Тема:
Образование Московского государства
Подготовила: Юрова Елена
Преподаватель: Кузнецова О.Н.
Припомним обстоятельства политической жизни Суздальско-Владимирской Руси. Вся она была в обладании потомства Всеволода Большое Гнездо. Его потомки образовали княжеские линии: в Твери Ярослав Ярославич — внук Всеволода, брат Александра Невского; в Суздале Андрей Ярославич — внук Всеволода; затем около 1279 г. Андрей Александрович, сын Александра Невского; в Ростове Константин Всеволодович и в Москве — Даниил, сын Александра Невского, правнук Всеволода. Только земля Рязанская, политически и географически притянутая к совместной жизни с Суздальской Русью, находилась во владении не Мономаховичей, а младших Святославичей, потомков Святослава Ярославича. Из этих княжеств сильнейшими в XIV в. становятся Тверское, Рязанское и Московское. В каждом из этих княжеств был свой «великий» князь и свои «удельные» князья. Владимирское княжение существует без особой династии, его присоединяют великие князья к личным уделам. Последним из великих князей, княжившим по старинному обычаю в самом Владимире, был Александр Невский; братья его — Ярослав Тверской и Василий Костромской, получив владимирское великое княжение, живут не во Владимире, а в своих уделах. Добиться владимирского княжения для князей теперь значит добиться материального обогащения и авторитета «великого» князя. Средства добыть великое княжение уже не нравственные, не только право старшинства как прежде, но и сила удельного князя, поэтому за обладание Владимиром происходит борьба только между сильными удельными князьями. И вот в 1304 г. начинается борьба за великое княжение между тверскими и московскими князьями — многолетняя кровавая распря, окончившаяся победой московского князя Ивана Калиты, утвердившегося в 1328 г. с помощью Орды на великокняжеском престоле. С этих пор великое княжение не разлучалось с Москвой, а между тем за какие-нибудь тридцать лет до 1328 г. Москва была ничтожным уделом: Даниил еще не владел ни Можайском, ни Клином, ни Дмитровом, ни Коломной, и владел лишь ничтожным пространством между этими пунктами, по течению Москвы-реки. Калита же в 1328 г. владел только Москвой, Можайском, Звенигородом, Серпуховым и Переяславлем, т. е. пространством меньше нынешней Московской губернии. Что же дало возможность Москве получить великое княжение и увеличиться и каким путем шло это возвышение? В числе первых причин надо отметить: 1) географическое положение, давшее Московскому княжеству население и средства, 2) личные способности первых московских князей, их политическую ловкость и хозяйственность, умение пользоваться обстоятельствами, чего не имели тверские князья, несмотря на одинаковое выгодное положение Тверского княжества и Московского. К причинам, способствовавшим усилению княжества, надо отнести: 1) сочувствие духовенства, выраженное в перемене пребывания митрополии; 2) политическую близорукость татар, которые не могли своевременно заметить опасное для них усиление княжества; 3) отсутствие сильных врагов, так как Новгород не был силен, а в Твери происходили постоянно междоусобия князей; 4) сочувствие бояр и сочувствие населения.
Свежую постановку вопроса о коренной причине возвышения Москвы дал в последнее время проф. М. К. Любавский
в замечательной статье «Возвышение Москвы». По его толкованию, после татарского погрома «под влиянием опустошений и разорений, произведенных татарами в восточных и частью северных княжениях Суздальской земли», произошел «перелив населения с востока на запад Суздальской земли и обусловил естественно возвышение княжеств, лежавших на западе этой земли, Тверского и Московского». А главной и основной причиной, обусловившей возвышение Москвы и все ее политические успехи, было выгодное географическое положение в отношении татарских погромов и происшедшее благодаря этому скопление населения в ее области».
Тем временем московское княжение перешло к Ивану Данииловичу Калите, брату погибшего Юрия (1325). Основой политики Калиты стало стремление использовать в интересах Москвы союз с татарами. Кроме того, князь Иван старался покупать у обедневших удельных князей их владения, а тем ничего не оставалось, как продавать свои вотчины: меткие княжества не могли соперничать с богатой Москвой, которую создал Даниил и унаследовал Иван Калита. За годы своего княжения Иван Калита довольно существенно расширил пределы княжества, в частности приобрел большой старинный город Ростов. Но основная заслуга Ивана Калиты, до сих пор, как кажется, не оцененная традиционной историографией, состоит в другом. При Иване Калите получил свое окончательное воплощение новый принцип строительства государства — принцип этнической терпимости. В отличие от Литвы, где предпочтение отдавалось католикам, в отличие от Орды, где после переворота Узбека стали преобладать мусульмане, в Москве подбор служилых людей осуществлялся исключительно по деловым качествам. Калита и его наследники принимали на службу и татар (христиан и язычников, бежавших из Орды после победы ислама и не желавших поступаться религиозными убеждениями), и православных литовцев, покидавших Литву из-за нестерпимого католического давления, и простых русских людей, все богатство которых заключалось в коне да сабле. Никаких владений у этих людей не было, и потому они искали службы, то есть государственных военных обязанностей, за выполнение коих от князя московского следовало вознаграждениев виде «корма» с небольшой деревеньки. Силой, связующей всех «новонаходников», в Москве стала православная вера. Ведь обязательным условием поступления на московскую службу было добровольное крещение. Креститься необходимо было и для заключения брака. Многие из татар — ордынских выходцев — женились на русских красавицах, а татарки выходили замуж за русских.
Единственной связующей нитью для всех русских людей XIV в. оставалась православная вера. Всякий, кто исповедовал православие и признавал духовную власть русского митрополита, был своим, русским. И хотя «низовцы», считая новгородцев православными, ни на минуту не сомневались, что их надо бить, теологическая основа единства сохранялась. И потому только православная церковь противостояла тогда распаду Руси. Дальнейшие события подтвердили безусловный рост авторитета духовной власти среди народа.
Дети Ивана — Симеон Гордый и Иван Иванович Красный — особыми талантами не обладали. Но при общем пассионарном подъеме этноса иметь на престоле государя, не блиставшего яркой индивидуальностью, было скорее благом, чем злом. Такой князь с удовольствием отдавал инициативу своим ближним боярам, среди которых было много и талантливых воевод, и изворотливых дипломатов, и толковых хозяйственников. Князья Симеон и Иван не мешали таким людям «делать» внутреннюю и внешнюю политику Москвы по своему разумению и ограничивали свой вклад соблюдением придворного этикета, раздачей наград и наложением наказаний.
Фактическим главой государства после смерти Ивана Калиты стал его крестник митрополит Алексей, сменивший на архипастырском служении Феогноста. Он имел поддержку среди большинства православных людей, живших в Московском княжестве, что по тем временам имело решающее значение. Посвященный в митрополиты Алексий при слабом Иване Красном и в малолетство сына его Димитрия стоял во главе Московского княжества, был, можно сказать, его правителем. Обладая исключительным умом и способностями, митрополит Алексий пользовался большой благосклонностью в Орде (где он вылечил болевшую глазами ханшу Тайдулу) и содействовал тому, что великое княжение укрепилось окончательно за московскими князьями. На Руси он являлся неизменным сторонником московских князей и действовал своим авторитетом всегда в их пользу.
Руководимое св. Алексием русское духовенство держалось его направления и всегда поддерживало московских князей в их стремлении установить на Руси сильную власть и твердый порядок. Как мы знаем, духовенство изначала вело на Руси проповедь богоустановленности власти и необходимости правильного государственного порядка. С большой чуткостью передовые представители духовенства угадали в Москве возможный государственный центр и стали содействовать именно ей. Вслед за митрополитом Алексием в этом отношении должен быть упомянут его сотрудник, преподобный инок Сергий, основатель знаменитого Троицкого монастыря.
Сергий Радонежский был основателем первого монашеского общежития с самым строгим монастырский.. Говорил Сергий мало: выполняя свое послушание, он в основном носил воду в монастырь да стоял церковные службы. Но зато, когда Сергий что-нибудь говорил, его слушали, ибо он говорил дело. Эта система поведения нашла много последователей. Вокруг обители Сергия создался ореол святости и уважения, а ученики подвижника стали сами, по его благословению, основывать общежительные монастыри.
Эффективность такого рода духовной экспансии была огромной. Каждый монастырь играл роль не только церкви, но и больницы, и школы, и библиотеки. Конечно, врачей среди монахов было меньше, чем в современной поликлинике, а книг — меньше, чем в библиотеке Академии наук, но врачи лечили, а книги читались. Влияние игуменов и иноков-подвижников росло. Люди, приходившие в монастырь, начинали верить, что православная Русь может жить, помогая сама себе, не опираясь на силы татар или литовцев. И это крепнущее убеждение принципиально отличало русских от византийцев, у которых без помощи турок или итальянцев ни одна партия не достигала успеха. Растущая пассионарность русских людей оказалась направлена ортодоксальным православием к единой цели строительства Святой Руси. В этих условиях Москва смогла перехватить инициативу во внутренней и во внешней политике.
С точки зрения пассионарной теории этногенеза, причина возвышения Москвы состоит в том, что именно Московское княжество привлекло множество пассионарных людей: татар, литовцев, русичей, половцев — всех, кто хотел иметь и уверенность в завтрашнем дне, и общественное положение, сообразное своим заслугам. Всех этих пришельцев Москва сумела использовать, применяясь к их наклонностям, и объединить единой православной верой. При этом на Москву большей частью шли люди энергичные и принципиальные. Так, татары-золотоордьнцы, бежавшие после переворота Узбека в Москву, составили костяк русского конного войска, которое впоследствии и обеспечило победу на Куликовом поле.
Димитрий Иоаннович Донской (12.10.1350-19.05.1389), благоверный московский и великий владимирский князь. Сын московского и вел. владимирского кн. Ивана II
(Иоанна) Ивановича
(Иоанновича) Красного
и вел. кн. Александры. Он занял московский княжеский стол в 9-летнем возрасте после смерти отца. Воспитателем Дмитрия был Московский митр. Алексей
(Алексий), который фактически управлял княжеством в малолетство Дмитрия.
Дмитрий проводил очень активную внешнюю политику. Он смирил суздальского, нижегородского, рязанского и тверского князей, дал отпор великому литовскому кн. Ольгерду, пытавшемуся захватить Московское княжество.
К Москве были окончательно присоединены Галич Мерьский, Белоозеро, Углич, а также Костромское, Чухломское, Дмитровское, Стародубское княжества. Заставил он повиноваться себе и Новгород Великий. Его войска победили в 1376 волжских булгар, разгромили на р. Воже в 1378 сильное татарское войско мурзы Бегича, а в 1380 Дмитрий одержал блистательную победу на Куликовом поле
над огромным татарским войском Мамая, за что получил прозвище Донской. В этом сражении Дмитрий сражался рядовым воином, воодушевляя своим примером ратников на подвиги. После Куликовской битвы
он перестал платить дань татарам. Однако в 1382 хан Золотой Орды Тохтамыш захватил и разграбил Москву, после чего выплата дани татарам была возобновлена.
Умирая, Дмитрий передал великое княжение своему старшему сыну Василию I
без согласования с ханом Золотой Орды.
Василий I Дмитриевич
(1371 – 1425). Старший сын Дмитрия Донского. В 1383 г. он был послан Дмитрием в Орду домогаться у нового хана Тохтамыша подтверждения отцовских прав на великое княжение: соперником, как говорилось, выступил тверской князь Михаил Александрович. Дмитрий ярлык получил, но Василия хан оставил у себя до уплаты Москвой огромного долга, достигавшего 8000 руб. серебром. Лишь в 1386 г. Василию удалось бежать из Орды через Молдавию и Литву. По завещанию отца Василий наследовал ему на великом княжении. После недолгого размирия Василий восстановил тесные отношения с верным союзником отца, своим дядей Владимиром Андреевичем Серпуховским. В 1391 г. Василий женился на Софье, дочери Витовта, ставшего в 1385 г. великим князем литовским. В 1392 г. Василий вновь посетил Орду, добившись права на наследственное владение Нижегородским княжеством.
В 1395 г. Русь едва не подверглась новому тяжкому испытанию: к ее границам двинулись орды Тимура (Тамерлана). Тимур разгромил хана Тохтамыша, вторгся в пределы Рязанской земли, захватил Елец. Василий, оставив Владимира Серпуховского оборонять Москву, выступил навстречу Тимуру и занял переправы на Оке. Однако полки Тимура неожиданно повернули назад, и Василий возвратился в столицу. Это событие оставило глубокий след в душе современников; неожиданное избавление от Тимура объяснили заступничеством иконы Владимирской Божьей Матери.
Княжение Василия протекало в сложной обстановке. Ухудшились его отношения с тестем – великим князем литовским Витовтом. В 1404 г. Витовт отторг от Руси Смоленск. Не прекращались размолвки с новгородцами, которые всячески противились стремлению великого князя лишить их традиционных прав и вольностей. В 1408 г, на Русь напал татарский полководец Едигей. Он разбил свой лагерь в Коломенском, в непосредственной близости от Москвы. Татарские отряды разорили Переяславль, Юрьев, Ростов, Серпухов, Нижний Новгород. Василий с женой и детьми вынужден был уехать в Кострому, а оборонять Москву остался Владимир Андреевич Серпуховской. Едигей неожиданно предложил мир. Причиной его поспешного ухода были начавшиеся в Орде раздоры, но не знавшие об этом москвичи уже успели ублаготворить эмира щедрым выкупом. В 1412 г. Василий ездил в Орду и отстоял, несмотря на противоборство нижегородских князей, свои права на Нижегородское княжество. В последние годы правления Василий стремился к мирным отношениям с Литвой, он даже поручил опеке тестя своего малолетнего сына и наследника Василия.
От брака с Софьей Витовтовной Василий имел пятерых сыновей и четырех дочерей, однако три его сына не пережили отца, и наследовал Василию десятилетний Василий, известный в историографии как Василий Темный.
Василий II Васильевич Темный
(1415 – 1462). Василий II – одна из самых трагических фигур русской истории. Василий Дмитриевич словно бы предчувствовал беды, ожидающие его сына, поручая наследника опеке матери и тестя. И действительно: у княжича не замедлили объявиться серьезные соперники – его дяди Юрий и Константин, а также наследники Владимира Андреевича Серпуховского. Серьезные симптомы проявились сразу же после смерти Василия Дмитриевича: его брат Юрий не приехал в Москву на похороны, а стал собирать войско в своем Галиче. Бояре великого князя поспешили принять ответные меры и двинули полки к Костроме. Юрий бежал в Нижний Новгород, откуда впоследствии вернулся в Галич и предложил великому князю мир. В Галич отправился на переговоры митрополит Фотий, и Юрий пообещал не домогаться великокняжеского стола силой, а положиться на решение хана.
И вот в 1432 г. Василий вместе с боярином своим Иваном Дмитриевичем Всеволожским едет в Орду. Туда же прибыл и Юрий. Ему покровительствовал один из ордынских князей Тегиня. Василию помогло дипломатическое искусство Всеволожского, сумевшего восстановить других ордынских князей против Тегини и его фаворита Юрия. Льстивая речь Всеволожского, возлагавшего от имени своего князя все надежды на решение хана, растрогала Улуг-Мухаммеда, и он не только передал ярлык Василию, но даже приказал Юрию в знак покорности повести коня, на котором сидел великий князь. Однако семнадцатилетний Василий не захотел бесчестить своего почти шестидесятилетнего дядю и отказался от этого унизительного ритуала. В феврале 1433 г. на свадьбе Василия Васильевича с Марией Ярославной, внучкой Владимира Андреевича Серпуховского, произошел эпизод, обостривший вражду между дядей и племянником. На свадебном пиру мать Василия Софья Витовтовна сорвала драгоценный пояс с княжича Василия – сына Юрия Дмитриевича (впоследствии он станет известным под прозвищем Косой). Пояс этот принадлежал некогда Дмитрию Донскому – он получил его в приданое за Евдокией – потом был украден и подменен и оказался в семье Юрия. Оскорбленный Василий Юрьевич и брат его Дмитрий Шемяка поспешно покинули Москву. Разумеется эта ссора не была единственной причиной, подогревшей старую вражду: быстрота, с какой собрал войско Юрий Дмитриевич и двинул его на Москву, говорит о том, что к войне он готовился. В апреле на берегах Клязьмы произошла битва. Дружина Василия бала невелика, "а от москвич, – как утверждает летописец, – не бысть никоея помощи, мнози бо от них пиани бяху, а и з собою мед взяху, что пити еще". Василий потерпел поражение, обратился в бегство, но был схвачен в Костроме. Юрий отправил его в Коломну, которую пожаловал в удел свергнутому великому князю, а сам вступил в Москву. Но многие московские служилые князья, бояре и дворяне потянулись из Москвы в Коломну, к Василию. Почувствовав шаткость своего положения, Юрий вынужден был примириться с племянником и покинуть Москву.
Но на следующий год Юрий вновь разгромил Василия, великий князь бежал в Новгород, а войска Галицкого князя вступили в Москву. На этот раз в плену оказались мать и жена Василия. Положение великого князя, перебравшегося в Нижний Новгород стало критическим. Однако внезапно Юрий умирает. Василий возвратился в Москву и примирился с сыновьями Юрия Дмитриевича.
Один из них – Василий – вскоре нарушил клятву, выступил против великого князя и был разбит, попал в плен, его отослали в Москву, где Василий был ослеплен, получив с той поры прозвище Косой.
В 1445 г. Василий Васильевич отправляется на помощь Нижнему Новгороду, который осадили татарские царевичи Махмутек и Якуб. Прибыв в Суздаль, великий князь стал пировать в лагере. На утро следующего дня, когда Василий рассчитывал еще немного "опочинуть" (поспать), ему сообщили о приближении татар. Войско великого князя было невелико, ибо Шемяка обещанных полков не прислал, но тем не менее сначала перевес был на стороне русских. Затем ход битвы переменился, и татары победили. Великий князь попал в плен. Татарские воеводы отослали в Москву снятый с Василия нательный крест, что бы убедить в пленении князя его мать и жену. Это случилось 7 июля. А 14 июля в страшном пожаре "выгоре" вся Москва, так что, по словам летописца, в городе не только не осталось деревянных построек, "но и церкви каменные распадошася, и стены градныа каменыа падоша в мнозех местах". Город оказался беззащитным перед возможным нападением татар. Великие княгини поспешили уехать в Ростов. Дмитрий Шемяка, узнав о пленении великого князя, послал дьяка Федора Дубенского, наказав ему убедить татар ни в коем случае не выпускать Василия из плена. Но великому князю удалось получить свободу ценой обещанного огромного выкупа – 200 тысяч рублей серебром. Он прибыл в Переяславль, а оттуда с женой, матерью и боярами вернулся в Москву.
Шемяка все же не оставлял надежд расправиться с Василием. И вскоре ему представился удобный случай. Великий князь с небольшой свитой поехал на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. Шемяка поспешил захватить Москву и пленить обеих княгинь. К Василию со страшной вестью примчался некий Бунко. Однако Василий не поверил ему и велел прогнать прочь. Все же князь решил принять меры предосторожности и выслал дозор к Радонежу. Однако князь Иван Можайский (сын Андрея Дмитриевича, двоюродный брат Василия) перехватил воинов великого князя. Он спрятал своих ратников в возах с сеном; они незамеченными доехали до дозорных, а поравнявшись с ними, выскочили из саней и захватили стражей Василия в плен. Когда великому князю доложили о приближении врагов, он бросился на конный двор, но готового коня не оказалось. Князь укрылся в одном из монастырских храмов. Услышав возгласы Ивана Можайского: "Где есть князь великий ?", Василий с образом в руках сам вышел на порог церкви, взывая к справедливости и напоминая о крестном целовании (т.е. соглашении, скрепленном целованием креста) с Шемякой. Иван Можайский пообещал князю: "Аще ти възхощем коего лиха, буди то над нами лихо" – и отошел в сторону. Тогда один из приближенных можайского князя – Никита положив на плечо Василию руку, произнес: "Поиман еси великим князем Дмитрием Юрьевичем". На голых санях Василий был отвезен в Москву и там ослеплен. Отсюда и его прозвание – Василий Темный.
Великий князь был выслан в Углич, а Софья Витовтовна в Чухлому. Сыновей Василия Шемяка обманом вызвал из Мурома и также отправил в Углич. И все же Шемяка, считаясь, как бы сказали теперь, с общественным мнением, вынужден был уступить: Василия освободили и отправили в Вологду, переданную ему в удел. Но опальный князь пробыл там недолго: он побывал в Белоозере, заручился моральной, а главное – финансовой поддержкой в тамошних монастырях и оттуда направился в Тверь, где закрепил союз с Тверским князем Борисом Александровичем браком своего сына Ивана с дочерью Бориса – Марией. После этого объединенные силы Василия и его сторонников двинулись к Москве. В феврале 1447 г. великий князь вернул себе столицу и положение.
Дальнейшее княжение Василия протекало без новых потрясений. Напротив, он стремился к всемерному упрочению своей власти. В 1456 г. был арестован князь серпуховско-боровский Василий Ярославич, а его удел ликвидирован. Михаил Андреевич Верейский (сын Андрея Дмитриевича, внук Дмитрия Донского) полностью зависел от великого князя. После его смерти (в 1486 г.) верейский удел перешел в собственность великого князя (в то время уже Ивана III). В 1456 г., после победоносного похода Василия на Новгород, были существенно урезаны права Новгородской земли. Василий Темный был женат на Марии Ярославне, внучке Владимира Серпуховского, и имел от нее семь сыновей и дочь.
Иван III Васильевич
(1440 – 1505). Старший (после умершего Юрия) сын Василия Темного. Стал великим князем после смерти отца в 1462 г. Детские годы его были омрачены драматическими событиями феодальной войны. Он вместе с братом Юрием находился в Троице-Сергиевом монастыре в роковые дни, когда его отец был схвачен князем Иваном Можайским и увезен в Москву. Мальчиков (Ивану было шесть лет) увезли в Муром, но Шемяке удалось выманить княжичей оттуда и отправить к отцу в заключение. Вместе с опальным отцом Иван побывал в Вологде и Твери, где был обручен с Марией Борисовной, дочерью тверского князя (свадьба состоялась в 1452 г.). Отроком он участвовал в походах против татар в 1448, 1448, 1454 и 1459 гг. По завещанию отца Иван получил самый большой по территории и значимости удел, в который помимо части Москвы входили Коломна, Владимир, Переяславль, Кострома, Устюг, Суздаль, Нижний Новгород и др. города. Его братья Андрей Большой, Андрей Меньшой и Борис получили в уделы Углич, Вологду и Волоколамск.
Иван продолжил политику отца по консолидации Русского государства. Первым шагом на этом пути было подчинение Новгорода, где существовала сильная антимосковская партия, возглавлявшаяся вдовой посадника Марфой Борецкой и ее сыновьями. Она ориентировалась на политическую поддержку Великого княжества литовского, что дало основания подозревать ее приверженцев в симпатиях к католичеству. Поэтому Иван III смотрел на новгородцев, как скажет московский летописец, "не яко на христиан, но яко на язычник и на отступник православия". Направленное им войско в 1471 г. двинулось по Новгородчине, "пленующе и жгуще и люди в плен ведуще". Решающая битва произошла на р. Шелони (к западу от озера Ильмень); профессиональная московская рать без труда разгромила новгородские полки, состоявшие в значительной части из ремесленников, многие из которых отродясь не сидели на боевом коне. По условиям перемирия, заключенного в селении Коростыни, самостоятельность Новгорода была существенно ограничена, а в 1478 г. Новгород был окончательно присоединен к Московской Руси.
В 1467 г. Иван овдовел и в 1473 г. женился на Софье (Зое) Палеолог, дочери деспота Мореи, племяннице последнего византийского императора.
Безусловно, крупнейшим событием правления Ивана III было крушение ордынского ига. Могущественный государь могучей страны, Иван нарушил традицию: он, как подчеркивает Ю. Г. Алексеев, "был первым из русских великих князей, который никогда – ни до, ни после вокняжения – не приезжал к хану. Он был также первым, кто сел на великое княжение без прямой санкции ханской власти". Отказался Иван ехать к ордынскому хану Ахмату по его вызову и в 1476 г. Желая добиться прежней покорности, Ахмат летом 1480 г. во главе огромного войска двинулся на Русь; Иван вышел ему на встречу и преградил татарам путь у Коломны. Ахмат, не решившись пробиваться к столице кратчайшим путем, совершил обходный маневр и к сентябрю сосредоточил свои полки на южном берегу Угры. Княжич Иван Иванович и брат великого князя Андрей Васильевич Меньшой сорвали попытки ордынцев форсировать Угру, и оба войска надолго замерли на ее берегах. Переговоры с Ахматом зашли в тупик. Иван отказался выполнить ханские требования. После долгого "стояния" ордынцы ни с чем возвратились восвояси. В те дни русские люди ликовали, радуясь избавлению от очередного вражеского нашествия, но произошло неизмеримо большее: в этот год Русь навсегда освободилась от ордынского ига.
В 1485 г. утратила независимость Тверь, и Иван III стал именоваться "великим князем всея Руси". Последние годы жизни великого князя были омрачены тяжелыми внутрисемейными конфликтами. В 1490 г. умер сын Ивана от первого брака – Иван Молодой. При дворе образовались две противоборствующие группировки: одна поддерживала вдову Ивана Елену Стефановну и их малолетнего сына Дмитрия, другая – Софью Фоминичну и ее старшего сына Василия. В декабре 1497 г. Иван разгневался на Софью и Василия, княжич был посажен "за приставы на его же дворе", а в феврале 1498 г. был торжественно коронован Дмитрий Иванович. Но помимо титула он не получил никаких прав, а год спустя Иван III помирился с женой и Василием. В 1502 г. Дмитрий-внук оказался в опале, мать его Елена Стефановна была заключена в темницу, где и умерла.
А 27 октября 1505 г. на 67-м году жизни скончался и сам великий князь. "Он был одним из выдающихся государственных деятелей феодальной России. Обладая незаурядным умом и широтою политических представлений, он сумел понять насущную необходимость объединения русских земель в единую державу… На смену Великому княжеству Московскому пришло государство всея Руси"
Список использованной литературы
1. Гумилев Л.Н. От Руси до России М., 2003
2. Платонов С.Ф. Полный курс лекций про русской истории М., 2005
3. Ключевский В.О. О русской истории М., 1993
4. Карамзин Н.М. История государства Российского М., 2007