ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
5
РОЛЬ ЭСТЕТИКИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
10
ВВЕДЕНИЕ
Эстетика (греч. αισθητικός — чувствующий, чувственный, от αίσθημα — чувство, чувственное восприятие) — 1) наука о становлении и развитии человеческой чувственности. Основным предметом изучения является эстетическое знание и его действительность, его законы и нормы, его формы и типы (наряду с прекрасным — возвышенное, грациозное, трагическое, комическое, характерное, идиллическое и т.д.), его отношение к природе и искусству, его происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении; 2) философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии.
Эстетика техническая изучает социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для обеспечения наилучших условий труда, быта и отдыха людей. Составляя теоретическую основу дизайна, техническая эстетика изучает его общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества художника-конструктора (дизайнера).
Архитектура имеет дело прежде всего с материальным производством и ее специфика состоит в том, что материальный мир, созданный по ее законам, служит источником эстетического. В архитектуре воедино сливаются материальное и духовное, а это значит, что объекты архитектуры не есть только произведения искусства или чисто технические продукты. К ним, как и к произведениям художественного творчества, применимы категории красоты и художественности, хотя они остаются сооружениями, созданными по законам технической целесообразности.
РОЛЬ ЭСТЕТИКИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Формируя предметный мир для удовлетворения своих утилитарных потребностей, человек одновременно удовлетворяет и свои потребности в творчестве, и свои эстетические потребности. Оперируя в процессе создания предметной среды веществом, пространством, массой, т.е. чувственно воспринимаемыми свойствами объективного мира, человек одновременно формирует эстетическую реальность независимо от того, ставит ли он перед собой такую задачу или даже не осознает ее.
Эстетика (красота) архитектурной формы соотносится с ее функциональным содержанием в трех основных аспектах.
1. Красота предметной формы как способность доставлять человеку эстетическое наслаждение является непременной составляющей ее функционального (предметного) содержания.
В своем взаимодействии с предметным миром и каждым предметом в отдельности человек не только выполняет какие-то конкретные действия, но и проявляет себя в своей родовой человеческой сущности. И подлинно человеческое взаимодействие с предметной формой происходит тогда, когда это взаимодействие доставляет ему эстетическое наслаждение.
Необходимо включение в утилитарные качества предмета способность вызывать у человека чувство эстетического удовольствия.
2. Красота предметной формы как результат ее функционального совершенства.
Естественные формы материального мира обладают для человека эстетической ценностью, хотя природа не ставила перед собой задачи удовлетворять эстетические потребности человека, не привносила в свои формы никаких элементов или свойств, рассчитанных на чувственное восприятие их человеком. Высокая степень целесообразности (совершенства) природных форм, единство содержания и формы, целостность природных форм сами по себе становятся источником эстетических переживаний и эстетического наслаждения.
3. Красота предметной формы как критерий ее функционального совершенства.
Этому аспекту соотношения эстетики и функции обычно не уделяется должного внимания. На первый взгляд проверка объективного субъективным, точности расчета приблизительностью чувства, материальных (физических) свойств вещи идеальным (мысленным) отношением к ней человека представляется странной. Но человеческие чувства – одно из наиболее сложных проявлений его сущности. Кроме того, субъективная эстетическая оценка опирается на объективный социально-исторический опыт всего человечества, представителем которой является каждый отдельный человек. Если прибор, станок, предмет домашнего обихода не могут быть воплощены в гармоничную форму (имеется в виду невозможность, связанная не со знаниями или талантом того или иного отдельного человека, а объективная на современном уровне развития человечества), значит сомнительно его функциональное совершенство. Как утверждал генеральный авиаконструктор О.Антонов, «Красивое сооружение, как правило, — хорошее сооружение, а некрасивое или плохо работает или просто никуда не годится». Если жилой или промышленный район не представляют собой полноценного ансамбля, значит недостаточно целесообразна организация самой жизни человека.
Эстетическая оценка конструируемого предмета (пространства), производимая в ходе самого функционального проектирования и конструирования, контролирует на каждом этапе правильность принятого решения и служит надежной гарантией высокого уровня функционального совершенства конечного результата. Красота становится своеобразным инструментом технического и технологического творчества. Вместе с тем, включение эстетического критерия в проектирование позволяет рассматривать предмет деятельности не только с точки зрения узко утилитарного интереса, но и в широком социальном и культурно-историческом контексте, соотносить этот предмет как целостность с другими предметами, т.е. рассматривать его как социокультурную ценность. Эстетическая оценка поэтому всегда целостный по своей природе критерий совершенства того или иного произведения (предмета).
Красота искусственно создаваемых предметных форм материального мира, красота архитектурной формы – неотъемлемая часть функционального содержания, результат и критерий его совершенства.
Утвердившаяся в современной теории архитектуры классическая триада Витрувия «прочность, польза, красота» механически ставит в один ряд и суммирует не только свойства и отношения, но и понятия разного уровня, которые в принципе не могу суммироваться.
В любой предметной форме каждое свойство или отношение должно расцениваться с точки зрения свойства или отношения более высокого уровня. Поэтому конструкция здания (прочность его) должны рассматриваться не наравне с красотой, а с точки зрения его эстетики, т.е. красота здания есть более высокий уровень его иерархической организации, чем полезность. Иными словами, красота предметной формы в конечном итоге есть основная цель ее создания и бытия. Речь идет не о том, что вещи создаются ради эстетического наслаждения. Наоборот, они создаются ради удовлетворения внеэстетических материальных и духовных потребностей. Однако подлинно человеческим потребление предмета становится тогда, когда можно сказать, что «потребность и пользование вещью утратили свою эгоистическую природу, а природа утратила свою голую полезность, так как польза стала человеческой пользой». Речь о том, что в эстетическом потреблении проверяется и утверждается степень совершенства предметного мира, его целесообразность и человечность.
Красота – это одновременно и средство, и результат создания таких форм предметного мира, которые делают саму жизнедеятельность человека во всех ее проявлениях источником духовного обогащения и эмоционального наслаждения.
заключЕНИЕ
эстетическое (художественное) в лучших произведениях архитектуры неразрывно связано с развитием и совершенствованием утилитарного (технического).
Эстетическое отношение проявляется не только в искусстве, но и во всякой деятельности, связанной с творческим трудом, с восприятием и оценкой его результатов. И если предмет инженерного творчества начинает рассматриваться в целом, т.е. одновременно как средство архитектуры и как продукт общечеловеческой культуры, эстетическое отношение к нему становится не только возможным, но и необходимым.
И хотя красота не всегда следствие рационального, в архитектуре она не существует без материальной основы. Зависимость красоты от функциональной целесообразности и экономической эффективности безусловна. И вместе с тем, подлинная красота окружающего предметного мира рождается лишь при соответствии всего многообразия его форм мироощущению человека, его общественным идеалам, исторически развивающемуся пониманию красоты. Ибо прекрасно то, в чем мы видим жизнь, сообразную с нашими понятиями о ней. «Объективное существование прекрасного и возвышенного в действительности примиряется с субъективными воззрениями человека» (Чернышевский Н.Г.)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Советский энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 4 изд. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 1632с.
Мардер, А. П. Эстетика архитектуры: Теоретические проблемы архитектурного творчества [Текст] / А. П. Мардер — М.: Стройиздат, 1988. – 216с.
Беккер, А.Ю. Современная городская среда и архитектурное наследие: Эстетический аспект [Текст] / ЦНИИ теории и истории архитектуры – М.: Стройиздат, 1986. – 204с.
Никонов, Н.Н. Введение в специальность. Восемь лекций о профессии [Текст] / Н.Н. Никонов – М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2005. – 272с.