Общественная и научная мысль России XIX – начала ХХ вв. О социальной сущности
проституции
Проблема
проституции уже много лет привлекает внимание исследователей. Сложность темы
исследования, но вместе с тем и необычайный интерес к ней обусловлены тем, что
проституция – чрезвычайно многогранное явление в истории и культуре
человечества. Вследствие этого спор о сущности проституции, ее отличительных
чертах продолжается с XIX в. Литература по данной теме исчисляется сотнями
наименований.
В
историографии данной темы имеется немало работ, посвященных изучению правовой и
медицинской регламентации проституции. Однако, вопрос об определении сущности и
содержания категории “проституция” в современной историографии
разработан весьма слабо. Из немногочисленных работ, затрагивающих этот вопрос,
можно выделить статьи С.И. Голода и И.С. Кона. Большинство современных
исследователей к данной проблеме подходят к социально-экономической, а не культурологической
точки зрения.
В
связи с этим автор данной статьи поставил целью охарактеризовать, как стояла
проблема социальной природы проституции и ее основных признаков в общественной
и научной мысли России в XIX – начале XX вв., осветить официальную и
общественные точки зрения на категорию “проституция”. При этом
необходимо учитывать, что людям той эпохи было присуще понимание данного
вопроса, отличное от современного.
В
XIX – начале ХХ вв. вопрос о сущности и роли проституции был одним из
дискуссионных в исторической, социально-политической и медицинской литературе.
В ходе обсуждения он приобрел особенную остроту. Это было связано с тем, что
проституция, по мнению ученых, разрушая социальный строй жизни, к тому же
являлась злом, убивающим народное здоровье, распространяя венерические болезни.
В
официальных документах она понималась как “разврат или непотребство,
именуя таковыми торговлю своим телом, предложение плотской связи или согласие
на таковую за известное вознаграждение, с каждым, того пожелавшим” и
“снискивающая себе пропитание”(1). Это определение относилось к
проститутке вообще, без разделения на категории.
Официальные
документы XIX в. определяют следующие основные признаки проституции:
продажность, публичность, профессиональность. И тем не менее это понятие не
охватывало большую часть продажных девиц (содержанок, временных и других). По
мнению А. Флекснера, оно имело чисто полицейский характер, так как в это
определение входили только зарегистрированные, профессиональные проститутки,
которые кроме проституции не имели других источников дохода.
Официальная
точка зрения на проституцию оказала самое непосредственное влияние на
общественную мысль. Так, с 15 по 22 января 1897 г. в Петербурге проходил съезд
“по обсуждению мер против сифилиса в России”, участники которого
приняли ряд постановлений. В этих документах проституция определялась как
“неискоренимый элемент социального строя, как промысел, дающий индивиду
средства к существованию”, вместе с тем в определение “проститутки”
включались как женщины профессионально занятые, так и временные (случайные),
для которых проституция была источником побочного заработка. В это определение,
по настоянию профессора Томского университета Е.С. Образцова, был включен
пункт, согласно которому к проституткам причислялись как городские, так и
сельские представительницы этой профессии. По его словам “сельская
распространена в Сибири также как и городская. Она не случайная, а в большей
своей части профессиональная”(2).
В
1903 г. второе отделение Русского общества охранения народного здравия
постановило создать комиссию для обсуждения вопроса о врачебно-полицейском
надзоре за проституцией в связи с общим вопросом о борьбе с нею. Эта комиссия
на своих заседаниях в 1903-1904 гг. рассматривала несколько вопросов, касающихся
проституции, в частности вопроса об определении таковой. Член комиссии,
присяжный поверенный П.П. Соколов в своем докладе говорил о том, что
“современное законодательство относительно проституции носит двойственный
характер: с одной стороны, оно не только отрицает возможность заниматься
проституцией, но даже карает лиц, как женщин, так и мужчин, за соблазнительный
образ жизни; а с другой стороны – существует особый порядок и организация
способов надзора за нею и порядок открытия и содержания публичных домов”,
то есть законодательство XIX – начала ХХ вв. относилось к проституции
отрицательно, “признавая ее деяния преступными”(3). Эта комиссия
разбирала несколько предложенных определений сущности проституции, но четких
решений так и не смогла принять. На рассмотрение собравшихся было предложено
следующее определение термина: “Проституткой именуется женщина,
занимающаяся продажей своего тела, как промыслом, – единственным или побочным
при других каких-либо занятиях”. Это определение оспаривалось многими на
том основании, что в нем отсутствует понятие о публичности. Другое определение,
предложенное для анализа “проститутка есть женщина, добывающая средства
публичной продажей своего тела”, так же было подвергнуто критике на том
основании, что понятие о публичности не всем одинаково понятно, так как
некоторые подразумевают под публичностью то, что делается на глазах у всех, а
также, что в нем отсутствует указание о занятии проституцией. С.Ф. Платонов
высказал мысль, что проституция “есть продажа своего тела”, но данное
понятие “не имеет смысла и не пройдет в законодательном порядке. Торговлей
тела будет, например, и такой случай, как пересадка кожи одного” человека
другому.
Исследователи
категории “проституция” так же не были едины в своих изысканиях.
Каждый из них выделял свой главенствующий (по его мнению) признак.
Э.
Шперк главным признаком проституции считал профессиональность. Он писал:
“публичная женщина та, которая избрала своим ремеслом проституцию и не
имеет и не желает другим путем приобретать средства к существованию”, а
проституция – это ” ремесло, законный, скоротечный и острый вид
брака”(4).
Р.
Вардлоу определял проституцию как “всякие недозволенные сношения между
полами”. Он даже отвергал всякое различие между развратом и проституцией и
называл публичной женщиной “всякую, которая за деньги, или безвозмездно,
добровольно жертвует своей добродетелью”. Чтобы назвать женщину таковою,
недостаточно одного случая сношения; на женщину “накладывает печать
проституции только добровольное повторение полового акта”(5).
Вслед
за Р. Вардлоу некоторые авторы в своих рассуждениях доходили до абсурда. Они
полагали, что проститутка – “это та женщина, которая по меньшей мере в
течение 20 часов отдавалась в публичном доме мужчинам”(6).
Аналогично
определял проституцию и М. Кузнецов: “Проститутка, или, как привыкли
выражаться у нас, “публичная женщина”, обыкновенно употребляется в
слишком широком плане; в сущности же проститутка есть женщина, отдающая за
деньги свое тело для удовлетворения полового инстинкта мужчины”; “В
этом смысле проституция есть торговля человеческим телом с преследованием
развратных целей, в обширном смысле, у нас иногда принимается за проституцию
вообще все внебрачные половые отношения”(7).
По
М. Рабюто, единственный решающий признак проституции заключается в следующем:
“истинной проституткой мы называем ту женщину, которая под влиянием
вынужденной или свободной воли вступает в половые сношения без всякого выбора,
без симпатии или хотя бы и чувственной страсти. Как только существует известный
выбор, – на основании только импульсов половой страсти – мы имеем перед собой
разврат, распущенность, извращения, но не проституцию в истинном смысле этого
слова, …отсутствие индивидуального выбора, отдача себя безразлично всем и
каждому – вот самый существенный и универсальный признак”(8).
Подобно
М. Рабюто, Л. Мартино называет проституткой, или публичной женщиной, ту
“женщину, которая не выбирает своего покупателя”, но и не опровергает
мысли, что проституткой может быть и та, “которая его выбирает, но уже в
другом роде .., с крайним равнодушием к нему.” Проституцию в целом он
определяет как “торговлю чувственных наслаждений для других”(9).
В
определение “проституция” по мнению М. Чистякова нужно включать
только самые существенные признаки, а именно: “женщина, которая открыто и
не разбирая личность продает свою любовь за деньги и ищет известности, как
таковая и есть всегда проститутка”.., т.е. “в это понятие не должен
входить критерий о ее здоровье, а также то, “проституирует она с ведома администрации
или нет”(10).
Еще
один немаловажный аспект вносит в это определение А. Поспелов: – тайность
проституции. Он писал: “проститутка это девица или замужняя женщина,
которая открыто или тайно и по привычке отдается мужчине для удовлетворения его
полового влечения”(11).
Если
все предыдущие авторы признавали, что проституция в то время была необходимым
элементом социального строя, то Д.Д. Ахшарумов в своем докладе
“Проституция и ее регламентация” заявляет о том, что это
“совокупность известных аномальных явлений в половой сфере жизни человека,
часть явлений его же жизни, но в паталогических уклонениях от нормы”, а
проститутка “есть бедная женщина, продающая свое тело всякому, – за
какую-либо небольшую плату; продающие его дорого – за тысячи, сотни или хотя бы
десятки рублей не могут считаться таковыми. Это совсем особое привилегированное
существо, и таковую никогда не называют проституткой. Ею может считаться только
женщина, живущая в доме терпимости, сама себя таковою объявившая”(12).
Таким образом, здесь налицо приоритет продажности над другими признаками,
причем из этого понятия выпадают женщины из “высшего общества, но
занимающиеся ею, а также всякая свободная-тайная или явная одиночка”. В
противовес этому определению он вместе с тем говорит, что проститутка – это
“высокий идеал женщины, губящей свою жизнь для всеобщего блага”.
В
своих работах А. Бляшко называл проституцией такие формы внебрачных половых
сношений, при которых мотивом сношений для определенной части женщин является
не личная привязанность и не чувственный инстинкт, а исключительно
заработок(13).
А.Х.
Сабинин называл проституцией “всякую половую связь, при которой одна
сторона совершенно не заботится о благе другой, т.е. всякое временное
удовлетворение полового влечения, лишенное чувства любви и преданности и не
принимающее во внимание могущих произойти при этом последствий”. Если при
этом имеет место денежная плата, то это и есть проституция в узком смысле
слова, но в тех случаях когда этого нет, она таковой не является”(14).
Таким образом, у него на первый план выступает принцип продажности как
основной.
Одним
из исследователей, который долгое время изучал проституцию и считал принцип
продажности главенствующим признаком в определении проституции, был
В.М.Тарновский. В работе “Проституция и аболицианизм” он касается
определения этого вопроса. По его словам “проституция” “само по
себе и во всех своих проявлениях есть нравственное зло и зло, при настоящих
условиях жизни, неизбежное. С ведома или без ведома полиции совершается купля-продажа
полового акта, она всегда одинаково унижает человеческое достоинство
женщины”(15). Х.М. Чарыхов вводил в понятие проституции новые элементы.
Во-первых, он отмечает, что явление это характерно только для человеческого
рода; во-вторых, то, что основной причиной, толкающей на этот путь женщину,
называют материально-экономическую, т.е. деньги, не признавая тем самым другие
виды вознаграждения, и в-третьих, определяет ее как чисто городское явление. Он
писал: “Проституция это позорный факт истории человечества; который немым
упреком станет перед грядущим поколением, как факт жестокий и неизбежный.
Проституция это излюбленная дочь городов. Она как специфическое социальное
отношение, характеризуется как промысел, имеет своею целью
материально-экономический субстрат – деньги. Поэтому проституция, как известный
способ обеспечения своего материального положения в борьбе за существование,
становится уделом наиболее экономически не обеспеченных элементов общества(16).
Приведенные
выше определения страдают одним общим недостатком: они не включают в себя
мужскую и детскую проституцию во всех ее проявлениях. Только одно найденное
нами определение, которое охватило эти формы проституции, было сделано В.Ф.
Дерюжинским. Он говорил о том, что под проституцией “в широком смысле разумеются
вообще всякого рода внебрачные половые отношения, причем в это понятие войдут
также и так называемые противоестественные отношения, как-то: мужеложество и
скотоложество, а также детская форма”. В более узком смысле под
проституцией им разумеется половой разврат, принимающий характер регулярной
профессии, – “постоянное занятие, которое в качестве такового выделяет
предающихся ему женщин в особую общественную группу”(17).
Другое
характерное для того времени определение проституции предложил немецкий ученый
И. Блох в своей работе “История проституции”. По его мнению,
“проституция – есть определенная форма внебрачных половых отношений,
отличающаяся тем, что вступающий на путь проституции индивидуум постоянно,
несомненно и публично отдается более или менее без разбора, неопределенно
большому числу лиц; редко без вознаграждения, в большинстве случаев промышляя
продажей своего тела для совокупления или вообще провоцируя их половое
возбуждение и удовлетворяя его; причем проституирующий субъект, вследствие
своего развратного промысла, приобретает определенный постоянный тип”(18).
Таким
образом, он выделяет 9 признаков проституции в ее развитии. Но это определение
страдает некоторыми недостатками. Во-первых, из него исключаются лица, не
профессионально занимающиеся проституцией, т.е. те, у которых проституция
выступала как бы второстепенным промыслом; во-вторых, он не относит сюда
“случайную проституцию и жизнь на содержании”, иначе говоря, женщин,
занимающихся развратом с определенным кругом мужчин и получающих от них не
деньги, а подарки; в-третьих, исключается и тайная, нерегламентированная
проституция, а между тем, как показывала практика, именно она преобладала, а
также то, что публичные женщины могли оставить свое занятие и перейти к
честному образу жизни: статистика подтверждает, что такие случаю были нередки.
Проституция использовалась ими для скопления определенных сумм, например, в
качестве приданного.
Таким
обюразом, рассмотренные нами определения категории “проституция” в
общественной и научной мысли XIX – начала XX вв. отражали такие основные
признаки проституции: продажность, публичность, профессиональность. При этом
некоторые авторы выделяли один из них как главный признак, объявляя остальные
два второстепенными. Это связано с пониманием проституции, с одной стороны, как
промысла, с другой – как преступления; то есть авторы определений рассматривали
категорию “проституция” с точки зрения правового понимания социальной
природы явления или с точки зрения общественно-трудового понимания.
Список литературы
(1) Устав о наказаниях, налагаемых мировыми
судьями, издания 1885г. СПб., 1908. Ст. 44, п. 7. С. 185-186; Грацианов П.А. По
поводу нового проекта “Положения о Санкт-Петербургском
врачебно-полицейском комитете” // Русский медицинский вестник. СПб., 1904.
Т. VI. N 1. С. 11.
(2)
Труды высочайше разрешенного съезда по обсуждению мер против сифилиса в России.
СПб., 1897. Т. 2. С. ХVI-ХVII, 53, 55, 86, 255.
(3)
Манасеин М.П. Отчет о деятельности комиссии для обсуждения вопроса о
врачебно-полицейском надзоре за проституцией в связи с общим вопросом о борьбе
с нею, состоящей при II отделении Русского общества охранения народного здравия
// Русский медицинский вестник. СПб., 1904. N 10. С. 334-345; N 11. С. 401-408.
(4)
Шперк Э. О мерах к прекращению сифилиса у проституток // Архив судебной
медицины и общественной гигиены. СПб., 1869. Кн. 3. Сентябрь. Отд. III. С. 76;
он же. Ответ на статью // Там же. 1870. Кн. 1. Март. Отд. V. С. 6-10.
(5) Wardlou R. Lectures on famale
prostitution. Glasgow. 1853. P. 17-18.
(6) Bloch I. Указ. соч. С. 17.
(7)
Кузнецов М. Историко-статистический очерк проституции в Петербурге с 1852 по
1869 гг. // Архив судебной медицины и общественной гигиены. СПб., 1870. Кн. 1.
Март. Отд. III. С. 50; он же. Проституция и сифилис в России. Историко-статистическое
исследование. СПб., 1871. С. 5.
(8)
Рабюто М. Проституция в Европе с древнейших времен до конца ХVI в. //
Проституция и ее жертвы. М., 1873. С. 95-98.
(9)
Martineau L. La prostitution clandestine. Paris. 1885. P. 36.
(10)
Чистяков М. Доклад собранию членов русского сифилидологического и
дерматологического общества // Военно-медицинский журнал. СПб., 1887. С. 145.
(11)
Поспелов А. Санитарный надзор за проституцией в Париже и Брюсселе // Вестник
общественной гигиены, судебной и практической медицины. СПб., 1890. Т. 8. Кн.
3. Декабрь. Отд. II. С. 130.
(12)
Ахшарумов Д.Д. Проституция и ее регламентация. Доклад обществу русских врачей в
Риге. Рига, 1889. С. 66-67.
(13)
Бляшко А. Гигиена проституции и венерических болезней. М., 1909. С. 64.
(14)
Сабинин А.Х. Проституция. Сифилис и венерические болезни. Половое воздержание.
Профилактика проституции. Историко-профилактический этюд. СПб., 1905. С. 77.
(15)
Тарновский В.М. Проституция и аболицианизм. Доклад русскому сифилидологическому
и дерматологическому обществу. СПб., 1888. С. 91.
(16)
Чарыхов Х.М. Учение о факторах преступности. Социологическая школа в науке
уголовного права. М., 1910. С. 37-44.
(17)
Дерюжинский В.Ф. Полицейское право. Б.м. и г. С. 332.
(18)
Bloch I. История проституции. СПб., 1913. Т. 1. С. 30.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.omsu.omskreg.ru/