В X –XV вв в Японии окончательно складываются феодальныеотношения. В своих формах они все больше приобретают черты западноевропейскойаграрной экономики. Усложнились и приняли все более острую форму социальныеотношения, появляются новые сословия, которые определят развитие Японии нанесколько веков вперед. Роль государства все более ослабевает, и оно скорее напоминаетаристократический клуб феодалов разных групп. Такие резкие перемены заставляютлюдей думать, работать, жить по-другому, что также вызвало изменение в культуреи в духовном мире японцев. Высокое средневековье оставило внушительное наследиедля экстраординарного пути развития Японии в будущем.
1. В IX—X веках широкие размеры принял процесс превращениягосударственных земель, находившихся в частном пользовании, вчастновладельческие феодальные поместья (сёэн), что сопровождалось закабалениемнадельного крестьянства отдельными феодалами.
Нахожу важным отметить, что в Японии в это время происходитинтенсификация сельского хозяйства: улучшилась техника обработки полей,расширилась система орошения, сооружались новые каналы и искусственные пруды. Врезультате расширения экономических связей с Китаем и странами Юго-ВосточнойАзии в Японии появились новые сельскохозяйственные культуры: хлопок, лаковоедерево, сахарный тростник. Крестьяне занимались шелководством, сеяли лен,выращивали индиго. В южных районах страны урожай собирали два раза в год.
Как следствие рабы (яцуко) и полурабы (бэ) не играли важнойроли. В IХ—Х веках рабы по своему положению постепенно уравнивались сзакабаленными крестьянами. После, заселения главных островов (Кюсю, Сикоку иХонсю) пришельцами приток дешевой рабочей силы — рабов из исконных жителей —был уже невозможен. Кроме того, высокий уровень развития сельского хозяйства иремесла исключал возможность сколько-нибудь эффективного использования трударабов в этих отраслях производства. Бывшие рабы должны были восполнитьнедостаток земледельцев как во владениях феодалов, так и на государственныхземлях. Раб получал участок земли и заводил свое крестьянское хозяйство, такчто в поместьях (сёэн) скоро исчезло всякое различие между рабом икрестьянином. Сами хозяева принуждены были содействовать процессу переходарабов на положение крестьян. Предупредить бегство раба к другому феодалу,переманившему его обещанием отпустить на волю, можно было только «дарованием»рабу свободы. Поэтому уже с XI века в феодальной Японии выступают два основныхкласса: земельные собстненники-феодалы и закабаленные крестьяне. В начале Xвека рабство было официально отменено, но в небольшом числе рабы встречаются ипозже.
Присвоение государственных земель феодалами облегчалось тем,что официально разрешалась частная собственность на некоторые виды земли,например на пустоши, на вновь обрабатываемые земли. Японские феодалы широкоиспользовали эти возможности для создания крупных поместий. Начиная с VIII векавнутри правящего сословия все явственнее складываются три группы. Феодалы,входившие в число столичной служилой и придворной знати, составляли первуюгруппу. Представители первой группы вели свое происхождение главным образом отпобедителей в той внутренней борьбе, которая в VII веке завершиласьокончательной победой дома Сумэраги и тех родов, которые тогда егоподдерживали. Столичная аристократия получала крупные привилегии вземлепользовании. Затем в их распоряжении были Доходы с «кормовых пожалований».Кроме того, они получали в форме «сезонных выдач» жалованье из государственнойказны. Таким образом, столичная аристократия пыталась сосредоточить в своихруках всю политическую и экономическую власть, оттеснив императора (что позже ипроизошло).
Вторая группа феодалов была сосредоточена в местномаппарате, т. е. управляла провинциями в качестве губернаторов и их помощников.Управление провинциями давало феодалам значительные доходы, а с учетом слабогоконтроля центра и неограниченную политическую власть на данной территории. Враспоряжении феодалов были собственные привилегированные наделы, казенные землии иногда часть земли государственных крестьян. Они же активно участвовали взахвате новых земель, которые не облагались налогами.
Третья группа феодалов складывалась из потомков тех родовыхстарейшин, которые в свое время остались в стороне от войн, ведшихся в центреза власть. Они большей частью фактически сохранили свое прежнее положение, хотяи именовались начальниками уездов. Прежние их владения также остались за нимилибо в качестве привилегированных наделов, либо в качестве возделанной нови.
С течением времени третья и вторая группы сформировали слойпровинциальных (или окраинных) феодалов, а первая – группировку столичнойпридворной знати. В дальнейшем борьба развернулась между двумя группамисословия феодалов.
Вышеописанное является импульсом инфеодации японскогоэкономического и политического устройства. Важно отметить, что в каждой странеусловия протекания инфеодации были разные: в Европе за военную и другую службувыдавались феоды, а в Японии это происходило в результате складывания новойсоциальной стратификации, в которой к каждой группе феодалов приписывалисьопределенные права и обязанности. Толчком чему послужило большое количествопустоши и сохранение традиций семейной общины на периферии, чего не было вЕвропе.
Императорский дом был фактически отстранен от власти.Перенесение столицы в Хэйан (современный Киото) в 794 г. можно считатьвыражением стремления наиболее близкого ко двору рода Фудзивара захватить всвои руки верховную власть. Сначала Фудзивара установили такой порядок, прикотором император должен был брать жен только из их рода. Затем в 858 г.Фудзивара стал фактическим правителем государства, приняв на себя регенство прималолетнем императоре, а с 887 г. заняв пост верховного канцлера присовершеннолетнем императоре. Вскоре представители рода Фудзивара не толькозаполнили весь центральный правительственный аппарат, но и овладели фактическиверховной властью. При этом местные административные аппараты управления были вруках провинциальных феодалов.
В результате мы видим картину начавшегося ослабленияцентральной власти в лице императора (наподобие процессов в Западной Европе в Xвеке), что предопределило феодальную раздробленность. Однако в Японии этопроисходило с рядом особенностей:
1) центральная власть осуществлялась, но не императором, аопределенными аристократическими столичными кланами;
2) центральная власть имела неноминальный характер, о чемговорит активность феодалов в борьбе за неё с усилением их экономическихпозиций.
Такие особенности, на мой взгляд, обусловлены важнымфактором — государственная структура выполняла роль феодальной иерархии,критерием которой являлось занятие определённого поста. Однако после измененийв общественной организации феодализма государство стало выполнять и другиефункции для укрепления сословия феодалов
Все группы феодалов стремились ко всяческому укреплению ирасширению своих экономических позиций, причем главное их внимание было направленона захват новых земель. Освоение новых полей давало возможность создавать себевладения вместо надела, причем эти владения были привилегированными, так каквсякая новь была освобождена от налогов. Новые поля захватывали все (ипридворная знать, и монастыри), но успешнее других на этом поприще действоваламестная аристократия, особенно в отдаленных от центра провинциях, где населениябыло меньше, а необработанных земель больше. Мощь феодалов, захватившихзначительные пространства земли, все более возрастала. В X — XI веках ихвладения не только были освобождены от обложения, но и получили иммунитеты:местные власти не имели права входить на эти земли.
К середине X столетия определенно выявилось, чтопреобладающей формой землевладения является уже не надел, а частновладельческоепоместье (сёэн).
В Японии в Высоком Средневековье приобретают окончательныечерты феодальные отношения. Нахожу интересным, что активные политические иэкономические отношения феодалов, основывающиеся на институте частной собственности,протекали в рамках государственных структур с учётом ослабления центральнойимператорской власти и складывания социальной дифференциации внутри феодальногокласса. Это напоминает черту семейности и понимания общности японцев, когданеобходим фактор единства, что явилось примером восточного влияния. Однакопрямого влияния со стороны Западной Европы не было, хоя предоставляетсявозможным провести множество параллели. По моему мнению, такой феномен можнообъяснить географическими особенностями и соседством с Китаем, а также, что неменее важно, особенным сознанием и духовным миром средневекового японца.
2. Одним из результатов усиления местных феодалов былопоявление в поместьях собственных вооруженных сил. До этого существовали толькоправительственные войска, которые формировались так: определенный проценткрестьян забирался в войско, размещаемое в провинциях в виде местныхгарнизонов. Каждый воин должен был экипироваться на свой счет; более того, вовсе время службы его должна была содержать семья. С увеличением случаевкрестьянских восстаний и увеличением числа беглых крестьян повсюду возникаликрестьянские отряды, нападавшие на феодалов и их владения. К IX—XI векамотносятся первые крупные крестьянские восстания. Так, во второй половине IXвека восстали крестьяне в одной из провинций на острове Кюсю; повстанцы убилигубернатора и разгромили провинциальные учреждения; в X веке вспыхнуловосстание в районе Канто (Восточная Япония); в X — начале XI века крестьянскиевосстания возникали повсюду, даже в самых северных районах. В центре страны ониприобрели такую силу и размах, что угрожали самой столице. Для борьбы скрестьянами владельцы поместий, не надеясь на помощь правительственных войск,стали формировать свои собственные вооруженные отряды либо из беглых, либо избывших солдат. Нередко феодалы переманивали к себе в отряды беглых крестьян,суля им всякие блага. В таком случае заключался «договор»; дружинник обязывался«верою и правдою» служить своему феодалу и защищать его «не щадя живота».Феодал же обязывался кормить своих дружинников, одевать их и предоставлять имжилье. Таким образом, в поместьях помимо владельца земли и крестьян появилисьвоины. Феодал становится настоящим сюзереном, в зависимость к которому попадаютлюди, выполнявшие определенную службу (крестьяне, военнослужащие).
В Японии в эпоху Высокого Средневековья возникла борьбаСевера и Юга. Это особенная борьба, которая и в дальнейшем будет «черной дырой»ресурсов и сил, однако импульсом движения вперед (даже сейчас в Япониисуществует неофициальная борьба за экономическое лидерство между Канто иКансаем). В XI — XII веках создавалось два типа феодальных поместий: одинглавным образом на востоке и севере Японии, другой — в центральной июго-западной частях ее. В первом случае — в условиях почти полного отрыва отцентра и непрерывной борьбы с айну — новые формы феодального поместья созревалигораздо быстрее. Скопление на северо-востоке беглых крестьян, оседание их впоместьях местных властителей, появление в большом количестве дружинников,нужных здесь больше, чем где-нибудь в другом месте, отход мелких владетелей подпатронат крупных — все это шло там и более быстрым темпом и в более отчетливойформе. К тому же дружинники были не только служилым элементом: становясь в рядыдружины своего господина, они получали от него известный земельный надел. Врезультате на северо-востоке выросло мелкое ленное землевладение, находившеесяв руках представителей нового служилого класса — самураев, группировавшихсявокруг какого-нибудь могущественного рода в качестве его вассалов. Наиболеебогатыми и сильными на северо-востоке к началу XII века были феодалы Минамото.
В противоположность этому в юго-западной части Япониисохранялась гораздо дольше прежняя форма поместий — крупного владения, нераздробленного на отдельные ленные участки. Владельцы поместий в центральной июго-западной Японии формировали лишь небольшие дружины для охраны своихпоместий, главным образом от морских пиратов, действовавших во внутреннемЯпонском море или у берегов Кюсю и Сикоку. Предоставление дружинникамземельного лена было в этом районе распространено меньше, чем на севере.
Трещина между двумя вышеназванными регионами углубилась ивылилась в междоусобную войну 1156 – 1192 гг между родами Тайра и Минамото, врезультате которой правителем государства стал Миномото Ёримото в 1192 году ститулом сёгун (военный предводитель). Столицей Японии стал город Камакура врегионе Канто. Земли побежденных были разделены между членами коалицииМинамото. В губернские управления и в поместья феодалов, которые непринадлежали к дому Минамото, были направлены в сопровождении воинских отрядовспециальные комиссары, некоторые из них назначались вице-губернаторами.Основной задачей этих лиц было предотвращение и подавление чьих бы то ни быловыступлений против новой власти.
Вскоре влияние направленных в поместья представителей центра
резко возросло. Они стали контролировать хозяйства местныхфеодалов
и присваивали себе около 1/20 урожая под видом «военногоналога». Это
вызвало новые серьезные столкновения. В середине XIII векаглавную массу владений составляли земли дружинников Минамото и фамилии. Ходзё—главных вассалов сегуна. Их владения были невелики по размерам. Одни былиполучены от сегуна в качестве ленов, другие — временно, в управление. Такимпутем сложилось мелкопоместное дворянство (самурайство), владевшее своимиземлями на основании «жалованных грамот» сюзерена.
Кроме того, продолжали существовать весьма обширныемонастырские земли; площади земель императорского двора и придворной знати городаКиото (резиденция императора) значительно уменьшились.
Господствующий класс феодалов, оформившийся каквоенно-поместное дворянство (буси, самурай), владел основными земельнымифондами и государственным аппаратом страны.
Военно-феодальное сословие самураев установило свою властьнад крестьянами, которые жили на их землях, обрабатывали эти земли и платилисвоим господам натуральную ренту или же возделывали господскую землю наусловиях барщины. Закрепощенное крестьянство помимо уплаты зернового налога иотбывания трудовой повинности было обязано служить в отрядах своих господ ивыполнять функции слуг. Размер основной натуральной ренты помимо прочих поборовколебался от 40 до 60 % урожая.
В Японии в результате политических, экономических,социальных изменений окончательно упрочился феодализм в лице военногомелкопоместного дворянства. Земля как основная ценность находилась в основесюзеренно-васалитетной системы. Внутренние и внешние политические условияразвития новых форм хозяйствования в Японии и в Европе отличаются, однако формысхожи. В чем различие и где же восточный колорит? Ответ на этот вопрос, помоему мнению, надо искать в той смысловой окраске, которую придавали японцыфеодальным отношениям и в чувстве гармонии (включая взаимоисключающие понятиядисгармонии и гармонии). Эти качества создавали неповторимый, так и не понятыйевропейцами кодекс самурайской этики (бусидо), вобравший в себя духсредневековой Японии, рыцари (т. е. самураи) которой проявляли как восточнуюмудрость и сильную волю, так и европейский рационализм и напористость.
Кодекс самурайской этики требовал быть первым «всегда ивезде» и особенно на поле боя. Эти требования можно было выполнить на начальномэтапе формирования самурайства, когда шла междоусобная война, ими руководил здоровый,полнокровный инстинкт жизни. В более позднее время, когда шла главным образомборьба сюзеренов и доминировали их интересы, правящий феодальный слойстарательно воспитывал в своем рыцарстве героику смерти, в частности — этику иэстетику самоубийства. К XIV веку окончательно был выработан японскийнациональный способ самоубийства — сэппуку или харакири. Однако личный героизм,жажда подвига и славы, достигаемой такими разнообразными путями, не являлись вфеодальных условиях самоцелью. Господствующая идеология подчиняла это высшимцелям, вернее — одной высшей цели, покрывающей собой, в сущности, всесодержание общественной и личной морали самурая, а именно — верности. Буддизм вформировании сознания японского рыцаря играл далеко не последнюю роль, а именнорелигиозно обосновывал их действия. В свою очередь католическая церковь вЕвропе играла в придачу организатора военных походов (крестовых), к чемуобязательно прилагалась идеологическая подоплека. Вообще, бусидо являетсяностальгией современных японцев по славному прошлому, как и у европейцев повременам рыцарства, но в то же время кодекс положил основу особенного чувстваяпонского патриотизма на перекрестке Востока и Запада.
Социально-экономические и политические причины в процессефеодального развития обусловили закономерный характер появления самураев,которые стали костяком сюзеренно-васалитетной системы и государственнойструктуры. Самурайство как и рыцарство стало символом средневековой эпохи, ноэти два явления отразили контраст и взаимное дополнение Востока и Запада.Вышеназванные сословия были субстратом средневековых идей, неподдающихсяунификации, а только особенностям человеческого мировоззрения, где сочеталиськрайний рационализм и высокие чувства преданности и чести. Такое уникальноесочетание прослеживается в соприкосновении Японии с восточным и западнымпониманием человека, общества и жизни человека в обществе.