Образование Древне Русского государства

Тема: “Образование древнерусского гос-ва
IX-XIII век ”

Выполнила: студентка НГПУ 13 гр. ФФ
Агутина Л.В.
Принял: Лозовик В.А.
(((((((((( ПЛАН((((((((((
I. Образование Древнерусского государства.
1. Факторы обусловившие образование государства: а) социальные; б) внешнеполитические и экономические; в) общественные; г) “союзы союзов”.
II. Внутренняя политика.
1. Занятие славян.
III. Предпосылки возникновения.
IV. Норманисты.
I. Образование Древнерусского государства.
1. Образование. Факторы.
Из ряда существующих в советской Древнерусского обусловившие
исторической науке концепций государства образование происхождения славян
наиболее государства: полно отвечает требованиям современной науки так
называемая Днепровско-Одерская концепция происхождения славян академика
Б.А.Рыбакова, в соответствии с которой с середины II тыс. до н.э. в
северной части Восточной Европы между Днепром и Одером проживали
древнейшие праславяне выделившиеся к этому времени из состава
индоевропейцев. По мнению Седова и некоторых других ученых, историю
праславян следует вести приблизительно с середины I тыс. до н.э. а) социальные; В письменных источниках, относящихся к началу нашей эры,
славяне упоминаются под названием “венеды”. Известно что венеды вели
оседлый образ жизни,знали пашенное земледелие. У них существовала
внутренняя торговля, связанная с развитием ремесла, и внешняя торговля, в
частности, с Римом. Торговля ускоряла процесс дифференциации общества,
способствовала появлению богатой социальной верхушки. Малая семья,
состоящая из мужа, жены, детей, становилась составной частью важнейшей
социальной клеточки общества – сельской общины. В сельской территориальной
общине выделялись отдельные, зажиточные семьи, обладавшие определенной
собственностью. В VIв. усиливается военная и политическая власть. Все это
ускоряло имущественную и социальную дифференциацию славянского общества, и
формирование в ней классовых отношений. По мере углубления социальной
дифференциации в союзах племен все более усиливалось государственное
начало, что неизбежно вела в конечном счете к образованию государства. Но
этот процесс потребовал длительного времени. б) внешнеполитические; Неблагоприятно складывается и внешнеполитический
фактор. На экономическом развитии славян тяжело отразилось нашествие
гуннов. В результате этого задержалось и их собственное развитие. Как
считал М.Н.Тихомиров, о причинах возникновения государства было “развитие
земледелия и ремесла в области экономики, развитие феодализма – в области
общественных отношений”. Так в VII-VIIIвв. в связи с ростом
производительности труда становилось вполне возможной индивидуализация
производства. Подготавливались условия для перехода от раннеклассовых
отношений к феодализму. Экономический прогресс у восточных славян являлся
движущей силой их общественного развития. При условии существования
индивидуальных хозяйств дополнительный продукт, получаемый в них и
достигавший значительных размеров, становился собственностью производителя
и мог являться источником обогащения. Так возникло сначала имущественное,
а потом и социальное неравенство. Так же в это время складывалась и росла
частная собственность у зажиточных член общины. Формировалась социальная
верхушка общеста. в) общественные Большое значение для образования государства имели
союзы племен. В начале существования таких союзов племен, формой
организации управления была военная демократия. Однако при этом еще долгое
время сохранялась первобытные демократические учреждения – народные
собрания и совет старейшин: Но народное собрание превращалось в собрание воинов которому военный предводитель, окруженный и поддерживаемый
дружиной, навязывал свою волю, приобретая все большее влияние и власть
за счет других старейшин. Таким образом шел процесс преобразования
органов общественного самоуправления в государственные органы. Военная
демократия постепенно перестала в военноиерархическое правление-княжение.
Органы общественного самоуправления превращались в органы господства и
угнетения,направленные против народа. Завершалось тем самым оформление
государственного строя, важнейшим признаком которого было по явление
особой, не совпадающей непосредственно с населением, отделенной от него
публичной власти, располагающей специальным аппаратом управления и
распространяющейся на определенную территорию. Военный предводитель
крупного союза племен превращался в правителя – князя. Главенство князей приобретало характер осуществления властных классовых функций.
Приближенные князя становились его советниками и наместниками. Дружина
превращалась в военную силу, которая подавляла сопротивление
эксплуатируемых масс и вела захватнические и оборонительные
войны. Указанный процесс преобразования органов общественного
самоуправления в государственные органы не был актом единовременным для
всех союзов восточнославянских племен. В VIII в. в условиях борьбы с
кочевниками в Среднем Приднепровье произошло объединение нескольких союзов
племен или княжений в “союз союзов” под названием “Русь” столицей
которого стал Киев. г) “союзы союзов”. “Союзы союзов”, объединявшие по несколько союзов
племен-княжений, являлись новыми образованьями и отражали более высокий
этап в процессе восточнославянской консолидации. Примерно на рубеже VIII-
IXвв. приднепровский союз союзов племен “Русь” перерастает еще более
мощное объединение с названием “Русская земля”, включавшее
значительное число союзов славянских племен. Летопись их перечисляет:
Русь, Поляне, Древляне, Полочане, Дреговичи, Север. Это уже почти половина
восточных славян. Правила в этом государственном объединении, по
своей вероятности, династия Кия, представителями которой в середине IXв.
были, по сообщению летописи, князья Дир и Аскольд.
II. Внутренняя политика славян.
После Олега (879-912гг.) княжил Игорь, которого называют Игорем Старым
(912-942гг.) и считают сыном Рюрика. Игорь погиб при своеобразных
обстоятельствах. О них подробно, очевидно, на основании преданий, так
повествует русская летопись. Дружинники Игоря пожаловались князю на то, что
отроки Свенельда богаты, а они бедны. Свенельд как раз вернулся с полюдья в
земле древлян, и теперь по настоянию дружины туда отправился и князь.
Ему удалось собрать дань, но при возвращении Игорю и какой-то части
дружины показалось, что эта часть невелика. Князь отпустил большую часть
дружины, а с оставшимися пошел по дань вторично. Очевидно он нарушил пакт
(ряд) о соборе полюдья, и на сей раз древляне не выдержали и, напав на
князя, перебили его и его спутников. После Игоря страной стала править
его жена, теперь уже вдова, Ольга, которая оказалась вполне на уровне
крупного государственного деятеля. Ольга провела ряд важных реформ, из
которых самая значительная – административно-налоговая: есть основание
полагать, что при Ольге архаичная система полюдья, повсеместно
распространенная прежде, была отменена и заменена систематической уплатой
дани, которая собиралось в административных центрах (погостах)
специальными чиновниками правительства (тиунами). Ольга ездила в
Констонтинополь в 955 г. и приняла там христианство, однако она имела
отношения и с западной церковью. Возможно это и привело к тому, что,
согласно летописи, в 964 г. Святослав “возмужая” и отстранил мать от
власти. Святослав был прежде всего князем-воином, стремившимся приблизить
Русь к крупнейшим державам тогдашнего мира. Вся его короткая жизнь прошла
почти в непрерывных походах и сражениях: он разгромил Хазарский каганат,
нанес сокрушительное поражение печенегам под Киевом, совершил два похода
на Балканы. После гибели Святослава великим князем стал его сын Ярополк
(972-980 гг.). Своей главной задачей Ярополк считал объединение всей
державы, и всячески стремился к осуществлению этой цели. Советником князя
стал на первых порах престарелый воевода Свенельд. Однако осуществить
задуманное не удалось из-за военных действий против Олега, затем против
своего брата Владимира, который и одержал победу в сражении. А вскоре, во
время встречи с победившим братом Ярополк бы убит двумя варягами.
Владимир остался единовластным правителем державы.
III.Предпосылки возникновения.
«Повести временных лет», первого письменного источника древнерусской
истории, где имеются свидетельства государственного объединения славянских
племен обратите внимание на то, что Киевская Русь одно из крупнейших
государств Средневековья IX-XII вв. В отличие от других стран , как
Восточных так и Западных, процесс формирования государственности имел свои
специфические черты – пространственные и геополитические. В ходе своего
становления Русь приобрела особенности как Восточных так и Западных
государственных образований, поскольку занимала срединное положение между
Европой и Азией и не имела ярко выраженных естественных географических
границ в пределах огромного равнинного пространства (двуглавый орел,
утвержденный в качестве государственного герба Иваном III и символизирующий
евразийское единство Руси, был введен за четыре с лишним столетия до того
Ярославом Мудрым). Потребность в постоянной защите от внешних врагов
значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом
развития, вероисповедания, культуры, языка, создавать сильную
государственную власть.
Важно понять, что государство возникает в неоднородном обществе и
представляет собой способ регулирования отношений между различными
социальными слоями, классами и т.д. Государственность у славян начинает
формироваться с VI в., когда происходит переход от родовой и племенной
общины к соседской, формируется имущественное неравенство (соседская община
– поселения людей, не связанных родственными узами, но занимающих
определенную ограниченную территорию, коллективно обрабатывающих землю:
каждая семья имеет право на свою долю общинной собственности.)
Переходной ступенью к образованию государства у восточных славян был
период военной демократии.
Военная демократия предполагает выделение военной знати (князь и
дружина), которая сосредотачивает в своих руках значительные материальные
ценности и политическую власть, однако вече еще продолжает играть
определенную роль в жизни племени . Князь-военный вождь, первоначально
племени, а затем – общий для союза племен . Дружина – профессиональное
войско, постоянное занятие которого война . Вече – племенное собрание, в
котором первоначально участвовали практически все мужчины, а затем только
боеспособные; верховный орган племенного самоуправления и суда . Общее
племенное ополчение – боеспособная часть мужского населения племени,
участвующая в военных действиях в случае крайней необходимости.
Начальная нестабильность объединительного процесса, проявилась в
приглашении на правление Рюрика, князя варяжского происхождения. Обратите
внимание на 882 год, когда конунгу Олегу удалось объединить Новгородскую и
Киевские земли в древнерусское государство – Киевскую Русь со столицей в
Киеве, по определению князя – “Матерью городов русских».
После распада Киевской Руси процесс рождения новорусского государства
оказался замедленным, поскольку феодальная раздробленность зашла слишком
далеко. В условиях политического и экономического упадка Киева другие
княжества, которые могли бы претендовать на роль нового центра Русской
земли, были вынуждены осуществлять эту роль в неблагоприятных внутренних и
внешнеполитических условиях.
Новгород, обособившийся от киевского политического центра еще в XII в.,
стал ориентироваться в хозяйственном отношении по преимуществу на
балтийский регион. Естественно, что это не способствовало усилению его
заинтересованности во внутрирусских делах.
Унаследовшая у Киева Великое княжение Владимиро-Суздальская земля не
успела (накануне «батыева нашествия») набрать достаточный хозяйственный и
людской, а следовательно, и военный потенциал для «собирания» вокруг себя
осколков бывшей «рюриковской империи». Именно в это время последовал мощный
удар с Востока и на горизонте последующей истории нашего Отечества
появились татары.
IV. Норманисты.
Как ранее, так и сейчас идут споры об истории возникновения
Древнерусского государства. Эта проблема постоянных политических
спекуляций. Анализ исторических исследований показывает, что прав был,
наверное, М.Н.Покровский, определивший историю как “политику, опрокинутую в
прошлое”.
В исторической науке по вопросу образования государства у восточных
славян с 18 века кипят страсти. В 30-60 гг. 18 века немецкие ученые Бейер и
Миллер, работавшие в Петербургской Академии наук, в своих научных трудах
впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано
варягами (норманами). Они и положили начало норманской теории происхождения
Российского государства. Крайним проявлением концепции является
утверждение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать
государства, а затем без иноземного руководства были и не в состоянии
управлять им.
Против этой теории в то время решительно выступил М.В.Ломоносов,
которому императрица Елизавета I поручила написать историю России. С тех
пор борьба норманистов и антинорманистов не утихает.
Норманисты единодушны в двух принципиальных вопросах. Во-первых, они
считают, что норманы добились господства над восточными славянами путем
внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения
княжить); во-вторых, они считают, что слово “русь” норманского
происхождения.
Антинорманисты считают, что термин “Русь” доваряжского происхождения и
восходит к очень древним временам. В “Повести временных лет” есть места,
которые противоречат легенде о призвании трех братьев княжить. За 852 год
есть указание о том, что при царствовании в Византии Михаила уже была
Русская земля. В Ларентьевской и Ипатьевской летописях речь идет о том, что
варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и Русь.
Советские исследователи М.Н.Тихомиров,
Д.С.Лихачев считают, что запись о призвании варяжских князей появилась в
летописи позже, чтобы противопоставить два государства – Киевскую Русь и
Византию. Автору летописи для этого потребовалось указать иностранное
происхождение династии. Согласно исследованию А.А.Шахматова, варяжские
дружины стали называться Русью после того, как перешли на юг. А в
Скандинавии ни по каким источникам нельзя узнать о каком-то племени русь.
Вот уже в течении двух с лишним веков идут споры между представителями
норманской и антинорманской (славянской) школ в истории. В настоящее время
позиции норманистов и славянофилов сблизились. Однако это сближение вовсе
не является свидетельством утверждения истины. Как та, так и другая
концепции оказались тупиковыми. Кроме того, существуют еще и другие мнения.
В.А.Мокшин доказывает греческое происхождение названия “Русь”. О
существовании Руси как Тмутараканского княжества в 9 веке пишет
А.Н.Насонов, М.В.Левченко, А.Л.Монгайт. Протоиерей Лев Лебедев пишет: “…в
4-7 вв. происходило известное нам формирование первой русской
государственности – культурно-политическое объединение племенных союзов
полян и северян под общим главенством племени “рус” с княжеской династией
кривичей”. Этот вывод интересен тем, что корень “крив” соответствует
сегодняшнему названию “русский” у соседей кривичей – латышей.
Научные результаты двухсотлетних дискуссий состоят в том, что ни одна из
школ не может внятно объяснить, что такое “русь”; если это этнос, то где он
локализовался, в силу каких причин на определенном этапе усилился и куда
впоследствии исчез.