Новации в английском публичном и частном буржуазном праве в 19 в.
Становление права нового типа в период буржуазных революций и в последующее время развивалось в соответствии со следующими принципами:
– принцип логического и прямого продолжения существовавших систем рабовладельческого и феодального права. Возникшее на частной собственности, имущественном неравенстве и социальных противоречиях, предшествовавшее право стало основой права буржуазного. В ходе революций феодальное право теряло свое значение в той части, которая вступала в противоречие с социальным прогрессом, экономическими и политическими интересами нарождавшейся буржуазии;
– принцип правопреемственности буржуазного и предшествующего ему права (например, римского, обычного и т.п.). В ходе революционных преобразований старые правовые системы не только не были уничтожены, но значительная их часть прочно вошла в буржуазное право, способствуя формированию его норм;
– принцип упразднения средневековых ограничений. Буржуазия вела активную борьбу не только за государственную власть, но и за формирование нового законодательства. Оно необходимо было для разрушения устоев феодализма как в области собственности, производства и торговли, так и в политике, что в совокупности создавало необходимый простор для роста производительных сил, раскрепощения личной инициативы. Таким образом, становление буржуазного права означало большой прогресс в истории человеческого общества;
– принцип формирования национальных правовых систем через ликвидацию правового партикуляризма и конфессионализма. Именно в этот период человеческой истории стали возникать нации и национальные государства. Капитализм способствовал уничтожению сословных, таможенных и иных перегородок, существовавших в феодальном обществе. Буржуазные правовые системы поставили в центр своего внимания именно личность (а не коллектив), как это было прежде, права человека провозглашались как неотчуждаемые и священные;
– принцип укрепления и соблюдения свободы, необходимой не только как выражение общечеловеческого идеала, но и как составной части и производственной свободы предпринимательства, свободы торговли, конкуренции и иных экономических и социальных свобод, которые, в свою очередь, не мыслимы без свободы политической;
– принцип законности связан не только со сферой осуществления политических прав и личных прав граждан, но и со сферой экономического оборота, так как в области экономических и социальных отношений буржуазия как класс (в отличие от своих предшественников) в большей степени нуждалась в упорядоченности, стабильности, с которыми ассоциировались и ее представления о «разумном» строе.
Уже в XVI в. «общее право» стало приспосабливаться к нарождавшемуся капитализму. Поэтому английская буржуазия, связанная с верхушкой крупных землевладельцев, выступала не против этого права, а лишь против определенных аспектов законодательной и судебной политики короля, которая была направлена на откровенную поддержку феодальных монополий, не всегда придерживавшегося справедливости и законности суда канцлера и т.д.
Еще на подходе к буржуазному обществу Петиция о праве 1628 г. резко критиковала королевскую власть за несоблюдение прав и вольностей подданных, показывала на фактах, что постановления короля и Тайного совета «противны законам» и вольным обычаям королевства. Вместе с тем авторы Петиции не настаивали на полной отмене прежнего права, а лишь требовали его неукоснительного соблюдения, чтобы все чиновники и должностные лица выполняли свои служебные обязанности в соответствии с законами и статутами «этого королевства». [1, ст. 152-153]
В ходе революции в Долгом парламенте неоднократно ставился вопрос о реформе права, о «уврачевании зол», вызываемых нарушениями права и вольностей. В Трехгодичном акте от 15 февраля 1641 г.говорилось о неумеренных полномочиях Тайного совета и злоупотреблениях этими полномочиями, непомерной власти епископов и их судов, о том, чтобы все злоупотребления и противозаконные требования были судимы и наказуемы. Эту цель преследовали и постановления палаты общин: «Об объявлении себя верховной властью английского государства» от 4 января 1649 г., «Об отмене королевского звания» от 17 марта 1649 г., «Акт об отмене палаты лордов» от 19 марта 1649 г. Существование палаты лордов, подчеркивалось в Акте, бесполезно и опасно для английского народа.
С этой целью реформирования права был создан специальный комитет. Однако буржуазия и джентри, пришедшие к власти, не были заинтересованы в пересмотре традиционной системы права, основанной прежде всего на судебном прецеденте.
Правовая система Англии в это время подверглась изменениям лишь в том направлении, какого требовали интересы торгово-финансовой буржуазии и лендлордов. Характерно в этом отношении аграрное законодательство, разработанное и принятое в ходе революционных преобразований.
Англия середины XVII в. являлась аграрной страной, 4
/5
населения королевства составляли земледельцы. [4, ст. 66] Парламент не предпринял ничего для облегчения жизни крестьянства. Неизменными оставались акцизы, феодальные платежи, церковная десятина. В деревне оставалась власть лендлордов, а держания копигольдеров не были превращены в их частную собственность. Большая, и притом лучшая, часть земель, конфискованных у короля, церкви, феодалов, оказалась в руках имущих классов.
Преемственность судебных прецедентов и почтительное сохранение правовых норм, существовавших при феодализме, которые в течение двух последующих столетий постепенно приспосабливались к условиям капиталистического общества, – вот краеугольный камень компромисса английской буржуазной революции. Но за архаичными формами английского права (в частности, за традиционными источниками – «общим правом», «правом справедливости», «статутным правом») стояло уже вполне буржуазное право, отвечающее потребностям английского капитализма, которое становилось все более рациональным и гибким.
Сочетание судебного правотворчества, обеспечивающего гибкость и развитие права, с судебным прецедентом, придающим ему необходимую стабильность, по-прежнему было характерно для судебного права Англии.
«Общему праву» XVIII в. были свойственны отход от жесткого принципа прецедента и выработка (особенно при судье Мансфильде) целого ряда более современных судебных доктрин. Иначе развивалось «право справедливости», которое подвергалось критике за его неопределенность, используемую в своих интересах королевской властью. С конца XVII в. (особенно с лорд-канцлера Ноттингема) оно стало в большей степени ориентироваться на принцип законности, опираться на предшествующие прецеденты.
Важную роль в формировании правовой системы сыграла судебная реформа 1873 – 1875 гг., приведшая к объединению общей системы королевских судов с судом лорд-канцлера в единый Высокий суд, который в равной мере мог применять нормы как «общего права», так и «права справедливости». [6, ст. 5] Однако, несмотря на многочисленные реформы и изменения, британская судебная система оставалась чрезвычайно сложной. Обязательные прецеденты создавались не любыми судебными органами, а только так называемыми высшими судами – Верховным судом и палатой лордов.
После избирательных реформ в связи с развитием буржуазного парламентаризма началась модернизация и английского статутного права. Все статуты Великобритании имели равную юридическую силу, подлежали единому порядку принятия, изменения и отмены. Однако не все статуты являлись частью неписаной конституции Англии, а лишь та их часть, которая регулировала правовое положение человека, избирательное право, структуру полномочий и взаимоотношения палат парламента, статус монарха, организацию территорий и местное самоуправление.
С целью упорядочения законодательства была проведена частичная реформа уголовного права, которая объединила (консолидировала) в четыре закона 300 старых запутанных статутов. Особенно широко консолидация законов стала применяться в конце XIX – начале XX в. Была принята серия так называемых кодифицированных актов: Акт о товариществах 1890 г., Акт о продаже товаров 1893 г., Акт о лжесвидетельстве 1911 г. и др.