Российская империя в XIX в.

Российская
империя в XIX в.

Охарактеризуйте основные направления внутренней политики
Российской империи в первой половине
XIX в.

Первая половина
XIX в. – это время правления
двух императоров Александра I и Николая I.

Александр I (1801-1825)

Первый период
царствования Александра ознаменован проведением либеральных реформ. Началом
своего правления он подтвердил либеральную настроенность будущих
преобразований: была уничтожена «Тайная канцелярия», дарована свобода
политическим заключенным и ссыльным, были запрещены пытки, ставшие непременной
частью судопроизводства. Особенно большое внимание император уделял вопросам
отмены крепостного права и ограничения самодержавия. Решение этих вопросов и
других обсуждалось Александром среди его единомышленников, входящих в
«Негласный комитет» (П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, А.Д.
Чарторыйский).

Уже в 1802 г.
была осуществлена административная реформа, которая заключалась в замене
коллегий 8-ю министерствами: военным, морским, иностранных дел, юстиции,
внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Одновременно с
созданием министерств была осуществлена и сенатская реформа. Сенат
провозглашался «верховным местом империи», чья власть ограничивалась лишь
властью императора. Министры должны были подавать в Сенат ежегодные отчеты,
которые тот мог опротестовывать перед государем.

Но все же
Александра не переставало волновать решение крестьянского вопроса, во-первых,
он прекратил практику раздачи государственных крестьян в крепостные дворянам,
во-вторых, 20 февраля 1803 г. вышел Указа о свободных (вольных) хлебопашцах,
который устанавливал правила освобождения крепостных и наделения их землей,
однако предоставление свободы он относил к решению самих владельцев имений.
Этот Указ формировал особую социальную категорию свободных хлебопашцев,
владеющих землей по праву частной собственности с отличие от государственных
крестьян. Что касается практических результатов этого Указа, то они были
невелики. Общее количество крепостных, освобожденных после его публикации,
составило около 50 000 человек.

В 1803 г. была
проведена еще одна немаловажная реформа – реформа в сфере народного
образования. 24 января 1803 г. Александр утвердил новое положение об устройстве
учебных заведений. Территория России была разделена на шесть учебных округов, в
которых создавались четыре разряда учебных заведений: приходские, уездные,
губернские училища, а также гимназии и университеты. Последние должны были
представлять собой высшую ступень образования. Если до этого времени в России
существовал лишь один университет – Московский, основанный в 1755 г., то теперь
были восстановлены многие старые университеты и созданы новые. Хотя образование
по-прежнему оставалось недоступным для значительной части населения, прежде
всего крестьян, новая система образования отвечала потребностям общества в
грамотных, квалифицированных специалистах.

Новый этап
реформ, начавшийся в 1803 г. требовал новых людей, этими новыми людьми стали
А.А. Аракчеев и М.М. Сперанский. Первый занимался преимущественно вопросами,
связанными с реорганизацией армии, второй – разработкой планов новых реформ.

Реформы
Сперанского.

План реформ,
предложенный Сперанским, представлял собой мысли самого императора.

Во-первых, он
предлагал реформировать систему государственного управления путем осуществления
разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Во-вторых, в
плане реформ рассматривался вопрос о гражданских правах, которыми
предполагалось наделить все население страны, включая крепостных. К числу таких
прав он отнес невозможность наказания кого-либо без решения суда. Правом же
участия в выборах предполагалось наделить лишь два первых сословия государства
– дворянство и купечество.

Реализация
плана Сперанского должна была превратить Россию в конституционную монархи, где
власть монарха была бы ограничена двухпалатным законодательным органом
парламентского типа.

Претворение
плана Сперанского в жизнь началось в 1809 – 1810 гг. 1 января 1810 г. был
создан Государственный совет (законосовещательный орган), который должен был
координировать деятельность всех трех отраслей управления. Осуществление
следующих этапов реформы затянулось, летом 1810 г. началось преобразование
министерств: было ликвидировано Министерство коммерции, созданы министерства
полиции и путей сообщения, а также ряд новых Главных управлений.
Государственная дума так и не была создана. Предложенный Сперанским проект
реорганизации Сената, суть которого состояла в разделении его на два –
правительствующий и судебный, был отвергнут членами Государственного совета.
После целого ряда неудач Сперанский попросил об отставке.

Причины неудачи
новых реформ:

сама личность
Сперанского, который поднялся из низов, вызывала зависть и злобу в придворных
кругах.

во-вторых,
реформы Сперанского посягали на давно установившийся и очень удобный для
дворянства и чиновничества порядок.

Реформы
Аракчеева.

Реформы
Аракчеева – стали переходом от либерализма к реакции, отличительным признаком
которого стало проведение военной реформы, которая заключалась в создании
военных поселений. Осознав, что любая попытка отмены крепостного права вызовет
недовольство со стороны помещиков, Александр решил сделать своей главной опорой
армию. Однако армия сама зависела в значительной степени зависела от
дворянства: половина рекрутов бралась из крепостных, большинство съестных
припасов также шло из дворянских имений. Первоочередной задачей было создание
самообеспеченной армии. Отсюда и возникла идея военных поселений. В военных
поселениях военное обучение сочеталось с производительной работой. Ожидалось,
что: 1) армия станет самообеспеченной в экономическом и финансовом отношениях;
2) солдаты будут наделены землей и средствами к существованию; 3) военные поселения
избавят население от необходимости уплаты налогов, идущих на содержание армии.

Однако
благополучных военных поселений было не много, в основном солдаты не одобряли
эту идею, поскольку здесь они столкнулись с новыми притеснениями со стороны
администрации, что повлекло за собой череду восстаний, жестоко подавляемых
помощниками Аракчеева.

К концу своего
правления Александр и вовсе забыл о реформах, проводя реакционную политику и
действуя в угоду помещикам. Была запрещена деятельность масонских лож, помещикам
разрешалось ссылать провинившихся крестьян на поселение в Сибирь.

Все историки
говорят о том, что причиной неудачи проводимых и планируемых реформ стала
слабость Александра перед дворянством, не желавшим менять те устои, которые им
были удобны. Кроме того отмечается непоследовательность в проводимых реформах:
«император и его сотрудники решили вводить новые государственные учреждения
раньше, чем будут созданы подходящие гражданские отношения, хотели построить
либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве».

Николай I (1825-1855)

Николай I был полной противоположностью своего
брата, в его действиях не было и тени либерализма. Уже первыми мерами он
подтвердил реакционную настроенность своей политики: была ограничена печать,
университеты поставлены под строгий контроль, было создано Специальное Третье
отделение императорской канцелярии, орган секретной полиции.

Начало
правления Николая было ознаменовано исторически примечательным событием –
восстанием декабристов, предложивших проекты реформ, которые способствовали
укреплению России. Идеи декабристов не исчезли бесследно, а были взяты на
вооружения Николаем, придерживавшимся их в своих действиях. Николай
предпринимает ряд мер по ограничению крепостного права. Декабристы обращали внимание
на необходимость отмены крепостного права. Цель издаваемых законов сводилась к
идее регулирования эксплуатации крестьянского труда помещиками. Однако никакого
практического значения они не имели.

Прокатившаяся
по России череда крестьянских волнений, в ходе которых присутствовало
требование вернуть общинное самоуправление. Для удовлетворения этого требования
была проведена попечительная реформа. Суть ее состояла в разделении губерний на
округа, а те с свою очередь делились на волости и сельские общества. Управление
округами возлагалось на окружных начальников их дворян. А в волостях и сельских
обществах вводилось крестьянское самоуправление. Эта реформа способствовала
улучшению благосостоянию государственных крестьян.

Другим злом, на
которое указывали декабристы, был беспорядок в финансах. Это стало основой для
проведения финансовой реформы, под руководством министра финансов Канкрина. В
результате нее был увеличен золотой запас России, за счет него поддерживался
новый курс, по которому введенные в 1839 г. стабилизированные бумажные деньги
были в 3,5 раза дороже прежних. Был введен серебряный рубль как «главная
монета», а также выпущены кредитные билеты, которые свободно обменивались на
серебро.

Канкрин был
инициатором еще одной реформы, которая, по его замыслу, способствовала созданию
бездефицитного бюджета. Это торговая, или гильдейская, реформа, которая
ограничила возможности монополизации торговли купцами I гильдии и расширила права среднего
купечества, что способствовало появлению еще одного источника пополнения
бюджета.

Судьбы
Александра I и
Николая I схожи в том смысле, сто и первый, и второй пытались провести
необходимые обществу реформы, но оказались бессильны перед лицом непреодолимых
трудностей, связанных с консервативным общественным мнением, отсутствием в
обществе тех политических сил, которые могли бы поддержать реформаторские
усилия императора.

Проанализируйте развитие финансово-денежной системы России в
царствование Александра
I
и Николая I.
Какова роль министерства финансов и его главы Е.Ф. Канкрина в создании
бездефицитного бюджета?

В 1802 г. было
создано Министерство финансов, которое выполняло общегосударственные функции –
составление бюджета, определение источников пополнения казны, выработка
экономической политики и таможенных тарифов.

Поскольку на
долю России в первой половине XIX в. выпало множество испытаний – Россия участвовала в ряде
международных конфликтов, ее территория подверглась нашествию армий Наполеона,
в середине века произошла разрушительная Крымская война – государственный долг
возрастал год за годом, создавая дефицит бюджета.

Деятельность
первых министров финансов (А.И. Васильева, Ф.А. Голубцова) нисколько не
улучшала создавшейся ситуации, напротив, в их бытность финансовое положение
резко ухудшилось: увеличился выпуск бумажных денег – ассигнаций, что вызвало
падение их курса, даже увеличенные налогов, введение добавок к податям и
пошлинам не улучшило положения.

В 1810 г.
Министерство финансов возглавил Д.А. Гурьев, его назначению способствовал М.М.
Сперанский. Гурьев не поддерживал финансовые проекты Сперанского, а действовал
собственными методами. В 1810 г. он вводит монетную систему на принципе
денежного монометаллизма, не сокращая при этом выпуск ассигнаций. Гурьев
добился манифеста, вводившего единообразное обращение банковских ассигнаций.
Все платежи, в первую очередь подати и пошлины, разрешалось выплачивать
ассигнациями по курсу того дня, когда они производились. Это привело денежное
обращение в стране почти к полному беспорядку.

Реформы
Сперанского были более последовательными и в большей степени способствовали
стабилизации финансовой сферы. Сперанский составил «План финансов», целью
которого была ликвидация бюджетного дефицита, этого предполагалось достичь при
помощи увеличения налогов, в том числе на дворянские имения, введения новых
таможенных тарифов (политика протекционизма), сокращения государственных
расходов. Часть предусматриваемых Сперанским мер была реализована: был введен
новых таможенный тариф, введены новые налоги на винокурение, дворянские имения
расширилась сфера кредита. Однако предложение Сперанского повысить налоги, во
многом способствовало отстранению его от дел, поскольку породило массовое
недовольство этой мерой.

Гурьев
продержался в кресле министра финансов до 1823 г., а сменил его на этом посту
Е.Ф. Канкрин. В отличие от своих предшественников, он имел профессиональное
образование и большой практический опыт управления. Как и предшественники
Канкрин пытался обеспечить бездефицитный бюджет. Для этого была проведена
торговая, или гильдейская реформа, которая ограничила возможности монополизации
торговли купцами I
гильдии и расширила права среднего купечества. Реформа дала еще один источник
пополнения бюджета, т. к. были введены платежи для торговавших мещан, ремесленников
и крестьян, ранее не вносивших в казну гильдейских платежей.

Важным этапом
для достижения поставленной цели стала денежная реформа на рубеже 30-40-х гг.,
необходимость этой реформы зрела давно, поскольку совместное обращение
металлических и бумажных рублей привело к тому, что бумажный рубль стал в 3,5 –
4 раза дешевле металлического. Первым шагом в подготовке денежной реформы стало
увеличение золотого запаса России. Следующим этапом стал выпуск в 1831-1839 гг.
казначейских билетов (вспомогательное средство в денежном обращении). Они
сочетали в себе характер кредитного срочного обязательства и государственного
денежного знака. В 1839 г. Министерство финансов учредило депозитные кассы,
выпускавшие депозитные билеты, обеспеченные серебром рубль за рубль.

Манифест
Николая I от 1 июля 1839 г.
объявил серебряный рубль главной законной монетной единицей России, а
ассигнации допускались в качестве второстепенного знака – начался переход от
ассигнационного обращения к кредитному. К 1843 г. процесс изъятия ассигнаций из
обращения и обмена их не кредитные билеты шел успешно. В конце деятельности
Канкрина Россия имела бездефицитный бюджет. Однако Крымская война вновь
повергла русские финансы в глубокий кризис, преодоление которого растянулось на
вторую половину XIX
в.

Покажите взаимосвязь крестьянской реформы 1861 г. и либеральных
реформ 1860-1870-х гг.

Крестьянская
реформа 1861 г. была самым крупным социально-экономическим и политическим
преобразованием в истории России, повлекшим за собой другие либеральные
реформы. Связь этой реформы с последующими подчеркивается ввиду того, что
предоставление крестьянам личной свободы требовало создания условий ее
осуществления с в социальной, культурной и экономической областях. Эти условия
были предоставлены проводимыми либеральными реформами, осуществление которых
облегчилось изменением природы Российского государства.

В основе
взаимозависимости крестьянской реформы с реформами 60-70-х гг. лежит то, что
они осуществлялись в едином русле либеральных настроений, необходимость которых
назрела после господства политического режима Николая I. Либерализму свойственно подчеркивать
отсутствие классовых, групповых и национальных предрассудков, индивидуализм,
самоценность личности. Поэтому все реформы были нацелены на преодоление
классовой дискриминации по отношению к крестьянству.

Земская реформа
1864 г. создала первое подлинно местное самоуправление для всех классов,
которые существовали еще с допетровских времен. Крестьянам предоставлялись
политические права: избирательное право предполагало участие крестьян в выборах
членов земских собраний (выборные от крестьян входили в состав третьей курии).
В первую курию входили землевладельцы, а во вторую – городские избиратели.
Созданные органы местного самоуправления в губерниях (губернские собрания и
губернские управы) и уездах (уездные собрания и уездные управы) должны были
осуществлять контроль над школами, больницами, почтой, путями сообщения,
торговлей, страховой службой, статистикой и др.

Городская
реформа 1870 г. предполагала проведение мер, похожих по духу на земскую
реформу, направленных на усовершенствование городского управления. Избиратели
также делились на три курии.

Роль земств во
второй половине XIX
в. велика. Развитие крестьянского хозяйства поддерживалось и стимулировалось
земским ссудно-сберегательными товариществами и различными формами кооперации.

Судебная
реформа 1864 г., проведение которой возглавил С.И. Зарудный, была направлена на
улучшение судебной процедуры. В ходе нее были созданы коронный и мировой суды.
Специально для крестьян были созданы волостные суды. Хотя судебная реформа и
сохраняла некоторые черты сословность, она способствовала обретению крестьянами
права на справедливое судейство, поскольку раньше суд над крестьянами вершили
сами помещики, следуя своим интересам, а не букве закона.

Военная реформа
1874 г. вводила всеобщую воинскую повинность. Этот закон по своему духу был
глубоко демократическим, поскольку до этого времени введенную Петром I рекрутскую повинность несли лишь податные
сословия (крестьяне, мещане и др.). сословные различия в армии и особенно на
флоте сохранялись, хотя по заслугам любой солдат мог стать офицером.

Финансовая
реформа, возглавленная министром финансов либералом М.Х. Рейтерном, в ходе
которой были проведены следующие меры:

отменены винные
откупа, откупа на соль, сахар, нефть, введена акцизная система;

провозглашены
принципы гласности, законности и контроля за администрацией;

увеличены
налоги и уменьшены расходы;

1859 г. –
ликвидирована система казенных билетов;

создана
разветвленная сеть кредитных учреждений, состоящая из Государственного банка
(1860 г.) и частных коммерческих банков.

В результате
этих действий в 70-х гг. в России начался финансовый и промышленный подъем.
Железнодорожная сеть связала южные и северные районы страны и выросла в 11 раз.
Получило толчок дальнейшее освоение залежных земель на юге России , уменьшилось
малоземелье крестьянства.

Реформа
народного просвещения предоставляла университетам широкую автономию: они могли
сами решать научные, учебные и административно-финансовые вопросы. Крестьяне,
получившие личную свободу, должны были пользоваться правом получения
образования, однако финансовые трудности не позволяли им этого делать. Поэтому
Министерство народного просвещения выделяло гимназиям особые фонды для обучения
одаренных детей за казенный счет. Поскольку все реформы проводились с целью
предоставления всем гражданам равных прав, необходимо было предоставить
женщинам возможность получать образование, начало которому было положено в 70-х
гг.

Итоги
либеральных реформ 60-70-х гг.:

реформы
обозначили курс государства на создание третьего сословия – сословия мелких
собственников.

формирование в
России гражданского общества и правового государства.

Дайте характеристику деятельности министров финансов Н.Х. Бунге и
И.А. Вышнеградского.

Н.Х. Бунге
(1881-1886)

Назначение на
пост министра финансов Н.Х. Бунге положило начало подготовке новой денежной
реформы и изменения в системе налогообложения. Бунге провел следующие преобразования
в налоговой системе: ввел налогообложение на неподатные сословия, акцизные
сборы с алкогольной продукции, налогом облагались доходы от ренты и зарплаты.

Для преодоления
дефицита бюджета Бунге начал накопление валюты из таможенных сборов, проводя
политику протекционизма. В результате в 1887 г. золотой запас в Государственном
банке составил 84,3 млн. руб. В 1887 г. Бунге отменил подушную подать.

Большое
внимание Николай Христофорович уделял вопросам расширения внутреннего рынка,
способствовал увеличению финансирования промышленности.

Немаловажное
значение в деятельности Бунге занимал крестьянский вопрос, решением которого он
пытался ликвидировать негативные последствия крестьянской реформы 1861 г. Он
занимался переселением малоземельных крестьян.

Последней
мерой, за которую Бунге ратовал, было введение подоходного налога, но это ему
не удалось и стало одной из причин его отставки.

И.А.
Вышнеградский (1887-1892)

Деятельность
нового министра финансов была направлена на активизацию платежного баланса. Его
карьера началась с форсирования хлебной торговли с Западом. Вывоз пшеницы с
1887 г. по 1895 г. увеличился в 1,5 раза. Для поощрения хлебной торговли
государство подсинило себе железнодорожную тарифную систему, подняло пошлины.
Вышнеградского обвиняли в выдвижении лозунга: «Не доедим, но вывезем!». В
неурожайные годы 1891, 1892 хлебные губернии поразил голод, на борьбу с которым
были брошены казенные средства, которых недоставало и общественные силы. В
урожайные годы Вышнеградскому удавалось составлять бездефицитные бюджеты. Он
провел смелую операцию по конверсии старых займов (понижение процента или
изменение срока погашения).

В 1887 г. из-за
осложнения отношений между петербургским и берлинским кабинетами канцлер
Германии Бисмарк пытался вызвать финансовый крах Российской империи,
размещавшей свои госзаймы на берлинской бирже, во избежание этого Министерство
финансов России договорилось с представителями французских банков о скупке
русских ценных бумаг. В 1888-1890 гг. на парижском денежном рынке было
размещено несколько крупных займов и проведена конверсия старых. В результате
деятельности Вышнеградского в течение 80-х гг. долго казны Государственному
банку уменьшился на 300 млн., а 1901 г. казна не имела задолженности. Вместе с
тем сумма задолженности государства в результате конверсии в мелом увеличилась
и проценты по долгам оставались высокими.

Проанализируйте сущность, механизм реализации и итоги крестьянской
реформы 1861г.

Необходимость
отмены крепостного права зрела давно, политический режим, существовавший при
Николае I, еще больше
подтвердил необходимость претворения этой меры в жизнь, поскольку главным его
недостатком был институт крепостного права: наблюдался глубочайший спад в
сельском хозяйстве, снизились показатели экспорта основных сельскохозяйственных
культур.

Хотя
необходимость в проведении этой реформы зрела давно и даже делались конкретные
шаги к ее осуществлению, проведена она была при Александре II. Проведению этой реформы во многом
способствовало осознание ее необходимости даже консерваторами и готовность
Александра II
поступиться интересами крепостников-помещиков. Однако сохранялось еще одно
препятствие на пути осуществления крестьянской реформы, им была
неприспособленность государственных органов к ее проведению. В январе 1857 г.
был создан Секретный комитет по крестьянской реформе, позже переименованный в
Главный комитет по крестьянскому делу, в нем состояли несколько высших
чиновников, которые, страшась решительных действий тормозили работу. В ноябре 1857
г. были подписаны рескрипты на имя виленского и петербургского
генерал-губернаторов о создании губернских комитетов из местных помещиков «по
улучшению быта помещичьих крестьян», этот решительный шаг сделал отступление от
осуществления реформы невозможным. В 1858 г. такие комитеты были созданы в 46
губерниях. Александр в речи перед московским дворянством отмечал: «Лучше, чтобы
реформа произошла сверху, чем ожидать, чтобы крепостное право было отменено
снизу».

Выработка
общего плана реформы и уточнение состояния губерний для его осуществления
заняли три года. Деятельность губернских комитетов проверялась учрежденными в
1859 г. редакционными комиссиями, которые были возглавлены Яковом Ростовцевым,
либерально настроенным сановником, сыгравшим немаловажную роль в проведении
реформы. Также большое влияние на ход реформы оказали Н.А. Милютин, Ю.Ф.
Самарин, М.Х. Рейтерн и др.

Результатом
деятельности созданных организаций стало подписанное императором 19 февраля
1861 г. «Положение о крестьянстве» и «Манифест», возвещавший об освобождении
крестьянства.

Основные
принципы реформы:

дворовые должны
быть освобождены в течение двух лет без выкупа, но ничего, кроме свободы, не
получали;

крепостные
крестьяне получали не только личную свободу, но и участки земли, которые составляли
примерно половину того, что оставлялось владельцу. при определении нормы надела
учитывались и природные, и экономические условия, и та земля, которая
оставалась у помещика. Закон предусматривал прирезать или отрезать участки
земли от крестьянского надела в случае отклонения от нормы. Как правило, в
«отрезки» попадали луга, выгоны, водопои, без которых было затруднено ведение
хозяйства;

по условиям
освобождения, земля не переходила в и частную собственность крестьян, а
рассматривалась как собственность помещика, которому они должны были платить за
пользование землей. Государства решило поспособствовать ускорению процесса
выкупа земли у помещика, предоставляя дополнительный кредит для выкупа земли.
Оплата земли производилась на основе долгосрочных обязательств. Сумму, которую
правительство выплачивало за землю крестьянина, последний должен был выплатить
в течение 49 лет. Но даже после того как земля выкупалась правительством,
крестьяне не поучали ее в частную собственность, поскольку она поступала в общую
собственность крестьянского объединения или деревни с коллективной
ответственностью за выкупные платежи ее членов.

Итоги
крестьянской реформы:

крестьяне
больше потеряли земли, чем приобрели;

предоставляемая
правительством процентная ссуда для выкупа крестьянских земель, выплата которой
растягивалась на 49 лет, вынуждала выплачивать заем в трехкратном размере;

в деревне
появились два типа хозяйства – помещичье и надельное крестьянское. Это привело
в возможности развития с/х по двум путям – помещичьего хозяйства на основе
дворянского землевладения и мелкотоварного крестьянского производства;

крестьянская
реформа предоставила возможность проведения целого ряда либеральных реформ.

Дайте краткую характеристику трех основных направлений в общественно-политической
мысли России второй половины
XIX
века: охранительства, либерализма и революционного демократизма.

Охранительство
– это официальная идеология самодержавия, выраженная в формуле «православие –
самодержавие – народность» и призванная обосновать и защитить устои
самодержавного строя. Эта идеология начала разрабатываться министром
просвещения С.С. Уваровым в 40-е гг. XIX в. в противовес революционной идеологии в обществе.

В 60-80-е гг.
идеология охранительства получает более глубокое развитие благодаря таким
мыслителям, как К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский, К.П. Победоносцев. Их
объединяла убежденность в том, что европеизация и политизация народа губительны
для России. В частности, Победоносцев считал преступлением возбуждение политических
страстей в крестьянстве, которые вели к жадности, своекорыстию, зарождению
темных инстинктов. Он был убежденным противником демократии в России, считая,
что русское крестьянство не готово к самоуправлению. идеальной формой
государственного правления, по его мнению, является монархия, где монарх являет
собой единство разумной воли.

Сторонники
идеологии охранительства были против революции, ведущей к духовному и неизбежно
за ним следующему материальному разрушению. Основной их целью было сохранение
важнейших национальных основ – православной веры, самобытной политической и
социально-экономической системы. Представители высказывали интересные идеи о
развитии событий в XX
в. Так Леонтьев создал собственную историософскую концепцию, в соответствии с
которой развитие либеральных и социалистических идей явится причиной появления
«рабства в новой форме», в виде жесточайшего подчинения лиц мелким и крупным
общинам, а общин государству, его пророчество оправдалось.

Либерализм,
получивший развитие еще в первой половине XIX в., в конце 50-х гг. вступил в новый
этап, который продлился до 90-х гг. За это время либералы обрели единство в
стремлении оказывать реальное влияние на внутреннюю политику, в частности,
либерально настроенные политические деятели руководили проведением «великих
реформ» 60-70-х гг. Их практическая деятельность выявила важную закономерность
либеральной политики – постепенные экономические и социальные преобразования
должны значительно опережать преобразования политической системы.

В выработке и
проведении реформ участвовало новое поколение либералов: Н.А. и Д.А. Милютины,
А.В. Головнин, М.Х. Рейтерн, Н.Х. Бунге. В результате своих преобразованиях они
пришли к выводу, что Россия должна избрать путь постоянных и осторожных
преобразований для предотвращения в стране революционного взрыва, который они
считали абсолютным злом. Осуществление земской, городской и судебной реформ в
России привело к распространению идеалов либерализма в провинции. На их основе
возникло широкое земско-либеральное движение.

К началу 90-х
гг. в либеральном движении намечаются новые тенденции. Среди русских либералов
выделяется два течения: радикальное (конституционное) и умеренное. Либералы
конца XIX – начала XX
выступали против российского абсолютизма и осуждали произвол и насилие,
процветавшие в стране, они стремились к введению в Росси
буржуазно-демократических свобод, расширению функций местного самоуправления,
привлечению буржуазной общественности к решению вопросов общегосударственного
плана и др.

Революционный
демократизм. Первыми представителями революционного демократизма в России были
декабристы, создавшие революционную организацию и выступившие против
самодержавно-крепостнического строя. Второй период этого движения начался в
1861 г., большое влияние на него оказывал Н. Г. Чернышевский. К 1861 г.
складываются два центра революционного движения: один в Лондоне, другой – в
России. Народники 1870-х гг. восприняли демократические, антилиберальные
традиции революционных демократов 60-х гг.

Народничеству
60-80-х гг. были свойственны неприятие буржуазности; стремление защищать
интересы крестьянства, в частности, главный теоретик революционного
народничества 70-х гг. М.А. Бакунин считал основной целью движения завоевание
свободы (экономической, политической, духовной), т. е. освобождение народа во
всех областях; нежелание признавать наличие капитализма в России. Средством к
достижению этой цели являлась революция, главной движущей силой которой должен
стать народ. Другими яркими представителями народничества были П.Л. Лавров,
П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский. После нескольких неудачных попыток поднять
народ на восстание, происходит своеобразное возвращение к тактике декабристов:
революция силами небольшой группы революционеров, объединенных в революционную
организацию. В 1876 г. было создано тайное революционное общество «Земля и
воля». В 1879 г. в связи с появлением разногласий появляется две организации
«Черный передел» и «Народная воля». После разгрома «Народной воли», в
результате объединения народовольческих организаций, действовавших за границей
и в России образуется «Северный союз социалистов-революционеров», «Партия
социалистов-революционеров» и др. К концу 70-х – началу 80-х гг. XIX в. революционное народничество
преобразуется в либеральное, которое не ставит своей целью организацию
революционной борьбы.

Какая система государственных органов власти была сформирована при
Александре
I?

В результате
административной реформы, проведенной под руководством М.М. Сперанского, при
Александре была сформирована система государственных органов власти, основанная
на принципах разделения властей на законодательную (Государственный совет),
исполнительную (министерства) и судебную (Сенат). Все ветви власти замыкались
на государя.

Каково значение Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов
русской армии для русской истории?

Российская
империя, добившись в Отечественной войне 1812 г. блестящей победы над
Наполеоном, стала ведущей державой мира.

Отечественная
война 1812 г. в значительной степени способствовала зарождению в обществе идей
об отмене крепостного права как необходимого условия дальнейшего развития
России. Этому способствовали начавшиеся в самом начале войны крестьянские
волнения. Если бы Наполеон в такой ситуации объявил об отмене крепостного
права, сопротивление крестьянства, возмущенного произволом и грабежами
наполеоновской армии, было бы подавлено, Россия была бы покорена. Но
крестьянское сопротивление не только не было ликвидировано, напротив, война
1812 г. является редким примером, когда все сословия выступили единым фронтом
против врага. «…этот мощный национальный порыв … значил куда как больше, нежели
десятилетия мирного обыденного существования… Без национального начала нет ни
самого 1812 года, ни всей последующей духовной жизни русского общества…»

Кроме того,
заграничные походы являются источником декабризма. Движение декабристов – это
проявление антифеодальной, буржуазной борьбы. Эти идеи будущие декабристы
почерпнули во время заграничных походов, убедившись в том, что крепостное право
– явление не повсеместное, а его отмена улучшает положение крестьянства и
способствует развитию страны в целом.

Что вы знаете о причинах и последствиях восстания декабристов?

Источником
декабризма можно считать заграничные походы русской армии,

Причины
восстания декабристов:

феодально-крепостнический
строй в Росси в начале XIX в. являлся тормозом для развития производительных сил,
исторического прогресса страны. Лучшие умы России понимали, что сохранение крепостничества
и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы России;

внутренняя
реакция, направленная на насаждение палочной дисциплины в армии и жестокое
подавление любых проявлений свободомыслия, и реакционный внешнеполитический
курс (создание «Священного союза», целью которого было объединить реакционные
монархические державы для борьбы с революционным и национально-освободительным
движением);

общее ухудшение
положения народных масс, усилившееся после войны 1812 г.: многие деревни были
разорены, дворяне усиливали гнет, пытаясь за счет крестьян улучшить финансовое
положение;

формированию
революционного мировоззрения немало способствовали заграничные походы. Будущие
декабристы, побывав во время них за границей, убедились, что крепостничество
_явление не повсеместное и только позорит Россию;

кроме причин
внутреннего характера имели место и факторы международного значения. Начало XIX в. ознаменовано ростом революционного
движения во многих странах мира, которые способствовали ломке
феодально-абсолютических учреждений и порядков.

Последствия
восстания декабристов:

Россия на
долгий период времени лишилась незаурядных людей, блестящих умов, загубленных в
ссылках. На долгие годы общественная жизнь страны была заморожена;

власть,
напуганная смелым выступлением декабристов, с крайней подозрительностью
относилась ко всяким предложениям модернизации и перемен;

реакция властей
на восстание декабристов убедила образованное общество России в том, что народ
безразличен к западным идеалам свободы и политическому движению вообще.
Революционные действия не могут привести Россию к свободе;

еще одним
последствием восстания можно назвать то, что оно ускорило проведение реформ в
России, своим выступлением подчеркнув их необходимость. Рассмотрение путей
развития политической жизни России началось в 30-х гг. и только в 60-х гг.
начали осуществляться либеральные реформы.

Что вы знаете о Крымской войне? Как ее итоги сказались на
внутренней политике России?

КРЫМСКАЯ ВОЙНА
(1853 – 1856)

Причины войны:

обострение
противоречий России с Турцией и западноевропейскими странами. Россия,
неудовлетворенная политической гарантией режима черноморских проливов,
зафиксированной в Лондонских конвенциях, вновь вернулась к политике «свободных
рук» на Ближнем Востоке. Это обстоятельство стало источником конфликта между
царизмом, Турцией и западноевропейскими странами;

Россия
стремилась приумножить свои завоевания в Османской империи;

западноевропейские
страны (Англия, Франция), выступавшие на стороне Турции, вынашивали план войны
против Росси с целью низведения ее до второстепенной державы.

Поводом к
началу войны стала миссия князя А.С. Меншикова в Константинополе, во время
которой он требовал восстановить права православной церкви в Палестине и
подтвердить их специальной конвенцией, вызывающие поведение князя закрывали
дорогу для разрешения конфликта мирным путем. Немаловажную провокационную роль
в развязывании войны сыграла Великобритания, посол которой сделал все для
развязывания войны.

Крымская война,
в ходе которой выделяют два этапа. Первый (ноябрь 1853 – апрель 1854 гг.) – это
собственно русско-турецкая кампания. Второй (апрель 1854 – февраль 1856 гг.)
был связан с англо-французской интервенцией в Крым и широкими боевыми
операциями на Кавказском фронте.

Итоги войны:

– Россия
потерпела поражение в Крымской войне;

главная задача
Англии и Франции, состоявшая в подрыве русского военного могущества в
Черноморском бассейне, была достигнута;

18 марта
состоялось подписание Парижского мирного трактата, который знаменовал собой
образование Крымской системы, базировавшейся на принципе нейтрализации Черного
моря. Россия лишалась прав иметь военный флот на Черном море, Россия также
теряла южную часть Бессарабии, однако ей удалось отстоять права молдавского,
валашского и сербского народов, дунайские княжества не попали под австрийское
иго.

Крымская война
оказала исключительное влияние на внутреннее положение страны. Она
способствовала развитию массовых крестьянских выступлений, а следовательно
ускорила складывание первой революционной ситуации в России.

Что вы знаете о деятельности народнических организаций «Земля и
воля» и «Народная воля»?

Первая крупная
революционно-демократическая тайная организация «Земля и воля» была создана в
1861 г. Ее идейным руководителем был Н.Г. Чернышевский. Своим программным
документом землевольцы считали статью Огарева «Что нужно народу», которая
предостерегала народ от преждевременных, неподготовленных выступлений.

Землевольцы
развернули активную нелегальную издательскую деятельность в своей типографии.
Они вели широкую устную пропаганду и агитацию, объясняя необходимость
ликвидации самодержавия, справедливого решения аграрного вопроса и установления
в России демократических свобод.

Ориентируясь на
подъем крестьянского и национально-освободительного движения в России,
землевольцы надеялись поднять революцию. Однако в 1863 г. крестьянское движение
пошло на спад, многие революционеры, в том числе Чернышевский, были арестованы.
В результате к весне 1864 г. «Земля и воля» перестала существовать.
Деятельность этой организации имела большое историческое значение: она была
центром сплочения наиболее активных демократически сил и оказала серьезное
влияние на последующее развитие освободительного движения, формирование
революционно-демократической идеологии в России.

В 1876 г.
организация «Земля и воля» возродилась сначала в форме организации
«Северно-революционной народнической группы». В ее состав входили участники
«хождения в народ» во главе с А.Д. Михайловым, Г.В. Плехановым, С.М.
Кравчинским, Н.А. Морозовым, В.Н. Фингером и др.

Программа
«Земли и воли» предусматривала осуществление социалистической революции путем
перехода всей земли к крестьянам и организации «мирского самоуправления» при
опоре на крестьянские общины. Главным средством к достижению цели они считали
бунты, стачки и демонстрации. «Земля и воля» имела тесные связи со
студенческими организациями. Практика деревенских поселений и агитации
землевольцев ожидаемых результатов не принесли. Народное восстание поднять не
удалось. Разочаровавшись в выбранных методах, не принесших существенных
результатов, некоторые землевольцы стали склоняться к тактике террора. В
результате споров о выборе тактики в организации произошел раскол. «Земля и
воля» разделилась на «Черный передел» и «Народную волю».

«Народная воля»
(1879 – 1881) была возглавлена А.Д. Михайловым, С.Л. Перовской, В.Н. Фингером и
др. Народовольцы считали, что народ задавлен и доведен до рабства
правительством. Их цель – произвести политический переворот и установить в
стране демократический строй, передать землю крестьянам, а фабрики – рабочим.
Для достижения своих целей народовольцы привлекали всех недовольных. Большое
внимание уделялось террору и подготовке цареубийства. Задуманное им удалось
осуществить – 1 марта 1881 г. был убит Александр II, однако это не вызвало восстания как
ожидалось. При Александре III, усилившем репрессии, почти все члены Исполнительного комитета
«Народной воли» были арестованы.

Каковы были предпосылки и результаты золотой реформы С.Ю. Витте?

Предпосылки
золотой реформы:

деятельность
предыдущих министров финансов Бунге и Вышнеградского, принимавших все возможные
меры на пути создания бездефицитного бюджета;

Крымская война
значительно ухудшило финансовое развитие России, для того чтобы вывести страну
из ситуации постоянного дефицита бюджета, необходимо было «поставить нашу
валюту на прочное основание»;

было необходимо
улучшить состояние государственного хозяйства страны, особенно обеспечить
возможность промышленного развития.

Результаты
золотой реформы:

– денежная
реформа укрепила внешний и внутренний курс рубля;

денежное
хозяйство было поставлено на один уровень с хозяйством западноевропейских
государств;

золотая реформа
улучшила государственное хозяйство вообще и дала значительный толчок развитию
промышленности России;

стабилизация
курса рубля способствовала расширению внешнеторговых связей России;

денежная
реформа дала Росси возможность сравнительно благополучно перенести японскую
войну.

Даты

Когда был издан «Указ о вольных хлебопашцах»?

20 февраля (4
марта) 1803 г.

Когда произошло сражение при Бородино?

26 августа 1812
г.

Когда был учрежден Государственный банк Российской империи?

Июнь 1860 г.

Когда была отменена подушная подать в России?

1887 год

Когда произошла отмена крепостного права в России?

«Манифест» был
издан в 1861 г., однако фактически освобождение крестьян началось в 1863 г.

Когда началось распространение марксизма в России?

В период 80-х
гг. началось распространение марксизма в России.

Персоналии

Каково историческое значение деятельности М.М. Сперанского?

Сперанский,
будучи либерально настроенным реформатором, способствовал становлению основ
конституционной монархии в России, вводя принцип разделения властей,
гражданские права для всех слоев населения. Деятельность Сперанского стала
предвестником либеральных реформ 60-70-х гг.

Кого вы знаете из западников и славянофилов?

Западники: Т.Н.
Грановский, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин, Н.В. Станкевич, М.А. Бакунин, С.М.
Соловьев, В.Г. Белинский, П.В. Анненков, И.И. Панаев, молодые А.И. Герцен и
Н.П. Огарев.

Славянофилы:
А.С. Хомяков, братья Аксаковы, братья Киреевские, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев,
князь В.А. Черкасский.

Кого вы знаете из либеральных деятелей, которые готовили и
проводили реформы 60-70-х гг.
XIX
в.?

С.С. Ланской,
Я.И. Ростовцев, братья Милютины, М.Х. Рейтерн, Н.Х. Бунге, А.В. Головнин.

Что вы знаете о политической деятельности М.Т. Лорис-Меликова?

М.Т.
Лорис-Меликов – министр внутренних дел, герой русско-турецкой войны,
генерал-губернатор Харькова.

Имя этого
министра финансов связывают с созданием «конституции». Основная мысль ее
состояла в том, что революционная деятельность интеллигенции не может быть
прекращена одними принудительными мерами. По его мнению, революционеры
пользовались моральной поддержкой умеренных классов общества из-за их
недовольства самовластием правительства. Он полагал, что правительство должно
удовлетворить умеренных, даровав конституцию. Лорис-Меликов считал, что
необходимо удовлетворить стремление представителей общества к участию в
государственной жизни через привлечение выборных представителей от земств к
работе над законопроектами. Однако воплотить этот план в жизнь не удалось из-за
убийства Александра II.

Каково значение деятельности М.Х. Рейтерна на посту министра
финансов?

Во время
деятельности Рейтерна на посту министра финансов был создан первый
Государственный банк, была расширена сеть кредитных учреждений, значительно
способствовавшая развитию торговли. Были проведены меры по ликвидации системы
казенных билетов.

В результате
деятельности Рейтерна в середине 70-х гг. в Росси начался финансовый и
промышленный подъем, были заложены основы финансовой и

экономической
политики.

Кого вы знаете из первых русских марксистов?

Г.В. Плеханов,
В.И. Засулич, В.Н. Игнатов.

Термины:

Охранительство

– это
официальная идеология самодержавия, выраженная в формуле «православие –
самодержавие – народность» и призванная обосновать и защитить устои
самодержавного строя. Эта идеология начала разрабатываться министром
просвещения С.С. Уваровым в 40-е гг. XIX в. в противовес революционной идеологии в обществе.
Представители: К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский, К.П. Победоносцев.

Либерализм

– во-первых,
образ мышления и деятельности, умонастроение, для которых характерны
независимость по отношению к традициям, догмам, во-вторых, совокупность
идейно-политических учений, политических и экономических программ, ставящих
целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного или
общественного принуждения по отношению к личности.

Радикализм

– революционное
движение, главной идеей которого является бунт и разрушение старой России.

Монометаллизм

– денежная
система ,при которой один металл (золото или серебро) выступает как всеобщий
эквивалент и основа денежного обращения. Например такая система была создана
при министре финансов Д.А. Гурьеве.

Разночинцы

– это дети
крестьян и торговцев, получившие начальное или высшее образование; лети из
среды духовенства, которые отказались быть священниками; дети мелких
чиновников, не желавшие следовать примеру своих отцов, и дети обедневших
дворян. Разночинцы быстро сформировали новый социальный класс – интеллигенцию,
в которую вошло много дворян.

Надельное землевладение

– это вид
земельной собственности, в соответствии в которой после отмены крепостного
права участки земли (наделы) находились в подворной или общинной собственности,
община должна была нести повинности за получение этой земли.

Список литературы

Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://sergeev-sergey.narod.ru/start/glava.html