Контрольная работа
Тема: Первобытноеобщество. Античная цивилизация.
Средневековая Европа
РАЗДЕЛ 1
Начало формированиячеловеческого общества
1 Охарактеризуйтеосновные периоды истории первобытного общества
Известно несколько периодизацийпервобытной истории. Но наиболее распространена археологическая периодизация,основным принципом которой является учет различий в материале и технике орудийтруда. Таким образом, различают: каменный век (древний каменный век илипалеолит; средний каменный век или мезолит; новый каменный век или неолит);бронзовый век; железный век. Кроме того, палеолит делится на ранний (нижний),средний и поздний (верхний).
Периоды истории первобытного общества:
1) эпоха первобытного стада;
2) эпоха родового строя;
3) эпоха расположения общинно-родовогостроя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки металлов,зарождение элементов эксплуатации и частной собственности)
2 Что такое«неолитическая революция» и каковы ее последствия?
Неолитическая революция — переходчеловечества от существования за счет охоты и собирательства к жизни за счетсельского хозяйства. Этот переход начался в мезолите и завершился в неолите.
Неолитическая революция обозначает тот выдающийсяв истории человечества рубеж, когда совершился переход к земледелию искотоводству, или, иначе говоря, производящему хозяйству. Он действительнопоставил людей в совершенно новые отношения и друг с другом, и с природой. Инымстал и сам труд, и отношение к нему.
Среди основных последствий неолитическойреволюции — не только дальнейший рост численности и плотности населения, нонакопление и развитие культурных традиций (вследствие наличия большогоколичества свободного времени для занятия художественным творчеством),формирование нового образа жизни, появление возможности содержать лиц, не занятыхнепосредственно в процессе производства.
Таким образом, «неолитическаяреволюция» — кардинальный рубеж в истории человечества, выведший наавансцену истории в 9-3 тыс. до н.э. общества земледельцев-скотоводов(раннеземледельческие общества или культуры), явившиеся, в свою очередь,исходным пластом цивилизации.
Общественные и природные факторыпо-разному проявлялись в различных уголках земного шара. Отсюда значительноеразличие в характере раннеземледельческих культур и в созданных ими культурныхкомплексах.
3 Каковы причинызарождения государства?
1) Общественное разделение труда.
2) Появление частной собственности.
3) Социально-классовое расслоение.
Теологическая теория настаивает набожественном происхождении
государства, государственной власти, утверждает и защищает тезис «вся
власть от бога». Несмотря на свое религиозное содержание и эта теория,
возникшая еще в древности (Иудея), отражала определенные реальности, а
именно теократические формы первичных государств (власть жрецов,
роль храма, разделение власти между религиозными и административными
центрами).
Патриархальная теория рассматриваетвозникновение государства
непосредственно из разросшейся семьи, а власть монарха конструирует из
власти отца над членами его семьи.
РАЗДЕЛ 2.
Цивилизации древности
Тема 1 Цивилизациидревнего Востока
1 В каких государствахдревнего Востока «деспотическая» форма правления достигла наибольшегоразвития?
Термин «деспотизм» и происходит от древнегреческогослова «деспотес» — хозяин, глава дома, руководящий семейнымхозяйством и распределяющий обязанности, — деспотия как форма организациигосударственной власти была распространена в Египте, государствах Междуречья,Китае, Индии и других странах Востока. К характеристике феномена восточнойдеспотии кроме уже названных черт можно добавить: почти обязательноеприсутствие в таком обществе политики принуждения и даже террора;парадоксальное сочетание страха перед верховной Властью с безграничной верой вконкретных правителей; полное отсутствие или незначительную роль сословныхразличий; сложную иерархическую социальную структуру; абсолютное господствогосударственного бюрократического аппарата; обезличенность государственноймашины; отсутствие открытой конкуренции партий, идей или талантов;существование на низовом уровне экономически независимых и самоуправляющихсяобъединений религиозно-производственного характера (сельских общин, сект,цехов, каст и т.д.).
Идею же демократии как наиболее яркой отличительной чертызападного общества лучше всего воплощает цивилизация Древней Греции и, преждевсего, такая специфическая политическая структура, как “полис”-город — государство.
2 Охарактеризуйтеструктуру вавилонского общества во время правления царя Хаммурапи
Вавилонское общество состояло изсвободных людей — авилум, рабов — вардум и, занимавших промежуточное положениецарских людей — мушкенум. Внутри класса свободных общинников, авилумов,существовало сильное имущественное расслоение — от царя, высших чиновников ижречества, которым принадлежала основная часть земли, до бедных крестьян иремесленников. Низший класс составляли рабы. Их труд применялся в царскиххозяйствах, на полях, в ремесленных мастерских и в домашнем хозяйстве. Хоть и внезначительной степени, но все же, рабы защищались законом — вардум могвступить в брак с авилумом, и их дети считались свободными; за оскорблениесвободного раб представал перед судом, а не наказывался хозяином. Долговоерабство в правление Хаммурапи было временным и ограничивалось сроком в 3 года.Рабы имели внешние отличительные знаки — татуировку, выстриженные на переднейчасти головы волосы и табличку на шее с именем владельца. Теоретически вардуммог вернуть себе свободу. Для этого нужно было заручиться согласием хозяина ивыплатить ему рыночную стоимость раба. В старовавилонский период эта суммасоставляла 20 сиклей серебра, что соответствовало стоимости быка, а внововавилонское время доходила до 50 сиклей. При Навуходоносоре рабы моглистановиться крестьянами, ремесленниками или торговцами, чтобы заработать деньгина свое освобождение.
Полусвободные мушкенумы были прикрепленык земле или к ремесленным мастерским. Они обязаны были царю службой — ильком,платили налоги и несли военную повинность. Однако, они владели собственнымимуществом и могли иметь рабов.
3 Чем египетскийвариант развития общества и государства отличался от месопотамского?
Египетский вариант становлениягосударства и общества заметно отличался от месопотамского. Египет, какизвестно,— дар Нила. И эта привязанность к нильской долине с ее строгорегулярным режимом не могла не сказаться на судьбах страны и народа, особенно всвязи с замкнутостью Египта, столь отличного в этом плане от открытого дляконтактов, влияний и нашествий Двуречья.
Заселение долины Нила шло в основном засчет все той же ближневосточной волны (точнее, волн) спустившихся с предгорийнеолитических земледельцев, которые осваивали и Двуречье, а древнейшиеархеологические культуры Египта (Фаюм, Бадари и др.) примерно одновременны сУбайдом. Однако по сравнению с тем же Убайдом эти культуры более отсталы ипримитивны: зерновое земледелие (ячмень. пшеница-полба), кремневые орудия,грубоватая керамика, первые изделия из привозной синайской меди. Видимо, связичерез Синай к влияние более развитой и, во всяком случае, энергичнораспространявшей свои достижения цивилизации Двуречья оказали определенноевоздействие на ускорение темпов развития культуры нильской долины, о чемубедительно свидетельствует ряд важных нововведений, в частностипиктографическая письменность. IV тысячелетие до н.э. было периодом активногоразвития древнейшего Египта. Ирригационные сооружения, без которых земледелие вдолине Нила невозможно; глинобитные строения; металлургия меди; имущественноенеравенство, фиксируемое раскопками; овладение практикой строительства изсырцового кирпича — все это и многое другое достаточно наглядно свидетельствуето материальном фундаменте, соответствующем уровню ранних надобщинныхобъединений, первичных протогосударств.
Как и в Шумере, первые протогосударствав Египте возникали в виде объединений вокруг храмов. Эти сообщества позже сталиименовать греческим термином «ном». Территориально древнеегипетский ном тянулсявдоль берега на многие десятки километров, причем к каждому номовому храму,божество которого выступало в качестве «связующего единства», тяготелонесколько десятковпоселений. Во главе номовых сообществ стоялипервосвященники-жрецы, с течением времени все явственнее приобретавшие функцииполитических администраторов, правителей нома. Как можно полагать (в отличие отДвуречья, источники, которые касались бы этого периода развития, отсутствуют),жрецы-правители номов по мере укрепления их власти вступали в ожесточенноесоперничество друг с другом, результатом чего была постепенная концентрациявласти в руках наиболее удачливых из них. Предание, зафиксированное египетскимжрецом Мане-фоном (на рубеже IV — III вв. до н.э. он написал историю Египта,впоследствии утраченную), говорит о том, что около двух десятков номов ВерхнегоЕгипта, по течению реки вплоть до Дельты, и примерно такое же количество номовНижнего Египта в дельте Нила на рубеже IV — III тысячелетий до н.э. былиобъединены в руках двух правителей, борьба между которыми привела к победеправителя Верхнего Египта, короновавшего себя обеими коронами.
Столь раннее объединение всей страны подначалом единого царя, фараона, равного которому по объему власти в то время ещене знало человечество, сыграло свою роль в ускорении процессаинституционализации власти, становления эффективной централизованнойадминистрации, опиравшейся на мощный и разветвленныйиерархическо-бюрократический аппарат. Почти за полтысячелетия до СаргонаАккадского фараоны первой и второй династий, начиная с легендарногообъединителя Мины (Менеса), были всевластными и обожествленными правителямиогромного, хотя политически еще не очень устойчивого государства — государствараннего по типу и уникального по характеру связей в нем.
4 Назовите основныечерты империи древности
Основные черты развития западного и восточного типовцивилизации в древности таковы:
1) отсутствие ценности личности, индивида на Востоке (неслучайно одним из наиболее распространенных символов восточной культурыявляется изображение человека в лодке без весел, т.е. подчиняющегося«течению реки» — природе, государству) — раннее создание основгражданского общества, предусматривающих право каждого участвовать вуправлении, признание его личности, прав и свобод на Западе.
2) стабильность восточной цивилизации, чрезвычайно медленный темпизменений (новые культуры не разрушают старые, а вписываются и растворяются вних); воспроизводство и сохранение биологических и социальных устоев жизни,верность традициям (недаром восточные цивилизации часто называют«традиционными обществами») -динамичный характер развития общества вцивилизации западной;
3) общественная собственность в восточном государстве насредства производства, землю и воду, признание за частным лицом лишь праввладельца; отсутствие на Востоке хозяйственной самостоятельности частных лиц,бюрократический контроль — преобладание в античном государствечастнособственнических интересов, ранняя ориентация на рынок;
4) абсолютное преобладание государства над обществом,регулирование всего многообразия человеческих отношений (на Востоке)-незначительное вмешательство государства в частную жизнь граждан (на Западе);
5) регулирующая роль религии, совокупности морально-этическихпринципов в обществе восточном — подчеркнутое уважение в обществе западном кзаконам, в рамках которых действуют ремесло и торговля;
6) деспотизм как общая линия социально-политического развитиявосточных цивилизаций — и появление на Западе первого в истории образцанародовластия, демократии (хотя и ограниченной). Данное противоречиепредставляет особый интерес в наше время.
Тема 2. Античнаяцивилизация
1 Каковы отличияантичной цивилизации от древневосточной?
В античной Греции впервые в историичеловечества возникла демократическая республика — высшая формагосударственного устройства. Вместе с ней возник институт гражданства с полнымнабором прав и обязанностей, распространявшихся на античного гражданина,жившего в общине — государстве (полисе).
Другой отличительной чертой античнойцивилизации является ориентация культуры не на царствующих особ приближенную кним знать, как это наблюдается в предшествующих культурах, а на рядовогосвободного гражданина. Вследствие этого культура прославляет и возвеличиваетантичного гражданина, равного по правам и положению среди равных и поднимает нащит такие гражданские качества, как героизм, самопожертвования, духовная ифизическая красота.
Античная культура пронизанагуманистическим звучанием, и именно в античности сформировалась первая системаобщечеловеческих ценностей, непосредственно связанная с гражданином и гражданскимколлективом. в который тот входил.
В наборе ценностных ориентиров каждогочеловека центральное место занимает представление о счастье. Именно в этомнаиболее ярко проявилось отличие античной гуманистической системы ценностей отдревневосточной. Свободный гражданин обретает счастье только в служении родномуколлективу, получая в ответ уважение, почесть и славу, которые не может датьникакое богатство.
Эта система ценностей возникла врезультате взаимодействия ряда факторов. Здесь и влияние предшествующейтысячелетней крито — микенской цивилизации, и переход в начале I тыс. — до н.э. к использованию железа, что увеличило индивидуальные возможности человека.Уникальным было и государственное устройство — полисы (гражданские общины),которых в греческом мире насчитывалось несколько сотен — Огромную роль сыгралаи двуединая античная форма собственности, органично сочетавшая частнуюсобственность, дававшую человеку инициативу — и государственную, обеспечивавшуюему социальную стабильность и защиту. Благодаря этому была заложена основагармонии между личностью и обществом
В античных полисах государство совпадало сгражданским коллективом, так как все граждане входили в высший законодательныйорган — народное собрание и между государством и гражданами не было паразитирующейбюрократической прослойки. Внутри гражданского коллектива существоваладинамичная социальная структура. Гражданин выступал в трех лицах: землевладелец(собственник и труженик), носитель высшей законодательной власти и войннародного ополчения, у которого была потребность защищать свою собственность ипринятые им самим законы.
Особую роль играло и преобладание политикинад экономикой. Почти весь полученный доход тратился гражданским коллективом напроведение досуга и развитие культуры, шел в непроизводственную сферу.
Благодаря воздействию всех этих факторов вантичной Греции в эпоху классики (V-IV вв. до н. э.) сложилась уникальнаяситуация. Единственный раз за всю историю развития человеческого общества,возникла временная гармония человека с тремя основными сферами егосуществования: с окружающей природой, с гражданским коллективом и с культурнойсредой.
2 Назовите основныеэтапы формирования Афинского полиса
В последнее десятилетия VII в. до н.э. недовольство господством эвпатриодов крайне обострилось. Обстановка в стране была очень напряжённой. И в конце-концов, началось открытое восстание против эвпатриодов. В то же время Афины стремились овладеть островом Саламином, так как Саламин закрывал выход в открытое море из афинских гаваней. В 594 г. до н.э. в качестве архонта возглавил поход против Мегары, для завоевания Саламина, Солон. Поход окончился победой, и Солон сразу сделался популярным человеком в Афинах.
По происхождению Солон принадлежал к эвпатриодам, но он был разорён, занялся торговлей, посетил множество городов. Главная цель Солона была удовлетворение настойчивых требований демоса путём некоторых уступок, которые бы могли поднять благосостояние и обороноспособность Афин. Для этого Солоном был проведён ряд реформ, которые явились крупной вехой в истории Греции.
Солоном были отменены поземельные долги, отменена долговая кабала, была установлена свобода завещания, цензорная реформа. Все афинские граждане были разделены на четыре разряда независимо от их происхождения. Это политическое мероприятие Солона имело огромное значение для дальнейшего развития Афин. За основу разделения граждан на разряды был принят доход с земли.
Была принята единица ёмкости для зерна – медими. К первому разряду относились граждане, имеющие сельскохозяйственный доход не менее 500 медимнов. Ко второму 300медимнов, к третьему 200, и к четвёртому менее 200 медимнов. После проведения такого мероприятия Солона политические права граждан стали зависеть от размера частной собственности.
Во-первых, проблема полиса являетсяцентральной проблемой античной истории. Во-вторых, полис по существу былосновной формой политической и социальной организации античного общества, этофеномен, который определял специфику древней цивилизации, был ее неповторимым исвоеобразным лицом. В-третьих, в трактовке самого понятия полиса, сущности егосоциально-экономической и политической организации, системы ценностейсуществуют порой прямо противоположные взгляды.
3 Каковы особенностиполиса в Спарте?
Многочисленные факты внешнеполитических инициатив Спарты напротяжении долгого исторического периода заставляет пересмотреть традиционноепредставление о Спарте как замкнутом, консервативном и самодостаточномгосударстве.
Среди причин, определивших уникальность спартанского полиса,главная, как нам представляется, заключается в безусловном подчинении всейсоциально-экономической сферы задачам внешней политики. Под влияниемвнешнеполитического фактора формировалась и преобразовывалась внутренняяполитика Спарты, включая все ее структурообразующие институты.
4 Каковы сословное игосударственное устройство древнего Рима республиканского периода?
Расширение власти Рима, вводя в него всеновые элементы, создавало в населении два слоя — господствующий и подвластный.Такой дуализм представляется нам уже в древнейшем, доисторическом Риме,проявляясь в антагонизме между патрициями и плебеями. Борьба между патрициями иплебеями есть факт, господствующий над историей государственного устройства,социального быта и законодательства древнего Рима, и потому вопрос о ихпроисхождении всегда привлекал к себе особенное внимание исследователей. Ужедревность дала нам два разных ответа на этот вопрос.
Ливий производит патрициев от patres, то есть сенаторов, исчитает их потомками первых ста сенаторов, назначенных Ромулом; Дионисий,знакомый из истории греческих городов с ролью знатных родов, предполагаетсуществование таких родов искони и в Риме.
Государственная организация отличаетсяот родовой тремя особенностями:
1) наличием особого аппарата насилия и принуждения(армия, суды, тюрьмы,
2) чиновники), делением населения не покровному родству, а также налогами,
3) собираемыми для содержания армии,должностных лиц и т.д.
Высшим государственным органом считается– народное собрание. У народного собрания было три вида – комиций (от лат.соmitia – сходка); – куриатные; – центруриатные; – трибутные комиции.
Народные собрания в Риме созывались поусмотрению магистратов, которые могли прервать собрание или перенести его. Магистратыпредседательствовали в собрании и объявляли повестку. Голосование по вопросам былооткрытым, тайное голосование (по таблицам) введено в конце республиканского периода.
В первый век существования республикисенат утверждал решения комиций, с III в. до н.э. – предварительно рассматривалвопросы повестки комиций. Функции комиций были разграничены достаточно четко,чем и пользовалась в своих целях правящая верхушка Рима, представленная сенатоми магистратами.
Сенат – контролировал и руководил деятельностьюнародного собрания в нужном для него направлении, состав сената пополнялся из отслужившихсвой срок магистратов. Сенаторы (300, 600, 900) назначались цензорами раз в 5лет по спискам представителей богатых и знатных семей из бывших магистратов.Созывал сенат один из магистратов. Речи и решения сенаторов заносились в особыекниги. Формально сенат был совещательным органом, его постановления – сенатусконсульты.Он распоряжался казной, устанавливал налоги, определял расходы, производил постановленияпо общественной безопасности, благоустройству, религиозному культу, вёл внешнююполитику (утверждал мирные договора, договоры о союзе), разрешал набор в армию ираспределял легионы между командующими.
Магистратом мог быть избран только богатыйчеловек. Высшими магистратами считались –цензоры, консулы и преторы. Все магистратыизбирались на 1 год (кроме диктатора, его срок полномочий – полгода, и консулаво время ведения военных действий).
Власть магистратов: высшая (военнаявласть, право заключать перемирие, созывать сенат и народные собрания ипредседательствовать на них, издавать приказы и понуждать к их исполнению,право суд и назначения наказания .
5 Каковы причиныпадения республиканского строя в Риме?
Уже в период принципата рабовладельческий строй в Рименачинает клониться к упадку, а во II—III вв. назревает его кризис. Углубляетсясоциальное и сословное расслоение свободных, усиливается влияние крупныхземельных собственников, растет значение труда колонов и уменьшается рольрабского труда, приходит в упадок муниципальный строй, исчезает полисная идеология,на смену культу традиционных римских богов идет христианство. Экономическаясистема, основанная на рабовладельческих и полурабовладельческих формахэксплуатации и зависимости (колонат), не только перестает развиваться, но иначинает деградировать. К III в. становятся все более частыми и широкимивосстания рабов, почти неизвестные начальному периоду принципата. К восставшимрабам присоединяются колоны и свободная беднота. Положение осложняетсяосвободительным движением покоренных Римом народов. От захватнических войн Римначинает переходить к оборонительным. Резко обостряется борьба за власть междувраждующими группировками господствующего класса. После правления династииСеверов (199—235 гг.) наступает полувековая эпоха «солдатских императоров»,приводимых к власти армией и правивших по полгода, году, самое большее пятьлет. Большинство из них были убиты заговорщиками.
Принципат подавил дух гражданственности у римлян,республиканские традиции ушли теперь уже в далекое прошлое, последний оплотреспубликанских учреждений — сенат окончательно подчинился принцепсу. С концаIII.-в. начинается новый этап истории империи — доминат, во время которого Римпревратился в монархическое государство с абсолютной властью императора.
6 Как изменялсягосударственный строй Римской империи в течение I — V вв.?
В эпохудомината государственный строй Римской империи претерпел радикальные изменения.Они были вызваны как экономическими процессами, так и существенными социальнымисдвигами. Во II — начале III в. н. э. возникает новое сословное деление: наhonestiores («достойные», «почтенные») и humiliores («смиренные», «ничтожные»).В период домината сословная структура еще более усложняется, так как среди«достойных» выделяется элита — так называемые clarissimi («светлейшие»), в своюочередь с IV в. подразделявшиеся на три разряда. Что же касается «смиренных»,то в эту группу наряду со свободнорожденными плебеями все чаще включаютнеполноправные слои населения: колонов, отпущенников, в дальнейшем и рабов. Такскладывается принципиально новая структура общества, в рамках которойпостепенно преодолевается деление на свободных и рабов, а древние полисныеградации уступают место иным, отражающим усиливающуюся иерархичностьобщественной организации.
В этой ситуации древние римские магистратурыокончательно утрачивают всякое значение: одни (квесторы, эдилы) исчезают вовсе,другие (консулы, преторы) превращаются в почетные должности, замещаемые по волегосударя его приближенными, в том числе варварами, или собственными, подчасмалолетними, детьми. Сенат, разросшийся к 369 г. (когда представители восточныхпровинций стали собираться в Константинополе) до 2 тыс. человек, выродился всобрание тщеславных магнатов, то раболепствующих перед императором, тофрондирующих, озабоченных в основном защитой своих сословных привилегий ивнешних атрибутов власти. С конца III в. многие императоры, выбранные армиейили назначенные предшественником, не обращаются в сенат даже за формальнымутверждением в этом сане. Поскольку резиденция императора все чаще находитсявне Рима (в Константинополе, Медиолане, Равенне, Аквилее и т. д.), он все режеудостаивает сенаторов своего посещения, предоставляя последним автоматическирегистрировать направляемые им эдикты. В периоды политической нестабильности,например в середине V в., значение сената возрастало, случалось, он открытовмешивался в борьбу за власть, оспаривая ее у армии. При «сильных» императорахего роль низводилась до роли городского совета столицы империи, каковым оноставался на протяжении всего раннего средневековья.
Реальная власть сосредоточивается всовете императора, получившем название священного консистория. Отныне императоруже не принцепс — первый среди равных, лучший из граждан, высший магистрат, чьядеятельность хотя бы в теории регулируется законом, а доминус — господин,владыка, воля которого сама является высшим законом. Особа его объявляетсясвященной, публичная и даже частная жизнь обставляется сложным помпезнымцеремониалом, заимствованным во многом у персидских царей. Из «республики»империя превратилась в деспотию, а граждане — в подданных. Управлениегосударством все в большей мере осуществлялось при помощи огромного,иерархически организованного и разветвленного бюрократического аппарата,включавшего помимо центральных ведомств многочисленную провинциальнуюадминистрацию и целую армию контролировавших и инспектировавших ее столичныхчиновников.
В конце III в. было ликвидировано староеадминистративное устройство империи с его традиционным делением наимператорские и сенаторские провинции, личные владения императора (таковымсчитался Египет), союзные общины и колонии разного статуса.
Задуманная Диоклетианом тетрархия, т. е.совместное управление государством двумя «августами» и двумя их младшимисоправителями и преемниками — «цезарями», себя не оправдала, но вадминистративном отношении четырехчастное деление империи было сохранено.Отныне Восток и Запад имели, как правило, а с 395 г. всегда, раздельноеуправление. При этом каждая из империй (Западная и Восточная) делилась на 2префектуры, те в свою очередь — на диоцезы (общим количеством 12), а последние— на более или менее равновеликие провинции, число которых резко возросло идостигло при Диоклетиане 101 (в дальнейшем 117), причем в нарушениемноговековой традиции одной из провинций был объявлен Рим. Наместникипровинций, называемые теперь ректорами, раньше управлявшие вверенными имтерриториями, регулярно объезжая их и опираясь в решении дела на магистратовавтономных общин, теперь прочно обосновываются, вместе с многочисленнымичиновниками, в постоянных резиденциях. Главными их обязанностями становятсясбор налогов и высшая юрисдикция; военные функции постепенно переходят кспециально назначенным военачальникам, подчиненным только вышестоящим военныминстанциям.
РАЗДЕЛ 3
Европейская средневековаяцивилизация
Тема 1 Историческиесудьбы древних цивилизаций
1 Основные черты позднеримскогообщества и государства
Византийское государство IV—VII вв. унаследовало, с теми илииными особенностями, основные черты государственного строя позднеримскойимперии. Во главе государства стоял император, наследник власти римскихцезарей. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительнойвласти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви.Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитетаимператора.
Именно церковь разработала и освятила официальную доктринубожественного происхождения императорской власти и проповедовала единениегосударства и церкви, духовной и мирской власти (их симфонию). В отличие откатолической (западной) византийская церковь в гораздо большей мереэкономически и политически зависела от императора, так как существовала вусловиях мощного централизованного государства.
2 Основные чертытрадиционной социальной и политической организации древних германцев
Общественныйстрой германцев, а именно свевов, о которых первым писал Цезарь, отличался отобщественного уклада того времени, когда о них писал Тацит. Цезарь и Тацит,дополняя друг друга, оставили бесценные сведения о жизни германских племен. Вовремена Цезаря германские племена еще не перешли к полной оседлости. Земледелиеих было примитивным, носило грубо переложный характер. Поля поверхностноразрыхлялись, в землю горстями, наугад, бросали зерна, а через год, когда былсобран урожай, племя покидало эту территорию.
Цезарьписал о том, что в его время земля у германских племен не была предметомчастной собственности, а принадлежала общине. Эта общинная собственность наземлю сохранится до времен Тацита, т.е. 150 лет спустя, хотя к тому времени всестороны бытия германских племен подверглись серьезным изменениям. Эти племенабыли полуоседлыми или кочевыми, и важную роль играло у них скотоводство. В«Записках» Цезаря говорится о том, что германцы питаются не хлебом, амолоком, сыром и мясом.
Чтокасается власти, то не у всех германских племен в эпоху Цезаря была королевскаявласть. У тех племен, где она была, она носила временный и чисто военныйхарактер: королей избирали только на время войны, а в мирное время они были не нужны.В мирное время германские племена управлялись родоплеменными старейшинами ивождями — principes, как называл их Цезарь.
3 Причины и последствияэпохи Великого переселения народов
Большинство исследователей называют вкачестве причин великих переселений уход из оскудевших и неблагоприятныхрегионов в поиске более привлекательных земель для проживания. Одной из главныхпричин стало общее похолодание климата, в связи с чем население территорий сконтинентальным климатом устремились в районы с более мягким климатом. Пикпереселения пришёлся на период резкого похолодания 535—536 годов.
В процессе перемещений стирались иизменялись границы прежних племенных территорий, происходило резкое увеличениемежплеменных контактов, смешивались разные этнические компоненты, что приводилок образованию новых народов. История многих современных народов берёт начало вэтой эпохе. Миграция послужила фоном и главным условием начала этногенезабольшинства европейских наций. Первая волна великого переселения была связана сгерманцами. Вторжения варварских (германских, сарматских и др.) племён, жившихв первые века н. э. на периферии Римской империи, значительные уже в к.II-III вв. (Маркоманская война 166-180,захват в 2 70-х германскими и сарматскими племенами Дакии и др.), приняли споследней четв.IV в. катастрофический для Рима характер. Во II-III вв. через Восточно-Европейскую равнину с севера на юг — из районовВосточной Прибалтики в Крым двинулись германские племена готов. Вторая волнавеликого переселения была связана с гуннами в IV в. Причины этого кроютсякак во внутренних социальных сдвигах у варварских племён (разложение у них родоплеменногостроя и начавшийся процесс формирования классового общества), так и в кризиснойситуации, создавшейся в Римской империи. Сочетание обоих факторов придалопередвижениям IV-VII вв. радикальный характер.
Тема 2Западноевропейский вариант средневекового
общественногоустройства
1 Почему последниекороли династии Меровингов получили прозвище “ленивых королей”?
Ленивыекороли Ч прозвище франкских королей из династии Меровингов в 640Ч 751 гг.,правивших лишь номинально (реальная власть Ч у майордомов). При них Франкскоегосударство разделилось на несколько частей, в каждой из них был свой король, ареальная власть принадлежала майордомам. Последний из ленивых королей ЧХильдерик III Ч был низложен в 751 г. майордомом Пипином Коротким (см.Каролинги).
Меровинги получили прозвище “ленивыхкоролей”. В действительности они не были так уж ленивы, просто в эпоху царившейдаже среди знати полной неграмотности они читали книги, причем написанные нетолько на латыни и на греческом, но и на арамейском и на иврите. Наложениемрук, как некогда их предок Иисус, они врачевали от проказы, они создали на югенынешней Франции, в Провансе, еще одно королевство, Благословенную Септиманию,страну священников и ученых, где из почтения к Ветхому Завету иврит стал дажегосударственным языком. Они уподобляли себя мелхиседекам — библейскимцарям-первосвященникам и дела духовные считали своим основным занятием.Называли же они себя деспозинами, что означает “от Господа”.
Страной же правили майордомы. Огромноекоролевство было разделено на четыре майордомата, и майордомы вершили суд,собирали подати, командовали армиями, то есть в представлении рыцарствазанимались истинным делом. Самым влиятельным стал Аквитанский майордомат, вособенности после того, как в 732 году майордом Карл по прозвищу Мартелл (МолотБожий) в битве при Пуатье разбил арабов и остановил их продвижение в Европу.
2 Основные чертыкультуры раннего средневековья
Основными чертами Раннего Средневековьяявляются процесс формирования европейской общности народов, складываниефеномена западноевропейского христианского типа культуры на основеповсеместного распространения христианства.
Укрепление и распространениехристианства. Христианство возникло в условиях тяжелого социально-экономическогокризиса, охватившего рабовладельческие устои Римской империи и на ее излете в IV в. становитсягосударственной религией в Риме. Первоначально в 1 в. н. э. христианство еще незнало церковной организации. Институт священства заменяли пророки, учителя,апостолы, проповедники, которые выходили из числа рядовых верующих и отличалисьв общей их массе харизмой.
3 Что такое отношениявассалитета?
Вассалите́т (фр. vassalité, от лат. vassallus) — система отношенийличной зависимости одних феодалов (вассалов, министериалов) от других (сеньоров)в средневековой Западной Европе. Вассал обычно получал от сеньора лен и былобязан нести за это определённые повинности, прежде всего военную службу,обычно 40 дней в году. Сеньор в свою очередь был обязан, кроме того, что давалвассалу лен, защищать его и его имущество, выкупать его из плена.
Вассалитет сформировался в VIII-IX веках во Франкскомкоролевстве. Крупные феодалы, становясь вассалами верховного сеньора и получаяземли от него, имели вассалов в свою очередь и жаловали земельные владения им.
Система сюзеренитета — вассалитета, так называемая «феодальнаялестница» (принцип «вассал моего вассала — не мой вассал»), существовала натерритории Франции и в Древнерусском государстве.
4 Каковы былиисторические судьбы империи Карла Великого?
После смерти Карла Великого созданная имимперия существовала недолго. Уже при его внуках она распалась. И причины этогозаключались не только в том, что внуки Карла Великого не обладали талантамидеда.
Карл Великий объединил под своей властьюочень разные народы. В западных областях его державы и в Италии, отделенной отостальной империи высокими Альпами, население говорило на наречиях, сохранившихмного черт латыни — языка древних римлян. (Завоевателей-германцев было слишкоммало в сравнении с коренным населением, чтобы в корне изменить язык завоеваннойстраны.) Языки — наследники латыни — называются обычно романскими (латинскоеназвание жителей Рима — Romani). На востоке преобладали, напротив, чистогерманские племена, еще почти варвары. Общего у тех и других было мало, развечто христианская религия. Недаром так настойчиво насаждал ее Карл Великий вовновь завоеванных землях. Он понимал, что единая вера могла бы сплотить егоразноплеменную державу. Но и медленное распространение христианства вгерманских землях не помогло. Уже внуки Карла Великого, собравшись в 843 г. вВердене, разделили между собой империю. Младший взял себе западную часть,средний — восточную. Старший же внук — Лотарь получил Италию — самый богатыйкрай тогдашней Западной Европы.
Тема 3 Классическоесредневековье
1 Каковы основные чертысредневекового города?
В центре города лежала обычно просторнаярыночная площадь. На нее выходило величественное здание ратуши — здесьрасполагался магистрат, здесь «отцы города» решали важнейшие дела. Неподалекуобычно возвышалась и главная городская церковь. Горожане собирались туда нетолько на молитву, но и чтобы отметить важное событие или праздник, выслушатьраспоряжение властей, выбрать должностных лиц.
На эту же площадь выходили дома самыхбогатых и уважаемых горожан. Вообще, приобрести дом в городе, как правило, могтолько человек, пользующийся всеми городскими правами, а не какой-нибудьподмастерье. Полноправных горожан называли в Германии бюргерами, во Франции —буржуа, в Италии — пополанами.
От рыночной площади во все сторонырасходились улицы, которые пересекались с узенькими и кривыми улочками ипереулками. Места в городе вечно не хватало, а потому дома лепились друг кдругу, и для проезда по улице оставалось очень мало места. Чтобы хоть немноговыгадать в площади жилья, верхние этажи строили часто нависающими над нижними,так что они закрывали пешеходу небо. За узкими, вытянутыми вверх фасадами домоврасполагался столь же узкий, но вытянутый уже в глубину квартала участок. Нанем умещались дом, хозяйственные постройки, колодец, огородик, хлев со свиньямии иной живностью
2 Каковы основныепричины крестовых походов?
Кресто́выепохо́ды —серия военных походов западноевропейских рыцарей, направленных против«неверных» — мусульман, язычников, православных государств и различных еретическихдвижений. Целью первых крестовых походов было освобождение Палестины, в первуюочередь Иерусалима (с Гробом Господним), от турок-сельджуков, однако позднеекрестовые походы велись и ради обращения в христианство язычников Прибалтики,подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе (катары, гуситыи так далее) или решения политических задач пап.
3 Значение ВеликойХартии вольностей для истории Англии.
Большая часть статей посвящена установлению законности, правопорядкаи гарантиям личных прав населения в рамках «общего права».
Великая хартия вольностей также содержала положения о единствемер и весов, о свободном въезде и выезде из королевства, о запрещениивзыскивать произвольные судебные пошлины, запрещении чиновникам привлекатького-либо к ответственности лишь по устному заявлению без свидетелей, заслуживающихдоверия, и других гарантий правосудия.
Кроме закрепления соблюдения королём установленных обычаев,хартия запрещала взимать с феодалов безвозмездные отчисления в пользу короныбез их согласия (щитовые деньги), ликвидировала права короля на вмешательство вдеятельность феодальных курий и, главное, создавала комитет из 25 баронов,которые в случае нарушения великой хартии вольностей королём имели право начатьпротив него войну.
Особое значение в великой хартии вольностей имеет 39 статья,в которой запрещались арест, заключение в тюрьму, лишение владения, объявлениевне закона, изгнание и иное ущемление прав феодалов как свободных людей, иначекак по законному приговору равных (укрепив институт присяжных).
Эти статьи хартии оказались наиболее жизнестойкими исоставили основу последующих редакций хартии, придали ей в дальнейшем силу конституционногодокумента и значение манифеста «прав человека и гражданина» — такуюокончательную трактовку хартия получила в эпоху английской революции.
Великая хартия вольностей является памятником средневековогоправа Англии и частью британской конституции (наряду с Хабеас корпус акт, Биллемо правах 1689 и Актом о престолонаследии 1701).
4 Какие целипреследовала итальянская политика германских императоров в X-XIII вв.?
Сторонники «итальянской политики»считают, что обладание Италией и особенно Римом было необходимо германскимкоролям в целях укрепления своей власти внутри Германии, в целях сплочениясамого Германского государства. В понимании того, как и чем императорскаяполитика сплачивала и усиливала Германское государство, существует две точкизрения. Одни считают, что Германию сплачивала сама императорская власть илидаже сама идея и традиция империи, другие полагают, что господство над Римом ипапством усиливало власть германского короля над собственной церковью и наднемецким епископатом. Эта точка зрения «итальянскую политику» Оттона I рассматривает как продолжение егоепископальной политики. Первый взгляд основывается на чисто идеалистическомпредставлении, что в феодальном государстве людей сплачивала идея. Сторонникиэтого взгляда рассуждают таким образом: Германия, состоявшая из отдельныхплеменных областей, не могла быть объединена на «национальной основе»;объединить ее будто бы можно было только на основе «универсализма»,унаследованного от распавшейся Каролингской империи. Следовательно, длясплочения Германии ее королям необходимо было обладать наследием Каролингскойимперии или, по крайней мере, Северной Италией и Римом.
Таким образом, если верить утверждениямэтих историков, то немецкие феодалы ринулись в Италию только для того, чтобыосуществить «идею» империи Карла Великого и создать «универсальноегосударство», которого они у себя на родине создать не могли.
Нельзя признать в качестве мотивов «итальянской политики» также стремлениезахватить торговые пути, связывавшие Германию с югом и Средиземноморскимбассейном. Торговля тогда (X в.) была еще настолько слабо развитой, что она не могла послужитьпричиной «торговой экспансии» и тем более со стороны такой неторговой нации,которую представляли тогда немецкие феодалы. Не приходится уже говорить о такихмотивах этой политики, как интересы обороны С юга Германии никто не угрожал.
Кроме всякого рода «высоких» мотивов вторжений немецких королей в Италию,некоторыми историками признаются и более низменные мотивы, вроде стремленийпограбить богатые итальянские города.
Тема 4 Позднеесредневековье
1 Каковы основныепричины Столетней войны?
1.Война – способ обогащения дляфеодалов.
2. Аквитания была английским владениемна территории Франции.
3. Борьба за влияние в богатой Фландрии.
2 Основные тенденцииразвития экономики в странах Западной Европы в XIY-XY вв.
Особое значение для развития экономикиимела эволюция феодальной собственности. Ее своеобразие проявлялось в том, что,являясь частной, она тем не менее не была абсолютной собственностью на землю,поскольку содержала определенную условность. Суть здесь в том, что каждыйкрупный феодал предоставлял надел более мелкому феодалу лишь при условиинесения военной службы. Это порождало особую систему- феодально-сословнуюиерархию, основанную на вассально-ленных отношениях. Лишь с течением времениусловное землевладение превратилось в наследственное.
Эксплуатация крестьянства осуществлялась в рамках феодальной вотчины, котораястала основой для взимания феодальной ренты.
Феодальная рента- часть прибавочного продукта зависимых крестьян, присваиваемаяземлевладельцем и являющаяся экономической формой реализации собственностифеодала на землю.
Известны три формы феодальной ренты: отработочная (барщина), продуктовая(натуральный оброк) и денежная (денежный оброк).
3 Что означало дляЕвропы падение Византии в 1453 г.?
В те времена, когда историки были людьмиеще не очень-то искушенными, падение Константинополя в 1453 г. считалось вехой,знаменующей окончание эпохи средневековья. Теперь же мы достаточно хорошознаем, что движение истории беспрерывно и на пути ее нет каких-либоопределенных барьеров. Не существует момента, о котором можно было бы сказать,что именно он отделяет средневековый мир от современного. Задолго до 1453 г.явление, обобщенно называемое Ренессансом, уже имело место в Италии и другихстранах Средиземноморья. И еще долгое время после 1453 г. средневековыепредставления держались на севере Европы. Исследования мореплавателямиокеанских путей, коренным образом повлиявшие та мировую экономику, начались ещедо 1453 г., однако прошло еще несколько десятилетий после 1453 г., прежде чемэти пути были открыты и это ощутила Европа. Упадок и гибель Византии,триумфальные победы турок-османов, несомненно, повлияли на эти перемены, однакоих результаты нельзя связывать только с событиями 1453 г. Достижения культурыВизантии оказали большое влияние на Ренессанс, но уже на протяжении болееполовины столетия до 1453 г. византийские ученые стали покидать свою обнищавшуюи ненадежную родину ради спокойных профессорских кафедр в Италии, апоследовавшие их примеру после 1453 г. были в подавляющем большинстве либобеженцами, спасающимися от ига неверных, либо студентами с острововСредиземноморья, над которыми еще сохраняла контроль Венеция. В течение долгоговремени усиление могущества Османской державы наносило ущерб торговым городамИталии, но оно не подорвало их торговлю, если не считать того, что путь вЧерное море был теперь для них закрыт. Завоевание турками Египта было дляВенеции более пагубным, чем захват Константинополя. Что касается Генуи, то,хотя она и жестоко пострадала от того, что контроль над Проливами перешел ксултану, причиной ее заката была скорее шаткость ее позиций в Италии, нежелисокращение внешней торговли.
4 Какое событие всредневековой истории показалось Вам наиболее интересным? Почему?
Крестовые походы были не только крупнымирелигиозными и военными мероприятиями, но и важными светскими событиями.Например, «латинский поход» был инициирован не только Иннокентием III, но и могущественнымипредставителями светской власти Европы, среди которых были французы, бельгийцы,немцы. В числе руководителей похода были граф Балдуин фландрский, маршалШампаньи Готфрид де-Виллегардуэн, граф Гуго де Сен-Поль, Людовик де-Блоа и т.д.Все это — высшая знать Европы. Походы из священного мероприятия превратилисьедва ли не в самое светское из всех, когда-либо происходивших в средние века.
На территории Греции эти походы создалимозаику феодальных государств. В скалигеровской истории роль средневековыхлатинских государств в Греции оценивается преимущественно с негативной точкизрения. Считается, что с одной стороны, грубые и невежественные завоевателипохоронили великое «античное» греческое наследие. С другой стороны,тот же Ф.Грегоровиус, — только что обвинивший крестоносцев в варварстве, — неожиданно заявляет: «Новую историю для нее (Греции — Авт.) открыли именнолатины, и новая история эта оказалась почти такой же пестрой, как древняя»
5 Кто из правителейсредневековой Европы запомнился Вам больше всего? Почему?
Карл Мартелл, который нанес поражениеарабам в 732 году в великой битве при Туре во Франции, был одним из этихмайордомов. Этой победой он остановил волну сарацинских завоеваний и, в глазаххристиан, спас Средневековую Европу.Его престиж и репутация благодаря этому сильно выиграли. В нем видели защитникахристианства от его врагов. В то время римские папы были в плохих отношениях сконстантинопольскими императорами. Поэтому они начинают искать помощи у КарлаМартелла. Сын Карла, Пипин, решил отстранить марионетку, занимавшую трон, ипровозгласить себя королем, и папа, разумеется, охотно дал свое согласие.
6 Роль эпохи средневековьяв истории человечества
Эпоха Средневековьявпервые в истории человечества отчетливо обозначила различия между западной ивосточной цивилизациями. В Европе на исходе Средних веков уже сформировалсяновый тип человека — свободного, деятельного, предприимчивого. Со страхом передбудущим входил человек Запада в Средние века, но покидал их с желанием познатьи преобразить мир. Подобное превращение оказалось возможным благодаря в томчисле и особенностям городской жизни, взаимоотношениям горожан сгосударственной властью. Сельская община на Западе даже в условиях феодализмаспособствовала сплочению людей, формированию их способности к сопротивлению.
На ВостокеСредневековье формировало другого человека. Он жил нередко в условияхгосподства деспотических правителей, строгой регламентации не толькообщественной, но и личной жизни. Восточная сельская община отличалась особеннойустойчивостью и меньшей способностью к нововведениям. Восточное общество былоориентировано на стабильность, нерушимость традиций, в то время как на Западетрадиции постепенно разрушались, уступали место принципу приоритета нового,оригинального, общественная жизнь приобретала динамичность.
РАЗДЕЛ 4
От средневековья кновому времени. Европа в конце XV — XVI вв.
1 Назовите основныеизменения в экономической жизни Европы в конце XV — XVI вв.
1) рост населения;
2) начало внедрения достижений науки впроизводство;
3) становление книгопечатания;
4) становление металлургии;
5) изменения в сельском хозяйстве.
6) размывание традиционного сословногостроя.
2 Назовите 7-8ключевых имен философов, литераторов и деятелей искусства эпохи Возрождения изразличных государств Европы. Укажите период (век, годы) их жизни, главныепроизведения
Наивысший расцвет искусства Возрожденияпришёлся на первую четверть XVI века, которая получила название «Высокое возрождение». Работы Леонардода Винчи (1452—1519), Рафаэля Санти (1483—1520), Микеланджело Буонаротти (1475—1564),Джорджоне (1476—1510), Тициана (1477—1576), Антонио Корреджо (1489—1534)составляют золотой фонд европейского искусства.
К наиболее значительным художникам этогопериода можно отнести Альбрехта Дюрера, (1471—1528), Лукаса Кранаха(1472—1553), Альбрехта Альтдорфера (1480—1538), Маттиаса Грюневальда(1470—1528).
Первые достижения в области математики и астрономии относятсяк середине 15 в. и связаны во многом с именами Г.Пейербаха (Пурбах) и И.Мюллера(Региомонтан). Мюллером были созданы новые более совершенные астрономическиетаблицы (взамен альфонсианских таблиц 13 в.) – «Эфемериды» (изданы в 1492),которыми пользовались в своих путешествиях Колумб, Васко да Гама и другиемореплаватели. Существенный вклад в развитие алгебры, геометрии внеситальянский математик рубежа веков Л.Пачоли. В 16 в. Итальянцы Н.Тарталья и Дж.Кардано открыли новые способы решения уравнений третьей и четвертой степени.
Важнейшим научным событием 16 в. стала коперниковскаяреволюция в астрономии. Польский астроном Николай Коперник в трактате Обобращении небесных сфер (1543) отверг господствовавшую геоцентрическуюптолемеевско-аристотелевскую картину мира и не только постулировал вращениенебесных тел вокруг Солнца, а Земли еще вокруг своей оси, но и впервые подробнопоказал (геоцентризм как догадка родился еще в Древней Греции), как исходя изтакой системы можно объяснить – гораздо лучше, чем ранее – все данныеастрономических наблюдений. В 16 в. новая система мира, в целом, не получилаподдержки в научном сообществе. Убедительные доказательства истинности теорииКоперника привел только Галилей.
3 Каковы главныесоциально-политические аспекты учения Мартина Лютера?
Мартин Лютер разделял многие религиозныевоззрения и суеверия своего времени. Для него, к примеру, были очевиднывсесилие дьявола и необходимость предавать ведьм огню. Также он признавалрелигиозную ценность алхимии. Подобно многим богословам и мирянам, приверженнымпрактике созерцания, Мартин Лютер черпал «мистическое» вдохновение в«Theologia deutsch», книге, которая, как он считал, по своей духовнойценности уступает лишь Библии и творениям св. Августина. Изучив множествобогословских сочинений, Лютер еще в юном возрасте испытал влияние взглядовУильяма Оккама. Однако современные Лютеру религиозные представления бессильныобъяснить взлет его творческого гения. Наоборот, личный духовный опытреформатора послужил главной причиной тому, что они были опрокинуты. Как и вслучае с Магометом, биография Лютера поможет нам понять истоки его религиозноготворчества.
4 Каковы характерныечерты европейского абсолютизма как политического режима (сформулируйте главныетезисы).
Просвещённый абсолютизм — политика, проводимая во второй половине XVIIIвека рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатковсредневекового строя в пользу капиталистических отношений.
Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которойсчитается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века«просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, встремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII векагосударственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималасьузкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности правгосударственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды,просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства,которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, иобязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теориидоговорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничениеабсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, гдерядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общемблагосостоянии. «Просветительная» литература XVIII века, ставившая себе задачейполную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме:стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершитьсягосударством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённогоабсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государствочистому разуму.
РАЗДЕЛ 5
Мир в новое время
1 Тридцатилетняявойна: укажите основные этапы конфликта и сформулируйте кратко его итоги
Тридцатилетняя война 1618-1648, первая общеевропейская война между двумя большими группировкамидержав: стремившимся к господству над всем «христианским миром»габсбургским блоком (испанские и австрийские Габсбурги), поддержанным папством,католическими князьями Германии и Польско-Литовским государством (РечьПосполита), и противодействовавшими этому блоку национальными государствами — Францией, Швецией, Голландией (республика Соединённых провинций), Данией, атакже Россией, в известной мере Англией, образовавшими антигабсбургскуюкоалицию, опиравшуюся на протестантских князей в Германии, на антигабсбургскоедвижение в Чехии, Трансильвании (движение Бетлена Габора 1619-26), Италии.Первоначально носила характер «религиозной войны» (между католиками ипротестантами), в ходе событий, однако, всё более утрачивала этот характер,особенно с тех пор, как католическая Франция открыто возглавилаантигабсбургскую коалицию.
Второй период Тридцатилетней войны(1625-29) — датский период, так как в войну против Габсбургов вступила Дания,фактически выполнявшая политический план заключивших в 1624 между собой союзФранции, Англии и республики Соединённых провинций за обещанные крупныеденежные субсидии (Гаагская конвенция о субсидиях, декабрь 1625).Протестантская Дания к тому же и сама была заинтересована во вступлении ввойну, рассчитывая захватить южные побережье Балтийского моря.
В 1628-31 развернулись военные действиямежду Габсбургами и Францией в Северной Италии — так называемая война заМантуанское наследство (выделяется некоторыми исследователями в самостоятельныйпериод Тридцатилетней войны). Однако Ришелье всё ещё не решался на большую войнуна территории Германии, пока империя не будет зажата в тиски с двух сторон.
Тридцатилетняя война имела тяжёлые последствия для Германии:закрепление её раздробленности, огромная убыль населения, разорение страны;наибольшие бедствия война принесла немецкому крестьянству. Война Франции сИспанией продолжалась до заключения Пиренейского мира 1659, что сковало ихсилы, послужив одной из важных помех для организации интервенции феодальныхмонархий Европы в революционную Англию. После Тридцатилетней войны гегемония вмеждународной жизни Западной Европы перешла от Габсбургов к Франции. ОднакоГабсбурги не были полностью сокрушены и оставались серьёзной международнойсилой. С точки зрения истории военного дела, Тридцатилетняя война — кульминационный пункт развития системы наёмных армий, дорогостоящих,относительно немногочисленных и подвижных (в большинстве случаев численностьобеих враждующих сторон измерялась несколькими десятками тыс. чел.). Тем самымвоенный потенциал участников войны сводился к возможности мобилизовать большуюили меньшую денежную наличность для найма войска. Поэтому в Тридцатилетнейвойне, более сильные государства нередко скрывались за спиной второстепенных,которым они предоставляли субсидии на ведение войны. Наиболее существенные преобразованияв области военного искусства были произведены в шведской армии (переход клинейной тактике и др.).
2 Периодизация Английскойреволюции. Укажите главные события каждого периода
Английская революция XVIIвека(известная также как Английская гражданская война; англ. English Civil War; в советскойисториографии Английская буржуазная революция) — процесс перехода в Англии от абсолютноймонархии к конституционной, при которой власть короля ограничена властью парламента,а также гарантированы гражданские свободы.1. Долгий парламент иего борьба с абсолютизмом— Первыйпериод деятельности Долгого парламента— Ирландскоевосстание. «Великая ремонстрация»
— Народные массы в борьбе против попытокконтрреволюционного переворота2. Первая гражданскаявойна— Пресвитерианеи индепенденты— Дваэтапа первой гражданской войны3. Борьба народныхмасс за дальнейшее углубление революции. Раскол партии индепендентов. Левеллеры— Антинароднаяполитика пресвитерианского парламента во время гражданской войны— Народныедвижения. Революционное движение в армии— Левеллеры— Переходреволюционной инициативы к народным низам— Конференцияв Пэтни— Втораягражданская война и казнь короля4. Индепендентскаяреспублика и ее крушение— Республика1649 г. и ее классовый облик
— Окончательный разрыв иидепендентов слевеллерами. Разгром солдатских восстаний— Движениедиггеров— ПокорениеИрландии— Войнас Шотландией
— Крушение индепендентской республики5. ПротекторатКромвеля— Первыйпарламент протектората— Внутриполитическоеположение— Классоваяприрода протектората
— Второй парламент и падениепротектората