В 1 тыс. до н.э. на территории области обитали племена срубной культуры
. У племен срубной культуры умерших хоронили в грунтовых ямах, в которых иногда устраивались деревянные срубы, отчего и получила свое название эта культура. В курганах находили от 1 до 20 захоронений. Кроме одиночных погребений, в могилах встречаются парные, иногда погребены вместе мужчина, женщина и дети. Такие погребения доказывают, что у племне-срубной культуры сложилась семья, состоящая из мужа, жены и детей.
Первое тысячелетие до н.э. было временем значительных социально – экономических изменений в жизни родового общества не только на территории нашего края, но и всего человечества. Люди осваивают железо, которое сначала использовали для изготовления украшение, а впоследствии, благодаря своей прочности, железо получает мировое применение. Древние волжане тоже переходят к плавке железа, изготовлению из него основных орудий производства и оружия. Население того времени занимается скотоводством.
В 7 веке до н.э на территории нашей области появились скифы
, которые являлись потомками срубников. «Большая часть скифов, начиная от Каспийского моря, называется даями, живущих далее к востоку зовут массагетами и саками, а прочих называют вообще скифами, но каждое племя имеет и частное имя. Все они ведут по большей части кочевую жизнь… Одни из даев называются апарнами , другие ксандиями, третьих писсурами. Апарны ближе всех прочих прилегают к Гиркании и к Каспийскому морю» (Страбон).
Сру́бная культу́ра
— протоскифская[1]
или киммерийская[2]
археологическая культура эпохи бронзы (17-12 вв. до н. э.). Сформировалась на основе полтавкинской культуры. Распространена в степной и лесостепной зонах Восточной Европы и Средней Азии от Румынии до Туркмении[3]
и Прибалхашья[4]
.
Содержание
[убрать]
1Этимология и история открытия
2Периодизация срубной культуры
3Ремёсла
4Примечания
5Ссылки
[править]Этимология и история открытия
Была раскопана на Северском Донце в начале XX века одновременно с ямной и катакомбной культурами. Определена как самостоятельная культура в 1905 году В. А. Городцовым. Известно не менее 500 археологических памятников.
Своё название срубная культура получила благодаря тому, что преимущественное большинство впервые исследованных на Северском Донце могил имело срубы, изготовленные из деревянных колод. На других территориях распространения срубных племен срубов в захоронениях выявлено мало. Покойников хоронили в простых грунтовых ямах или клали в каменные ящики.
[править]Периодизация срубной культуры
Реконструкция жилья срубной культуры
В срубной культуре выделяются 3 хронологических периода.
Первая стадия — раннесрубная (17-16 в. до н. э.). Исследователями связывается с ранними иранцами (протоиранцами)[5]
. Для поселений характерны каркасные наземные жилища. Хозяйство имеет признаки патриархально-скотоводческого способа производства. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, занимались обработкой металла.
Могильные ямы имели квадратную форму. Часто обнаруживаются деревянные перекрытия, подстилки и подсыпки (пепел, мел, охра, органика и др.), кости животных. Умершие лежали на дне могилы в скрученном положении (обычно на левом боку), головой на север, руки, согнутые в локтях, размещенные перед лицом (поза адорации). Похоронная керамика представлена посудой горшковой и баночной форм. Инвентарь состоит из оружия (топоры, копья, кинжалы, наконечники стрел), орудий труда (ножи, топоры, скребки) и разнообразных украшений.
Наивысшего расцвета срубная культура достигает во второй период (15-14 в. до н. э.). Наземный тип зданий остается преобладающим. В погребальном обряде поза адорации становится основной. Сокращается число богатых захоронений и вещей в них. Посуда стандартизуется на всей территории срубного культурно-исторического сообщества.
Завершающий этап срубной культуры на Южном Урале (14-12 в. до н. э.) характеризуется глубокой и разнообразной перестройкой материальной и духовной культуры. Наблюдается резкое сокращение числа памятников. Возможно, срубное население приняло участие в формировании ряда культур позднего бронзового века.
Из-за того, что срубные племена на всей территории своего распространения вступали в контакт с местным населением возникали локальные отличия в их культуре. Из остатков срубных памятников особо выделяются поселения Правобережной Украины, где выделяются сабатиновская группа памятников (степное Правобережье) и белозерская — на нижнем Днепре, которые часто называют отдельными культурами. Они отличаются и хронологически: срубная датируется 16-12 в. до н. э., сабатиновская — 14-12 в. до н. э., а белозерская — 11-9 в. до н. э. Поселения срубной, а особенно сабатиновской и белозерской культур, значительно больше, чем катакомбных — население вело оседлый образ жизни и занималось скотоводством и земледелием.
[править]Ремёсла
Важной чертой срубной, сабатиновской и белозерской культур является значительное количество бронзолитейных мастерских и кладов бронзовых изделий. В клады, которых только в Северном Причерноморье выявлено больше 20, входят изделия из бронзы и слитки металла. Один из наибольших кладов обнаружен около села Рыбаковка, в Николаевской области, где находилось 50 бронзовых топоров-кельтов. Другой такой бронзовый клад, который был найден в Херсонской области, содержал семь серпов, топоры и слитки бронзы общей массой 24 кг.
В Причерноморье и Приднепровье в позднем бронзовом веке был свой бронзолитейний центр, о чём свидетельствуют мастерские, обнаруженные в селах Малые Копани, Завадовка в Херсонской области, Деревянная в Киевской области, Маяки вблизи Одессы и др. В Малых Копанях, например, найдено 19 половинок литейных форм, которые служили для отливания коротких мечей, кинжалы двух типов, кельты трёх типов, заготовки для копей и дротиков, долота двух типов, ножи, различные бляшки и подвески и др.
Предметы срубной культурыИз коллекций Государственного Эрмитажа
Орудия труда изготовлены, в основном, из бронзы: топоры-кельты, долота, шила, иголки и др. Были распространены также ножи оригинальной формы — с перехватом, который типичен только для срубной культуры, особенно её раннего этапа. Ассортимент орудий труда дополняют костяные и каменные изделия: псалии, лощила, зубчатые штампы изготовлялись из кости, а матрицы, молоты, зернотёрки — из камня. В связи с развитием металообрабатывающего производства появляется металлическая посуда, представленная клепаными из листов меди казанками. Из бронзы изготовляли браслеты, проволочные или литые, подвески, шпильки, бляшки. Встречаются крестоподобные антропоморфные подвески, особенно характерные для сабатиновской культуры.