МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ Экономический факультет Кафедра Бухгалтерский учет, финансы и аудит Реферат По дисциплине История отечественных и зарубежных педагогических учений На тему О воспитании и обучении в Русском государстве XIV-XVI веков. Выполнила студентка группы ЭФ-4 спец.
0605 Тимонина Е. Проверила преподаватель Людмила Изотбековна Москва 2004 Содержание Введение Основная часть 1. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО 17 в 2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В XIV-XVI вв 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ К КОНЦУ 17 в 8 Заключение Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ Историю воспитания и обучения в Древней Руси и Русском государстве до 17 в. невозможно рассматривать вне связи с общим историко-культурным развитием восточно-славянских народов, для которых, безусловно, важнейшим событием стало принятие христианства в 998 г. От того времени сохранилось весьма мало свидетельств о воспитании и обучении детей. В связи с этим важными для истории педагогики являются литературные памятники, такие как
Поучение детям князя Владимира Мономаха или Послание архиепископа новгородского Геннадия митрополиту Симону. Однако их авторы отражали события односторонне, не учитывая особенности эпохи. Важным событием для исследователей стало нахождение археологами берестяных грамот, свидетельствующих о распространении грамотности в Древней Руси и существовании каких-то форм обучения. Недостаточность прямых источников, которые позволяли бы воссоздать картину воспитания и обучения в
Древней Руси, приводит к необходимости использовать различного рода косвенные источники церковно-служебную литературу, записки иностранцев, фольклор, книжные миниатюры, иконописи и др. Разделение церквей на православную и католическую схизма произошло в 1054 г и этот факт способствовал развитию отрицательного отношения к латинянам . Русь сознательно отделяла себя от западной цивилизации и ее культуры. Когда впоследствии Византийская империя, гибнувшая под ударами турок, на Флорентийском соборе 1439 заключила унию между католической и православной церквями, русская церковь не приняла ее и стала настороженно относиться и к византийскому культурному влиянию. Сформировавшийся в таких условиях педагогический идеал во многом обусловил характер и последующее развитие воспитания и обучения на Руси. Характер воспитания и обучения изменился в процессе продвижения древних славян на восток и север, обогащая представления о целях и содержании воспитания, благодаря тесному
общению с другими народами. Имея в виду, что Русь приняла христианство почти на полтысячи лет позднее Европы и к этому моменту имела самобытные традиции, которые были необычайно крепки и жизненны. В итоге на Руси сформировалась специфическая воспитательно-образовательная культура, принципиально отличавшаяся от западноевропейской. 1. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО 17в. На Руси сформировался особый, отличный от западноевропейского, культурный
мир, который характеризовался своими взглядами на воспитание и образование, своим отношением к общечеловеческим ценностям, способам передачи их от поколения к поколению. Выбор веры был одновременно и выбором школы, характера образования. С принятием православия была открыта первая школа учения книжного. Результаты не заставили себя ждать к середине 11 в. в
Киеве уже появились начитанные, обладавшие широкими знаниями знатные люди Ярослав Мудрый, его дети, окружение. Во время своего правления 1019-1054 Муроме, Ростове и др. Цель обучения в школах освоение книжной мудрости.
Необходимо отметить, что школы ученья книжного представляли собой повышенную по сравнению с простым обучением грамоте ступень образования. В них особое внимание отводилось тривиуму, включавшему грамматику, риторику и диалектику, что было характерно для школ этого типа а Западной Европе того времени. Грамматика, судя по сочинениям хорошо известного на Руси Иоанна Дамаскина включала в себя учение о восьми частях речи, сведения по этимологии, о грамматических категориях, о поэтической образности языка. Важное место отводилось риторике-обучению навыкам красиво говорить и писать. Под диалектикой в то время подразумевали главным образом начала философии. Простое обучение письму, чтению и счету осуществлялось чаще всего мастерами грамоты и было их основным ремеслом. Мастер мог иметь несколько учеников, которые и составляли училище. Знакомство с грамотой происходило с помощью буквослагательного метода, заимствовано из византийской
школы. В качестве материала использовали бересту. На бересте писалом выцарапывали тексты. Первые берестяные грамоты относятся к 10-11 в. О том, чему и как учили мастера грамоты, косвенно свидетельствуют берестяные грамоты новгородского мальчика Онфима 13в Онфим выучился 26-буквенному алфавиту, который был достаточен для записи речи, ведения торговых и деловых записей, но не достаточен для учения книжного, основанного на 43-буквенном алфавите.
При обучении элементарной математике прибегали к образным примерам, пальцевому счету. Считали устно и на абаке. Книжная мудрость осваивалась по изборникам хрестоматиям энциклопедического характера. Таков например изборник Святослава 1073 . Это был курс семи свободных искусств, где давались материал для запоминания и ответы, вводившие в круг христианских идей и представлений. Краткий и сравнительно легкодоступный курс помогал овладеть элементами
знаний в духе византийской образованности. Обучали не только правилам чтения определенный темп, трехкратное повторение пр но и искусству делать книги. Учебник изготовлял собственный изборник, т.е. выполнял работы переписчика, иллюстратора и переплетчика. На протяжении 10-11вв. письменность проникла во все слои населения. Очень большую роль в развитии образования в средневековой Руси играли монастыри. Они фактически представляли собой крупнейшие центры образования того времени. Зачинателем таких монастырских центров считается русский просветитель и религиозный деятель Сергий Радонежский 1314-1391. В них учились не только лица, готовившиеся к принятию духовенства, но и просто желающие овладеть грамотой и читать книги. При монастырях получили элементарное образование и воспитание значительное число русских людей. В этот период именно в среде монахов постепенно укреплялось отрицательное отношение к рациональному
знанию, наукам о внешнем мире, строгое следование формуле апостола Павла. Который полагал, что все человеческое знание исходит от Бога. Если в западноевропейских университетах, открывавшихся в это время, обучение преследовало цели вооружения учащихся инструментами познания, то в монастырях Руси сложилось отношение к книжным знаниям как к духовному сокровищу, которое следует накапливать.
На Западе формировалось стремление понять и исследовать Священное писание, а на Востоке – следовать ему. Не собственное мышление ученика, а послушание ценилось в монастырских кругах на Руси. Семейное воспитание в этот период по-прежнему строилось на основе народных традиций, правда стала заметной тенденция взять его под государственный контроль. Методы и приемы семейного воспитания были достаточно разнообразны, что нашло отражение в народных песнях,
сказках, притчах, былинах, загадках, считалках, обрядах. В многочисленных пословицах говорилось о необходимости организации воспитания детей Гни деревце, пока гнется, учи дитятку пока слушается. В целом анализ различных источников позволяет говорить о том, что уровень освоения элементарной грамотности в Древней Руси был достаточно высок, грамотность проникла почти во все слои населения. 2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В 14-16вв. В 14-16 вв. получают развитие те воспитательно-образовательные тенденции, которые наметились в предыдущую эпоху. На Руси государственно-экономическое развитие не оказывало существенного влияния на систему образования, не требовало введения школьного обучения. Подготовка ребенка к взрослой жизни осуществлялась вне школы. За религиозное воспитание детей отвечала церковь.
В обязанности священников входило обучение основным догмам христианского вероучения, воспитание уважения к церковным и светским властям. Связь между образованием и церковью все более укреплялась. Грамота по-прежнему изучалась ради возможности читать одобренные церковью книги, чтению и письму обучали, как и раньше, по Псалтыри, Часословию, Евангелию. Формировалось представление о том, что школа есть церковный угол, и зачастую невозможно было различить,
где кончается одно и начинается другое. Характер такой школы церковно-религиозный, душеспасительный – соответствовал общему духу времени и всему жизненному укладу. Три черты свойственны русскому обучению в то время продолжительность, многий труд и битье . Физические наказания использовались постоянно, обучение было трудным, однообразным и не соответствовало особенностям и возможностям детского возраста, поэтому оно не могло обходиться без насилия.
Существовавшие тогда способы обучения вполне отвечали потребностям государства и общества, какая-либо новая организация образования казалась ненужной, и до 17в. государственных школ грамоты в России не было. Как отмечал историк В.О.Ключевский, главное внимание уделялось усвоению житейских правил, а не научных знаний. Кодекс сведений, которые считались необходимыми для усвоения этих правил, состоял из трех частей учение о спасении души, наука о гражданском общежитии и усвоение правил ведения домашнего хозяйства. Все это и составляло содержание общего образования в Древней Руси. Обучение ребенка начиналось приблизительно с 7 лет, и в целом дети всех сословий получали весьма ограниченное начальное образование. Тот кто тянулся к книге и знаниям, должен был трудиться самостоятельно. Но повседневная жизнь не требовала больших усилий. Повышенный уровень образования требовался тем, кто занимал место на государственной службе или в церковной
иерархии. В истории обучения и воспитания в Руссом государстве средневековой эпохи прослеживаются два этапа 14-16вв. и 17столетие. Между этими этапами существует тесная взаимосвязь. Первый этап непосредственно связан с многовековой борьбой русского народа за свою государственную и национальную независимость. Нападение монголо-татар было началом иноземного ига, длившегося четверть столетия. На протяжении этого времени страна неоднократно подвергалась опустошительным набегам, многие
из которых по силе не уступали нашествию Батыя. Иноземный гнет, непрерывные оборонительные войны, которые пришлось вести в 13- первой половине 15 вв. Русь выдержала более 16 крупных сражений, все это отрицательно сказалось на судьбах просвещения. Страдали города- очаги образованности. Истощалась казна. Резко упала книжная культура, надолго прекратилась деятельность регулярных учебных заведений. Русь оказалась в культурной изоляции, что не могло не осложнять развитие культуры и образования.
Пагубную роль играла и феодальная раздробленность, с которой было покончено лишь к началу 16в. Центр просвещения в монгольских период переместился в Новгородскую и Псковскую земли, которые наименее пострадали от иноземного нашествия. Именно здесь в 14-15вв. были предприняты первые попытки возрождения школ учения книжного. Это сделали еретики-стригольники. Однако их попытки были пресечены официальной церковью. Многовековое монголо-татарское иго наложило определенный отпечаток и мироощущения и воспитание на Руси. В них прибавилось жесткость, взгляд на человека как на песчинку. Противостояние идеологии индивидуальности, инициативности, открытости, способности к разным видам деятельности. 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ К КОНЦУ 17в. Педагогическая мысль средневековой Руси 14-15вв. была направлена прежде всего на проблемы воспитания.
Важным свидетельством быта и воспитания в средневековой Руси служит Домострой. Автором одной из редакций этой книги был священник московского Благовещенского собора Сильвестр. Некоторые разделы Домостроя прямо посвящены воспитанию Наказание от отца к сыну, Како детей своих воспитати. Основными способами воспитания признавались суповая дисциплина, систематические
наказания, в том числе физические. Ведя упорную борьбу с иноземцами, русский народ придавал особое значение традиции патриотического воспитания. Заметный вклад в развитие образования и педагогической мысли внесли Иван Федоров, Федор Ртищев, Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев и др. Они не замыкались в узко национальных рамках. Их интересовал школьно-педагогический опыт Византии и
Западной Европы. Русские педагоги знали и использовали идеи Яна Амоса Коменского. Так Карион Истомин подготовил в 1693г. для цесаревича Петра Алексеевича учебное пособие, где сознательно реализовал установки Я.А.Коменского о материнской школе. Воспитание русского человека происходило прежде всего в семье и при общении с наставниками. Общий уровень образованности в
Московском государстве 15-16вв. оставался весьма низким. В Новгородской иепархии одном из главных центров просвещения на Руси почти половина священнослужителей была неграмотна. А ведь духовное сословие являлось образованной частью общества. Собирание земель вокруг Москвы и становление Московского государства повлияли на принципы, направления результаты воспитания и образования. В 15 в. возникла теория третьего Рима согласно которой, Москва объявлялась наследницей Западной и Восточной Римских империй. Однако намерения продолжить традиции античной и византийской образованности не было. Высказывалось отрицательное отношение к западноевропейской образованности, которую рассматривали как угрозу православию. Идеологически обосновывалась культурная самоизоляция
Московского государства. Предложения отклонялись из-за опасения, что католицизм путем педагогической экспансии втянет Московское государство в орбиту своего влияния. Между тем в 16в. Московское государство включается в политическую и экономическую жизнь Европы. Росла нужда в европейски образованных людях, обладавших, в частности, знанием латинского языка. Ведь латынь являлась языком дипломатических отношений и торговых сделок.
Объективная потребность в освоении мировой и европейской культуры и образования, однако возрастала. Задача усложнялась из-за почти полного отсутствия отечественных учебников, так к концу 16в. появились учебные пособия по славянской и греческой грамматике, которые давали возможность делать сравнение этих двух языков. Возможность обучаться двум языкам была предоставлена боярским детям. Первая школа с западноевропейской программой открылась в
Москве в конце 16в при лютеранской церкви немецкой слободы. Во второй половине 17в. определились четыре основные подхода к воспитанию и обучению1 латинофильский Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев , 2 византийско-русский Епифаний Славинецкий, Федор Ртищев, 3 славяно-греко-латинский Иоанникий и Софроний, 4 старообрядческо-начетнический протопоп
Аввакум. Эти подходы были порождены двумя взглядами на будущее России, сторонники получили названия западников и славянофилов. Западное влияние проникало и через украинскую и белорусскую образованность. Важную роль в распространении греко-латинской образованности сыграли частные учебные заведения а Москве. Например, немецкая школа, открытая в конце 16в. Обучение было бесплатным. Брали учеников из разных сословий. Одна из первых греко-латинских школ была открыта Арсением Греком в 1649г. при Чудовом монастыре в Москве. Школа просуществовала не менее 5 лет. Первая государственная школа повышенного образования Типографское училище – была основана в 1681г. в Москве по инициативе царя
Федора Алексеевича. В 1684г. в ней насчитывался 191 ученик, из которых 28 занимались греческим языком. В дальнейшем Типографское училище слилось со Славяно-греко-латинской академией. При определении содержания повышенного образования развернулась острая полемика между сторонниками греческого и латинского вариантов. Компромиссом этим двум подходам оказалась деятельность греческих монахов, братьев Иоанникия и Софрония Лихудов, которые преподавали греческий, латинский и итальянский
языки. Московская академия была организована по образцу Киевской . Обучение начиналось с подготовительного класса-славяно-российской школы, где учили азбуке, Часословию, Псалтыри и письму. После этого ученики переходили в школу греческого книжного учения, затем приступали к изучению грамматики. Риторику, логику, физику, пиитику изучали и на греческом и на латинском языках. Главным в преподавании было то, что все светские науки подчинялись богословию, учебный материал
трактовался с позиций православия. Большое внимание уделялось проведению диспутов, заменявших в старших классах экзамены. К преподаванию в академии допускались только русские учителя или православные греки. Деятельность братьев в Академии длилась семь лет. Они подготовили учеников, продолживших их дело Ф.Ф.Поликарпова, Н.Головина, П.Рогова. Московская академия долгое время являлась единственным высшим учебным заведением, и лишь к концу 18в. она стала постепенно превращаться в духовную семинарию. Учился в ней и М.В.Ломоносов. В результате интриг против латино-греческого образования Лихуды были отправлены в отставку, а в 1698г. заточены в Новоспасский монастырь. Академия не стала подлинным научным центром высшего образования, а сделалась инструментом искоренения инакомыслия. В целом на рубеже 17-18вв. в русском обществе обозначилась программа
создания общеобразовательных церковных школ и технических государственных училищ по иноземным образцам и при помощи иноземных учителей. Намечался путь к созданию системы регулярных учебных заведений. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, в России в 17в. появились образовательные учреждения нового типа, при организации которых учитывался опыт западноевропейских средневековых школ. Однако в это время школы такого рода в самой Европе постепенно уходили в прошлое, уступая место новым
тенденциям в воспитании и обучении. Благодаря созданию школ нового типа произошел поворот русского общества в сторону европейской образованности, Россия начала приобщаться к миру европейской культуры, усилилось внимание к светскому знанию. В результате следующим этапом в развитии школьного образования стало создание в петровскую эпоху чисто светских, преимущественно профессиональных по своему характеру, учебных заведений. В целом образовательные реформы начала18в. были подготовлены развитием школы в 17в.
Вместе с появлением в 18в. новых типов школ было отрицательно воспринято православной московской общественностью, которая опасалась, что вместе с западной образованностью в Россию проникнут религиозные ереси. Крайними выразителями этой позиции были старообрядцы, боровшиеся в первую очередь против латинского влияния. Но и к греческому относившиеся с недоверием. Они считали, что Россия имеет свой, сложившийся естественным путем на протяжении веков, наилучший для нее тип образования – монастырский. Типографская школа при Печатном дворе была примером подобного заведения. Проблема соотношения веры и знания приобрела особую остроту и выразилась в оформлении трех основных подходов к воспитанию и обучению, которые условно можно обозначить как латинский. грекофильский и старообрядческий. Дальнейшее развитие государства, церкви и общества в
России привело к тому, что старый, традиционный взгляд на образование не удовлетворял потребностям нового времени. На смену обучению в монастырях и у частных учителей пришла организация школьного дела по западноевропейским образцам. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. А.И.Пискунов История педагогики и образования, Сфера, Москва 2004г. 2. Джуринский История зарубежного образования и педагогики 3.
Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. Москва, 1995г. 4. Экономцев И.Н. Предыстория создания Московской Академии и ее первоначальный период, связанный с деятельностью братьев Лихудов 5. Экономцев И.Н. Православие, Византия, Россия- сборник статей – Москва 1992г.