Средняя школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов Доклад на тему: «Россия в 90-е гг. ХХ века». Написал ученик 11 класса Б Зарипов Эмиль Проверил учитель истории и обществознания Коршунова И. В. г. Нижнекамск, 2006 ВВЕДЕНИЕ Россия “издергана” резкими сменами социально-экономического строя. Двадцатый век в этом смысле – особо драматический период в многовековой истории
России. Думается, что возможность пережить в одном столетии несколько революций и контрреволюций, кардинально меняющих производственные отношения, удел только очень богатой страны, населенной людьми с высокими адаптационными способностями. Еще живы старики, помнящие Октябрьскую революцию, а уже ходят по улицам люди, готовые пожертвовать жизнью ради очередного политического и экономического переворота. Частыми были попытки преобразовать экономику
России в рыночном направлении. Со времен Петра Великого таких попыток было более десятка. Екатерина II, Александр I, Александр II, Сергей Витте, Петр Столыпин, В. Ленин, Н. Хрущев, М. Горбачев, Е. Гайдар, Б. Ельцин – вот неполный список рыночных реформаторов России. Россия много раз пыталась догнать Европу, достичь западных параметров социально-экономического
развития, привычных за рубежом стандартов жизни, но еще не разу не смогла выиграть в этой гонке. Резкое падение эффективности Советской экономики, а потом и ее безропотный развал в очередной раз выдвинули вопрос о реформах. Повторяясь, снова скажу, что реформы для России – дело привычное. Можно даже сказать, что Россия избалована реформами. Пожалуй, россияне всех поколений, так или иначе, испытывали на себе тяготы реформ или их последствий.
В то же время реформы никогда не приносили социального облегчения гражданам. Особенно не везло рыночным реформам. Ни одна реформа не была завершена, ни одна не привела к созданию развитой рыночной системы в национальной экономике. Каждый раз очередной реформатор надеется, что именно он, именно сейчас сумеет сделать то, что до него не смог сделать никто. И каждый раз рыночные реформы или прекращаются, или медленно замирают, или заменяются попятным, а то и реакционным движением. Реформаторы 90-х годов знали предшествующий опыт. И сделали еще одну попытку. РАСПАД СССР В конце XX века с политической карты мира исчезла крупнейшая империя – Советский Союз, что обернулось подлинной драмой для ее народов. Распад СССР – уход с международной арены мощнейшей политической доминанты вызвал широкий общественный резонанс. Отягощенная грузом многочисленных неразрешимых противоречий, советская система оказалась объективно
не готова к глобальным переменам в характере и тенденциях развития мировой экономики, а экономический кризис, разразившийся в стране в конце 80-х – начале 90-х гг. и приведший к распаду СССР, был обусловлен многолетней неэффективной экономической политикой, проводимой руководством страны. Это привело к экономическому истощению государства, к дискредитации социалистического способа производства и всей мировой социалистической системы. К началу 80-х гг. стали возникать трудности с добычей природных
ресурсов. В основе этого лежал ряд причин. Стало труднее поддерживать прежний уровень добычи нефти. Иссякали старые нефтепромыслы. Ухудшились геологические условия добычи нефти. Изменилась и конъюнктура международного нефтяного рынка. Все шире в хозяйстве внедрялись энергосберегающие технологии. Это влекло снижение потребности в энергоносителях.
На нефтяном рынке усилилась борьба нефтедобывающих стран. Цена на нефть снижалась. Кроме того, содержание ВПК, поддержание прежнего уровня развития социальной сферы требовали все больших бюджетных ассигнований. Источником их были внешние займы и золотой запас страны, который снизился с 2050 тонн в 1953 г. до 340 тонн в 1996 г. Все эти факторы заставляли руководство страны искать пути выхода из создавшегося положения. Была осознана необходимость структурной перестройки промышленности, изменения экономических отношений в народном хозяйстве. Это выразилось в попытках расширения хозрасчета, установления прямых экономических связей между предприятиями, введения арендных отношений и др. Структурная перестройка промышленности должна была произойти на основе конверсии ВПК. Но из-за отсутствия в бюджете необходимых средств на капитальные вложения и противодействия оборонных
предприятий, конверсия проводилась в ограниченных масштабах. Свой вклад в создание экономических трудностей для Советского Союза внесли страны, входящие в НАТО. Многолетнее противостояние двух военно-политических блоков показало, что успех в холодной войне мог быть достигнут лишь на экономическом поле битвы. Для достижения такого успеха аналитиками западных стран выявлялись слабые места в экономике
СССР, а правительствами стран НАТО проводились мероприятия, целью которых было ослабление советской экономики. Для этого организовывались широкомасштабные кампании по снижению на мировом рынке цен на нефть, ограничению экспорта советского природного газа, что приводило к уменьшению поступления в Советский Союз иностранной конвертируемой валюты. Введение США запрета на приобретение СССР новой промышленной продукции и новых технологий, рост вооружения стран
НАТО, повышение их технического уровня и стоимости обострили ресурсный и технологический кризис СССР, вызвали необходимость увеличения им собственных научных исследований. Все это вело к дальнейшему ухудшению экономической обстановки Советского Союза. Назрела объективная необходимость кардинальных, революционных перемен не только в экономике, но и в общественно-политическом устройстве страны, ведь параллельно экономическому кризису в стране созрели идеологический, а затем и политический кризисы. Дискредитация социалистической идеологии в СССР легитимизировала действия националистов в глазах населения и укрепила дезинтеграционные процессы в государстве. Новые идеи, связанные с построением правового государства, способствовали ослаблению партийной вертикали, право наций на самоопределение вплоть до отделения стало декларироваться как конституционное.
Республиканские элиты получили возможность требовать расширения своих полномочий в области государственного управления. Выборы подтвердили более высокую легитимность республиканских элит по сравнению с союзным руководством. Это и помогло им провозгласить суверенитет республик и получить независимость от центра. В этот период роль союзного руководства все более ослабевала, а руководство республик укрепляло собственные политические позиции. Регионализация власти стала фактом к началу 1991 г.
Для того, чтобы остановить процесс распада страны, был предпринят ряд шагов. Проведенный в марте 1991 г. референдум по вопросу о сохранении Советского Союза выявил в стране большое число сторонников сохранения федеративного социалистического государства (76% от числа голосовавших высказалось за сохранение СССР). Одновременно большинство россиян (около 80% от числа голосовавших) поддержали идею введения поста
президента РСФСР. 12 июня 1991 г. прошли первые всенародные выборы, в результате которых первым Президентом России стал Б. Н. Ельцин. Этот факт ставил вопрос о необходимости перераспределения властных полномочий между союзным и республиканским центрами. К августу 1991 г. был подготовлен проект Союзного договора. Его подписание означало бы переход к действительно федеративному государству, устранению ряда сложившихся в СССР государственных структур и замену ими новыми. Союзный договор лишал верхушку КПСС реальной власти, постов и привилегий, поэтому консерваторы в руководстве страны решили не допустить его подписания. В этих условиях происходят события 19 – 21 августа 1991 г. В отсутствие М. С. Горбачева, находившегося на отдыхе в Крыму, был учрежден Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП).
В него вошли вице-президент Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, министр обороны Д. Т. Язов, министр внутренних дел Б. К. Пуго, председатель КГБ В. А. Крючков, председатель Крестьянского союза СССР В. А. Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий СССР А. И. Тизяков, заместитель председателя
Совета обороны О. Д. Бакланов. ГКЧП объявил о введении чрезвычайного положения в ряде районов СССР, о реформировании структур власти, противоречащих Конституции СССР, о приостановке деятельности оппозиционных партий, запрете митингов и демонстраций, о проведении в ближайшем будущем экономических реформ. Заявления ГКЧП были подкреплены вводом войск в столицу.
Был объявлен комендантский час. На этом активные действия ГКЧП прекратились, и инициатива стала переходить к оппозиции, которую возглавил Б. Н. Ельцин, уже к утру 19 августа издав серию указов, квалифицирующих действия ГКЧП как государственный переворот. 22 августа 1991 г. члены ГКЧП были арестованы. М. С. Горбачев вернулся в Москву.
События 19 – 21 августа 1991 г. изменили страну. Ушла в прошлое перестройка, как «революция сверху». Результатом августовских событий 1991 г. явился распад СССР. Неудача попытки государственного переворота привела к утрате М. С. Горбачевым его влияния и власти, к упразднению прежних институтов центральной власти. Вскоре после провала путча восемь советских республик заявили о своей независимости. Эстония, Латвия, Литва, уже добившиеся признания независимости международным сообществом, 6 сентября 1991 г. были признаны и СССР. Заявления руководителей союзных республик о полной независимости и самостоятельности привели к тому, что Советский Союз фактически распался, что зафиксировал 5-й внеочередной съезд народных депутатов СССР. Также съездом был принят конституционный закон о власти в переходный период. Желая сохранить центр и, тем самым, свой пост,
М. С. Горбачев предложил новый вариант Союзного договора, но политические позиции президента СССР были уже слишком ослаблены путчем. 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще президентом РСФСР Б. Н. Ельциным, председателем Верховного Совета Белоруссии С. С. Шушкевичем и председателем Верховного Совета Украины Л. М. Кравчуком было подписано соглашение об образовании
Содружества Независимых Государств. Тем самым, констатировалось, что «Союз СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». 21 декабря 1991 г. в г. Алма-Ата была принята Декларация глав независимых государств (к СНГ присоединились еще 8 бывших союзных республик, кроме Грузии и Прибалтики). Подписанием этого договора заканчивалось существование
Советского Союза как единого государства. Президент СССР М. С. Горбачев был вынужден сложить свои полномочия. Распад СССР положил начало долговременному процессу изменения мирового и региональных балансов сил: экономических, политических, военных. По мнению Г. Киссинджера, государственного секретаря США в 1973 – 77гг «…Советский
Союз не должен был так быстро уходить из Восточной Европы. Мы очень быстро меняем баланс в мире, и это может привести к нежелательным последствиям…». Вся система международных отношений стала менее стабильной и менее предсказуемой. Отодвинулась угроза мировой, в том числе ядерной войны, однако повысилась вероятность локальных войск и вооруженных конфликтов, это испытывает на себе Россия сейчас – Чеченская война; как выразился второй президент РФ В.В.Путин, «…Ситуация на Северном Кавказе и в Чечне – это продолжение развала СССР. Какое-то время я надеялся, что с ростом экономики и развитием демократических институтов этот процесс будет заторможен. Но жизнь и практика показали, что этого не происходит». Резко уменьшились политический потенциал и влияние
России по сравнению с СССР, ее способность отстаивать свои интересы. Данную проблему наглядно показала ситуация в республике Украина в 2004 г. – выборы президента республики – острейшая борьба за высший государственный пост В. Ф. Януковича и В. А. Ющенко. Я считаю, что в Украине произошло столкновение интересов двух политических доминант – России и Запада; был констатирован факт того, что
Россия постепенно теряет сферы влияния на постсоветском пространстве. В международном плане распад СССР сопровождался некоторыми позитивными переменами. Внешний мир стал меньше опасаться России по сравнению с СССР. Потенциальная возможность создания враждебного по отношению к ней окружения уменьшилась. Разорваны миллионы человеческих связей, у людей сформировался комплекс «разделенной нации».
В 2003 г. компанией Romir Monitoring было проведено социологическое исследование по вопросу о распаде СССР: Респондентам в возрасте от 18 лет и старше были заданы следующие вопросы: 1) «Как Вы считаете, был ли распад СССР неизбежным или его можно было предотвратить?» Ответы на него распределились следующим образом: 2) «В целом, Вы сожалеете, что СССР распался, одобряете его распад или
Вам это безразлично?» Распад СССР не стал законченным актом, а инициировал длительный процесс строительства новых независимых государств. Этот процесс характеризуется значительной нестабильностью. Некоторые государства могут оказаться нежизнеспособными и распадутся, создадут новые формирования. Подобную ситуацию в настоящее время можно наблюдать во многих республиках бывшего СССР: в Грузии это проблемы, связанные с попытками отделения Абхазии, Аджарии, Южной Осетии. В Молдове – приднестровская проблема. Эту нестабильность придется регулировать – желательно политическими методами, и огромную роль в этом вопросе должна сыграть Российская Федерация, ни в коем случае не устраняясь от проблем бывшего СССР. Иначе, вместо нас эту проблему решит Запад, и Россия окончательно потеряет влияние на пространстве бывшего
СССР. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство – Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В числе первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством,
сформировать российскую государственность. Продолжение курса реформ Государственный аппарат России в конце 80-х годов состоял из двухступенчатой системы органов представительной власти – Съезда народных депутатов и двухпалатного Верховного Совета. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б. Н. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооруженными силами.
Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный суд РФ. Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Деятельность государственного аппарата протекала в условиях жесткой конфронтации законодательной и исполнительной власти. Состоявшийся в ноябре 1991 г. V Съезд народных депутатов предоставил президенту широкие полномочия для проведения экономических реформ. Большинство депутатов российского парламента в этот период поддерживали курс социальной экономической реформы. К началу 1992 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е. Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Центральное место в ней занимали меры по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования (меры "шоковой терапии"). Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению)
собственности. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики. Предусматривались жесткие меры налогового обложения, либерализация цен и усиление социальной помощи малоимущей части населения. Проведенная в соответствии с программой либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения: в 1994 г. он составлял 50% от уровня начала 90-х годов.
Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Госбанке. Приватизация госсобственности охватила, прежде всего, предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 000 промышленных предприятий. Тем самым государственный сектор потерял роль ведущего в индустриальной сфере. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности производства.
В 1990-1992 гг. ежегодное падение производства составляло 20%. К середине 90-х годов тяжелая промышленность оказалась практически разрушенной. Одним из последствий приватизационной политики явился распад энергетической инфраструктуры. Конституционный кризис Курс на либерализацию экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий вызывали неудовлетворенность и раздражение у значительной части населения. Недовольство результатами реформ выражали многие должностные лица. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е. Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров РФ стал B. C. Черномырдин, в течение многих лет находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента
Б. Н. Ельцина и парламента. Отсутствие четкого разделения обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти вело к обострению конфликта между ними. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б. Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в "реакционную силу". Противостояние властей особенно усилилось осенью 1993 г.
К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако депутаты парламента, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее приятие. 21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти – Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента.
Часть депутатов отказались признать законность действий президента и заявили об отстранении его от власти. Был приведен к присяге новый президент – А. В. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ. В ответ на антиконституционный акт президента в Москве силами оппозиции были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2-3 октября).
Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телецентра. В попытке изменить курс социально-экономических реформ участвовали несколько десятков тысяч человек. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска. В ходе событий несколько сот его участников погибли либо получили ранения. Внутренняя политика В декабре 1993 г. состоялись выборы в новый орган государственной власти – Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В канун выборов возникли несколько политических блоков и коалиций. Широкую известность приобрели блоки "Выбор России" и "Явлинский, Болдырев, Лукин" ("Я-Б-Л"), Российское движение демократических реформ, предвыборное объединение "
Отечество". Большинство объединений и партий выступали за многообразие форм собственности, усиление социальной защиты населения, за единство и целостность России. Однако в вопросах национально-государственного строительства их позиции основательно расходились. Блок "Я-Б-Л" отстаивал идею конституционной федерации, КПРФ – восстановление на новой основе союзного государства,
ЛДПР – возрождение российского государства в рамках до 1977 г. В результате проведенных на многопартийной основе выборов в парламент вошли представители 8 партий. Наибольшее число мест получили "Выбор России", ЛДПР, Аграрная партия и КПРФ. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством
с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и С Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура
Федерального собрания — постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России были отнесены: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войны и заключение мира, руководство внешнеэкономическими связями. Подчеркивалась самостоятельность органов трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Законодательно закреплялись политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности. Конституция создавала условия для достижения в обществе политической устойчивости. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ Отношения России и США Правительство США одним из первых признало независимую Россию, установив с ней дипломатические отношения в полном
объеме. Вслед за США независимость России признали, назначив своих послов, Германия, Англия, Франция, Италия и другие западные страны. 24 декабря СССР перестал быть членом ООН – его место заняла Россия. В 1992 – 1994 гг. главной задачей администрации Ельцина была гармонизация отношений с Западом. Дипломатия новой
России с первых самостоятельных шагов была ориентирована на достижение предпочтительных отношений с США, нередко ценой тех или иных односторонних уступок и появления элементов неравноправности российской стороны. 16 июня 1992 г. президент России Б. Ельцин прибыл с официальным визитом в США. Это была первая российско-американская встреча на высшем уровне постсоветской эры. После первого же раунда встречи в верхах Дж. Буш и
Б. Ельцин объявили о беспримерном сокращении стратегических вооружений. «Рамочное соглашение» (меморандум) по СНВ предполагало, что к 2003 г. общие запасы стратегических ядерных вооружений США и России будут сокращены с 21 тыс. боеголовок до 6-7 тыс т. е. по 3,5 тыс. для каждой стороны. Таким образом, соглашение явилось результатом уступок с обеих сторон. На встрече президентов России и США было подписано в общей сложности 39 совместных документов.
Среди них: • Вашингтонская Хартия, определяющая основные принципы наших отношений; • меморандум по вопросам радикальных сокращений стратегических вооружений; • договор о двойном налогообложении; меморандум об «открытой суше», снимающий статус «закрытости» со своей территории США и России для российских и американских официальных лиц; • договор о защите инвестиций и т. д. Все 39 российско-американских документов были направлены на укрепление взаимопонимания и партнерства между двумя державами. Большим событием в истории российско-американских отношений является подписание 17 июня президентами США и России Хартии российско-американского партнерства и дружбы. В частности в Хартии говорилось: • Соединенные Штаты Америки полностью поддерживают усилия Российской Федерации по созданию демократического государства и общества, основанных на верховенстве права и уважении основных прав человека… •
Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки будут тесно взаимодействовать на международной арене в интересах продвижения и защиты общих демократических ценностей, прав человека и основных свобод… • Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки подтверждают свою решимость строить демократический мир, основанный на двуедином фундаменте политической и экономической свободы… • Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки вновь заявляют, что они не рассматривают друг друга
в качестве противников и развивают отношения партнерства и дружбы. Как мы видим, проблема сотрудничества России и Запада сложна и многопланова: охватывает военно-политическое, экономическое, научно-техническое, гуманитарное сотрудничество. Уровень, формы и масштабы сотрудничества на протяжении 1991-1997 гг. постоянно развивались под воздействием положительных и отрицательных импульсов. Для российско-американских отношений описываемого периода главной,
самой важной чертой был отказ от противоборства, формирование нового типа отношений, которым присуща общая заинтересованность в укреплении всеобщего мира, в проведении демократических преобразований в России и ее интеграции в мировое сообщество. В основном, позиции США и России были близки или совпадали, но по некоторым вопросам между ними возникали разногласия. Иногда они были связаны с несговорчивостью Вашингтона, его стремление, опираясь на амбиции сверхдержавы, полностью или частично игнорировать законные интересы партнера. Но и российская дипломатия не была свободна от ошибок. Иногда Россия не желала признавать свой новый политической статус и проявляла рецидивы имперского мышления. К весне 1998 г. экономическое сотрудничество России и США окрепло, поднялось на более высокий уровень. Некоторые из факторов развития сотрудничества между
Россией и США в первой половине 1998 г.: • К 1998 г. США прочно заняли 1 место среди иностранных государств по экспорту частных инвестиций в Россию (6,2 млрд. долл.); • За период 1993-1997 гг. объем двусторонней торговли между США и Россией увеличился на 50 %. Общая сумма капиталовложений США к началу 1998 г. возросла в 8 раз; • Среди совместных российско-американских проектов были разработка
нефтяных месторождений на шельфе Сахалина, сотрудничество в освоении и использовании космического пространства, конверсионные проекты и т. д. Партнерство двух стран имело прочную базу, близость или совпадение интересов обеих стран в решении коренных проблем человечества на рубеже XXI века. Этот важнейший вывод, который раскрывает сущность российско-американских отношений в 1998-1999 гг. нашел должное отражение, как в документах, так и в выступлениях руководителей и государственных
деятелей обеих стран. Контакты России и НАТО Весной 1995 г. российская дипломатия предприняла шаги к расширению форм сотрудничества с НАТО 31 мая в Нордвейне (Нидерланды) министр иностранных дел РФ А. Козырев участвовал в заседании Совета НАТО на уровне министров иностранных дел. На Совете НАТО, происходившем по формуле «16+1», А. Козырев заявил о присоединении России к программе
НАТО. Учитывая новый, прозападный курс постсоциалистических стран Восточной Европы и опасаясь остаться в изоляции, Россия стремилась наладить в той или иной форме сотрудничество с НАТО. Вступление России в Совет НАТО «Партнерство во имя мира» отвечала как интересам России, так и задачам укрепления европейской безопасности. В конце 1995 г. были сделаны первые шаги на пути развития контактов с НАТО в области практического миротворчества. Крупномасштабное сотрудничество в рамках операции по выполнению соглашения по прекращению огня в Боснии и Герцеговине являлось важным вкладом в формировании российско-натовских отношений. Сближение между Россией и НАТО получило однозначную оценку на Западе. Генеральный секретарь НАТО Хавьер Солона в июле 1996 г. заявил: «НАТО и Россия разделяют общую ответственность за европейскую безопасность.
Мы должны развить успех, которого добились в совместных действиях в Боснии». Основной причиной роста напряженности в 1995-1996 гг. между Россией и США было намеренье Вашингтона расширить НАТО. При этом в роли ближайших кандидатов в новые члены выступали Венгрия, Чехия и Польша. Таким образом, речь шла о соседях
России, которые в течение 36 лет были ее союзниками по ОВД. На их территории до 1993 г. проходили передовые рубежи защиты национальной безопасности России, здесь располагались российские войска, системы ПВО, аэродромы, ракетные установки. Естественно, что перспектива продвижения НАТО к границам России вызвала беспокойство и решительный протест
Кремля. Факты свидетельствовали о том, что Вашингтон намерен добиться расширения НАТО и что Россия не имеет возможности помешать этому. Давление Москвы вынудило НАТО пойти на уступки: 10 декабря 1996 г. министры иностранных дел стран НАТО приняли постановление о неразрешении ядерного оружия НАТО на территории новых будущих членов альянса (Венгрия,
Чехия, Польша). В результате напряженных переговоров к концу мая 1997 г. удалось согласовать компромиссный текст соглашения между Россией и СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИМ АЛЬЯНСОМ. Договор Россия – НАТО документально подтвердил окончание 50-летней «Холодной войны» между Востоком и Западом. В договоре выражено твердое намерение его участников «совместно строить прочный и всеобъемлющий мир в Евроатлантическом регионе», обеспечивать создание «стабильной, мирной и неразделенной Европы, единой и свободной, на благо всех народов». Согласно этому документу НАТО будет продолжать процесс «глубоких трансформаций», пересмотрит свою стратегическую концепцию, существенно сократит обычные и ядерные силы. Со своей стороны Россия обязуется пересмотреть военную доктрину, чтобы обеспечить полное соответствие новым реалиям в сфере безопасности, провести сокращение обычных и ядерных сил.
Таким образом, основополагающий Акт имеет определенное положительное значение: • Он ослабил недоверие между Россией и Западом; • Создал механизм для разработки и осуществления совместных решений проблем безопасности на европейском континенте. Спустя 5 недель блок НАТО, как и было запланировано, сделал практические шаги к расширению своего состава за счет стран Восточной Европы (Польши, Венгрии и Чехии).
С точки России, расширение НАТО явилось самой крупной ошибкой США после окончания «Холодной войны». Но в то же время Москва не считает возможным драматизировать ситуацию: и в новой ситуации национальная безопасность страны по-прежнему обеспечена в полном объеме, при этом ни одну из стран Европы Россия не рассматривает в качестве потенциального противника.
Вступление в Совет Европы Еще в 1992 г. Россия подала заявку на вступление в Совет Европы, и уже 25 июня 1992 г. Комитет министров иностранных дел Совета Европы рекомендовал Парламентской ассамблее решить вопрос положительно. Но в связи с чеченской трагедией процедура рассмотрения заявки была прервана. В январе 1996 г. Парламентская ассамблея приняла решение о приеме
России в Совет Европы. Россия стала 39-м членом этой организации. Факт вступления России в Совет Европы укрепляет процесс создания единой Европы, свободной от раскола на два враждующих блока. Но это и влечет за собой дальнейшую демократию России на основе внесения существующих изменений в ее законодательство, чтобы отразить общепринятые европейские стандарты в области гражданских прав: • Запрет смертной казни; • Право гражданина сразу после ареста иметь свидание с адвокатом; • Защита авторского права на интеллектуальную собственность. Россия и Европейский Союз В европейской политике и экономике огромную роль играет Евросоюз, внутри которого установлена свобода движения товаров, капиталов, рабочей силы и услуг. Естественно, что интеграция России в европейскую экономику невозможна без налаживания тесного сотрудничества
с ЕС. Такое сотрудничество стало возможным после ратификации Государственной думой и Советом Федераций в ноябре 1996 г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским Союзом. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) – первый международно-правовой документ, построенный на основе равноправия и отказа от дискриминации в отношении между
Россией и Западом. В политическом плане соглашение устанавливает постоянный диалог между Россией и ЕС на высшем уровне. Это означает, что отношения между Москвой и Брюсселем, где находится штаб-квартира ЕС, становятся формально такими же, как между ЕС и США. СПС дает широкую юридическую базу для развития внешнеэкономических связей. Оно предусматривает практическую реализацию четырех свобод – свободы движения товаров, капиталов, рабочей
силы и услуг. Россия обязана предоставить комиссиям ЕС национальный режим в России, т. е. те же права и льготы, которые имеют российские компании. Учитывая, что на страны ЕС приходится более 40 % российской внешней торговли, устранение дискриминационных барьеров в торговле с ЕС позволит экспортерам России сэкономить сотни миллионов долларов в год, которые раньше шли на оплату таможенных пошлин. Вступление
России в «семерку» В июле 1992 г. Президент России был впервые приглашен на политическую часть Проходившего в Мюнхене совещания «большой семерки» развитых стран мира. В последующем участие российского Президента в саммитах «клуба великих держав» стали регулярными. На Состоявшейся в июне 1997 г. в Денвере (США) очередной встрече лидеров стран «большой семерки» было принято решение о преобразовании ее в «большую восьмерку» с участием России (в рамках политической дискуссии). Если не принимать в расчет мелкие шероховатости и оценить главные результаты встречи в Денвере, то можно сказать, что включение в «семерку» открыло перед Россией широкие возможности получения финансовой помощи Запада. Далее последовали встречи «восьмерки» В Бирмингеме в 1998 г. и Кельне – в 1999 г где Россию представлял тогдашний премьер-министр
С. В. Степашин. Вскоре после трансформации «семерки» в «восьмерку» Россию приняли в престижное объединение кредиторов Парижский клуб. Россия стала его 19-м членом. Вступление в Парижский клуб кредиторов произошло 17 сентября 1997 г. У России большой внешний долг – более 100 млрд. долл.
Но это не должно волновать или пугать россиян, поскольку одновременно страны «3-го мира» должны нам около 130 млрд. долл. Став членом элитного клуба, Россия получила в руки инструмент воздействия на 25 стран-должников, признающих Парижский клуб. В том числе на пять наших главных должников – Вьетнам, Мозамбик, Йемен, Эфиопию, Алжир, которые в сумме должны нам около 20 млрд. долл. Членство в Парижском клубе меняет статус России в мировой экономике.
Из разряда должников она стала страной-кредитором. Россия и СНГ Отношения России с новыми независимыми государст¬вами на постсоветском пространстве поначалу определя¬лись проблемами формирования политического и эконо¬мического сотрудничества в рамках СНГ, защитой инте¬ресов русскоязычного населения (25 млн. человек) в ближнем зарубежье, разделом «наследства» некогда еди¬ного союзного государства и, прежде всего, огромного во¬енного потенциала советских
Вооруженных Сил. Сразу же после распада СССР резко обострились от¬ношения России с Украиной, что было связано с пробле¬мой раздела Черноморского флота и вопросом о статусе Крыма и военно-морской базы Севастополя. Попытка создания Объединенных Вооруженных Сил СНГ, пред¬принятая в 1992 г не увенчалась успехом. В связи с этим российское руководство в мае 1992 г. приняло решение о формировании ВС России. Их численность была уста¬новлена законодательством в размере 1 % от общего чис¬ла населения страны. Это повлекло за собой резкое со¬кращение общего числа военнослужащих и разработку программы необходимой реорганизации всей структуры Вооруженных Сил. Одновременно происходил вывод во¬енных группировок из стран бывшего
Варшавского бло¬ка, Германии и республик Прибалтики. В комплексе во¬енных вопросов важное место занимала проблема сокра¬щения ядерного потенциала, доставшегося России в на¬следство от СССР. После распада союзной державы ракетно-ядерное вооружение сохранилось на территории не только РФ, но и Белоруссии, Украины и Казахстана. Три бывших советских республики декларировали свой безъядерный статус и обязались передать
находившееся на их территории ядерное оружие России. Однако в связи с осложнением российско-украинских отношений Киев долго оттягивал осуществление передачи ядерного арсе¬нала. Лишь в январе 1994 г. в Кремле было подписано со¬вместное американо-российско-украинское заявление о ликвидации ядерного оружия на Украине, и произошло ее присоединение к
Договору о нераспространении ядер¬ного оружия. Го¬сударства ближнего зарубежья не могли обойтись без эф¬фективной военно-политической поддержки России. Выходом из создавшейся ситуации (после распада ОВС СНГ) стало заключение 15 мая 1992 г. в Ташкенте Догово¬ра о коллективной безопасности (ДКБ), подписи под кото¬рым поставили лидеры Армении, Казахстана,
России, Уз¬бекистана, Таджикистана и Туркмении, а к концу 1993 г. к ДКБ присоединились Азербайджан, Белоруссия и во¬шедшая в 1993 г. в СНГ Грузия. Выступая под эгидой Содружества, ВС России в 1992-1993 п. взяли на себя важные функции по урегу¬лированию межнациональных и межэтнических кон¬фликтов, вспыхнувших на периферии постсоветского пространства (приднестровский, осетино-грузинский, грузино-абхазский и межтаджикский конфликты). После того, как распад союзного государства приобрел необратимый характер, а его основные материальные и военные ресурсы были разделены, связи между страна¬ми – участницами Содружества стали приобретать все бо¬лее отчетливый межгосударственный характер. Наметился прогресс в развитии структур СНГ. Главным направлением в сотрудничестве России со странами СНГ явилось налаживание двусто¬ронних отношений.
В октябре 1994 г. на очередном сам¬мите лидеров СНГ было принято решение о создании Межгосударственного экономического комитета и фор¬мировании Таможенного союза государств – участников Содружества. 29 марта 1996 г. был подписан четырехсторонний Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях между Белоруссией, Казахста¬ном, Киргизией и
Россией. В рамках этого договора было принято решение о создании исполнительных органов «четверки», а 2 апреля в Москве состоялось подписание Договора об образовании Сообщества Белоруссии и России. Председателем Высшего совета Сообщества был утвер¬жден президент Белоруссии А. Г. Лукашенко. Дата под¬писания договора была объявлена
Днем единения наро¬дов России и Белоруссии, что для большинства граждан обеих стран зримо продемонстрировало возрождение славянского единства. А ровно через год российско-бело¬русское Сообщество было преобразовано в Союз Белорус¬сии и России. После всенародного обсуждения 23 мая 1997 г. был одобрен Устав Союза. В конце 1999 г. огла¬шен полностью согласованный проект
Союзного догово¬ра России и Белоруссии, который призван стать юриди¬ческой основой полного объединения двух суверенных государств постсоветского пространства. Важным результатом в процессе формирования Тамо¬женного союза стало подписание в феврале 2000 г. Согла¬шения об Общем таможенном тарифе государств – уча¬стников Таможенного союза, направленного на проведение единой тарифной политики, формирование механизма согласования и применения единых ставок ввозных таможенных пошлин. Так, 10 октября 2000 г. на заседании Межгосударственного совета государств – участников Таможенного союза был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. На фоне сближения братских славянских республик российско-украинские отношения, прежде всего из-за проблемы раздела Черноморского флота и статуса
Севастополя, долгое время продолжали оставаться крайне напряженными. Лишь после того, как Россия пошла навстречу Украине в урегулировании этих вопросов, в конце мая 1997 г. в Киеве было подписано соглашение о параметрах раздела Черноморского флота на территории Украины (в Крыму), а также об аренде Севастопольской военно-морской базы. В результате этого 31 мая 1997 г. состоялось подписание
Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Москвой и Киевом. Вместе с тем российско-украинские отношения и поныне являются одной из самых сложных проблем российской внешней политики. Одним из ключевых вопросов продолжает оставаться проблема погашения «энергетической» задолженности Киева Москве, среди возможных формул решения которой – разработка российско-украинского соглашения «Газ в обмен на стратегические бомбардировщики», а также привлечение российского
капитала в акционирование крупнейших промышленных предприятий Украины. Значительными усилиями была отмечена внешнеполитическая деятельность России в сфере укрепления безопасности и проведения миротворческих операций на постсоветском пространстве. Так, 21 июля 1994 г. состоялось подписание российско-молдавского соглашения при участии лидеров «самопровозглашенной» Приднестровской Молдавской республики о прекращении боевых действий и разводе противоборствующих группировок в Приднестровье. А 8 мая 1997 г. при гарантии президентов России и Украины лидеры Молдовы и Приднестровья П. Лучинский и И. Смирнов подписали в Москве Меморандум об основах нормализации отношений. Также при посредничестве России летом 1997 г. впервые состоялись прямые переговоры лидеров Грузии и Абхазии Э. Шеварднадзе и В. Ардзинбы с целью урегулирования затянувшегося грузино-абхазского
конфликта. Помимо этого в Москве также состоялось подписание соглашения о прекращении боевых действий и формировании комиссии по национальному примирению в Таджикистане. По-прежнему велико значение российской пограничной службы в охране внешних границ стран Содружества, особенно в связи с незатухающей гражданской войной в Афганистане. Россия и страны дальнего зарубежья Внешняя политика
России по отношению к странам дальнего зарубежья в 1992–1993 гг. находилась в состоянии переходного периода. Шел активный поиск новых инструментов осуществления национальной политики РФ в изменившемся мире. В апреле 1992 г. Россия была принята в Международный валютный фонд и Всемирный банк, которые обязались предоставить ей финансовую помощь в размере 24 млрд. долл. Для проведения рыночных преобразований.
Однако эта помощь предоставлялась не единовременно и при жестком контроле со стороны этих международных финансовых организаций. Значительное место в российской внешней политике в 1992–1993 гг. отводилось укреплению отношений с ведущими странами Азиатско-Тихоокеанского региона: были установлены дипломатические отношения с Южной Кореей, наладились постоянные контакты со странами АСЕАН, а Китай стал главным торговым партнером России.
Одной из самых сложных проблем оставались российско-японские отношения. Прежде всего, это связано с нерешенностью территориальной проблемы так называемых «северных территорий» – четырех островов Южно-Курильской гряды. Одновременно резко ослабли связи России с ее традиционными союзниками в Азии Монголией, Вьетнамом, КНДР, Ираком, Сирией и другими странами. Но на фоне ослабления реального влияния и роли России на международной арене формально ее статус великой державы и постоянного члена Совета Безопасности ООН даже возрос. Происходили регулярные встречи на высшем уровне с Лидерами ведущих стран Запада, прежде всего США, Франции, Германии, Великобритании. С конца 1993 г. политическое руководство
РФ все чаще заявляло о России как о великой державе, имеющей самостоятельные национальные и геополитические интересы на международной арене. Проявлением этой тенденции стало усиление внешнеполитической активности России в Азии, расширение контактов со странами Ближнего и Среднего Востока и даже Латинской Америки. Особенно заметным стал прогресс в налаживании взаимовыгодных отношений с государствами Скандинавии, особенно с Финляндией.
Усилились позиции России в решении вопросов арабо-израильского урегулирования, а также в урегулировании балканского кризиса. Россия направила на Балканы свой миротворческий контингент в составе сил ЕВРОФОРа. В 1994 г. руководство НАТО (по инициативе президента США Б. Клинтона) предложило России, присоединиться к программе «Партнерство во имя мира», ставшей компромиссом между позициями США и России. В этот же период Россия продолжала вывод войск из стран
Центральной и Восточной Европы и государств Прибалтики. 31 августа 1994 г. в Берлине состоялась торжественная церемония вывода последних российских частей на Родину. Накануне (в июне 1994 г.) Россия, как и другие страны СНГ, присоединилась к натовской программе «Партнерство во имя мира». Важнейшим направлением в развитии международ¬ных отношений
России в мире стало ази¬атское направление. Новый рубеж – это визиты В. В. Путина в Китай на очередной саммит «восьмерки» на Оки¬наву, в КНДР, а также в Индию, осуществленные летом 2000 г. А ровно через год – летом 2001 г. – состоялись официальные визиты лидеров ведущих азиатских стран в Москву. Так, в середине июля 2001 г. российскую столи¬цу посетил Председатель КНР Цзян Цзэминь, подписав¬ший в Кремле российско-китайский Договор о добросо¬седстве, дружбе и сотрудничестве. Особенно длительный визит в Россию осуществил лидер Северной Кореи Ким Чен Ир, проехав на личном поезде от Владивостока до Санкт-Петербурга. Таким образом, условно можно выделить три основных этапа формирования
внешней политики России в постсоветский период. Примерно до конца 1993 г. шел интенсивный поиск приоритетных направлений внешней политики в связи с распадом гос¬подствовавшей в течение всего послевоенного периода двухполюсной системы «Восток – Запад», лидерами ко¬торой являлись СССР и США. В 1994-1998 гг. осущест¬влялась гармонизация внешнеполитического курса Рос¬сии с политикой ведущих индустриальных держав мира, укреплялись позиции на постсоветском пространстве
с ориентацией на более тесные и плодотворные двусторонние отноше¬ния со странами СНГ. Наконец, период 1999-2004 гг. можно охарактеризовать как этап реалистической внеш¬ней политики постсоветской России, в рамках которой выстраиваются двусторонние отношения с самыми раз¬ными странами мира. Постепенно определились два важнейших направле¬ния российской внешней политики. Прежде всего, это установление отношений с бывшими советскими республиками или так называемым ближним
(«новым») зару¬бежьем и дальнейшее развитие отношений с ведущими странами «дальнего зарубежья» Востока и Запада, в первую очередь с США и государствами Евросоюза. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проанализировав большое количество периодической литературы, я пришел к выводу, что за последние девять лет мы пережили три финансовых кризиса (1991,1994,1998 гг.). Каждый из двух предыдущих, сопровождавшийся очередным нагнетанием политической напряженности, завершался формированием новых рыночных институтов. Кризис 1989-1991 гг. был порожден в условиях острой не¬хватки инвестиционных ресурсов и растущего де¬фицита госбюджета, характерных для последних лет существования административно-командной системы, государство сразу же резко ограничило свои экономические функции, сведя их к регулированию долларизированных денежных оборотов и попыткам обеспечить на основе финансовую стабилизацию. Вместе с тем были сведены к минимуму инвестиционные и денежные потоки в материальное производство.
Банковская система, не имея адекватных механизмов, способных удержать финансовые потоки внутри производственной сферы, шла по пути инфляционного кредитования экономики. Неизбежно накапливались предпосылки финансового кризиса, который и разразился в 1994 году. На выходе из этого кризиса началось становление фондовых рынков и формирования новых форм государственного долга. Кризис 1998 г. является кризисом инвестиционной системы в целом.
Он включает кризис государства как глобального инвестора; кризис международного финансового капитала как кредитора российских реформ; кризис банковской системы, оказавшейся неспособной совместить стабилизацию валютного курса рубля. На основе всего вышеизложенного я пришел к выводу, что Россия в период 1991-1999 гг. находилась в глубоком кризисе, что не могло не отразиться на внутригосударственных социально-политических и экономических процессах. СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Букашев В. В. Новая Россия и Запад: процесс сближения и интеграции.– Москва, 1998 2. Селезнев Г. К. Политическая история современной России 1991-2001, Москва, 2001 3. «Новейшая история России». Санкт-Петербург, Издательский дом «Нева» 1997 4. «История России, ХХ век». Москва «Норма», 1997 5. Поляк Г.Б. Всемирная история. Москва,1997 6. А. Семенов. «Чем был Советский Союз и что означает его распад?» Москва, 2001 .