Плетение циновок Плетением циновок (ши) занимались кочевые и полуоседлые народы, населявшие территорию Средней Азии еще с древнейших времен. Ши вязали для хозяйственных и бытовых нужд. Метод изготовления сохранился до сегодняшнего дня без изменения. Использовался ши для обертывания основания юрты, кереге, т.е. в качестве составной части юрты, а также как ширма, огораживающая хозяйственную часть юрты.
Ши подшивался к войлочной накидке двери юрты. Его стелили в юрте, под кошму, с целью предохранения от влаги и сырости. Ши использовали с незапамятных времен при сушке курта, просеивании проса. Из белого тростника (чия) женщины изготовляли различные предметы, необходимые в быту. Сплетенный ши использовали кроме казахов и другие кочевые народы Востока. Обработкой, плетением ши у казахов, киргизов, а также у других народов
Средней Азии занимались женщины. Ши плели ближе к осени. Чиевые стебли сплетались на простейшем устройстве: два вкопанных бревна, одно от другого на расстоянии примерно 150 см, соединенных по верху балкой, на которую накидывались от пяти до десяти нитей с грузилами на концах. Чиевый стебель накладывался на балку с нитями, которые перекидывались в противоположные стороны и грузила стягивали сплетенный стебель. Обычно оно устанавливалось в доме, в закрытом помещении, или
же под навесом. Различают три вида циновок: оре ши — простое сплетение чиевых стеблей; шабакши — чиевая циновка, стебли которой обмотаны в разноцветную шерсть и представляют чередование сплошных цветных полос; шым ши — узорная чиевая циновка, помещаемая между кереге и туырлыком юрты. Эти виды ши у казахского народа используются строго по назначению. К примеру, очищенный от коры белый ши используют при изготовлении сита, выравнивании потолка дома, под штукатурку. Шым ши служил фоном интерьера юрты. В любой области декоративно-прикладного искусства, в том числе и в плетении ши, обращают на себя внимание мастерство, художественный вкус мастериц, орнамент. Все используемые виды орнамента композиционно подразделяются на особенный (индивидуализированный), цельный, двусторонний, продолговатый. Для украшения поверхности шым ши использовались зачастую геометрические
орнаменты: четырехугольные, круглые, треугольные, многоугольные; растительный, зооморфный и др. Подобные орнаменты сохранились с древнейших времен на керамических изделиях, на предметах повседневного пользования: алаше, ковре, кошме, использовались при строительстве жилья. Подготовка ши требовала определенных навыков. Перед использованием ши очищают, затем отбирают годные для использования. Предварительный замер для наложения орнамента на ши, определение мест обертывания
шерстью называют сызу (черчение), зачастую эти места отмечают ножом, карандашом, а также посредством обжига. По этим меткам чип оборачивали разноцветной шерстяной нитью, продетой в иголку. Правильное расположение тростинок чия согласно меткам орнамента мастера называют пазу (нанизывание). При плетении ши с помощью инструмента обычно связывают по 12—15 тростинок, раскладывая в соответствии с метками орнамента. При изготовлении орнаментированного шымши особенно тщательно отбирают тростинки:
они должны быть длинными и тонкими. Каждую тростинку обматывают разноцветной шерстяной (овечьей) нитью или же весенней шерстью (верблюжьей). Процесс этот называют ши орау (обертывание). Специального учреждения по обучению плетению циновок, как и другим видам народного ремесла, не было. Секреты мастерства по традиции передавались из поколения в поколение. Девушки и молодые женщины осваивали секреты этого искусства, помогая матерям и бабушкам.