
Западных мушков ассирийские источники отождествляют с фригийцами, тогда как греческие источники чётко отличают фригийцев от Μόσχοι
.
Связь восточных мушков с западными не является бесспорной, хотя можно допустить миграцию как минимум части восточных мушков в Киликию в период 10 — 8 вв. до н. э. Дж. П. Мэллори и Д. К. Адамс в Энциклопедии индоевропейской культуры отмечают, что «армяне, по мнению Дьяконова, являются потомками нескольких народов — хурритов (и урартов), лувийцев и „протоармянских“ мушков, которые пронесли свой индоевропейский язык на восток через Анатолию».[2]
Грузинские историки предполагали связь мушков с названиями города Мцхета и местности Месхетия в Грузии, однако их точка зрения не пользуется поддержкой других историков.
1. Восточные мушки
Восточные мушки переселились в Хатти в 12 в. до н. э. и завершили разгром Хеттского царства. Они обосновались в постхеттском царстве в Каппадокии.
Вопрос о том, откуда они переселились на территории, ранее принадлежавшие хеттам — с запада или востока — был предметом дебатов среди ряда историков. По мнению одних, мушки могли происходить с территории Урарту. Согласно альтернативной точке зрения, они изначально обитали в регионе Трои или даже дальше, в Македонии (бриги).
Вместе с хурритами и касками они вторглись на территорию ассирийских провинций Алци и Пурухуцци около 1160 г., но Тиглатпаласар I отбросил их и разгромил в 1115 г. до н. э., и наступая, продвинулся в 1110 г. до Мелида.
2. Западные мушки
В 8 в. до н. э. наиболее влиятельным из постхеттских полисов стал Табал. Мушки под предводительством Миты вступили в антиассирийский союз с Табалом и Кархемишем, который был разгромлен Саргоном. Последнему удалось захватить Кархемиш и выгнать Миту в родные земли. Правитель Табала, Амбарис, заключил дипломатический брак с ассирийской принцессой, и получил провинцию Хилакку, однако в 713 г. Амбариса свергли, и Табал стал ассирийской провинцией.
Согласно документу 709 г. до н. э., мушки к тому времени уже заключили союз с Ассирией, поскольку Саргон называет Миту своим другом. Предполагается, что Мита захватил Урикки, правителя Куэ, направлявшегося для ведения антиассирийских переговоров в Урарту, и передал его ассирийским посланникам.
Согласно отчётам ассирийской военной разведки Саргону II, хранившимся в архиве клинописных табличек в Ниневии и обнаруженных О. Г. Лэйярдом, киммерийцы вторглись в Урарту из Манна[3][4] в 714 г. до н. э. Оттуда они повернули на запад и шли вдоль побережья Чёрного моря, дойдя до Синопа, и затем направились на юг в сторону Табала, а в 705 г. разбили ассирийскую армию в центральной Анатолии, в результате чего погиб Саргон. Маккуин (Macqueen, 1986:157) и ряд других исследователей предполагали, что мушки под предводительством Миты, вероятно, участвовали в ассирийской кампании и были вынуждены отступить в западную Анатолию, в результате чего исчезли из ассирийских хроник, однако попали на периферию греческой историографии во времена царя Мидаса из Фригии.
Руса II, царь Урарту 7 в. до н. э., сражался с народом Mushki-ni
, пришедшим в Урарту с запада, а позднее заключил с ними альянс против Ассирии.
3. Мосхи
Гекатей Милетский (около 550—476 гг. до н. э.) пишет о мосхах как о «колхах» (вероятно, носителях древнегрузинского языка), проживавших рядом с Матиене (хурритами).[5]
По мнению Геродота, вооружение мосхов напоминало вооружение тибаренов, макронов, моссинеков и амардов: на голове они носили деревянные головные уборы, имели щиты и короткие копья с длинными наконечниками. Все указанные племена входили в состав 19-й сатрапии империи Ахеменидов, располагавшейся на юго-востоке Понта Эвксинского, то есть Чёрного моря, а на юге ограниченной высоким Армянским нагорьем.
Страбон располагает мосхов в двух местах. Первое находилось примерно на территории современной Абхазии, на восточном побережье Чёрного моря, что соответствует высказыванию Стефана Византийского, который цитировал Гелланика. Второе, «Мосхике» (Moschikê
), где находился храм Левкофеи, когда-то славившийся своим богатством, но разграбленный Фарнаком II и Митридатом VI — делилось между колхами, армянами и иверами (ср. Помпоний Мела, III. 5.4; Плиний Старший VI.4.). Эти последние мосхи, вероятно, соответствовали жителям Месхетии. Прокопий Кесарийский называет местных обитателей Meschoi
и считает их подданными иверов (то есть грузин), исповедовавшими христианство, как и сами иверы. По мнению профессора Дж. Рассела из Гарварда, грузинское название армян Somekhi
происходит от древнего названия «мушки».
Плиний Старший в 1 в. н. э. упоминает племя Moscheni
на юге Армении (в его времена «Великая Армения» простиралась на юг и восток от современных границ Армении до Средиземного моря и граничила с Каппадокией). В византийской историографии название «мосхи» (Moschoi) было эквивалентно названию предков «каппадокийцев» (Евсевий), столицей которых был город Мазака (позднее Кесария Мазака, ныне Кайсери).
Библейский Мешех (Мосох)
Иосиф Флавий отождествлял каппадокийских Moschoi
с библейским племенем потомков Иафета, происходившим от Мешеха, в своих размышлениях о генеалогии народов, тогда как Ипполит Римский связывал «мешех» с иллирийцами. Мешех, наряду с Тубалом, отнесены к народам Гог и Магог в Книге Иезекииля 38:2 и 39:1.
Список литературы:
1. Diakonoff 1984:115
2. «Armenians» // Encyclopedia of Indo-European Culture or EIEC, edited by J. P. Mallory and Douglas Q. Adams, published in 1997 by Fitzroy Dearborn.
3. Cozzoli Umberto
I Cimmeri. — Rome Italy: Arti Grafiche Citta di Castello (Roma).
4. Salvini Mirjo
Tra lo Zagros e l’Urmia: richerche storiche ed archeologiche nell’Azerbaigian iraniano. — Rome Italy: Ed. Dell’Ateneo (Roma).
5. Fragmenta historicorum graecorum I
, fragm. 228.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мушки