Общая характеристика школьных программ по истории

Введение
Документом, который определяетизучение курса истории, является учебная программа. Она и определяет содержаниешкольного курса изучения истории. Программа должна быть объективным документом,лишенным субъективности, программа должна быть научной.
Свою работу в школе учительначинает с изучения программы и объяснительной записки к ней. Программапредусматривает:
— содержание курса истории;
— время для изученияопределенных разделов;
— распределение материалапоурочно;
— указание уточнений.
Целью данной работы являетсяанализ действующей программы курсов истории. Из поставленной цели можновыделить следующие задачи:
1) охарактеризовать сущность иструктуру программы, ее структуру, основные образовательные и психологическиетребования;
2) на основе сделанных выводовпо первому пункту исследовать действующую программу курса истории в пятомклассе и выяснить, соответствуют ли они поставленным требованиям.
В данной работе использованытакие методы исследования, как анализа, синтеза, сравнения, описания полученныхданных.
Глава 1. Общая характеристика школьных программ по истории1.1. Понимание учебной программы.
1. Структурой школьного курсаистории называется совокупность содержательных элементов общего историческогообразования. Элементы структуры – это отдельные факты, избранные, как темы познания,которые каким-то образом объединены между собой.
Структурированность –необходимое условие системности знаний, умений и мировоззренческих,морально-эстетических идей, которые усваивают учащиеся в процессе изученияистории.
Структуру общего историческогообразования отображает учебная программа курса. Понятие «Учебнаяпрограмма» в мировой педагогике не имеет на сегодня четкого определения.Вот некоторые из них:
Программа – краткое изложениеосновного учебного содержания, целей изучения предмета и способов их достижения[1].
Учебная программа – нормативныйдокумент, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебномупредмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательноститем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.[2]
В Украине программа – этодокумент, в котором называются цели предмета, раскрываются содержание его вкаждом классе, а также выяснены основные идеи, понятия, умения и навыки, которымидолжны владеть ученики. Именно программа конкретизирует цель общегоисторического образования и определяет через структуру курса методы обучения икритерии оценивания его результатов.
Несомненно, программа – важноеподспорье учителя. Но проведенная реформа школьного образования, необходимостькоторой вызвано временем, существенно повлияла на нее. В связи с этим, сравнимдва определения, которых разделят чуть больше десятилетия:
1) «Учебные программы попредметам, как и учебные планы, являются обязательными для всех школ и учителейгосударственным документом, определяющим содержание обучения истории»(1986)[3].То есть речь идет об одной единственной программе, обязательной на всейтерритории бывшего Советского Союза.
2) Примерные программы являютсяориентиром для составления авторских программ, разработкикалендарно-тематических планов и создают условия для творчества учителя,свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса”(1999)[4]– здесь вопрос ставится о нескольких программах, из которых будет выбранаоптимальная для определенной местности, школы, класса и т.д.
Таким образом, учебные программыявляются реальными ориентирами педагогической и учебной деятельности в школе.Современный статус программ стимулирует критический подход педагогов к выборупрограмм, их творчеств в планировании обучения истории.
1.2. Типы учебных программ
Учебные программы могут бытьтиповыми, рабочими и авторскими.
Типовые (государственные)учебные программы по истории разрабатываются на основе государственногообразовательного стандарта. В них отражается историко-педагогический опыт, основанныйна достижениях в педагогике и психологии. Поэтому возникает необходимостьпериодически обновлять учебные программы в соответствии с развитиемпедагогической науки и практики. Такие программы утверждаются Министерствомобразования и Науки Украины и имеют рекомендательный характер.
Рабочие учебные программыразрабатываются на основе государственных, но более применимы на практике. Ониописывают национально-региональный компонент и делают ссылку на информационнуюбазу, техническое обеспечение, возможности учащихся.
Авторские учебные программы лишьучитывают требования государственного образовательного стандарта. Они оставляютза собой право содержать иной принцип построения учебного материала, иметь своиподходы к рассмотрению тех или иных теорий, излагать свою точку зрения. Такиепрограммы должны иметь рецензию от ученых, занимающихся изучением истории, атакже необходимо утверждение их педагогическим советом школы.
Таким образом, сложилось триосновных типа учебных программ. Каждый из них имеет свои преимущества, и взадачу педагога входит творчески подходить к предлагаемому материалу и объективнооценивать целесообразность применения той или иной программы.1.3. Структура учебной программы
Общая структура программысодержит в основном 3 элемента:
1. Объяснительная записка(прил.1). В ней определены основные задачи учебного предмета, ведущие научныеидеи. Здесь авторы определяют образовательные воспитательные и развивающие целив изучении истории, ее роли и месте в системе современного школьногообразования. Как правило, в этой части говорится о том, что программасоставлена на основе обязательного минимума Содержания. Учебное содержаниеорганизуется на 2-ух уровнях: основном и вариативном материале (на основебазисного учебного плана в 5-12 классах насчитывается не менее 23 часа инвариативнойчасти)[5]
2. Основная часть.Содержит тематический план, содержание тем, задачи и изучения, основныепонятия, умения и навыки, виды занятий. Эти часть рассредоточена по классам иисторическим курсам. Здесь авторы могут использовать разные способы формулированияучебного материала (прил. 2)
3. Приложение. Содержит методическиеуказания, касающиеся оценки знаний, умений, навыков.
Таким образом, программы избавлены отжесткого поурочного планирования. Темы по усмотрению учителя могутпереставляться местами, не нарушая хронологического порядка; так же, педагогимеет право определять количество часов, на изучение какой-либо темы, но неисключать другие.1.4. Структура содержания учебной программы
Учебная программа конкретизирует цельобщего исторического образования и определяет по структуре курса методы обученияи критерии оценивания. Программа курса истории может быть построена сприменением конкретизированного, линейного, спирального и смешанного способовструктурирования его содержания.[6]
Концентрированный способ – неоднократноевозвращение к одной и той же теме, которая будет обрастать новыми фактами, событиями,связанными зависимостью от других тем.
Линейная структура – это непрерывнаяпоследовательность логически связанных тем (часто в хронологическом порядке), каждаяиз которых в процессе изучения отрабатывается лишь один раз.
Спиральный способ имеет исходную темуизучения, с которой связаны другие темы; количество их постоянно увеличивается.Этот способ непрерывный и не исключает многократное обращение, к одной и той жесхеме.
Смешанная структура – это комбинациятрех способов структурирования, названных выше. К некоторым темам имеет многократноеобращение, некоторые рассматриваются лишь поверхностно, но, не теряя связи.
Выбор той или иной структуры содержаниякурса истории полностью зависит от взглядов на процессы обучения авторовучебной программы.1.5. Задачи, цели, функции учебных программ по истории
По мнению Сластенина В.А.,учебная программа выполняет ряд основных функций:[7]
1. Описательная – программаявляется средством описания содержания образования;
2. Идейно-мировоззренческая –знания, включенные в программу, направлены на формирование духовности инаучного мировоззрения у школьников;
3. Регулирующая илиорганизационно-методическая – организуя деятельность учителя о подготовке кзанятиям, (отбор материалов, методов и форм обучения) и учебный труд учащихся(определяет характер их деятельности по изучению предметов в школе, дома).
Целью авторов учебных программкроме общеобязательных: общеобразовательной, воспитательной и развивающей –должен быть выбор оптимального содержания исторического образования, в ходеизучения которого будет необходимо привлечение таких видов учебной деятельностишкольника, как познавательная, практическая, творческо-поисковая,ценностно-смысловая (эмоционально-оценочная). То есть, по мнению Турянской О.содержание исторического образования должно быть представлено в виде комплексаследующих компонентов:[8]
1. Информационный – складываетсяиз списков главных фактов, новых понятий, основных связей обязательных дляусвоения учащимися.
2. Операционный – состоит изсовокупности обязательных, предметных и общих умений обеспечивающихся изучениемданного курса (по этому компоненту необходимо в программу ввести уроки формированияумений и навыков);
3. Творческо-поисковый –содержит конкретные исторические или мировоззренческие проблемы (список ихпредоставляется в программе), которые несут с собой учебную историческую информацию;
4. Ценностно-смысловой –является базой для формирования аксеологического (ценностного), сознанияличности, ее эмоционального интеллекта, направлен на осмысление учеником своихчувств, себя и т.д.
Турянская О. говорит о том, чтошкольная программа по истории должна определять те понятия и события о прошломобщественной жизни, которые имели и имеет сегодня большое познавательное илинегативное значение для жизни человечества (рабство; раб; хозяин человеческойсудьбы). Учащиеся должны осознавать эти явления не только в ихсоциально-историческом смысле, но и в моральном и даже психологическом.[9]
Особое внимание необходимоуделять развитию практических умений учащихся определенных в программе:выработка навыков творческой обработки информации, критическое мышление, анализинформации. При этом учитель не должен навязывать свое мнение.
Итак, история являетсяуникальной учебной дисциплиной, которая имеет особенные способы влияния наличность. И именно эти способы должны быть учтены при составлении школьныхпрограмм по изучению истории. Содержание их должно соответствовать информационнымвозможностям, техническому обеспечению и современному общественному состоянию.Поэтому, большое внимание необходимо уделять наиболее тщательной разработкеучебных программ, позволяющей ученику не только успешно усваивать материал, нои уметь с помощью полученных навыков применять свои знания на практике врешении важных жизненных проблем.Список литературы
1.     Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. –М.: ВЛАДОС, 2003.-С.381
2.     Педагогика. Под ред. Сластенина В.А. – М.: Академия, 2003.-С.240
3.     Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. –М.: ВЛАДОС, 2003.-С.158.
4.     Сборник постановлений правительства Украины. – 1999. — №4. – С.76-77.
5.     История Украины. – 2004. — №35. – С.2-3.
6.     Педагогика. Под ред. Сластенина В.А. – М.: Академия, 2003.-С.240
7.     История Украины. – 2004. — №37. – С.12.