Парадоксы культурного развития на излете советского времени

Чураков Д. О.
Новые веяния во взаимоотношениях интеллигенции ивласти в годы «оттепели»
Культураи духовная жизнь в 1953—1964 гг. были подчинены тем же влияниям, что и общееразвитие страны. Смерть И.В. Сталина, борьба за власть в советском руководстве,определённая либерализация, рост свободомыслия в обществе, политика сближениясо странами Запада при одновременном разрыве с наиболее радикальнымикоммунистическими режимами, — всё это не могло не повлиять отечественнуюкультуру. В свою очередь именно советская интеллигенция, определённая её частьнаиболее живо откликнулась на реформаторские идеи, выдвинутые Н. Хрущёвым,оказалась наиболее чувствительна к духу эпохи. Деятели культуры, учёные,студенческая молодежь активно влияли на другие социальные группы, заражали ихсвоим радикализмом и оптимизмом, определяли общий настрой общественного мненияв стране. Вовсе не случайно вся хрущёвская эпоха получила название понаписанной в 1954 г. повести И. Эренбурга “Оттепель” — в ней наиболее точнонашли отражение надежды на перемены и обновление, порождённые XX съездом. Сдругой стороны предложенное Эренбургом понятие “оттепели” как нельзя лучшепередавало двойственность, неокончательный характер происходящих перемен,возможность возвращение к старому.
Важнойприметой времени становится политика, на повышение роли общественных творческихорганизаций в развитии культуры. В отличие от прежних лет, начинают регулярнопроводиться съезды художественной интеллигенции. В 1957 г. состоялся Первый Всесоюзный съезд художников, на котором было завершено формирование Союзахудожников СССР. Одними из первых своё Всесоюзное совещание в 1954 г. провели представители строителей и архитекторов. В октябре 1959 г. на Всесоюзном совещании по философским проблемам прошло обсуждение состояние общественныхнаук, а также прозвучала критика в адрес прежних авторитарных оценоккибернетики, биологии и других направлений современного знания. В 1962 г. состоялось Всесоюзное совещание историков, на котором шёл принципиальный разговор о состояниии перспективах развития исторической науки в СССР. Заметно активизировалисьписательские организации: в 1954 г. состоялся Второй, а в 1959 г. Третий всесоюзный писательский съезд.
Новыевеянья в культурной и духовной жизни проявились в реабилитации деятелейискусства и науки, подвергшихся репрессиям в прежние годы, свет увидели многиепроизведения, незаслуженно забытые или вовсе неизвестные публике. Был признанвклад в копилку отечественной культуры Б. Пильняка, О. Мандельштама и многихдругих. Вновь широко начала печататься лирика С. Есенина и А. Ахматовой, сатираМ. Зощенко. На экраны стали выходить фильмы, которым прежде, по разным причинамбыл закрыт доступ к зрителю, среди которых были и такие известные киноленты,как вторая серия “Большой жизни” Л. Лукьянова. Отменялись прежде принимавшиесярешения по различным произведениям театрального искусства, в частности былисняты идеологические обвинения с оперы В. Мурадели “Великая дружба”. Вновьначали выходить закрывавшиеся прежде литературно-художественные журналы “Нева”,“Юность”, “Иностранная литература”, “Наш современник”, “Молодая гвардия”,“Москва” и др. Серьёзно меняется характер публикаций существовавшихлитературно-художественных журналов, таких как “Новый мир”, и научных, такихкак “Вопросы истории”. В 1957—1958 гг. выходит собрание сочинений в пяти томахГ. Плеханова, завершается издание 4-го издания сочинений Ленина и начинаетсяработа над новым, полным собранием сочинений основателя советского государства.
Впослесталинский меняется стиль взаимоотношений советского общества сзарубежными странами. Символичным событием, воспринятым общественностью какважное подтверждение намерений власти преодолевать прежнюю самоизоляцию,становится проходившая в Москве в 1956 г. выставка художника-абстракциониста П. Пикассо. Помимо этого, проходят различные другие выставки зарубежныхавторов, фестивали, гастроли “Комеди Франсез”. Именно в эти годы, в 1958 г. проходит первый Международный конкурс исполнителей им. П. Чайковского, получивший высокийавторитет и известность во всём мире. С 1954 г. возобновляется и отныне проводится регулярно Московский кинофестиваль. Начинаются визиты советской творческойинтеллигенции за границу. Советские учёные также получают возможность бывать в другихстранах, знакомится с достижением в них науки и техники. С 1953 г. в СССР стали издаваться реферативные журналы с изложением важнейших работ зарубежных учёныхпо многим отраслям научного знания. Вехой в развитии культуры и духовной жизниобщества становится состоявшийся в 1957 г. Международный фестиваль молодёжи и студентов, именно тогда многие советские юноши и девушки смогли впервыепознакомиться со своими зарубежными сверстниками, узнать их настроения и мысли.
Многиелитературные произведения, появлявшиеся в годы “оттепели” явились важнымобщественно-политическим памятником своей переломной эпохи. К числу наиболеезначимых произведений тех лет относится повесть А.И. Солженицына “Один деньИвана Денисовича”. Только личное вмешательство Хрущёва позволило этомупроизведению появиться в печати. Номер журнала “Новых мир”, где она былаопубликована, сразу же стал библиографической редкостью, а сама повесть широкообсуждалась интеллигенцией. Большую известность в те годы получает романДудинцева “Не хлебом единым”.
Центральнойфигурой произведений того времени, далеко выходивших за официальные каноны“социалистического реализма”, становится “маленький человек”, которого бьётжизнь и который, нередко, и не стремится противостоять ей. К числу подобныхпроизведений относятся получившие широкую популярность повести А. Гладилина“Хроника времен Виктора Подгурского” и В. Семина “Семеро в одном доме”. И,конечно же, в ряду знаковых произведений хрущёвской эпохи стоит и роман И.Эренбурга “Оттепель”.
Ветрыперемен, стремление к обновлению проявились в невиданном ни прежде, ни впоследующие годы интересе к поэзии. Велением времени становится проведениеосенью 1955 г. первого Дня поэзии. В дальнейшем Дни поэзии отмечались регулярнои собирали огромную читательскую аудиторию. Любимым местом московской молодёжистановится площадь В. Маяковского, здесь нередко выступали молодые, но уженашумевшие поэты-эстрадники, чьё творчество начинается именно в те годы Е.Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина. По-новомувысветилось творчество Н. Асеева, В. Луговского, А. Твардовского, создающего вэти годы поэму “За далью — даль”, ставшую своеобразным поэтическим осмыслениеми символом той эпохи. Во всю мощь заговорили поэты “фронтового поколения” С.Наровчатов, М. Луконин, Д. Самойлов, Б. Слуцкий, Е. Винокуров, Ю. Друнина и др.В эти же годы на волне интереса к поэзии идёт становление авторской песни,которая породила целую плеяду бардов, поэтов-песенников, авторов-исполнителей.На всю страну стали известны имена Б. Окуджавы, А. Галича, Ю. Визбора.
Подсильным воздействием новых тенденций в литературе в пятидесятые — началешестидесятых годов прошлого века развивался кинематограф. В пьесах,киносценариях авторы так же пытались средствами художественных образов передатьсвоё отношение к “крушению кумиров”, “воцарению маленького человека”. Многиефильмы тех лет получили широкую известность не только в стране, но и за рубежом,среди них такие картины, как “Летят журавли” М. Калатозова, “Баллада о солдате”Г. Чухрая, “Судьба человека” С. Бондарчука. Ярким символом нового искусствастановится фильм Хуциева “Застава Ильича” (вышел в прокат под названием “Мнедвадцать лет”).
XXсъезд КПСС открыл дорогу и к некоторым изменениям в живописи, скульптуре,архитектуре, градостроительстве. Вскоре после первого съезда художников СССР, втом 1957 г. открылась грандиозная Всесоюзная художественная выставка. На нейсвои полотна представили не только маститые, но и молодые талантливыехудожники. Наладился выпуск журналов “Творчество”, “Декоративное искусство”,“Художник”. Постепенно уходят в прошлое патетические,повествовательно-натуралистические произведения. Художники начинают решатьпроблему общения со зрителем без декламаций и пафоса. В то же время в центревнимания художников остаются люди труда, трудовые будни. Но взгляд на нихменяется. Как и в литературе, в театре и киноискусстве приоритет отдаётсяреальному человеку. Характерна в этом смысле для своего времени картина П.Николаева, которая так и называется “Наши будни”, а также картины Н. Андронова“Плотогоны”, В. Попкова “Воспоминания вдовы” и др.
Меняетсяархитектурный стиль. “Сталинский классицизм” с его помпезностью иосновательностью, уступает место типовым жилым застройкам окраин, такназываемым “хрущёбам”, новым административным зданиям из стекла и бетона, такимкак Московский дворец съездов и др. В скульптуре в эти годы господствуетархитектурно-скульптурный комплекс, мемориал. Как правило, мемориалы этих летпосвящены минувшей войне и выражают признательность молодых поколений отцам,защитивших страну от фашизма.
Вто же время постепенно интеллигенция всё более разочаровывается в культурнойполитике, проводимой властями. Это было вызвано отходом руководства страны отпервоначальных либеральных реформ в области культуры первых лет “оттепели”.Начинается возврат к методам ограничения свободы творчества и цензурныхзапретов. Жертвой очередного поворота становятся даже такие известные писатели,как Б. Пастернак. В 1957 г. он выдвигается на соискание Нобелевской премии зароман “Доктор Живаго”. В ответ на это в СССР против писателя была начата целаяволна разоблачений, а в октябре 1958 г. он был изгнан из Союза писателей.Резкой критике за “идеологическую сомнительность”, “формализм” и т.п.подвергались поэты А. Вознесенский, Е. Евтушенко, писатели В. Дудинцев, С.Кирсанов, К. Паустовский, скульптор Э. Неизвестный, художник Р. Фальк, режиссёрМ. Хуциев. Так и не увидела свет рукопись романа В. Гроссмана о войне “Жизнь исудьба”, которая была изъята у писателя органами госбезопасности и былаопубликована только в 1988 г. Не пошёл на экраны фильм М. Швейцера “Тугойузел”, другие произведения. Самым ярким эпизодом, ставшим своеобразным символомокончания эпохи “оттепели”, исследователи часто называют посещение в 1962 г. Хрущёвым выставки в честь 30-летия МОСХ и последующее её закрытие. Трагическим событиемпериода “оттепели” становится самоубийство 13 мая 1956 г. видного отечественного писателя А. Фадеева.
Победы советской науки в первые годы космической эры
Болеединамичным и поступательным в годы “оттепели” было развитие советской научноймысли, менее подверженной политической конъюнктуре. Определяющим факторомразвития отечественной науки в этот период было вступление СССР в эпохунаучно-технической революции. Важнейшим направлением НТР в нашей странестановится развитие космонавтики. Под руководством выдающегося советскогоконструктора С. Королёва в Советском Союзе разрабатывается новейшая, самаясовершенная в мире ракетно-космическая техника, что позволило СССР обогнать вразвитии космонавтики все другие страны, включая Соединённые Штаты. Триумфомсоветской науки становится запуск 4 октября 1957 г. первого в мире искусственного спутника земли. В рамках подготовки пилотируемых полётов в СССРпроизводится запуск нескольких спутников с животными на борту. 14 сентября 1959 г. советская космическая ракета успешно достигла спутник Земли Луну. 12 февраля 1961 г. советские автоматические космические аппараты штурмуют Венеру, а 1 ноября 1962 г. — Марс.
Переломнымв истории всей человеческой цивилизации становится день 12 апреля 1961 г., когда в Советском Союзе был проведён первый в истории запуск в космос ракеты “Восток—I” счеловеком на борту. Первым космонавтам стал гражданин СССР Ю. Гагарин. С этоговремени человечество по определению К.Э. Циолковского вступило в период своегокосмического развития. Следом за первым космонавтом планеты свои космическиеполёты совершили Г. Титов, А. Николаев, П. Попович, В. Быковский и перваяженщина космонавт В. Терешкова. Первенство СССР в освоении космосапредставляется вполне органичным и закономерным. Ни в одной другой стране небыло такой замечательной плеяды мыслителей-«космистов», чьи взгляды былинацелены на мирное освоение вселенной: Н. Фёдоров, Н. Кибальчич, В. Вернадский,А. Чижевский, Ф. Цандер, В. Глушко, М.К. Янгель и др. Важные преимущества восвоении космоса Советскому Союзу давала его политическая система, плановаяэкономика.
Периодстремительного развития в СССР переживают точные и естественные: астрономия,биология, геология и др. Рождаются новые науки, такие как бионика, космическаябиология и др. Работа советских астрофизиков С. Вернова, А. Чудакова, В.Пушкова и Ш. Долгинова, которым удалось открыть и исследовать внешнийрадиационный пояс Земли, магнитное поле Земли и Луны, в 1960 г. была отмечена присуждением Ленинской премии. Советскими учёными были открыты новыекосмические тела — пульсары. Известность во всём мире получили исследованияцепных химических реакций Н. Семёнова. В 1956 г. Его работы, позволили создавать пластические материалы, превосходящие по многим своим свойствам металлы.Теоретические изыскания советских математиков В. Кулебакина, Н. Боголюбова, Н.Крылова позволили перейти к созданию систем автоматического регулированиянепрерывных производственных процессов. Новую страницу в истории отечественногоавиастроения открыли видные советские авиаконструкторы А. Туполев, С. Ильюшин,О. Антонов. В 1956 г. в воздух поднялся первый турбореактивный самолёт ТУ—104,ставший основой советской гражданской авиации. Особенно большое международноезначение имели достижения советских физиков И. Курчатова, Д. Блохищева, Ж.Алфёрова и др. Под руководством В. Векслера, Д. Ефремова, Е. Камара и др. в 1957 г. был запущен самый мощный ускоритель элементарных частиц — синхрофазотрон. Исследования вобласти физики позволяли Советскому Союзу решать важнейшие задачиобороноспособности. Результаты научных исследователей становились базой мощногорывка в области новых технологий, развитию народного хозяйства. Так, в 1954 г. в СССР начала работу первая в мире атомная электростанция, а в 1957 г. был спущен на воду первый в мире атомный ледокол “Ленин”. Вклад в развитие науки советскихучёных был по достоинству оценён мировым научным сообществом. В разные годыбольшое количество отечественных исследователей становятся лауреатамиНобелевской премии, среди них И. Тамм, И. Франк, П. Черенков, А. Прохоров, Н.Басов, Л. Ландау, Л. Канторович, П. Капица.
Болеесложными путями шло развитие в пятидесятых — начале шестидесятых годов прошлоговека развитие общественных наук. Вместе с тем и здесь были достигнутыопределённые позитивные результаты. Серьёзное воздействие на развитиеобщественных наук оказали результаты XX и XXII съездов партии, принятые на нихрешения. В научный оборот вводились новые работы и документы К. Маркса, Ф.Энгельса, Ленина. Важный импульс развитию исторической науки придалопразднование 40-ления Великой Октябрьской социалистической революции: к годовщинереволюции было выпущено большое количество сборников документов, которые преждеисследователям были недоступны. Важной чертой развития истории в эти годыстановится выпуск многотомных коллективных исследований. Так, была завершенаработа над десятитомной “Всемирной историей”, многотомной “Историей русскогоискусства”, вышла в свет шестиатомная “История Великой Отечественной войны” идр. Оживает советская экономическая наука. Возобновляется работа в областисоциологии и социологических исследований, не проводившихся в СССР с 1920-х гг.Важным событием в развитии отечественной философии становится выход в 1957 г. книги С. Рубинштейна “Бытие и сознание”, в которой формулируется постулат о творческомпредназначении человеческой личности, а так же книги другого видного советскогофилософа Э. Ильенкова “Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале»Маркса”. Продолжают свою работу другие отечественные философы, в том числевыдающийся русский мыслитель А. Лосев и др. Выходит обобщающая работа,посвящённая становлению отечественной философии “Очерки по истории философскойи общественно-политической мысли народов СССР”.
Пути развития отечественной науки и культуры вбрежневскую эпоху
Проблемыи противоречия развития страны в 1964—1985 гг. не могли не сказаться наситуации в духовной сфере. Среди исследователей до сих пор не существует единойточки зрения на ситуации в советской культуре тех лет. Часть историков икультурологов полагает, что в отличие от экономики и политической сферы,происходившее в культуре никоем образом не укладывается в понятие “застой”.Другие, наоборот, считают, что тенденции распада и деградации, начавшиеся видеологии и культуре, потом постепенно начали распространяться на все сферыжизни в СССР. Очевидно, что истина может быть найдена при учете всех полярныхоценок. И действительно, духовная жизнь советского общества тех лет вовсе невыглядит как совершенно застывшая, мертвая зона, где не возникает никакойборьбы, разномыслия и господствует полное единообразие. Наоборот, творческийпоиск нового, духовная неудовлетворенность в этот период отечественной историипо сравнению с предшествующим десятилетием заметно обостряются. В то же время,нельзя не признать, что именно в области идеологии, массовом сознании начинаютсозревать те мысли, идеи, настроения, которые окажутся смертельно опасными дляпрежнего уклада жизни, культурных и нравственных ценностей, ориентировобщественного развития, станут благодатной почвой для грядущей перестройки илиберальных реформ. При этом следует иметь в виду, что трудности идеструктивные моменты в духовной сфере и общественном климате в те годы, небыли, конечно, всеобъемлющими, и проступали далеко не сразу, и что в целомпоступательное развитие культуры в нашей стране продолжалось.
Особенновпечатляющие успехи в конце 1960-х — начале 1980-х гг. были достигнутысоветской наукой, прежде всего в области физико-математических иестественнонаучных знаний. Завоеванные в те годы советскими учеными передовыепозиции и сегодня, по прошествии уже более двух десятилетий непрерывных реформи перестроек, позволяют России оставаться среди наиболее развитых в научномотношении держав. Прежде всего, заметно улучшилась материальная база науки:доля расходов на нее в национальном доходе в 1970 г. составляла 4%, а в 1985 г. — уже 5%. За те же годы количество научно-исследовательскихинститутов увеличилось с 2078 до 2607, а количество научных работников возрослос 928 тыс. до 1491 тыс. В свою очередь развитие НТР стало важным фактором,способствовавшим подъему советской экономики. Одной из ключевых задач, которыестояли перед советской прикладной наукой, было обеспечение энергетическихпотребностей страны. В русле реализации этой задачи ученые внесли большой вкладв разработку новых энергоресурсов в труднодоступных районах Севера, так же былразработан принципиально новый метод изготовления многослойных труб длягазопроводов огромной протяженности. Быстрыми темпами прогрессировала ядерная энергетика.В СССР строятся новые атомные реакторы для исследовательских целей, открываютсяновые АЭС, спускаются на воду новые, существенно более мощные атомные ледоколы.Эта работа велась под научным руководством академика А. Александрова.Позитивные сдвиги намечаются в биологии. Так, специалистами Институтабиологической химии им. М. Шемякина удалось получить искусственные гены и найтиподходы к изменению наследственности растений и живых организмов. Создаютсяновые мощные телескопы, построенный в эти годы советский радиотелескоп РАТАНстановится самым мощным в мире.
Флагманомсоветской науки этого времени по-прежнему оставалась советская космонавтика.Достижения советской космонавтики тех лет и сегодня во многом являютсянепревзойденной вершиной человеческой мысли. Технологические наработки тех летпо сей день лежат в основе большинства осуществляемых в мире программ освоениякосмического пространства. В технологической гонке с США Советский Союз избралболее перспективный путь развития своей космической отрасли. Не сумев создатьничего подобного советским ракетоносителям, американцы в середине 1970-х гг.отказались от разработок одноразовых ракет «Аполлон» и перешли к созданиюмногоразовых космических кораблей (“челноков”). В эти же годы СССР, продолжая совершенствованиесвоих ракетоносителей, главное внимание уделил мирному созданию околоземныхпилотируемых станций. Советские орбитальные станции должны были статькосмической рабочей площадкой и одновременно научной лабораторией, положитьначало колонизации космоса человеком. В основе этой программы лежалопредвидение К. Циолковского о том, что человечество перешагнет планетарныйуровень развития и превратится в космическую расу только тогда, когда человекначнет жить и работать непосредственно в космосе.
Врезультате в области создания околоземных многомодульных станций СССР обогналСША и прочие страны как минимум на 30 лет, в то время как запуски американских“челноков” не привели к серьезному технологическому прорыву в освоении космоса,кроме того, их запуски стоили в несколько раз дороже, чем советских одноразовыхракетоносителей. Когда же СССР в середине 1980-х гг. был освоен отечественныйкосмический корабль многоразового использования “Буран” с ракетоносителем“Энергия”, то выяснилось, что и в этом компоненте Советский Союз являетсялидером, поскольку грузоподъемность советского “челнока” оказалась в несколькораз выше, чем у американских при более экономичных затратах на каждую единицувыводимого в космос груза.
Важнойвехой в развитии советской и мировой пилотируемой космонавтики становится 18марта 1965 г. В этот день советский космонавт А. Леонов впервые в мире совершилвыход из корабля в открытое космическое пространство. Было продолжено освоениепланет солнечной системы. 3 февраля 1966 г. впервые в истории была осуществлена мягкая посадка спускаемого корабля на Луну и телепередача с ее поверхностина землю. Через полтора года, 18 октября 1967 г., советский спускаемый аппарат впервые в истории совершил плавный спуск и посадку на Венеру, и земные ученыесмогли получить ценнейшую информацию о планете. Заметным событием, открывавшимширокие перспективы в развитии космических технологий, становится произведеннаяСоветским Союзам 30 октября того же года первая в истории автоматическаястыковка двух искусственных спутников Земли “Космос–186” и “Космос–188”. И,наконец, 16 января 1969 г. на околоземной орбите заработала перваяэкспериментальная космическая станция, на борту которой трудился экипаж всоставе В. Шаталова, Б. Волынова, А. Елисеева, Е. Хрунова. В 1970 г. началась новая важная страница в освоении Луны — на поверхность спутника земли был высаженпервый лунный самоходный аппарат. С этого времени русское слово “Луноход” вошлово все языки народов планеты Земля. В 1975 г. советский корабль “Союз” совершил стыковку с американским кораблем “Аполлон”.
Определеннаяспецифика в эти годы существовала в области развития гуманитарного знания иобщественно-научных дисциплин. В эти годы ученых обществоведов начинают ширепривлекать к участию в работе над важными политическими документами, а так же кподготовке долгосрочных комплексных программ развития. Период своего ренессансапереживает в СССР прикладная социология, но теоретическая социология продолжаетобслуживать узкопартийные интересы. Столь же противоречивые тенденцииопределяют в эти годы лицо советской экономической науки. С одной стороны,ученые экономисты внесли свой вклад в создание и обоснование новой генеральнойсхемы развития и размещения отраслей народного хозяйства, участвовали ввыработке других грандиозных проектов этого времени. С другой стороны,тогдашние экономисты-академики А. Аганбегян, Г. Арбатов и др. развитиетеоретической мысли в экономической науки направляли либо в русло апологетикиэкономических достижений “развитого социализма”, либо по пути “критики”западного экономического опыта передовых капиталистических держав.
Сложныйпуть прошла в конце 1960-х — начале 1980-х гг. философия. Сохранявшийсяидеологический контроль серьезно мешал оживлению философских исследований.Многие работы по философии, выходившие в эти годы, по-прежнему представлялисобой по существу набор идеологических штампов и призваны были обслуживатьтекущую политическую конъюнктуру. Другим признаком кризиса философиистановилось замыкание авторов на “внутренних” проблемах своей науки, когдафилософские вопросы ставились, так сказать, “в чистом виде”, без ихвзаимоувязки с окружающей действительностью, в сугубо схоластическом ключе. Вто же время, в эти годы весомый вклад в развитие философского знания внеслитакие крупные философы, как Э. Ильенков, М. Лифшиц, В. Асмус и др. Вбольшинстве своем эти авторы развивали философскую традициюмарксизма-ленинизма, творчески осваивая и преобразовывая его. Вместе с тем вэто же время в нашей стране происходит становление альтернативных философскихвзглядов. Так, в эти годы получает большую известность немарксистская концепцияразвития человеческого общества, автором которой являлся видный отечественныйученый Л. Гумилев. Его книга 1979 г. “Этногенез и биосфера земли” сразу жеполучила большой резонанс. Парадокс, связанный с этой книгой, заключался в том,что вплоть до перестройки она издана так и не была, но обзоры и отзывы на неесвободно печатались в советской печати (такое случалось с работами зарубежных,но не советских авторов). Суть гумилевской концепции сводилась к отрицанию имсоциальных факторов в истории, на их место автор выдвигал безличнуюбиохимическую энергию — пассионарность, которую Гумилев и провозглашал, впротивовес официальным обществоведам, движущей силой исторического развития.
Подрешающим воздействием господствующих идеологических установок продолжаларазвиваться историческая наука. Показательным в этом отношении является судьбатак называемого “нового направления” историков, изучавших историю ВеликойОктябрьской социалистической революции, ее предпосылок, специфики империализмав России, становление отечественного рабочего класса. По всем этим вопросамсторонники “нового направления” пытались дать свои не догматические ответы,хотя и в общем русле марксизма-ленинизма. К историкам “нового направления” принадлежалитакие исследователи, как П. Волобуев, К. Тарновский, Ю. Кирьянов и др. Выводыисториков “нового направления” неизбежно вели к пересмотру устоявшихся взглядовпо вопросам о характере аграрных отношений, зрелости империализма,многоукладности, ведущей роли рабочего класса на всех этапах революции, ролирусского государства (самодержавия) в экономике страны и многим другим,составлявшим ядро официальной концепции Октября. С критикой историков новогонаправления выступили многие видные ученые, среди них И. Ковальченко, Л. Милов,В. Бовыкин. Ход научной дискуссии был прерван вмешательством партийных органов.Под давлением отдела науки и учебных заведений ЦК КПСС (возглавлявшийсяфронтовым другом Брежнева С. Трапезниковым) новое направление подверглось критикеи было свернуто, а выводы его сторонников признаны не только ошибочными, но ичуждыми. В те же годы была запрещена публикация истории коллективизации,подготовленная авторским коллективом во главе с видным исследователем аграрныхотношений В. Даниловым, подвергнута критике работа А. Некрича, в которой в духедоклада Хрущева на XX съезде освещалась политика советского руководства вначале Великой Отечественной войны.
Вто же время советской исторической наукой были достигнуты и значительныерезультаты. Одним из ее достижений становится выход многотомных, “ИсторииКПСС”, “Истории СССР с древнейших времен до наших дней”, “Истории Второймировой войны”. Выходят энциклопедические издания по истории Революции,Гражданской и Великой Отечественной войн, завершается работа над 30-томнойБольшой Советской Энциклопедией. Больших успехов достигли советские историки визучении древней и новой истории России. В эти годы продолжается плодотворноетворчество таких известных отечественных историков, как Б. Рыбаков, В. Янин, Н.Дружинин, А. Преображенский и др. По истории революции и советского обществавыходят работы И. Минца, М. Кима, Ю. Полякова, В. Старцева и др. Работыисториков этих лет не были лишены недостатков, связанных с отмеченной вышеполитизацией исторического знания, излишней лакировкой значимых событийпрошлого. В то же время историческая наука продолжает оставаться полемсерьезных дискуссий. С новой интересной концепцией происхождения Руси и первыхвеков отечественной истории выступил А. Кузьмин в Москве, а свое видение этихвопросов предложил ленинградский историк И. Фроянов. Широкую дискуссию вызвалипубликации А. Зимина о проблемах истории средневековой Руси, в том числе о«Слове о полку Игореве».
Раскол в среде интеллигенции. Рождение альтернативной культуры
Культурнаяжизнь страны по-прежнему отличалась динамизмом и многообразием. Советскоеискусство продолжало оказывать свое воздействие на жизнь общества, пользоватьсяавторитетом во всем мире. В 1965 г. М. Шолохов становится лауреатом Нобелевскойпремии. Мировой славы и признания добились мастера советского балета М. Лиепа,Е. Максимова, В. Васильев и др. Зрительской симпатией и любовью пользовалисьфильмы советских кинорежиссеров С. Бондарчука, Ю. Озерова, Л. Гайдая и др.Среди художников большую известность в эти годы получают А. Шилов, И. Глазунови др.
Развитиесоветского искусства, в еще большей мере, чем развитие науки в этот периодопределялось многообразием стилей, направлений, мировоззренческих ориентиров.Значительный вклад в развитие отечественной литературы внесли писатели«почвенного» направления, продолжающие в своем творчестве классическую линию врусской литературе, размышляющие на страницах своих книг о судьбах России, оглубинном смысле жизни человека, утверждающие необходимость возрождениятрадиционных нравственных ценностей: С. Залыгин, В. Распутин, Ф. Абрамов, Ю.Бондарев, В. Шукшин, В. Белов и целый ряд других самобытных, крупных писателей.Важным событием в литературной жизни этих лет становится выход новаторского поформе и философского по содержанию романа-эссе В. Чивилихина “Память”, вкотором автор через личное восприятие истории анализирует прошлое и настоящееРоссии. Столь же значимыми для литературной и общественной жизни страны сталиисторические романы В. Пикуля. На эти годы приходится и творчество выдающегорусского поэта Н. Рубцова.
НиколайМихайлович Рубцов (1936—1971), родился в с. Емецке Архангельской обл. (в тотмомент Архангельская обл. с Вологодской обл. составляли единую Северную обл.,разделение произошло в 1937 г.). Отец М.А. Рубцов родом из вологодского селаСамылково, работал продавцом в сельпо, в дальнейшем возглавил Отдел рабочегоснабжения (ОРС) в местном леспромхозе, мать — А.М. Рычкова. В 1942 г. умирает мать поэта, отца призывают на фронт, сам Р. оказывается в детдоме. В 1950 г. заканчивает семилетку и поступает Тотемский лесной техникум. В 1951 г. вступает в ВЛКСМ. Не окончив лесотехникум, летом 1952 г. Р. перебирается в Архангельск. Год работает угольщиком на тральщике. В 1953 поступает в г. Кирове вгорно-химический техникум. Осенью 1955 г. призван на Северный флот. В 1956—1959 гг. служит на эсминце «Острый», посещает литобъединение при газете «Настраже Заполярья», начинает публиковать первые стихотворения. В дни Суэтскогокризиса Р. пишет заявление отправить его добровольцем в Египет. В мае 1959 г. попадает в госпиталь, осенью — демобилизован. Перебирается в Ленинград, работает рабочим наКировском заводе. В 1961 г. выходит коллективный сборник «Плавка» со стихами Р.Летом 1962 г. тиражом 6 экз. друзья поэта издают самиздатовский сборник поэта«Волны и скалы» (в 1998 г. репринтное переиздание). В том же году Р. 1962 г. заканчивает среднюю школу рабочей молодёжи и поступает в Литинститут им. А.М. Горького. С 1964 г. стихотворения Р. появляются в центральных литературных журналах « Юность», «Молодая гвардия»,«Октябрь». В 1965 г. выходит первый официальный сборник «Лирика». В 1966 г. едет в командировку на Алтай. В 1967 г. публикует сборник «Звезда полей», с другимивологодскими писателями участвует в поездке по Воллго-Балту на агиттеплоходе. В 1968 г. становится членом Союза Писателей СССР. В 1969 г. выпускает сборник «Душа хранит», получает диплом об окончании Литинститута им. А.М. Горького.В 1970 г. выходит последний прижизненный сборник Р. «Сосен шум».
СтихотворенияРубцова “Тихая моя Родина”, “Русский огонек”, “Видения на холме” и многиедругие проникнуты искренней любовью к Родине, лиричны и глубоки. Рано ушедшийиз жизни, поэт словно предвидел нелегкое будущее своей страны, которую ужевскоре будут ждать новые испытания:
“Россия,Русь! Храни себя, храни!
Смотри,опять в леса твои и долы
Совсех сторон нагрянули они,
Иныхвремен татары и монголы…”
Вто же время, конец 1960-х — начало 1980-х гг. становится временем развитиясовсем другой литературы, культуры совсем иной нравственной направленности.Именно в развитии искусства, прежде всего литературы, сказалось зарождениеновой генерации представителей интеллигенции, настроенной реформистски поотношению к существующему в СССР общественному строю и его ценностям. В центревнимания художников этой формации остается маленький человек, с его особым,замкнутым мирком. Метущийся, не находящий места, но не способный броситьоткрытый вызов, этот человек глубоко несчастен. Между ним и действительностью —пропасть. Отчужденность рождает в этом человеке непонимание, непонимание —злость ко всему окружающему и тайный протест против чужого благополучия.Нередко творческие искания отдельных деятелей культуры приводили их к вполнеопределенной политической позиции неприятия не только советского образа жизни,стремлению через свое творчество бросить ему вызов, но к отрицанию традиционныхрусских жизненных устоев. Концентрированным выражением этих настроений становитсяфраза лирического героя одного из написанных уже в эмиграции произведенийАбрама Терца (А. Синявского): “Россия — сука”.
Своеобразнымгимном художественного протеста, в котором звучит нежелание молчать и миритьсяс окружающим заснувшим миром, становится стихотворение А. Галича “Старательскийвальсок”, написанное им на самом излете хрущевской “оттепели” и предварявшееэпоху брежневского “застоя”:
“Воткак просто попасть в богачи,
Воткак просто попасть в первачи
Воткак просто попасть — в палачи:
Промолчи,промолчи, промолчи!
Любопытнойособенностью “второй”, “оборотной” культуры, становится вовлеченность в ееорбиту не только открытых противников режима, но и людей, обласканных властью,имеющих признание и высокий социальный статус. Близки к идеям “альтернативногоискусства” были А. Вознесенский, Р. Рождественский, Е. Евтушенко, сатирик М.Жванецкий, многие другие мэтры официальной советской культуры. На рубеже,отделяющим официоз от нелегальности, например, продолжает свое развитие бардовскаяпесня. Не только Галич, но и такие известные поэты-исполнители как В. Высоцкий,Ю. Ким, Б. Окуджава и др. становятся настоящими героями т.н. “магнитофоннойреволюции”. Записи их песен, часто критически изображающие советскуюдействительность, распространялись среди населения на магнитофонных записях,слушались, переписывались, обсуждались. В этом же ряду стоит участие некоторыхкрупных представителей официальной культуры в деятельности самиздата илиблизких к нему по духу изданий. В частности, в подготовке нашумевшего альманаха“Метрополь”, помимо никому неизвестных авторов приняли участие В. Аксенов, Ф.Искандер, А. Битов, Б. Ахмадулина и др.
Стремленияк альтернативности распространились не только среди литераторов. Живопись,кино, театр, эстрада — здесь тоже авторы стремились осмыслить свое критическоеотношение к происходящему и выразить свои мысли в художественной форме. Влияниекультурного инакомыслия распространяется и на молодежную среду. Здесь этоособенно наглядно проявилось в росте популярности на волне “магнитофоннойреволюции” среди определенной части молодежи джаза и рока. С середины 1960-хгг. в стране начинают распространяться записи “Битлз”, “Роллинг Стоунз” и др.западных рок-групп. Увлечение западной музыкой чаще всего не ограничивалось эстетическимипристрастиями, влияло на стиль жизни, поведение, образ мышления. Постепенно вподражание западным, возникают советские рок-группы: “Машина времени” А.Макаревича, “Аквариум” Б. Гребенщикова, “Звуки Му” П. Мамонова. В дальнейшем кним присоединяются “ДДТ”, “Воскресенье”, “Алиса”, “Кино”, “Круиз” и др.Советский рок становится важным элементом культурного андеграунда — т.е.культуры, балансирующей на тонкой грани не разрешенного официально и официальнозапрещенного. Духовный мир творцов и потребителей этой “духовной реформации”постарался выразить в одной из своих песен лидер “Алисы” К. Кинчев:
Моепоколенье молчит по углам,
Моепоколенье не смеет петь,
Моепоколенье чувствует боль,
Носнова ставит себя под плеть.
Моепоколение смотрит вниз,
Моепоколение боится дня,
Моепоколение пестует ночь,
Апо утрам ест себя.
Междуразличными направлениями в культуре и идеологии шли серьезные, иногданепримиримые дискуссии, потому что разные группы интеллигенции по-разномупонимали возможные пути развития страны. Но власть пыталась пресечь проявлениякак реформистских, так и традиционалистских настроений среди интеллигенции имолодежи. В 1965 г. были приговорены к 7 годам лагерей и 5 годам ссылкиписатели А. Синявский и Ю. Даниель. В 1970 г. с поста редактора журнала “Новый мир” вторично был уволен А. Твардовский, сторонник либерализации культурнойжизни. Его увольнение сопровождалось мощной критической компанией в прессе,означавшей стремление власти вернуться к прежним методам руководства культурнойжизнью. Как и в первые послевоенные годы, удар наносился и по “правым”, и по“левым” — в том же 1970 г. разгрому подвергся журнал “Молодая гвардия”,занимавший патриотические, почвеннические позиции, а в следующем 1971 г. удар пришелся по журналу “Октябрь”, в те годы стоявший на позициях, которые ряд авторовназывают «неонародничеством» или даже «неосталинизмом». Объективно, в отличиеот либералов, консерваторы могли стать союзниками власти в борьбе за сохранениеединства страны и ее дальнейшее поступательное развитие. Однако, каксвидетельствует немецкий историк Д. Кречмар, “Молодая гвардия” с 1967 г. разрабатывала свою программу замены официальной марксистской идеологии моделью общества икультуры в русском национальном духе, и это было признано партийными олигархамиеще более опасным, чем открытое диссидентство. В 1974 г. из страны был выслан Солженицын, одним из первых поднявший тему репрессий на страницах своихпроизведений, были лишены советского гражданства как “духовные перерожденцы”виолончелист М. Ростропович и певица Г. Вишневская. Оказались на чужбинекинорежиссер А. Тарковский, поэт И. Бродский, скульптор Э. Неизвестный, стал“невозвращенцем” режиссер Ю. Любимов, и другие деятели культуры.Неудовлетворенность части советского общества происходящим в странеспособствовала развитию диссидентского движения. Большую роль в развитиидвижения инакомыслящих сыграли реабилитированные после XX съезда, а так жепотомки репрессированных при Сталине видных партийных деятелей — неширокая, нополитические опытная прослойка советского общества.
Нараставшаяконфронтационность в отношениях между властью и определенной частьюинтеллигенции, а также внутри самой интеллигенции, являлась симптомомнеблагополучия в развитии духовной сферы в СССР. Большое количество людей,рожденных уже после революции, воспитанных при новом режиме, многое получившихот существовавшей в стране власти, тем не менее, превращались в непримиримыхпротивников советского строя, советского мироустройства и образа жизни. Болеетого, часть интеллигенции готова была отвергнуть весь исторический путь,проделанный Россией за многие столетия ее существования, а в качествеморального кумира выбирала себе ценности, которыми жил западный мир. С другойстороны официальная культура, несмотря на видимые успехи, все больше теряласвое влияние на людей, все больше отдалялась от реальной жизни, превращалась вдекорацию, призванную скрыть существовавшие в обществе проблемы и противоречия.Противоречия культурного развития, так же как и противоречия в прочих сферахжизни советского общества, не носили фатального характера, но для их преодолениятребовалась воля и новые, действенные механизмы взаимодействия междугосударством и его гражданами.
Церковь в советском обществе
Критическаяоценкам «оттепели» предопределяется ещё и тем, как в те годы относились крусскому духовному наследию. Важным компонентом политики хрущёвского временистановятся оголтелая антирелигиозность в духе Е. Ярославского. Уже в 1954 г. под руководством Н.С. Хрущёва были приняты два постановления ЦК КПСС, выделявшиеся своейантицерковной направленностью: “О крупнейших недостатках в научно-атеистическойпропаганде и мерах её улучшения” и “Об ошибках в поведении научно-атеистическойпропаганды среди населения”. По словам видного церковного деятеля митрополитаСанкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, они недвусмысленно знаменовали собойконец “золотого десятилетия” сотрудничества власти и церкви и возвращали странуна два десятилетия назад, во времена “безбожных пятилеток”. Со своих постовизгоняются главные проводники политики сближения церкви и государства приСталине митрополит Николай и Председатель Совета по делам Русской Православнойцеркви (СДРПЦ при СНК СССР) Г. Карпов. Идеологическая база под удушениеПравославия закладывалась и в новую программу КПСС — в коммунистическое завтрацерковнослужителям дорога была закрыта, и Хрущёв обещал народу, что пройдётвсего несколько лет, и “последнего попа” будут показывать по телевизору.
Конец1960 — начало 1980-х гг. — это новый рубеж в развитии Русской ПравославнойЦеркви. Размышляя на исходе XX столетия над судьбами страны в то время видныйцерковный деятель митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев),писал: “Имперско-бюрократический период советской истории являет нам зрелищеудивительное и противоречивое. Он сочетает в себе расцвет экономической,военной и политической мощи СССР с полной идеологической деградациейкоммунистической доктрины, ее редкостным мировоззренческим бессилием”.Плачевное положение «коммунистического официоза» и «глухое брожение» вобществе, по его словам, вызвало «инстинктивный поиск утраченных святынь».Естественным становится разворот к православию. Этому способствовала иполитическая обстановка: уход в политическое небытие Н. Хрущёва ознаменовалзавершение очередного периода гонений на церковь, хотя власти по-прежнемупытались контролировать её деятельность, в том числе посредством прокуратуры иорганов государственной безопасности.
Большоезначение в жизни церкви сыграл поместный собор. состоявшийся в мае—июне 1971 г. в Троице-Сергиевой лавре. Созыв собора был связан с необходимостью избрания приемникаумершему в апреле 1970 г. патриарху Алексию. Из всех соборов послереволюционнойпоры он был самым представительным. На соборе присутствовали главы шести ипредставители пяти автокефальных, а так же главы всех трёх автономныхправославных церквей, а кроме того руководители ряда межхристианскихобъединений (ВСЦ, ХМК, КЕЦ и др.). С докладом «Жизнь и деятельность русскойправославной церкви» выступил патриарший местоблюститель митрополит Пимен(Извеков). Кроме того участники собора заслушали содоклад митрополита Никодима(Ротова) об экуменическом движении и митрополита Алексия (Ридегера) омиротворческой деятельности РПЦ. На соборе был затронут вопрос взаимоотношенийс государством, которые были признаны в целом позитивными. Собор избрал новымпатриархом митрополита Пимена (Извекова). К важнейшим результатам собора можетбыть так же отнесён обнародованный на нём документ («деяние») «об отмене клятв(проклятий) на старые обряды и на придерживающихся их», что означало признаниенеобоснованности решений соборов 1656 и 1667 гг., обвинивших старообрядцев вереси. Отныне Московским Патриархатом «православность старых обрядов испасительность употребления их» официально признавалась.
Особоеместо на соборе было уделено острым внутрицерковным проблемам. Повышенноевнимание к ним обуславливалось положением церкви в годы хрущёвскогореформаторства, когда за счёт давления извне, возрождения духа «обновленчества»1920-х гг. пытались навязать церкви постоянную череду преобразований, подорватьеё единство и авторитет. Приверженцы всякого рода модернизационных предложений(например, сокращения или упрощения церковной службы) поддержки собора неполучили. Но и консервативные силы в церкви, недоброжелательно относившиеся кидеи обновления православия, так же оказались в меньшинстве. В документахсобора было подчёркнуто, что «церковь — это живой благодатный организм» и что«задачи церковнослужителей — не декларирование верности старине, а«сообразование правил и традиций церковных с нуждами церкви и потребностямивремени». Линия на осторожные преобразования, находящиеся под полным контролемвысших церковных иерархов была продолжена и в дальнейшем. В церковной печатиподвергались критике как противники реформ, так и экстремистски настроенныемодернисты. «Нам думается, — заявлял в 1973 г. от имени руководства РПЦ митрополит Ювеналий (Поярков), — что и консервативная, и экстремистская позиция опасныдля церкви». Напрашивается очевидная аналогия с настроениями высшего партийногоруководства СССР в пользу стиля «консервативного реформирования», когдасуществовавшие крайности отсекались, а имеющие противоречия развивалисьподспудно.
Вместес тем в церковной жизни после собора 1971 г. наметились и важные позитивные перемены, связанные с более бережным отношениям к традициям. Трудно переоценить,в частности, значимость возврата от активно насаждавшейся в 1960-е гг.модернизаторами пропаганды «разумной» веры к традиционной для русскогоправославия вере «сердечной». «…Веру мы не доказываем, а показываем», —отмечалось в этой связи в одном из выпусков Журнала Московской патриархии за 1974 г. Кроме того, идёт возрождение духовных традиций, связанных с верой в возможность «опытногосоединения с богом» в состоянии религиозного вдохновения. Большой отклик вцерковной среде получают работы византийского богослова Григория Палама,противостоявшего рационалистскому походу к догматам веры. Активно печаталисьтруды его последователей, в частности одного из последних великих философоврусского религиозного возрождения В.Н. Лосского (1903—158 гг.), перу которогопринадлежит пространный «Очерк мистического богословия восточной церкви»,другие фундаментальные работы.
Послесоборныйпериод развития РПЦ оказался отмечен активизацией не только духовных исканий,но и укреплением её положения в советском обществе. В 1975 г. были приняты поправки к закону 1929 г. о религиозных объединениях. Изменения в законе, содной стороны, показывали сохранявшееся желание советского руководствавмешиваться в деятельность церкви, но, с другой стороны, повышалось правовоеположение церкви, которая теперь фактически приближалась к статусу юридическоголица. Растёт число верующих, что вынуждены были признавать даже советскиесоциологи. Согласно их данным, в начале 1960-х гг. среди городского населенияверующих было 10—15%, среди сельчан — 15—25%, но уже в 1970-е гг. количествоверующих в городах составило 20% и ещё около 10% горожан определяло себя как«колеблющихся». К церкви потянулась молодёжь, в том числе школьники. Растётчисло священнослужителей, намечается процесс открытия новых церквей.Расширяется издательская деятельность. В 1979 г. в Издательском отделе Московской патриархии был создан киноотдел, целью которого являлся выпуск репортажей икоротких документальных фильмов о различных сторонах жизни и деятельностицеркви. К руководству епархиями приходят новые энергичные иерархи изпослевоенного поколения, в частности Хризостом (Мартишкин), Иоанн (Снычев) идр.
Вконце 1960-х — начале 1980-х гг. возрастает международная активность РПЦ. В 1972 г. Патриарх Пимен посетил глав ряда православных церквей, среди них александрийской, антиохской,иерусалимской и целого ряда других. В последующие годы визиты продолжились. Навстречах глав православных церквей обсуждались вопросы церковной имеждународной жизни. Позитивно развивались прямые контакты с древнимивосточными церквями. Патриарх нанёс визиты главам армянской, эфиопской и другихцерквей данной вероисповедной ориентации. С другой стороны из-за позицииВатикана по вопросу об унии ослаб диалог с католиками. Противоречивые оценки ив те годы, и в наши дни вызывает экуменическая деятельность РПЦ в рамкахВсемирного совета церквей, особенно активизировавшаяся в тот период, каксчитается, по инициативе митрополита Никодима (Ротова). В 1975 г. на V генеральной ассамблее ВСЦ сразу пять представителей Московской Патриархии были избраны всостав ЦК ВСЦ, один из них стал членом Исполкома ВСЦ. Митрополит Никодим(Ротова) занял один из шести президентских постов, после его смерти в 1978 г. этот пост перешёл главе грузинской православной церкви католикосу Илии II.
Ощутимуюподдержку РПЦ оказывала миротворческой деятельности советского государства. Еёпредставители участвовали во всех конференциях советских сторонником мира,проходивших в 1970—1980 гг. На работавшей в январе 1985 г. Всесоюзной конференции сторонников мира патриарх Пимен, митрополиты Филарет (Вахромеев) иЮвеналий (Поярков) вошли в состав Советского комитета защиты мира (СКЗМ). В 1983 г. была образована Общественная комиссия СКЗМ по связям с религиозными кругами, выступающими замир. Её председателем стал митрополит Филарет (Вахромеев). Иерархи РПЦучаствовали в деятельности 10 обществ дружбы с народами зарубежных стран.Митрополит Алексий (Ридигер) входил в Совет общества «Родина», задачей которогоявлялась работа по укреплению сотрудничества и взаимопонимания ссоотечественниками за рубежом. Представители Московского патриархии принимаютактивное участие в международных форумах общественных организаций в защитумира. В частности, по её инициативе начали созываться Всемирные межцерковныеконференции сторонников мира. Первая такая конференция «Религиозные деятели запрочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» прошла в 1977 г. в Москве. В её работе приняли участие около 650 представителей из 107 государств. Втораяконференция «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядернойкатастрофы» состоялась в 1982 г. Местом её проведения являлась так же в Москве.На неё собралось 590 посланцев различных конфессий из 90 стран мира. На сессииГенеральной Ассамблеи ООН в июне 1982 г. патриарх Пимен выступил с докладом обитогах этой конференции, что стало важным событием международной жизни.
Новоеоживление различных сторон религиозно-церковной и общественно-просветительскойдеятельности РПЦ приходится на начало 1980-х гг. В эти годы начинаетсяподготовка к празднованию 1000-летия крещения Руси, что заставило государствонесколько смягчить антицерковные ограничения. В 1981 г. уменьшились налоги на доходы священнослужителей, которые прежде рассматривались как налоги начастнопредпринимательскую деятельность, а теперь — как налоги свободныепрофессии. Если прежде они равнялись 81%, то после снижения — составили 69%. В 1980 г. церкви наконец было дано разрешение открыть завод и мастерские церковной утвари в Софрине, аИздательский отдел Московской патриархии из нескольких тесных помещенийНоводевичьего монастыря, где он ютился долгие годы, переехал в благоустроенноесовременное здание. В мае 1983 г. Советом министров СССР Московской патриархиибыл передан московский Свято-Данилов монастырь для создания в нёмдуховно-административного центра. На его восстановление было запланированозатратить 20 млн. руб., в действительности расходы значительно превысили этусумму и составили около 100 млн. руб. В период церковного оживления начала1980-х гг. происходит канонизация новых святых, устанавливаются новые церковныепраздники (Собор Костромских святых, Собор Смоленских святых, Собор Сибирскихсвятых, Собор Белорусских святых и некоторые другие), вводятся новые церковныенаграды (ордена Андрея Первозванного, св. Ольги и св. Даниила). Возрастаетинтерес к церкви со стороны общественности.
Система образования в системе
Высокиедостижения советской науки и культуры во многом были обусловлены состояниемотечественной системы образования. С середины 1950-х гг. главным направлением веё развитии становится укрепление связи школы с жизнью. В средней школепринимаются новые учебные планы, направленные на совершенствованиеполитехнического обучения. В связи этим происходит известное сокращение временина преподавание гуманитарных дисциплин при одновременном увеличении часов напреподавание физико-математических и естественных наук. В младшей школевводится преподавание начал ручного труда, а с 5-го класса — уроки труда вмастерских и на опытных участках.
Серьёзныеизменения в системе школьного образования происходят в 1958 г., когда начинается широкомасштабная школьная реформа. Вместо семилетки, реформа вводилавсеобщее обязательное 8-летнее образование, срок обучения с 10 увеличивался до11 лет. Учащиеся старших классов должны были получать навыки будущейспециальности, работая на промышленных предприятиях или в сельском хозяйстве.Одновременно с реформой средней школы, изменения затрагивают ипрофессионально-техническое образование. Вместо школ ФЗО, ремесленных,горнопромышленных и строительных училищ, а также училищ механизации сельскогохозяйства создаётся единая система профессионально-технических училищ (ПТУ).Реформа позволила повысить роль учителя, уменьшить регламентацию его труда,героем газетных публикаций становится учитель-новатор, новые методикивоспитания и обучения.
РазвитиеНТР стимулировало так же развитие высшей школы, которая подвергалась процессуреформирования. Так, в 1957 г. были введены новые правила приёма в вузы,которые давали преимущество абитуриентам, имеющим двухлетний производственныйстаж или демобилизованным из армии. В дальнейшем, в середине 1960-х гг. этиправила приёма, как не вполне оправдавшие себя, были изменены. Дляпроизводственников и демобилизованных стали проводиться отдельные конкурсы,развиваться система заочного и вечернего высшего образования, в то время как вцелом высшая школа переориентировалась на подготовку квалифицированных,высокообразованных специалистов вне зависимости от их рабочего стажа исоциального положения. В эти годы советское среднее и высшее образованиезанимает одно из лидирующих мест в мире, служит базой развития в СССР экономикии науки.
Вэтот период стабилизации советской системы 1964—1985 гг. советская школастановится самой массовой и демократической в мире: в СССР система образованиядавала одинаково качественное образование и детям из семей представителейвысшей номенклатуры, и детям рядовых советских граждан, благодаря чемуформировалась единая для всех социальных слоев культурная среда. Новому уровнюзадач, решаемых школой, способствовал начатый в середине 1960-х гг. переход ковсеобщему среднему образованию. Он был завершен в течение нескольких лет и вКонституции 1977 г. закреплялось право граждан на получение бесплатногосреднего образования. Большинство юношей и девушек получало полное среднееобразование, закончив десятилетнюю школу. Кроме того, для желающих получитьсреднее образование совместно с выбранной профессией, существовала развитаясеть профессионально-технических училищ, техникумов и других специализированныхучебных заведений.
Каки во всем советском обществе, в системе образования накапливались болезненныепротиворечия. Одно из них было связано с тем, что в прежние годы десятилеткатрадиционно нацеливала своих выпускников на продолжение обучения в высшейшколе. После того, как десятилетняя форма обучения сделалась общей, количествожелающих получить высшее образование резко увеличилось. Но вузы могли принятьне более четверти вчерашних выпускников, в то время как остальная их массадолжна была после окончания школы идти работать. Тем самым назрела потребностьготовить учащихся к трудовой деятельности не только в специальных учебныхзаведениях, но и в общеобразовательной школе. С 1970-х гг. начинается политикапо усилению в школах профориентации и налаживанию профподготовки. Заканчиваяшколу, выпускники теперь имели на руках не только аттестат о получении среднегообразования, но и какую-либо специальность. Однако отладить механизм трудовоговоспитания школьников и подготовки их к будущей трудовой деятельности оказалосьчрезвычайно непросто.
Немалыетрудности порождал сам переход ко всеобщему среднему образованию, нередко онивыходили далеко за пределы сферы образования и затрагивали все общество. Так,на рубеже 1970—1980-х гг. в СССР возникла ситуация, которую современныесоциологи иногда называют “проблемой избыточных знаний”: выпускники десятыхклассов как правило имели высокую, качественную подготовку, но промышленность,транспорт, сельское хозяйство, сфера услуг, куда должно было устремлятьсязначительная часть выпускников, испытывали потребность в работниках, занятыхпрежде всего малоквалифицированным, ручным трудом, как правило тяжелым имонотонным. В развитых капиталистических странах эта проблема решалась просто —созданием двукоридорной школы: по одному образовательному стандарту готовилисьпредставители будущей элиты, по другому, существенно облегченному — будущиенаемные работники. В СССР такой путь был невозможен, но другого — найти неудалось.
Возникавшиев системе образования трудности пытались преодолевать прежде всегосовершенствуя систему образования и воспитания, приближая школу к потребностямжизни. Именно в эти годы разворачивается деятельность талантливыхпедагогов-новаторов В. Шаталова, Е. Ильиной, Ш. Амонашвили и др. Улучшаласьматериальная база системы образования. Так, в условиях развития НТР,проводилась планомерная политика обеспечения школ техническими средствамиобучения. С 1978 г. вводятся бесплатные учебники. Весомые перемены происходят ив деятельности высшей школы. Увеличивается количество вузов, в том числеуниверситетов — к 1985 г. их число достигает 69. Институты и университетыготовили кадры для всех отраслей народного хозяйства. Большое вниманиеуделялось развитию вузов, обучавших специалистов для работы в техникумах,школах и детских дошкольных учреждениях. В начале 1980-х гг. начинается новыйэтап совершенствования отечественной средней и высшей школы. Июльский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС принимает решение о проведении широкомасштабной школьной реформы, цельюкоторой должно было стать создание непрерывной системы образования ипереподготовки кадров — в мировой педагогической практике это был первыйподобный опыт. В 1984 г. принимается соответствующий закон, поставившийшкольную реформу на практические рельсы. Реформа отечественной системыобразования должна была стать ответом советского руководства на отставаниестраны в области НТР, но после начала горбачевской “перестройки” внимание к нейпоугасло из-за более злободневных политических проблем.
Несмотряна имевшиеся трудности и недостатки, к 1985 г. советская система образования достигла выдающихся результатов. В стране действовало около 140 тыс.общеобразовательных школ, 7,8 тыс. средних профессионально-технических училищ,4,5 тыс. средних специальных учебных заведений, 894 высших учебных заведения. Ксередине 1980-х гг. в стране проживало 164,3 млн человек, имевших высшее исреднее образование, в том числе 30,9 млн — среднее специальное и 20,8 млн —законченное высшее образование. По сравнению с 1970 г. число лиц, получивших высшее образование, увеличилось в 2,5 раза, среднеспециальное — в 2,3раза, среднее общее — в 2,8 раза. В СССР, в отличие от прочих ведущих странмира, все виды образования предоставлялись бесплатно, за счет общественныхфондов потребления. Качество образования в СССР также находилось на одном изсамых высоких уровней, и советские специалисты могли найти работу по своейспециальности не только у себя дома, в социалистических или развивающихсястранах “третьего мира”, но и в любом передовом индустриально-развитомгосударстве.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru