ВВЕДЕНИЕ
В середине I тысячелетия до н.э. на территории Алтая, южной Сибири и Восточного Казахстана начал складываться союз племен, получивший впоследствии название хунну (гунны). Как отмечалось в генеалогических рассказах гуннов, записанных в начале нашей эры, «они имели тысячелетнюю историю». Эти племена заявили о себе в исторических событиях эпохи «Великого переселения народов». Из числа прототюркских союзов, создавших государства, сыграли существенную роль в истории Казахстана гунны, усуни и кангюи.
Территория гуннов в эпоху расцвета империи (177 г. до н.э.) охватывала огромные просторы Евразии — от Тихого океана до берегов Каспийского моря, а позднее и Центральной Европы. Усуни, по китайским источникам, исконные жители северных районов Восточного Туркестана, затем Семиречья и Ферганы. Одно из древних государств — Кангюи занимало следующую территорию: Южный Казахстан, включая Ташкентский оазис, бассейн Сырдарьи и часть юго-западного Семиречья. Однако в вопросах локализации гуннов, усуней и кангюи остается еще много спорных проблем.
Усиление гуннов и начало формирования империи связано с кризисом в Центральной Азии в Ш в до н.э. В это время, как отмечают китайцы, дунху были сильны, а юечжи достигли своего расцвета. Гунны находились между ними, однако стремительное возвышение гуннских племен при Тумын (Бумын) шаньюе, и при его сыне Лаошан заставило их признать условия вассалитета. Одновременно гунны начали масштабные походы в Китай. «Великая китайская стена», в основном завершенная к этому времени, не смогла сдерживать натиск кочевников.
Гунны, возглавлявшие многие столетия восточную коалицию племен, оказали огромное влияние на судьбы всех регионов Евразии. Во П в. до н.э. гунны заставили династию Хань (Китай) подписать «договор о мире и родстве», согласно которому получили княжну и ежегодную дань в виде «даров». В это время под властью шаньюев (царей) оказалась территория от современной Кореи до Западного Китая. В эту конфедерацию вошли также Забайкальские племена. Вслед за юечжами гунны оказались в Средней Азии и создали там государство белых гуннов (эфталитов). Впоследствии, во времена Атиллы, гунны достигли Центральной Европы и разгромили Римскую империю. Начатое гуннами «Великое переселение народов» стало началом новой эпохи — эпохи средневековья и феодализма. Гунны на рубеже нашей эры диктовали ход исторических событий на Евразийском континенте. Именно с ними связано образование новых государств, этнических структур и культурных тенденций на этой территории.
Особенно значительна роль гуннов в этногенезе казахского народа. Именно с широким заселением территории Казахстана в гуннский период связывается господство здесь тюркского языка, смешанного антропологического типа и сложения традиционных основ кочевой культуры.
В расогенетическом плане в рассматриваемое время сформировалась европеоидно-монголоидная физическая основа, послужившая ранней предковой формой для современной смешанной тураноидной расы. В гуннскую эпоху, безусловно, имеет место сдвиг в сторону к монголоидности у населения Казахстана.
В данной работе кратко излагается история древнейшего племени хуннов (гуннов), которые в течение пяти веков (204г. до н.э. – 216г.н.э.) господствовали в степи, об их непростых отношения с Китаем и соседями –кочевниками.
Первое упоминание хунну в письменных источниках относится к 822 г. до н.э., когда они совершают грандиозный поход на Китай. В III в. до н.э. хуннские нападения усиливаются, что заставило китайских императоров построить Великую стену. Хунну в этот период представляли собой союз родственных родов, возглавляемых выборным вождем. В 209 г. до н.э. сын вождя Тумана Моде объявил себя сенгиром -”высочайшим”, и начал активную деятельность по созданию хуннской державы. Вначале были разбиты восточные соседи хунну- племена дунху. Вслед за этим хунну подчинили себе юечжи и усуней на западе, племена лоуфань и байян на юге. Усиление хунну не осталось без внимания Китая, где в то время утвердилась новая династия — Хань. Война между хунну и Китаем закончилась в 188г. до н.э. поражением ханьских войск. Император Гао-ди вместе с войсками попал в окружение у горы Байден. Лишь великодушие Моде позволило императору спастись, и в скором времени был заключен мир, по которому Китай обязался выплачивать ежегодную дань.
После смерти Моде мирный период продолжался несколько десятилетий. Нарушил его император У-ди. Война, начавшаяся в 123 г. до н.э., протекала с переменным успехом. Китайцам удалось вытеснить хунну из Ордоса, однако, в 90 г. до н.э. у горы Яньшань они потерпели сокрушительное поражение. Сенгир Хулагу продиктовал условия мира. Однако мир сохранялся недолго. В 59 г. до н.э. в государстве хунну начались междоусобицы, связанные с борьбой наследников сенгира за власть, и искусно подогреваемые китайской дипломатией. В 47 г. до н.э. хунну разделились на две части — северных и южных. Первые приняли подданство Китайской империи, последние сохранили независимость. Часть северных хунну, ведя упорное сопротивление китайской агрессии, вынуждены были откочевать в страну кангар.
Часть северных хунну в I в. н.э. проникли на территорию Казахстана. Вскоре они оказались между Волгой, Доном и Аральским морем. Здесь на небольшом пространстве хунну, аланы и кангары в течение трех веков кочевали, вступая в политические отношения (как мирные, так и военные) с великими державами древности Ираном и Римской империей. К этому времени они потеряли свое этническое своеобразие и ассимилировались с местными кочевыми племенами. Образовался новый этнос, который мы в отличие от хунну будем называть гуннами. Так их называли и западные источники.
Гунны во главе с Атиллой делали опустошительные набеги на европейские страны, они положили начало великому переселению народов. Все это знакомые события европейской истории. Менее известны азиатские племена гуннов, обитавших в Центральной Азии, в том числе, на территории Казахстана в последние века до н. э. — первые века н. э. В исторической литературе они известны под именем хунну или сюнну.
В источниках сохранились сведения о взаимоотношениях хунну с кангюями.
Быт гуннов по версии римлян: Постоянных жилищ у них не было, они кочевали вместе со своим скотом и даже не строили шалашей. Кочевали по степям, заходили в лесостепи. Земледелием они совсем не занимались. Кибитки на колёсах везли с ними всё их имущество, детей и стариков. Из-за лучших пастбищ они вступали в борьбу с соседями ближними и дальними, построившись клином и издавая при этом грозный завывающий крик.
Гунны изобрели мощный дальнобойный лук, который достигал в длину более полутора метров. Он делался составным, а для большей прочности и упругости его укрепляли накладками из кости и рогов животных. Стрелы употреблялись не только с костяными наконечниками, но с железными и бронзовыми. Делали и стрелы-свистунки, прикрепляя к ним костяные просверленные шарики, издававшие в полете устрашающий свист. Лук вкладывался в особый футляр и прикреплялся к поясу слева, а стрелы находились в колчане за спиной воина справа.
Покойников часто сжигали, полагая, что душа умершего быстрее улетит на небо, если износившееся тело будет уничтожено огнём. С покойником бросали в огонь его вооружение — меч, колчан со стрелами, лук и сбрую коня. Потомками гуннов на территории РФ: являются чуваши, мадьяры и некоторые племена казахов, в Европе: венгры.
Охота также играла в жизни гуннов большую роль. Об этом источники сообщают: «Мальчики могут ездить верхом на овцах, натягивать лук и стрелять птиц и мышей; немного подросши, они стреляют лисиц и зайцев, которых употребляют в пищу… По существующим среди них обычаям, в спокойное время следуют за скотом и попутно охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом существование».
Ремесла и торговля. О развитии ремесел у хунну известно по находкам изделий из металла, кости и рога, камня, глины и дерева. Наличие в погребениях керамики, кувшинов, горшков, кружек, изготовленных вручную и на гончарном круге, свидетельствует о довольно высоком уровне развития гончарного искусства. Наряду с предметами местного производства при раскопках погребений хунну встречаются вещи иноземного происхождения. Часть их попадала сюда в результате торговли: шелковые ткани, китайские предметы роскоши из дерева, лака, зеркала, поделки из нефрита.
Общество хунну. В хуннском обществе были сильны черты патриархально-родовых отношений. По сведениям источников, хунну делились на 24 рода, во главе которых стояли начальники поколений (старейшины). Имелись совет старейшин и народное собрание. Источники сообщают, что «у хунну было обыкновение три раза в году собираться в Лунци, где в первой, пятой и девятой луне, в день, под названием «сюй» приносили жертву духу неба… на сих собраниях начальники поколений рассуждали о государственных делах, забавлялись конской скачкой и бегом верблюдов». Однако в недрах родового строя уже зрели черты новых общественных отношений. В основе этого процесса лежало развитие производства и производственных отношений. Одной из причин явилось развитие обмена и торговли. Изделия из золота, дорогие иноземные товары, найденные при раскопках, свидетельствуют о возросших потребностях верхушки общества.
Источники сообщают о существовании среди хунну частно-семейной. и личной собственности на скот. Помимо личной собственности на скот в источниках имеется указание на личную собственность на землю. «Каждый тоже, — говорится в источниках, — имеет выделенный участок земли», которые, как полагают некоторые исследователи, несомненно, относятся к индивидуальным хозяйствам17.
У хунну имелись рабы, которые формировались из числа военнопленных и населения подвластных областей. Они использовались в качестве домашней прислуги, в качестве пастухов, ремесленников и землепашцев.
Письменные источники сообщают также о форме власти и в хуннском обществе. Во главе страны стоял шаньюй, который был неограниченным властелином, за ним шли князья, носившие общее название темников. По свидетельствам письменных источников, они являлись сыновьями, братьями или близкими родственниками шаньюя. Всего темников было 24, и каждый из них
имел свой участок земли для кочевий. В источниках есть упоминание о налогах, как средстве эксплуатации низов.
Появление у хунну частной собственности на скот и землю, сложение примитивного бюрократического аппарата, введение налогов как формы эксплуатации, распространение письменности, знаменовали собой их переход к новому этапу — классовому обществу и государству.
Римский историк Аммиан Марцеллин так описывает гуннов:
«…все они отличаются плотными и крепкими руками и ногами, толстыми затылками и вообще столь чудовищным и страшным видом, что их можно принять за двуногих зверей или уподобить сваям, которые грубо вытёсываются при постройке мостов.»
«Гунны никогда не прикрываются никакими строениями, питая к ним отвращение как к гробницам… Кочуя по горам и лесам, они с колыбели приучаются переносить холод, голод и жажду; и на чужбине они не входят в жилища за исключением крайней необходимости; у них даже не считается безопасным спать под кровлей.»
«…но зато, как бы приросшие к своим выносливым, но безобразным на вид лошадёнкам и иногда сидя на них по-женски, они исполняют все свои обычные дела; на них каждый из этого племени ночует и днюет… ест и пьёт и, пригнувшись к узкой шее своей скотины, погружается в глубокий чуткий сон…»
Но на самом деле гунны жили в юртах, земледелие же у них было развито только в городах. В основном они занимались кочевым скотоводством. У гуннов было развито ремесло, в частности особое развитие получило изготовление ювелирных изделий. Мастера создавали высокохудожественные изделия из золота, серебра, с использованием драгоценных камней.
Поиск истоков этнообразования казахского народа чрезвычайно сложен, и
теснейшим образом связан с изучением седой древности Казахстана, а также
сопредельных территорий, насельники которых участвовали в обширных
этногенетических процессах Евразии.
Среди множества аспектов происхождения казахского народа можно выделить
два стержневых: лингвистический и антропологический. Есть все основания
полагать, что оба процесса на рассматриваемой территории развивались
параллельно, главным образом по исторической вертикали. Такой подходпозволяет проследить преемственность и сохранившиеся «предковые» черты.
Правда, в отдельные исторические эпохи определенную роль сыграло и развитие
по горизонтальной линии. Примечательно, что в древности коренные насельники
региона имели общую лингвистическую и антропологическую основу, и усовременных потомков генетическая кластеризация в основном соответствуетлингвистической. Древнюю историю Казахстана можно разделить на два больших
периода: индоевропейский и тюркский.
В 437 г. гунны разгромили Бургундское королевство — событие, легшее в основу сюжета «Песнь о Нибелунгах». В 445 г. Аттила, убив своего брата Бледу, стал единоличным правителем. Начался период его короткого, но полного событий царствования.
Аттила свои первые удары обрушил на Восточно-Римскую империю, которую заставил выплачивать в 448 г. ежегодную дань. Затем, объединив германские племена герулов, остготов и гепидов, начал войну против Западно-Римско.й империи, в союзе с которой выступили вестготы, аланы, бургунды, франки. Битва, произошедшая в 451 г. между двумя армиями, закончилась поражением Аттилы, но уже в следующем году его войска подошли к Риму и заставили императора бежать из столицы. После смерти Аттилы в 453 г. его держава распалась.
Между его сыновьями начались раздоры. Этим воспользовались покоренные племена. Первыми восстали гепиды, обитавшие в Паннонии и на Карпатах. В битве на реке Недар гунны потерпели поражение. Старший сын Аттилы, Эллак, погиб. Младший сын, Ирнак, с остатками гуннов покинул территорию западнее Карпат и ушел в Причерноморье. Здесь единое гуннское государство распалось на отдельные владения — хазарское, утургурское, кутургурское, сабирское. Эти племена, занимавшие территорию от Дуная до Волги, часто враждовали между собой.
С массовым проникновением гуннов на территорию Казахстана и дальнейшим движением гуннских и кангарских племен на запад связано изменение антропологического типа коренного населения и распространение протокипчакского диалекта тюркского языка.
Социальный строй и хозяйство хунну и гуннов. Хунну имели хорошо организованное войско. Его основу составляли подвижная и маневренная конница. Патриархально-родовые отношения в хуннском обществе достигли своего расцвета, однако в его недрах уже назревали новые общественные отношения. Существовала частная семейная собственность на скот. Материалы раскопок, захоронений хуннской знати указывают на имущественное неравенство.
В праве собственности мы видим черты, характерные для большинства кочевых обществ. Каждый хуннский род владел полосой земли, на которой вел хозяйство. Горные леса считались общей собственностью и находились в пользовании отдельных родов. Пустынные и неудобные для хозяйствования земли были в собственности государства. У усуней же земля находилась в собственности семьи, существовали запретные «царские» земли.
Хунну, как и другие кочевники Евразии, жили в юртах, зимних жилищах. В жилищах хуннов имелась система отопления-дымоходы очагов, положенные горизонтально у стен, обогревали дома. Над дымоходами устраивались лежаки или нары.
Одежда хунну изготовлялась в основном из кожи и шерсти. Также применялись китайский шелк и хлопчатобумажная материя.
Главную роль в хозяйстве хунну играло скотоводство. Почти все поголовье скота круглогодично содержалось на подножном корме. Среди них известны оседлые племена земледельцев.
Кризис ранних государств Казахстана. Дальнейшее развитие производительных сил, этнические процессы, происходившие в Центральной Азии, привели к кризису и распаду древних государств Казахстана. Хунну заняли земли кангаров и усуней и основали в Центральной части южного Казахстана государство Юебань. В среднем течении Сырдарьи укрепились эфталиты, Семиречье в V в. покорилось центральноазиатскому государству Жужань. В 490 г. юебанцы были разгромлены телесскими племенами, которые основали в Восточном Казахстане государство Гаогюй. Делилось оно на две части, северный правитель носил титул «Небесный император», южный — «Наследный государь». Однако уже через шесть лет это государство было разгромлено и попало под власть Жужаней. Так, к середине V в. н.э. древние государства Казахстана практически перестали существовать.
Вторая волны переселения хунну началась в 93 году н.э. Они двинулись на
запад, покоряя одни племена, увлекая за собой другие, проникли на Сырдарью, в Приаравлье, Центральный и Западный Казахстан. В IY веке н.э. хунну и другие кочевые племена достигли южнорусских степей, дошли до Дуная и поселились в Венгрии под именем гуннов. Такое «Великое переселение народов» в значительной мере изменило этническую, политическую карту Казахстана, Средней Азии, а также Европы. По мнению исследователей, с проникновением хунну связано начало тюркизации восточно-иранских племен. С первой половины I тыс. н.э. меняется
антропологический тип Семиречья и Южного.Казахстана, появляются монголоидные черты.
В хуннском обществе были сильны черты патриархально-родовых отношений. Хунну делились на 24 рода, во главе которых стояли старейшины. Старейшины составляли совет. Народное собрание, которое собиралось три раза в год, и совет старейшин решали государственные дела. При существующем еще родовом строе в хуннском обществе начали формироваться новые отношения. Появились частно-семейная и личная собственность на скот и на землю. У хунну имелись рабы из числа военнопленных населения подвластных областей. Рабы использовались в
качестве домашней прислуги, пастухов, землепашцев. Во главе страны стоял шаньюй, бывший неограниченным монархом. Ему подчинялись князья, темники. Они являлись сыновьями, братьями или родственниками шаньюя. Всего темников 24 — по количеству родов. Каждый из них имел свой участок земли для кочевки. Темники в своих владениях могли назначать тысячников, сотников. Шаньюй мог отобрать у провинившихся темников владения, тем же правом обладали темники по отношению к тысячникам, сотникам и десятникам. Должности и высшие чины хунну имели наследственный характер. Для содержания аппарата управления взимались налоги. Имелась у хунну и письменность. Таким образом, появление у хунну
частной собственности на скот и землю, существование примитивного бюрократического аппарата,
введение налога как формы эксплуатации, наличие права свидетельствовали о переходе хунну к
классовому обществу и государству.
В III-V вв. н.э. у степных племен развивается искусство так называемого ”полихромного стиля”. Этот стиль имел характерные технические и художественные особенности. Ювелиры этого времени для изделий использовали, в основном, золото. В изготовлении золотых украшений древние мастера достигли такого совершенства, что и сегодня некоторые их
произведения могут выдержать конкуренцию с лучшими образцами творчества современных ювелиров. Для полихромного искусства характерным является разнообразие технических приемов украшения предметов. Наиболее часто встречаются инкрустация (вставки из цветных камней), зернь (напаивание золотых шариков на основу), скань (напаивание витой проволочки), шнуровое плетение тончайших золотых проволочек, перегородчатая эмаль (заливка отдельных гнезд
специальным составом) и другие приемы.
Хунны оставили значительный след в истории народов Азии. Волна хуннского влияния докатилась через двести лет до Европы. Хуннская империя явилась первым государственным образованием тюркоязычных кочевников. Заложенные хуннами формы государственного управления и традиции прослеживаются во всей истории тюркских народов. Хунно-китайские отношения сказались на материальном и культурном развитии центральноазиатских народов.
Под влиянием хуннов существенные изменения произошли у динлинов. Отмечается изменение религии (трупоположение сменяется трупосожжением), наличие значительного удельного веса монголоидов, присутствие в археологическом материале китайских предметов и сложение собственной аристократии (29). Последнее явно произошло под влиянием хуннов.
У потомков юэчжей кушан, создавших в I в. н. э. большое государство на юге Средней Азии и Индии, можно заметить ряд черт, перенятых у тюрков. Так, кушанский предводитель носил титул «ябгу». Подобно хуннам у кушан был распространен обычай деформации головы. (Этот обычай известен у широкого круга народов, начиная с эпохи бронзы, как тюркоязычных, так и ираноязычных. Но более широкое распространение этот обычай получил после хуннов и в связи с хуннами.)
Военный и политический успех хуннов способствовал распространению их традиций. Хунны воплотили в себе и синтезировали культуры многих народов Азии. В первую очередь это были элементы культур Китая, скифо-сибирского «звериного» стиля и Средней Азии (Бактрии и Парфии) (30). Среди них, конечно, степное искусство — скифо-сибирский стиль, который был ближе хуннам-кочевникам. Хунны развивали и совершенствовали предметы военного искусства, позже перенятые народами Китая и Средней Азии.
Вызванное хуннами передвижение народов сказалось не только на смене ареала проживания, но и на интенсификации этнических контактов. Созданные в I половине I тыс. н.э. в средней Азии государства кочевников — кушан и эфталитов — имели смешанное происхождение. Про кушан ранее было отмечено, что они переняли ряд тюркских элементов. То же можно сказать об эфталитах. Это не был ни однозначно ираноязычный народ, как считают многие исследователи, или тюркоязычный, как считают ряд авторов.
Прокопий пишет, что «эфталиты народ уннского (хуннского) происхождения», хотя они «не сносятся с ними». Китайский автор Суй-шу выводит от юэчжей лишь царствующую династию эфталитов. В другом китайском источнике прямо пишется, что «нет никаких оснований считать эфталитов тюркским племенем».
Эфталиты известны в истории под названием «белых хуннов». На Cеверном Кавказе было известно тюркоязычное племя эфтал. Несомненно, что верхушка эфталитов была ираноязычной. Но в кочевом государстве вполне могли сосуществовать и тюркоязычные племена. Ряд приведенных факторов говорят о том, что после хуннов в кочевой среде образовывались именно полиэтнические государственные образования.
Известные племена «вар» и «хуни» вполне имеют тюркское звучание, и нет никаких оснований, как это делают некоторые исследователи (34), отвергать сходство «хунну» с «хуни», или «авар» с «абарами», считая первых тюркоязычными, а вторых ираноязычными.
Вообще, известно большое количество тюркоязычных племен с этнонимами так или иначе связанных со словом «ку», «ху», «гу». В основе этих этнических названий, очевидно, лежит тотем птицы — лебедя. Также широко встречается тюркские этнонимы с окончанием «ар» (ер, ур, эр)- человек, мужчина. Правда есть и иранские этнонимы с тем же окончанием, но у тюрок это получило значительно большее распространение. В V-VI в. н. э. в китайских источниках согдийцев стали называть «ху» (35). На мой взгляд, это отражает процесс широкого освоения тюрками Средней Азии, что отразилось в переносе сибирского этнонима в Среднюю Азию.
Сторонники концепции «большинства» однозначно заявляя, что тюрок до VI в. нигде кроме Алтая не было — все вышеперечисленные факты оставляют без особого внимания. Получается, что после определенного момента, по взмаху волшебной палочки, началась интенсивная ассимиляция и все европеоидные тюрки — огузы, кыпчаки, кыргызы, есть результат данного процесса.
Не было никаких серьезных предпосылок в II-V вв. н. э. для такой ассимиляции. Не было никакого долговечного тюркского государства. Само же хуннское государство лишь способствовало миграциям и определенному социальному расслоению, а никак не поглощению других народов. Период стабильности хуннского государства едва ли насчитывает девяносто лет. Если даже допустить, что за это время происходила языковая ассимиляция, то только в рамках Южной Сибири.
Катализатором процесса смешения этносов — консолидации и ассимиляции — стало именно политико-социальное влияние хуннской государственности на кочевые народы.
Итак, после окончательного падения хуннов во II в. н.э. степные просторы Казахстана, Западной Сибири оказались в руках тюркоязычных племен, давно проживавших частично на этих территорий. Хунны способствовали консолидации этих племен и передвижению на Запад, большей частью в Восточную Европу.
По мнению большинства исследователей, хунну были протюр-ками и с их проникновением в Казахстан связано начало тюркиза-ции восточно-иранских племен кангюев. С первой половины I тыс. н. э. меняется антропологический тип племен Семиречья и Южного Казахстана, появляются монголоидные черты.
Заключение
Племенахуннов сыграли большую роль в формировании социальной, культурной и этнической жизни казахов. С появлением племен хунну в Казахстане связано: проникновение большой группы тюрко-язычных племен, проникновение монголоидных черт в европеоидном облике местных жителей и проникновение «полихромного стиля» в искусстве.